УДК 02-054(=161.1)"1862/1946":[027:004.658]
Т. О. Серебрянникова, М. В. Стегаева
Сохранение наследия Н. А. Рубакина в цифровой среде
Рассматривается многогранная деятельность классика библиотечного дела, создателя библи-опсихологии и популяризатора науки Н. А. Рубакина. Отражена деятельность Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина по формированию цифровой коллекции, приуроченной к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина. Охарактеризованы состав, структура и наполнение персоновед-ческой коллекции. Создание персоноведческих коллекций Президентской библиотеки преследует просветительскую и образовательную цели. В коллекциях представлены ресурсы библиотечного, архивного и музейного хранения, связанные с государственной, профессиональной, творческой и общественной деятельностью персоны, которые могут служить основой для исследовательской работы специалистов. Цифровая коллекция обеспечивает сохранение и информирование широких кругов исследователей о творческом наследии Н. А. Рубакина.
Ключевые слова: Н. А. Рубакин, библиопсихология, самообразование, чтение, читатели, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, персоноведческие коллекции, цифровые коллекции
Tatyana O. Serebrjannikova, Marija V. Stegaeva Preservation of the heritage of N. A. Rubakin in the digital environment
The multifaceted activity of the classic of librarianship, the creator of bibliopsychology and the popularizer of science N. A. Rubakin is presented. The experience of the Presidential Library B. N. Yeltsin in the formation of digital collection devoted to 160th anniversary of the birth of N. A. Rubakin is described. The composition, structure and content of the collection of personalities are characterized. The creation of the personal history collections of the Presidential Library B. N. Yeltsin pursues enlightening and educational goals. The collections contain library, archival and museum resources related to the state, professional, creative and social activities of the person; the resources can serve as the basis for the research work of specialists. The digital collection being formed will contribute to the preservation and promotion of N. A. Rubakin heritage.
Keywords: N. A. Rubakin, bibliopsychology, self-education, reading, readers, Presidential Library B. N. Yeltsin, collections of personalities, digital collections DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-177-181
Многогранная деятельность Николая Александровича Рубакина привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей во многих областях научного знания. Наследие Н. А. Рубакина не потеряло своей актуальности и значимости, что обусловлено его фундаментальным вкладом в теорию и практику библиотечного дела, книжной культуры и читателеведе-ния [1, с. 17]. Н. А. Рубакин - автор более 350 статей, 280 книг и брошюр, им собрана уникальная библиотека, включающая более 80 тыс. книг, которая хранится в Российской государственной библиотеке, его работы переведены на 28 языков мира [2, с. 200].
Н. А. Рубакин родился 1 (13) июля 1862 г. в городе Ораниенбауме (Ломоносове) Санкт-Петербургской губернии. В 1887 г. окончил Императорский Петербургский университет, одновременно слушал лекции на трех факультетах - физико-математиче-
ском, историко-филологическом и юридическом. В конце 1880-х гг. Н. А. Рубакин работал в кружке по изучению читателей, а в 1889 г. опубликовал в журнале «Русское богатство» программу изучения читателей, после чего вступил с ними в обширную переписку. Большой массив накопленной информации, включающий тысячи ответов на вопросы его программы, Н. А. Рубакин систематизировал в книге «Этюды о русской читающей публике», в которой отражен широкий спектр проблем, связанных с социологией чтения, изучением читателя, комплектованием фондов библиотек.
Существенна и значима роль Н. А. Рубакина как популяризатора науки. Программа по изучению читателей стала импульсом для подготовки ученым большого количества публикаций для малоподготовленных читателей о достижениях в различных отраслях научного знания, которые были из-
ложены доступным для восприятия и понимания текстов языком.
Н. А. Рубакин занимался также редак-ционно-издательской деятельностью, был членом редакции журналов «Мир божий», «Новое слово» и «Русское богатство», руководил отделом научно-популярной литературы в издательстве И. Д. Сытина. Как автор и редактор сотрудничал с издателями П. П. Гершуниным, А. М. Калмыковой, Г. А. Куклиным, Ф. Ф. Павленковым, О. Н. Поповой и др.
В 1907 г. Н. А. Рубакин вынужденно эмигрировал в Швейцарию, но сохранил тесные связи с родиной, переписывался с М. Горьким, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, А. С. Новиковым-Прибоем и др. Весь период жизни за рубежом Н. А. Рубакин занимался разработкой теории библи-опсихологии, издал в Париже в 1921 г. на французском языке свой труд «Введение в библиологическую психологию», который был высоко оценен научным сообществом. Н. А. Рубакин стал почетным членом Русского библиографического общества, Русского библиологического общества, действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете, членом Международного библиографического института. В 1929 г. ученый основал в Лозанне Международный институт библиологической психологии [3, с. 44].
