Научная статья на тему 'Становление взглядов на процесс развития личности ребенка'

Становление взглядов на процесс развития личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИВАРИАНТНОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОГЛАСОВАННОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / POLYVARIANT DEVELOPMENT / COMPLEX SUPPORT / COORDINATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котькова Галина Евгеньевна

В статье показано, что развитие становится ключевым понятием педагогического процесса. Исследованы возможности комплексного сопровождения процесса развития ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Adaptive Model of Complex Support of Personality Development

The article shows that development is becoming a key aspect of the pedagogical process. It studies the abilities of complex support of the process of the child's development

Текст научной работы на тему «Становление взглядов на процесс развития личности ребенка»

Г. Е. Котькова

(Орёл)

СТАНОВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье показано, что развитие становится ключевым понятием педагогического процесса. Исследованы возможности комплексного сопровождения процесса развития ребенка

Индивидуальное в человеке признаётся современной наукой одним из ведущих факторов личностного развития. Помимо общих стадий, ступеней и этапов развития у каждого человека есть своя уникальная «формула развития». Общие и индивидуальные смыслы, связанные с представлением о развитии, составляют единое семантическое пространство понятия «развитие». В контексте нашего исследования понятие «развитие личности ребенка» связано с особенностями сопровождения данного процесса в воспитательном пространстве сельского социума.

Становление взгляда на процесс развития личности ребенка в воспитательном пространстве определённого социума в историческом контексте перемен происходило на эмпирическом и теоретическом уровнях.

В философии и педагогике размышления о личностном развитии человека тесно связаны с вопросом о сущности личности (Кто я? Какой я? Как поступаю?), о смысле жизни и призвании (Для чего и как живу?), о механизмах и путях достижения свободы и благоденствия. Одновременно следует заметить, что философия отразила процессы раскрепощения личности, становления самосознания [7, 8].

В различные эпохи мыслителями и учеными подчеркивались разные стороны человеческой природы. Так, философская мысль в античном мире на стихийно-эмпирическом уровне осознала «необходимость направить внимание человека на познание себя», учитель-воспитатель должен «для полного развития человеческой природы» изучать человека как личность.

В эпоху Возрождения на сознательно-

эмпирическом уровне была выдвинута идея «ненавязчивого и толкового прикосновения» к взрослеющей личности; в эпоху Просвещения приоритетной стала идея естественного воспитания, развития природосообразными методами. Для ответа на вопрос, «каким образом» развивать человека, религиозные и светские деятели предложили определенные формы и методы построения обучения с опорой на актуализированное знание ученика. Частная разработка вопросов дидактики велась осознанно, вопросы «чему учить» и «как учить» были взаимосвязаны с представлением «кто и для чего учит». Появились философские системы (с конца XVIII века), ориентированные на индивида, личность, персону. С возникновением диалектико-материалистического взгляда определяющую роль в развитии стали признавать за социальными и личностными качествами человека. Становление понятия «личность» происходило в поисках основания целостности.

На теоретическом уровне научного познания в психологии ХХ века «личность» рассматривается как синтез всех характеристик индивида в универсальную структуру, как социальное по своей природе образование. Отмечается, что результатом интеллектуального развития является достижение «умственной» зрелости, социального развития - «гражданской» зрелости. В итоге констатируется, что «личность есть субъект активности и совместной деятельности, целеустремленное целостное, развивающееся существо» [4]. В педагогике усилиями ученых описана педагогическая деятельность, её составляющие. Впервые поднят вопрос о всестороннем и комплексном изучении ребенка как предпосылке его

наиболее эффективного воспитания. Было осознано, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают [1, 3].

Современный взгляд на методологические основы процесса развития личности опирается на положение, что «развитие -это процесс, в центре которого находятся аспекты физиологии, познания и поведения, демонстрирующие качественные и количественные изменения по мере изменения ребенка от рождения до зрелого возраста» [2]. Современные исследования, посвященные системному изучению ребенка как индивидуальности (О. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский,

В. В. Коркунов, А. В. Петровский, Е. Н. Степанов и др.), показывают, что процесс интеграции ребенка с образовательной средой во многом зависит от межсистемных связей и отношений, в которые он вступает в процессе жизнедеятельности, условий протекания самой деятельности и необходимой в каждом конкретном случае меры помощи со стороны других участников деятельности. Соблюдение данных условий придает целостность той системной организации, в которую он включен как ее элемент.

