15. Shevchuk S.B., Korovina A.S. Dukhovno-nravstvennye i kul'turno-istoricheskie tsennosti rossiyskogo kazachestva kak sredstvo vospitaniya, razvitiya i sotsializatsii, uchashchikhsya kadetskikh kazach'ikh klassov MBOU «SOSh № 4» g. Neftyuganska [Spiritually-moral and cultural-historical values of the Russian Cossacks as a means of education, development and socialization, students of the cadet Cossack classes of the MBUU "School No. 4 ", Neftugansk]. Neftugansk, 2017, p. 66. (In Russ.).
УДК 008
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ: СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО1
Диская Наталья Ивановна, директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки (г. Челябинск, РФ). E-mail: [email protected]
Зубанова Людмила Борисовна, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и социологии, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). E-mail: [email protected]
Предметом рассмотрения данной статьи является фиксация проблем и перспектив развития библиотеки в региональном социокультурном пространстве, обозначение ключевых направлений модернизации ее работы в контексте построения модели будущего. Несмотря на уникальность «жизненного пути» региональной библиотеки, эти проблемы и перспективы зачастую носят универсальный характер, а потому открывают возможность для фиксации общезначимых аспектов развития библиотечной сферы. Авторы обращаются к обобщению результатов деловой игры, реализованной на базе Челябинской областной универсальной научной библиотеки, и предполагающей моделирование (в игровом пространстве) реальных оснований преобразования деятельности библиотеки. Для построения концептуальной модели авторам представляется целесообразным взять за основу рассмотрение специфики библиотеки в контексте тенденции интеллектуализации общества. Формулируется миссия библиотеки как Ресурсного центра развития интеллектуально-креативного потенциала региона, анализируются различные направления и стратегии достижения указанной идеи.
В статье делается вывод о том, что региональная библиотека является мощным ресурсом поддержания и развития культурного разнообразия в современном социокультурном пространстве, который может и должен не только сохраниться, но и получить новые импульсы инвестирования идей и проектов в будущее.
Ключевые слова: библиотека, региональная культура, концепции развития библиотек, модель будущего, культурная политика.
CONCEPTUAL BASES OF REGIONAL LIBRARY DEVELOPMENT: SCENARIOS OF THE FUTURE2
Diskaya Natalya Ivanovna, Director of Chelyabinsk Regional Universal Scientific Library (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Zubanova Lyudmila Borisovna, Dr of Culturology, Professor, Department Chair of Culturology and Sociology, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: milazubanova@ gmail.com
1 Исследование осуществлено в рамках программы грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведушцх научных школ Российской Федерации (Конкурс НШ-2018), проект «Культура как основа ценностно-духовной консолидации: потенциал культурного наследия и образы будущего».
2 Research are conducted within the program of grants of the President of the Russian Federation for the state support of the leading schools of sciences of the Russian Federation (Competition NSh-2018), the project "Culture as a basis of valuable and spiritual consolidation: capacity of cultural heritage and images of the future".
Subject of consideration of this article is fixing the problems and the prospects of development of library in regional sociocultural space, designation of the key directions of modernization of its work in the context of model of the future creation. Despite uniqueness of "course of life" of a regional library, these problems and prospects often have universal character and therefore open an opportunity for fixing the valid aspects of library sphere development.
The authors address generalization of results of the business game realized on the basis of the Chelyabinsk Regional Universal Scientific Library, and assuming modeling (in game space) the real bases of transformation of activity of library. For creation of conceptual model, it is advisable to authors to take as a basis consideration of specifics of library in the context of a tendency of society intellectualization. The mission of library as a resource center of development of intellectual and creative capacity of the region is formulated, various directions and the strategy of achievement of the specified idea are analyzed. In the article, the conclusion that the regional library is a powerful resource of maintenance and development of cultural diversity in modern sociocultural space which can and has to not only remain is drawn, but also receive new impulses of investment of the ideas and projects in the future. In the article, the attention is focused on perception of the Chelyabinsk Regional Universal Scientific Library by real and potential audience of its visitors, the question is put: whether the regional library carries out the cultural aligning function, directing and organizing various cultural flows.