Н. А. Рубакин внес крупный вклад в развитие рекомендательной библиографии, в разработку классификации библиографических пособий, отдельных аспектов теории комплектования фондов, психологию и социологию изучения читателя и др.
В 2022 г. Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина приняла решение о создании цифровой персоноведческой коллекции, посвященной 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина.
Одним из приоритетных направлений деятельности Президентской библиотеки является интеграция в цифровой форме культурного наследия страны. Фонд библиотеки представляет собой интегрированное электронное собрание, основу которого составляют цифровые копии библиотечных материалов, архивных документов и музейных предметов, а также ресурсы, изначально созданные в цифровой форме [4, с. 12]. В настоящее время электронный фонд составляет свыше 1 млн единиц хранения, из них более 600 тыс. единиц представлены
в открытом доступе. Это цифровые копии рукописных материалов, печатных изданий (книг, журналов, газет), картографических документов, изобразительных материалов (фотографии, открытки, плакаты и др.), оцифрованная кинохроника, видео- и ауди-оматериалы [5].
В основе организации информационных ресурсов - коллекционный принцип. Цифровая коллекция является основным элементом электронной библиотеки - информационного объекта, состоящего из множества подколлекций, обладающих единством структуры и используемых средств навигации.
В настоящее время на интернет-портале Президентской библиотеки размещено более 320 цифровых коллекций, в основу организации каждой из них выбран базовый признак: персоноведческий, регионо-ведческий, тематический, типовидовой [6, с. 21].
Формируя персоноведческие коллекции, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина преследует культурную, просветительскую и образовательную цели. Принимая во внимание интегрированный фонд Президентской библиотеки, в коллекции включаются ресурсы библиотечного, архивного и музейного хранения, связанные с государственной, профессиональной, творческой, общественной деятельностью персоны, а также личной жизнью, которые могут служить основой для исследовательской работы специалистов.
Формирование персоноведческой коллекции строится на основе объектно-ориентированного подхода, предполагающего обоснованный выбор объекта, являющегося содержательным ядром массива информационных ресурсов. В качестве объектов могут выступать государственные, политические и военные деятели различных эпох, ученые, религиозные деятели, краеведы, представители художественной элиты, писатели и поэты, а также знаковые фигуры, внесшие значительный вклад в развитие материальной и духовной культуры страны. Персона характеризуется на основе анализа совокупности биографических данных, отражающих основные линии жизни и деятельности, зафиксированные в документах, которые являются важнейшим средством сохранения и передачи информации.
Основой коллекции, посвященной конкретной персоне, становятся документы из личных архивов и фондов государственных
учреждений, статьи из энциклопедических и биографических словарей, библиографические указатели. Особую роль играют документы личного происхождения - мемуары, дневники, письма, отражающие впечатления современников о персоне. Корректно проанализированные документы позволяют выявить специфику тех социальных явлений и процессов, в которые была включена исследуемая персона, и понять те ценности, идеалы и предпочтения, которыми она руководствовалась на определенных этапах своей жизни.
Целью создания цифровой коллекции являются многоаспектное раскрытие объекта коллекции (персоны), кумуляция разнородных информационных ресурсов и обеспечение эффективного информационного поиска.
Разработка концепции коллекции требует определения принципов и критериев отбора документов, так как документы являются источниками получения необходимых сведений только в случае, когда оценена надежность содержащейся в них информации.
Многообразие документов, их содержания, типов, видов, жанров и форм обусловило определение ведущих принципов отбора: принципа научности, принципа интеграции, принципа достаточной полноты. Основными критериями отбора являются содержание документов, хронологический охват, целевое назначение, язык документов, способ хранения, природа основной информации, оригинальность происхождения документов, время создания, сохранность и комплектность.
Выявление и отбор документов при формировании цифровых коллекций осуществляется Президентской библиотекой в тесном взаимодействии с организациями-партнерами, чьи материалы должны быть представлены в коллекции.
С целью упорядочения представления материала в максимально понятной и наглядной форме для удобства пользователя формируется структура / рубрикатор коллекции. Типовая структура персоновед-ческой коллекции в самом общем виде отражает содержательное наполнение документов, включая биографию (документы, содержащие материалы биографического характера), результаты деятельности персоны (труды, сочинения, избранные и отдельные произведения) и документы, фиксирующие сохранение памяти о персоне.
В персоноведческих коллекциях документы группируются в соответствии с тематикой: биографические материалы, профессиональная деятельность персоны, исследовательские материалы о деятельности персоны, воспоминая о персоне. В рамках каждого раздела документы могут быть представлены в хронологическом или алфавитном порядке.
