Научная статья на тему 'Социокультурное пространство села как площадка для формирования духовно-нравственных основ личности ребенка'

Социокультурное пространство села как площадка для формирования духовно-нравственных основ личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / CHILD'S PERSONALITY / EDUCATION / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котькова Г.Е.

Образование и социум взаимно детерминированы. Взаимодействие всех компонентов социокультурного пространства становится тем инструментом, который обеспечивает формирование духовно-нравственных основ личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF VILLAGE AS A PLATFORM FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF THE CHILD''S PERSONALITY

Education and society are mutually determined. Inter-operation of all the components of the social and cultural space becomes an in-power tool that provides spiritual and moral formation of a new child's personality.

Текст научной работы на тему «Социокультурное пространство села как площадка для формирования духовно-нравственных основ личности ребенка»

УДК 371.032 + 371.035 Г.Е. КОТЬКОВА

доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И,С. Тургенева E-mail: kotkova-57@mail.ru

UDC 371.032+ 371.035 G.E. KOTKOVA

Doctor of Pedagogics, Professor, Department of the theory and history social pedagogics and social work, Orel State University named after I.S.Turgenev E-mail: kotkova-57@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕЛА КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF VILLAGE AS A PLATFORM FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF THE CHILD'S PERSONALITY

Образование и социум взаимно детерминированы. Взаимодействие всех компонентов социокультурного пространства становится тем инструментом, который обеспечивает формирование духовно-нравственных основ личности ребенка.

Ключевые слова: личность ребенка, воспитание, межпоколенческие отношения.

Education and society are mutually determined. Inter-operation of all the components of the social and cultural space becomes an in-power tool that provides spiritual and moral formation of a new child's personality.

Keywords: child's personality, education, intergenerational relationships.

Перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, негативно затрагивают и социокультурную ситуацию на селе: неумолимо падает духовный и генетический потенциал жителей, увеличился контингент «неприкаянных детей». Тем не менее, приметы заботы о будущем страны уже заметны: осуществляется поддержка лучших инновационных школ, учителей через систему грантов разного уровня, стабилизировалась система социального обеспечения населения, восстанавливается ценность гражданско-патриотического воспитания.

Заявленная модернизация всей системы образования вселила надежду в педагогическое сообщество, что произошедшее изменение отношения государства к школе, в том числе сельской, радикально повлияет на межпоколенческое взаимодействие в социуме, сделает родителей реальными единомышленниками педагогов. Угрозы и вызовы современности, переживаемые обществом, требуют совместных конкретных действий во благо личностного развития каждого ребенка.

Пришло осознание, что ресурс государства кроется в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в поддержке семьи как фундаментальной ценности общества. Сегодня и социальные партнеры школы согласны с положением, что именно воспитательное пространство семьи несет в себе либо позитивные, либо негативные возможности для личности ребенка как субъекта развития и воспитания. Поэтому сельская педагогическая общественность уверена, что воспитание без социальной практики ребенка, без переживания событийного существования, без деятельного участия в жизни односельчан невозможно. Выбор же

приоритетов признается за педагогическим сообществом, подтверждается самоопределением регионов.

Мы считаем, что модернизированная модель современного территориального сообщества - это адаптивные комплексы социокультурного пространства конкретного микрорайона, и она решает вопросы педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, односельчан, партнеров, учителей).

Социокультурное пространство села является отличной площадкой для формирования духовно-нравственных основ личности ребенка. Основной подход - педагогизация полиэтнического образовательного пространства, создание модели содружества учреждений (адаптивного комплекса) из числа компонентов социокультурного пространства села.

Компоненты социокультурного пространства села реализуют различные функции воспитания и педагогического сопровождения, создавая условия для личностного развития ребенка:

• образовательные учреждения (СМКШ. школа-сад, школа, отделения Центра детского творчества) обеспечивают условия для реализации субъектной позиции ребенка, обучают методам решения проблем, формируют социально-значимые компетенции;

• семья обеспечивает выживание ребенка, корректировку жизненных смыслов, начальную социализацию. становление личностных компетенций;

• учреждения культуры (дом культуры, филиалы учреждений дополнительного образования) реализуют функцию воспитания, оптимизируя этноэстетическое

© Г.Е. Котькова © G.E. Kotkova

развитие личности, формирование основ ее менталь-ности, творческой направленности и этноэстетической компетентности;

• учреждения здравоохранения (здравпункты, амбулатории) предупреждают возникновение проблемы, страхуют от возможных опасностей, формируя социальную компетентность здравоохранения;

• учреждения системы социальной защиты населения (реабилитационные центры. ППМС-центры, органы опеки и попечительства), правоохранительных органов обеспечивают экстренную помощь в кризисных ситуациях и социальную защиту детства; формируют компетентность социального взаимодействия с обществом;

• церковь, общественные организации, объединения по месту жительства. СМИ создают условия для гармонии нравственной необходимости; формируют гражданственность и социальную компетентность в общении [2].

