ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332; 02
РЕГИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Н. И.Диская
Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск
Данная статья посвящена фиксации проблем и перспектив развития региональных библиотек в контексте новых социально-экономических условий, определению ключевых направлений модернизации их работы. Основные положения статьи базируются на анализе результатов социологических опросов населения города Челябинска: потенциальной и реальной аудитории (опрос 2016 года, проведенный Челябинской областной универсальной научной библиотекой) и целевой аудитории библиотек Челябинска (2015 год - опрос института «Информ-проект»).
Полученные данные позволили автору осуществить комплексный анализ актуального статуса библиотеки как учреждения культуры, её места и роли в культурном пространстве современного города и жизни отдельного человека, осмыслить статус библиотеки как культурно-сервисного комплекса, вписанного в пространство современной действительности, современную городскую среду.
В статье обобщаются прагматические аспекты функционирования библиотеки в современных социально-экономических условиях, выделяются факторы, способствующие привлечению читателей, и, как следствие, оптимальному и эффективному существованию учреждения. Особое внимание уделяется рекламе, имиджу и репутации библиотеки. Делается вывод о том, что эффективное функционирование библиотеки в современных социально-экономических условиях требует пристального внимания и непосредственной обращенности к потенциальной аудитории библиотек, активизации усилий по РЯ-продвижению учреждений художественной сферы, усилению внимания в отношении эффективно выстроенного коммуникативного пространства, налаженной системы связей с потребителями.
Ключевые слова: библиотека, социально-экономические условия, маркетинговые стратегии, социология, оценка функционирования библиотеки, эффективное развитие.
Введение
Вопрос о том, как успешно и эффективно существовать в изменившихся (и постоянно изменяющихся) контурах актуальной социально-экономической ситуации традиционным учреждениям культуры - относится к проблемным и неоднозначным. С одной стороны, в хаосе неопределённости, ставшим предметным полем многих современных исследований («социальная травма» П. Штомпка, «ситуативность общества» X. Иоас, «текучая современность» 3. Бауман, «общество риска» У. Бек, «турбулентный социум» В. А. Ядов, «пространство потоков» М. Кастельс, «убегающий мир» Э. Гидденс, «нормальные аварии» Ч. Перроу, «привлекающий хаос» Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов) учреждению культуры важно сохранить устойчивость и незыблемость, хотя бы на уровне восприятия позиционируя себя «уцелевшим» вопреки вызовам времени. С другой стороны, ситуация XXI века с его «нормализацией кризиса», неустойчивостью, лавинообразным характером изменений и обновлений поля действительности - заставляет многие
социокультурные институты, ориентированные на стабилизацию, сохранение традиций и даже некоторую их консервацию, по-новому осмыслять и переоценивать собственные цели и функции в условиях обновленных реалий. Предметом рассмотрения данной статьи является фиксация проблем и перспектив развития библиотеки (на примере Челябинской областной универсальной научной библиотеки) в контексте новых социально-экономических условий, обозначение ключевых направлений модернизации ее работы через использование своеобразных стратегий «опережающего отражения».
Отметим, что анализ публикаций последних лет позволяет говорить о том, что самим библиотечным сообществом вполне четко осознается подобная миссия: актуализируются идеи клиенто-ориентированной стратегии развития библиотеки [10]; подчеркивается необходимость активной обращенности к читателю как источнику и потенциалу развития [1]. И, тем не менее, современная российская библиотека подвержена опасности символического устаревания на фоне галопирующих темпов прогресса и сверхдинамичных изменений, сращиваясь, скорее, с музеем, нежели с современным интеллектуально-креативным центром. И в этом кроется основная её проблема. Высокий уровень общественной лояльности к библиотеке, очевидная социокультурная значимость и авторитетность данной институции дают ей мощный преобразовательный импульс. Вопрос в том, куда именно и как этот импульс направить.
