Научная статья на тему '«Теория мостов» Покровского – Рубакина для поиска современных направлений деятельности библиотеки'

«Теория мостов» Покровского – Рубакина для поиска современных направлений деятельности библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Александр Александрович Покровский / Николай Александрович Рубакин / «теория мостов» / экзистенциальный вакуум / сервисы библиотек / подростковая аудитория / привлечение пользователей / интеллектуально-творческая деятельность / оценка эффективности работы библиотек / Alexander Alexandrovich Pokrovsky / Nikolai Aleksandrovich Rubakin / “bridge theory” / existential vacuum / library services / teenage audience / attracting users to the library / intellectual and creative activity / assessment of the effectiveness of libraries

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанов Вадим Константинович

Развитие цифровых технологий, обеспечивающих невиданный ранее рост производительности труда, приводит к обесцениванию материальных благ, следствием чего является утрата привычных жизненных ориентиров все ширящейся долей населения планеты. Цель статьи – на основе анализа актуальных потребностей жителей высокоразвитых стран определить направления трансформации деятельности общедоступной библиотеки, которая, по мнению автора, должна стать местом, где каждый пользователь получит возможность прийти к глубокому осмыслению собственного существования, раскрытию талантов и обретению устойчивой жизненной позиции путем интеграции в интеллектуально-творческую деятельность. Идея обязательной постепенности («ступенчатости») этого процесса почерпнута из творческого наследия Н. А. Рубакина и А. А. Покровского, разработавших и внедривших в практику «теорию мостов» – подход к работе библиотек, предполагавший постепенное воспитание читательского вкуса, направленное в итоге на развитие гармоничной личности. Автор приходит к выводу, что сегодня задача библиотек заключается в перекидывании «мостов» от примитивных форм творческой активности ко все более осмысленным и сложным с конечной целью выведения каждого пользователя на самостоятельное осознанное творчество, помогающее проявить все способности личности. В качестве примера автор приводит перечень сервисов библиотеки, предназначенных для работы с выделяемыми по признаку «образ жизни» сегментами подростковой аудитории, которые позволят раскрыть потенциал юных пользователей и помочь им в достижении интеллектуально-творческой самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pokrovsky – Rubakin Bridge Theory: a Modern Reading

The development of digital technologies, which provide unprecedented growth in labor productivity, leads to the depreciation of material goods, resulting in the loss of habitual life guidelines for an ever-expanding share of the planet’s population. The purpose of the article is to determine the directions for transforming the activities of a public library, basing on the analysis of the current needs of residents of highly developed countries. Public library, in the author opinion, should become a place where each user will have the opportunity to come to a deep understanding of their own existence, discover talents and gain a stable life position through integration into intellectual and creative activity. The idea of mandatory gradualism – “step-by-step” nature of this process is drawn from the creative heritage of N. A. Rubakin and A. A. Pokrovsky, who developed and put into practice the “theory of bridges” – an approach to the work of libraries that involved the gradual development of reading taste, ultimately aimed at the development of a harmonious personality. The author comes to the conclusion that the current task of libraries is to build bridges from primitive forms of creative activity to more and more meaningful and complicated one with the ultimate goal of leading each user to independent conscious creativity that helps to demonstrate all person’s abilities. As an example, the author provides the list of library services designed to work with segments of the teenage audience identified on the basis of “lifestyle,” which will allow them to unlock the potential of young users and help them to achieve intellectual and creative self-realization.

