УДК 159.99
Шутова Екатерина Павловна
аспирант, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-3081-5019 e-mail: [email protected]
Великанова (Герасимова)
Александра Сергеевна
доцент, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г Белгород, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-1983-2053 e-mail: [email protected]
Ekaterina P. Shutova
Postgraduate student, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia ORCID: 0000-0003-3081-5019 e-mail: [email protected]
Alexandra S. Velikanova (Gerasimova)
Associate Professor, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia ORCID: 0000-0003-1983-2053 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2021-10-187-194
ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье проанализирована психологическая литература по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников. Выработана авторская теоретико-методологическая позиция и представлены результаты ее апробации. Показано, что имеющиеся подходы можно разделить на две основные группы. Одни исследователи делают акцент на цели и конечном результате профессионального самоопределения, другие стремятся раскрыть алгоритм самого процесса и/или его этапы. Ученые единодушны во мнении, что выбор профессии старшеклассниками является первым и самым ответственным этапом профессионального самоопределения личности в целом. В то же время в отечественной психологии практически не представлены концепции профессионального самоопределения старшеклассников, которые отражали бы единство теоретических положений и методов его изучения. Для преодоления существующих ограничений в статье предложено рассматривать профессиональное самоопределение старшеклассников с позиции дея-тельностного подхода как особый вид деятельности, имеющий свою структуру. В качестве мотивационного компонента выступают мотивы выбора профессии, а операциональным компонентом является статус профессиональной идентичности старшеклассников. На основе деятельностной методологии обсуждаются результаты эмпирического исследования уровня сформированности профессионального самоопределения старшеклассников. Ключевые слова: старшеклассник, профессиональное самоопределение, выбор профессии, деятельностный подход, структура профессионального самоопределения, смыслы профессиональной деятельности, мотивы выбора профессии, мотивационная направленность личности, статус профессиональной идентичности, уровень профессионального самоопределения
Для цитирования: Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии//Вестник университета. 2021. № 10. С. 187-194.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION THEORY OF SENIOR PUPILS IN RUSSIAN PSYCHOLOGY
Abstract. The article analyses the psychological literature on the problem of senior pupils' professional self-determination. The author s theoretical and methodological position is elaborated and the results of its approbation are presented. It is shown that the available approaches can be divided into two main groups. Some researchers focus on the goal and end result of vocational self-determination, while others seek to reveal the algorithm of the process itself and/or its stages. Researchers are unanimous in their opinion that the choice of an occupation by senior pupils is the first and most responsible stage ofprofessional self-determination for the individual as a whole. At the same time, the senior pupils'professional self-determination concepts, which would reflect the unity of theoretical positions and methods of its study, are practically not presented in national psychology. To overcome the existing limitations, the article proposes to consider the senior pupils 'professional self-determination from the position of the activity approach as a special kind of activity with its own structure. The motivational component is the motives for choosing a career, while the operational component is the senior pupils' professional identity status. The empirical study results of the offormation level of senior pupils 'professional self-determination are discussed on the basis of the activity methodology.
Keywords: senior pupil, professional self-determination, carreer choice, activity methodology, professional self-determination structure, meanings of professional activity, motives for choosing a profession, personality motivational orientation, professional identity status, professional self-determination level
For citation: Shutova K.P., Velikanova A.S. (2021) Professional self-determination theory of senior pupils in Russian psychology. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 187-194. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-10-187-194
© Шутова Е.П., Великанова А.С., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Shutova K.P., Velikanova A.S., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
В современных условиях актуальность проблемы профессионального самоопределения старшеклассников неизмеримо возрастает. Цифровизация всех сфер жизнедеятельности привела к появлению новых и исчезновению старых профессий. В связи с этим неизбежно возросла конкуренция на рынке труда, повысились квалификационные требования к специалистам и необходимость постоянного повышения профессионального уровня [3; 4; 9].