Данные о методике исследования
В 2016 году силами Челябинской областной универсальной научной библиотеки было проведено авторское исследование, направленное на комплексный анализ актуального статуса библиотеки как учреждения культуры, её места и роли в культурном пространстве современного города и жизни отдельного человека (в опросе приняли участие 337 человек). Логика исследования строилась исходя из понимания библиотеки не просто как места книгохранения и книговыдачи, но целого социокультурного кластера, культурно-сервисного комплекса, вписанного в пространство современной действительности, современную городскую среду. Анализ данных осуществлялся на сопоставлении четырёх проблемных исследовательских полей:
1. концептуально-базовый: фиксация обобщенных представлений о современной социокультурной ситуации, восприятие современных условий существования различными социально-демографическими группами г. Челябинска;
2. институционально-аудиторный', исследовалась активность посещения респондентами учреждений культуры, а также причины, способствующие или препятствующие данному виду деятельности;
3. практико-ориентированный'. определение статуса библиотеки как актуального субъекта в социально-культурном пространстве города, востребованность практик чтения;
4. конкретно-организационный: блок вопросов, направленных на анализ деятельности Челябинской областной универсальной научной библиотеки в рамках различных направлений оценки группой читателей (посетителей учреждения): от комплектования фондов до восприятия выставок и мероприятий.
Кроме того, учитывались результаты комплексной независимой оценки деятельности челябинских библиотек (ГКУК «Челябинская областная универсальная научная библиотека», ГКУК «Челябинская областная юношеская библиотека», «Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского» и ГКУК «Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых»), проведенной в 2015 году Институтом управления и социального проектирования «Информ-проект» по заданию Министерства культуры Челябинской области. При проведении независимой оценки исследователями применялись методы анкетного опроса населения (200 посетителей библиотек) и контент-аналитические процедуры (четыре официальных сайтов организаций), обозначенные как
анализ аудиторное и информационно-сервисное направления. Сопоставление уровней, определяемых по аудиторному и информационно-сервисному направлениям, позволило выделить четыре интегрированных типа учреждений (библиотек):
1) тип критического функционирования - демонстрация низких показателей по двум направлениям работы (негативная оценка пользователями, низкие баллы оценки сайта);
2) тип односторонне-эффективной представленности - демонстрация высоких значений по одному из направлений, при невысоких показателях по второму;
3) тип умеренно-сбалансированного функционирования - демонстрация средних (достаточных) значений по двум направлениям работы;
4) лидирующий тип эффективного функционирования - демонстрация высоких значений по двум направлениям работы.
Именно в данном шаге, навстречу аудитории, учете количественных и качественных параметров социально-демографического портрета читателя - и того, кто уже стал им, и того, кого можно назвать «случайным гостем», и того, кто ещё не переступал порог библиотеки - видится автору учет актуальных социокультурных условий и процессов действительности, возможность библиотеке выступать в качестве активного субъекта культурной политики, осуществляя «...целенаправленную, перспективно (долгосрочно) ориентированную деятельность, обеспечивающую развитие общества (его части) в рамках обоснованно отобранных и искусственно внедряемых культурных норм, пропагандируемых ценностей» [11. С. 73].
Апеллируя к традициям социологического анализа, мы опирались на классические работы Н. А. Рубакина [9], М. Н. Куфаева [7]; научно-исследовательские изыскания, направленные на выявление мотивации чтения, типологию читательских интересов и запросов в работах П. Б. Бирюкова [2], С. Н. Плотникова [8], И. А. Бутенко [3], Л. Д. Гуд-кова и Б. В. Дубина [4]; учитывали опыт региональных социокультурных исследований потенциальных и реальных читателей [5].
Обращенность к читателю, потенциальной и реальной аудитории современных библиотек помогает библиотеке, как активному культурному субъекту социально-экономического рынка, «... обеспечить ту самую "обратную связь", выйти к реальному человеку -субъекту культуры, преодолев умозрительность отвлеченно-теоретических конструкций и трактовок "чистого искусства", "искусства для искусства" - в практиках социокуль-турногоизмерения...не только фиксировать текущее состояние культурно-художественного процесса, но и, через исследование "обратной связи" прогнозировать тенденции развития художественной культуры в системе "предложение - спрос - предложение" на конкретнойтерритории» [6. С. 187].
Анализ данных
В контексте размышлений, представленных в данной статье, мы напрямую обратимся к предметному исследовательскому полю, связанному с прагматическими аспектами функционирования библиотеки в современных социально-экономических условиях, выделив факторы, способствующие привлечению читателей, и, как следствие, оптимальному и эффективному существованию учреждения «на плаву».