В рамках концепции также определяется место коллекции в системе уже имеющихся коллекций Президентской библиотеки - будет ли вновь формируемая коллекция входить в иерархическую структуру коллекций или будет связана с другими коллекциями ассоциативными отношениями. Так, коллекции, посвященные какой-либо персоне, размещаются в разделе «Россия в лицах» базовой коллекции «Российский народ».
Формирование концепции цифровой коллекции, посвященной Н. А. Рубакину, потребовало разработки программы по ее созданию: определение цели, задач, принципов и критериев отбора документов, создание предварительной структуры коллекции, стратегии формирования метаданных, перспектив ее дальнейшего развития.
Очевидно, что в коллекции должны быть представлены документы различных видов, включая книжные и периодические издания, изобразительные материалы, архивные документы, при этом основной массив должны составлять труды Н. А. Рубакина и работы исследователей его научной и творческой деятельности.
На начальном этапе был сформирован предварительный список документов, выявленный в результате экспертного отбора. В список вошли материалы из фондов архивов, библиотек, музеев и образовательных учреждений страны, среди которых Российский государственный исторический архив, Научная библиотека Государственного архива РФ, Государственная публичная историческая библиотека России, Свердловская областная библиотека для детей и молодежи, Донская государственная публичная библиотека, Центральная военно-морская библиотека, Пензенский государственный краеведческий музей, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербургский государственный университет, Уральский федеральный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и др.
Содержательный замысел коллекции, посвященной юбилейной дате, заключается в формировании коллекции, освещающей широкий спектр научной и творческой деятельности Н. А. Рубакина, во включении в коллекцию документов, отражающих основные сферы деятельности ученого - библиотековедение, книговедение, библиография, читателеведение, психология, социология.
При отборе публикаций, которые должны найти отражение в коллекции, учитывались такие факторы, как значимость работы - предпочтение отдавалось ключевым трудам Н. А. Рубакина, и тематика - отражение в коллекции документов, представляющих все аспекты научной и творческой деятельности Н. А. Рубакина. Необходимо подчеркнуть, что высочайший научный и культурный уровень знаний Н. А. Рубакина обусловили междисциплинарность многих публикаций ученого, демонстрирующих понимание им множества рассматриваемых научных проблем как целостности, связанной с социальной средой, что создавало определенные трудности при выявлении их сущности.
В результате была разработана предварительная целостная структура цифровой коллекции, включающая следующие разделы: «Жизнь и деятельность Н. А. Рубакина», «Научные труды Н. А. Рубакина», «Научно-популярные работы Н. А. Рубакина», «Мировоззрение Н. А. Рубакина», «Публикации о Н.А.Рубакине» и «Изобразительные материалы». Каждый тематический раздел снабжен краткой аннотацией.
В разделе «Жизнь и деятельность Н. А. Рубакина» представлены документы общего характера, биографические материалы, воспоминания о Н. А. Рубакине и материалы, свидетельствующие об увековечивании его памяти. В раздел включены также отдельные выпуски журнала «Мир божий», редактором которого Н. А. Рубакин был в 1890-1891 гг., произведения, отражающие его гражданскую позицию, например: «Что такое земский собор и конституция» (1904), «О свободе личности» (1905) и др. Среди архивных материалов -письмо Н. А. Рубакина о судьбе библиотеки министра народного просвещения, графа И. Д. Делянова, состоящей из более 42 тыс. томов (РГИА. Ф. 1604. Оп. 1. Д. 710).
В раздел «Научные труды Н. А. Рубакина» включены работы по библиопси-хологии, библиотековедению и библио-
течному делу, по книговедению, книжной культуре и книжному делу, по библиографии. В частности, представлены статьи, в которых заложены основы библиопсихо-логии - «Этюды по психологии читатель-ства», опубликованные в журнале «Русская школа», труд «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию» (Москва - Ленинград, 1929) и др. Среди работ по библиотечному и книжному делу существенное значение имеют «Основные задачи библиотечного дела»
(1907), «Книжный поток. Факты и цифры из истории книжного дела в России за последние 15 лет» (1903) и др.
Из библиографических работ в коллекцию вошло имеющее исключительное значение и предназначенное для читателей второе издание указателя «Среди книг», включающее тщательно отобранную литературу по всем отраслям знания. Это издание было высоко оценено современниками Н. А. Рубакина, а выделенные им книги составляют золотой фонд мировой литературы [7, с. 33].
Раздел «Научно-популярные работы Н. А. Рубакина» содержит книги и статьи о самообразовании, о популяризации науки, о руководстве детским чтением: «Опыт программы для исследования литературы для народа» (1889), «Путешествия на край света» (1902), «История русской земли»
(1908) и др.
