Научная статья на тему 'О новом образовательном контенте'

О новом образовательном контенте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1716
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Электронное обучение / Интернет / образовательный контент / учебное электронное издание / информационная среда

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиуллина С. Г.

Статья посвящена новым информационно-коммуникационным формам представления учебного материала в системе электронного обучения, т.е. цифровому образовательному контенту, который прочно вошел в обиход мирового образовательного сообщества как в Интернет, так и вне его. Дан краткий анализ различных видов современных электронных ресурсов, применяемых в учебных целях, с точки зрения их педагогической эффективности и целесообразности при обучении студентов высшей школы и формировании компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новом образовательном контенте»

УДК 378.14:004.9

О НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕНТЕ © С. Г. Набиуллина

Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

Тел.: +7 (347) 243 16 57.

E-mail: ugntu-zf@mail. ru

Статья посвящена новым информационно-коммуникационным формам представления учебного материала в системе электронного обучения, т. е. цифровому образовательному контенту, который прочно вошел в обиход мирового образовательного сообщества как в Интернет, так и вне его. Дан краткий анализ различных видов современных электронных ресурсов, применяемых в учебных целях, с точки зрения их педагогической эффективности и целесообразности при обучении студентов высшей школы и формировании компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: электронное обучение, Интернет, образовательный контент, учебное электронное издание, информационная среда.

Начало XXI века, бесспорно, войдет в историю педагогики как переломный этап в развитии образовательного контента. Появление нового, электронного, или информационно-коммуникационного контента, революционным образом повлияло на развитие традиционного образования, особенно в сфере информационного обеспечения и библиотечного обслуживания обучающихся.

Одновременно с появлением новых форм дидактического (обучающего) «наполнения» образовательной среды возникают и совершенно иные и даже в чем-то антагонистичные традиционным педагогические приемы и методы взаимовоздействия в параллельной цепи «учитель - ученик».

Новый образовательный контент начал активно образовываться, в первую очередь, с появлением систем дистанционного обучения (СДО) в различных инструментальных средах всемирной Сети. Именно в этот период, в первое десятилетие нового века, российский электронный образовательный рынок стал наполняться различными, так называемыми системами ДО -ВУ (www.openet.ru), ПРОМЕТЕЙ (www.prometeus.ru), ОРОКС (do.miee.ru), ДОЦЕНТ (www.uniar.ru), WEBTUTUR (distance-learning.ru), COMPETENTUM (www. competentum.ru) и т.п.

Самые первые обучающие электронные системы были настроены на поддержку курсового обучения в интернет-среде «свободных» слушателей, не привязанных к системному, например вузовскому, обучению. Они сыграли несомненную положительную роль в развитии корпоративной культуры и этики новых бизнес-структур и способствовали более быстрому и более эффективному развертыванию систем повышения квалификации сотрудников сильных компаний и предприятий, что, в свою очередь, должно было способствовать их экономической стабильности и мобильности, соответственно повышению компетентности сотрудников.

Традиционная система высшего образования, возможно, еще долго игнорировала бы этот процесс фактического доучивания «выпекаемых» ею специалистов, если бы сами студенты не обратили внимание на новые и поистине неограниченные

информационные возможности Интернета, который в удобной, часто игровой форме поставлял молодому человеку любую информацию, необходимую ему в процессе традиционного обучения, а затем и последующего повышения квалификации в качестве специалиста.

Сегодня информационная среда Интернета «разбита» на множество сообществ различных направлений - и по интересам, и по профессиональной принадлежности, и по социальному статусу. Количество этих сообществ продолжает расти, и вряд ли этот процесс остановится - спрос на информацию во всем мире сегодня огромен. Это уже очевидная истина, не требующая доказательств. Недаром именно в первое десятилетие XXI века родилось крылатое выражение: «Кто владеет информацией - тот владеет ситуацией». Но и это выражение в последнее время трансформировалось в более емкое и глобальное: «Кто владеет информацией - тот владеет всем миром».

Совершенно справедливо было замечено еще в 2007 году ректором Академии АйТи Игорем Морозовым в статье «Современные модели управления процессами дистанционного обучения»: «Высококачественный контент по-прежнему остается главным фактором успешности проектов в области е-Ьеагтпд, поэтому рынок контента развивается очень быстро, и именно в этом сегменте будут происходить наиболее значимые события и изменения.... Чтобы система электронного обучения была эффективна, она должна базироваться на ключевых показателях, характеризующих основную деятельность организации» [1].