Текст научной работы на тему ««Теория мостов» Покровского – Рубакина для поиска современных направлений деятельности библиотеки»

МИР БИБЛИОТЕК ^

Научная статья ^ > L©_®_

УДК 021.1

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-18-24

«Теория мостов» Покровского - Рубакина для поиска современных направлений деятельности библиотеки

В. К. Степанов

Степанов Вадим

Константинович,

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Нахимовский пр-т, 51/21, Москва, 117418, Россия, старший научный сотрудник НИО библиотековедения; Московский государственный лингвистический университет, ул. Остоженка, 38, стр. 1, Москва, 119034, Россия,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-аналитической деятельности

ORCID: 0000-0002-3439-9537 SPIN: 4589-1426

e-mail: stepanov@vadimstepanov.ru

ос О

Аннотация. Развитие цифровых технологий, обеспечивающих невиданный ранее рост производительности труда, приводит к обесцениванию материальных благ, следствием чего является утрата привычных жизненных ориентиров все ширящейся долей населения планеты. Цель статьи - на основе анализа актуальных потребностей жителей высокоразвитых стран определить направления трансформации деятельности общедоступной библиотеки, которая, по мнению автора, должна стать местом, где каждый пользователь получит возможность прийти к глубокому осмыслению собственного существования, раскрытию талантов и обретению устойчивой жизненной позиции путем интеграции в интеллектуально-творческую деятельность. Идея обязательной постепенности («ступенчатости») этого процесса почерпнута из творческого наследия Н. А. Рубакина и А. А. Покровского, разработавших и внедривших в практику «теорию мостов» - подход к работе библиотек, предполагавший постепенное воспитание читательского вкуса, направленное в итоге на развитие гармоничной личности. Автор приходит к выводу, что сегодня задача библиотек заключается в перекидывании «мостов» от примитивных форм творческой активности ко все более осмысленным и сложным с конечной целью выведения каждого пользователя на самостоятельное осознанное творчество, помогающее проявить все способности личности. В качестве примера автор приводит перечень сервисов библиотеки, предназначенных для работы с выделяемыми по признаку «образ жизни» сегментами подростковой аудитории, которые позволят раскрыть потенциал юных пользователей и помочь им в достижении интеллектуально-творческой самореализации. Ключевые слова: Александр Александрович Покровский, Николай Александрович Рубакин, «теория мостов», экзистенциальный вакуум, сервисы библиотек, подростковая аудитория, привлечение пользователей, интеллектуально-творческая деятельность, оценка эффективности работы библиотек

Для цитирования: Степанов В. К. «Теория мостов» Покровского -Рубакина для поиска современных направлений деятельности библиотеки // Библиосфера. 2024. № 1. С. 18-24. https://doi. о^/10.20913/1815-3186-2024-1-18-24.

ос С ос m

18

Статья поступила в редакцию 07.06.2023 Получена после доработки 10.12.2023 Принята для публикации 22.02.2024

© В. К. Степанов, 2024

Pokrovsky - Rubakin Bridge Theory: a Modern Reading Vadim K. Stepanov

Stepanov Vadim Konstantinovich,

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 51/21 Nakhimovsky prospect, Moscow, 117418, Russia, Senior Fellow, Librarianship Research Department; Moscow State Linguistic University, 38 Ostozhenka St., building 1, Moscow, 119034, Russia, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Information and Analytical Activities Department

ORCID: 0000-0002-3439-9537 SPIN: 4589-1426

e-mail: stepanov@vadimstepanov.ru

Received 07.06.2023 Revised 10.12.2023 Accepted 22.02.2024

Abstract. The development of digital technologies, which provide unprecedented growth in labor productivity, leads to the depreciation of material goods, resulting in the loss of habitual life guidelines for an ever-expanding share of the planet's population. The purpose of the article is to determine the directions for transforming the activities of a public library, basing on the analysis of the current needs of residents of highly developed countries. Public library, in the author opinion, should become a place where each user will have the opportunity to come to a deep understanding of their own existence, discover talents and gain a stable life position through integration into intellectual and creative activity. The idea of mandatory gradualism - "step-by-step" nature of this process is drawn from the creative heritage of N. A. Rubakin and A. A. Pokrovsky, who developed and put into practice the "theory of bridges" - an approach to the work of libraries that involved the gradual development of reading taste, ultimately aimed at the development of a harmonious personality. The author comes to the conclusion that the current task of libraries is to build bridges from primitive forms of creative activity to more and more meaningful and complicated one with the ultimate goal of leading each user to independent conscious creativity that helps to demonstrate all person's abilities. As an example, the author provides the list of library services designed to work with segments of the teenage audience identified on the basis of "lifestyle," which will allow them to unlock the potential of young users and help them to achieve intellectual and creative self-realization.