Постановка проблемы
Современным старшеклассникам становится все труднее сделать осознанный и ответственный выбор своего профессионального пути. Они предпочитают перекладывать ответственность на значимых взрослых или руководствоваться общественным мнением о престижности тех или иных профессий. Такой подход к выбору профессии является малоэффективным и способен привести к грубым, а порой и трудно поправимым ошибкам [4; 11]. Кроме того, на сегодняшний день выбор профессии старшеклассниками не является сугубо личной, а считается общегосударственной проблемой, поскольку тратятся колоссальные ресурсы на образование студентов, которые в дальнейшем не всегда работают по специальности [13].
Литературный обзор
Проблема профессионального самоопределения личности всегда находилась в центре внимания следующих отечественных и зарубежных психологов: Л. И. Божович, В. Ф. Сафин, С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, А. А. Абульханова-Славская, Д. А. Головаха, Г. Олпорт, Э. Фромм, Дж. Холонд, М. Р. Гинзбург, Н. С. Пряж-ников, А. К. Маркова, О. К. Тихомиров, Т. В. Корнилова и др. Первоначально рассмотрим, как в психолого-педагогической литературе определяется содержание термина «профессиональное самоопределение» личности вообще, безотносительно к конкретному субъекту. Оказалось, что имеющиеся исследования (определения) можно разделить на два основных направления по степени детализации процесса. Представители первого направления делают акцент и изучают по большей части цель и конечный результат профессионального самоопределения. Н. С. Пряжников считает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-культурной ситуации» [12, с. 21]. Профессиональное самоопределение, с позиции К. А. Абульхановой-Славской, есть «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» [14, с. 152]. При этом автор, как и многие другие исследователи, акцентирует внимание на таком аспекте самоопределения, как самодетерминация, собственная активность субъекта [5]. В то же время представители другого направления стремятся раскрыть (более или менее подробно) алгоритм самого процесса и/или его этапы. По мнению М. В. Фирсовой, профессиональное самоопределение связано с «нахождением своей ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку мировоззренческой позиции и жизненной стратегии» [7, с. 37]. Развернутое и операциональное определение дает А. М. Газиева: «профессиональное самоопределение - это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии на основе анализа своего потенциала и соотнесение его с требованиями профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности» [14, с. 47]. Таким образом, профессиональное самоопределение личности рассматривается отечественными учеными как непрерывный процесс построения, реализации и корректировки «дорожной карты» своего профессионального развития с учетом внутренних и внешних условий. Стоит также отметить, что рассмотренные определения не дают полного представления об операциональном составе процесса, что затрудняет его изучение.
Обратимся теперь к имеющимся подходам к решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.В исследованиях, проведенных школой Л. И. Божович, проблема профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается комплексно, во взаимосвязи с личностным самоопределением и как центральное возрастное новообразование. Ведущей в юношеском возрасте является
учебно-профессиональная деятельность. Именно эта деятельность составляет основу для осознанного и обоснованного выбора будущей профессии. Л. И. Божович отмечает, что «выбор профессии встает перед старшими школьниками как задача первостепенной жизненной важности, и то, что они благодаря достигнутому к этому времени уровню психического развития решают ее как задачу выбора своего дальнейшего жизненного пути» [2]. Важность профессионального самоопределения старшеклассников подчеркивает И. С. Кон. Он рассматривает профессиональное самоопределение с нескольких позиций. С одной стороны, как обязательное общественное требование, которое старшеклассники должны выполнить в течение определенного периода. С другой, как процесс принятия индивидом решения, основанного на анализе собственных внутренних ресурсов и соотнесении своих способностей, знаний и склонностей с особенностями профессиональной деятельности [8].
Мы видим, что отечественные психологи единодушны во мнении об особой значимости личностного и профессионального самоопределения как первостепенной задачи и новообразования старшего школьного возраста, которое неразрывно связанно с выбором профессии. При этом многие ученые подчеркивают, что этот процесс не ограничивается рамками юношеского возраста, но этот возраст является первым и наиболее ответственным этапом профессионального самоопределения личности в целом. Говорить о подлинном самоопределении старшеклассников мы пока не можем, так как в этом возрасте мы наблюдаем «намерения, желания и планы на будущее, не реализованные в действительности, в самостоятельной взрослой жизни» [3, с. 32]. По этой причине И. В. Дубровина указывает на то, что новообразованием ранней юности является не само профессиональное самоопределение, а психологическая готовность к нему. По ее мнению, «психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юношей и девушек таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную и творческую жизнь» [1, с. 10].
