Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение как технология личностного развития ребенка'

Педагогическое сопровождение как технология личностного развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
968
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОЛИВАРИАНТНОЕ РАЗВИТИЕ / THE TECHNOLOGICAL APPROACH / THE COMPLEX SUPPORT / POLYVARIANT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котькова Г. Е.

Каждому времени соответствуют свои воспитательные методики и технологические подходы. Значима роль сопровождающего. Система социально-педагогических действий вкупе с личностно ориентированными технологиями является основой комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса, поливариантного развития личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT AS A TECHNOLOGY OF PERSONAL DEVELOPMENT OF THE CHILD

Each period is characterized by its own methods of upbringing and technological approaches. At this, the role of a guide is significant. The system of pedagogical actions accompanied by the person-oriented technologies are the basis for the complex support of all the participants of the educational process, polyvariant development of a child's personality.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение как технология личностного развития ребенка»

Г.Е. КОТЬКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы

Орловского государственного университета Тел. 8-920-282-94-32, kotkova-57@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Каждому времени соответствуют свои воспитательные методики и технологические подходы. Значима роль сопровождающего. Система социально-педагогических действий вкупе с личностно ориентированными технологиями является основой комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса, поливариантного развития личности ребенка.

Ключевые слова: технологический подход, комплексное сопровождение, поливариантное развитие.

Комплексное сопровождение личностного развития школьника в социокультурном пространстве села как особая последовательность педагогических действий в своей сущности является более гибкой технологией, которая активно использует обратную связь и дает возможность на этапах коррекции организовать повторение отдельных элементов технологического процесса, т.е. позволяет моделировать саму организацию действий в «поле личностного развития» как взрослых, так и детей.

Педагогические технологии - система взаимосвязанных этапов, объединенных приоритетными общеобразовательными целями [1]. В процессе становления индивидуальности ребенка принципиально важным является педагогическое обеспечение (программы, сценарии, методика). Положение, что ««необходимо провести специально организованную деятельность, направленную на внесение корректив в систему профессионально-личностных ориентаций учителей» (E.H. Степанов), с нашей точки зрения, определяет комплексное сопровождение как технологию становления самого педагога-мастера, развития его личностно-профессиональных качеств. Технологические основы педагогического сопровождения личностного развития ребенка мы видим во взаимодействии субъектов образовательного процесса, «выстроенном в определенной педагогической логике» (О.В. Заславская), взаимоподдержании субъектов на пути реализации личностных потенциалов [3].

В сельском социуме педагог является лидером системы педагогического сопровождения, дополнения возможностей семьи и школы внешними средствами и силами. Результатом тактических действий организатора системы-комплекса сопровождения является программа деятельности специалиста сопровождения с родителями, педагогами, сопричастными организациями, решающая задачи поливариантного личностного развития школьника.

Объективно существует процесс разработки педагогом/специалистом порядка педагогического взаимодействия - освоения общих методик и выработки своей методы. Построение авторского алгоритма деятельности в системе комплексного сопровождения личностного развития конкретного ребенка в локальном социокультурном пространстве также предполагает вариант определенной последовательности педагогических действий. Практика показывает, что актуальными в моделировании

© Г.Е. Котькова

как особой специфической технологии являются вопросы, «как?», «каким образом?» совершаются аналитические действия педагога/специалиста в целостном цикле педагогического сопровождения.

Порядок педагогического взаимодействия (план-алгоритм процедур), последовательность «личных» шагов и действий «сообща» в процессе «следования рядом» фиксируются педагогом/специалистом в определенный результат моделирования - сценарий. В технологическом процессе сценарий возникает тогда, когда зарождается модель-образ предполагаемого действия. Идея сценария, демонстрируя разумную цепь событий, показывает, что может произойти в действительности. План-сценарий как элемент технологии моделирования отвечает на вопрос «каким образом?». Аналитические действия педагогу/специалисту следует перевести в практические: прояснить порядок-алгоритм, определить «шаги», описать схему личного и комплексного сопровождения. В сценарии взаимодействия отражены письменно намерения, возможности, пути и средства организации системы комплексного сопровождения, действия субъектов процесса, показатели сотрудничества, ожидаемый результат. Метод сценариев может быть использован при оценке как существующего состояния взаимодействий субъектов сопровождения, так и вариантов альтернативных будущих контактов.

