УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Г.Е. КОТЬКОВА, канд. пед. наук, доцент Орловского государственного университета
Тел. 8-920-282-94-32
ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическое сопровождение личностного развития ребенка является комплексным процессом, обеспечивающим гармонию «нравственной необходимости» субъектов педагогического процесса и условий социокультурного пространства.
Ключевые слова: «помогающее» воспитание, страхующее сопут-ствие, поливариантность, непрерывность.
Особенность современного процесса личностного развития ребенка заключается в том, что оптимально данный процесс протекает в условиях развивающей среды как специально организованного социокультурного пространства, в рамках которого в определенной педагогической логике осуществляется совместное деятельностное общение всех входящих в него субъектов.
Исходным положением для формирования теории и практики педагогического сопровождения стал системно-ориентационный подход, в контексте которого «развитие» понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем личностного развития. Поэтому мы считаем систему педагогического сопровождения стимулирующим фактором поливариантного развития личности школьника в социокультурном пространстве. Сопровождение нами трактуется как помощь субъекту воспитания в формировании ориентационного поля личностного развития, как «следование рядом» в организации жизнедеятельности и установлении межличностных отношений в социокультурном пространстве.
Анализ продуктивных идей, выявленных нами в существующих практических моделях, послужил теоретическим основанием педагогического сопровождения, рассматриваемого нами как системное условие личностного развития ребенка в социокультурном пространстве современного села. В новых социально-экономических условиях с конца XX века как ценностно значимые ориентиры провозглашаются самообразование, самовоспитание. «Подвести» к желанию продолжать свое обучение самостоятельно, как показывает опыт, личность ребенка необходимо в молодом возрасте в процессе формального и неформального образования.
Дидактические и психологические источники трактуют педагогический процесс «как последовательное решение учебных задач... Логика постановки и решения этих задач воплощает самодвижение обучения...» [I]. Организация процесса обучения как последовательная череда учебных задач и направлена в основном на освоение научных знаний. Но современные цели обучения и образования значительно шире. В новой эпохе и соответствующем ей проектно-технологическом типе организационной культуры оцениваются не столько знания, сколько умения и компетенции. В условиях непрерывного «образования в течение всей жизни» («длиною и шириною в жизнь») как стратегии жизненного успеха самоконтроль и самооценка своей жизнедеятельности становятся для человека необходимыми качествами. В предыдущие десятилетия выделены и обоснованы ключевые социальные компетентности (И.А. Зимняя), в т.ч.
© Г.Е. Котькова
«социального взаимодействия с обществом». Исследователи-практики предлагают ряд моделей, которые призваны реформировать систему образования в соответствии с новыми реалиями мира [2].
Как показал анализ существующих научных взглядов, на пути перехода к полипарадигмальной образовательной политике сама социально-педагогическая практика диктует поиск ответов на вопросы о содержании и задачах воспитания, специфике и способах реализации концепции развития применительно к различным субъектам и социальным институтам социокультурного пространства.
Образовательный процесс в системе воспитания школьников обеспечивает разнообразие моделей деятельности личности ребенка на пути к жизненному успеху. В этом контексте все, что происходит в школе сегодня, точнее, с точки зрения О.В. Заславской (г. Тула), было бы называть не «образованием», а «воспитанием». Мы согласны с точкой зрения автора, что «суть современных подходов к воспитанию личности в процессе школьной жизни состоит в том, что обучение должно восприниматься ребенком как путь к себе через науку и образование» [З]. Такой подход к учебному процессу позволяет рассматривать его как один из возможных системообразующих факторов в воспитательной системе образовательного учреждения. Мы считаем, что на этом «пути к себе» ребенка следует комплексно сопровождать, обеспечивая опыт «социального успеха» через формирование умений и компетенции «от колыбели до смерти».
Сами педагоги-практики, работающие в регионах страны, высказывают на страницах различных изданий свои мысли и взгляды на «Нашу новую школу» и воспитание, теории обучения и развития. Большинство отмечают, что «представляются чрезвычайно актуальными изучение и современная интерпре-тация'отечественного опыта разработки и реализации воспитательных проблем и использование лучших отечественных традиций... Весьма продуктивно в этом плане обращение к педагогическому наследию классиков отечественной педагогики» [4].
