Научная статья на тему 'Теория обучения на основе интерактивного подхода информационных технологий'

Теория обучения на основе интерактивного подхода информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THEORY OF INTERACTIVE VOCATIONAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / ACADEMIC SUBJECT / GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / CONTENT OF ACADEMIC SUBJECT / TEACHING PRACTICE / EDUCATIONAL AND COGNITIVE / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Йулдашев Шухрат Савриевич, Нематов Лазиз Алишерович

В данной статье раскрываются высокая динамичность современного общества, рост потребностей информационных технологий, уровень развития информационных технологий обуславливают сокращение сроков адаптации выпускников профессиональной школы к трудовой деятельности, повышение их мобильности, конкурентоспособности и ставят перед высшим профессиональным образованием новые цели на основе интерактивного подхода информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Йулдашев Шухрат Савриевич, Нематов Лазиз Алишерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF TRAINING ON THE BASIS OF THE INTERACTIVE APPROACH OF INFORMATION TECHNOLOGIES

This article reveals the high dynamism of modern society, the growing needs of information technologies, the level of development of information technologies lead to a reduction in the time of adaptation of vocational school graduates to work, increasing their mobility, competitiveness and set new goals for higher professional education based on an interactive information technology approach.

Текст научной работы на тему «Теория обучения на основе интерактивного подхода информационных технологий»

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Йулдашев Шухрат Савриевич, к.т.н., доцент (e-mail: guiiy78@rambler.ru) Нематов Лазиз Алишерович, ассистент (e-mail: guiiy78@rambler.ru) Бухарский инженерно-технологический институт, Бухарский государственный университет, г.Бухара, Узбекистан

В данной статье раскрываются высокая динамичность современного общества, рост потребностей информационных технологий, уровень развития информационных технологий обуславливают сокращение сроков адаптации выпускников профессиональной школы к трудовой деятельности, повышение их мобильности, конкурентоспособности и ставят перед высшим профессиональным образованием новые цели на основе интерактивного подхода информационных технологий.

Ключевые слова: теория интерактивного профессионального образования, информационные технологии, учебный предмет, общие и профессиональные компетенции, содержание учебного предмета, педагогическая практика, учебно-познавательная, учебно-профессиональная деятельность.

Условием, обеспечивающим решение поставленных целей, является обновление качества образования на основе интерактивного подхода. Именно оно призвано обеспечить подготовку компетентного, мобильного, творческого работника. На современном этапе качество информационной подготовки студента в условиях уровневой системы характеризуется его информационной компетентностью как интерактивной характеристикой личности, выражающей способность и готовность использовать информационные знания, умения, навыки, опыт деятельности для решения профессиональных задач в соответствии с направлением и уровнем подготовки.

Раскрывая сущность понятий «информационная компетентность», «прикладная информационная компетентность» обосновываю возможность повышения качества информационной подготовки посредством реализации профессиональной направленности обучения информационные технологии.

Вопросы профессионально направленного обучения информационные технологии традиционно интересуют исследователей. Одной из современных тенденций развития высшей школы в рамках профессиональной направленности обучения является использование профессионально ориентированных педагогических технологий, к которым относится контекстное обучение. Основная характеристика учебно-воспитательного процесса контекстного типа - моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Несмотря на широкий круг исследований, посвященных различным аспектам профессиональной направленности информационной подготовки студентов всех специальностей и 5 направлений подготовки: отсутствует целостная концепция профессионально направленного обучения информационные технологии студентов направления «Информационные технологии» в условиях нового образования. В этой связи, представляется актуальным обращение к вопросу разработки научных основ и реализации методической системы обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии» в контексте ее профессиональной направленности с позиций интерактивного подхода [1].

Таким образом, при всем многообразии направлений исследования по вопросам создания методической системы обучения информационные технологии студентов различных специальностей и направлений подготовки отсутствует научно обоснованная методическая система обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии» на основе интерактивного подхода.

Анализ сложившейся ситуации вскрывает противоречия:

• между современными тенденциями модернизации отечественного профессионального образования с учетом перехода к двухуровневой структуре и реальным состоянием методической системы обучения информационные технологии студентов направления «Информационные технологии», не соответствующей идеям интерактивного подхода, ориентированной лишь на формирование суммы предметных знаний и умений, без развития способности к их применению при решении профессиональных задач в соответствии с направлением и уровнем подготовки;

• между потенциальными возможностями профессионально направленного образования, обеспечивающего включение содержания и технологий предметного обучения в контекст решения значимых проблем из сферы профессиональной деятельности, и его фрагментарным использованием в ходе информационной подготовки, не позволяющим формировать общекультурные и профессиональные компетенции;

• между опережающими темпами внедрения компьютерных технологий во все сферы современного общества и недостаточным их использованием в процессе информационной подготовки бакалавров направления «Информационные технологии»;

• между возрастающими требованиями к качеству информационной подготовки будущих бакалавров направления «Информационные технологии» и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к инструментально-методическому обеспечению диагностики и оценки образовательных результатов в рамках предметной области «Информатика» с позиций интерактивного подхода [2].

