Научная статья на тему 'Эффективность использования информационно- коммуникационных технологий в образовании'

Эффективность использования информационно- коммуникационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1083
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГИПЕРМЕДИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казимова Гулбахор Хасановна, Хожиева Мухлиса Султоновна

В данной статье рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов в различных сферах образования, которые сдерживаются двумя главными факторами: недостаточной квалификацией в области применения информационно-коммуникационных технологий заметной частью управленческих работников и недостойной развитостью инфраструктуры информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования информационно- коммуникационных технологий в образовании»

УДК 378.147.39: 004

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Казимова Гулбахор Хасановна, старший преподаватель (e-mail: guiiy78@rambler.ru) Хожиева Мухлиса Султоновна, преподаватель

Бухарский политехнический профессионально-технический колледж,

г.Бухара, Узбекистан (e-mail: guiiy78@rambler.ru)

В данной статье рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов в различных сферах образования, которые сдерживаются двумя главными факторами: недостаточной квалификацией в области применения информационно-коммуникационных технологий заметной частью управленческих работников и недостойной развитостью инфраструктуры информатизации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация, гипермедия, дистанционная, учебный курс, обучающая система, информатизация.

Эффективность работы с информационными источниками на базе информационно-коммуникационных технологий должна определяться: знаниями и умением систематизировать представления об объекте поиска в рамках конкретной области знаний; знаниями способов систематизации и организации информации, в том числе справочных информационных массивов, практическим знанием классификационных систем; способностями распознавать и умением реконструировать цели и задачи, которые ставит автор, как в процессе исследования, так и при подготовке информационных сообщений; знанием принципов организации информационных массивов и архитектуры информационных систем, что позволяет моделировать особенности конкретных реализаций автоматизированных информационных систем.

Под электронным изданием понимается совокупность текстовой, графической, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, исполненной на любом электронном носителе - магнитном, оптическом, опубликованной в электронной компьютерной сети, а также печатная документация пользователя.

Электронные издания включают в себя: электронные справочники, электронные словари, электронные энциклопедии, электронные путеводители, электронные учебники и т.д.

В данной статье рассматривается разработка учебно методического комплекса среды для использования в образовании информационно-коммуни-

кационных технологий. Поэтому дадим определение электронного учебника.

Электронный учебник является программно-информационной системой, состоящей из программ для ЭВМ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления).

Отдельные попытки классифицировать обучающие системы по различным признакам уже были, однако единой классификации электронных обучающих систем сейчас нет. Эта проблема широко обсуждалась на электронном форуме. Поэтому предлагается ввести следующую классификацию.

Электронный учебник - как и традиционный учебник, содержит теоретический материал по определенному предмету и примеры (например, примеры решения задач).

Контролирующая система - предназначена для контроля знаний с помощью тестов. Кроме механизмов проведения тестирования может включать в себя средства статистической обработки результатов.

Обучающая система - это человеко-машинный комплекс, работающий в диалоговом режиме и предназначенный для управления познавательной деятельностью. Как видно из названия, она должна обучать, а только изучение теоретического материала еще не является обучением. Следовательно, обучающая система - более широкое понятие, чем электронный учебник. Она должна включать в себя теоретический материал с примерами (т.е. электронный учебник), а также средства для выработки практических навыков у обучаемых и средства контроля приобретенных знаний, умений и навыков (контролирующую систему и тренирующую программу).

Основное назначение обучения (а, следовательно, и обучающей системы) - овладение умениями, а не знаниями. Механизмом осуществления деятельности является решение задач. Следовательно, основная часть обучающей системы - тренирующая.

Интеллектуальная (адаптивная) обучающая система - обучающая система с элементами искусственного интеллекта. Такая обучающая система позволяет не просто тренировать обучаемого и контролировать его знания, но и по результатам деятельности обучаемого может определить, какие знания недостаточны или ошибочны и вернуть обучаемого на соответствующий раздел теории или практики, либо дать дополнительные разъяснения. Т.е. она позволяет адаптировать процесс обучения под особенности каждого конкретного обучаемого, работающего с системой.

Обзор имеющихся адаптивных средств представлен.