Необходимо подчеркнуть, что если мы хотим понять сущность моделирования системы педагогического сопровождения личностного развития ребенка, то следует учесть множественность подходов к процессам развития и воспитания. Есть мнение, что сегодня «педагогика может, наконец, ясно определить свой предмет — воспитание в контексте социализации» [5]. Опираясь на наследие А.С. Макаренко, Н. Голованова видит именно во взаимосвязи социализации и воспитания сущность творческой самореализации личности. При таком подходе воспитание как широкий социальный про-
цесс предполагает учет множества объективно складывающихся отношений ребёнка с окружающей жизнью, развитие этих отношений.
Автор отмечает, что формирование личности приобретает целостный характер лишь в том случае, если развивающаяся совокупность отношений ребёнка с миром (людьми, вещами, событиями, явлениями) перестаёт быть «хаосом» в результате целесообразных действий педагога. Но при этом чрезвычайно важны не только многообразные воздействия на личность со стороны обновляющейся социальной среды, не только характер жизненных обстоятельств и воспитание как таковое, но и степень согласованности, взаимодействия между этими явлениями. Именно в этом, с нашей точки зрения, проявляется интегративность сил педагогического воздействия, их страхующий характер, т.е. проявляется миссия сопровождения.
Такая позиция нацеливает педагога на смену профессионально-личностных ориентации в установлении типа педагогических отношений с ребенком. Для этого учителю кроме общепедагогических знаний и умений необходимо владеть техническим и технологическим инструментарием, позволяющим ему выстраивать и осуществлять первоначальное воздействие при взаимодействии с ребенком в развитии его личности. Другими словами, требуется умение перевести воздействие в личностное взаимодействие и процесс педагогического сопровождения, т.е. обеспечить комплексность и непрерывность «следования рядом».
Другая группа ученых-исследователей именно развитие индивидуальности ребенка считает предметом воспитательной деятельности. В целом ряде своих работ по теории воспитания, моделированию воспитательной системы сельской школы, формированию классного коллектива Е.Н. Степанов (г. Псков) показывает, как «постепенно модель воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности ребенка, распространяется и укореняется в российском образовательном пространстве» [б]. При этом автор особо подчеркивает, что именно классный руководитель может и должен играть ведущую роль в деятельности педагогического коллектива по обеспечению развития индивидуальности учащихся. Именно это положение, с нашей точки зрения, должно определять комплексное сопровождение (как технологию) становления самого педагога-мастера. Мы считаем, что вышеназванная группа авторов в целом подробно представила индивидуальност-но-ориентированную модель воспитательного взаимодействия интегрированных сил, но только внутри образовательного учреждения.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Для понимания процесса развития личности в социокультурном пространстве представляют интерес, «размышления» по существу и по поводу» воспитательной системы и способов ее реализации В. Сазонова (г. Ижевск) [7]. Автор опирается на общепризнанный факт, что учёные-практики пришли к выводу: выстраивая воспитательную систему, учителя формируют воспитательную среду, благоприятные условия, в которые погружаются дети, «как огурцы в рассол». Как известно, наиболее полное определение предложено учёными — авторами теории воспитательных систем Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой.
История вопроса показывает, что с середины
XX века в мире устойчиво проявляются общие тенденции процесса глобализации, отразившие новый этап общественного развития, воспитания и самоактуализации личности. Почти одновременно в начале третьего тысячелетия появились описания основных парадигм, характеризующих вышеназванные тенденции в педагогике. Оформился полипарадигмальный подход к процессу развития личности ребенка (в психологии, педагогике, социологии).
По мнению современных исследователей (В.Г. Бочаровой, А.В. Гаврилина, И.А. Колесниковой, И.А. Липского, В.А. Никитина, Н.Л. Селивановой и др.), в условиях кардинальных социальных перемен изменяются все основные элементы функционирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных процессов, так и на уровне конкретного человека.
