Психологические науки
УДК 159.9
ТЕОРИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ «ПУЛЬСАР»
Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, ЧОУВО "Восточно-Европейский Институт Психоанализа", Санкт-Петербург
Аннотация
В настоящей работе рассматривается концепт «ошибки принятия решения» в различных психологических школах, отличающихся тактикой борьбы с ошибками: постфактум, «здесь и сейчас», заблаговременно. Последнее достигается развитием и тренировкой прогностических способностей и антиципации. Эти психические качества, как уже было показано более ранними исследованиями, чрезвычайно важны, например, в спорте. Существует, по меньшей мере, три теории, объясняющих антиципацию с естественнонаучных позиций. Современные научные исследования и многолетняя практика позволили автору создать уникальную психотехнологию «Пульсар», направленную, в числе прочего, на развитие и тренировку прогностических способностей и антиципации. Приведен пример результативного применения психотехнологии «Пульсар».
Ключевые слова: когнитивная психология, ошибки принятия решения, прогностические способности, антиципация, психотехнология «Пульсар».
THEORY AND PREVENTION OF DECISION MAKING ERRORS BY MEANS OF PSYCHOTECHNOLOGY "PULSAR"
Igor Anatolievich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Eastern European Institute of Psychoanalysis (EEIP), St. Petersburg
Annotation
In the present article, the concept of "decision making errors" is considered from the point of view of various psychological schools that differ in tactics of combating errors: post factum, "here and now", in advance. The latter is achieved by the development and training of prognostic abilities and anticipation. These mental qualities, as already shown by earlier studies, are extremely important, for example, in sports. There are at least two theories explaining the anticipation from the standpoint of the natural sciences. Modern scientific research and many years of practice allowed the author to create a unique psycho-technology "Pulsar", aimed, among other things, to develop and train prognostic abilities and anticipation. An example of the effective application of psychology "Pulsar" is given.
Keywords: cognitive psychology, decision making errors, prognostic abilities, anticipation, psycho-technology "Pulsar".
Тактика борьбы с ошибками принятия решения в психологии условно может быть разделена на три направления. Большинство психологических школ (анализ поведения Скиннера, психоанализ Фрейда, постмодернизм и социальный конструктивизм Деррида и Фуко, гуманистическая психология Маслоу, оперантный субъективизм Стефенсона и др.) учат бороться с ошибками путем их исправления постфактум. Редкие школы (эко-бихеви-оральная наука Роджера Баркера, школы восточного толка, типа дзен и пр.) предлагают избавляться «здесь и сейчас». Но ни одна психологическая школа не учит прогнозировать ошибки и устранять (или хотя бы снижать их деструктивное воздействие) их заблаговременно. Хотя в арсенале психологии есть понятие антиципации и прогностических способностей, анализ которых будет проведен ниже, тем не менее, на текущий момент не существует сколь-нибудь ясной теории на этот счет.
Сторонники обработки информации пишут, что мозг работает с символами или отображениями мира, а не с реальными объектами, и это принимается за самоочевидный
факт потому, что наличие ошибок демонстрирует частое несоответствие между тем, что мы, по-видимому, воспринимаем, и тем, что происходит в действительности. Согласно ре-презентационизму, тот факт, что имеют место ошибки, доказывает, что мы реагируем не непосредственно на мир, а только на внутренние образы. Согласно Ранцену ошибки происходят, когда (а) индивидуум лишен возможности познавать, (б) индивидууму недостает когнитивной способности, которой требует ситуация, или (в) ситуация перекрывает доступ к какому-то факту, который нужен индивидууму. Постмодернизм и социальный конструктивизм констатируют, что истина - это согласованность взглядов, а ошибка - это расхождение во мнениях, ибо каждый прав со своей точки зрения [5].