Keywords: Alexander Alexandrovich Pokrovsky, Nikolai Aleksandrovich Rubakin, "bridge theory", existential vacuum, library services, teenage audience, attracting users to the library, intellectual and creative activity, assessment of the effectiveness of libraries

Citation: Stepanov V K. Pokrovsky - Rubakin Bridge Theory: a Modern Reading. Bibliosphere. 2024. № 1. P. 18-24. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-18-24.

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

Альберт Эйнштейн

.. .заглавная страсть человека -это осуществиться.

Мераб Мамардашвили

Введение

Определение новых направлений деятельности современной библиотеки является в настоящее время одной из наиболее важных и одновременно сложных библиотековедческих задач. Статистика свидетельствует, что в подавляющем большинстве развитых стран мира, включая Россию, в последние десятилетия наблюдается непрерывный и устойчивый процесс снижения численности общедоступных библиотек. Так, в Соединенных Штатах Америки число общедоступных библиотек за 2018-2021 гг. сократилось на 0,99 %',

1 Library search & compare. Institute of Museum and Library Services: website. URL: https://imls.gov/search-compare (accessed 24.01.2024).

в Германии за 2010-2022 гг. - на 17,7 %2, в Финляндии за 2001-2022 гг. - на 19,2 %3, в России за 2005-2022 гг. - на 27,6 %4. Количественное уменьшение, обусловленное снижением спроса на изначальную библиотечную функцию - обеспечение доступа к документальному массиву, заставляет библиотекарей искать и внедрять новые виды услуг, спрос на которые с большой долей вероятности будет стабильно возрастать. При этом отметим, что среди статистических сведений о состоянии библиотечного дела в экономически развитых странах особняком стоят данные, отражающие ситуацию в Южной

2 (2024) Anzahl der öffentlichen und wissenschaftlichen Bibliotheken in Deutschland von 2010 bis 2022. Statista: website. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/38173/umfrage/ anzahl-der-oeffentlichen-und-wissenschaftlichen-bibliotheken-seit-2007 (accessed 24.01.2024).

3 Suomen yleisten kirjastojen tilastot = Finnish public libraries statistics. Kirjastot.fi: online services and information about libraries. URL: https://tilastot.kirjastot.fi/yearlyreports.php (accessed 09.12.2023).

4 Основные показатели работы отрасли. Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования // АИС «Статистика» ГИВЦ Минкультуры России : сайт. URL: https://stat.mkrf.ru/indicators (дата обращения 24.01.2024).

Vadim K. Stepanov, 2024, no. 1, p. 18-24

ОС О

>-

ОС <

ОС

m

Корее и Австралии. В отличие от Европы, США и Канады, число общедоступных библиотек в этих странах не только не падает, но и продолжает увеличиваться5,6. Столь необычное для развитых стран XXI в. явление объясняется кардинальным изменением функций библиотек, описываемым емкой и точной фразой в коллективной статье группы библиотековедов «зеленого континента»: «В целом, миссия австралийских публичных библиотек больше сосредоточена на обучении и построении сообщества, чем на их традиционной функции обеспечения доступа к информации» (Hider et а1., 2022).

Цель статьи - на основе анализа актуальных потребностей жителей высокоразвитых стран мира определить направления трансформации деятельности общедоступной библиотеки, положив в ее основу лучшие традиции библиотек прошлого, а также предложить примерные формы и методы работы современной общедоступной библиотеки применительно к подростковой аудитории.