Исследователи-ученые учитывают упрочение социально- педагогической парадигмы как методологической основы при рассмотрении различных сторон общественного развития, включая область образования.
Для нас чрезвычайно важно, что обновление парадигмы воспитания детей и подростков (в формате социально-педагогической) является актуальной задачей-сегодня не только для ученых, но и для специалистов различных социальных систем социокультурного пространства, и прежде всего семьи и школы, имеющихся учреждений инфраструктуры сельского социума. Воспитание детей и молодежи, реализующееся посредством той или иной стратегии, заключается в постоянной корректировке реальной социально-педагогической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка, что характеризует научный подход к проблеме педагогического сопровождения.
Новая модель во многом связана со сменой парадигм развития, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразова-
тельную. Несомненно, что провозглашаемый переход к новой парадигме самообразования связан со стремлением человека к индивидуальному пути развития, уйти от влияния СМИ, кино- и телефильмов, массовой культуры в целом. Следует согласиться, что источником развития самообразования является дополнительное образование школьника, которое осуществляет резкий поворот в сторону профильного образования. Как отмечают исследователи, в информационном обществе
XXI века работа с информацией «один на один» для большинства взрослого активного населения становится основным видом деятельности, ее освоение происходит прежде всего путем самообразования. Индивидуализация образа жизни человека в рамках его социальной среды совпадает с тягой к самообразованию. Ребенок-школьник образцы работы с информацией приобретает в воспитательной системе школы, в системе дополнительного образования, в контактах с разными представителями социокультурного пространства.
Поэтому, говоря о модели «Наша новая школа», педагогу/специалисту необходимо помнить, что и образование, и самообразование реализуются в контексте межличностных отношений. Самообразование при этом проявляется как форма самостоятельного закрепления стереотипов поведения в рамках существующих традиций социокультурного пространства. Мы разделяем опасения, что «неоднозначность взаимосвязи и взаимообусловленности общества и самообразования в дальнейшем будет проявляться значительно отчетливее. Социорегулятивные функции самообразования могут привести к отчужденности, к излишней индивидуализации образа жизни ребенка в рамках его социальной среды (ближней и дальней)» [8]. Поэтому мы считаем, что в русле данной парадигмы особенно необходимо грамотное пси-холого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, так как оно сможет обеспечить развитие и регуляцию личностных качеств «самообразующегося» ребенка, выполняя страхующую функцию «сопутствия».
В реальной практике сегодня важно развивать открытые модели воспитательных систем, которые строятся на принципах социального партнерства, позволяют реализовать потенциал всех социальных институтов в воспитании подрастающих поколений: и семьи, и общественных организаций, и учреждений культуры, и объединений по месту жительства детей, и учреждений образования, школы, и детской печати, СМИ, церкви. Межведомственный подход к проектированию воспитательных систем представляется нам се-
годня особенно востребованным. Действия местных организаций — социальных партнеров и стремления каждого отдельного человека, который является главным действующим лицом в системе непрерывного образования, направлены на адаптацию к реалиям информационного общества. Образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и стратегией личного успеха.
Конкретно-педагогическая проблема, с нашей точки зрения, состоит в определении комплекса актуальных движущих сил, обеспечивающих успешность педагогического сопровождения как фактора личностного развития ребенка в социокультурном пространстве.
Следует иметь в виду, что понятия психоло-го-педагогическое сопровождение, помощь и
поддержка не подменяют или приходят вместо воспитания или обучения, а направлены наравне с ними прежде всего на оказание индивидуализированной предупреждающей или опережающей помощи в решении проблем каждого отдельного подростка. В конце прошлого века ключевыми стали слова «проблемы ребенка». О.С. Газман выделил три основных вида сопровождения: предупреждение возникновения проблемы; обучение методам решения проблем; экстренная помощь в кризисных ситуациях.