В своей концепции поэтапного социального развития Д. И. Фельдштейн, анализируя его содержание, представляет социализацию не только как освоение и реализацию человеком социального опыта. Автор рассматривает социальное развитие личности как двуединый процесс социализации-индивидуализации, «где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия» [5], особо выделяя такой содержательный компонент социального развития, как индивидуализация, т.е. «присвоение и реализации новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения)», что обеспечивает индивиду возможности формирования и воспроизводства новой социальной позиции, осуществления себя как действенного субъекта.

На наш взгляд, эти положения «индивидуального пути развития» по-прежнему актуальны и соответствуют требованиям быстро изменяющейся социальной реальности.

В истории педагогики такая цель воспитания, как личностное развитие ребенка, долгое время не осознавалась. До появления письменности инстинктивное и стихийное воспитание находило отражение в народной педагогике в форме пословиц, поговорок, притчей, сказок, песен, ритуальных танцев, игр и игрушек, то есть педагогическое прогнозирование осуществлялось на основе цикличности, повторяемости традиций и обычаев. Использовались методы общинных запретов, но начали появляться и способы индивидуального воздействия в форме колдовских заклинаний и нравственных назиданий родителей. В первобытном обществе суровая действительность выступала как воспитательная среда, а главной задачей взрослого было помочь ребенку «выжить». Сегодня это понятие актуализируется и приобретает новое звучание. Выжить - это не только сохраниться физически, но и состояться в духовно-нравственном отношении, стать и быть человеком.

Современная российская педагогика считает воспитание ведущим в процессе становления личности. Появились и теоретическое обоснование, и осмысление системы воспитания школьника, и практические рекомендации, и руководство к управлению им (Л. И. Новикова, Н. Е. Щуркова, И. А. Колесникова, О. С. Газман, Е. Н. Степанов, Г. К. Селевко). Методологической основой признана гуманистическая воспитательная система, объединяющая школьные воспитательные ресурсы, реализующаяся в виде деятельности в формах общения, в эмоционально-ценностных переживаниях, способствующая развитию сущностных сил ребенка, формированию в нем человека, способного к творчеству. Любое воздействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком (группой детей) должны производиться на уровне современной педагогики сотрудничества в соответствии с целью воспитания.

Идеи сотрудничества не принадлежат к числу идей наших отечественных педаго-гов-новаторов, скорее всего, их можно отнести к глобальным педагогическим тенденциям, процесс развития которых вполне заметен сейчас во многих странах мира. Сотрудничество возникло в так называемых альтернативных школах и получило широкое распространение в школах США. Одним из вариантов таких школ является «справедливое сообщество» (Л. Кольберг), которое представляет собой объединение администрации, учителей, учащихся в рамках всей школы, класса или одной группы [6].

В отечественной педагогике наработан огромный практический опыт в реализации педагогики сотрудничества, которая предполагает позицию преподавателя не вне, а внутри системы образовательной деятельности. Педагог воспринимается как консультант, организатор среды обучения, своеобразный посредник между детьми и социальным опытом в форме культуры, сопровождающий наставник. При этом решающее влияние на учащегося осуществляется не через информацию и слово педагога, а через его личность и поступки. Происходит взаиморазвитие, взаимореализация; становление профессионализма педагога является залогом гуманистических отношений.

Внедрение в практику стратегии социально-педагогического сопровождения педагогики сотрудничества, применение технологии поддержки играют огромную роль в становлении личности, развивают умственный и творческий потенциал ребенка, а в целом составляют воспитательную основу процесса развития личности ребенка. Специфика современного процесса развития личности ребенка лежит в плоскости идеи самоактуализации, в грамотном сопровождении данного процесса со стороны взрослых.

Поиск новых путей в образовании связан с социально-педагогическим проектированием развивающей образовательной среды, суть которого в существенной педа-гогизации воспитательного пространства, в создании разных социально-образовательных систем, объединении их усилий в комплексном сопровождении всех участни-

ков образовательного процесса. Источником становления личности в такой развивающей среде служит система движущих сил, реализация которых требует новых концептуальных подходов ко всему процессу организации жизнедеятельности детей и взрослых в определенном социально-педагогическом пространстве.

Сегодня возникла потребность рассмотреть деятельность специалистов с точки зрения разработки механизма моделирования гуманистической развивающей среды, комплексного сопровождения развития личности. Для создания адаптивной модели развития ребенка педагогу / специалисту нужен новый уровень профессионального мышления, способного увидеть объемный образ растущего человека, взаимодействие «неявных реальностей» в окружающем социуме.

