Г. Е. КОТЬКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета
8-920-282-94-32, kotkova-57@mail.ru
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕЛЬСКОМ АДАПТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ
В статье рассматриваются подходы к непрерывному образованию как стратегии жизненного успеха личности.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, личностное развитие ребенка, адаптивный комплекс.
С 1 января 2011 года в рамках нового федерального образовательного стандарта вступила в силу «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она определяет государственную политику и социальный заказ на формирование человека, способного жить в демократическом государстве и гражданском обществе.
«Вообще все нужно делать с учетом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребенке» (Д. А. Медведев. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 12.11.2009 г.). Школа в современных условиях призвана обеспечить непрерывность формирования не просто системы знаний, но и набора ключевых компетенций в базовых сферах жизнедеятельности. В таком контексте непрерывное образование - развитие человека как личности на протяжении его жизненного пути: индивидуализированное во времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения [1].
При этом в понятие компетентности входят когнитивная и операционно-технологическая составляющие, а также система ценностных ориентаций, мотивационные, этические, социальные и поведенческие характеристики. В данном контексте компетентность - это субъектный опыт человека, реализуемый эффективно и качественно в определенных жизненных ситуациях.
При этом каждый человек должен научиться самостоятельно организовывать свою жизнь и управлять ею, определять стратегию и осуществлять ее. Разработка личностью жизненной стратегии, направленной на достижение успеха, позволит ей в большей мере сконцентрировать свои усилия на активной деятельности, определить систему ценностей, найти эффективную форму поведения в самореализации и самообразовании.
Такую возможность для учащихся и воспитанников предоставляет социально-педагогическая среда образовательного учреждения.
Проблема обновления образования с учетом изменившейся социокультурной ситуации должна решаться через поиск новых механизмов взаимодействия на региональном (районном) уровне. Поэтому остро встает вопрос о создании общеобразовательных структур, систем спонсорской и других видов поддержки образования, т.е. новых комплексов типа дошкольное образование-школа-комплекс-вуз-отрасль, что позволит говорить о непрерывности образовательной системы и приведет к снижению социальной напряженности на селе. С целью решения этой проблемы возникла необходимость создания новой системы управления и организации обучения в условиях определенной социокультурной обстановки, способных обеспечить формирование ключевых компетенций участников.
© Г.Е. Котькова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Содружество образовательных учреждений сельского и городского социумов является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения и воспитания, методов их реализации. Концепция содружества базируется на тезисе: «Современная школа призвана способствовать формированию индивидуальных образовательных маршрутов для детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами через развитие поливариантных компонентов образовательной среды» [3].
Мы рассматриваем специфику организации межсубъектного взаимодействия участников образовательного процесса, основываясь на результатах исследований ученых В.Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, Д.В. Григорьева, Т.Г. Зеленовой, Н.Ф. Масловой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В. Д. Семенова, Г.Г. Силласте, Е.Н. Степанова, Г.Ф. Суворовой, А.М. Цирульни-кова, М.С. Якушкиной и других.
Практика показывает, что эффективное воспитание и реальная социализация ребёнка в социокультурном пространстве возможны только при условии «следования рядом» с ним взрослого, причём это «следование» мы рассматриваем как специально и особо организованную деятельность, как педагогическое сопровождение. Педагогическое -«по целенаправленности... сопровождение - по сути функции субъекта» опирается на тенденцию сближения педагогики и психологии, являет собой «универсальный психолого-педагогический комплекс» (Б.З. Вульфов) [2]. Обращение к сопровождению как педагогическому феномену в контексте модернизации образования продиктовано его гуманитарной сущностью, гибкостью, ненасильственным и «ненавязчивым» характером педагогического процесса, способного непосредственно соотноситься с потребностями и интересами его участников.
Совокупность подходов обеспечивает понимание системы педагогического сопровождения как ведущего условия личностного развития ребенка в определенном социокультурном пространстве;
- базовую общенаучную основу исследования составляют представления о понятии «развитие личности ребенка» как части емкой категории «воспитание», идеи об интегративном подходе в воспитании, о дифференциации и технологизации обучения, идеи об адресном психолого-педагоги-
ческом и медико-социальном сопровождении участников образовательного процесса. Личностное развитие ребенка мы рассматриваем как процесс количественных и качественных изменений, затрагивающих базовые структуры личности и возникающих в процессе межпоколенных воспитательных отношений в специально организованном воспитательном пространстве;
- на частнонаучном уровне методология исследования представляется концепциями, теориями в области психолого-педагогической науки и использованием положений комплекса взаимодополняющих друг друга подходов, рассматривающих во взаимосвязи процессы и явления, происходящие в социокультурном пространстве села. Социокультурное пространство села мы определяем как специально организованное локальное пространство, «место в социуме», где за счет взаимодействия компонентов осуществляются межпоколен-ные воспитательные отношения и формируется активная среда личностного развития детей.