Действительно, последние годы развития ИКТ в образовании продемонстрировали существенный рывок в освоении информационно-коммуникационных технологий в системе образования, особенно в разработке разнообразного электронного контента.

Приоритеты и пристрастия студенческого интернет-сообщества дают определенное представление о педагогической эффективности тех или иных средств обучения, используемых в информационно-

коммуникационных образовательных средах Интернета как на локальном, так и глобальном уровнях.

В статье будет сделана попытка провести анализ использования различных видов современного разнообразного электронного контента по их востребованности и популярности в студенческой среде. Таким образом, можно будет предположить и приблизительное будущее так называемой «электронной педагогики».

Электронное обучение, или e-learning, в современной системе обучения уже органично дополняет очное и заочное обучение в вузах и курсы подготовки кадров на предприятиях. Каков же сегодня контент электронного обучения?

Здесь, на наш взгляд, основным источником информации, т.е. знаний, переходящих впоследствии в умения и навыки, несомненно, является электронное учебное издание (ЭУИ). Оно представляет собой систематизированную совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото-, учебной информации, которая может быть «записана» на любом электронном носителе - магнитном, оптическом, и опубликована в электронной обучающей среде компьютерной сети.

Что же должно содержать в себе современное учебное электронное издание, чтобы действительно способствовать приобретению прочных знаний, умений и навыков и становлению будущего компетентного специалиста в определенной области знаний?

Прежде всего, это полный и систематизированный теоретический и методический материал в области соответствующих знаний учебной дисциплины, как правило, соответствующий всем требованиям государственного образовательного стандарта. На сегодняшний день этот элемент электронного контента является базовым и наиболее информационно-насыщенным и полноценным, с дидактической точки зрения. ЭУИ должно соответствовать основным педагогическим принципам представления учебного материала: научности,

полноты, наглядности, доступности, логичности и последовательности изложения. Кроме того, чтобы быть сегодня привлекательным для студента, ЭУИ должно отличаться высоким уровнем художественного оформления, качеством методического инструментария и его технического исполнения.

Разработка современного электронного ресурса, помимо полноценного текстового наполнения, состоит из двух важных блоков: создание дизайна и создание медиа-компонента.

Под дизайном понимается общее оформление с правильным подбором и расположением цветов, шрифтов, графики. Цвета, используемые в дизайне электронных учебных изданий, должны оказывать влияние на положительное восприятие материала и не раздражать взгляд обучающегося, способствовать снятию зрительного и психического напряжения, возникающего при чтении текста с экрана монитора.

Графика, т.е. все изображения, графики, схемы, разбавляют сухой текст и способствуют луч-

шему пониманию и восприятию учебной информации. Хорошо разработанная навигация, т.е. создание системы различных типов меню (вертикальных, горизонтальных, выпадающих) и соответствующее размещение графических элементов в тексте и на панелях управления ресурсом, упрощает обучающемуся поиск необходимой информации внутри данного электронного ресурса.

Медиа-компонент - это блок, имеющий особое значение при разработке электронного учебного издания. Это интерактивные элементы электронного ресурса, «оживляющие» сухой учебный материал,- видео-, аудио-, ТК-ресурсы, презентации, анимационные и тренажерные ролики, мультимедийные схемы, графики, рисунки и, наконец, интерактивные тесты.

Тесты для самоконтроля служат цели самостоятельного оценивания приобретенных знаний и также являются интерактивным обучающим элементом, дающим реальное представление о качестве самостоятельной работы студента по учебной дисциплине с конкретным электронным изданием.

