УДК 02
Л. В. Сокольская канд. пед. наук, доцент, Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: [email protected] З. В. Руссак канд. пед. наук, доцент, Челябинская государственная академия культурыi и искусств
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА: УТРАТА ИДЕНТИЧНОСТИ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ?
Современная действительность существенно трансформирует библиотечную идентичность, что наиболее ярко проявляется на уровне осмысления социального предназначения библиотечных учреждений, в частности, вопроса их многофункциональности. В настоящее время этот вопрос обостряет появление у библиотек видов деятельности, напрямую не связанных с их традиционным пониманием и преследующих цель расширения библиотечной территории как места разнообразных досуговых действий некнижного характера. Зарубежные и отечественные библиотеки в стремлении сохранить свой социальный статус прибегают к активному использованию неинформационных поводов привлечения пользователей. Как следствие - утрата библиотеками традиционного понимания их предназначения, что подлежит сегодня осознанию или в качестве деградационного этапа, или естественной трансформации в новое качество, связанное с приобретением новых социальных смыслов. Отношение российских специалистов к происходящему также диаметрально противоположное: от оценки «понижение социального статуса библиотек» до мнения «библиотека была и есть полифункциональный центр». Эволюция библиотек как учреждений социальных услуг показывает, что некнижные мероприятия активно использовались библиотеками как для повышения своей привлекательности у населения, так и с целью создания поводов для дальнейшего привлечения к чтению в период создания модели зарубежной публичной библиотеки как культурного центра местного сообщества. Активный спрос на традиционные библиотечные услуги в XX в., связанный с потребностями образования и профессиональной деятельности, развитие родственных учреждений культуры снизили для зарубежных (американских, английских - прежде всего) библиотек необходимость использования «некнижных» форм деятельности. Однако при этом сама идея - формирование библиотеки как учреждения комплексных ши-рокопонимаемых информационных (и не всегда - информационных) услуг - оставалась актуальной. В начале XXI в., в ситуации объективного падения спроса на традиционные библиотечные услуги, создавая для населения нестандартные поводы для посещения библиотеки, ее сотрудники реализуют современное международное понимание роли библиотеки как «общественного места», где создается возможность для людей вступать в неформальные контакты, обеспечивается их комфортное общение.
Ключевые слова: библиотека, полифункциональность библиотеки, досуговая деятельность библиотеки, неинформационные поводы посещения библиотеки
Для цитирования: Сокольская, Л. В. Современная библиотека: утрата идентичности или приобретение новых социальных смыслов? / Л. В. Сокольская, З. В. Руссак // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 21-29.
Проблема многофункциональности библиотечных учреждений - одна из наиболее обсуждаемых в библиотековедении на протяжении нескольких последних десятилетий.
В наши дни ее обостряют появление у библиотек видов деятельности, напрямую не связанных с традиционным пониманием их сущности, миссии: происходит процесс, обозна-
21
ченный профессором А. В. Соколовым как «разбиблиотечивание» [19].
С этим мнением, как правило, согласны и практики. Так, в 2009 г. на XIV Ежегодной сессии Конференции РБА Т. Е. Коробкина, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева, отметила наличие в библиотечном сообществе представления о том, что «Иногда приходится выполнять не свойственные библиотекам функции: культурно-просветительскую, образовательную, воспитательную, досуговую, превращаясь в полифункциональное учреждение» [7]. Анализ совокупности подобных высказываний показывает, что наиболее критическое отношение вызывает содержание и масштаб требуемой от библиотек досуговой деятельности.
В то же время следует признать, что не все специалисты разделяют подобную точку зрения. Например, С. Г. Матлина не поддерживает мнение о «вынужденном характере использования публичными библиотеками досуговых форм» и утверждает, что публичная библиотека «всегда была полифункциональным социально-культурным институтом: и центром общения, и местом интеллектуальных встреч, и "свахой", ибо сюда ходили знакомиться друг с другом молодые люди» [11, с. 8].
В поддержку этой позиции, как пример, приведем мнение библиотекаря из Тюменской области: «В нашей библиотеке проводится много мероприятий самой различной направленности для всех категорий граждан: интеллектуальные игры, познавательные программы, вечера, посвященные памятным и знаменательным датам, презентации книг... Да много чего еще! И библиотечные центры не просто способны предложить интеллектуальный досуг, они его предлагали, предлагают и будут предлагать!» [14].