Keywords: library, regional culture, concepts of development of libraries, future model, cultural policy.
Усиление динамики современной жизни, развитие технических средств коммуникации, хранения и передачи информации, повышение мобильности населения требуют от учреждений культуры, в частности, крупных региональных библиотек актуализировать свою деятельность в части влияния на социальные процессы: не просто удовлетворять существующий спрос на информацию, но и формировать собственное предложение, максимально отражающее систему самореализационных ожиданий различных типологических групп пользователей.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится культуре, что предполагает переход к качественно новому развитию отраслей культуры и искусства, в том числе и библиотечного дела. Сфера библиотечного обслуживания на сегодняшний день признана важным фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого информационного и культурного пространства. При этом, несмотря на объективно высокие показатели развития библиотечной сферы, в актуальных социокультурных условиях невозможно игнорировать и ряд проблем:
I. Отставание многих региональных библиотек во внедрении информационных технологий:
частичная автоматизация библиотечных процессов, недостаточное использование интернет-технологий в организации обслуживания читателей и удаленных пользователей, устаревший парк ПК, отсутствие необходимых специализированных структурных подразделений. Все это препятствует эффективному и мобильному реагированию на информационные потребности и запросы современного поколения пользователей постиндустриальной (информационной) культуры.
II. Проблемы состояния фондов: недостаточное финансирование. Это приводит к значительному сокращению поступления новых изданий, трудностям в сохранности, консервации и оцифровке.
III. Уменьшение доли квалифицированных кадров: увеличение процента работников библиотек пенсионного возраста, незначительный приток молодых специалистов (что связано с высокой интенсивностью библиотечного труда, непрестижностью профессии, все усложняющимися профессиональными требованиями при низком уровне оплаты). Все это ставит задачи сохранения преемственности между старым и новым поколением специалистов, актуализирует потребность профессионализации библиотечных кадров, отвечающих требованиям времени и высоким стандартам качества работы в современных учреждениях культуры.
VI. Вызовы глобализации: активное развитие глобализационных процессов. Это создает пред-
посылки потери национальной идентичности и культурной самобытности, в связи с чем усиливается ответственность библиотек за создание регионального контента в сети Интернет и формирование ресурсов, содержащих региональную информацию (а также за распространение ее в формах, адекватных времени и особенностям восприятия различных поколений). Именно в условиях глобализации библиотека должна активизировать информационную поддержку природно-ресурсного, культурно-исторического, социально-экономического развития региона, исследовательскую и просветительскую деятельность в области краеведения, способствовать воспитанию чувства принадлежности к своей «малой Родине», интереса к ее прошлому, настоящему и будущему.
Обозначенные проблемы (безусловно, не исчерпывающие всего многообразия существующих трудностей и противоречий) в современных социокультурных условиях требуют от библиотек мониторинга и анализа собственных целей и задач, оперативного реагирования на ситуативные вызовы, ориентации собственной деятельности на динамично развивающиеся потребности аудитории. Оговоримся сразу, что сама по себе традиция обращенности к читателю, потенциальной и реальной аудитории библиотек вряд ли может рассматриваться как изобретение сегодняшнего дня. Еще в концепциях классиков библиотечного дела Н. А. Рубакина [12; 13], А. М. Ловяги-на [8], М. Н. Куфаева [7], П. Отле [10] и других уделялось особое внимание методам прикладной социологии и психологии (библиопсихология, библиосоциология), воссоздающим социально-психологический портрет читателя. Позднее научно-исследовательские изыскания, направленные на выявление мотивации чтения, типологию читательских интересов и запросов продолжились в работах П. Б. Бирюкова [2], С. Н. Плотникова [11], И. А. Бутенко [3; 4], Л. Д. Гудкова и Б. В. Дубина [5; 6]; институционализировались в специальных исследовательских организациях, осуществляющих мониторинг читательских предпочтений (Межвузовский центр исследования чтения и информационной культуры, Фонд чтения им. Н. А. Рубакина и др.); позволили говорить об осознанной необходимости создания комплексной дисциплины «Читателеведение» [1].