Среди факторов, влияющих на принятие решения о посещении учреждений культуры, наиболее значимым оказался фактор личной мотивации, при которой человек исходит из собственных когнитивных или эмоциональных предпочтений: «ориентируюсь на тематику события, отвечающую или не отвечающую моим интересам» - 60,1 %. Как видим, учреждению культуры, в том числе и библиотеке, важно ориентироваться на досуговые тренды и предпочтения посетителей. Такая позиция совсем не предполагает работы «на потребу публике», но и оставаться в стороне от актуальных запросов аудитории, не учитывать её интересы - это путь к изоляции и снижению конкурентоспособности уч-
реждения. В этом нелёгком вопросе важно найти баланс между удовлетворением уже существующих потребностей и формированием новых, между вниманием к пожеланиям посетителей и вовлечением их в интеллектуально и эмоционально насыщенную культурную среду. Для того чтобы сформировать мотивацию человека в том культурном продукте, который предоставляют учреждения, его надо сначала просто привлечь туда, заинтересовать на том «входном» уровне потребностей и интересов, которые у него сформированы, а уже потом постепенно выводить на новый уровень усложнения духовных запросов.
К сожалению, сегодня политика многих социокультурных институций носит несколько изоляционистский характер: пребывая в режиме ожидания «своих» посетителей, тех, кому не надо объяснять, как важна книга или искусство и для кого не надо превращать духовную пищу в массовое развлечение. Но эта ситуация идеальна. Разнообразие современного мира, предоставляя человеку право выбора между высоким и низким, глубинно-интеллектуальным и облегченно-непритязательным, нередко предопределяет данный выбор в пользу упрощения духовных запросов. Поэтому так важно учреждениям культуры идти навстречу аудитории, учитывая её уровень и интересы. В конечном итоге, эта миссия сводится не просто к выживанию учреждения культуры, не к работе с целевой аудиторией, а к просвещению, к духовному обогащению, воспитанию, нравственному совершенствованию населения вообще.
Важным фактором участия в художественной жизни для респондентов представляется и наличие у них свободного времени: «исхожу из своего свободного времени: иду на те события, которые совпадают со временем моего отдыха» (20,9 %). Учитывая то, что за свободное время потенциальных и реальных потребителей конкурируют самые различные учреждения, организации и заведения, учреждениям культуры следует использовать все возможные инструменты для привлечения посетителей. Тем более что, как показывают результаты исследования, почти четверть респондентов при выборе способа проведения досуга обращают внимания на рекламу (22,4 %).
Реклама является важнейшим двигателем спроса и потребления. В последнее время учреждения культуры стали более активно использовать в своей работе маркетинговые инструменты, постепенно встраиваясь в современную экономическую систему. Однако, на наш взгляд, для обеспечения более эффективной конкурентной борьбы за потребителя, учреждениям культуры следует уделять больше внимания рекламно-информационному продвижению собственной работы - не только её интенсивности, но и качеству. Рекламу можно назвать внешним мотивационным фактором. К последнему можно отнести и «советы друзей и знакомых» (22,7 %). При этом если на «советы» учреждению культуры достаточно сложно повлиять непосредственно, то выстраивание рекламной стратегии продвижения - это вполне выполнимая задача, в том числе, обеспечивающая репутационный эффект влияния на сферу личностных рекомендаций.
Следующий смысловой блок касался статуса библиотеки, её роли в жизни человека и в культурной жизни города. Респондентам был предложен ряд параметров, с которыми у них могла бы ассоциироваться библиотека. Эти параметры-ассоциации, построенные по принципу содержательно-оценочного противопоставления, носят либо условно-негативную (например, рутинная, неуютная), либо условно-позитивную (например, современная, престижная и пр.) коннотацию. Наиболее популярными позитивными ассоциациями стали следующие: комфортная (48,5 %), творческая (38,6 %), классическая (56,5 %), многопрофильная (51,2 %), профессиональная (50 %). Среди негативных, в целом непопулярных среди респондентов, - устаревшая (17,3 %) и финансово-неуспешная (20,9 %). Хочется отметить, что в целом положительные характеристики библиотеки доминировали над отрицательными. Однако, судя по выбранным позициям, библиотека оценивается в дихотомии «классика - современность» скорее в первом значении: не столько в вари-
ациях, отражающих признаки «современное», «модное», «успешное», «прогрессивное» учреждение, сколько как традиционная, качественно работающая организация, комфортная для потребления интеллектуальных услуг. Показательно, что только 11 % респондентов воспринимают библиотеку как престижную и только треть - как современную.