Источниковой базой исследования послужили публикации по теме из российских и зарубежных изданий, отечественные и зарубежные статистические материалы, отражающие состояние общедоступных библиотек, а также прижизненные издания трудов А. Н. Рубакина и А. А. Покровского7.

Истоки изменения общественных духовных потребностей и «теория мостов»

Глубинное основание, движущее жизнью каждого человека, заключается в стремлении выразить себя, проявить данные от природы качества, ярче и полнее обозначить собственное существование в этом мире (Мамарда-швили, 2019). Эта неосознаваемая подавляющим большинством людей потребность имеет неисчислимое количество проявлений: от цвета волос и манеры одеваться до марки покупаемого автомобиля; от стремления приобрести более комфортабельное жилье или посетить экзотические места планеты до желания выиграть чемпионат мира или занять папский престол. Все эти бесчисленные векторы человеческих воплощений во всем своем многообразии, сталкиваясь и чаще всего противореча

5 (2022) Number of public libraries in South Korea from 2011 to 2021. Statista: website. URL: https://www.statista.com/statis-tics/672034/south-korea-public-library-number (accessed 24.01.2024).

6 Annual Australian public libraries statistics. National and State Libraries Australasia: website. URL: https://www.nsla.org.au/resourc-es/public-libraries-statistics (accessed 24.01.2024).

7 Н. А. Рубакин и А. А. Покровский - разные величины. Заслуга второго в «теории мостов», собственно, заключается лишь в ее реализации на практике на посту директора центральной библиотеки Москвы. Рубакин, разработавший сам подход, такой возможности не имел, не будучи руководящим работником.

друг другу, в совокупности управляют цивилизацией на всем протяжении ее эволюции, определяют ее направления и динамику.

Во все предшествующие исторические периоды начиная с каменного века проявления людей, их самореализация были связаны прежде всего со всевозможными формами получения доступа к ресурсам, обеспечивающим физическое существование, - в условиях постоянной борьбы за выживание в непростых природных и экономических обстоятельствах владение осязаемыми материальными благами гарантировало само продолжение жизни. Основными ценностями выступали пища, топливо, безопасное жилище, орудия труда, оружие для защиты имеющегося имущества - все то, что изначально обеспечивало само человеческое существование. По мере роста производительных сил возникали иные проявления материального благосостояния в виде всевозможной роскоши, призванной подчеркнуть собственную уникальность и отличие от основной массы.

Приоритет материальных благ в системе ценностей в массовом сознании был непререкаем вплоть до рубежа ХХ-ХХ1 в. - времени начала явления, именуемого четвертой промышленной революцией, которая, продолжаясь и ширясь, вносит все более заметные изменения в ценностные приоритеты человечества (Шваб, Дэвис, 2018). Ее главный двигатель - цифровые технологии, которые, пронизывая все большее число всевозможных производственных процессов, обеспечивают невиданную ранее производительность труда. Снабженные искусственным интеллектом робо-тотехнические системы подняли и продолжают нарастающими темпами поднимать производительные силы на уровень, способный привести ко всеобщему изобилию материальных ценностей уже к исходу первой половины XXI в. Это естественным образом снижает роль владения материальными ресурсами, которые утрачивают былое значение, постепенно превращаясь в жизненный фон граждан большинства развитых стран.

Рост мирового промышленного производства хорошо иллюстрируется подготовленной Всемирным банком диаграммой увеличения мирового валового внутреннего продукта за последние более чем шестьдесят лет (см. рисунок).

Приведенные данные, демонстрирующие близкий к экспоненциальному темп экономического роста, достигаемый за счет непрерывно углубляющегося внедрения цифровых приложений, заставляют задуматься о близящемся конце «эпохи потребления» (Бодрийяр, 2020). Выразить себя с помощью любых форм владения материальными ценностями становится все сложнее. Доступные для многих людей предметы потребления, отличающиеся в большинстве случаев лишь наклейками, по определению

Рис. Объем мирового валового внутреннего продукта по данным Всемирного банка

и Организации экономического сотрудничества и развития8 Fig. World gross of domestic product according to the World Bank and the Organization for Economic Co-operation and Development

не могут являться сверхценностью. Не случайно, что самореализация имущих слоев населения планеты перемещается в область эксклюзивных впечатлений, ярким примером чему выступает, например, космический туризм.