В системной детерминации развития личности выделим три компонента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности (наследственность); социально-исторический образ жизни как источник развития личности (среда и социализация); совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений (воспитание).

Мы определяем «развитие личности ребенка» как совокупность процессов саморазвития, комплексного сопровождения, формирования содержательного компонента в локальном социально-педагогическом пространстве с опорой на средовый аспект и ключевые компетенции.

Социально-педагогическое пространство микросоциума является частью «поля развития» личности ребенка. Создание адаптивной модели образования в определенном сельском социуме базируется на концепции поливариантного развития личности ребенка. Адаптивная школа - это модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся, это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в специальных программах.

Совместная деятельность в «зоне ближайшего развития» рассматривается нами как соразмерное противоречие и движущая сила процесса индивидуализации воспитания, влияющая на успешность личностного развития ребенка, его актуализации и самореализации. Мы считаем, что грамотное комплексное (психолого-медицинское и социально-педагогическое) сопровождение специалистами этого процесса на основе принципа согласованности предотвращает возможные нарушения в развитии (саморазвитии) ребенка, обеспечивает оптимальный уровень воспитания и формирования основных личностных компетенций. Таким образом, анализ особенностей процесса развития личности ребенка в условиях модернизации российского образования показал, что современное общество, остро осознающее потребность в опережающем развитии личности, активно способствует научно-исследовательской деятельности, разработке новых моделей образования, ориентированных на стимулирование творчества как основы жизнедеятельности личности. Актуальность момента в том, что отечественная школа нуждается в «подпитке» в виде фундаментальных, исходных положений, раскрывающих механизм реализации процесса становления личности, проявления творческости как социокультурного заказа общества и ведущей тенденции развития современной педагогической теории и практики.

Особенность современного процесса развития личности ребенка заключаются в том, что наиболее оптимально данный процесс протекает в условиях развивающей среды как специально организованного образовательного и социокультурного пространства, в рамках которого осуществляется совместное деятельностное общение всех входящих в него субъектов.

Экскурс в историю позволил нам констатировать, что некоторое количество образовательных систем разных типов и уровней организации превращается в целостное культурно-образовательное пространство в соответствии со смыслами, вносимыми в образование педагогами со стороны культуры и жизни.

Изучение подходов философских, психологических и педагогических теорий к исследованию процесса развития личности ребенка показало, что:

- развитие личности ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром в определенном социально-педагогическом пространстве социума;

- весь процесс взаимодействия с ребенком (группой детей) должен производиться на уровне современной педагогики сотрудничества в соответствии с согласованностью целей воспитания и ожидаемых результатов;

- процесс сопровождения развития и педагогическая деятельность взаимообусловлены профессиональным мастерством и особенностями личности воспитателя.

Актуализация проблемы взаимодействия сообразно меняющимся возрастным (физиологическим и психологическим) факторам процесса становления личности ребенка выявляет потребность в дифференцированных и адресных программах.

Процесс сопровождения детей имеет тенденцию становиться корректирующим, личностно ориентированным и защищающим, т.е. активным. Специалисту важно проводить необходимые диагностические исследования и на их основе выстраивать хорошо структурированные, конкретные предложения и программы по коррекции каждой сложной ситуации, т.е. адекватные проблеме, авторские по замыслу и сценарию взаимодействия. Актуальная адаптивная модель является полезным инструментом для описания и объяснения чьих-либо действий с точки зрения их духовно- нравственной направленности (педагогический фактор), общего характера, фокусировки и других отличительных особенностей, а также определения позиций и возможностей выбора вариантов комплексного адресного сопровождения.

Адаптивная модель комплексного сопровождения ребенка в сельской школе в нашем исследовании дает возможность разработать траекторию личностного развития в соответствии с типом существующего социально-педагогического пространства.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие.

- Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.

3. Газман О. С. Личность - субъект свободной деятельности // Новые ценности образования. - 1995. - №2. - С.30-39.

4. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъ-ектности. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

5. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация -содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства. - М.: Моск. психол,-соц. ин-т ; ООО "Флинта", 1997. - С.67-71; 142-149.

6. Цырлина Т. В. Авторская школа: к постановке проблемы // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. - Ч. 1. - М., 1993.

7. Шиянов Е. Н. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. - 2005. - №9. -

С.17-25.

8. Яркина Т. Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методический аспект (в контексте мирового опыта). - М.: Центр социальной педагогики РАО, 1996. - 82 с.

---------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.