Вероятно, расхождение во взглядах основано на разном понимании социального предназначения библиотеки. Для одних оно связано с метафорой «храм книги», для других важен тот факт, что публичная библиотека «крепко вросла корнями в социальную жизнь» [11, с. 9]. Соответственно, именно проблемы социальной жизни влияют на выбор библио-
теками приоритетов, форм деятельности в тот или иной период своего развития.
Если учесть заключение С. Г. Гришиной о том, что, «устав от борьбы за прошедшие 15 лет, библиотекари заработали психосоматические заболевания - синдром профессионального выгорания и синдром хронической усталости» [4, с. 14], то не исключено, что «жалобы» на вынужденность досуговой деятельности библиотек, ра-тования за «стерильную библиотеку» - не столько проявления сожаления об утрате классического образа библиотеки, сколько симптомы профессионального диагноза.
В русле этих проблем - формы и методы привлечения читателей, которые в современных условиях функционирования общедоступных библиотек оказались напрямую связанными прежде всего с досуговой деятельностью. По авторитетным заключениям, уровень читательской и общекультурной компетенции людей снижается, причем не только у детей, но и у работающего взрослого населения: «Основным мотивом к поиску и потреблению информации становится жажда развлечений, а не познавательные потребности, стремление к получению образования, повышению квалификации... приходит поколение Интернета, которое вместо того, чтобы ходить в библиотеки, искать, читать, анализировать, применяет простой и быстрый метод "copy and paste" ("скопируй и вставь")» [8, с. 15].
В результате общего снижения культуры времяпровождения, успехов компьютеризации, падения интереса к чтению и других факторов отечественные библиотеки находятся в ситуации отсутствия явной потребности в традиционных библиотечных услугах у большинства граждан: их реальными пользователями являются не более 17 % населения [3]. Оставаясь на позиции «библиотека - храм книги», т. е. пафосно рассчитывая на то, что кому необходимо - тот сам придет, библиотеки однозначно сокращают время своей жизни.
Известно, что сегодня российское общество, в том числе и библиотечная отрасль, по многим позициям находятся в так называемом догоняющем режиме. За рубежом начиная с XX в., под влиянием социальных перемен, традиционная
22
«пассивная» модель публичной библиотеки постепенно разрушалась. В отечественной литературе наиболее концентрировано на примере американских библиотек это показано Д. К. Равин-ским в его книге - профессиональном бестселлере «Библиотека и вызовы XXI века» [16]. Так, он приводит пример библиотеки Эндрю Карнеги в Питтсбурге. Это был, выражаясь современным языком, целый культурно-развлекательный комплекс. При библиотеке в начале XX в. работали курсы стенографии, английского языка для эмигрантов, бухгалтерского дела, действовали несколько музыкальных коллективов (джаз-банд, хор, оркестр), функционировали гимнастический зал, бассейн, бильярдная, комната отдыха и парикмахерская.
Эти примеры более чем столетней давности экстравагантны для наших дней даже с учетом современных мутаций библиотек. Библиотека, изначально созданная как хранилище полезных для общества знаний, со временем стала еще и хранилищем знаний (информации) для общего просвещения, отдыха и приятного времяпровождения. Знание, как известно, может быть фиксированным - на бумаге, чаще всего, и нефиксированным. Долгие века библиотека была связана только с фиксированным знанием, но все меняется... Эндрю Карнеги рассуждал: знание (информация) есть все, и всему этому - место в библиотеке. Безусловно, следует учесть, что тогда других комплексных учреждений культурно-досугового типа не было, соответственно, эту роль могла исполнять библиотека. Как показывает статистика, исполняла успешно: только за один год мероприятия ее музыкального зала посетили 29 тыс. человек.