И, тем не менее, особенность ориентации на пользователя заключается именно в постоянно возобновляющихся (по принципу мониторинга), а потому и устойчиво актуальных практиках фиксации запросов и предпочтений различных социально-демографических групп населения.
Не сомневаясь в объективной значимости обращенности к пользователю как выразителю запросов сегодняшнего дня (реалий настоящего), укажем на эвристический потенциал практик моделирования будущего - технологий, направленных на идеологию опережающего отражения. В этой связи мы выходим непосредственно к концептуальным основаниям культурной политики, трактуемой как «целенаправленная, перспективно (долгосрочно) ориентированная деятельность, обеспечивающая развитие общества (его части) в рамках обоснованно отобранных и искусственно внедряемых культурных норм, пропагандируемых ценностей» [14, с. 73].
В настоящей статье мы обратимся к результатам деловой игры, реализованной на базе Челябинской областной универсальной научной библиотеки и предполагающей моделирование (в игровом пространстве) реальных оснований преобразования деятельности учреждения через построения концептуальной модели его будущего. Рассмотрение личности культурного политика как игротехника-модератора содержательно полно раскрыто в теориях социального проектирования Г. П. Щедровицкого, Ю. Л. Котляревского, Г. М. Бирженюка и др. Основная задача культурного преобразователя определяется в содействии процессам аксикреации - формирование новых или регенерация и принятие переосмысленных старых ценностей и установок [9, с. 90]. Это осуществление запуска аксиогенеза в искусственно-игровых условиях с последующим моделированием, развертыванием заданной программы в естественных условиях. Приведение объекта к нужному знаменателю осуществляется исходя из субъективных мировоззренческих установок участников игры, берущих на себя определение миссии конструирования будущего (образов будущего) библиотеки.
Анализ теории и практики развития современных библиотек указывает на контекстуаль-ность существования учреждения, четкую зависимость от общекультурного, социального кон-
текста. Поэтому для построения концептуальной модели представляется целесообразным взять за основу рассмотрение специфики библиотеки в контексте тенденции интеллектуализации об-щества3.
В этой связи принцип построения деятельности библиотеки может быть обозначен как принцип информационного менеджмента, основанного на интенсификации интеллектуально-креативной составляющей процесса развития библиотеки.
Оптимальной моделью, отвечающей требованиям и запросам современного общества, является модель библиотеки как Ресурсного центра развития интеллектуально-креативного потенциала региона, предполагающего разработку и реализацию эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания, порождения оригинальных идей и методов их реализации. Стратегической целью становится упрочнение роли библиотеки как центра стимулирования интеллектуальной активности различных групп населения и аккумуляции интеллектуально-творческих инициатив и проектов региона, что позволяет:
1) обеспечить выход на новый уровень накопления информации;
2) способствовать системному внедрению в общественную практику современных информационных технологий и необходимых навыков поиска, освоения, оценки и переработки документированного знания как фундамента интеллектуального развития общества;
3) организовать и поддерживать эффективный процесс социальной коммуникации в части генерации идей и обмена идеями в реальном и виртуальном пространствах.
Объективными основаниями для данной концептуальной идеи развития могут рассматриваться следующие аспекты функционирования библиотеки:
- универсализация посыла: доступность для всех категорий и групп граждан, обеспечение их права на доступ к знаниям, информации и культуре;
3 Термин «интеллектуализация общества» использован в обобщенном виде. Имеются в виду сложные разноуровневые процессы: от реформирования систем образования всех уровней до создания искусственного интеллекта.
- демократизация и коммуникативная открытость: устранение информационного неравенства, создание условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни;
- оптимизация выражения локальной самобытности: региональная библиотека вносит важный вклад в повседневную жизнь и социально-экономическое развитие местного сообщества, способствует всестороннему развитию территории с ее уникальными особенностями и местной спецификой (функция хранения «культурной памяти» региона);
- инновационная чуткость и нацеленность на интегративные стратегии партнерства: активное сотрудничество с органами местной власти, взаимодействие с отраслевыми партнёрами, с общественными движениями и организациями, средствами массовой информации, развитие деловых и творческих связей с деятелями культуры, искусства, представителями бизнеса.