Модели формирования социокультурного пространства воспитания весьма разнообразны. Взаимодействие компонентов социокультурного пространства села, с нашей точки зрения, организуется на основе принципов кооперации, интеграции и социального партнерства. Компоненты социокультурного пространства - сочетающиеся части инфраструктуры села, представляющие различные социальные системы, связанные отношениями в социуме. Компоненты социокультурного пространства села реализуют различные функции воспитания, создавая условия для личностного развития школьника. В разнообразном потоке реальных перемен возросла надобность в концепции педагогического сопровождения личностного развития ребенка. Востребованность педагогического сопровождения как части непрерывного образования объясняется его стратегической направленностью на обеспечение жизненного успеха личности школьника. Преемственность и сопровождение мы считаем стержнем системы непрерывного образования.
Сравнение приоритетов, которые лежат в основе процессов, выполняющих функцию воспитания, позволило нам выделить существенные понятия, которые характеризуют педагогическое сопровождение. Мы представили и обосновали «Концепцию педагогического сопровождения поливариантного личностного развития ребенка».
В нашем исследовании сопровождение как педагогический процесс в историческом контексте развития опирается на «помогающее воспитание», психолого-педагогическую помощь и поддержку, представлено как метод в социальной педагогике. «Помогающее воспитание» - это не только составная часть общественного воспитания, объективная необходимость создания условий для личностного развития школьника, но и профессиональная деятельность специалистов при решении социальнопсихологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.
Анализ литературы по проблеме позволил определить педагогическое сопровождение как систему, в которой личностное развитие ребенка происходит благодаря осознанной возможности специалиста следовать рядом, «указывать дорогу», применяя тактику «сопутствия». Миссия педагогического сопровождения заключается в моделировании вариантов личностного развития школьника, в совместной корректировке жизненных смыслов детей и взрослых, в гарантии безопасного разрешения трудной жизненной ситуации школьника, в реальном удовлетворении потребности, в стимулировании саморазвития. Педагогическое сопровождение адресно, многопрофильно, непрерывно; функционирует и как процесс, и как особая
технология. Тактика «сопутствия», выделяемая нами в процессе педагогического сопровождения, носит долговременный характер «следования рядом» специалиста и ребенка, является смыслообразующим фактором сопровождения, имеет страхующую направленность.
Категориальный анализ, многолетнее осмысление поисков и экспериментов позволили определить авторскую позицию: педагогическое сопровождение является комплексной системой, обеспечивающей условия для личностного развития ребенка в социокультурном пространстве села, определяющей пути и способы эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса, направленного на качественные и количественные изменения личности ребенка (системообразующий фактор).
Стратегия педагогического сопровождения (содействие жизненному самоопределению школьников, самоактуализации и самореализации, нацеленных на успех) «выводит» педагога/специалиста на разработку авторских самостоятельных программ, в ходе реализации которых в сценарии взаимодействия выстраиваются как индивидуальная траектория личностного развития ребенка, так и системы взаимоотношений образовательных учреждений с социумом (кооперация, интеграция, соглашение).
Рис. 1. Адаптивная модель комплекса педагогического сопровождения
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Компоненты социокультурного пространства села реализуют различные функции воспитания и педагогического сопровождения, создавая условия для личностного развития ребенка:
• образовательные учреждения (СМКШ, школа-сад, школа, Центр детского творчества) обеспечивают условия для реализации субъектной позиции ребенка, обучают методам решения проблем, формируют социально значимые компетенции;
• семья обеспечивает выживание ребенка, кор -ректировку жизненных смыслов, начальную социализацию, становление личностных компетенций;
• учреждения культуры (Дом культуры, филиалы учреждений дополнительного образования) реализуют функцию воспитания, оптимизируя этно-эстетическое развитие личности, формирование основ ее ментальности, творческой направленности и этноэстетической компетентности;
• учреждения здравоохранения (здравпункты, амбулатории) предупреждают возникновение проблемы, страхуют от возможных опасностей, формируя социальную компетентность здравоохранения;
• учреждения системы социальной защиты населения (реабилитационные центры, ППМС-цен-тры, органы опеки и попечительства), правоохранительных органов обеспечивают экстренную помощь в кризисных ситуациях и социальную защиту детства; формируют компетентность социального взаимодействия с обществом;
• церковь, общественные организации, объединения по месту жительства, СМИ создают условия для гармонии «нравственной необходимости» (В.С. Соловьев), формируют гражданственность и социальную компетентность в общении.