Активный спрос на традиционные библиотечные услуги в XX в., связанный с потребностями образования и профессиональной деятельности, развитие родственных учреждений культуры снизили для зарубежных (американских, английских - прежде всего) библиотек необходимость использования «некнижных» форм деятельности. Однако при этом сама идея - формирование библиотеки как учреждения комплексных широкопонимаемых информационных (и не всегда - информационных) услуг - остава-
лась актуальной. Так, английский библиотековед В. Мьюрисон в начале 1970-х гг. пишет: «. библиотека в качестве социального института существует в первую очередь для людей и уж во вторую - для книг и все, что она делает, должно соизмеряться с нуждами населения обслуживаемого района. Библиотеки существуют на деньги налогоплательщиков и обязаны доказывать соответствие затрат ценности оказываемых населению услуг.» [Цит. по: 18, с. 193]. В целом, констатируя положение английских библиотек, специалист Лакхэм говорил, что они проделали большой путь от положения «Золушки» в глазах местных сообществ и их властей до нынешнего положения, когда ставится вопрос о том, что они должны взять на себя роль культурных центров, объединяющих вокруг себя жизнь микрообщин в условиях современных мегаполисов: именно на них ляжет задача преодоления отчуждающего воздействия мегаполиса, для этого библиотеки должны будут обратиться к другим средствам коммуникации, упрочить свои связи с центрами и ассоциациями искусств [Цит. по: 18, с. 202]. Лакхэм утверждал, что обследования показывают желание местного населения усиления, активизации и большего разнообразия культурной деятельности библиотек.
В начале XXI в., под натиском характерных и для российского общества социокультурных обстоятельств, откровенным лозунгом зарубежного библиотечного дела стали слова «Чтобы привлечь людей в библиотеки, им нужно предложить гораздо больше, чем только книги», конкретизируемые признаниями типа «Не важно, что мы думаем. Главное, что думают они - наши читатели. Мы находимся на службе общества, мы их обслуживаем»; «В библиотеках все больше клиентов, которые приходят не для того, чтобы взять книги. Они приходят проверить электронную почту. полистать журналы и выпить чашечку кофе» [22; цит по: 5, с. 89; 15, с. 56]. Считаем важным обратить внимание на использование в последнем высказывании термина клиент вместо более привычного для библиотечной лексики читатель, пользователь: в отношении как новых, нетрадиционных для библиотеки ус-
23
луг, так и в целом для всего разнообразия сценариев поведения человека в библиотеке, он действительно более адекватен [17; 20].
Результаты многих успешных зарубежных библиотечных проектов не позволяют нам считать приведенные цитаты примерами профессионального цинизма и обвинять зарубежных коллег в недостаточном библиотечном патриотизме. Однако мнение об определенной профессиональной деградации библиотекарей развитых индустриальных стран прочитывается как в книге Д. К. Равинского, так и работах других авторов [16; 21]. Однако при этом им, как и нам, понятно: современное бытие библиотек определяют реалии, в которых они работают.
Привлечь читателей - почти любыми услугами - так сегодня поступают многие зарубежные библиотеки. Прокат электродрелей, демонстрационная разделка туш животных, работа групп по грудному вскармливанию, йога для младенцев и дошкольников, вечерние чтения эротической литературы, семинары «по смеху» и др. - такие услуги в ассортименте американских и английских библиотек. Аргументация их появления такова: «Новая библиотека Бирмингема обошлась в 189 миллионов фунтов, а следовательно, должна была быть более полезной, чем предыдущая», «... мероприятия, не относящиеся к литературе, могут преследовать двойную цель. Когда люди пришли, они охотнее воспользуются и образовательными услугами», «Мы открыты для новых идей. Мы хотим играть важную роль в жизни местной общины, быть местом встречи людей», «. чтобы оставаться актуальными, вынуждены прибегать к крайним мерам», «. расширение общественных, нелитературных программ находит живой отклик у посетителей библиотек» [13; 22].
Формально эти аргументы абсолютно приемлемы для отечественной библиотечной практики. Суровый прагматизм первого аргумента адекватен взглядам российских чиновников: «. если в год на библиотеку, на ее содержание тратится три миллиона и делается это ради десяти людей и пяти, которые там работают, - это та роскошь, которую город позволить себе не может» [2].