Дистанционная обучающая система - обучающая система, которая поддерживает удаленную работу через сеть. Таким образом, преподаватель и обучаемый разделены в пространстве и во времени: обучаемый занимается

на своем компьютере, а преподаватель контролирует его деятельность на своем. Учебный материал, тесты, задачи и результаты обучения хранятся на сервере сети.

Однако, при внедрении дистанционной обучающей системы возникают следующие проблемы: отсутствие реального доступа у массового пользователя; низкое качество связи, малая скорость и ненадежность связи, особенно на старых АТС; неверие и незнание возможностей всемирной сети Интернет.

Гипермедийная обучающая система - обучающая система, основывающаяся на использовании гипертекста для представления теоретического материала. Применение гипертекста позволяет объединять различные способы представления информации (текст, изображения, звук, видео и т.д.), легко связывать различные материалы между собой. Однако, обучаемый, переходя по ссылкам от одного документа к другому, может легко "потеряться" и забыть, откуда он пришел и с чего начинал обучение. Это явление называется эффектом "потери в гиперпространстве". Чтобы избежать этого эффекта, применяются способы возврата обучаемого к исходному пункту обучения.

Учебный курс - еще более широкое понятие, чем обучающая система. Если обучающая система проектируется для конкретной предметной области, то учебный курс может включать в себя несколько обучающих систем по различным предметам (которые, в частности, могут быть связаны между собой), а обучаемый может изучать любой из предложенных предметов (какие конкретно предметы изучать выбирает он сам или это делает преподаватель).

Учебные курсы могут быть и адаптивными, и дистанционными, и гипермедийными.

Исходя из накопленного опыта работы в системе открытого дистанционного образования (ОДО) можно утверждать, что наилучшим решением проблемы методического и дидактического обеспечения студентов и слушателей, обучающихся по дистанционным технологиям и существенным при традиционных формах обучения, является создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) как в локальном, так и в сетевом исполнении. К настоящему времени сформировались определенные требования, отличающие качественный ЭУМК и определяющие его содержание и оформление, методические и программно-технические требования к ЭУМК и его компонентам. Наиболее полным считается комплекс, содержащий следующие компоненты: аннотацию к курсу в которой даны краткие сведения об издании, его преимуществах и кому оно адресовано; рабочая программа, которая формируется на основе Государственного образовательного стандарта специальности, на основе типовой программы по данной дисциплине (при наличии таковой). Рабочая программа учебной дисциплины в общем случае должна включать следующие разделы: цели и задачи учебной дисциплины, содержание теоретического и практического

разделов дисциплины, тематику и перечень контрольных и курсовых работ, заданий и задач, перечень вопросов для итогового контроля (зачета или экзамена), учебно-методическое обеспечение дисциплины; руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы), включающее в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнения практических заданий, указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы; учебное пособие, которое представляет собой изложение учебного материала (теоретического и практического) дисциплины, отобранного в соответствии с рабочей программой и структурированного на методические дозы (модули, блоки, учебные единицы); практикум, предназначенный для выработки умений и навыков применения теоретических знаний, полученных при изучении учебного пособия, с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок; тесты, реализующие функции контрольного блока для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала; справочник, содержащий справочных данные, таблицы, определения, глоссарий по дисциплине; электронную библиотеку курса, упрощенным прототипом которой является обычная хрестоматия, которая может быть дополнена аудио/видео материалами, образовательными Интернет-ресурсами.

Как показывает практика, максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе интерактивные дидактические игры и тренажеры, представляющие собой коллективную или индивидуальную деятельность в условиях смоделированных ситуаций, и направленных на формирование профессиональных умений и навыков. Интерактивная игра позволяет моделировать как реальные ситуации, возникавшие ранее в различных сферах будущей профессиональной деятельности, так и придуманные с целью сформировать личность будущего специалиста, определенные профессиональные качества и навыки. Однако создание именно дидактических игр и электронных тренажеров вызывает наибольшие трудности при создании ЭУМК. Это связано как с программно-техническими, так и с методическими трудностями реализации таких проектов.