Практиками обосновано, что сценарий урока в конечном итоге есть результат конструирующей деятельности учителя. Авторский сценарий является результатом доработки учителем «нормативного сценария урока», выполняет функции как управления, так и хранения всей разработанной информации, технологии (технология педагогического сопровождения в дидактике, моделирование сценария урока подробно представлены нами в диссертационном исследовании «Моделирование учебного материала учителем в процессе разработки сценария урока в полиэтническом образовательном пространстве») [4].

В системе комплексного сопровождения процесс разработки (моделирование) сценария взаимодействия с педагогом/специалистом включает несколько этапов деятельности: подготовительный, аналитико-деятельностный, организационно-дея-тельностный, оформительский.

Исходные принципы, предложенные современным обществом и наукой, определяют содержа-

ние и логику моделирования системы педагогического сопровождения личностного развития школьника. В этом контексте сценарий понимается как элемент специфической технологии моделирования взаимодействия различных субъектов педагогического сопровождения в социокультурном пространстве села. Такое информационно-операционное моделирование есть процесс создания модели системного образования. Мы рассматриваем его и как способ познания системы педагогического сопровождения, и как важнейший компонент простраивания алгоритма деятельности специалиста сопровождения с родителями школьника, другими педагогами, сопричастными организациями. Метод сценария позволяет предварительно изучить технологию, опробовать ее на модели, внести необходимые изменения.

Комплексность «помогающего воспитания» в системе педагогического сопровождения достигается путем согласования действий лидера сопровождения со всеми заинтересованными службами-компонентами социокультурного пространства. Проект совместного сценария взаимодействия и сопутствия определяется педагогом и привлекаемыми внешними специалистами, затем оформляется лидером (командой) в адаптивную организационно-правовую модель.

По отношению к технологии (а мы считаем моделирование специфической технологией, т.е. отличительной совокупностью приемов по воспроизведению аналитической модели образца в организационной модели-системе сопровождения) сценарий взаимодействия представляет собой текстуально-информационный трехмерный план-систему процедур: план подготовки, план расстановки, план деятельности.

Р План подготовки взаимодействия субъектов системы педагогического сопровождения личностного развития школьника включает при моделировании такие виды аналитической деятельности педагога/специалиста, как проблематизация и концептуализация. Это общая часть нашего сценария взаимодействия, где педагог определяет проблему личностного развития ребенка, цель и задачи, отвечая на вопросы «что?», «зачем?» и «почему?». В общей структуре педагогической деятельности (по Кузьминой Н.В.) данные умения входят в блок прогностической деятельности педагога/специалиста.

Р План расстановки в моделировании предполагает определение субъектов системы педаго-

гического сопровождения, осуществление таких видов аналитической работы, как программирование, планирование и определение форм и методов совместной деятельности. Данный блок конструктивной деятельности является центральным в аналитических умениях педагога/специалиста при создании системы комплексного сопровождения личностного развития ребенка в локальном социокультурном пространстве микрорайона школы. Именно здесь вырисовывается алгоритм деятельности сопровождающего, т.к. при моделировании происходит взаимоувязка особенностей «поля развития» школьника и ««поля профессионального становления» педагога.

Расставляя компоненты системы по авторской схеме-порядку, педагог/специалист отбирает системообразующие факторы, упорядочивает условия, компонует актуальную модель сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве микрорайона школы, отвечая на вопросы «кто?», «почему?», «каким образом?».

Р План деятельности при моделировании сценария взаимодействия субъектов системы педагогического сопровождения включает такие виды аналитической деятельности, как конструирование модели, оформление и экспертиза. Обдумывание системы процедур формирования самостоятельных программ для сопровождения личностного развития происходит в соответствии с актуальностью модели (для детей, родителей или других участников образовательного процесса) сопровождения. Оформляется циклограмма деятельности.