Об остроте проблемы привлечения читателей в библиотеку говорят не только статистические данные, но и авторитетные выводы и рефлексивные признания. Из выступления философа С. Н. Каташинских на Всероссийской конференции «Чтение как система трансляции духовного и культурного опыта»: «Отношение к классическому чтению с книгой в руках отныне в массовом сознании не является ни практической необходимостью, ни духовной потребностью»; из выступления участников Всемирного библиотечного и информационного конгресса: «.интерес общества к посещению библиотек в "чистом" виде падает. Общество сделало выбор в пользу получения информации через Интернет»; из статьи Д. Леонтьева, профессора факультета психологии МГУ, директора института экзистенциальной психологии и жизнетворчества: «У человека имеется множество возможностей получить книгу. Что касается меня, то библиотека будет последним местом, куда я приду читать художественную литературу. Посещаемость библиотек вырастет, если человеку будет комфортно прийти туда и заниматься чем-то еще, помимо чтения, и, конечно, если в библиотеке будет комфортно читать» [6, с. 63; 9, с. 17; 23, с. 79].
Безусловно, привлечение читателей - не самоцель библиотеки: истинные профессионалы помнят о действительном смысле этой деятельности: «.создание и предоставление всех условий для индивидуального развития граждан, улучшение качества их жизни в технократическом информационном веке», в связи с чем, как отмечает Я. Л. Шрайберг, «руководитель современной библиотеки в условиях изменяющегося информационного окружения и позиционирования библиотеки в современном информационном обществе должен находить тот уровень информационного обеспечения и сервиса, который позволит ему и сохранить читательский контингент, и привлечь новый», соответственно, среди чрезвычайно важных задач библиотек - «как привлечь к чтению, посещению библиотеки» [24, с. 46-47].
Прогрессивные урбанисты признают: «. модернизация экономики невозможна вне решения проблемы свободного времени, без обретения городскими жителями достойных форм
24
существования, важнейшими элементами которых являются культура и досуг» [15, с. 20]. Следует признать актуальность современной стилистики, связывающей деятельность библиотек с качеством жизни населения. В свою очередь важнейшим показателем качества жизни человека является его культура досуга.
Досуговый потенциал библиотечных ресурсов - как традиционных, так и электронных - огромен, опыт массовой просветительской деятельности также существенен. В полной мере это значение библиотек отражено и в качестве их перспектив развития в обсуждаемом проекте «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» [12]. В этом регламентирующем документе открыто заявлено о необходимости активного использования некнижных форм библиотечной деятельности в формате функционирования как площадки обсуждения информации (место общения, просвещения), проведения социально значимых мероприятий, «третьего места», пространства для просмотра кинофильмов, проведения интеллектуальных игр и др.
Подобный подход целесообразен в ситуации масштабности деятельности библиотек по поддержке и продвижению чтения, которая, к сожалению, ожидаемого увеличения числа их читателей не дает. Соответственно, логично предполагать, что эта работа должна быть подкреплена другими действиями, а именно -сознательным созданием жизненно важных поводов, провоцирующих человека на посещение библиотеки (под поводом понимается обстоятельство, способное стать причиной какой-либо деятельности).
Таким образом, российские библиотеки действительно находятся в той же ситуации, что и зарубежные: «.чтобы оставаться актуальными, вынуждены прибегать к крайним мерам» [22, с. 25]. Если традиционные поводы посещения библиотеки имеют в своей основе потребность в фиксированной информации («информационные поводы»), то сегодня складывается практика активного использования «неинформационных поводов» - привлекательной услуги, действия, события, проис-
ходящих в помещении библиотеки и могущих выступить причиной для ее посещения.
Примеры подобных мер впечатляют. Так, в челябинских библиотеках вручают паспорта, проводят виртуальные игры по боулингу, собирают на переработку «севшие» батарейки; в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова в Москве на семейном фестивале создавали мультфильмы, проводили круглый стол по семейному тайм-менеджменту, консультации психологов по раннему становлению речи, мастер-класс по приготовлению вегетарианских сладостей, выступали тренеры по детскому плаванию, по бэби-йоге, контактной импровизации; в других российских библиотеках создают комнаты временного пребывания детей, клубы различных рукоделий, открывают музеи варенья, студии исторических и спортивных танцев и т. п.
Все эти примеры - результат осознания библиотеками новой социокультурной ситуации, вызванной изменениями политического и социально-экономического характера, приведшей к новым характеристикам как состояния населения (помимо названных ранее факторов, добавим и такой, как «социальная усталость», что формирует потребность в досуге как релаксации), так и новым профессиональным ориентирам. По мнению С. Г. Матлиной, новая система общественных ценностей «существенно повлияла на деятельность публичных библиотек» [10, с. 165].
