собственного уровня шумов сенсорных систем, 2) повышению качества переработки информации человеческом, 3) уменьшению количества и качества ошибок принятия решения, 4) повышению адекватности поведения и снижении травматизма.
ВЫВОДЫ
Предлагаемая система может быть отнесена к когнитивизму (хотя в ней обнаруживаются некоторые идеи экологической психологии и методы телесно-ориентированной психотерапии), объектом данной системы являются ошибки принятия решения, предметом - антиципация (или прогностические способности), механизм воздействия объясняется принципом сегментарной иннервации, а психотехнология основана на хроно-психо-телесных упражнениях, формализованных в компьютерной программе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, И.А. Психотехнология «Пульсар». Опыт современных исследований традиционных психотехнологий Восточной Азии / И.А. Воронов. - Саарбрюкен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 81 с.
2. Conte, H.R. Ego Defenses: theory and measurement / H.R. Conte, R. Plutchik. - New York : Wiley, 1995. - 340 p.
3. McMorris, T. Acquisition and Performance of Sports Skills / T. McMorris. - West Sussex : John Wiley and Sons Ltd., 2004. - 300 p.
4. Skynner, R. Life and how to survive it / R. Skynner, J. Cleese. - London : NewDay Ltd, 1994.
- 125 p.
5. Smith, N.W. Current Systems in Psychology: History, Theory, Research, and Applications / N.W. Smith. - State University of New York at Plattsburg : Thomson Learning, 2001. - 384 р.
REFERENCES
1. Voronov, I.A. (2016), Psychotechnology "Pulsar". The experience of modern studies of traditional psychotechnologies in East Asia, LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland. Saarbrucken.
2. Conte, H.R. and Plutchik, R. (1995), Ego Defenses: theory and measurement, Wiley, New York.
3. McMorris, T. (2004), Acquisition and Performance of Sports Skills, John Wiley and Sons Ltd.
4. Skynner, R. and Cleese, J. (1994), Life and how to survive it, NewDay Ltd. London.
5. Smith, N.W. (2001), Current Systems in Psychology: History, Theory, Research, and Applications, Thomson Learning, State University of New York at Plattsburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2018
УДК 796.01:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Вадим Николаевич Гладков, врач высшей категории,
Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Департамента спорта и туризма города Москвы, Василиса Владимировна Владыкина, аспирант,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва
Аннотация
Публикация посвящена психологической подготовке спортсменов к важным соревнованиям. Психологические воздействия приводят деятельность атлета при последующем аутотренинге к формированию характера спортсмена, способного мобилизоваться в условиях жесткой соревновательной конкуренции и показать лучший результат.
Ключевые слова: установка, формирование характера, волевые качества, психический потенциал.
PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETE
Gennady Andreevich Gilev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Vadim Nikolaevich Gladkov, the doctor of higher category, Center of innovative sports technologies and training of national teams of the Department of
Sport and Tourism of Moscow, Vasilisa Vladimirovna Vladykina, the post-graduate student, Moscow Pedagogical State University, Moscow
Annotation
Publication is devoted to the psychological training of the athletes for responsible competitions. The psychological impact leads the activities of the athlete during the subsequent autosuggestion training to building up the athlete's character, capable to mobilize for competitions to reach the best results.
Keywords: installation, formation of character, strong-willed qualities, mental potential.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях соревновательного стресса важным критерием возможности достичь высокого результата является мобилизация психической готовности, которая выступают основным фактором при прочих равных возможностях атлетов [4, 8].
Такие индивидуально-психологические качества как: гибкость мыслительных процессов, высокий уровень поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала, тревожность, нервно-психическая устойчивость, низкий уровень выраженности патопсихологических свойств личности и самоконтроль обуславливают психологическую готовность спортсменов в экстремальных ситуациях соревнований [1].