Мы сравнили приоритеты, которые лежат в основе трех процессов (педагогический, психоло-го-педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение), и выделили существенные понятия, которые характеризуют каждый из процессов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Соотношение приоритетов в системе образования ребенка
Педагогический процесс (ПП) обеспечивает: Психолого- педагогическая поддержка (ГОШ) — это Педагогическое сопровождение (ПС) обеспечивает:
• усвоение социальнонравственных норм старших; • стандарты образования; • стереотипы профессионального сознания педагога; • уровень воспитанности сообразно возрасту; • деятельность по копированию образцов; • инвариант функционирования системы ОУ; • управляемую социализацию в рамках учебно-воспитательного процесса • принятие общечеловеческих ценностей; • индивидуальный подход; • личностная траектория развития ребенка; • творчество, креативность мышления классного воспитателя; • открытость к проблемам ребенка; • уровень личностного развития социальной зрелости сообразно возрасту; • системные связи, работающие на решение конфликтных ситуаций; • самоопределение, диалог позиций и проектирование совместной деятельности • баланс между социализацией и индивидуализацией реального человека; • условия гармонии личностного и социального в развитии ребенка (процессов его самости); • создание адаптивных моделей деятельности специалиста как страховку от возможных опасностей; • комплексное сопровождение всех участников образовательного процесса со стороны педагогов и организаторов системы
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
• ценностно-смысловое равенство; • образование рассматривается как условие, при котором ребенок может стать взрослым человеком • договор о сотрудничестве детей и взрослых; • восстановление отношений; • гарантируя ребенку нахождения в ситуации • осознанная возможность (тактика сопутствия); • дополнение взаимодействия способами действий; • гарантия безопасного выхода из тяжелой жизненной ситуации
МИССИЯ (РОЛЬ) ПРОЦЕССОВ
• процесс развития; • «перекресток идей»; • публичная деятельность по обучению, воспитанию • решение проблемы; • создание условий для саморазвития ребенка; • динамика движения; • интимный процесс • длительное взаимодействие с ребенком; • совместная корректировка жизненных смыслов; • тенденция к успеху; • ненавязчивое страхование
ЦЕЛЬ
• овладение ребенком знаниями, умениями, навыками предшествующих поколений, т.е. освоение общественных целей • выращивание субъектной позиции ребенка, превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем • обеспечение условий для реализации субъектной позиции: • следование взрослого рядом при построении ребенком вариантов личностного развития»
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Очевидно, что внедрение в практику педагогики сотрудничества стратегии социально-педагогического сопровождения, применение личност-но ориентированной технологии составляют воспитательную основу процесса педагогического сопровождения. Исследования процесса социально-педагогического сопровождения взрослым ребенка дают возможность увидеть циклическое непосредственное и опосредованное воздействие их друг на друга в условиях социума. На жизненном пути своего развития человек, пребывающий в любом возрасте, не изолирован от других людей, а находится с ними в процессе социального общения — одного из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.
На наш взгляд, организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с учетом этих принципов будет более продуктивна на основе постоянного взаимодействия сопричастных организаций, «различных ведомств и привлечения специалистов в команду организаторов системы педагогического сопровождения, обеспечивающих «следование» ребенка к социальной зрелости в период его личностного развития комплексно и непрерывно.
Опираясь на опыт отечественной социальнопедагогической теории, на устремление европейского сообщества к «социальному единству» (Меморандум непрерывного образования Европейского союза, 2000 г.), на непрерывность процесса социального взаимодействия, мы описали теорию и технологию системы педагогического сопровождения.
Педагогическое сопровождение как понятие мы определяем, исходя из существенных признаков «истолкования» (дефиниции):
— создание условий для ...;
— обеспечение баланса между социализацией и индивидуализацией личностного развития ребенка;
— страховка от возможных опасностей;
— система деятельности.
В нашем исследовании за основу «помогающего» воспитания принимается взаимодействие организаций сопричастных социальных систем, дополняющих в социокультурном пространстве микрорайона возможности воспитания в школе. Искусство содействия отражает суть социальнопедагогического сопровождения данного процесса (воспитания человека), направленного на формирование «социальной адаптивности» как интегративного качества зрелой личности.