Антиципация, как эффективный тактический прием избегания ошибок принятия решений заранее, рассматривается некоторыми психологическими школами. Робин Скиннер и Клиз (1994) считали, что антиципация (предощущение) является одним из «зрелых способов борьбы с настоящим стрессом. Вы уменьшаете стресс некоторых трудных задач, предвидя, каково это будет и готовится к тому, как вы собираетесь с ним справляться» [4]. Но, хотя анализ поведения Берреса Фредерика Скиннера, обработка информации Миллера и «экологическое восприятие» Гибсона обращались к теме антиципации и пытались представить модели прогнозирования ошибок, которые, но, по сути, их аргументации так и остались на уровне теоретических моделей, так как ни одна из этих школ не указала на то, как развивать, как тренировать антиципацию и прогностические способности. Более того, скорее тема антиципации обращалась к тем или иным психологическим теориям, для объяснения своих механизмов предчувствия, предвосхищения, предвидения с позиции различных точек зрения. Мак Морис (2004) рассматривает упреждающие действия (interceptive actions) у спортсменов с позиции трех систем: теории обработки информации, теории двигательных систем и с позиции экологической психологии, а предощущение (perceptual anticipation) - с позиции когнитивной и экологической психологии, не отдавая предпочтение ни одной из них. «Если предощущение - прежде всего функция ЦНС, то экологическим психологам нечего сказать на этот счет. Для них предощущение зависит от такого распознавания событий, которые приведут к определенным возможностям (affordances) в поведении. Это не продукт памяти. Вся необходимая информация присутствует в окружающей среде» [3].
Итак, заблаговременное восприятие ошибок - лучшая тактика борьбы с ошибками. Здесь вряд ли кто будет возражать. Но как объяснить антиципацию, и как ее, что еще труднее, развивать? Ведь если не ответить на эти два вопроса, то антиципация так и останется в области мистики и ее не удастся перенести в ранг научных категорий, а исправление ошибок по-прежнему останется вероятностным процессом с запредельно низким процентом сходимости, цена которого, нередко, многочисленные человеческие жертвы.
Успешность (сведение к минимуму количества ошибок) любой человеческой деятельности основана на трех фундаментальных позициях: 1. Физические кондиции человека, 2. Профессиональный уровень эксперта, 3. Психологическая готовность к выполнению деятельности, в том числе к снижению ошибок принятия решений психологическими средствами.
Первая позиция относится к биологическим концептам, вторая - к педагогическим. Психология игнорирует, как правило, первые две позиции, поэтому третья, собственно психологическая, часто оказывается «вырванной из контекста», что приводит к огромному количеству теоретических допущений и возникновению новых и новых ошибок.
Можно, конечно, бесконечно исправлять ошибки, и тут психологи преуспели, но порой они стоят слишком дорого. Как говорят в армии, «уставы написаны кровью людей». Существует по меньшей мере три теории, объясняющие механизм прогностических способностей: теория временных рядов, теория распознавания по признакам и теория сигнала. Как видно уже только по самим терминам, все эти теории относятся, скорее, к когнитивной психологии, ибо представляют собой технические аналогии, которые моделируются
математико-статистическим аппаратом.
Теория временных рядов основана на накоплении данных за какой-то промежуток времени и дальнейшем предсказании поведения данных по линии тренда. В психологии личности это аналогично накапливаемому жизненному опыту с возрастом. Конте и Плут-чик (1995) указывали, что «использование зрелой защиты (сублимация, антиципация), как правило, возрастало с возрастом» [2]. У людей этот процесс намного достаточно сложен и подвержен огромному количеству мешающих факторов, приводящих к ошибкам. Например, эмоциями (одна из них - боязнь ошибиться) или «моделью ожидаемого будущего», внушенной социальными установками, которая может кардинальным образом отличаться от частного прогноза. Что еще хуже, порицанием социумом таких способностей, ввиду их неоднозначности и неопределенности, а также возможностью манипуляцией сознанием масс. Но что делать конкретному индивидууму, когда он еще молод и не успел накопить «жизненный опыт», а ситуация требует от него адекватного поведения в экстремальной ситуации. Например, боевые действия, чрезвычайные ситуации, спортивные состязания -это те виды деятельности, где непосредственные участники событий, как правило, весьма молоды и полагаются, зачастую, на удачу, либо, в силу, опять же, своего возраста, даже не осознают всей опасности положения. Как объяснить наличие антиципации у молодого солдата, спасателя, боксера?