Создавая для населения нестандартные поводы для посещения библиотеки, ее сотрудники реализуют современное международное понимание роли библиотеки как «общественного места», где прежде всего создается возможность вступать людям в неформальные контакты, обеспечивается их комфортное общение. В конечном итоге это позволяет библиотеке раскрыть неиспользуемый ранее (или недостаточно используемый) потенциал значимого учреждения в формировании гражданского общества. С точки зрения С. А. Басова, «публичные библиотеки могут претендовать на роль основного социального института, действующего в сфере свободного времени, по гражданской социализации населения» [1, с. 30]. Следовательно, сам факт нахождения лю-
25
дей, объединенных проблемами, характерными для всего общества и для конкретной территории их места проживания, на библиотечной площадке - это возможность собственно библиотечными и сознательно привлеченными другими ресурсами реализовывать важнейшие функции социального института - просветительскую, социализирующую (в рамках досуговой деятельности).
Создаваемые зарубежными и отечественными библиотеками неинформационные поводы их посещения во всем складывающемся разнообразии тематики и форм актуализируют задачу их осмысления на предмет адекватности библиотечной миссии. Наиболее полно по этому вопросу высказалась И. И. Тихомирова: «.я все больше убеждаюсь, что. наши публичные библиотеки постепенно отходят от гуманитарной миссии в сторону технической и сползают на бытовой потребительский уровень. .В целом же у российской библиотеки сегодня одна цель -выжить. А значит, необходимо, чтобы ее посещали. В погоне за посетителями библиотека вынуждена превращаться в центр бытового обслуживания населения, теряя тем самым смысл своего существования - "прокладывать путь к свету через лабиринт невежества". Откликаясь на вызовы XXI века, библиотека в России, как и на Западе, часто теряет свое "Я". Традиционная миссия библиотеки, нацеленная на социально значимое большое дело, подменяется малыми, бытовыми делами» [21, с. 10].
Нельзя не согласиться со словами уважаемого специалиста, но есть и другая правда: часто пустые библиотеки видны всем - и чиновникам от культуры, и простым людям. При этом здравой выглядит точка зрения также опытного библиотечного руководителя, решившегося на откровенное профессиональное признание: «. продолжает развиваться. противоречие: несоответствие между самооценкой библиотекарей и существующей оценкой их в обществе. Завышенная самооценка - это характерно для библиотечных специалистов нашей страны. Не слу-
чайно с энтузиазмом подхвачено сказанное в конце прошлого года: библиотекари - последние святые на Руси. (А ведь от святых на равном расстоянии и боги, и блаженные.)» [4, с. 15].
Если сейчас библиотекам не закрепиться в местном сообществе, пренебречь его малыми, бытовыми делами (а это и есть то, что связано с качеством жизни), то очень скоро пафосные разговоры об их миссии будет вести некому. Кроме того, выступая в качестве общественной площадки, места, где решаются как личные, так и групповые проблемы, пусть даже несколько «бытового уровня», привлекая для этого другие учреждения, органы власти, библиотека может добиваться преференций для себя и в целях укрепления относительно своей главной миссии.
При этом нельзя отрицать тот факт, что неизбирательность, «неразборчивость» библиотек в выборе приемов, средств привлечения на свою территорию населения может привести к большим проблемам. С одной стороны, надежда на то, что даже с учетом наших традиций, менталитета, в российских библиотеках клиентам не будут выдавать на прокат отбойные молотки и проводить мастер-классы по пивоварению, не очень велика. С другой -«замалчивание» этой проблемы явно не приведет к ее купированию.
Таким образом, современная действительность существенно трансформирует библиотечную идентичность. Однако этот вывод не бесспорен: историк, заслуженный профессор библиотеки и информационных исследований в Университете штата Флорида У. Вигэнд считает неправыми тех, кто видит видоизменение библиотек как их «упадок». «Активность библиотек, нацеленная на общественные нужды, - далеко не новая разработка, - говорит он. - Это, скорее, повторение того, что делалось в прошлом» [Цит. по: 22, с. 26]. Даже если это «повторение», то, безусловно, оно также нуждается в серьезном анализе своих новых социальных смыслов.