Построение модели начинается с вопросов:

- формирование образа (что?);

- вырисовывания схемы (кто? как?);

- определения шагов по достижению цели (куда? зачем?);

- создания (описания) модели (каким образом?).

Системообразующим фактором в организации

взаимодействия компонентов социокультурного пространства села в модели адаптивного комплекса мы рассматриваем участие в его работе специалистов ППМС-центра и Центра детского творчества (дополнительное образование). В адаптивном комплексе как основной площадке территориального сообщества формируются ценностные установки ребенка, способы взаимодействия в социуме.

Говоря о межпоколенческих отношениях, на наш взгляд, целесообразно привести слова академика РАО Д.И. Фельдштейна: «И хотя проблема поколений извечна, и во все времена разные поколения людей проявляли известное непонимание друг друга - старшее в отношении младшего, младшее в отношении старшего, но в современном мире сложилась исключительно острая поколенческая ситуация, произошел более глубокий разрыв между разными поколениями, с одной стороны, а с другой - имеет место процесс сближения людей разных поколений. Происходит сложное их взаимодействие. Межпоколенческие отношения приобретают новые характеристики, новые аспекты, которые совершенно не исследованы ни в психологии, ни в социологии, ни в педагогике»[8|.

Возникают вопросы: какова сегодня расстановка сил в передаче новым поколениям накопленных ценностей, кто является главным носителем духовно-нравственных традиций, как социум влияет на возрастну ю вертикаль.

Для раскрытия сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» рассмотрим понятия «воспитание» и «нравственность». Воспитание есть целенаправленная организация взаимодействия воспитанника с окружающим миром на уровне современ-

ной культуры (Н.Е. Щуркова). Воспитывать ребенка - значит организовать его жизнь на уровне современной культуры, в контексте наивысших достижений культуры. Нравственность (мораль) - одна из форм общественного сознания, совокупность принципов и норм поведения, характерных для людей данного общества. Духовность - это ценности личности, источник внутренней моральной силы, объединяющей такие качества и свойства, как доброта, порядочность, справедливость, трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.

В контексте изложенного духовно-нравственное воспитание - это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры, тех элементов социального опыта (совокупности нравственных убеждений, чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности, отношений, знаний, умений, навыков, поведения, то есть нравственной культуры), которые необходимы им для жизнедеятельности в современном обществе. Цель духовно-нравственного воспитания - формирование нравственной культуры личности, сильного внутреннего стержня (духа).

Именно «нравственное воспитание» представляет собой ту координатную ось. на шторой, так или иначе, располагаются все виды воспитания» (И.Ф. Харламов) [5].

Духовно-нравственное воспитание является логическим центром педагогических систем, основанием целостности формирования личности.

В ряде теорий личности (А.Г. Асмолов. Б. С. Братусь, Г. Олпорт) основной ее характеристикой является наличие «определенной жизненной межлюдской нравственной позиции» [1]. В основе этой позиции человека, которая представляет собой систему отношений личности к окружающей действительности, другим людям и самому себе, лежат ценностные ориентации.

Ценностно-ориентационная сфера определяет содержание и направленность активности личности. У каждого человека существует своя система ценностей, структурированная в определенную иерархию. Изменения в этой сфере, в свою очередь, детерминируют изменение позиции, а порой и всей направленности личности.

Динамика системы личностных ценностей, ценностных ориентаций отражает процесс личностного развития человека.

Изменение ценностей и связанные с ним изменения поведенческих актов, как предполагает М. Рокич. могут происходить в результате, во-первых, трансформации «Я-концепции» (совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с оценкой), во-вторых, роста осознания несоответствия между «Я-концспцисй». с одной стороны, и ценностями, установками и поведением - с другой [9].

Изменение ценностей со про вождаетс я ценностным переживанием. Самоуглублением в ценностное переживание человек достигает не только «ослабления» внешней реальности, но и укрепления своей ценностной позиции.

В современных условиях постиндустриального развития общества приоритетным становится усиление роли Человека, его личностного развития в обществе, так как развитие данного общества определяется интеллектуализацией труда, связанной с личностными возможностями и потенциалом человека. Однако, в современных реалиях индивид, особенно растущий человек, не имеет четкого представления о создающемся новом мире, что усложняет приспособление его к новым реалиям, определение своего места, развивая свои возможности, способности и потребности. Все это определяет особую роль социализации обучающегося, обеспечивающей развитие его личностных качеств, способность к устойчивости, активную действенность с сохранением всего человеческого потенциала.