Теория распознавания по признакам. По сути, эта теория - более развитая предыдущая, но ее отличие заключается в том, что отслеживается не наблюдаемое явление, а явления, сопутствующие наблюдаемому. Многие явления имеют многочисленные характеристики, например, такое событие, как выпадение осадков коррелирует и предваряется таким событием, как понижение атмосферного давления. Благодаря барометру мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать выпадение осадков. Давно не является секретом, что существуют люди, чувствительные к пониженному атмосферному давлению, которые хорошо «предчувствуют» выпадение осадков. О механизмах чувствительности биологических клеток к изменению окружающего давления мы здесь указывать не будем. Психологи часто относят решение задач по признакам к качествам интеллекта.
Теория сигнала. Как известно, ни один сигнал в естественных условиях не возни-
(рисунок 1), то система будет регистрировать сигнал в момент 1н (условно будем считать его «настоящим временем»), но если каким-либо образом уровень шумов понизить, то время регистрации сигнала сдвинется влево, т.е. в будущее 1д. Другими словами, система приобретет способность регистрировать сигнал раньше Д1 «настоящего времени», т.е. антиципировать событие.
Рассмотренные выше три альтернативные теории прогностических способностей неизбежно вызывают вопрос, поставленный ранее: как развивать и натренировывать антиципацию? В теории временных рядов и теории распознавания по признакам все
Рисунок 1. - Распределение сигнала во времени (общая схема)
кает мгновенно - требуется какое-то время А1, что бы сигнал достиг максимальной амплитуды (рисунок 1). Собственно, вопрос в самом понятии "мгновенно", которое будет означать просто зарегистрированный сигнал с передним фронтом Г-образной формы. Это больше характеристика регистрирующей системы, чем самого сигнала. С другой стороны, важен уровень шумов регистрирующей системы. Если считать, что за «норму» принят уровень шумов Н
относительно понятно - жить активной жизнью и накапливать жизненный опыт (опять же, не избегая ошибок). В теории сигнала вопрос ставится кардинально иначе - каким образом можно понизить уровень шумов регистрирующей системы? И здесь, видимо, речь должна идти о механизме переработки информации человеком (МПИЧ). Другими словами, требуется привести МПИЧ в некое оптимальное состояние, чтобы собственные шумы регистрирующих (сенсорных) систем понизились, а время регистрации и переработки сигналов -сместилось влево. Когнитивисткий подход дает вполне четкое объяснение и предлагает достаточно эффективную психотехнологию для решения этой задачи. И хотя некоторые элементы этой психотехнологии были созданы психоаналитиками, а некоторые этапы очень тесно смыкаются с представлениями экологических психологов, но механизм все же однозначно трактуется когнитивистами, как переработка информации и соотносится с биологическим принципом сегментарной иннервации.
Психотехнология, названная «Пульсар», направленная на развитие антиципации за счет снижения уровня чувствительности сенсорных систем, разрабатывалась автором настоящей статьи с конца 80-х годов 20 века и проходила апробацию в широком ряде организаций. В числе прочего проходила апробацию на борту ОПК «Мир» в 1993 г. и МКС в 2006 г., при подготовке спортсменов-единоборцев высокого уровня к соревновательной деятельности и многих других, где показала высокую эффективность [1].
Пример по снижению количества ошибок принятия решения у летчиков приведен ниже. Двадцать летчиков высокого уровня проходили курс доразвития летных навыков в одной из авиационных академий России в течение 6 месяцев. У летчиков были протестированы некоторые параметры перед занятиями на авиасимуляторе. Каждый летчик налетал не менее 10 часов в течение 6 тренировочных полетов на авиасимуляторе. Повторное тестирование было проведено по окончании тренировок. Выборка из 10 летчиков прошла занятия по психотехнологии «Пульсар» перед полетами на авиасимуляторе. Третье тестирование было проведено через месяц, после отпуска пилотов. Сравнительный анализ двух групп испытуемых показал, что результаты экспериментальной выборки, по сравнению с контрольной, следующие: а) время принятия решения на выполнение профессиональных задач сократилось на 7-15%; б) слаженность действий экипажей самолетов возросла в 3 раза; в) количество ошибок техники пилотирования (взлет, сложный пилотаж, посадка)
снизилось на 5-18%; г) потеря навыков пилотирования после отпуска в течение 1 месяца составила всего 12% против 40% в контрольной группе.