1. Басов, С. А. Гражданская миссия публичной библиотеки / С. А. Басов // Информационный бюллетень РБА. - 2008. - № 7. - С. 30-33.
2. Библиотеки в эпоху Цукерберга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/ 2014/42/ЫЬ1^ек1-у-ероЬи45икегЬе^а. - Загл. с экрана (дата обращения 24.11.14).
26
3. Вести от Сергея Миронова. Библиотека в XXI веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sergey-mironov.liyejournal.com/122379.html. - Загл. с экрана (дата обращения 24.11.14).
4. Гришина, С. М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии / С. М. Гришина // Научные и технические библиотеки. - 2009. - № 3. - С. 14-15.
5. Захаренко, М. П. Российский молодежный библиотечный конвент - 2012: вторая встреча в необычном формате (Москва, 9-11 октября 2012 г.) / М. П. Захаренко // Информационный бюллетень РБА. - 2013 -№ 66. - С. 86-89.
6. Каташинских, С. Н. Чтение как способ аккумуляции духовных ценностей / С. Н. Каташинских // Чтение как система трансляции духовного и культурного опыта: материалы Всерос. конф. (Санкт-Петербург, 11-12 нояб. 2008 г.) / РНБ. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 64-65.
7. Коробкина, Т. Е. Публичная ли публичная библиотека в России? Итоги опроса, проведенного секцией публичных библиотек РБА в 2009 г. [Электронный ресурс] / Т. Е. Коробкина. - Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/librarians/rba/conference-2009-25-Korobkina.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 24.11.14).
8. Кузьмин, Е. И. Закулисье глобального информационного общества: библиотеки и большая политика / Е. И. Кузьмин // Библиотековедение. - 2013. - № 2. - С. 13-18.
9. Леонтьев, Д. Расслоение чтения в эпоху массовой культуры / Д. Леонтьев // Библиотечное дело. -2012. - № 18. - С. 14-17.
10. Матлина, С. Г. Публичная библиотека как феномен культуры / С. Г. Матлина // Информационный бюллетень РБА. - 2008. - № 47. - С. 20-23.
11. Матлина, С. Г. Место встреч изменить нельзя: еще раз о будущем библиотек / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. - 2012. - № 4. - С. 8-9.
12. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mincultrk.ru/presscentr/novosti/novosti_ministerstva/v_ministerstve_kultury_rossii_razrabotan_proekt_modelnogo_st andarta_deyatelnosti_obwedostupnyh_bibliotek. - Загл. с экрана (дата обращения 24.11.14).
13. Не только книги: как библиотеки привлекают посетителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/ukrainian/ukraine_in_russian/2014/04/140408_ru_s_new_libraries. - Загл. с экрана (дата обращения 24.11.14).
14. Проект «Библиотеки России» [Электронный ресурс] / Тюменская областная Дума: официальный портал. -Режим доступа: http://www.duma72.ru/ru/forum/forum9/topic34/?print=Y. - Загл. с экрана (дата обращения 24.11.14).
15. Прянишников, Н. Е. «Трамплин для будущего» или Библиотека должна быть самой заметной / Н. Е. Прянишников // Библиотечное дело. - 2012. - № 4. - С. 16-25.
16. Равинский, Д. К. Библиотека и вызовы XXI века / Д. К. Равинский / РНБ. - Санкт-Петербург, 2011. - 132 с.
17. Руссак З. В. «Клиент» как слово-концепт современной библиотечной действительности / З. В. Руссак, Л. В. Сокольская // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 2 (34). - С. 23-31.
18. Седов, Л. А. Массовая библиотека как разновидность организации (Реферативный обзор английских и американских исследователей) / Л. А. Седов // Библиотека и чтение: проблемы и исследования: сб. науч. тр. / РНБ, РГБ. - Санкт-Петербург, 1995. - С. 188-219.
19. Соколов, А. В. Миссии и мутации библиотек / А. В. Соколов // Библиотечное дело. - 2009. - № 14. - С. 2-10.
20. Сокольская, Л. В. Библиотечное движение навстречу клиенту: к вопросу о наименовании пользователей библиотек / Л. В. Сокольская, З. В. Руссак // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 2 (30). - С. 21-24.