Оптимальной организационной единицей интегрированной силы является служба педагогического сопровождения (разноведомственная проектная группа), где есть специалисты центров, социальные работники, психологи, врачи, участковые инспекторы, библиотекари и т.д. Служба педагогического сопровождения - это многоуровневая организационная структура, интегрированная в определенное социокультурное пространство, в состав кото -рой входят педагоги, специалисты организаций -социальных партнеров школы, за счет системного взаимодействия которых обеспечивается реализация задач личностного развития ребенка. Стержень службы - специалисты районных ППМС-центра и ЦДТ. Только дополняя друг друга, взаимодействуя на принципах социального партнерства,
интегрированные силы педагогического сопровождения обеспечивают комплексно и непрерывно соблюдение необходимых педагогических условий для гармонии личностного и социального в развитии ребенка (процессов его самости), которые способствуют формированию у школьников социально одобряемых ценностей, знаний, норм и образцов поведения.
Адаптивные комплексы педагогического сопровождения, разработанный алгоритм деятельности педагога/специалиста как лидера взаимодействия компонентов социокультурного пространства села являются стимулирующими факторами системы педагогического сопровождения поливариантного личностного развития школьника в социокультурном пространстве села, обеспечивают выход на непрерывное образование личности.
Учитывая свой опыт и продуктивные идеи практического моделирования комплексов в социокультурном пространстве разных регионов страны, мы разработали теоретические (и апробированные на практике) модели объединения - адаптивные ком -плексы педагогического сопровождения, интегрирующие функции субъектов сопровождения личностного развития ребенка через специфические психолого-педагогические и социальные подходы.
Критерии благополучия и положительные тенденции воспитания ребенка как личности призваны стать инвариантом анализа любой адаптивной модели с учетом времени. Основным критерием оценки качества модели социокультурного пространства мы определяем адекватность содержания деятельности каждого вида работ системы сопровождения контингенту учащихся, показателем которой является комфортность ребенка в системе, а также положительная динамика уровня воспитанности, социальной зрелости.
Так, показателен опыт коллектива адаптивной школы МОУ «Змиевская средняя школа № 2» в решении одной из задач региональной экспериментальной площадки («Модель непрерывного образования как стратегия жизненного успеха личности»), заключающейся в поиске индивидуальных маршрутов - траекторий личностного развития школьников «Профильное и универсальное образование в сельском социуме».
С этой целью в 2009/2010 учебном году было организовано межсетевое взаимодействие МОУ «Змиевская школа № 2» с МОУ «Змиёвский лицей по профильной подготовке учащихся 10-11
классов» (15 учеников имеют индивидуальное расписание, встроенное в общешкольное).
Проводя работу в школе по этому направлению, руководители и педагоги столкнулись с рядом проблем. Это связано прежде всего с тем, что не все учащиеся могут своевременно определиться с выбором профиля, так как еще недостаточно отработаны диагностические методики по выявлению наклонностей и способностей школьников. Из-за этого возникали трудности по формированию учебного плана и индивидуальных образовательных маршрутов школьников старшего звена. Были проблемы по составлению расписания уроков с учётом межсетевого взаимодействия и индивидуальных потребностей старшеклассников.
Служба педагогического сопровождения решила создать новую модель учебно-воспитательного процесса в школе, при которой выбор способов, приемов, содержания образования учитывает индивидуальные различия учащихся, где в условиях непрерывного образования с 1 по 11 класс учащимся будут предоставлены возможности и созданы условия для выбора и реализации профиля обучения.
Особенности микрорайона: школа расположена в центре п. Змиёвка. Население микрорайона проживает в многоэтажных домах, в частном секторе и близлежащих деревнях Котовка и Раз-бегаевка, по возрастному составу преобладают жители среднего и старшего возрастов.
В 2009-2010 учебном году в школе обучалось 347 учащихся, из них 167 девочек, 180 мальчиков из 306 семей.
Социальным педагогом школы было проведено анкетирование по выявлению уровня практической готовности педагогов к инновационной деятельности. Анализ результатов анкетирования показал, что не все педагоги (из 30) полно и правильно понимают понятие «непрерывное образование», многие не представляют своего личного участия в проекте. Службой сопровождения школы была организована работа по повышению методического уровня педагогов по этой проблеме (педагогические чтения, оформлен стенд - «Глоссарий НО»)
На семинарах рассматривались вопросы по формированию индивидуальных образовательных маршрутов школьников в начальном, среднем, старшем звеньях, их организация и педагогическое сопровождение, положения «Меморандума непрерывного образования Европейского союза»,
диагностика и мониторинг обучения школьников. Ведется непрерывная работа по усвоению современных педагогических технологий, внедрению информационных технологий в учебный процесс и воспитательную деятельность. Налажено тесное сотрудничество с Центром ППМС: методистом Центра оказывается консультативная помощь, психологом Центра проведена компьютерная диагностика учащихся 8-9 классов по предпрофильной подготовке школьников, по выбору профиля; даны рекомендации. Классные руководители на родительских собраниях довели до сведения каждого родителя результаты диагностирования.