В западной психологии при рассмотрении процесса профессионального самоопределения личности используется термин «эго-идентичность», введенный Э. Эриксоном. Психолог раскрывает его как результат переживания и осознания человеком своей принадлежности к определенной социальной группе, в том числе к определенному профессиональному сообществу [10]. Концепция профессиональной идентичности предложена Л. Б. Шнейдер. Автор раскрывает эту психологическую категорию как осознание своей принадлежности к определенной профессии и профессиональному сообществу. Стержневым компонентом профессиональной идентичности выступает самосознание, а исполнительным механизмом - профессиональная идентификация. В свою очередь, профессиональная идентификация заключается в установлении объективной и субъективной тождественности с профессиональной деятельностью и группой, которая обусловливает принятие личностью определенных профессиональных характеристик (ценностей, норм поведения и т. п.) [15].
Разногласия в понимании содержания профессионального самоопределения, отсутствие единой структуры этого процесса, различия в описании структурных компонентов приводят к использованию разнообразных методов изучения процесса профессионального самоопределения. В научной литературе практически не представлены концепции профессионального самоопределения старшеклассников, которые отражали бы единство теоретических положений и методов изучения этого процесса. На сегодняшний день в научной литературе нам удалось найти две наиболее полных концепции профессионального самоопределения личности. Е. А. Климов понимает профессиональное самоопределение как процесс осознания себя частью какого-либо профессионального сообщества. Автор концепции говорит о том, что человек на протяжении всей жизни формирует свое отношение к профессиональному труду, к особенностям различных профессий, к своим интересам и возможностям. Результатом таких процессов является выбор профессии, основанный на анализе и соотношении накопленной информации о себе и рынке труда. С целью выявления результатов профессионального самоопределения Е. А. Климов разработал «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). С помощью опросника можно определить предрасположенность человека к какому - либо типу профессий. Впоследствии ученым была разработана не менее популярная методика, изучающая профессиональные интересы и предпочтения людей до 35 лет - «Карта интересов» Е. А. Климова [6]. Стоит отметить, что разработанные Е. А. Климовым методики потеряли на сегодняшний момент свою актуальность, поскольку появилось большое количество новых профессий, а многие области труда, представленные в методиках, исчезли в связи с заменой ручного труда на автоматический.
Остановимся еще на одной концепции профессионального самоопределения старшеклассников, изложенной в работах Э. Ф. Зеера. Профессиональное самоопределение рассматривается им как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [3]. По мнению автора, компонентами профессионального самоопределения являются: ценностные ориентации, установки, интересы, мотивы и отношения, уровень развития профессионально важных качеств личности, ее самосознание. Исследователем проделана большая теоретическая и эмпирическая работа, в результате которой были отобраны диагностические методики, позволяющие выявить особенности отдельных составляющих профессионального самоопределения. Не уменьшая значимости представленных концепций, отметим их ограничения. Во-первых, остается открытым вопрос об определении итогового уровня профессионального самоопределения старшеклассников. Во-вторых, использование комплекса диагностических методик ставит новую и достаточно сложную задачу о соотнесении полученных с их помощью результатов.
Теория и методы
Приведенные выше ограничения при решении проблемы профессионального самоопределения старшеклассников возможно преодолеть в контексте деятельностного подхода. С указанных выше позиций профессиональное самоопределение понимается нами как особый вид деятельности, состоящий из двух взаимосвязанных компонентов - мотивационного и операционального. Под мотивационным компонентом мы понимаем доминирующие мотивы старшеклассников при выборе профессии, а под операциональным - статус профессиональной идентичности или осознание старшеклассниками себя в качестве члена определенной профессиональной группы, принятие правил, норм и ценностей данной группы [9].Такой подход к структуре профессионального самоопределения старшеклассников позволяет рассматривать этот процесс как целостный и анализировать соотношение между намерениями старшеклассников при выборе профессии и их реальными действиями, направленными на воплощение имеющихся намерений.