21. Тихомирова, И. И. Библиотека: кризис идентичности. Есть ли выход? / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2012. - № 20. - С. 7-11.
22. Чтобы привлечь людей в библиотеки, им нужно предложить гораздо больше, чем только книги // Библиотечное дело. - 2013. - № 1. - С. 25-26.
23. Шибаева, Е. А. Современная библиотека - источник вдохновения и новых возможностей: взгляд участников Всемирного библиотечного и информационного конгресса / Е. А. Шибаева // Библиотековедение. - 2012. -№ 5. - С. 76-83.
24. Шрайберг, Я. Л. Интеграция библиотек в развивающееся информационное общество: что нас ждет впереди / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2013. - № 1. - С. 7-47.
Получено 2.12.2014
27
L. Sokolskaya
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: [email protected] Z. Russak
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Aits E-mail: [email protected]
MODERN LIBRARY: LOSS OF IDENTITY OR ACQUISITION OF NEW SOCIAL MEANINGS?
Abstract. Modern reality essentially transforms library identity which is most strikingly revealed on the level of understanding of social predestination of library institutions and in their multiple activity functions in particular. At present this issue intensifies the appearance of new kinds of libraries functioning which are not directly connected with their traditional understanding and pursuing the aim of library territory as the site of different entertainment actions of non-books character widening. Striving to preserve their social status both foreign and domestic libraries actively use non-informational motive to attract readers. As a consequence - loss of traditional understanding of their predestination by many libraries that needs acknowledgement today either as a degradation period or as a period of natural transformation into a new quality connected with new acquired social meanings. Attitude of some Russian specialist to what is going on is diametrically opposite: from the rating of "libraries social status reduction" to the rating of "library was and remains thepolyfunctional centre". Libraries evolution as social service institutions shows that non-book activities were actively used by the libraries as an effort to raise its rating among population and to create reasons for further attraction to books reading while creating a model of a foreign public library as a cultural centre of some local community. Active demandfor traditional library service in the XX century, connected with the requirements of education and professional activity, development of related cultural institutions have lowered the necessity to use "non-books" activity forms for foreign libraries (first of all for American and English ones). At the same time however the idea to form a library as a complex widely-understood informational (and not always informational) service institution was still urgent. At the beginning of XXI century when the demand for traditional library service subjectively lowered thus creating non-standard reasons for visiting a library and making library staff realize modern international understanding of a library role as "a public place" where there is an opportunity for people to communicate informally in a very comfortable atmosphere.
Keywords: library, polyfunctionality of a library, entertainment activity of a library, non-informational reasons for visiting a library
For citing: Sokolskaya, L. Modern library: loss of identity or acquisition of new social meanings? / L. Sokolskaya, Z. Russak // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. - № 1 (41). - P. 21-29.
References
1. Basov, S. A. Civil mission of a public library / S. A. Basov // Informatsionnyy byulleten' RBA [Informational bulletin RBA]. - 2008. - № 7. - P. 30-33.
2. Biblioteki v epokhu Tsukerberga [Libraries in the epoch of Zuckerberg] [Electronic resource]. - URL: http://expert.ru/expert/2014/42/biblioteki-v-epohu-tsukerberga. - Title from the screen (Appeal date 24.11.14).
3. Vesti ot Sergeya Mironova. Biblioteka v XXI veke [News from Sergey Mironov. Library in XXI century] [Electronic resource]. - URL: http://sergey-mironov.liyejournal.com/122379.html. - Title from the screen (Appeal date 24.11.14).
4. Grishina, S. M. Psychosomatic problems of a library profession / S. M. Grishina // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries]. - 2009. - № 3. - P. 14-15.
5. Zakharenko, M. P. Russian youth library convent - 2012: second meeting in unusual format (Moscow, October 9-11, 2012) / M. P. Zakharenko // Informatsionnyy byulleten' RBA [Informational bulletin RBA]. - 2013 -№ 66. - P. 86-89.
28
6. Katashinskikh, S. N. Reading as a way of intellectual values accumulations / S. N. Katashinskikh // Chtenie kak sistema translyatsii dukhovnogo i kul'turnogo opyta [Reading as the system of intellectual and cultural experience translation] / RNB. - Saint Petersburg, 2009. - P. 64-65.