Создание полноценного интерактивного учебника, технически реализованного в виде отдельной компьютерной программы с набором современных информационно-коммуникационных сервисов для обеспечения электронного обучения - это задача, которая сегодня по силам далеко не каждому пре-подавателю-тьютору системы дистанционного обучения. В команде специалистов по подготовке подобного электронного контента, помимо авторов электронных рукописей, должны быть и специалисты по учебно-методической работе, и корректор-редактор учебных материалов, и рецензент-эксперт, и программист-конвертатор, и программист-дизайнер, и администратор системы дистанционного обучения, в которой будет размещаться подготовленное, как правило, в гипертекстовом формате, учебное электронное издание. Главная цель всех участников создания и разработки такого электронного ресурса - материал электронного учебника должен быть понятен и доступен всем обучаемым, чтобы они могли изучать его самостоятельно за собственными компьютерами, прибегая к помощи преподавателя-тьютора лишь в соответствии с его календарным планом.

Подобное учебное электронное издание, действительно, напоминает полноценный традиционный учебник, в котором есть и теоретический раздел, и методический, и вопросы для самопроверки, и задания, упражнения, задачи для закрепления теоретических сведений, и список литературы и тем для самостоятельной работы студента. Все это, как правило, присутствует и в хорошем электронном издании, особенно в авторском его исполнении и участии в конвертировании текста в гипертекстовый формат. Видимо, поэтому все чаще такие издания называют «электронными учебниками», хотя процедуры получения специального грифа они не

проходят и не повторяют скан-копии традиционных учебников книжно-текстового формата.

Мониторинг студенческой среды УГНТУ, вовлеченной с 2005 года в обучение с применением дистанционных образовательных технологий, показывает, что студенты с удовольствием используют такой активный учебный контент, который существенно и на законных основаниях облегчает им получение нужной информации при обучении. При этом отпадает необходимость в «барражировании» Интернета с заходом на популярные сайты типа referat.ru. В таком электронном издании, специально подготовленном для любого типа обучения с использованием дистанционных технологий (кейс-технология, интернет-технология или телекоммуникационная технология), есть все и даже более. Студент, получив ЭУИ в вузовской библиотеке (на удобном для него носителе), может не только прочитать материал, но и распечатать его, перед решением задачи или выполнением курсовой (контрольной) работы (проекта) ознакомиться с конкретными рекомендациями и образцами решения (выполнения), проверить себя по тестам и при необходимости отправить вопрос по электронной почте препо-давателю-автору издания.

Соответственно сегодня ЭУИ являются наиболее популярными и дидактически оправданными электронными учебными ресурсами. Новые мультимедийные компоненты значительно их обогащают и, привнося в обучение игровые моменты, привлекают как студентов, так и молодых специалистов, пожелавших освежить свои знания. Сегодня уже не только тесты являются активным компонентом ЭУИ, но и учебные тематические кроссворды, тренажерные ролики, тематические РРТ-презентации, видеовставки и т.п. Такое электронное издание, если оно прошло регистрацию в федеральном депозитарии электронных изданий (НТЦ «Информрегистр»), вполне может именоваться авторским электронным учебником.

Несомненно, подобный электронный ресурс для ведения в Интернете учебной деятельности должен быть базовым в современном электронном обучении, или, говоря языком нормативных документов (Приказ № 137 Минобрнауки от 05.06.2005), в обучении с применением дистанционных образовательных технологий.

С 1999 года российское образовательное интернет-сообщество регулярно обменивается опытом работы на ежегодной международной научнопрактической конференции «Информационные технологии в науке и образовании», проводимой при содействии Минобрнауки РФ на организационно-методической базе Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ЮРГУЭС). С 2007 года по итогам работы конференций выпускаются сборники тезисов и выступлений заочных и очных участников, в которых любое учебное заведение может найти для себя интерес-

ный, заслуживающий внимания методический и практический опытный материал. Поистине несть числа энтузиастам в таком новом деле, как электронная педагогика.

Вот что, например, пишут преподаватели Не-винномысского химического колледжа, широко применяющие в учебном процессе электронные пособия, виртуальные лабораторные работы и имитационные тренажеры по основным дисциплинам специальностей «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Химическая технология неорганических веществ»: «Виртуальные лабораторные работы и тренажеры хорошо зарекомендовали себя в ходе переподготовки и повышения квалификации работников базового химического предприятия. В короткие сроки они помогают сформировать и усовершенствовать профессиональные навыки и интуицию, а также развить творческие способности работников».

Анализ эффективности учебных занятий, проводимых с использованием электронных обучающих материалов, виртуальных лабораторных и практических работ, указывает на устойчивый рост общих и качественных показателей успеваемости обучаемых, повышенный интерес к изучаемым дисциплинам, повышение познавательной активности.