Раздел «Мировоззрение Н. А. Рубакина» отражает произведения, совокупность которых помогает понять целостность и динамику мировоззренческих позиций Н. А. Рубакина на фоне сложных и противоречивых коллизий эпохи. В частности, документы раздела показывают оценку ученым религиозной и атеистической литературы как следствие изменчивости его отношения к вере и религии.
В разделе «Публикации о Н. А. Рубакине» будут представлены исследования творчества Н. А. Рубакина, а также статьи из опубликованных в печати энциклопедических и биографических словарей, составленные библиографические указатели.
Комплекс изобразительных материалов представлен портретами Н. А. Рубаки-на, фотографиями членов его семьи, друзей, коллег; фотографиями мест, связанных с именем Н. А. Рубакина.
Навигация по коллекции осуществляется с помощью проблемно-ориентированного рубрикатора, способствующего переходу
от разделов к подразделам и к информационным ресурсам. При этом пользователю доступны описание ресурса и цифровая копия документа.
Коллекция планируется к размещению на интернет-портале Президентской библиотеки в разделе «Россия в лицах» базовой коллекции «Российский народ». В настоящее время в нее включены около 100 документов и пополнение коллекции продолжается.
Таким образом, формируемая цифровая коллекция, приуроченная к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина, будет способствовать сохранению и продвижению его наследия как культурно-значимого явления в библиотечно-информационной сфере.
Список литературы
1. Рубакин Николай Александрович: хрестоматия / авт.-сост. В. А. Бородина, С. М. Бородин. Москва: Рус. шк. библ. ассоц., 2014. 423 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: прил. к журн. «Школьная библиотека». Сер. 1; вып. 1/2).
2. Иванова Г. А. Научное наследие Н. А. Рубакина в системе библиотечно-информационного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 200-204.
3. Столяров Ю. Н. Возвращенный Рубакин: к 160-летию со дня рождения. Москва: Рус. шк. библ. ассоц., 2019. 415 с.
4. Жабко Е. Д. Интегрированный национальный электронный ресурс Президентской библиотеки: сотрудничество библиотек, архивов, музеев // Электронная библиотека: интеграция информ. ресурсов. Санкт-Петербург, 2011. С. 9-14. (Сборники Президентской библиотеки. Сер. «Электронная библиотека»; вып. 1).
5. Серебрянникова Т. О., Стегаева М. В. Цифровая коллекция Президентской библиотеки к
100-летию Санкт-Петербургского государственного института культуры // Культура: теория и практика. 2019. Вып. 2 (29). URL: http://theoryofculture.ru/ issues/104/1216/ (дата обращения: 05.05.2022).
6. Масхулия Т. Л., Жлобинская О. Н., Селиванова Ю. Г. и др. Формирование цифровых коллекций: науч.-практ. пособие. Москва: Гранд-Фаир: Межрегион. библ. коллектор, 2019. 239 с.
7. Столяров Ю. Н. Рубакин возвращается на Родину // Школьная библиотека. 2017. № 10. С. 31-34.
References
1. Borodina V. A. (auth.-comp.), Borodin S. M. (auth.-comp.). Rubakin Nikolai Alexandrovich: chres-tomathy. Moscow: Russ. school library association, 2014. 423 (in Russ.).
2. Ivanova G. A. Scientific legacy of N. A. Rubakin in the system of library and information education. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2012. 3 (47), 200-204 (in Russ.).
3. Stolyarov Yu. N. Returned Rubakin: to the 160th anniversary of his birth. Moscow: Russ. school library association, 2019. 415 (in Russ.).
4. Zhabko E. D. Integrated national electronic resource of the Presidential Library: cooperation of libraries, archives, museums. Electronic Library: integration of inform. resources. Saint-Petersburg, 2011. 9-14. (Collections of the Presidential Library. Ser. «Electronic Library»; iss. 1) (in Russ.).
5. Serebryannikova T. O., Stegaeva M. V. Digital collection of the Presidential Library for the 100th anniversary of the Saint-Petersburg State Institute of Culture. Culture: Theory and Practice. 2019. 2 (29). URL: http://theoryofculture.ru/issues/! 04/1216/ (accessed: May 5.2022) (in Russ.).
6. Maskhulia T. L., Zhlobinskaya O. N., Selivanova Yu. G., at all. Formation of digital collections: sci.-practical allowance. Moscow: Grand Fair: Interregional Library Collector, 2019. 239 (in Russ.).
7. Stolyarov Yu. N. Rubakin returns to his homeland. School Library. 2017. 10, 31-34 (in Russ.).