EDUCATION ONLINE
D
A.А. АНДРЕЕВ, профессор, зав. кафедрой
B.А. ЛЕДНЕВ, первый проректор Т.А. СЕМКиНа, доцент, проректор
Московская финансовопромышленная академия
E-learning: некоторые направления и особенности применения
В работе дано толкование основных терминов e-learning, приведен перечень задач, которгые надо решить при внедрении электронного обучения, структура учебных комплексов и виды занятий при электронном обучении. Обращается внимание на применение сервисов веб 2.0. Рассматривается новое направление в образовании - открытые образовательные ресурсы, которые включают в себя контент и программное обеспечение.
Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебник, открытые образовательные ресурсы, электронное портфолио, мобильное обучение.
В преддверии международной конфе- образования это процесс обеспечения ее ме-
ренции «MOSCOW Education Online », посвященной перспективам развития электронного обучения, становится важным в дискуссионном плане обсудить особенности внедрения и использования электронного обучения в российских вузах. Прежде всего, приведем несколько полезных определений [1]:
• электронное обучение (e-learning) -обучение с помощью ИКТ;
• мобильное обучение (mobile learning) - электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося;
• автономное обучение (offline learning) - обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной среде;
• смешанное обучение (blended learning) - сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.
Вообще говоря, широким кругам научнопедагогической общественности привычен термин «информатизация образования», начиная с 1996 г. употребляющийся как в документах, так и в научных публикациях. Действительно, информатизация - объективный, универсальный и закономерный процесс, проявляющий себя в различных сферах человеческой жизни. Применительно к сфере
тодологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, ориентированных на совершенствование механизмов управления системой образования, обновления методологии и организационных форм обучения, интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, использования комплексных методик контроля и оценки уровня знаний [2].
Получающий все большее распространение термин «e-learning» (электронное обучение) несколько уже и не включает в себя, например, применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управлении вузом и некоторые другие области.
Номенклатура средств ИКТ, которые потенциально могут быть использованы в образовании, стремительно расширяется. Среди них:
• компьютеры и периферийные устройства;
• глобальные и локальные сети;
• устройства ввода-вывода информации;
• средства архивного хранения боль-шихобъемов информации;
• устройства для преобразования дан-ныхиз графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;
• средства манипулирования аудиовизуальной информацией;
Education Online
89
• системы искусственного интеллекта;
• системы машинной графики;
• программные комплексы;
• современные стационарные и мобильные средства связи;
• радио и телевизионные сети;
• кинематограф.
В этом «зоопарке» средств, скорее всего, перечислено не все, поэтому список открыт. Так, можно отдельно выделить Интернет, который буквально ворвался в систему образования, хотя специально для нее не проектировался. Любопытно, что если для завоевания рынка в 10 млн. пользователей для телефона потребовалось 36 лет, для компьютера - 7 лет, то для Интернета - всего 4 года. Мировой рынок образовательных услуг на базе сети Интернет (в млрд. долл. США) возрос с 2003 по 2006 гг. в некоторых регионах в 3 раза [3].
Применительно к сфере образования важно подчеркнуть, что Интернет (точнее, веб) - это человекомашинная система связанных между собой компьютеров, гипермедийной информации в них и пользователей. Эта система обеспечивает взаимодействие между всеми этими элементами на основе семейства протоколов (правил) TCP/IP. Дидактические свойства обеспечивают возможность публикации информации, доступа к ней и обмена.
Как показывает опыт зарубежных и оте-чественныхвузов, чтобывнедрить Интернет-технологии, надо системно решить ряд задач:
■ организовать материально-техническое обеспечение (программы, парк компьютеров, каналы);
■ разработать (или приобрести) учебно-методическое обеспечение;
■ сформировать управленческую структуру, ответственную за внедрение Интернет-технологий;
■ подготовить кадры (преподавателей, методистов, технологов);
■ подготовить обучающихся;
■ спланировать процесс Интернет-обучения;
■ провести адаптацию системы документооборота;
■ мотивировать коллектив;
■ заручиться поддержкой руководства.
Кстати, последний пункт характерен не только для российского образования. Исследования показали, что и за рубежом это наиболее значимый фактор, затрудняющий внедрение e-learning [4].
По степени (частоте) использования Интернет-технологий можно выделить так называемое «чистое Интернет-обучение», когда очного контакта между преподавателем и студентом нет вообще, и «смешанное» (blended learning), когда Интернет-технологии встраиваются в традиционный очный учебный процесс.
Важной стадией успешного внедрения e-learning является разработка контента (учебно-методического обеспечения). Оно материализуется в виде учебно-методических комплексов (УМК) определенной структуры, в состав которого входят следующие элементы:
• введение к курсу (автор, аннотация);
• программа учебного курса;
• учебная информация (учебник или учебное пособие);
• руководство по изучению курса;
• хрестоматия (электронная библиотека курса);
• академический календарь;
• практикум;
• сборник тестов;
• глоссарий, список сокращений и аббревиатур;
• заключение.