Используя такой подход, в период с 1 сентября 2020 г. по 20 декабря 2020 г. мы провели эмпирическое исследование на базе школ Шебекинского городского округа Белгородской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 10-11 классов в возрасте от 15 до 18 лет. Общее количество респондентов составило 110 человек, из них 61 мальчик и 49 девочек.
Основные результаты
Для изучения мотивационного компонента мы использовали методику «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой. С ее помощью возможно выявить представления самих старшеклассников об иерархии или степени значимости мотивов выбора профессии.
По результатам диагностики мы относили каждого старшеклассника к одной из 3-х групп с определенным уровнем мотивационной направленности личности при выборе профессии. О высоком уровне мы говорим, когда старшеклассники имеют одновершинную направленность с преобладанием внутренних социально значимых мотивов или двухвершинную направленность, при которой доминируют сразу две группы мотивов - внутренние социально значимые и индивидуально значимые мотивы. При такой мотивации профессионального выбора старшеклассники руководствуются не только личными интересами, но и общественной значимостью профессии, обращают внимание на возможность в рамках профессии быть полезными окружающим, внести свой вклад в общественное развитие и благополучие. Кроме того, внутренние социально значимые мотивы способствуют профессиональному и личностному росту.
В группу со средним уровнем мотивационной направленности мы относили старшеклассников, у которых доминируют внутренние индивидуально значимые мотивы и обучающихся с двухвершинной направленностью на индивидуально значимые и внешние положительные мотивы выбора профессии.
К низкому уровню отнесены старшеклассники с преобладающей внешней мотивационной направленностью (положительной или отрицательной). Такие старшеклассники при выборе профессии ориентируются, в первую очередь, на материальные и социальные блага. Кроме того, немалую роль у таких обучающихся играют мнение родителей, стремление избежать с их стороны наказания, осуждения, систематической
критики. Таким образом, обучающиеся при выборе профессии руководствуются внешними стимулами, ради которых они готовы прилагать усилия.
На рисунке 1 представлены результаты распределения старшеклассников в зависимости от типа и уровня мотивационной направленности личности.
50
х
«
о х х
£
25
Высокий
Средний
Низкий
Составлено автором по материалам исследования
Рис. 1. Распределение старшеклассников по типу и уровню мотивационной направленности личности при выборе профессии, %
0
Из рисунка 1 следует, что старшеклассники считают, что в процессе выбора профессии ими движут по большей части внутренние мотивы (78 %), которые принято относить к наиболее эффективной мотивации. В таком случае, выбранная профессия будет служить не только источником вдохновения и реализации потенциала личности, но и способствовать общественному развитию и благополучию. Тем не менее, 22 % старшеклассников не побоялись признаться, что при выборе профессии у них доминируют мотивы личной выгоды и избегания негативной оценки окружающих.
Для выявления операционального компонента профессионального самоопределения мы использовали методику изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер.
При рассмотрении профессиональной идентичности старшеклассников мы разделили статусы профессиональной идентичности на две основные группы: социально желательные и социально нежелательные. Критериями для отнесения того или иного статуса к группе социально желательных или социально нежелательных статусов профессиональной идентичности явились степень осознанности своего профессионального выбора и мера ответственности за него. К социально желательным статусам профессиональной идентичности можно отнести следующие: статус «достигнутой позитивной идентичности» и «мораторий». При «достигнутой позитивной идентичности» старшеклассники осуществляют выбор будущей профессии на основе адекватной самооценки и своих представлений о будущей профессии, то есть выбор профессии является осознанным и самостоятельным. Статус «мораторий» - это активный поиск собственной идентичности или выбор профессии из нескольких вариантов. Кроме того, он характеризуется активной позицией старшеклассников при выборе профессии, погруженностью в этот процесс, готовностью нести ответственность за сделанный выбор. Социально желательные статусы профессиональной идентичности мы относили к высокому уровню профессиональной идентичности старшеклассников.
По тем же критериям «псевдоидентичность» и «преждевременная профессиональная идентичность» относятся к социально нежелательным статусам и низкому уровню профессиональной идентичности. В этих случаях выбор будущей профессии либо навязан старшекласснику в силу его несамостоятельности и зависимости
от мнения значимых других, либо осуществляется на основе низкой рефлексии, неадекватной самооценки индивидуальных особенностей, без учета их соответствия выбранной профессии, что не позволяет идентифицировать себя с определенной профессиональной группой и деятельностью.