С этих позиций философия данной деятельности (как процесса) представляет собой:
— осознанную возможность следовать рядом;
— тактику «сопутствия»;
— гарантию безопасного разрешения трудной жизненной ситуации.
Миссия сопровождения заключается в организации длительного взаимодействия взрослых и ребенка, в совместной корректировке жизненных смыслов ребенка. Стержневую цель педагогического сопровождения мы видим в следовании педагога/организатора сопровождения рядом при построении ребенком вариантов личностного развития, что обеспечивает условия для реализации субъектной позиции ребенка.
В такой трактовке педагогическое сопровождение личностного развития ребенка является комплексным процессом, обеспечивающим гармонию «нравственной необходимости» субъектов педагогического процесса и условий социокультурного пространства. Соответственно педагогическое сопровождение процесса воспитания — это технология (сама деятельность, построенная в соответствии с программами, содержащими способы и средства) дополнения способов (отдельных действий — тактик) профессиональной деятельности специалиста, нацеленная на формирование социальной зрелости личности школьника. Исходя из этого, мы считаем, что педагогическое сопровождение может функционировать и как процесс, и как технология.
Педагогическое сопровождение — это не только осознанная возможность, но и желание специалиста следовать рядом с детьми и взрослыми постоянно, по мере их взросления, как в трудные, так и в радостные моменты. «Все будет хорошо!» — своеобразная целевая «жирная точка» алгоритма сопровождения как комплексной технологии и процесса.
Таким образом, можно отметить, что специфика процесса педагогического сопровождения в социально-педагогической парадигме проявляется в тактике сопутствия личностному развитию ребенка. Механизмами процесса являются: приобретение, накоплений знаний и других элементов социального опыта; их усвоение и преобразование в определенное поведение во взаимодействии со специалистами.
Наше понимание еоцйалвно-педагогического сопровождения как «помогающего» воспитания предполагает «сопутствие» ребенку в построении им своих социальных отношений, помощь в решении личностных проблем и трудностей в социокультурном окружении, в упорядочении (т.е. построении системы) условий. Представляется, что дальнейшее движение вперед в развитии воспи-
тательной практики невозможно без наличия у профессионального педагогического сообщества целостного методического представления о ситуации сопровождения в социокультурном пространстве. Опыт наступает как важнейшая со-
ставляющая социализации субъектов образовательного процесса. Нас интересует положение строящейся или преобразуемой системы, внутреннее её видение, складывающееся в сельской местности.
Библиографический список
7. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1999. — С. 217.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — М., 2003. — № 5. — С. 34-42.
3. Заславская О.В. Гражданское воспитание школьников и демократизация России / Гражданское воспитание и демократизация России: Материалы международной научно-практической конференции (17-18 мая 2004 г., г. Тула) / Научи, ред. О.Е. Глаголева, О.В. Заславская; отв. ред. О.Е. Сальникова. — М. 2004. — С. 188-192. ISBN 5-98079-024-1.
4. Загвязинский В.И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика. — 2006. — № 3. — С. 106110.
5. Голованова Н. Социализация и воспитание «По А. С. Макаренкр» // Народное образование. — 2005. — № 6. — С. 155-159.
6. Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности // Воспитание школьников. — 2004. — № 10. — С. 2-6; 2005. — № 1. — С. 2-6.
7. Сазонов В. Воспитательная система и способы ее реализации. Размышления по существу и по поводу // Народное образование. — 2006. — № 9. — С. 196-201.
8. Зборовский Г.Е. Самообразование — парадигма XXI века // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С. 25-32.
9. Газман О.С. Личность — субъект свободной деятельности // Новые ценности образования. — М., 1995. — № 2. — С. 30-39.
KOTKOVA GALINA EVGENYEVNA
THE THEORY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF A CHILD’S PERSONAL DEVELOPMENT IN TERMS OF
CONTINUOUS EDUCATIONAL
The pedagogical support of a child’s personal development is a complex process, that facilitates the harmony of «moral necessity» of the objects of the pedagogical process and the conditions of social cultural surroundings.
Key words: «supportive» education, «helpful» accompaniment, polyvariant development, continuity.