Такой комплекс (или его фрагменты) могут размещаться на CD (DVD), в Интернете, на твердом носителе (бумажный вариант фрагментов УМК). Разработанный или приобретенный вузом УМК можно использовать в учебном процессе, реализуя его в различных организационных формах проведения занятий (видов занятий). Их можно назвать традиционными терминами с добавкой «электронные», хотя они мало похожи на традиционные очные ва-
90
Высшее образование в России • № 8, 2009
рианты лекций, семинаров, консультаций и т.д. Таким образом, на сегодня имеется следующий список электронных видов занятий:
♦ лекции (аудио-, видео-, слайд-лекция, текстовая);
♦ консультации (индивидуальные, групповые, по электронной почте);
♦ семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция);
♦ лабораторно-практические занятия;
♦ курсовые проекты (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные);
♦ индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.);
♦ тестирование;
♦ экзамены, зачеты;
♦ игровые виды занятий;
♦ ситуационные практикумы (кейс-стади);
♦ учебные научно-исследовательские работы;
♦ экскурсии и мастер-классы;
♦ учебное электронное портфолио.
Отметим, что этот список постоянно
количественно расширяется и качественно изменяется. Для иллюстрации рассмотрим некоторые виды занятий.
Электронные лекции могут быть выполнены в вариантах аудио-, видео-, слайд-лекции, в текстовом виде. Первые два варианта интуитивно понятны - это записи голоса и изображения лектора. Слайд-лекция - это последовательность озвученных лектором слайдов. Не теряет своих позиций и текстово-графическое электронное исполнение лекционного материала.
Проведение лабораторных работв электронном формате, особенно при дистанционном обучении, длительное время сдерживалось недостаточнымуровнемразвития средств ИКТ. В настоящее время этого препятствия фактически нет. При электронном обучении возможны два пути организации лабораторных работ и ихкомбинации: 1) обеспечить удаленный доступ обучающегося по сети к лабораторной установке; 2) имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели не-
посредственно на рабочем месте студента (виртуальные лаборатории).
При электронном обучении нашло широкое применение электронное учебное портфолио, которое представляет собой подбор-кудокументов, демонстрирующую образовательные достижения учащегося. Идеология этой формыоценки заключаетсяв смещении акцента с того, что студент не знает и не умеет, ктому, что он знает и умеет по данной теме. Смысл учебного портфолио состоит:
• в показе того, на что студент способен, т.е. в демонстрации своих наиболее сильных сторон;
• в интегрированной качественной оценке его компетенций;
• в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку.
Рассмотрим кратко и другие инновации, такие как веб 2.0, мобильные средства, видеоконференцсвязь.
Термин «веб 2.0» часто ассоциируется с новым подходом к развитию Интернета, а точнее -совокупности технологий работы веб-приложений и совместного взаимодействия пользователей. Актуальность применения веб 2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин «Образование 2.0», который ввела компания Google, организовав одноименную конференцию (www.googleconference.ru).
В настоящее время представляют интерес для использования в учебном процессе следующие сервисы web 2.0 [5].
1. Блог (blog) - средство (программная среда, оболочка) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведение личного дневника в сети). Пример: www.livejournal.ru.
2. Вики (WikiWiki) - средство для создания коллективного гипертекста, при котором история внесения изменений сохраняется. Примеры: http://wikipedia.com, http://letopisi.ru.
3. Делишес (Del.icio.us) - сервис для хранения закладок на веб-страницы с описаниями и возможностью поиска и выборочного коллективного доступа (http:// www.bobrdobr.ru).
Education Online
91
4. Ютьюб (youtube) - средство для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей (http://youtube.com, http:// rutube.ru).
5. Фликр (Flickr) - сервис для хранения фотографий и доступа к ним.
Обобщая, можно сказать, что сервисы веб 2.0 позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями. Есть уверенность, что каждый инициативный преподаватель, изучив дидактические свойства сервисов веб 2.0, найдет для них множество применений в учебном процессе. Например, для блога можно рекомендовать следующие возможные направления в учебном процессе:
♦ источник учебной информации, предварительно опубликованной преподавателем;
♦ организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы;
♦ организация дистанционного обучения (в данном случае блог выступает в роли своеобразного упрощенного варианта LMS для обучения конкретной учебной группы);
♦ контроль на базе публикаций и обсуждение контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.
Редко встретишь зарубежную конференцию в области образования, где бы активно не обсуждалось применение мобильных технологий. Напомним, что мобильные технологии - это совокупность персональных, носимых микрогабаритных аппаратных средств, программного обеспечения, а также приемов, способов и методов, позволяющих осуществлять все виды работ по электронному сбору информации, хранению, компьютерной обработке и воспроизведению текстовых, аудио-, видео-, графических данных в условиях оперативной коммуникации с ресурсами международных компьютерных и телефонных сетей.
