Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА = ОПЫТ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ'

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА = ОПЫТ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ЗАДАЧ ФИЗИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ольга Васильевна

Статья посвящена опыту практического применения деятельностных методов обучения физике в условиях современного образовательного и воспитательного процессов. Предлагается ориентировать содержание задач по физике на формирование профессионального интереса, творческих качеств личности воспитанника в условиях образовательной атмосферы военно-морского училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY + PRACTICE = EXPERIENCE ELEMENTS OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN TEACHING PHYSICS TO PUPILS

The article considers activity methods of teaching physics in terms of modern educational and upbringing processes. It is suggested that the content of problems in physics be focused on the formation of professional interest, creative qualities of the pupil's personality in the conditions of the educational atmosphere of the naval school.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА = ОПЫТ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»

НАУКА И МЕТОДИКА

О.В. КОЗЛОВА O.V. KOZLOVA

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА = ОПЫТ

THEORY + PRACTICE = EXPERIENCE

ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ ELEMENTS OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN TEACHING PHYSICS TO PUPILS

А Сведения об авторе: Козлова Ольга Васильевна - преподаватель от-

дельной дисциплины (физика, химия и биология) филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище) (г. Севастополь.

Аннотация. Статья посвящена опыту практического применения де-ятельностных методов обучения физике в условиях современного образовательного и воспитательного процессов. Предлагается ориентировать содержание задач по физике на формирование профессионального интереса, творческих качеств личности воспитанника в условиях образовательной атмосферы военно-морского училища.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, уровень сформированности естественнонаучного мышления, элементы военно-морской составляющей в содержании задач физики.

Information about the author: Olga Kozlova - Teacher of a separate discipline (physics, chemistry and biology) of the branch of the Nakhimov Naval School of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Sevastopol Presidential Cadet School) (Sevastopol. E-mail: kjumov1@mail.ru).

Summary. The article considers activity methods of teachingphysics in terms of modern educational and upbringing processes. It is suggested that the content of problems in physics be focused on the formation of professional interest, creative qualities of the pupil's personality in the conditions of the educational atmosphere of the naval school.

Keywords: practice-oriented approach, the level of formation of natural science thinking, elements of the naval component in the content of Physics problems.

Проблема осознанного восприятия цикла естественных наук и, в частности, физики остаётся актуальной в вопросах формирования функциональной (естественнонаучной) грамотности. Опыт мировой и отечественной педагогики доказывает, что обилие формул, определений, законов физики является лишь научным инструментом, средством представления знаний. Сами же знания не приходят без труда, без развития основ мировоззрения и интеллекта.

Как и в любом динамическом процессе, формирование естественнонаучной грамотности обучающихся может происходить

лишь через развивающие деятель-ностные методы. Действительность диктует свои правила: уметь добывать новые знания, уметь применить (использовать) и преобразовать в новых условиях, уметь проявлять в сотрудничестве свои способности. Поэтому практико-ориентированный подход и даёт возможность личностного роста воспитанника, развития его индивидуальности в сочетании с системой требований, предъявляемых обществом, государством.

В условиях Нахимовского училища отношение к профессиональному самоопределению будущего военного человека - это не только определённая модель

урочного и внеурочного ритма жизни со строгим распорядком и дисциплиной, выделяющая приоритет патриотического воспитания, армейских традиций, доблести. Профессиональное самоопределение нахимовца в военном деле - это плановый системный подход всех структур училища к формированию грамотного, передового в будущем офицера. Уровень сформированности естественнонаучного мышления в большей степени определяет качество профессиональной подготовки воспитанника, а прак-тико-ориентированный подход выступает мощным средством в процессе изучения физики.

Таблица 1. Данные электронной картографии

Географические координаты (Ьэ^ Ьоп) Курс (Вгд) Дальность(Япд)

1) ф = 45°23' N А=32°27' Е 2) ф = 45°33' N А=32°29' Е От точки 1 курс 9,9° к точке 2 10,30 мили

2) ф = 45°33' N А=32°29' Е 3) ф = 45°40' N А=32°41' Е Из точки 2 корабль ложится на курс 50,0° и следует в точку 3 10,27 мили

3) ф =45°40' N А=32°41' Е 4) ф =45°50' N А=32°48' Е От точки 3 курс 28,4° в точку 4 11,41 мили

1) ф = 45°23' N А=32°27' Е 4) ф = 45°50' N А=32°48' Е От точки 1 курс 29,5° к точке 4 30,65 мили

Целью данной работы является разработка системы практико-ори-ентированных задач с элементами военно-морской составляющей, направленных на формирование естественнонаучного мышления обучающихся.