Статус «диффузная идентичность» мы отнесли к среднему уровню профессиональной идентичности старшеклассников. При «диффузной идентичности», старшеклассники не имеют определенных и устойчивых целей, убеждений, не пытаются их сформировать, отказываются делать какой-либо профессиональный выбор. При благоприятных условиях старшеклассники могут перейти на стадию «моратория». При отсутствии таковых они либо остаются на среднем уровне профессиональной идентичности, либо «опускаются» на низкий уровень, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
Рассмотрим распределение старшеклассников в зависимости от статуса и уровня профессиональной идентичности личности (табл. 1).
Таблица 1
Распределение старшеклассников в зависимости от статуса и уровня профессиональной идентичности
Показатель идентичности Совокупность 110 человек, %
18 21 6 7 48
Статус Мораторий Достигнутая позитивная идентичность Диффузная идентичность Преждевременная идентичность Псевдоидентичность
Уровень Высокий Высокий Средний Низкий Низкий
Составлено автором по материалам исследования
32 %
33 %
Анализ данных таблицы 1 показал, что большая часть опрошенных старшеклассников демонстрирует низкий уровень профессиональной идентичности (55 %). Социально желательный статус или высокий уровень профессиональной идентичности имеют чуть больше трети старшеклассников (39 %).
Итоговый уровень профессионального самоопределения мы выводили через соотнесение уровней профессиональной идентичности и мотивационной направленности при выборе профессии. О высоком уровне профессионального самоопределения можно говорить в тех случаях, когда профессиональная идентичность сформирована на высоком уровне, а мотивационная направленность находится на высоком и среднем уровне сформированно-сти. Низкий уровень профессионального самоопределения у старшеклассников определяется, если профессиональная идентичность на низком уровне, а мотиваци-онная направленность на низком или среднем уровне. В случае незначительного расхождения или несоответствия уровней мотивационного и операционального компонентов предпочтение отдавалось уровню профессиональной идентичности, то есть операциональному компоненту. В ситуации резкого несоответствия - высокий уровень профессиональной идентичности и низкая мотивационная направленность или низкий уровень профессиональной идентичности и высокий уровень мотивационной направленности - относим к среднему уровню, поскольку один из компонентов сформирован на высоком уровне. Результаты такого сопоставления представлены на рисунке 2.
Из рисунка видно, что высокий уровень профессионального самоопределения как единство социально желательной профессиональной идентичности и моти-вационной направленности личности при выборе профессии продемонстрировали только одна треть или 33 % старшеклассников.
I Высокий (1)
I Средний (2)
35 %
Низкий (3)
Составлено автором по материалам исследования
Рис. 2. Распределение старшеклассников по уровню профессионального самоопределения
Выводы
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты свидетельствуют о возможности и целесообразности использовать деятельностный подход при изучении профессионального самоопределения старшеклассников. Профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как особый вид деятельности, состоящий из двух взаимосвязанных структурных компонентов - мотивационного и операционального. Под мотивационным компонентом понимается мотивационная направленность старшеклассников при выборе профессии, а под операциональным - статус их профессиональной идентичности. На основе соотнесения данных об уровне мотивационной направленности и уровне профессиональной идентичности удается выявить уровень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для большей части респондентов (67 %) вопрос о выборе будущей профессии остается актуальным и до конца нерешенным. При этом социально желательный высокий уровень мотивационного компонента демонстрирует почти половина из всей совокупности старшеклассников (46 %). Они осознают необходимость самореалиации и развития своих способностей в рамках выбранной профессии. Напротив, достигнутая позитивная идентичность характерна лишь для 21 % обучающихся, что позволяет уже на этом этапе наметить цели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников как формирование его структурных компонентов.
Библиографический список:
1. Дубровина, И. В. Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников // Гуманизация образования. - 2010. - № 8. С. 8-14 р.
2. Ермолаева, М. В., Лубовский, Д. В., Силаева, Л. В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л. И. Божович и ее развитие с позиции субъектного подхода // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10, № 3. - С. 148159. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100313
3. Зеер, Э. Ф., Рудей, О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 256 с.