По мере удовлетворения материальных потребностей все более ощутимым общественным явлением становится экзистенциальный вакуум - потеря человеком своих жизненных ориентиров. Если для подавляющей части взрослого поколения, сознание которого формировалось в предшествующую эпоху, жизненные стремления по большей части пока замыкаются на телесном комфорте, то для поколения нынешних двадцатилетних уже характерно смутное ощущение недостаточности материального благополучия для полноценной жизни. Наполненность духовной составляющей начинает играть не меньшую роль, чем обустройство быта, и потому современному молодому поколению и всем последующим для полной самореализации будут необходимы более высокие цели, связанные с раскрытием своего потенциала именно в духовной сфере.

Наивысшей формой самовыражения становится вызывающее чувство вдохновения созидательное творчество. Ощущение сопричастности

8 GDP (current US$): World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. The World Bank: website. URL:

https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (accessed 24.01.2024).

к высокому и подлинному нельзя купить, оно формируется внутри каждого в результате порой мучительной внутренней работы. Невозможность выразить себя творчески, осознание бесцельности проживаемой жизни разрушают личность изнутри, приводя к негативным последствиям для самого человека и его ближайшего окружения.

Именно потому самым востребованным «сервисом» сегодня и в обозримой перспективе становится раскрытие потенциала человека, помощь в достижении им интеллектуально-творческой самореализации. Сделать это возможно лишь путем включения личности в контекст одновременно исторического развития и грядущих технологических и социальных трендов. Осознание закономерности смены эпох, понимание ключевых современных противоречий, активное участие в интеллектуально-творческой деятельности позволяют каждому прийти к решению главного вопроса: зачем я существую в этом мире.

Автор уверен, что библиотека как общественный институт имеет шанс превратиться в место, где каждый может постепенно приходить к осмыслению собственного существования, раскрывать свои таланты, обретая устойчивую жизненную траекторию. Для этого полезно вспомнить сформулированную Николаем Александровичем Рубакиным (1862-1946)

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Уа&т К. Stepanov, 2024, по. 1, р. 18-24

ОС О

>-

ОС <

ОС

т

в начале XX в. «теорию мостов», которая была подхвачена и успешно реализована Александром Александровичем Покровским (1879-1942) в 1920-е гг.

Н. А. Рубакин, в процессе организации библиотечного обслуживания на протяжении долгого времени лично сталкиваясь с большим числом представителей малоимущих и потому малообразованных сословий, пришел к обоснованному выводу о том, что работа с «неподготовленным читателем» должна вестись поэтапно: от чтения специально написанных или адаптированных текстов ко все более содержательно сложным произведениям (Рубакин, 1895). Суть работы библиотеки, ее конечная цель виделись Н. А. Рубакину в постепенном воспитании и развитии читательского вкуса (Рубакин, 1907, 1909). Первейшая задача библиотекаря при этом заключалась в том, чтобы от книг, не обладающих высокими художественными достоинствами, но интересных читателю, планомерно перекидывать мосты ко все более наполненным и глубоким работам, развивая его вкус и формируя гармоничное и глубокое миропонимание (Рубакин, 1915).

А. А. Покровский, будучи основателем и директором Центральной городской библиотеки Москвы (ныне Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова), получил возможность претворить идеи Н. А. Рубакина на практике как при формировании фонда, так и непосредственно в обслуживании читателей. Первыми предлагались легкие в прочтении книги с незамысловатым, но интригующим сюжетом. Далее следовали более качественные развлекательные произведения - классические детективы и юмористическая классика. Следующий мост пролегал к биографической литературе. Затем наступал черед сложных для восприятия текстов художественной литературы: романов-эпопей, многотомных саг и т. п. Высшая форма предполагала обращение к серьезным научно-популярным и научным работам (Покровский, 1918). Изначально малообразованный читатель таким образом при грамотно выстроенном руководстве чтением проходил с помощью библиотеки путь от примитивно мыслящей до интеллектуально зрелой личности, способной в дальнейшем самостоятельно определять направления собственного духовного развития.