При этом современные библиотеки мира превратились в чрезвычайно востребованный культурно-досуговый центр, ориентированный на потребителей самого разного уровня и зачастую существующий вне финансовой поддержки государства или при его минимальном участии. И для российской библиотеки (особенно в региональном контексте) важно не просто качественно оказывать услуги, но и стать модным местом, привлекательным своей уникальной атмосферой, своими передовыми возможностями. Библиотека должна не просто «догонять» время, а опережать его, быть в мейнстриме событий, сохраняя свои традиционные функции и дух преклонения перед книгой.
В России финансирование сферы культуры осуществляется, что называется, по остаточному принципу. Однако существуют файндрайзинговые технологии, позволяющие пополнять бюджет из дополнительных источников, грантовые программы, технологии работы со спонсорами, которыми весьма успешно пользуются некоторые российские музеи, например, «Эрмитаж» или «Третьяковская галерея». В целом можно с уверенностью сказать, что и у библиотеки есть арсенал инструментов, позволяющих преодолевать образ устаревшего (и в смысле интерьеров, и в смысле технологий работы, и в смысле посетителей) учреждения, посещение которого ориентировано на повседневно-рутинные или продиктованные обстоятельствами практики обращения. Именно об этом говорят респонденты, указывая причины посещение библиотеки - 56,5 % ответили, что «в основном необходимость посещения библиотеки связана с работой/учебой». Эту самую популярную причину можно связать с прагматичным мотивом. «Любовь к чтению и удовлетворение личного интереса» (36,5 %) можно обозначить как духовно-гедонистическую мотивацию. К актуально-познавательному мотиву был отнесен вариант ответа: «в библиотеке есть возможность найти специальную литературу и источники, помогающие ориентироваться в важных правовых, экономических и иных вопросах» - его выбрали 26,3 % респондентов.
Наименее популярным оказался досуговый мотив (18,2 %), коррелирующийся с вариантом ответа: «в библиотеке, помимо читательских запросов, много дополнительных возможностей для проведения досуга». Если говорить об идеальной ситуации, то она нам видится скорее как баланс мотивов, а не явное доминирование какого-то одного - только тогда библиотеку можно будет назвать многопрофильным, многофункциональным центром, ориентированным на различные аудитории и равно привлекательным для каждой из них.
Как видно из результатов опроса, досуговый мотив оказался наименее востребованным. При этом, как показывает мировой опыт наиболее успешных библиотек, именно он в последние десятилетия становится приоритетным: в библиотеки приходят не только для того, чтобы получить книгу (во многих библиотеках книги вообще не выдают, читатель их может взять самостоятельно), но и для интересного общения, обмена опытом, участия в мастер-классах, просмотра фильмов и пр. И досуговый, развлекательно-познавательный компоненты абсолютно не нивелируют статус библиотеки как интеллектуального локуса. Они позволяют библиотеке превратиться из «канонично-традиционного» заведения, где больше нельзя, чем можно, где царят строгие правила, в досугово-при-влекательное и престижное место, благодаря которому не только формируется уважительное отношение к чтению и книге, но и шире - культивируется особая качественная интеллектуальная среда в проведении свободного времени.
Именно баланс мотивов позволит современной российской библиотеке выигрышно смотреться в конкурентной борьбе за аудиторию в ситуации культурного разнообразия,
в которой главным соперником всех учреждений культуры выступает Интернет, ориентирующий пользователя на «одомашненный» тип потребления художественных благ.
Почти половина опрошенных (45,8%) в качестве причины, по которой они не посещают библиотеку, указали следующее: «с развитием сети Интернет необходимость в библиотеке просто естественным образом отпала». Безусловно, ещё 5-10 лет назад библиотека привлекала тех, у кого не было возможности автономного выхода в мировую паутину. С появлением форм локального доступа востребованность данного направления работы библиотеки снижается. Кроме того, Интернет даёт возможность замещать бумажную литературу электронной. Не стоит забывать и о том, что Интернет в целом предлагает разнообразнейший выбор форм проведения свободного времени. Вот поэтому так важно библиотеке выходить за рамки своеобразной «зоны комфорта», расширять свои сервисные возможности и предлагать потребителю то, что он не сможет или не захочет получить в практиках пассивного использования сети. Нам видится, что это, прежде всего, живое, глубокое, полезное и интересное общение - главный дефицитный продукт сегодняшнего дня.
