опять же, в лице Главы - Председателя Правительства - назначает на пост главного редактора.
Иными словами, поле журналистики, в случае с газетами «Бурятия» и «Буряад унэн» плотно переплетено с полем политики, в лице трех учредителей - высших органов государственной власти в регионе. И внутри поля журналистики будут действовать те же силы, что и в поле политики, такие, как принятый политический курс, личные амбиции политиков, доминирование отдельных политических сил и т.д. В этом аспекте нельзя не упомянуть об еще одной категории, о которой говорит Бурдье в связке с понятием «поле». Речь идет о символическом насилии. Насилие в символической форме рассматривается как совокупность неявных способов навязывания смыслов и значений, служащих легитимации и воспроизводству различных форм социального господства [5]. В рассматриваемом случае учредители, если опираться на концепцию Бурдье, занимают позицию социального господ-
ства. А цель их символического насилия - конечная аудитория печатных СМИ.
Литература
1. История теоретической социологии: в 4 т. / под ред. Ю.Н. Давыдова. - СПб.: РХГИ, 2000. - Т.4. - 736 с.
2. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований, 2002. - С.115.
3. ФЗ «Об автономных учреждениях» №174 от 03.11.2006.
4. Gieber W., Johnson W. (1961). The City Hall beat: a study of reporter and source roles, Journalism Quarterly, 38. -С.289-297.
5. Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. - М.: Логос, 2010. - С.104.
Гунзынов Жаргал Паламович, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: gzzrl@ramb ler.ru
Gunzynov Zhargal Palamovich, postgraduate student, department of political sciences and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 070:323 (571.54) © Ж.П. Гунзынов
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
В данной статье рассматривается вопрос об отнесении государственных региональных печатных СМИ к одному из типов массмедиа - авторитарным или либертарианским. Автор рассматривает данный вопрос в политико-правовом аспекте на примере Республики Бурятия. Анализируется нормативно-правовая база регулирования СМИ, приводятся результаты наблюдения за взаимодействием между государственными региональными средствами массовой информации и органами государственной власти. Выявлены формальные и неформальные признаки института государственных СМИ, позволяющие отнести их к конкретной модели.
Ключевые слова: пресса, региональные средства массовой информации, политический институт, теории СМИ, региональные органы государственной власти.
Zh.P. Gunzynov
STATE REGIONAL PRINT MEDIA: THE ISSUES OF TYPE DETERMINATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
This article discusses the issue of determination of state regional print media as one of the types of media - authoritarian or libertarian. The author considers this issue in the political and legal aspects on the example of the Republic of Buryatia. The analysis of the legal basis of media regulation, the results of observation for interaction between state regional media and public authorities are provided. The formal and informal signs of state media institution have been identified, it allows to attribute them to a specific model.
Keywords: media, regional media, political institution, media theory, regional public authorities.
В теории политики выработалась концепция разделения всех средств массовой информации на два диаметрально противоположных типа: либертарианские и авторитарные. Впоследствии данная концепция была дополнена двумя дополнительными типами: советские коммунистические и социальной ответственности. Данная типологизация масс-медиа получила свою из-
вестность благодаря труду «Четыре теории прессы» Т. Питерса, У. Шрамма, Ф. Сиберта. Ключевым моментом для отнесения конкретного средства массовой информации к тому или иному типу является ответ на вопрос - кто перед кем несет ответственность [1].
Согласно либертарианской модели, СМИ формально независимы и обладают свободой.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
14. 1 I 2 '14
Они могут создаваться как государством, так и частными организациями и физическими лицами. Однако, как отмечают авторы концепции, свобода эта, по большому счету, номинальна. Причины кроются в финансовой стороне вопроса, а именно в зависимости редакций от различных источников финансирования. Очевидно, что, как и любые другие организации, редакции СМИ нуждаются в определенных финансовых ресурсах для осуществления своей деятельности. Ведь издание любого средства массовой информации, будь то телевизионный канал или радио, печатная пресса или Интернет-сайт, требует очень больших финансовых затрат. Поэтому велика вероятность, что частные масс-медиа окажутся под влиянием крупных корпораций, которые будут финансировать их деятельность, а вместе с тем и контролировать ее. Ведь главный мотив поведения любого СМИ, а именно прямую ответственность перед кем-либо, ничто не отменяет. И субъект такой ответственности, априори, прямо связан с источником финансирования.
При авторитарной модели все гораздо очевидней. Свобода СМИ здесь еще более условна, так как они находятся под непосредственным влиянием и контролем государственных структур. Государство выступает в роли учредителя и в роли главного «спонсора». Поэтому очевидно, что и «правила игры» диктует именно государство. СМИ в таких случаях становятся более похожими на инструмент государственной пропаганды. Трудно представить, что, например, на страницах государственной прессы можно будет встретить негативную критику действий государственных органов, тогда как позитивное или просто нейтральное освещение различных событий будет иметь гораздо большее преимущество в статьях таких газет и журналов.
Своего рода ответвлением от авторитарной модели служит советская коммунистическая модель. Оба типа СМИ во многом схожи. Но здесь можно выделить существенное отличие: средства массовой информации не подконтрольны государственным органам, они сами, фактически, являются государственным органом власти. Как отмечают многие авторы, начало становлению советской модели положило изречение В.И. Ленина о том, что «печатные издания должны стать печатными органами партийных комитетов и проводить партийную политику» [2], а также о том, что «газеты должны стать не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но и коллективным организатором» [3].