Однако, педагогические методы, которые направленны на мобилизацию предстартового психического состояния атлета, редко используются в практической работе тренера в тренировочном процессе. Вследствие чего, появляются неосознанные и неконтролируемые самим спортсменом физиологические реакции и элементы поведения, которые приводят к снижению соревновательного результата. Современными исследователями подчеркивается роль нервно-эмоционального напряжения в развитии патологических явлений, таких как истеройдные состояния, нервное перенапряжение, срыв адаптации, а также развитие стрессорной кардиомиопатии [2, 3].
Ключевой задачей нашего исследования явилась возможность воспитания спортсмена-бойца с учетом индивидуальных психологических проблем, наблюдаемых у атлетов при максимальных физических нагрузках и непосредственно на ответственных стартах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Многолетняя подготовка спортсменов делится на два периода: тренировочный и соревновательный. У каждого периода есть свои особенности. Тренировочный период связан с большим объёмом физических нагрузок, а в соревновательном периоде присутствует высокий уровень стресса. Характер спортсмена-бойца формируется при систематических победных выступлениях на соревнованиях, психическое состояние данного спортсмена мобилизовано на победу. На практике это наблюдается чрезвычайно редко. При постоянных или периодических проигрышах формируется психологический настрой спортсмена с синдромом «вечно второго». Чаще всего у таких спортсменов формируется отрицательный внутренний настрой к последующим состязаниям и страх соревноваться с конкретным соперником.
Отрицательное отношение при участии в соревнованиях увеличивает стрессовое воздействие на спортсмена. Даже, несмотря на отличную функциональную подготовленность, если у спортсмена присутствует внутренний негативный настрой, повышенная тревожность, пониженная психическая устойчивость на фоне отрицательного стереотипа поведения, то это не позволяет ему показать свой лучший результат, даже если атлет на
предварительных контрольных и отборочных стартах показывал хорошие достижения.
Психические возможности спортсменов в соревновательной период выступают на первый план. Нередко это является основным лимитирующим фактором в достижении наивысших спортивных результатов [6].
В педагогическом эксперименте принимали участие спортсмены, у которых были зафиксированы следующие психологические аспекты: неуравновешенность психических процессов, боязнь, настороженность в отношении ответственных стартов; нервные срывы в периоды выполнения высоких нагрузок; внезапное изменение техники на соревновательной дистанции; сильная усталость, беспокойный сон после объёмных тренировок, психическая неподготовленность к следующей тренировке; заметное снижение скорости на второй половине соревновательной дистанции. Для проведения эксперимента было получено согласие спортсменов и их наставников на участие в данном исследовании.
Со спортсменами была проведена работа, направленная на психологическую подготовку атлетов к важным соревнованиям. Обучение спортсменов методам самостоятельной психологической коррекции, с возможностью её суггестивной коррекции психопедагогическими методами, направленной на формирование характера спортсмена-бойца, [7].
На первом этапе использовались методы интервьюирования и психотестирования, которые проводились для определения слабых узловых точек акцентуации, зон рефлексии и негативных установок, приводящих к срыву выступлений на решающих соревнованиях. На втором этапе была выработана стратегия проведения работы со спортсменом, по средствам суггестивных методов. Третий этап исследования заключался в формировании индивидуального набора доминант [9] методом суггестии, с постоянно действующими и всплывающими установками [5].
Психологические сеансы были проведены в виде групповых и/или индивидуальных совокупных педагогических воздействий по плану: психотерапическое внушение ^ гете-ротренинг ^ аутотренинг.
Основной акцент делался на формирование качеств спортсмена-бойца, развитие волевых качеств и мотивации спортсмена.
В результате, все испытуемые показали свои лучшие результаты уже после 20-ого дня после начала педагогического эксперимента, в процессе участия во всероссийских соревнованиях. Все спортсмены отметили уравновешенность непосредственно перед стартом, уверенность в свое рекордное достижение, преодолевали вторую половину дистанции намного легче, в сравнении с предыдущими стартами.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования выявлена целесообразность проведения со спортсменами ударных циклов психопедагогических воздействий на этапах подготовки к основным соревнованиям. Методам формирования спортсмена-бойца необходимо уделять повышенное внимание при развитии физических, психологических, технических и других способностей в процессе тренировок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобрищев, А.А. Психологические особенности личности спортсменов - представителей силовых единоборств с различным уровнем психической готовности / А.А. Бобрищев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 10-14.