Социальным педагогом школы было проведено анкетирование среди родителей по выявлению увлечений, интересов детей, их занятости в кружках, секциях и в свободное время. В анкетировании приняли участие 35 родителей 4-5 классов, 30 родителей 7-8 классов, 19 родителей 10-11 классов. Результаты показали следующее: 7,8% учащихся обучаются в музыкальной школе, 7,8% - в художественной школе, 28,2% - занимаются в спортивных секциях, 36,9% - посещают кружки дополнительного образования, 19,3% школьников не охвачены внешкольной деятельностью. Заставляют задуматься и действовать ответы родителей - жителей поселка:
^ «В скором будущем многие сельские школы закроются, так как у многих школ условий реализации новых стандартов нет, следует открывать воскресные школы» (родители учащихся 4-5 классов).
^ «Открывать больше факультативов, кружков, разнообразить досуг детей» (родители учащихся 7-8 классов).
^ «Обязательно сохранить школы на селе, а иначе село вымрет» (родители детей 10-11 классов).
Один из вопросов, адресованных родителям, был следующим: «Какие Вы видите возможности на селе в сфере образования?» Ответы подтвердили необходимость комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса, и поэтому были сформированы профильные группы, составлены индивидуальные учебные планы для учащихся 10-11 классов и сделано комплектование. Для преемственности (непрерывности) дошкольного образования, начальной, основной и средней школы создан пакет диагностик по выявлению способностей (одарённости) детей. Служ-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
бой сопровождения ведется его пополнение, идёт отработка диагностик на практике психологом Центра, социальным педагогом школы и классными руководителями. Учащиеся 2-11 классов самостоятельно ведут портфолио, где отмечаются результаты их деятельности, помощь в формировании портфолио школьников оказывают классные руководители и специалисты ППМС-центра.
В школе совершенствуется система дополнительного образования: в 2010 году были открыты предметные кружки по математике, русскому языку, истории, физике; были введены новые элективные курсы по биологии, обществознанию, иностранным языкам. Совершенствуется работа с ода -рёнными детьми (действуют клуб «Почемучка» для учащихся 3-4 классов и научное общество «Эрудит» для учащихся 7-11 классов), что обеспечивает выпускникам возможность поступления в высшие учебные заведения г. Орла, где они успешно обучаются, подтверждают свои знания, полученные в школе.
Сельский адаптивный комплекс предоставляет каждому ребенку возможности реализации собственной программы получения образования и личностного развития. Следующий этап педагогической работы нацелен на решение задач:
- предоставить каждому ребенку возможность реализовать себя и проявить свою индивидуаль-
ность в творческой деятельности при одновременном устранении перегрузки путем введения новых форм и способов организации обучения школьников, рациональной организации труда;
- пополнение содержания процесса непрерывного образования через достаточно полное удовлетворение профессиональных потребностей всех социальных слоев населения села на основе взаимодействия школы и учреждений - социальных партнеров, открытости в составе культурно-образовательного комплекса - адаптивной системы.
Таким образом, интеграция социальных и лич-ностно ориентированных педагогических технологий при формировании личностного «поля развития» школьника является основой адаптивной модели педагогического сопровождения личностного развития ребенка в социокультурном пространстве села, определяет перспективы системы ком -плексного сопровождения. Множественность выборов адекватных методов педагогического сопровождения базируется на принципах дифференциации и адресности «помогающего воспитания». Многопрофильность функциональных позиций взаимодействующих участников педагогического сопровождения в системе-комплексе обеспечивает условия для выхода ребенка на вариант успешности личностного развития (системоопределяющий фактор).
Библиографический список
1. Маслов В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности // Труды ученых ГЦОЛИФКА: 75 лет. Ежегодник. -М., 1993. - С.102-117.
2. Вульфов Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования - образование в мире. -2006. - № 2(22). - С. 43-53.
3. Котькова Г.Е. Программа «Модель непрерывного образования как стратегия жизненного успеха личности». -Орел: ОГУ, 2009. - 38 с.
G.E. KOTKOVA
CONTINUOUS EDUCATION IN RUAL ADAPTIVE COMPLEX
The article analyses the approaches to continuous education as a strategy for success in life personality. Key words: pedagogical support, personal development of the child, the complex of adaptive means.