В подтверждение этого говорят и данные, полученные при анализе ответов на вопрос о том, согласны ли респонденты с тем, что Интернет вытесняет потребность в библиотеках. Как оказалось, 51,2% опрошенных лишь отчасти согласились с этим, выразив мнение о том, что данный фактор влияет на посещение библиотек, но не является определяющим. Мнение относительно Интернета было «разбавлено» другими причинами, набравшими чуть более 15% каждая: некомфортность работы, недостаточное количество источников, особенно современной литературы и пр.
Отдельно хотелось бы выделить две причины, судя по количеству выборов, носящих второстепенный характер - «неразвитый и неэффективный имидж учреждения, библиотека не «дотягивает» до требований современного потребителя» и «недостаточная информация об интересных проектах библиотеки, неэффективная система рекламы». Суммарно на эти причины указали почти 25% респондентов - достаточно большое число, чтобы обратить на эту позицию внимание.
Ключевым здесь является указание на значимость имиджа библиотеки, современный характер её статуса и рекламу, необходимую для позиционирования учреждения в среде реальных и потенциальных посетителей. Нами уже подчеркивалось, что весьма существенная часть опрошенных воспринимает для себя рекламу как фактор выбора учреждения культуры. В данном случае эта мысль получила дополнительное подтверждение.
Оговоримся сразу, что в большей мере негативные оценки работы библиотеки фиксируются в ответах тех респондентов, которых можно отнести к потенциальной аудитории или наименее устойчивому сегменту реальной (характеризующейся единичными посещениями). Так, независимая оценка постоянной аудитории челябинских библиотек, осуществленная институтом «Информ-проект», фиксировала как раз наибольшую лояльность отношения тех групп, которые давно и прочно включены в целевой сегмент посетителей. Постоянные посетители, привыкшие к сложившемуся укладу отношений, понимающие сложности библиотечной жизни (например, низкие заработные платы сотрудников), воспринимают библиотеку не столько как сервисное учреждение, сколько как свой дом (клуб, близкое по духу место). Такое отношение в принципе не предполагает фиксации внимания на недостатках библиотеки (в этом смысле, высказать претензии библиотеке почти то же самое, что высказать их себе).
И тем не менее, эффективное функционирование библиотеки в современных социально-экономических условиях, на наш взгляд, требует пристального внимания и непосредственной обращенности к потенциальной аудитории библиотек - тех жителей города, которые по каким-то причинам не пользуются услугами библиотек, аккумулировать их представления (знания и стереотипы) о библиотеках, их возможные запросы к библиотекам, описать условия, при которых часть потенциальной аудитории превратилась бы в
реальную. Последнее позволило бы в том числе оптимизировать перечень платных услуг, предоставляемых библиотеками.
Выводы и рекомендации
Укорить библиотеки в непрофессиональной работе ни в коем случае нельзя. По личному опыту и по опыту многочисленных исследователей можно сказать, что библиотеки в современной России - это один из немногих гарантов интеллектуально-нравственной стабильности. Несмотря на неблагоприятные объективные (в целом смещения интереса к книге) и субъективные (недостаточное финансирование) условия их работы, библиотекам всё-таки удается сохранять статус, не проиграв в конкурентной борьбе альтернативным формам проведения свободного времени и источникам информации. Но это не отменят и реальной потребности в модернизации работы библиотек, усиления внимания в отношении коммуникативных, консультационных, развивающих, воспитывающих, досуговых функций. Имидж библиотеки не может ассоциироваться с однообразно-узкой направленностью, не отвечающей духу времени, в котором конкуренция культурных потоков, многопрофильность посылов аудитории, ориентация на полифоничность запросов становятся привычным фоном существования. Тем более что потенциал трансформации велик. Мы уже неоднократно упоминали о том, как важно для современной библиотеки дополнять традиционные формы работы новационными, например, акциями, мероприятиями, проектами и пр. При оценке данного аспекта деятельности посетителями Челябинской областной универсальной научной библиотеки более 60 % опрошенных отметили, что проводимые мероприятия либо всегда интересны, либо большинство их них являются таковыми. То есть можно сказать, что опыт «околобиблиотечной активности» является достаточно позитивным, способствует эффективному включению библиотеки в изменчивые условия современной действительности за счет реализации проектов, обладающих, в сознании населения, символическим капиталом престижности и актуальной востребованности. Наиболее популярным и известным проектом оказалась «Библионочь» (в открытом вопросе её назвали более 70 % опрошенных), а также встречи с различными знаменитыми и просто интересными людьми, творческие вечера и пр.Однако нельзя не учитывать тот факт, что пятая часть опрошенных не обращает внимания ни на акции и проекты, ни на выставочные мероприятия. Это должно стимулировать библиотеку к более активному привлечению аудитории к данному виду работы, к интенсификации усилий по расширению собственных возможностей.