Введение в учебный процесс виртуальных лабораторных и практических работ во многом обусловлено высокой сложностью и значительными производственными затратами на проведение реальных лабораторных практикумов. Кроме того, существует целый ряд химико-технологических процессов и испытаний, которые невозможно провести на учебном оборудовании, а участие студентов в управлении такими процессами и испытаниями на реальном производстве связано с высоким риском и может привести к аварийной ситуации в случае ошибочных действий студентов.

С другой стороны, при кажущемся обилии электронных учебных пособий у преподавателей специальных дисциплин очень мало шансов найти подходящую программу к конкретному занятию, которая бы не только соответствовала специфике изучаемого процесса или производства, но и отвечала всем требованиям по содержанию, объему и глубине изложения учебного материала, а также методике проведения занятия.

Изложенные обстоятельства обусловливают необходимость в разработке электронных учебных пособий, не только ориентированных на специфику преподавания предмета в конкретном учебном заведении, но и позволяющих достаточно точно имитировать поведение той или иной промышленной установки, подлежащей изучению» [2-3].

Таким образом, следует, что не только обучаемые получают преимущества при обучении по педагогически проработанному электронному контенту, но и сами преподаватели, имеющие такие пособия, оказываются в более выигрышной ситуа-

ции в своей педагогической деятельности, чем их некоторые коллеги.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, помимо библиотеки предметных ЭУИ (ЭУМК), также имеет ряд авторских мультимедийных разработок в области виртуального представления производственных установок для нефтегазовой отрасли. Это виртуальные тренажерные системы, которые создаются и разрабатываются под определенные актуальные задачи. Тренажерная система позволяет контролировать правильность и последовательность выполнения действий, анализировать допущенные ошибки при эксплуатации какой-либо установки, развивает внимательность, при этом формируя модели правильного поведения и контроля. Всегда актуальными для нефтяников будут ЭУИ - трехмерные виртуальные тренажеры «Диагностирование машинного оборудования», «Насосное оборудование»,

«Компрессорная установка». Кроме того, на сайте вуза представлен еще один современный вид электронного контента - это учебные видеофильмы, которые «представляют собой один из наиболее эффективных способов подачи информации. Созданные с помощью специальных программ 3Б-анимации, эти фильмы позволяют наглядно продемонстрировать принципы протекания каких-либо процессов в любых отраслях без риска для жизни и здоровья. Такие фильмы могут использоваться как на предприятиях для обучения сотрудников, так и в учебных заведениях» [3]. Действительно, видеофильмы «Ректификация», «Тонкостенные сосуды и аппараты», «Основные сооружения магистральных нефтепроводов», «Предохранительные устройства» могут стать серьезной поддержкой учебного процесса в электронной среде в дополнение к основному учебному ресурсу при обучении будущих специалистов нефтяной отрасли.

Как верно заметил профессор А. А. Андреев, «сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в Сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы. При этом общение ...все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью» [4]. Так и в образовательном интернет-сообществе, помимо базового электронного учебно-методического комплекса, или «электронного учебника», обучающимся предлагается еще целый набор информационных сервисов в системе электронного обучения, образно говоря,-портфель с оптимальным набором электронных услуг в системе дистанционного обучения.

С педагогической точки зрения, все электронные обучающие системы предоставляют одинаковые учебные возможности, т.е. обеспечивают публикацию и доступ к учебным материалам, организацию педагогического общения через чат и форум, тестирование, обмен файлами и т. п. Все эти систе-

мы управляют учебным процессом в соответствии с определенным набором заложенных в них сервисов или запрограммированных в них возможностей: и преподавателю, и студенту их надо только изучить и уметь использовать.

Относительно недавно российское образовательное сообщество познакомилось с новой международной оболочкой - бесплатной программной средой с открытым кодом (www.moodle.org, www.opentechnology.ru) Open Source LMS Moodle, широко известной в мире, используемой более чем в 100 странах. Эта система привлекательна тем, что распространяется в открытом исходном коде, что дает возможность перестроить ее под особенности конкретного образовательного учреждения и при необходимости добавить в нее новые модули.

В чем же основные преимущества этой системы в сравнении с другими, ранее известными?