Этапы интеграции пользователей библиотек в интеллектуально-творческую деятельность

Современное прочтение «теории мостов» Покровского - Рубакина9 предполагает понимание конечной цели работы библиотеки как развитие

интеллектуально-творческих способностей личности путем ее интеграции в творческую деятельность. Фактически способностью библиотек формировать творческую атмосферу, позволяющую каждому раскрыть свои лучшие стороны и в конечном итоге ощутить собственное место в глобальном историческом процессе, состояться как личности, определяется их будущее как социального института.

Задача библиотек в этом случае заключается во внимательном перекидывании «мостов» от предельно примитивных форм творческой активности к более осмысленным и сложным, чтобы в конечном итоге вывести каждого пользователя на самостоятельное осознанное творчество, помогающее проявить все способности и таланты личности.

Эта работа ведется по этапам, выделяемым в зависимости от степени творческого участия пользователей. На каждой ступени последовательно решаются следующие задачи работы с пользователями:

• привлечение в пространство библиотеки,

• вовлечение в репродуктивную интеллектуально-творческую деятельность,

• интеграция в самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность.

Привлечение массового пользователя в пространство библиотеки - сложная задача, поскольку библиотека находится в конкурентной среде и должна выиграть борьбу за время людей у множества иных учреждений. Это можно сделать, только предварительно изучив интересы потенциальных посетителей, досконально отработав систему их оповещения и, конечно же, использовав такое преимущество, как бесплатность участия. Традиционное решение задачи связано с организацией досуговых и развлекательных мероприятий, притягательных для максимально широкого круга людей. Аудитория на этом этапе выступает в основном в качестве зрителей, то есть играет пассивную роль. В «теории мостов» первоначальная задача состояла в привитии привычки к чтению10 за счет обращения к предельно простой для восприятия развлекательной литературе, сегодня же цель первого этапа - напомнить о существовании библиотеки, включить ее в круг интересов как можно большего числа людей, ввести в курс возможностей, которые она может предоставить каждому. К формам подобной работы относятся просмотры детских мультфильмов, ретро-кинотеатры, концерты, квесты, вечера знакомств, Библионочь и Ночь искусств, лекции по актуальной тематике,

9 Заметим, что термин «теория мостов» использовался в библиотечной среде в 1930-1980 гг. У самих Н. А. Рубакина и А. А. Покровского такого понятия нет. Кроме того, в педагогике этой теории соответствует дидактический принцип воспитывающего и развивающего обучения (прим. редакции).

10 Напомним о направлении работы библиотек, которое называлось «руководство чтением» (или «продвижение чтения») и которое также было заложено Н. А. Рубакиным. Сейчас это направление (развитое А. Н. Ванеевым) составляет основу библиотековедения и является частью культурной политики государства (прим. редакции).

творческие вечера и им подобные досуговые мероприятия.

Решение второй задачи - вовлечение в репродуктивную интеллектуально-творческую деятельность - предполагает добровольное желание пользователей участвовать в предлагаемых библиотекой видах активности. Репродуктивная деятельность является первым шагом к творчеству, хотя и состоит в том, чтобы повторять уже созданное ранее, добиваясь чаще всего заранее известного результата. На этом этапе люди, как правило, ищут применение своим способностям, поэтому целесообразно предусмотреть и даже поощрять возможность опробования одним человеком разных видов творческой активности, чтобы он понял свои склонности. Наиболее распространенными формами работы стали мастер-классы, клубы по интересам, циклы семинаров, дискуссионные площадки и т. п. Конечной целью в этом случае вне зависимости от конкретной формы выступает предоставление каждому участнику возможности проявить в процессе совместной творческой деятельности собственную уникальность, ощутив сопричастность к гармонизации окружающего мира. Все мероприятия должны опираться на деятельное соучастие пользовательской аудитории с использованием диалога в качестве основной формы общения.