Поскольку библиотека может рассматриваться в том числе и как учреждение социокультурного сервиса, для полноценного оказания услуг ей необходимо эффективно выстроенное коммуникативное пространство, налаженная система связей с потребителем. Как и для сферы сервиса вообще, для библиотеки качество работы персонала является одним из наиболее значимых факторов успешного взаимодействия с аудиторией. Нередко пресловутый «кадровый вопрос» (как в силу объективного дефицита профессионалов на рынке труда, так и объясняемый субъективными факторами низкой мотивации персонала) оказывается препятствием в установлении оптимальных форм контактов между сотрудниками и посетителями. Поэтому мы предложили участникам опроса оценить работу сотрудников библиотеки по следующим позициям:
• компетентность, профессионализм;
• доброжелательность, вежливость;
• современность, креативность;
• оперативность в выполнении читательских запросов.
Как оказалось, респонденты очень высоко оценивают работу персонала библиотеки, за исключением параметра - современности и креативности. Это лишь доказывает мысль не только о технолого-материалъном, но и символическом, имиджевом проблемном поле восприятия библиотеки. И это необходимо учитывать и корректировать при выстраи-
вании стратегии работы библиотеки по привлечению новой аудитории, так как если в случае с посетителями старшего возраста данный показатель, как нам представляется, не в полной мере коррелирует с устойчивостью и воспроизводством будущих посещений, то восприятие молодежной аудитории в наибольшей мере «заточено» на современность и инновационность в оценках действительности. А потому библиотеке необходимо постоянно совершенствовать свой имидж как «продвинутого» учреждения, созвучного изменяющимся и постоянно модернизирующимся реалиям времени.
Список литературы
1. Аскарова, В. Я. Динамика концепции российского читателя: Конец X - начало XXI вв. [Текст] / В. Я. Аскарова. - СПб., 2004. - 438 с.
2. Бирюков, П. Б. Чтение в жизни современных студентов: опыт культурологического исследования [Текст] / П. Б. Бирюков. -М.: Диалог-МГУ, 1999. - 103 с.
3. Бутенко, И. А. Чтение 90-х годов: предмет раздумий, предмет исследований [Текст] / И. А. Бутенко, Б. В. Бирюков // Homolegens. - М., 1999. - С. 183-201.
4. Гудков, Л. Д. Литературная культура: процесс и рацион [Текст] / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин // Дружба народов. - 1998. -№2,- С. 168-180.
5. Загидуллина, М. В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни [Текст] / М. В. Загидуллина// Социологические исследования. -2016. -№ 5. - С. 115-123.
6. Зубанова, Л. Б. Безграничная культурология: к проблеме конвертации и интеграции методологических подходов [Текст] / Л. Б. Зубанова II Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2015.-№3 (43). - С. 179-187.
7. Куфаев, Н. М. Избранное [Текст] / М. Н. Куфаев. - М.: Книга, 1981.-223 с.
8. Плотников, С. Н. Читательская культура в России: Социологический очерк [Текст] / С. Н. Плотников //Homolegens: Памяти С. Н. Плотникова, 1929-1995. -М., 1999. - С. 17-62.
9. Рубакин, Н. А. Этюды о русской читающей публике [Текст] / Н. А. Рубакин II Избранное: В2т,- М., 1975. -T.I.- С. 35-106.
10. Руссак, 3. В. «Клиент» как слово-концепт современной библиотечной действительности [Текст] / 3. В. Руссак, Л. В. Сокольская II Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. -№2,- С. 23-30.
11. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего [Текст] / С. Б. Синецкий. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. -288 с.