Ответы на вопросы «что?», «где?», «когда?», «кто?» и «как?» завершают моделирование: возникает рефлексивное оформление сценария взаимодействия в письменном виде. К письменному сценарию как результату моделирования системы процедур «прилагаются» планы подготовки и расстановки сил субъектов комплексного сопровождения личностного развития школьника в определенном социокультурном пространстве микрорайона школы.

Практика реализации средового подхода в воспитании (Ю.С. Мануйлов) предусматривает ««проектирование схемы действий и действующих лиц в среде», а сама «логика действий может основываться на положении дел в среде» [5]. Мы считаем, что «технологические вопросы применения данного знания» раскрываются в адаптивной модели-комплексе, созданной в социокультурном

пространстве и обеспечивающей школьнику позицию субъекта системы педагогического сопровождения.

В системе социальной направленности ведущую роль чаще всего выполняет коммуникативный элемент (один из системообразующих факторов). Для нас важно положение, что педагогический процесс как социально-деятельностная образовательная система обладает средствами адаптации, что позволяет ей «выжить». Мы считаем, такой способностью обладает и система педагогического сопровождения (в качестве подсистемы).

Каждая из программ становится основой для моделирования сценария взаимодействия субъектов/компонентов, участвующих в системе педагогического сопровождения личностного развития ребенка. Усилиями организаторов сопровождения - директора сельской школы, педагога, специалиста социальной службы (участкового милиционера, врача, ответственного работника администрации сельского поселения и т.д.) - создается команда единомышленников или служба комплексного сопровождения.

Служба педагогического сопровождения - это многоуровневая организационная структура, интегрированная в определенное социокультурное пространство, в состав которой входят педагоги, специалисты организаций - социальных партнеров школы, за счет системного взаимодействия которых обеспечивается реализация задач личностного развития ребёнка.

Актуальность программы определяется «запросом» - осознаваемой сельской общественностью и специалистами проблемой. Далее простра-ивается алгоритм действий службы, оформляется текстуальная программа, моделируется сценарий взаимодействия (комплексного, длительного, непрерывного).

Условия успеха в моделировании - личная заинтересованность педагога/специалиста, альтруизм сопровождающих, имидж и конкурентоспособность образовательного учреждения. Какая модель будет активной и на каком конкретном этапе комплексного сопровождения личностного развития ребенка в существующем социокультурном пространстве, в интегрированной модели определяет служба сопровождения («команда» единомышленников) согласно актуальности проблемы и критериально-ключевому принципу деятельности. Программный подход позволяет увидеть об-

щий сценарий взаимодействия и оформить адаптивную модель-систему комплексного педагогического сопровождения. Все вместе самостоятельные актуальные программы образуют в результате компоновки единую Программу развития школы-комплекса как модели, созданной в социокультурном пространстве села и реализующей функцию воспитания. Технология компоновки в единую Программу учитывает принципы спирале-образности контактов компонентов социокультурного пространства села, параллельность действия специалистов. При этом мы особо подчеркиваем, что только интегрированное взаимодействие различных специалистов локального социокультурного пространства способствует созданию адекватной системы и обеспечивает комплексность педагогического сопровождения личностного развития школьника.

В нашем исследовании актуальные модели-адаптивные комплексы социокультурного пространства села формируются в логике деятельности организатора (лидера) сопровождения (педагога или специалиста службы).