Функционирование «культурных институтов» (нравы, обычаи, моральные нормы, ценности, менталитет), как отмечает Э.А. Орлова, обеспечивает формирование менталитета социальной общности, устойчивость культуры, духовность социальных связей и отношений [3].

Мы исходим из того, что процессом социализации является развитие индивида во взаимодействии с окружающей средой и под ее влиянием, а ее итогом - усвоение и воспроизведение ценностей культуры и норм социума, а также самореализация и саморазвитие его в этом обществе.

Остановимся на взаимодействии индивида с окружающей средой, специфика которой определяется региональными условиями. Каждый регион своеобразен, имеет неповторимое социокультурное пространство села.

Наша практика показала, что эффективное воспитание и реальная социализация ребёнка в социокультурном пространстве возможны только при условии «следования рядом» с ним взрослого, причём это «Следование» мы рассматриваем как специально и особо организованную деятельность, как педагогическое сопровождение.

Педагогическое (в широком значении) сопровождение личностного развития ребенка мы рассматриваем как «помогающее воспитание», которое призвано стимулировать становление позитивной активности воспитанника-учащегося и помочь подрастающему человеку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте парадигмы самообразования [2].

В 2004-2010 гг. нами апробированы и внедрены в практику актуальные модели сопровождения и адаптивные комплексы социокультурного пространства современного села:

- модель «интеграция». «Комплексное сопровождение личностного развития ребенка» (поселок Знаменка Орловского района, поселок Змиевка Свердловского района);

- модель «кооперация». «Комплексное сопровождение семьи как ячейки общества» (д. Жилина Орловского района);

- модель «содружество». «Комплексное сопровождение личностного развития ребенка в сельском социуме» (село Лаврово Орловского района, поселок Троена Троснянского района);

- адаптивная школа, реализующая модель «содружество». «Комплексное сопровождение становления профессионального мастерства педагога» (д. Овсянниково Орловского района);

- модель «Социально-педагогическое сопровождение семей и детей «группы риска» в условиях села», реализованная в адаптивной школе села Куракино Свердловского района.

Адаптивные комплексы педагогического сопровождения, разработанный алгоритм деятельности педагога/специалиста как лидера взаимодействия компонентов социокультурного пространства села являются стимулирующими факторами системы педагогического сопровождения поливариантного личностного развития школьника в социокульту рном пространстве села обеспечивают выход на непрерывное образование личности [2].

Педагогическое сопровождение, как особый вид объективного «следования рядом» взрослых и детей, с нашей точки зрения, выполняет универсальную оберегающую функцию «помогающего воспитания».

Так сложилось, что именно учитель/воспитатель педагогически сопровождает процесс социализации личности ребенка на селе, воспроизводит многообразие социальных ценностей и ролей, прикладывает усилия для профориентации подрастающего поколения.

Мы считаем^ что в локальном пространстве оптимизация среды обитания осуществляется педагогом/ специалистом путем ее насыщения духовно-нравственным образами и символами, а созданная воспитательная система комплекса способству ет эффективному использованию возможностей компонентов социокультурного пространства села для приобщения ребенка как социального субъекта к конкретно-общественным ценностям.

Небольшой размер сельской школы позволяет практически всех детей включить в ее жизнедеятельность. В свою очередь, участие в преобразовании окружающего социума, чувство своей необходимости другим стимулируют развитие эмоциональной сферы личности. В последнем случае срабатывает так называемый «эффект нужности». Ведь «быть нужным» - это естественная потребность человека в социальной значимости и признании... Ощущение своей нужности - это психологическое переживание в единичном бытии каждого человека всеобщего закона единства индивида и внешней среды... Нужность - это условие полноценной жизни [4, 6].

Роль педагога-специалиста во взаимодействии школы с окружающей социальной средой, с местной общиной или микрорайоном определил еще в начале XX века Р. Штейнер: «Любые методы воспитания ... не должны вырывать человека из его среды. Не имеет смысла указывать. что наш социальный строй плох. Плох он или хорош, но мы должны жить в нем, и нельзя отрывать от него наших учеников» [7].

Решая задачу воспитания нравственных качеств личности, гуманизации социальной среды, упрочения межпоколенческих связей, мы реализуем в Орловской

области с 2013 года в рамках региональной инновационной площадки (РИП) Программу «Межпоколенческие отношения в социокультурном пространстве села как фактор нравственного становления личности гражданина» (автор Г.Е. Котькова). Создано «Содружество» образовательных организаций Орловского, Свердловского, Мценского районов Орловской области. Данная адаптивная модель социокультурного пространства села решает задачи под руководством Координационного Совета. Приоритетные направления - педагогизация родительской среды через систему лекториев (таких, как «Семь - я», «Моя родословная», «Семья вместе -душа на месте»), цикла акций в социокультурном пространстве села («Я, ты. он, она - вместе целая страна». «Общечеловеческие ценности», «Их именами названы улицы»), совместных социальных проектов.