Достижение заявленной концептуальной идеи, в ходе деловой игры с коллективом Челябинской областной универсальной научной библиотеки, было осуществлено через конкретизацию следующих приоритетных направлений развития учреждения:
1. Информатизация библиотеки и создание собственных информационных ресурсов («библиотека нового поколения - часть цифровой экономики»): переход на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий, рассмотрение библиотеки как единой, открытой и доступной информационно-образовательной системы.
2. Совершенствование системы обслуживания читателей и модернизация библиотечной среды: создание благоприятной среды для получения новых знаний, формирования у населения потребностей в чтении, реализации возможностей культурного и профессионального роста, межличностного взаимодействия и интеллектуально-творческого диалога, совершенствование форм привлечения читателей (интерактивная работа, выставочная деятельность, культурно-массовые мероприятия библиотеки, призванные способствовать просвещению и интеллектуализации аудитории).
Реализация данного направления предполагает дифференцированный подход к различным сегментам аудитории и конкретизируется в следующих моделях обслуживания населения:
- «Библиотека как центр интеллектуального развития»: площадка для публичных лекций и круглых столов, конференций и семинаров, публичной защиты научных работ, проведения исследований.
- «Библиотека как центр бизнес-информации»: площадка для информационной поддержки малого и среднего бизнеса.
- «Библиотека как коуч-центр»: посредник в образовательном процессе индивида, в работе по профориентации молодежи; место популяризации знаний, создания и продвижения инноваций (коворкинги, интеллект-игры, площадка для презентации стартапов);
- «Библиотека как центр сообщества»: социализация различных групп населения: лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров, многодетных семей, правонарушителей, мигрантов и др.; предоставляет персонализированное обслуживание клиентам, которые не способны посетить сайт библиотеки или получить доступ к мобильной библиотеке (служба домашней библиотеки).
- «Библиотека как этнодом для национальных сообществ»: центр межнациональной коммуникации сообществ, проживающих в Челябинской области (программа «Южный Урал многонациональный: единство через культуру»), ориентация на сохранение основ национальной культуры и знакомства с культурой других народов.
3. Комплексное развитие, формирование, использование и обеспечение безопасности фонда: качественное увеличение видового разнообразия и тематического репертуара фонда, контроль его сохранности.
4. Формирование культурно-исторического сознания местного сообщества, прежде всего в процессе краеведческой деятельности: сохранение и актуализация документного достояния области, обеспечение доступа к краеведческой информации. Функциональное предназначение библиотеки как «хранителя региональной памяти» выступает необходимым условием развития интеллектуально-креативного потенциала региона, обеспечивает органичное вхождение в буду-
щее за счет сохранения баланса между прошлым и будущим, глобальным и локальным, общероссийским и региональным контекстами.
5. Формирование библиотечного методико-консультационного кластера как механизма стимулирования научной и методической работы ее структурных подразделений и корпоративного взаимодействия с муниципальными библиотеками региона.
6. Сохранение кадрового ресурса, формирование системы привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов: изменение характера и содержания труда, основанного на использовании современных информационных технологий, возрастающие требования к качеству обслуживания пользователей. Все это вызывает объективную необходимость постоянной актуализации знаний и регулярного повышения компетенции библиотечных специалистов.
7. Укрепление материально-технической базы и модернизация библиотечной среды: необходимость соответствия современным условиям развития информационной культуры, что требует обновления парка персональных компьютеров и закупки оборудования для внедрения новых технологий в библиотечные процессы.
