УДК 377
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ Казимова Гулбахор Хасановна, преподаватель (e-mail: [email protected]) Сайидова Назокат Сайфуллаевна, к.т.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Бухарский инженерно-технологический институт Бухарский государственный университет, г.Бухара, Узбекистан
В данной статье рассмотрены разработки инструментально-методическое обеспечение мониторинга предметных образовательных результатов, позволяющее оценить качество информационной подготовки будущих бакалавров направления «Информационные технологии» в условиях нового двухуровневого образования в соответствии с выделенными критериями информационной компетентности (мотивационно-целевой, профессионально-когнитивный, профессионально-деятельностный, креа-тив-ный и рефлексивный критерии).
Ключевые слова: методика высшего образования, учебный предмет, общие и профессиональные компетенции, содержание учебного предмета, педагогическая практика, учебно-познавательная, учебно-профессиональная деятельность.
Разработано инструментально-методическое обеспечение мониторинга предметных образовательных результатов, позволяющее оценить качество информационной подготовки будущих бакалавров направления «Информационные технологии» в условиях нового двухуровневого образования в соответствии с выделенными критериями информационной компетентности (мотивационно-целевой, профессионально-когнитивный, профессио-нально-деятельностный, креативный и рефлексивный критерии).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень профессионального образования) обогащена за счет:
• уточнения содержания и сущности понятия информационной компетентности будущего бакалавра направления «Информационные технологии», отражающего качество его информационной подготовки с позиций компетентностного подхода в условиях уровневой структуры высшего профессионального образования;
• выявления системы принципов, уточненных в логике компетентност-ного подхода (контекстности, интерактивности, непрерывности, приоритета творческой деятельности), определяющих теоретические основы концепции профессионально направленного обучения;
• выделения критериев оценки уровня сформированности информационной компетентности, расширяющих теоретические основы комплексной
диагностики динамики современных образовательных результатов в соот-ветстветствии с требованиями ВУЗа [2].
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
• разработанная на основе компетентностного подхода методическая система обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии» вносит существенный вклад в практику подготовки кадров для сферы экономики и финансов в аспекте повышения качества информационного образования;
• сконструированный комплекс профессионально ориентированных информационных задач финансово-экономического содержания, типология которых определена в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавра направления «Информационные технологии» профиля в любой сфере, позволяет актуализировать реализацию контекстной технологии обучения с целью формирования его информационной компетентности;
• созданное электронное средство учебного назначения по теме «Информационные технологии в образовании» (в программной среде Borland Delphi 6) и методические рекомендации по его использованию обеспечивают возможность реализации интегративных связей информационных технологий с финансово-экономическими дисциплинами средствами компьютерных технологий.
Основные положения разработанной и апробированной научно обоснованной методической системы обучения информационные технологии бакалавров направления «Информационные технологии» могут быть использованы при подготовке студентов укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Информационные технологии и управление» в условиях уровневой структуры высшего образования [6]. Полученные результаты практико-ориентированного характера (монографии, учебные пособия, электронные ресурсы и пр.) могут быть использованы с целью обновления предметной и методической подготовки преподавателей информационных технологий по теме исследования в системе непрерывного педагогического образования в условиях его многоуровневой структуры.
Основные этапы исследования.
I этап - изучение состояния рассматриваемой проблемы в теории и практике обучения информационные технологии, проведение констатирующего этапа эксперимента.
II этап - конструирование научно-методических подходов к решению проблемы исследования, проведение поискового и формирующего этапов педагогического эксперимента, статистическая обработка и анализ результатов экспериментальной работы.
III этап - обобщение и систематизация результатов исследования, формулирование выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, практические выводы исследования и рекомендации обсужда-
лись на заседаниях кафедры «Информационные и коммуникационные технологии» Бухарского инженерно-технологического института, на семинарах и заседаниях кафедры теории и методики обучения
Результаты исследования внедрены в образовательную практику подготовки кадров в Бухарский государственный университет, учебные пособия и методические материалы используются при обучении информационные технологии студентов направления «Информационные технологии» специальности всех направлениях.