REGIONAL LIBRARY IN ACTUAL SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS: STRATEGY OF EFFECTIVE DEVELOPMENT
N. L. Diskaya
ChelyabinskStatelnstitute ofCulture, Chelyabinsk, [email protected]
This article is devoted to fixing ofproblems and prospects of development of regional libraries in the context of new social and economic conditions, to determination of the key directions of upgrade oftheir work Basic provisions of article are based on the analysis of results of sociological polls of the population of the city of Chelyabinsk: potential and real audience (survey of 2016 conducted by the Chelyabinsk regional universal scientific library) and target audience of libraries of Chelyabinsk (2015 -poll oflnform-proyekt institute). The obtained data have allowed the author to perform the complex analysis of the actual status of library as cultural institutions, its places and a role in cultural space of the modern city and life of the certain person, to comprehend the status of library as the cultural and service complex entered in space of modern reality, a modern
urban environment. In article pragmatical aspects of functioning of library in modern social and economic conditions are generalized, the factors promoting involvement of readers, and, as a result, optimum and effective existence of organization are allocated. The special attention is paid to advertizing, image and reputation of library. The conclusion that effective functioning of library in modern social and economic conditions requires close attention and a direct frontage to potential audience of libraries, activization of efforts on PR promotion of organizations of the art sphere, to strengthening of attention concerning effectively built communicative space, the adjusted system of communications with consumers is drawn.
Keywords: library, social and economic conditions, marketing strategies, sociology, assessment of functioning oflibrary, effective development.
References
1. Askarova, V. Ya. (2004) Dinamika koncepcii rossijskogo chitatelya: Копес XX- nachalo XXI vv. [=The dynamics of the concept of the Russian reader: End of XX - beginning of XXI centuries], St. Petersburg, 438 p. (In Russ.).
2. Biryukov, P. B. (1999) Chtenie v zhiznisovremennyhstudentov: opytkul'turologicheskogo issledovaniya [=Reading in the life of modern students: experience cultural studies], Moscow, Dialog-MGU, 103 p. (InRuss.).
3. Butenko, I. A. (1999) Chtenie 90-h godov: predmetrazdumij, predmetissledovanij [=Read-ing of the '90s: the subject of thought, the object of research], in: Homo legens, Moscow, pp. 183-201. (InRuss.).
4. Gudkov, L. D. (1998) Literaturnaya kul'tura: process iracion [=Literary Culture: Process and diet], in: Druzhba narodov [=Friendship ofPeoples], no. 2, pp. 168-180. (In Russ.).
5. Zagidullina, M. V. (2016) Podrostki: chteniei Internet v povsednevnojzhizni [=Teens: reading and the Internet in everyday life] in: Sotsiologicheskie issledovaniya [=Sociological studies], no. 5, pp. 115-123. (InRuss.).
6. Zubanova, L. B. (2015) Bezgranichnaya kul'turologiya: к problem konvertacii i integra-cii metodologicheskih podhodov [=Infinite cultural studies: the issue of the conversion and integration of methodological approaches], in: Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kulturyi i iskusstv [=Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], no. 3, pp. 179-187. (InRuss.).
7. Kufaev, N. M. (1981) Izbrannoe [=Favorites], Moscow, Book , 223 p. (In Russ.).
8. Plotnikov, S. N. (1999) Chitatel'skaya kul'tura v Rossii: Sociologicheskij ocherk [Reading culture in Russia: sociological essay], in: Homo legens, pp. 17-62. (In Russ.).
9. Rubakin, N. A. (1975) Ehtyudy o russkoj chitayushchej publike [=Essays on Russian readingpublic], in: Izbrannoe [=Favorites], Volume 1, pp. 35-106. (InRuss.).
10. Russak, Z. V. and Sokol'skaya, L. V. (2013) «Klient» как slovo-koncept sovremennoj bibliotechnoj dejstvitel'nosti [-'Client" as a word-concept modern library reality], in: Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kulturyi i iskusstv [=Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], no. 2, pp. 23-30. (In Russ.).
11. Sineckij, S. B. (2011) Kul 'turnaya politika XXI veka: ot precedent Istorii кproektu Bu-dushchego [=Cultural policy of the XXI century: Stories from the precedent to the future of the project], Chelyabinsk, Encyclopedia, 288 p. (In Russ.).
Диская Наталья Ивановна — директор Челябинской областной универсальной научной библиотеки; соискатель кафедры культурологии и социологии, Челябинский государственный институт культуры.