Таким образом, можно говорить о том, что в современных социокультурных условиях традиционной библиотеке в лице ее специалистов необходимо создавать новые концептуальные основания своей деятельности, обеспечивающие устойчивое положение в будущем. Данная работа, с одной стороны, должна опираться на лучшие мировые практики и достижения современной науки; с другой - концепция может быть качественно разработана и эффективно реализована только самим субъектом деятельности, в данном случае - коллективом (группой ведущих специалистов) библиотеки. Актуальное понимание миссии библиотеки требует поиска инновационных подходов к её деятельности, использования новых методов и средств в научном поиске, широкой информатизации основных направлений библиотечной работы, обеспечивающих устойчивый интерес аудитории. В 2016-2017 годах силами Челябинской областной универсальной научной библиотеки было проведено авторское исследование, направленное на комплексный анализ актуального статуса библиотеки как учреждения
культуры, её места и роли в культурном пространстве современного города и жизни отдельного человека (в опросе приняли участие 337 человек). По результатам исследования можно констатировать существование проблемного участка востребованности функционала библиотеки, сводимого, нередко, к единично-вынужденному обращению к её услугам в том случае, если посетитель не может найти альтернативных источников реализации возникших информационных потребностей. Библиотека далеко не всегда воспринимается респондентами как центр реализации их интересов и духовных запросов. И такая ситуация, как нам видится, нуждается в серьёзной коррекции, если сами библиотеки связывают стратегию своего развития не с выживанием и работой с локально-лояльной аудиторией, а с системным и всесторонним включением в актуальную культурную среду и переходом на качественно иной уровень функционирования в современных условиях культурного разнообразия.
Подчеркнем еще раз, современная действительность существенно трансформирует условия функционирования региональных библиотек, что наиболее ярко проявляется на уровне осмысления социального предназначения библиотечных учреждений, в частности, в идее их многофункциональности. В настоящее время эта установка
провоцирует активное появление и закрепление за библиотеками видов деятельности, напрямую не связанных с их традиционным предназначением и преследующих цель расширения «библиотечной территории» как места разнообразных досу-говых действий некнижного характера. Зарубежные и отечественные библиотеки, в стремлении сохранить свой социальный статус, прибегают к активному заимствованию форм и средств других культурно-досуговых учреждений для привлечения пользователей. Отношение специалистов к происходящему - неоднозначное: от негативного («понижение социального статуса библиотек») до позитивного («библиотека была и остается полифункциональным центром»). Однако при этом сама идея - формирование библиотеки как учреждения комплексных широко понимаемых информационных услуг - остается стабильно актуальной. В ситуации объективного падения спроса на традиционные библиотечные услуги, создавая для населения нестандартные поводы для посещения библиотеки, ее сотрудники реализуют современное международное понимание роли библиотеки как «общественного места», где создается возможность для людей вступать в неформальные контакты, обеспечивается их комфортное общение, и воплощают присущую современной действительности установку на разнообразие.
Литература
1. Аскарова В. Я. Динамика концепции российского читателя: Конец X - начало XXI века: дис. ... д-ра филол. наук. - СПб., 2004. - 438 с.
2. Бирюков П. Б. Чтение в жизни современных студентов: опыт культурол. исслед. - М.: Диалог-МГУ, 1999. -103 с.
3. Бутенко И. А., Бирюков Б. В. Чтение 90-х годов: предмет раздумий, предмет исследований // Homo legens: Памяти С. Н. Плотникова (1929-1995). - М.: Дом интеллект. кн., 1990. - С. 183-201.
4. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социол. исслед. - 2001. - № 12. - С. 84-91.
5. Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Литература как социальный институт. - М.: Нов. лит. обозрение, 1994. - 352 с.
6. Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Литературная культура: процесс и рацион // Дружба народов. - 1998. - № 2. -С. 168-180.
7. Куфаев М. Н. Избр. - М.: Книга, 1981. - 223 с.
8. Ловягин A. M. Основы книговедения. - Л.: Начатки знаний, 1926. - 165 с.
9. Макаревич В. Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии // Социс. - 1993. - № 11. - С. 90-94.
10. Отле П. Библиотека, библиография, документация: Избр. тр. пионера информатики. - М.: ФАИР-Пресс: Пашков Дом, 2004. - 350 с.
11. Плотников С. Н. Читательская культура в России: Социологический очерк // Homo legens: Памяти С. Н. Плотникова (1929-1995). - М.: Дом интеллект. кн., 1999. - С. 17-62.
12. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. - М.: Кн., 1977. - 264 с.
13. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н. А. Избр.: в 2 т. - М., 1975. - Т. I. - С. 35-106.