2. Василенко, В.С. Стрессорная кардиомиопатия у высококвалифицированных спортсменов (патогенез, ранняя диагностика) : дис. ... д-ра мед. наук / Василенко Владимир Станиславович. - Санкт-Петербург, 2012. - 220 с.
3. Гаврилова Е.А. Стрессорная кардиомиопатия у спортсменов : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Гаврилова Елена Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2001. - 48 с.
4. Гилев, Г.А. Проблемы оптимизации процесса подготовки спортсменов высокого класса / Г.А. Гилев, И.В. Уголькова // Материалы VII международного национального конгресса "Современный
Олимпийский спорт и спорт для всех". Т. 3. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - С. 156-157.
5. Гладков, В.Н. Психопрессинг лидерства: к вопросу о модификации личности: опыт комплексного применения психотерапевтических методов в спорте высших достижений / В. Н. Гладков. - М. : Советский спорт, 2007. - 187 с.
6. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2012. -
312 с.
7. Гринь, Е.И. Психическое выгорание в спорте: теоретические модели и причины феномена / Е.И. Гринь // Человек. Сообщество. Управление. - 2009. - № 4 (73). - С. 68-75.
8. Рыбников, В.Ю. Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов силовых единоборств / Рыбников В.Ю., Бобрищев А. А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 86-92.
9. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. - СПб. : Питер, 2002. - 448 с.
REFERENCES
1. Bobrischev, A.A. (2009), "Psychological features of the identity of athletes - representatives of power single combats with various level of mental readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 10-14.
2. Vasilenko, V.S. (2012), Stressor cardiomyopathy at highly skilled athletes, (pathogenesis, early diagnostics), dissertation, St. Petersburg.
3. Gavrilova, E.A. (2001), Stressor cardiomyopathy at athletes, dissertation, St. Petersburg.
4. Gilev, G.A. and Ugolkova, I.V. (2003), "Problems of optimization process of training of high-class athletes", Materials VII of the international national congress "Modern Olympic Sport and Sport for All", SportAkademPress,2003, Moscow, Vol. 3, pp. 156-157.
5. Gladkov, V.N. (2007), Psychopressing of leadership: to a question of modification of the personality: experience of complex application of psychotherapeutic methods in elite sport, Soviet Sport, Moscow.
6. Gorbunov, G.D. (2012), Sport Psychopedagogics, Soviet Sport, Moscow.
7. Grin, E.I. (2009), "Mental burning out in sport: theoretical models and reasons of a phenomenon", Person. Community. Management, No. 4 (73). pp. 68-75.
8. Rybnikov, V.Yu. and Bobrishchev, A.A. (2008), "Theory and results of the multivariate assessment of psychological preparedness of athletes in marital arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 44, No. 4, pp. 86-92.
9. Ukhtomsky, A.A. (2002), Dominant, Peter, St. Petersburg. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.01.2018
УДК 159.9:331.101.3
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
Анжелика Владимировна Корниенко, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (ХГУ), г. Абакан
Аннотация
В статье описаны личностные факторы профессионального здоровья менеджеров по продажам, выделенные с помощью эксплораторного факторного анализа. Нами были получены три фактора, обуславливающих профессиональное здоровье. Первый фактор имеет наибольшую факторную нагрузку по переменным психологического и профессионального здоровья. Второй фактор отражает гибкость как личностное качество менеджеров по продажам с высоким уровнем профессионального здоровья и стремление к достижению результатов через самостоятельность и независимость. Третий фактор описывает личностные качества менеджеров по продажам с низким уровнем профессионального здоровья и характеризуется эмоциональной неустойчивостью.
Ключевые слова: профессиональное здоровье, психологическое благополучие, факторы профессионального здоровья, личностная гибкость.