Каждая из четырех моделей сопровождения личностного развития ребенка в конкретном социокультурном пространстве ориентирует на различные подходы к планированию, организации деятельности, предоставлению образовательных услуг, позиции в социальной общности, оценке результатов комплексного сопровождения в процессе взаимодействия:

Р школа-комплекс, реализующая модель «Комплексное сопровождение становления профессионального мастерства педагога», «содружество» в социокультурном пространстве села Леженки на основе пакета соглашений о взаимодействии со смежными организациями системы образования (модель Овсянниковской школы);

Р школа-комплекс, представляющая организационно-правовую модель типа «интеграция» по всем направлениям жизнедеятельности; модель «Комплексное сопровождение личностного развития ребенка» (адаптивная школа пос. Знаменка);

Р комплекс социокультурного пространства села Лаврово, интегрирующий функции субъектов сопровождения личностного развития ребенка через специфические психолого-педагогические и социальные подходы

(тип объединения - «содружество» как социальное партнерство на основе договоров и соглашений о союзе; модель «Комплексное сопровождение личностного развития ребенка в сельском социуме»);

Р комплексы социокультурного пространства села Жилино (Орловский район) и с. Кура-кино (Свердловский район), где тип объединения - «кооперация» на основе договоров о намерениях; модели «Комплексное сопровождение семьи как ячейки общества» и «Социально-педагогическое сопровождение семей и детей «группы риска» в условиях села» соответственно.

Связующее звено в каждом комплексе - учреждения (и специалисты) района, Центр детского творчества и Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Представленный алгоритм деятельности по упорядочению элементов отобранной информации позволяет педагогу/специалисту скомпоновать актуальную модель для самостоятельных программ и выйти на моделирование конкретного сценария взаимодействия субъектов в системе комплексного сопровождения поливариантного развития личности ребенка. Выбор осуществляет сопровождающий (педагог/специалист).

Как видим, технологический подход к педагогическому сопровождению определяется не только выявлением и моделированием субъектной деятельности педагога/специалиста как организатора (лидера) взаимодействия компонентов социокультурного пространства села в данной системе, но и разработкой программ включения ребенка в процесс «следования рядом» с учетом его индивидуальных особенностей, позиции в социальной общности, уровня социально-личностного развития.

Практика экспериментально подтверждает, что любая модель/сценарий предполагает прежде всего наличие квалифицированного специалиста, который будет осуществлять комплексное педагогическое сопровождение личностного развития ребенка. Как известно, субъектами педагогического процесса как целостной системы являются учащиеся, родители, учителя-предметники, семейные социальные педагоги, классные воспитатели (руководители), педагог-организатор, школьный психолог, вожатый, учитель-логопед, руководитель кружка / секции, медицинский работник, библиотекарь, администрация, а также специалисты-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

партнеры социокультурного пространства. Все они могут осуществлять грамотное педагогическое сопровождение, согласившись с позицией осознанного «следования рядом», многоаспектностью роли сопровождающего.

Обучение педагогов, подготовка их к работе на позициях полиметодологии представляются важным этапом на пути создания адаптивной модели комплексного психолого-педагогического сопровождения личностного развития ребенка в социокультурном пространстве и проходят как «погружение в проблему».

Этап теоретической разработки - это творческий этап деятельности педагога/специалиста, где проявляются его профессионализм, организационные способности в моделировании как специфической технологии системы педагогического сопровождения личностного развития школьника. Используя

все возможности образовательного процесса, социума, цивилизации, организатор сопровождения определяет конкретные цели и задачи, методы (ситуации дела, выбора, успеха, проблемной «зоны хаоса», «резонансной точки» и т.д.), «поля» и способы взаимодействия (эксперимент, погружение, проект КТД, поддержка, акция, диалог и т.д.), формы подачи информации (игры, практические действия, постоянно действующие семинары и т.д.).

Сочетание комплекса социально-педагогических действий является основой технологии педагогического сопровождения личностного развития различных участников образовательного процесса (детей, педагогов, специалистов-партнеров, сопричастных социальных систем, родителей). Такая совокупность действий делает возможной многопрофильность сопровождающего взаимодействия в социокультурном пространстве (см. рисунок).