Теория социальной ответственности рассматривает СМИ как более развитое воплощение либертарианской концепции, когда журналисты и редакторы сознательно отказываются от каких-либо навязчивых оценок и точек зрения, передавая информацию в чистом виде. Данная концепция зародилась в начале ХХ в. как ответ на массовое злоупотребление редакторами и журналистами свободой прессы. В погоне за прибылью или благосклонностью своих покровителей, представители масс-медиа могли исказить данные, подать новости в том виде, который был более выгоден им. Впоследствии, данная модель стала неким идеалом, к которому общественность призывала стремиться все масс-медиа [4].
Какая из указанных моделей является наиболее подходящей, когда речь заходит о государственных региональных СМИ? Первая мысль -авторитарная модель. К этому нас подталкивает присутствие государства как учредителя и как главного источника финансирования. Можно сделать вывод и о том, что в таких условиях государство будет иметь возможности для осуществления контрольных функций, поскольку именно оно определяет, во многом, кадровую политику редакций государственных СМИ. Например, согласно ФЗ «Об автономных учреждениях» директора автономного учреждения назначает на должность и освобождает от нее учредитель [5]. В случае с Издательским домом «Буряад унэн», который как раз является таковым, директор-главный редактор республиканских газет «Бурятия» и «Буряад унэн» назначается указом Главы региона по согласованию с представительным органом республики -Народным Хуралом Республики Бурятия [6].
Однако, наряду с признаками авторитарного управления, в государственных региональных СМИ просматриваются и сугубо либеральные элементы. Это, прежде всего, свобода в осуществлении коммерческой деятельности. Об этом говорит ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которой «Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)».
Тезис об экономической свободе государственных региональных СМИ, если рассматривать его на примере Республики Бурятия, подтверждается и формой организации финансирования редакций газет «Бурятия» и «Буряад унэн». Бюджетная субсидия, выделяемая еже-
годно Издательскому дому «Буряад унэн» расходуется только по строго регламентированным статьям расходов. Сюда относятся расходы на полиграфические услуги типографии, расходы на приобретение газетной бумаги, освещение официальных мероприятий, а также покрытие текущих расходов деятельности редакций, таких как расходы на коммунальные услуги, оплату налогов и т.д. В остальном деятельность Издательского дома «Буряад унэн» осуществляется за счет собственных доходов. В частности, редакции государственных газет имеют полное право заниматься размещением рекламы, платных информационных материалов, а также розничной продажей экземпляров газет.
Государственное автономное учреждение Республики Бурятия Издательский дом «Буряад унэн», в свою очередь, может выступать учредителем иных средств массовой информации. На данный момент, оно значится как учредитель, а также осуществляет выпуск следующих печатных СМИ: газета «Спорт-Тамир», журналы «Байкал» и «Байгал». Все это говорит о том, что наряду с ярко выраженной подконтрольностью государственным органам, государственные региональные печатные средства массовой информации Республики Бурятия сохраняют очевидную свободу в осуществлении экономической деятельности и свободно распоряжаются полученными от такой приносящей доход деятельности средствами. А это уже ярко выраженные признаки либертарианской модели деятельности СМИ. И мы вновь возвращаемся к первоочередному вопросу о том, к какой именно модели стоит отнести государственные региональные печатные СМИ?
Если рассматривать масс-медиа как политический институт, то можно говорить о наличии определенных норм и правил, согласно которым СМИ осуществляют свою деятельность и определяют свое профессиональное поведение. В случае с газетами «Бурятия» и «Буряад унэн», можно говорить о том, что в значительной степени подобные правила и нормы задаются политическими элитами. В рамках данного вопроса, по нашему мнению, можно рассматривать политические элиты республики в двух аспектах: 1) как учредителя и одновременно надзорного
органа за государственной прессой; 2) как основной источник новостей.
Оба данных аспекта говорят нам, что в деятельности газет «Бурятия» и «Буряад унэн» преимущественно будет применяться авторитарная модель. Об этом нам говорят и делегированные данным СМИ государственные функции по опубликованию официальной информации. Но наличие значительной свободы в осуществлении экономической деятельности, и, конечно же, конституционное закрепление свободы средств массовой информации и запрет цензуры, говорят о том, что в данном случае нельзя говорить о традиционном понимании авторитарной модели. Можно прийти к выводу, что такая модель на практике, имеет черты обеих моделей СМИ, с преимущественным присутствием авторитарного типа. Также важно отметить, что государственные СМИ в условиях демократических свобод, формируют совершенно новую модель масс-медиа, которая требует дальнейшего изучения.
Литература
1. Питерсон Т., Сиберт Ф., Шрамм У. Четыре теории прессы. - М.: Изд-во Нац. ин-та прессы, 1997 - С.223.
2. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Полное собрание сочинений. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960. - Т.12. - С.518.
3. Ленин В.И. С чего начать? // Полное собрание сочинений. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960 - Т.5. -С.597.
4. Четвертков Н.В. Социально-правовые теории прессы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №3. - С.43.
5. ФЗ «Об автономных учреждениях» №174 от 03.11.2006 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n= 156947
6. Указ главы Республики Бурятия «О В.В. Хартаеве» №250 от 03.12.2013 г. // Официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия [Электронный ресурс]. - URL: http: //egov-buryatia.ru>uploads/tx_npa/ 250_04.doc
Гунзынов Жаргал Паламович, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: gzzrl@ramb ler.ru
Gunzynov Zhargal Palamovich, postgraduate student, department of political sciences and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]