Ведущая идея воспитательного процесса реализуется через годовой круг традиционных дел, проводимых совместно с родителями и жителями села, таких как «Спортивный марафон», «Салют, Победа», «За честь школы - за честь семьи», «Моя Орловщина».

Появление новых организационно-педагогических систем-комплексов, культурно-образовательных центров в социокультурном пространстве села мы связываем с продуктивным использованием потенциала компонентов инфраструктуры социума. Участие Орловского района во Всероссийском научном проекте «Развитие и реализация социально-педагогического потенциала территориальных сообществ» (научн. рук. М.П. Гурьянова, д.п.н.. проф., зав. лабораторией ФГБНУ «ИИДСВ РАО») позволит активнее привлечь к процессу воспитания детей по месту жительства ТОСы (территориальное общественное самоуправление). Мы рассчитываем разработать модель деятельности общинного (поселенческого) социального педагога и апроби-

ровать ее в д. Жилина и пос. Красная Звезда Орловского района. Наша область сельскохозяйственная, где еще сохранены культура сельскохозяйственного труда, память о традициях трудового воспитания детей и взрослых в социуме (производственные бригады, лагеря труда и отдыха, агростанции). Поэтому увидеть результаты воспитания землепользователей нового поколения социально ответственных жителей считаем возможным через создание модели «Агрошкола» в территориальном сообществе пос. Красная Звезда.

Социальное партнерство компонентов и специалистов определенного ТОСа обеспечит общественное регулирование социального поведения жителей, что положительно скажется на гуманизации социальной среды.

Таким образом, для инновационного развития сельской адаптивной школы необходимо обеспечить вариативность содержания и форм педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, ориентированного на поливариантное развитие личности и комплексный подход.

Каждый человек должен научиться самостоятельно организовывать свою жизнь и управлять ею, определять стратегию и осуществлять ее. Разработка личностью жизненной стратегии, направленной на достижение успеха, позволит ей в большей мере сконцентрировать свои усилия на активной деятельности, определить систему ценностей, найти эффективную форму поведения в самореализации и самообразовании.

Следует эффективнее использовать возможности потенциала социального партнерства для установления адекватных духовно-нравственных межпоколенческих отношений среди жителей определенного социокультурного пространства, которые, в свою очередь, формируют духовно-нравственные основы личности ребенка.

Библиографический список

1. Брстп'сьБ.С. К изучению смысловой сферы личности//Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1980. №2. С.3-12. "

2. Котькова Г.Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села: автореф. дис. ...док. пед. наук: 13.00.01. Тула, 2011. 43 с.

3. Орлова Э.А. Социокультурные проблемы и формы решения парадигмы социального взаимодействия. М., 2001.

4. Сухомпинсют В.А. Разговор с молодым директором школы // Киев, 1980. Т. 4. С. 233-234.

5. ХарламовII. Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972. С. 143.

6. Цыртта Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. Курск: Изд-во КГПУ, 1995. 132 с. (с.81).

7. Шлензакова А. ЯнушКорчак. Варшава, 1978. С.77.

8. Фельдштейи Д.П. Человек в современном мире: возможности развития // Человек и образование. 2009. №3(20). С. 11.

9. RokeehM. Understanding Human valkes individual and Sociatal. N.Y. Free Press. 1979.

References

1. Brains B.S. To study the semantic sphere of the person // Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology. 1980. №2. Pp.3-12.

2. Kotkova G.E. The theory and technology of pedagogical maintenance of personal development of the school student in sociocultural space ofthe village: doctor thesis of pedagogical sciences: 13.00.01. Tula, 2011. 43 p.

3. Orlova EA. Sociocultural problems and forms ofthe solution ofthe Paradigm of social interaction. M, 2001.

4. Snkhomlinsliy I.'. 1. The conversation with the young headmaster // Kiev, 1980. V. 4. Pp. 233-234.

5. Kharlamov IF. Theory of moral education. Minsk, 1972. P. 143.

6. Tsvrlina Т. V. Destined for success. Author's school of humanistic type - Kursk. Publishing house of Kursk state pedagogical university", 1995. 132 p. (P.81).

7. ShlenzakovaA. Janusz Korchak. Warsaw, 1978. P.77.

8. Feldstein D. I. The man in the modem world: an opportunity to development // Man and education. 2009. №3 (20). P. 11.

9. RokeehM. Understanding Human valkes individual and and Sociatal.....N.Y. Free Press. 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.