4. Ильина, О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2014. - Т. 6, № 3. - С. 255-263. https://doi.org/10.17759/ psyedu.2014060324
5. Исакова, Т. А. Профессиональное самоопределение в контексте формирования жизненных и профессиональных планов учащихся и молодежи // Психологическое сопровождение образовательного процесса. - 2012. - Т. 1, № 2-1. - С. 139-144.
6. Иванова, Е. М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. - 2010. - № 2. - С. 15-22.
7. Князев, В. Н., Любимова, Е. А. К определению понятия «профессиональное самоопределение» // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». - 2012. - № 1. - С. 37-40.
8. Комарова, Д. Т. Проблема идентичности в психологии // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 205-209.
9. Кормакова, В. Н., Мусаелян, Е. Н., Рузиева Д. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Образование и наука. - Т. 19, № 4. - С. 130-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145
10. Левицкая, И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - Т. 2, № 2. - С. 136-140.
11. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: «Академия», 2007. - 501 с.
12. Чистякова, С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 1. - С. 54-60.
13. Чурекова, Т. М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. - Кемерово, 2014. - 162 с.
14. Шаповалова, В. С. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. - М.: Директ-Медиа, 2018. - 393 с.
15. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.
BecmuuK yuueepcumema № 10, 2021
References
1. Dubrovina I. V. Psychological problems of vocational self-determination of schoolchildren, Gumanizatsiya obrazovaniya, 2010, no. 8, pp. 8-14. (In Russian).
2. Ermolaeva M. V., Lubovsky D. V., Silaeva L. V. The Problem of personal self-determination in L. I. Bozhovich's works and its development from the viewpoint of the subject-centered approach, Psychological-educational studies, 2018, vol. 10, no. 3, pp. 148-159. (In Russian). https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100313
3. Zeer E. F., Rudei O. A. The psychology of professional self-determination in early adolescence: a textbook, Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, 2008, 256 p. (In Russian).
4. Ilyina O. B. Professional self-determination of modern teenagers: problems and solutions, Psikhologicheskaya nauka i obrazo-vanie PSYEDU.ru [Psychological Science and Education PSYEDU.ru], 2014, vol. 6, no. 3, pp. 255-263. (In Russian).
5. Isakova T. A. Vocational self-determination in the context of shaping the life and vocational plans of students and young people, Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogoprotsessa, 2012, vol. 1, no. 2-1, pp. 139-144. (In Russian).
6. Ivanova E. M. E. A. Klimov's subject-activity concept of professional work and its scientific and practical value, Vestnik Moskovsk-ogo universiteta, 2010, no. 2, pp. 15-22. (In Russian).
7. Knyazev V. N., Lyubimova E. A. Towards a definition of professional self-determination, VestnikNOU "ONUTTs OAO "Gazprom", 2012, no. 1, pp. 37-40. (In Russian).
8. Komarova D.T. The problem of identity in psychology, Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya i praktika, 2017, no. 1, pp. 205-209. (In Russian).
9. Kormakova V. N., Musaelian E. N., Ruziyeva D. I. Pedagogical assistance in high school students' professional self-determination, The Education and Science Journal, vol. 19, no. 4, pp. 130-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145
10. Levitskaya I. A. Professional self-determination as a socio-cultural process, VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, vol. 2, no. 2, pp. 136-140. (In Russian)
11. Pryazhnikov N. S. Professional self-determination: theory and practice, Moscow, Akademiya, 2007, 501 p. (In Russian).
12. Chistyakova S. N. The relevance of the problem of students' professional self-determination in the current context, Profession-al'noe obrazovanie i rynok truda, 2014, no. 1, pp. 54-60. (In Russian).
13. Churekova T. M. Self-determination and vocational guidance for students: training manual, Kemerovo, 2014, 162 p. (In Russian).
14. Shapovalova V. S. Professional self-determination of schoolchildren: theory, history, practice, Moscow, Direkt-Media, 2018, 393 p. (In Russian).
15. Shneider L. B. Personal, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis, Moscow, Moskovskii psikholo-go-sotsial'nyi institut, 2007, 128 p. (In Russian).