Многие специалисты видят в MOODLE уникальные дидактические возможности, которых нет ни в одной из ранее перечисленных обучающих систем. Мнение А. А. Андреева, что « ...программные среды (оболочки) лишают преподавателя творческой инициативы и самостоятельности как на этапе подготовки и актуализации учебных материалов, так и в процессе проведения учебного процесса с частичным (blended learning) или полным использованием интернет-технологий» [4], пользователи модульной объектно-ориентированной

учебной среды (MOODLE) могут правомерно опровергнуть. Почему? Ответ прост: демократичная оболочка дает поистине демократичный простор и размах для педагогического творчества.

Только перечисление так называемых сервисов системы занимает не одну страницу текста. Вот лишь общая характеристика, сделанная А. А. Андреевым: «Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обу-

чающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать «посещаемость», активность студентов, время их учебной работы в Сети» [4].

Кроме того, как сказано на сайте разработчиков данной системы в России, «элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы по результатам контроля перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, заносит ее в ведомость [5].

Таким образом, информационно-коммуникационные сервисы, предоставляемые специальной системой дистанционного (электронного) обучения, существенно расширяют дидактический потенциал высшей школы и компетентностные характеристики преподавательской деятельности в инновационной учебной среде. Подобные формы электронного контента не могут не оказывать серьезного влияния на качество обучения и образования в целом, подготавливая будущих специалистов к работе в условиях информационного общества.

Но даже этот образовательный контент -электронный учебник, электронный курс и тью-ториал в системе e-learning - может оказаться в определенных условиях недостаточным. Тогда современная электронная педагогика предлагает совершенно радикальное средство доступности информации и образования - это персональный вебсайт преподавателя. Сегодня такой образовательный контент может создать и освоить практически каждый ИКТ-подготовленный преподаватель. Несколько «народных» порталов предоставляют эту услугу бесплатно и готовы помочь всем, кто проявил интерес к так называемому «сайто-строительству». Подобная форма педагогической работы современного преподавателя уже завоевывает сердца современных студентов, привлекая их к совместному творчеству в виртуальном образова-

тельном пространстве. Для этих целей используются и социальные сети, легкодоступные каждому заинтересованному лицу. Об этом свидетельствуют интервью с преподавателями, «обитающими» в подобных сетях с педагогической миссией [6].

Но, пожалуй, более популярными средствами массовой коммуникации молодежи и студентов сегодня являются блоги, осуществляющие не только учебную, но и реальную коммуникацию.

Блог (от англ. “web log” сетевой журнал или дневник событий) - это вебсайт, основное содержание которого - регулярное добавление записей, изображений или иных данных, которые публикуются в открытом доступе и к которым можно оставить комментарии. Записи располагаются в хронологическом порядке, поэтому блоги еще называют сетевыми дневниками. Людей, ведущих блоги, называют блогерами, а совокупность всех блогов сети - блогосферой.

В заключение можно сделать выводы о несомненной дидактической ценности разнообразного электронного, цифрового контента и интеграции его в традиционный учебный процесс. Какие преимущества он привносит в современную педагогическую деятельность?

Во-первых, мотивацию познавательной деятельности; создание благоприятной среды для индивидуального обучения; развитие учебной автономии и креативности.

Во-вторых, формирование умения вести дискуссию (приводить аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить собственное суждение); совершенствование навыков письменной речи разных стилей.

В-третьих, формирование творческого мышления и активности, обеспечение свободы самовыражения, совершенствование коммуникативной и межкультурной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. E-Learning Россия: энциклопедия навыков. 2007. №2-3'. URL: http://elw.ru

2. Информационные технологии в науке и образовании: мат-лы Междунар. науч.-практ. интернет-конференции, октябрь 2007 г. - март 2008 г. / Под ред. А. Э. Попова. Шахты: ЮРГУЭС, 2008. 238 с.

3. Дистанционное обучение в УГНТУ. URL:

http://elearning.rusoil.net

4. Андреев А. А. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. М., 2008. С. 94.

5. Компания ООО «Открытые технологии». URL: http://opentechnology.ru

6. Первая Интернет-газета Республики Башкортостан «БАШ-вестЪ». URL: http://bashvest.ru

Поступила в редакцию 17.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.