Наиболее сложной является задача интеграции пользователей в самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность. Естественно, что до этого этапа доходят далеко не все посетители массовых библиотечных мероприятий

и участники мастер-классов, клубных и иных объединений. Однако те немногие, кто занимается самостоятельным творчеством, выходят на качественно иной уровень личностного развития и могут выступать лидерами новых направлений работы, осуществляемой на базе библиотеки. Для библиотек, ориентированных на интеллектуальное развитие сообщества, люди, способные вести тренинги и мастер-классы, выступать с лекциями, заниматься мультипликацией или специализирующиеся на трехмерной графике, составляют основную опору для расширения работы. Бережное взращивание зрелых личностей обеспечивает фактически безостановочный процесс воспроизводства новых и актуальных для граждан культурных инициатив и гарантирует библиотеке роль основного объединяющего центра сообщества.

Формы и методы работы с подростковой аудиторией

Каждой категории пользователей необходимо предлагать сервисы, в максимальной степени учитывающие ее запросы. При этом пользовательская аудитория выделяется не только по возрастам, но и с учетом такого важного параметра, как «образ жизни». Например, в наиболее сложной с точки зрения привлечения в библиотеку подростковой среде на основании данного признака могут быть выделены следующие группы пользователей и соответствующие их интересам сервисы.

Подобная таблица в своем окончательном виде, включающем все возможные формы

Таблица. Виды библиотечных сервисов для подростковой аудитории Table. Teenage library services

Подростковая аудитория, дифференцированная по образу жизни Привлечение в пространство библиотеки Вовлечение в репродукционную интеллектуально-творческую деятельность Интеграция в самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подростки без четких увлечений Фото-, видеозона Участие в мастер-классах Организация брейн-ринга

«Трудные» подростки / подростки в социально опасном положении Киноклуб «Легко ли быть молодым» Участие в ролевом спектакле Создание документального кинофильма

Представители субкультур Тематический концерт Участие в постоянном клубе по интересам Организация тематических творческих вечеров

Волонтеры Лекции-примеры «Помогая другим -помогаешь себе» Участие в «Школе волонтера» Организация волонтерской деятельности по различным направлениям

Подростки с ОВЗ Клуб знакомств Инклюзивные мастер-классы Выступление в качестве спикера в тренингах «Жизнь без границ»

^

ш i— О x с ш

X

ш

CL

Vadim K. Stepanov, 2024, no. 1, p. 18-24

активности для всех категорий пользователей, сможет играть для библиотечного дела роль, которую, не побоюсь этого сравнения, «Периодическая система химических элементов» (таблицы Менделеева) играет для химии. Не обязательно, что все ее ячейки будут изначально заполнены, но эта незавершенность как раз в состоянии стимулировать поиск, разработку и внедрение в библиотечную практику недостающих решений. По мере появления новых сервисов или направлений работы таблица все в большей степени будет охватывать палитру деятельности общедоступной библиотеки, однако постоянные социальные изменения будут диктовать непрерывное появление новых и изменение существующих форм активности.

Заполнение подобной «матрицы» применительно к конкретной библиотеке может выступать в качестве реального и наиболее точного показателя эффективности ее работы, поскольку наглядно отражает то, в какой мере библиотека отвечает интересам всех без исключения слоев обслуживаемого сообщества: заполненные или

пустующие ячейки в явной форме показывают, как ведется работа, какого уровня активности пользователей удалось достичь и т. д.