Достоверность и обоснованность результатов и научных выводов обеспечиваются использованием в ходе исследования современных достижений педагогики, психологии, философии, теории и методики обучения информационные технологии, применением комплекса методов, адекватных поставленным задачам, результатами педагогического эксперимента,
Информационная компетентность будущего бакалавра направления «Информационные технологии», отражающая качество его информационной подготовки с позиций компетентностного подхода, определена как ин-тегративная характеристика личности, выражающая способность и готовность к использованию информационных знаний, умений, навыков, опыта деятельности для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем образованияm [5]. На основе современной теории компетентност-ного подхода выделено содержательное наполнение компонентов информационной компетентности:
• мотивационно-ценностный компонент (познавательная мотивация и ценностное отношение к изучению информационных технологий, обусловленные профессиональными интересами);
• когнитивный компонент (фундаментальные и прикладные информационные знания, необходимые в будущей профессиональной деятельности);
• деятельностный компонент (способность применять информационные знания, умения, навыки, опыт деятельности для решения профессиональных задач);
• личностный компонент (качества мышления, отражающие способность к творческой деятельности, и рефлексивно-оценочные качества, характеризующие сформированность навыков рефлексии, анализа результатов собственной деятельности и самооценки) [1].
Теоретико-методологической основой проектирования методической системы обучения информационные технологии будущих бакалавров направления «Информационные технологии» в контексте компетентностного подхода является концепция профессионально направленного обучения информационные технологии. Научная концепция включает диагностич-ные цели, соответстветствующие результативно-целевой ориентации ком-петентностного подхода, принципы обучения, дидактическую модель, отражающую компоненты самой системы: цели, содержание, методы, средства, формы, результаты обучения, (в роли прообраза цели - требования ВУЗе результатам обучения). В качестве принципов профессионально на-
правленного обучения выделены как общедидактические принципы, так и принципы, уточненные автором в логике компетентностного подхода: кон-текстности, непрерывности, интегративности, приоритета творческой деятельности [4].
Дидактическими условиями реализации научной концепции профессионально направленного обучения информационные технологии, способствующими достижению высокого уровня сформированности информационной компетентности будущих бакалавров направления «Информационные технологии», являются:
• интеграция информационной и профессиональной подготовки средствами информационного моделирования;
• создание профессионально ориентированной среды обучения посредством представления содержания и технологий изучения информационных технологий в контексте будущей профессиональной деятельности;
• педагогический мониторинг уровня сформированности информационной компетентности как результата профессионально направленного обучения информационные технологии [3].
Разработка и реализация методической системы обучения информационные технологии, направленной на формирование информационной компетентности будущих бакалавров направления «Информационные технологии», включают:
• проектирование содержательного компонента методической системы в соответствии с целью профессионально направленного обучения информационные технологии как ее системообразующего фактора;
• использование комплекса профессионально ориентированных информационных задач, обеспечивающих интегративные связи информационных технологий с финансово-экономическими дисциплинами;
• реализацию контекстной технологии обучения, определяющую выбор форм, методов, средств обучения информационные технологии, направленных на формирование мотивационно-ценностных ориентаций, информационных знаний, умений, навыков, личностных качеств студентов, составляющих основу общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;
• внедрение компьютерных технологий в процесс профессионально-направленного обучения информационные технологии с учетом его содержательного и процессуального компонентов;
• организацию систематического мониторинга предметных образовательных результатов, соответствующих требованиям ВУЗа.
Список литературы
1. Абасов, З.А. Кризис образования: поиск новой парадигмы Текст. / З.А. Абасов // Aima mater. - 2004. - № 11. - С. 3-6.
2. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст.: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.А. Адольф. Москва, 2003. -360 с.
3. Аксенов, A.A. Теория обучения логическому поиску решения школьных информационных задач Текст.: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02 /
4. A.A. Аксенов. Нижний Новгород, 2010. - 43 с.
5. Акулова, О.В. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий Текст.: аналитический доклад / О.В.Акулова, А.Н. Бакушин, Н.Ю. Конасова, O.E. Лебедев, Н.И. Неупокоева, С.А. Писарева; под ред. O.E. Лебедева. М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2004. - 216 с.
6. Алексеев, H.A. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. / H.A. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унта, 1997.-216 с.
7. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / А.Л. Андреев // Педагогика. 2005. - №4. - С. 19-27.
8. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: метод, пособие / В.И. Андреев. М. : Высшая школа, 1981.- 240 с.
Kazimova Gulbaxor Xasanovna,
(e-mail: [email protected])
Bukhara Engineering and Technology Institute, Bukhara, Uzbekistan Sayidova Nazokat Sayfullaevna, Cand.Tech.Sci., associate professor Bukhara State University, Bukhara, Uzbekistan (e-mail:[email protected])
DEVELOPMENT OF THE METHOD OF EDUCATION BY UNIVERSITIES
Abstract. This article discusses the development of instrumental and methodological support for monitoring subject-specific educational results, which allows assessing the quality of information training for future bachelors in the Information Technologies direction in the context of a two-level education in accordance with the selected criteria of information competence (motivational, professional, cognitive, professional) , creative and reflexive criteria). Keywords: methods of higher education, academic subject, general and professional competencies, the content of the academic subject, teaching practice, educational and cognitive, educational and professional activities.