14. 1 I 2"!4
государственной политики в этих сферах деятельности.
В связи с этим особое значение приобретает познание психологических механизмов отражения этнокультурного взаимодействия в групповом сознании и роль социально-перспективных образов как регуляторов внутригрупповой активности этнических групп. Отсюда вытекает необходимость изучения социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия. Важно понимать социально-психологическую природу межгрупповых (межэтнических) процессов, идущих в поликультурном обществе, способствующих или препятствующих толерантному межэтническому взаимодействию.
Исходя из приведенных определений этнической толерантности, можно сделать вывод о необходимости формирования этнокультурной толерантности народов Республики Бурятия как морального качества личности в интересах эффективного осуществления межэтнического диалога. Формирование толерантности как основы межэтнического взаимодействия является актуальнейшей задачей многонационального региона. Толерантные отношения являются неотъемлемой стороной процесса обогащения духовности, становятся существенным элементом политического и культурного пространства
общества. Очевидно, что политика, основанная на этой идее, перспективна для создания стабильности в республиках, идущих по пути поступательного развития, т.к. только в атмосфере терпимости, взаимопонимания и взаимопомощи рыночные отношения получат положительный импульс и смогут эффективно функционировать.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Знание, 1989. - Т.2. - С.175.
2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Сер. Философия. - 1996. - №1. - С.33-34.
3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. - №11. - С.46.
4. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзии или средство спасения // Октябрь. - М., 1997. - С.140-143.
5. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - М: Политиздат, 1989. - С.351.
6. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - С.565.
Мункожаргалов Даши Андреевич, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры экономики, права и государственного управления Бурятского республиканского института образовательной политики, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Munkozhargalov Dashi Andreevich, candidate of political sciences, senior lecturer, department of economics, law and public administration, Buryat Republican Institute of Educational Policy, Ulan-Ude, e-mail: dashi [email protected]
УДК 320:316.334.3+070 © Ж.П. Гунзынов
ТЕОРИЯ ПОЛЕЙ П. БУРДЬЕ И МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В статье приводится анализ взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия с учрежденными ими печатными средствами массовой информации. Автор выявляет модель такого взаимодействия на основе концепции социальных полей французского ученого П. Бурдье, а также исследований американских ученых X Гиебера и Т. Джонсона. Приводится методика взаимодействия государственных печатных СМИ с учредителями, полученная на основании наблюдений и анализа нормативно-правовых актов.
Ключевые слова: средства массовой информации, социальные поля, политический институт.
Zh.P. Gunzynov
P. BOURDIEU FIELD THEORY AND A MODEL OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND STATE-OWNED PRINT MEDIA IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
This article analyzes the interaction between the government of the Republic of Buryatia and print media established by them. The author reveals a model of such interaction based on the concept of social fields of the French scientist P. Bourdieu, as well as on the research by American scientists H. Gieber and T. Johnson. The technique of interaction between state print media and their founders is submitted, it is obtained on the basis of observation and analysis of regulatory-legal acts.
Keywords: media, social field, political institution.
Ж.П. Гунзынов. Теория полей П. Бурдье и модель взаимодействия власти и государственных печатных СМИ в Республике Бурятия
Средства массовой информации на сегодня являются одним из самых важных политических акторов. Главная их функция в политическом процессе - коммуникативная, т.е. СМИ выступают своего рода проводниками информационного обмена между властью и обществом. С одной стороны, средства массовой информации позволяют обычным гражданам узнавать и обсуждать важные события, в том числе и из политической жизни. С другой стороны, они становятся средством выражения политических идей власти, своего рода площадкой для выступления. Ресурсы СМИ весьма обширны, многие исследования говорят в защиту того факта, что масс-медиа способны формировать положительный или отрицательный образ политиков, отношение к политическим курсам и программам, непосредственно влиять на предпочтения электората во время предвыборных кампаний и т.д. Таким образом, на всех уровнях, в том числе на региональном, средства массовой информации активно взаимодействуют с властью, и от того, как складываются их отношения, во многом зависят настроения в обществе.
В рамках изучения модели взаимодействия политики и средств массовой информации, особого внимания заслуживают работы французского исследователя П. Бурдье о так называемых «полях». Согласно его идеям такое поле представляет собой автономное социальное пространство, которое конституируется специфической силой или силами [1]. Такие силы Бурдье называет «капиталом» и их распределение и соотношение формируют конкретное поле.