14. Синецкий С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего. - Челябинск: Энцикл., 2011. - 288 с.
References
1. Askarova V.Ya. Dinamika kontseptsii rossiyskogo chitatelya: Konets X - nachalo XXI veka: dis. dokt. filol. nauk [Dynamics of the concept of the Russian reader: The end of the X - the beginning of the XXI centuries. Dr. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2014. 438 p. (In Russ.).
2. Biryukov P.B. Chtenie v zhizni sovremennykh studentov: opyt kul'turologicheskogo issledovaniya [Reading in the life of modern students: the experience of cultural studies]. Moscow, Dialog-MGU Publ., 1999. 103 p. (In Russ.).
3. Butenko I.A., Biryukov B.V. Chtenie 90-kh godov: predmet razdumiy, predmet issledovaniy [Reading of the 90s: a subject of reflection, subject of research]. Homo legens: Pamyati S.N. Plotnikova (1929-1995) [Homo legens: in memory of S.N. Plotnikov (1929-1995)]. Moscow, House of intellectual books Publ., 1999, pp. 183-201. (In Russ.).
4. Butenko I.A. Podrostki: chtenie i ispol'zovanie komp'yutera [Teens: reading and using a computer]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2001, no. 12, pp. 84-91. (In Russ.).
5. Gudkov L.D., Dubin B.V. Literatura kak sotsial'nyy institute [Literature as a social institution]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 1994. 352 p. (In Russ.).
6. Gudkov L.D., Dubin B.V. Literaturnaya kul'tura: protsess i ratsion [Literary culture: process and diet]. Druzhba narodov [Friendship of Peoples], 1998, no. 2, pp. 168-180. (In Russ.).
7. Kufaev M.N. Izbrannoe [My Favorites]. Moscow, Kniga Publ., 1981. 223 p. (In Russ.).
8. Lovyagin A.M. Osnovy knigovedeniya [Fundamentals of Bibliology]. Leningrad, Nachatki znaniy Publ., 1926. 165 p. (In Russ.).
9. Makarevich V.N. Gruppovaya rabota kak metod konstruktivnoy sotsiologii [Group work as a method of constructive sociology]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 1993, no. 11, pp. 90-94. (In Russ.).
10. Otle P. Biblioteka, bibliografiya, dokumentatsiya: Izbrannye trudy pionera informatiki [Library, bibliography, documentation: Selected works of the pioneer of computer science]. Moscow, FAIR-Press, Pashkov Dom Kniga Publ., 2004. 350 p. (In Russ.).
11. Plotnikov S.N. Chitatel'skaya kul'tura v Rossii: Sotsiologicheskiy ocherk [Reader culture in Russia: Sociological essay]. Homo legens: Pamyati S.N. Plotnikova (1929-1995) [Homo legens: in memory of S.N. Plotnikov (1929-1995)]. Moscow, House of intellectual books Publ., 1999, pp. 17-62. (In Russ.).
12. Rubakin N.A. Psikhologiya chitatelya i knigi [Psychology of the reader and books]. Moscow, Kniga Publ., 1977. 264 p.
13. Rubakin N.A. Izbrannoe. Etyudy o russkoy chitayushchey publike [Favorites. Etudes about the Russian reading public], 1975, vol. 1, pp. 35-106. (In Russ.).
14. Sinetskiy S.B. Kul'turnaya politika XXI veka: ot pretsedenta Istorii k proektu Budushchego [Cultural policy of the XXI century: from the precedent of History to the project of the Future]. Chelyabinsk, Entsiklopediya Publ., 2011. 288 p.
УДК 008
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ (ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАКУРС)
Урсул Аркадий Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, академик АН Молдавии, заслуженный деятель науки РФ, директор Центра глобальных исследований, факультет глобальных процессов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
В статье развивается информационная концепция культуры, которая, по мнению автора, в наибольшей степени выражает природу социальной ступени эволюции. Информация рассматривается как всеобщее свойство материи, «ответственное» за эволюционные процессы и реализующее различные формы и способы хранения и движения на различных ступенях развёртывания глобальной эволюции. Формулируется социокультурный принцип экзогенного накопления, передачи и преобразования инфор-