Заключение

Описанная трансформация библиотек осуществляется пока эмпирическим путем, без глубокого теоретического переосмысления деятельности библиотек как общественного института. Пример общедоступных библиотек Австралии и Южной Кореи, которые на практике трансформируют свою работу, ориентируясь на интеллектуальное развитие сообщества, является своего рода апробацией современного понимания «теории мостов» (Lankes, 2023).

Автор предполагает, что обращение к ее осовремененному варианту, возможно, станет одним из элементов новой общей теории библиотечного дела, способной возвратить библиотеку в число не только активно действующих, но и абсолютно необходимых звеньев формирующегося постиндустриального общества.

ос О

>-ОС

с

ОС

m

Список источников / References

Бодрийяр Ж. Общество потребления : пер. с фр. Москва : АСТ, 2020. 319 с. [Baudrillard J (2020) La société de consummation: transl. from French. Moscow: AST. (In Russ.)].

Мамардашвили М. К. Европейская ответственность // Сознание и цивилизация. Санкт-Петербург, 2019. C. 34-37 [Mamardashvili MK (2019) European responsibility. Soznanie i tsivilizatsiya. Saint Petersburg, pp. 34-37. (In Russ.)].

Покровский А. А. О выборе книг для общедоступной библиотеки. Москва : Мир, 1918. 48 с. [Pokrovsky AA (1918) On the choice of books for the public library. Moscow: Mir. (In Russ.)].

Рубакин Н. А. Круг знаний: наставления к выбору книг для Товарищества общеобразовательных библиотек. Санкт-Петербург : Вестник знания, 1909. 32 с. [Rubakin NA (1909) Circle of knowledge: guidelines for the selection of books for the Association of General Education Libraries. Saint Petersburg: Vestnik znaniya. (In Russ.)].

Рубакин Н. А. Основные задачи библиотечного дела : докл., читанный 25-го марта 1907 г., при передаче б-ки Л. Т. Рубакиной в собственность Петерб. отдела Всерос. лиги образования (отдела Моск. части г. Петербурга). Санкт-Петербург : Тип. М. А. Александрова, 1907. 31 с. [Rubakin NA (1907) The main tasks of librarianship: the report read on March 25, 1907 upon transfer of the library of L. T. Rubakina to the ownership of the St. Petersburg Dep. of the All-Russ. League of Education (dep. of the Moscow part of St. Petersburg). Saint Petersburg: Tip. M. A. Aleksandrova. (In Russ.)].

Рубакин Н. А. Среди книг: опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей : справ. пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также книжных магазинов. Т. 3. Москва : Тип. П. П. Рябу-шинского, 1915. VIII, 200, 10, 12 с. [Rubakin NA (1915) Among books: the experience of reviewing Russian book treasures in connection with the history of scientific-philosophical and literary-social ideas: a reference book for self-education and for systematization and acquisition of general education libraries, as well as bookstores. Vol. 3. Moscow: Tip. P. P. Ryabushinskogo. (In Russ.)].

Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике: факты, цифры и наблюдения. Санкт-Петербург : Изд-во О. Н. Попова, 1895. 246 с. [Rubakin NA (1895) Etudes about the Russian reading public: facts, figures and observations. Saint Petersburg: Izd-vo O. N. Popova. (In Russ.)].

Шваб K., Дэвис H. Технологии четвертой промышленной революции. Москва : Бомбора : Эксмо, 2018. 320 с. [Schwab K and Davis H (2018) Technologies of the Fourth Industrial Revolution. Moscow: Bombora, Eksmo. (In Russ.)].

Hider P, Garner J, Wakeling S and Jamali HR (2022) Serving their communities: an analysis of Australian Public Library mission statements. Journal of Library Administration 62 (2): 190-205. DOI: https://doi.org/1 0.1080/01930826.2022.2026120.

Lankes RD (2023) Exploring the innovative community libraries of Korea. Publishers Weekly. URL: https:// www.publishersweekly.com/pw/by-topic/industry-news/libraries/article/91274-exploring-the-innovative-community-libraries-of-korea.html (accessed 31.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.