Дидактические возможности их достаточно обширны: доступ к образовательным ресурсам в Интернете, мобильные медиабиблиотеки, DVB-телевещание на PDA и
коммуникаторы, оперативная коммуникация участников учебного процесса, персональная диагностика состояния здоровья, аудио/видеофиксация событий, возвращение в привычному рукописному вводу данных и др.
Применение этих возможностей сдерживается пока большой стоимостью мобильных средств и недостаточной технической и психологической адаптацией к ним большинства участников учебного процесса, особенно старшего поколения.
Видеоконференция - это вид телекоммуникаций между двумя и более абонентами, который позволяет им видеть и слышать друг друга независимо от разделяющего их расстояния. Для организации видеоконференций используется технология «видеоконференцсвязь ». В настоящее время учебный процесс в вузах редко обходится без видеоконференций, которые используются для трансляции лекций, проведения дискуссий и консультаций, показа «ситуационного » материала, организации ролевых игр, демонстрации различных техник взятия интервью и других вариантов представления информации, которые требуют высококачественной передачи графики или движения.
Основные аргументы в пользу использования видео- и телеконференций:
• экономия денег и времени, необходимых на поездку к месту занятия;
• возможность одновременного участия в учебном занятии большого количества людей, находящихся в разных местах;
• проведение занятий лучшими преподавателями.
Необходимо обратить внимание, что для эффективного внедрения видеоконференций в учебный процесс необходима хорошая подготовка преподавателей и обучающихся. Примером регулярного и методически обоснованного проведения занятий с помощью видеоконференцсвязи является Московская финансово-промышленная академия (МФПА).
Перечень особенностей и направлений был бы неполным, если бы мы не упомяну-
92
Высшее образование в России • № 8, 2009
ли о направлении, которое можно условно назвать «открытые образовательные ресурсы». Термин «открытый» может быть заменен терминами «общедоступный, бесплатный, свободно распространяемый». Другими словами, под ним понимается свободный доступ к использованию как обра-зовательныхресурсов, таки программного обеспечения различного назначения. Метафорически это направление можно назвать «коммунизм в образовании». Показателен опыт формирования открытых образовательных ресурсов в Массачусетском технологическом институте (МТИ), Тюбингенском университете (Германия) и др., бесплатно предлагающих свои курсы всем желающим через Интернет.
В России большая работа в этом направлении проводится на уровне Министерства образования и науки РФ. Например, электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представлены в следующих информационных системах:
■ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);
■ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http:// school-collection.edu.ru);
■ Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам » (ИС «Единое окно »http://window.edu.ru);
■ Ресурсы, описания которых находятся на Федеральном портале «Российское образование » (http://www.edu.ru).
Эта тенденция прослеживается и в программном обеспечении для целей образования. Упомянем, например, пакет свободного программного обеспечения для нужд
образовательных учреждений, который проходит апробацию в регионах страны. Это начало реализации принципов свободного ПО (http://freeschool.altlinux.ru).
Среди общедоступного бесплатного программного обеспечения, которое можно применять в учебном процессе, обращает на себя внимание система Moodle для дистанционного обучения через Интернет, сервисы Google, сервисы Интернета веб 2.0, программное обеспечение для проведения видеоконференцсвязи Skype и другие.
В связи с постоянным расширением перечня средств информационных и коммуникационных технологий и их дидактических возможностей следует инициировать разработку методического обеспечения их применения в учебном процессе.
Литература
1. См.: Позднеев Б. Качество - это соответ-
ствие стандартам // Качество образования. 2009. №1-2. С. 46-49.
2. Толковый словарь терминов понятийного
аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2005.
3. См.: Андреев А.А. Интернет в системе не-
прерывного образования // Высшее образование в России. 2005. №7. С. 91-94.
4. См.: УсковВ.Л., Иванников А.Д., Усков А.В.
Качество электронного образования // Информационные технологии. 2007. №3. С. 24-30.
5. См.: Андреев А.А. Семкина Т.А., Леднев
В.А. Направления применения сервисов Интернета Web 2.0 в учебном процессе. Информационные технологии в гуманитарном образовании-2008 // Материалы Международной научно-практической конференции (Пятигорск, 24-25 апреля 2008 г.): В 2 ч. Ч. I. Пятигорск: ПГЛУ, 2008.
C. 39-45.
ANDREEVA.A., LEDNEVV.A, SEMKINA T.A. E-LEARNING APPLICATION IN HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS
The authors give an interpretation of the basic e-Learning terms, look at the structure of educational content. Special attention is paid to an application of web 2.0. services, video conferences, mobile education. An open educational resources as a new direction in education is considered.
Keywords: e-Learning, electronic textbook, open educational resources, web 2.0 services, electronic portfolio, mobile learning.