Среди прочих Бурдье выделял поле журналистики и поле политики. В поле журналистики находятся сами журналисты, редактора, интервьюируемые политики и общественные деятели и т.д. В поле политики главными действующими лицами являются политики и политические партии, находящиеся у власти, а также оппозиция. Взаимодействие двух представленных полей происходит постоянно, и оно может приобретать различные формы, ключевым же моментом здесь становится степень автономности СМИ [2]. По мнению французского исследователя, поле журналистики, несмотря на законодательное закрепление свободы слова и свободы прессы, очень гетерономно, то есть зависимо от внешнего давления. И прежде всего, он говорит о зависимости экономической и выделяет следующие факторы:
- доля доходов от рекламодателей;
- доля государственных субсидий;
- степень концентрации рекламодателей [2, с. 15].
Указанные выше критерии Бурдье относил к внешним факторам, оказывающим давление на все поле журналистики. Однако поле в социологическом понимании - это некая совокупность, прежде всего, лиц, чья деятельность связана друг с другом и подчиняется одним и тем же негласным законам. Причем, обязательно помимо их воли. В этом и есть проявление той самой силы или «капитала», которые и притягивают участников поля и служат для него, своего рода, строительным материалом.
Безусловно, главными действующими лицами поля журналистики будут журналисты. Каждый из них также обладает разной степенью автономии, которая определяется следующими факторами:
- степенью концентрации СМИ;
- предрасположенностью газеты к «коммерческому» или к интеллектуальному направлению;
- положением журналиста в редакции (статусные гарантии, уровень заработной платы).
Очевидно, что на журналиста оказывают влияние, в первую очередь, субъективные причины, такие, как его личное мнение или же стимулы к работе. Такими стимулами могут стать как творческое удовлетворение от опубликованного эксклюзивного материала или желание получить материальную выгоду, так и боязнь дисциплинарных взысканий за отклонение от общего курса и точки зрения редакции или же учредителей.
Последнее особенно явно проявляется, если речь заходит о государственных средствах массовой информации, в том числе и на региональном уровне. В Республике Бурятия государственные печатные СМИ представлены газетами «Бурятия» и «Буряад унэн», учредителями которых являются Глава Республики Бурятия, Народный Хурал Республики Бурятия и Правительство Республики Бурятия. В их социальных полях можно выделить те же самые его составляющие, что и у большинства других редакций -это коллектив журналистов и главный редактор. Силой, формирующей это поле, нам представляются властные полномочия учредителей газет, а также присутствие государственного капитала, выражающегося в функционировании редакции с использованием республиканского имущества и ежегодных бюджетных субсидий. Таким образом, на практике можно выделить «поле республиканских печатных СМИ в Республике Бурятия». Властные полномочия учредителей газет выражаются в том, что именно они назначают руководителя редакций - главного редактора и формируют государственное задание [3], на ос-
14. 1 I 2' '14
нове которого и строится вся деятельность редакции.
В своей работе редакции государственных региональных СМИ Республики Бурятия полностью подчиняются учредителям. Об этом говорит, в частности, методика построения работы по выпуску каждого номера газет «Бурятия» и «Буряад унэн». Проведенные наблюдения показывают, что перед каждым мероприятием, в котором задействованы либо сами учредители, либо подведомственные им органы государственной власти и учреждения, в редакции газет поступают приглашения осветить данные мероприятия. Обязательность такого освещения подкрепляется государственным заданием, которое определяет круг вопросов, на решение которых ежегодно выделяется бюджетная субсидия. Среди них на первом месте стоит как раз официальная информация о деятельности республиканских органов власти. Статьи, направленные на выполнение данного государственного задания, по своему смысловому содержанию, в целом, отличаются в большинстве положительной характеристикой работы государственных органов либо носят нейтральный, сугубо информационный характер. Критику работы учредителей в газетах «Бурятия» и «Буряад унэн» встретить довольно сложно.
В свете приведенных наблюдений, нельзя не привести модели взаимодействия власти и СМИ, выявленные американскими учеными Х. Гиебе-ром и У. Джонсоном. Область их исследований касалась американских средств массовой информации местного уровня. По нашему мнению, она может быть применима и в аспекте взаимодействия СМИ и политики на региональном уровне в Российской Федерации, в частности в Республике Бурятия. К тому же, в их основе лежит теория полей Бурдье.
Итак, американскими учеными были выделены три модели взаимоотношений между коммуникаторами (СМИ) и источниками информации .центрами политического влияния) [4]. Первый тип взаимодействия они представляли в виде двух отделенных друг от друга областей:
Б
Пресса полностью независима, отношения характеризуются распределением социальных ролей, социальной дистанцией. На практике подобная модель возможна, по мнению авторов,
при значительном дистанционном удалении источника информации и журналистами, а также при их нечастых контактах.
Второй тип представляет собой частичное пересечение областей источника информации и коммуникатора.