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования. Цель исследования состоит в научном обосновании, разработке и реализации методической системы обучения информационные технологии,

обеспечивающей формирование информационной компетентности будущих бакалавров направления «Информационные технологии».

Объект исследования - процесс обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии».

Предмет исследования - методическая система обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии», ориентированная на формирование их информационной компетентности.

Гипотеза исследования: если обучение информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии» реализо-вывать с учетом приоритетной позиции интерактивного подхода, используя методическую систему, основанную на:

• применении личностно ориентированного, деятельностного, системного, технологического подходов к обучению информационные технологии в контексте его профессиональной направленности;

• создании научной концепции профессионально направленного обучения информационные технологии, включающей цели, принципы обучения, дидактическую модель, отражающую компоненты самой системы;

• выявлении дидактических условий реализации концепции профессионально направленного обучения информационные технологии;

• проектировании содержательного компонента методической системы с включением комплекса профессионально ориентированных информационных задач, обеспечивающих реализацию интерактивных связей информационных технологий с финансово-экономическими дисциплинами;

• реализации контекстной технологии, определяющей выбор форм, методов, средств обучения информационные технологии, направленных на формирование мотивационно-ценностных ориентаций, информационных знаний, умений, навыков, личностных качеств студентов, составляющих основу общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;

• внедрении компьютерных технологий в процесс профессионально направленного обучения информационные технологии с учетом его содержательного и процессуального компонентов;

• организации систематического мониторинга предметных образовательных результатов, соответствующих требованиям, то это будет способствовать достижению высокого уровня современных образовательных результатов в виде сформированности мотивов, ценностей, информационных знаний, умений, навыков, опыта деятельности, качеств мышления, рефлексивно-оценочных качеств, которые составляют содержание структурных компонентов информационной компетентности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, учебных программ, эмпирические методы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок), опытно-

экспериментальная работа, статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента [3].

На основе теоретических положений разработанной научной концепции создана методическая система обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии», структурными компонентами модели которой являются цели, содержание, методы, средства, формы, результаты обучения, включающие содержательное наполнение компонентов формируемой информационной компетентности. В роли прообраза цели обучения как системообразующего компонента методической системы определены требования к результатам освоения основной образовательной программы, декларирующие необходимость применения предметных образовательных результатов в будущей профессиональной деятельности.

Стратегия ведущей позиции интерактивного подхода в условиях поли-парадигмальности современной образовательной ситуации определяет необходимость соответствия результатов образования потребностям личности и запросам общества, что, в свою очередь, требует принципиально новых подходов к оценке качества предметных образовательных результатов при обучении информационные технологии.

Поскольку практикуемые в российских вузах традиционные формы и методы контроля позволяют диагностировать уровень знаний, реже умений и навыков, что является недостаточным для характеристики уровня сформированности информационной компетентности как интегрального показателя качества информационной подготовки, очевидна целесообразность исследования возможностей педагогического мониторинга в обеспечении повышения качества информационного образования [4].

Обращение к проблеме создания технологии управления качеством образования позволило выделить ряд особенностей, отличающих мониторинг от схожих педагогических процессов: непрерывность сбора данных, диаг-ностичность и проблемную ориентированность исследуемых критериев, технологичность и прозрачность получаемых результатов, научную обоснованность, возможность обратной связи и совершенствования элементов мониторинга.

Динамично развивающееся общество ставит перед высшей школой задачу обновления качества профессионального образования на основе интерактивного подхода. В рамках настоящего исследования научно обоснована, разработана и реализована методическая система обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии», ориентированная на формирование их информационной компетентности как нового качества информационной подготовки в условиях уровневой структуры высшего профессионального образования [5].

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты и сделать соответствующие выводы:

На основании анализа методологических основ интерактивного подхода определена его ведущая позиция в повышении качества информационной подготовки будущих бакалавров направления «Информационные технологии» в условиях полипарадигмальности современных подходов к образованию (знаниевого, личностно ориентированного, деятельностного и культурологического), обеспечивающая формирование мотивационно-ценностных ориентаций, информационных знаний, умений, навыков, личностных качеств с целью достижения общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями.