Сущность психотехнологии «Пульсар» заключается в ежедневном (!) выполнении хроно-психотелесных упражнений (физические упражнения, предваряемые концентрацией внимания на определенном мыс-леобразе, выполняется строго в определенные дни солнечного года), формализованных в компьютерной программе «Солнечный круг» (рисунок 2), идею которой предложил еще в 1993 году космонавт А.Ф. Полищук, после апробации психотехнологии в условиях космического полета [5]. И упражнение, и мыслеобраз точечно воздействуют (по принципу сегментарной иннервации) на тот блок нервной системы, который в текущие сутки с высокой вероятностью может дать сбой (совершить ошибку принятия решения) в обработке информации. Основной эффект психотехнологии «Пульсар» сводится к: 1) снижению
Рисунок 2. - Компьютерная программа «Солнечный круг» (версия 2) -справочная система, ежедневно информирующая пользователя о комплексе хроно-психотелесных упражнений, для адаптации человека к условиям окружающей среды
собственного уровня шумов сенсорных систем, 2) повышению качества переработки информации человеческом, 3) уменьшению количества и качества ошибок принятия решения, 4) повышению адекватности поведения и снижении травматизма.
ВЫВОДЫ
Предлагаемая система может быть отнесена к когнитивизму (хотя в ней обнаруживаются некоторые идеи экологической психологии и методы телесно-ориентированной психотерапии), объектом данной системы являются ошибки принятия решения, предметом - антиципация (или прогностические способности), механизм воздействия объясняется принципом сегментарной иннервации, а психотехнология основана на хроно-психо-телесных упражнениях, формализованных в компьютерной программе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, И.А. Психотехнология «Пульсар». Опыт современных исследований традиционных психотехнологий Восточной Азии / И.А. Воронов. - Саарбрюкен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 81 с.
2. Conte, H.R. Ego Defenses: theory and measurement / H.R. Conte, R. Plutchik. - New York : Wiley, 1995. - 340 p.
3. McMorris, T. Acquisition and Performance of Sports Skills / T. McMorris. - West Sussex : John Wiley and Sons Ltd., 2004. - 300 p.
4. Skynner, R. Life and how to survive it / R. Skynner, J. Cleese. - London : NewDay Ltd, 1994.
- 125 p.
5. Smith, N.W. Current Systems in Psychology: History, Theory, Research, and Applications / N.W. Smith. - State University of New York at Plattsburg : Thomson Learning, 2001. - 384 р.
REFERENCES
1. Voronov, I.A. (2016), Psychotechnology "Pulsar". The experience of modern studies of traditional psychotechnologies in East Asia, LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland. Saarbrucken.
2. Conte, H.R. and Plutchik, R. (1995), Ego Defenses: theory and measurement, Wiley, New York.
3. McMorris, T. (2004), Acquisition and Performance of Sports Skills, John Wiley and Sons Ltd.
4. Skynner, R. and Cleese, J. (1994), Life and how to survive it, NewDay Ltd. London.
5. Smith, N.W. (2001), Current Systems in Psychology: History, Theory, Research, and Applications, Thomson Learning, State University of New York at Plattsburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2018
УДК 796.01:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Вадим Николаевич Гладков, врач высшей категории,
Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Департамента спорта и туризма города Москвы, Василиса Владимировна Владыкина, аспирант,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва
Аннотация
Публикация посвящена психологической подготовке спортсменов к важным соревнованиям. Психологические воздействия приводят деятельность атлета при последующем аутотренинге к формированию характера спортсмена, способного мобилизоваться в условиях жесткой соревновательной конкуренции и показать лучший результат.
Ключевые слова: установка, формирование характера, волевые качества, психический потенциал.