Происходит сотрудничество между источником информации и СМИ, в рамках которого они начинают разделять ценности друг друга. На практике это выражается в необходимости редакции дать важную новость в газете, а представители власти удовлетворяют данную потребность, сообщая нужную информацию. При этом в остальных случаях они сохраняют независимость друг от друга и свои социальные роли.
Третий тип - полное поглощение коммуникатора источником информации:
Стороны полностью разделяют ценности и точки зрения друг друга. Источник информации контролирует корреспондента, разделения социальных ролей практически отсутствует.
Если перенести указанные модели на реалии сотрудничества государственных печатных СМИ в Республике Бурятия со своими учредителями - высшими органами власти в субъекте (глава, представительный орган и правительство), то становится очевидным, что наиболее подходящим является 3 тип. Тому объяснением являются три причины, указанные выше.
1. Экономическая зависимость - редакции осуществляют свою деятельность преимущественно за счет средств бюджетных субсидий.
2. Творческая зависимость - характер и содержание публикаций в каждом номере определяются исходя из государственного задания. То есть на главных ролях находится официальная информация, и только после нее возможны иные публикации.
3. Политическая зависимость - главные редактора назначаются учредителями. Процедура назначения задействует все три органа власти: Правительство предлагает кандидатуру, Народный Хурал дает свое согласие, Правительство,
Ж.П. Гунзынов. Государственные региональные печатные СМИ: проблемы определения типа (на примере Республики Бурятия)
опять же, в лице Главы - Председателя Правительства - назначает на пост главного редактора.
Иными словами, поле журналистики, в случае с газетами «Бурятия» и «Буряад унэн» плотно переплетено с полем политики, в лице трех учредителей - высших органов государственной власти в регионе. И внутри поля журналистики будут действовать те же силы, что и в поле политики, такие, как принятый политический курс, личные амбиции политиков, доминирование отдельных политических сил и т.д. В этом аспекте нельзя не упомянуть об еще одной категории, о которой говорит Бурдье в связке с понятием «поле». Речь идет о символическом насилии. Насилие в символической форме рассматривается как совокупность неявных способов навязывания смыслов и значений, служащих легитимации и воспроизводству различных форм социального господства [5]. В рассматриваемом случае учредители, если опираться на концепцию Бурдье, занимают позицию социального господ-
ства. А цель их символического насилия - конечная аудитория печатных СМИ.
Литература
1. История теоретической социологии: в 4 т. / под ред. Ю.Н. Давыдова. - СПб.: РХГИ, 2000. - Т.4. - 736 с.
2. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований, 2002. - С.115.
3. ФЗ «Об автономных учреждениях» №174 от 03.11.2006.
4. Gieber W., Johnson W. (1961). The City Hall beat: a study of reporter and source roles, Journalism Quarterly, 38. -С.289-297.
5. Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. - М.: Логос, 2010. - С.104.
Гунзынов Жаргал Паламович, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: gzzrl@ramb ler.ru
Gunzynov Zhargal Palamovich, postgraduate student, department of political sciences and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 070:323 (571.54) © Ж.П. Гунзынов
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
В данной статье рассматривается вопрос об отнесении государственных региональных печатных СМИ к одному из типов массмедиа - авторитарным или либертарианским. Автор рассматривает данный вопрос в политико-правовом аспекте на примере Республики Бурятия. Анализируется нормативно-правовая база регулирования СМИ, приводятся результаты наблюдения за взаимодействием между государственными региональными средствами массовой информации и органами государственной власти. Выявлены формальные и неформальные признаки института государственных СМИ, позволяющие отнести их к конкретной модели.
Ключевые слова: пресса, региональные средства массовой информации, политический институт, теории СМИ, региональные органы государственной власти.
Zh.P. Gunzynov
STATE REGIONAL PRINT MEDIA: THE ISSUES OF TYPE DETERMINATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
This article discusses the issue of determination of state regional print media as one of the types of media - authoritarian or libertarian. The author considers this issue in the political and legal aspects on the example of the Republic of Buryatia. The analysis of the legal basis of media regulation, the results of observation for interaction between state regional media and public authorities are provided. The formal and informal signs of state media institution have been identified, it allows to attribute them to a specific model.
Keywords: media, regional media, political institution, media theory, regional public authorities.
В теории политики выработалась концепция разделения всех средств массовой информации на два диаметрально противоположных типа: либертарианские и авторитарные. Впоследствии данная концепция была дополнена двумя дополнительными типами: советские коммунистические и социальной ответственности. Данная типологизация масс-медиа получила свою из-
вестность благодаря труду «Четыре теории прессы» Т. Питерса, У. Шрамма, Ф. Сиберта. Ключевым моментом для отнесения конкретного средства массовой информации к тому или иному типу является ответ на вопрос - кто перед кем несет ответственность [1].
Согласно либертарианской модели, СМИ формально независимы и обладают свободой.