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

© «

цель:

сконструировать учебный процесс, исходя из социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания образования

личностно ориентированный подход

индивидуальные траектории развития

программы, содержащие процедуры и операции (способы и средства)

сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами

У

диалоговое обучение теория учебных задач активное обучение модульное обучение проблемно-модульное обучение инновационное обучение

технология творческого развития способностей методика коллективного творческого воспитания технология создания воспитательной системы школы

технология поддержки и выращивания талантов технология приобщения к народным традициям технология досуговой педагогики

> С

деятельностные технологии технологии жизнеспособности разрешения проблем технологии сопровождения

> процесса

> личности

> деятельности __

_Р^

цель:

разностороннее развитие личности учащегося

педагогика сотрудничества

и-

помогающее воспитание

комплексное сопровождение личностного развития

результат:

поливариантное развитие личности учащегося

Мы считаем, что дальнейшее движение вперед в развитии воспитательной практики невозможно без наличия у профессионального педагогического сообщества целостного методического представления о системе педагогического сопровождения в социокультурном пространстве. Нас интересует положение строящейся или преобразуе-

мой системы, внутреннее её видение, складывающееся именно в сельской местности.

Специфика сельской школы, характеризующая предмет нашего исследования, ставит педагога в ситуацию постоянного контакта с живущими на селе специалистами и родителями. Педагог сельской школы, как лидер взаимодействия и воспита-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ния, привлекает специалистов различных ведомств, обеспечивающих личностное становление школьника (прямая связь), что, в свою очередь, «двигает» профессиональное становление, карьерный «рост» и личностное развитие взрослых (обратная связь).

Особенность социокультурного пространства села (отсутствие современной инфраструктуры, социального партнерства между бизнесом и властью, острые вопросы социального характера, «педагогическое одиночество» учителей, жесткие межличностные отношения) делает незаменимым умение педагога применять на практике личност-но ориентированные технологии. Комплексное интегрированное использование личностно ориентированных и социальных технологий составляет сущность процесса педагогического сопровождения личностного развития школьника на селе. В данном секторе действий мы видим возможность

организовать непрерывное сопровождение процесса личностного развития ребенка, опираясь не только на прямые, но и, в большей степени именно на селе, на опосредованные связи (использование возможностей реального социокультурного пространства и спонсоров-партнеров).

Внедрение комплексных технологий сопровождения в педагогическую деятельность позволяет научно подходить к разрешению многих общественных проблем, способствует эффективному решению широкого спектра социально- педагогических задач. Однако здесь в большей мере, чем при других подходах, важны роль сопровождающего педагога/специалиста, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психолого-социальном плане, соотнеся их с особенностями социокультурного пространства.

Библиографический список

1. Смирнов С. И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. - № 1. - 1990. - С. 55-62.

2. Степанов Е. Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности // Воспитание школьников. - 2004. - № 10. - С. 2 - 6; 2005. - № 1. - С. 2-6.

3. Заславская О.В. Гражданское воспитание школьников и демократизация России / Гражданское воспитание и демократизация России: Материалы международной научно-практической конференции (17-18 мая 2004 г., г. Тула)/ Научн. ред. О.Е. Глаголева, О.В. Заславская; отв. ред. О.Е. Сальникова. - М., 2004. - С. 188-192. ISBN 5-98079-024-1.

4. Котькова Г. Е. Моделирование учебного материала учителем в процессе разработки сценария урока в полиэтническом образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.016 25.09.2002: 24.01.2003 / Котькова Галина Евгеньевна. - М.: РГБ, 2003. - 250 с.

5. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. - Ун-т Рос. акад. образования. - 2-е изд., перераб. - М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. службы, 2002. - 156 с. - Библиогр.: 149-155с. - ISBN 5-85152-230-5.

G.E. KOTKOVA

PEDAGOGICAL SUPPORT AS A TECHNOLOGY OF PERSONAL DEVELOPMENT

OF THE CHILD

Each period is characterized by its own methods of upbringing and technological approaches. At this, the role of a guide is significant. The system of pedagogical actions accompanied by the person-oriented technologies are the basis for the complex support of all the participants of the educational process, polyvariant development of a child's personality.

Key words: the technological approach, the complex support, polyvariant development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.