Поставленная цель определила выбор следующих задач:

1. Выявление методологических, психологических, дидактико-ме-тодических и научно-предметных основ теории деятельностного развития естественнонаучного мышления.

2. Выявление эффективных форм организации учебных занятий, эффективных приёмов и средств обучения, ориентированных на качественный рост естественнонаучного мышления воспитанника.

Таблица2. Справочный материал

3. Разработка и использование заданий по физике, включающих элементы военно-морской составляющей, способствующих развитию профессиональных компетент-ностей в контексте военного дела.

4. Системное развитие универсальных учебных действий обучающихся на занятиях физики, отвечающих личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Практическая значимость предложенного подхода заключается в возможности расширения содержания и структуры учебного материала по физике, направленного на развитие интереса к сферам профессиональной деятельности, связанной с физикой.

Рассмотрим на примере одной задачи несколько вариантов заданий, направленных на формирование предметных результатов и на развитие надпредметных профессиональных компетентностей обучающихся.

В теме «Механика. Основы кинематики» (10 класс) при организации учебных ситуаций, в которых обучающийся проявил бы максимальную самостоятельность в процессе познания и применения своих знаний на практике, можно предложить решить следующую задачу:

Сторожевой корабль Черноморского флота «Ладный» проводит патрулирование северо-западной части полуострова Крым от мыса Прибойный по заданному курсу 1-2-3-4. Средняя скорость хода на

1 миля (морская) - единица длины 1,852 км

Узел - единица измерения скорости в мореходной практике. 1 узел = 1,852 км/ч

Таблица3. Таблица значений к задаче

Скорость Дальность Перемещение корабля Течение

корабля всего перехода 1 - 4 1 - 2 2 - 3 3 - 4

14 узлов 31,98 пт 30,65 пт 10,30 пт 10,27 пт 11,41 пт 1,5 км/ч

25.93 км/ч 59.23 км 56,76 км 19,08 км 19,02 км 21,13 км 3,42 км

2,28 ч 2,28 ч 0,74 ч 0,73 ч 0,81 ч 2,28 ч

Угол сноса по курсу с учётом течения 3,45°

Средняя скорость перемещения 13,4 узла 24, 90 км/ч

Рис. 1. Положение сторожевого корабля «Ладный» в точке 1 и точке 2

марше - 14 узлов. В данном районе Чёрного моря присутствует течение, скорость которого - 1,5 км/ч, направление - 900. Задания:

1. Определить по данным из программы дальность перехода корабля по курсу.

2. Общее время перехода.

3. Перемещение корабля (далее -СК «Ладный») по курсу.

4. Среднюю скорость перемещения (1-4).

5. Угол сноса по курсу с учётом течения.

Физическая информация по кинематике передаётся визуальным способом с помощью электронной картографии, обеспечивая принцип наглядности (см. рис. 1-4). Электронная картография объе-

диняет данные внешних навигационных приборов, таких, как: GPS (определение координат, скорости движения, курса судна); AIS (для автоматического определения места нахождения судна и других судов); радара SARP (для отображения береговой линии, других плавательных средств), эхолота (для определения глубины).

Рис. 2. Положение сторожевого корабля «Ладный» в точке 2 и точке 3

иаХ1 45°40,0В7Н Юп1 32°40,525Е

Вгд 28.4° □ррВгд 208,4° Йпд 11,41т

1^2 43°50.042К 1_оп2 32°48.30БЕ

Представление условий задачи с помощью электронной картографии:

Электронная картография позволяет путём непосредственных «наблюдений» за изменениями курса корабля на экране осуществить выбор необходимых данных для вычисления кинематических характеристик:

дальность перехода (путь в милях), курс движения (угол между направлениями движения), координаты опасностей (подводные трубопроводы, подводные электрические кабели, затопленные суда). Предметные элементы знаний по географии представлены на электронной картографии: координаты (ши-

Рис. 3. Положение сторожевого корабля «Ладный» в точке 3 и точке 4

рота, долгота), береговая линия суши, морские глубины, течения Чёрного моря. Кроме этого возникают необходимость и мотивация воспитанников к изучению иностранного языка (морского английского). Визуализация физико-географической информации побуждает нахимовца не только к созерцанию окружаю-

Рис. 4. Положение сторожевого корабля «Ладный» в точке 1 и точке 4

щего, но и к такому осмыслению задания (...что представлено как необходимое условие? .какова дополнительная информация, ... какова «лишняя»?), а это приводит к формированию побуждающего интереса (что ещё можно «спросить» в программе электронной картографии).