7. Korobkina, T. E. Publichnaya li publichnaya biblioteka v Rossii? Itogi oprosa, provedennogo sektsiey publichnykh bib-liotek RBA v 2009 g. [Is public library in Russia public? Results of the polls conducted by RBA public libraries section in 2009] [Electronic resource] / T. E. Korobkina. - URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/rba/conference-2009-25-Korobkina.htm. - Title from the screen (Appeal date 24.11.14).
8. Kuzmin, E. I. Global Informational society backstage: libraries and big politics / E. I. Kuzmin // Bibliotekove-denie [Library science]. - 2013. - № 2. - P. 13-18.
9. Leontiev, D. Stratification of reading in mass culture epoch / D. Leontiev // Bibliotekovedenie [Library science]. - 2012. - № 18. - P. 14-17.
10. Matlina, S. G. Public library a culture phenomenon / S. G. Matlina // Informatsionnyy byulleten' RBA [Informational bulletin RBA]. - 2008. - № 47. - P. 20-23.
11. Matlina, S. G. The place of meetings must not be changed: once again about libraries' future / S. G. Matlina // Bibliotekovedenie [Library science]. - 2012. - № 4. - P. 8-9.
12. Model'nyy standart deyatel'nosti obshchedostupnoy biblioteki: proekt [Public library activity model standard: draft] [Electronic resource]. - URL: http://mincultrk.ru/presscentr/novosti/novosti_ministerstva/v_ministerstve_ kultury_rossii_razrabotan_proekt_modelnogo_standarta_deyatelnosti_obwedostupnyh_bibliotek. - Title from the screen (Appeal date 24.11.14).
13. Ne tol'ko knigi: kak biblioteki privlekayut posetiteley [Not only books: how libraries attract visitors] [Electronic resource]. - URL: http://www.bbc.co.uk/ukrainian/ukraine_in_russian/2014/04/140408_ru_s_new_libraries. -Title from the screen (Appeal date 24.11.14).
14. "Libraries of Russia" project [Electronic resource] // Tyumenskaya oblastnaya Duma [Tyumen City Duma]. - URL: http://www.duma72.ru/ru/forum/forum9/topic34/?print=Y. - Title from the screen (Appeal date 24.11.14).
15. Pryanishnikov, N. E. "Jumping-off place for future" or Library must be most outstanding / N. E. Pryanish-nikov // Bibliotekovedenie [Library science]. - 2012. - № 4. - P. 16-25.
16. Ravinsky, D. K. Biblioteka i vyzovy XXI veka [Library and challenges of XXI century] / D. K. Ravinsky; RNB. -Saint Petersburg, 2011. - 132 p.
17. Russak, Z. V. "Client" as a word-concept of modern library reality / Z. V. Russak, L. V. Sokolskaya // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2013. - № 2 (34). - P. 23-31.
18. Sedov, L. A. Mass library as a kind of institution (review of English and American researchers) / L. A. Sedov // Biblioteka i chtenie: problemy i issledovaniya [Library and reading: problems and researches] / RNB, RGB. -Saint Petersburg, 1995. - P. 188-219.
19. Sokolov, A. V. Missions and mutations of libraries / A. V. Sokolov // Bibliotekovedenie [Library science]. - 2009. -№ 14. - P. 2-10.
20. Sokolskaya, L. V. Library movement towards a client: to the problem of a name of library users / L. V. Sokolskaya, Z. V. Russak // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2012. - № 2 (30). - P. 21-24.
21. Tikhomirova, I. I. Library: identity crisis. Is there a way out? / I. I. Tikhomirova // Bibliotekovedenie [Library science]. - 2012. - № 20. - P. 7-11.
22. People must be offered much more than only books to stimulate their going to libraries // Bibliotekovedenie [Library science]. - 2013. - № 1. - P. 25-26.
23. Shibayeva, E. A. Modern library as a source of inspiration and new possibilities: World library and information congress's participants view / E. A. Shibayeva // Bibliotekovedenie [Library science]. - 2012. - № 5. - P. 76-83.
24. Shreiberg, Ya. L. Libraries integration to the developing informational society: what are we waiting for in future / Ya. L. Shreiberg // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries]. - 2013. - № 1. - P. 7-47.
Received 2.12.2014
29