В логике интерактивного подхода уточнено понятие информационной компетентности будущего бакалавра направления «Информационные технологии» как интерактивной характеристики личности, выражающей способность и готовность к использованию информационных знаний, умений, навыков, опыта деятельности для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем подготовки. Определено содержательное наполнение структурных компонентов информационной компетентности:

• мотивационно-ценностный компонент (познавательная мотивация и ценностное отношение к изучению информационных технологий, обусловленные профессиональными интересами);

• когнитивный компонент (фундаментальные и прикладные информационные знания, необходимые в будущей пофессиональной деятельности);

• деятельностный компонент (способность применять информационные знания, умения, навыки, опыт деятельности для решения профессиональных задач);

• личностный компонент (качества мышления, отражающие способность к творческой деятельности и рефлексивно-оценочные качества, характеризующие сформированность навыков рефлексии, анализа результатов собственной деятельности и самооценки).

Разработаны основные положения научной концепции профессионально направленного обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии», которая отражает диаг-ностичные цели и принципы обучения, уточненные автором в логике интерактивного подхода (контекстности, непрерывности, интерактивности, приоритета творческой деятельности).

С позиций интерактивного подхода выявлены дидактические условия реализации концепции профессионально направленного обучения информационные технологии, способствующие достижению высокого уровня современных образовательных результатов:

• интеграция информационной и профессиональной подготовки средствами информационного моделирования;

• создание профессионально ориентированной среды обучения посредством представления содержания и технологий изучения информационных технологий в контексте будущей профессиональной деятельности;

• педагогический мониторинг уровня сформированности информационной компетентности как результата профессионально направленного обучения информационные технологии.

На основе теоретических положений концепции создана методическая система обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии» в логике интерактивного подхода. Учитывая результативно-целевую ориентацию интерактивного подхода, модель системы, отражающая ее структурные компоненты, включает цели, содержание, методы, средства, формы обучения и результаты обучения в виде содержательного наполнения структурных составляющих информационной компетентности. В роли прообраза цели обучения как системообразующего компонента методической системы, определены требования, декларирующие необходимость применения образовательных результатов в профессиональной деятельности [6].

Опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод о положительном влиянии научно обоснованной методической системы обучения информационные технологии, разработанной в контексте интерактивного подхода, на формирование информационной компетентности бакалавров, что обеспечено:

• проектированием содержательного компонента методической системы в соответствии с выделенной целью профессионально направленного обучения как ее системообразующим фактором;

• использованием комплекса профессионально ориентированных информационных задач, обеспечивающих интерактивные связи информационных технологий с финансово-экономическими дисциплинами;

• реализацией контекстной технологии обучения, определяющей выбор форм, методов, средств обучения информационные технологии, направленных на формирование мотивационно-ценностных ориентаций, информационных знаний, умений, навыков, личностных качеств студентов, составляющих основу общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;

• внедрением компьютерных технологий в процесс профессионально-направленного обучения информационные технологии с учетом его содержательного и процессуального компонентов;

• организацией систематического мониторинга предметных образовательных результатов, соответствующих требованиям.

Можно утверждать, что задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а результаты обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью.

Настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, но может служить методологической основой для дальнейшего научного поиска в направлении выявления качественных отличий содержательно-технологического базиса формирования информационной

компетентности бакалавров и магистров всех направлений подготовки в условиях нового двухуровневого образования.

Список литературы

1. Абасов, З.А. Кризис образования: поиск новой парадигмы Текст. / З.А. Абасов // Aima mater. - 2004. - № 11. - С. 6-10.

2. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст.: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.А. Адольф. Москва, 2003. -30 с.

3. Аксенов, A.A. Теория обучения логическому поиску решения школьных информационных задач Текст.: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02 / A.A. Аксенов. Нижний Новгород, 2010. - 40 с.

4. Акулова, О.В. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий Текст.: аналитический доклад / О.В.Акулова, А.Н. Бакушин, Н.Ю. Конасова, O.E. Лебедев, Н.И. Неупокоева, С.А. Писарева; под ред. O.E. Лебедева. М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2004. - 21 с.

5. Алексеев, H.A. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. / H.A. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унта, 1997.-16 с.

Nematov Laziz Alisherovich, assistent (e-mail:guiiy78@rambler.ru)

Bukhara Engineering and Technology Institute, Bukhara, Uzbekistan Yuldashev Shuxrat Savrievich, Cand.Tech.Sci., associate professor Bukhara Engineering and Technology Institute, Bukhara, Uzbekistan (e-mail:guiiy78@rambler.ru)

THEORY OF TRAINING ON THE BASIS OF THE INTERACTIVE APPROACH OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Abstract. This article reveals the high dynamism of modern society, the growing needs of information technologies, the level of development of information technologies lead to a reduction in the time of adaptation of vocational school graduates to work, increasing their mobility, competitiveness and set new goals for higher professional education based on an interactive information technology approach.

Keywords: theory of interactive vocational education, information technology, academic subject, general and professional competence, content of academic subject, teaching practice, educational and cognitive, educational and professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.