Процесс выполнения задачи можно структурировать по нескольким заданиям, выполняющим не только функцию наводящего вопроса в построении проекта решения, но и включения в систему знаний.

Задание 1. Проанализируйте, какую информацию представляет задача. Составьте общую таблицу данных электронной картографии.

Это задание включает обучающегося в работу с текстом, а именно: с информацией из разных предметных областей в определённой последовательности заданных вопросов, её перенос и систематизацию в новой форме таблицы значений.

Задание 2. В какую форму необходимо преобразовать запись данных?

Допишите, на ваш взгляд, недостающие пункты, обозначив их *.

Условия: точки патрулирования изменить нельзя; скорость СК «Ладный» изменить нельзя (14 узлов).

Это задание актуализирует и фиксирует индивидуальные затруднения обучающегося в пробных действиях по решению задачи. Оно направляет на распознавание вида движения, на осуществление перевода морских единиц скорости и длины в согласованные между собой км/ч и км*.

Задание 3. Какие формулы необходимо знать, чтобы ответить на вопросы задачи?

Это задание предполагает первичное закрепление и проговари-вание во внешней речи реализации решения задачи:

• дальность всего перехода определить и вычислить как сумму трёх переходов (общий путь);

• знать и отличать определение модуля перемещения от пути. Перемещение СК «Ладный» определить по указанной дальности (1-4);

• знать определение средней скорости перемещения, применить формулу из кинематики;

• применить классический закон сложения перемещений: построить сумму векторов перемещений (перемещение течением перпендикулярно к перемещению СК «Ладный»);

• применить «навигационный треугольник» для определения и вычисления угла сноса (из навигационного треугольника).

Это задание позволяет обучающемуся определиться, вся ли информация, представленная в задаче, была ему понятна, подводит его самостоятельную работу к самопроверке по эталону, к определению границ знания и незнания, к мотивации на дальнейшее профессиональное образование.

В системе практико-ориен-тированного обучения у воспитанников филиала формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний по физике.

Сочетание современных методов обучения физике, в том числе метода практико-ориентирован-ных задач, как элемента исследовательских и проектных технологий, позволяет осуществить практико-ориентированный подход как средство осуществления достаточных результатов в формировании естественнонаучной грамотности воспитанников филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ) в сложном, многостороннем, длительном процессе, который формируется на основе

развития ключевых и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, сущность практико-ориентированного подхода заключается в соединении способа получения новых знаний с их практическим применением при решении определённых задач, что влечёт за собой формирование жизненного опыта. Задачи являются и носителем действий, и средством формирования знаний, умений и навыков, и способом организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А. Н. Навигация и лоция для судоводителей маломерных судов / А. Н. Алексеев.- М.: Пищевая пром-сть, 1979.- URL: https://www. studmed. ru/ alekseev-an-navigaciya-i-lociya-dlya-sudovoditeley-malomernyh-sudov_ d22990916df. html (дата обращения: 27.10.2020).Текст: электронный.

2. Дидычук, З. Ю. Системно-деятель-ностный подход в обучении физике как средство развития естественно-научного мышления школьников / З. Ю. Дидычук. Открытый урок. 1 сен-тября,2015.№ 4. URL: https://urok.1sept. ru/articles/654690 (дата обращения: 14.10.2020).Текст: электронный.

3. Кузьминская, Г. Г. Чёрное море / Г. Г. Кузьминская.- Краснодар: Кн. изд-во, 1988. 95 с. URL: https://collectedpapers. com. ua/ru/black_sea/techiyi-chornogo-morya (дата обращения: 19.10.2020).Текст: электронный.

4. Мальцева, Е. Г. Практико-ориентиро-ванные задачи по физике / Е. Г. Мальцева.-URL: http://oktr-zal. ru/wysiwyg/tinymce/ uploads/documents/2%20SCH00L_GIZN/ MET0D%20CLUGBA/Malzeva%20E%20G/ MS_Metodika_Praktiko-orientirovannie_ zadachi_po_fizike. pdf (дата обращения: 27.10.2020).Текст: электронный.

6. Соловьева, О. П. Практико-ориенти-рованные задания в структуре современного урока физики как средство реализации системно-деятельностного подхода / О. П. Соловьева.- Казанский образовательный портал, 2015. № 11. URL: http://smi. kazanobr. ru/11/05. php (дата обращения: 27.10.2020).Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.