В работе тренажера или игры можно выделить несколько основных шагов развития действий: первый - выбор модели, второй - выбор режима работы тренажера (уровня сложности), третий - воздействие на модель, четвертый - реакция объекта, пятый - мониторинг состояния объекта, далее цепь замыкается до достижения конца моделирования. Исходя из опыта работы, на наш взгляд наиболее успешным является трехуровневый подход при реализации тренажеров и дидактических игр. Первый уровень обеспечивает знакомство с предметом, компьютер сам показывает и ис-

правляет ошибки, связанные с неверным воздействием пользователя на объект. Второй уровень реализует процесс обучения, выработку умений и навыков. Здесь введен случайный фактор внешнего воздействия на модель, а машина только указывает на ошибки, предоставляя пользователю самому найти верный путь решения задачи. Третий уровень выполняет роль итоговой работы, в которой пользователь должен сделать все сам от начала до конца без подсказок со стороны компьютера.

На основе таких представлений за последние года в разработано более тридцати ЭУМК по дисциплинам высшего профессионального образования. Апробация созданных ЭУМК а также ряда пилотных тренажеров в учебном процессе показала, что такой состав учебно-методических комплексов гарантирует обеспечение студента всем необходимым для успешного освоения предлагаемых дисциплин в системе ОДО.

Когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.

Современные компьютерные дидактические программы (электронные учебники, компьютерные задачники, учебные пособия, гипертекстовые информационно-справочные системы - архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, тестирующие и моделирующие программы-тренажеры и т.д.) разрабатываются на основе мультимедиа-технологий, которые возникли на стыке многих отраслей знания.

Современный уровень компьютерной техники, быстрое развитие интернет открывают возможности для создания информационно-обучающей среды, под которой понимают комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми методическими, программными и техническими средствами, ориентированными на процесс обучения.

Одним из средств формирования информационно-обучающей среды в институте является создание электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, прежде всего естественно-научным и общепрофессиональным.

Список литературы

1. Аналитические доклады Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (буклет). - М. : Магистр, 2008. - 15 с.

2. Дистанционное обучение : уч. пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2008. - 192 с.

3. Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). - М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), 2007. - 52 с.

Kazimova Gulbaxor Xasanovna, teacher of faculty "Information technologies", (e-mail: guiiy78@rambler.ru) Bukhara injenering institute of technology, Bukhara, Uzbekistan, Hojieva Muxlisa Sultonovna, teacher of faculty "Computer science", (e-mail: guiiy78@rambler.ru)

Bukhara polytechnical professional college, Bukhara, Uzbekistan USES INFORMATION OF COMMUNICATION TECHNOLOGIESIN FORMATION(EDUCATION)

Abstract. In given clause the efficiency of use of information communication technologies and information resources in various spheres of formation(education) is consid-ered(examined) which restrain by two primary factors: by unsufficient qualification in the field of application of information communication technologies by an appreciable part of the administrative workers and unworthy an infrastructure of information.

Keywords: informaton communication technologies, information, gipermedia, remote, educational rate training system, information.

СЛАБОКОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ИНДУКТИВНО СВЯЗАННЫХ КОНТУРОВ НА ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС Карасев Виктор Владимирович, к.т.н., доцент Кольцов Дмитрий Борисович, магистрант Рязанский государственный радиотехнический университет

Исследуется возможность использования индуктивно связанных контуров, возбуждаемых экспоненциальным импульсом тока в слабоколебательных режимах, для бесконтактной передачи данных с вращающихся объектов.

Анализ эффективности некоторых способов возбуждения индуктивно связанных импульсов (ИСК) [1] позволил выявить способ возбуждения экспоненциальным импульсом, как в наибольшей степени сокращающий время реакции [2]. При этом ИСК допускают несколько режимов работы. В [1] был рассмотрен режим, являющийся граничным между апериодическими и колебательными режимами. Исследования ближайшего к нему апериодического режима работы ИСК [3] подтвердили возможность использования и этого режима для целей бесконтактной передачи данных с вращающейся части телеметрической аппаратуры на её стационарную часть. Но апериодические реакции ИСК потенциально уступают колебательным реакциям как по амплитуде, так и по длительности [4]. В этой связи целесообразно проанализировать характер реакции на экспоненциальный импульс ИСК, работающих в слабоколебательных режимах. Будем так называть режимы работы ИСК, которые, являясь по своей природе колебательными, близки по степени затухания переходных процессов в них к граничному режиму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.