Научная статья на тему 'Теория и практика управления процессами природопользования'

Теория и практика управления процессами природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика управления процессами природопользования»

В. Ф. Злоказов

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Важное место среди экономических методов, используемых в управлении процессами природопользования предприятий, занимают финансовые, кредитные и налоговые регуляторы природоохранной и природоэксплуатационной деятельности.

Использование, восстановление и охрана ресурсов и условий окружающей природной среды требуют выделения существенных финансовых средств. В условиях ранее действовавшего в нашей стране механизма управления процессами природопользования основными источниками средств на природоохранную и природоэксп-луатационную деятельность предприятий выступали государственный бюджет, а также средства министерств и ведомств. При этом средства предоставлялись предприятиям, как правило, на безвозмездной основе и без учета реально достигнутых результатов. Это приводило к отсутствию должного контроля и безответственному отношению к освоению выделяемых средств.

В дальнейшем была предпринята попытка сделать основной акцент на использование собственных и заемных средств предприятий. Однако такой подход, верный с позиции перехода на возмездный характер, не мог обеспечить решение всех проблем по рационализации процессов природопользования, и прежде всего тех, которые носят межотраслевой и инфраструктурный характер.

В настоящее время источники и порядок финансирования процессов природопользования предприятий существенно пересмотрены.

Текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, а также затраты на капитальный ремонт производственных основных фондов по охране окружающей природной среды должны финансироваться сегодня главным образом из собственных и заемных средств предприятий. Капитальные же вложения на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов должны финансироваться прежде всего из централизованных источников в лице государственного бюджета и государственных внебюджетных экологических фондов.

Однако в условиях перехода к рынку такие источники финансирования природоохранной и природоэксплуатационной деятельности, как бюджет, а также собственные и заемные средства предприятий, были утеряны.

В бюджетах последних лет расходы на природоохранные нужды практически равны нулю. Причем бюджетная политика построена таким образом, что происходит дальнейшее сокращение финансирования расходов по разделу «Охрана окружающей среды».

Практически равны нулю и возможности предприятий по финансированию природоохранных мероприятий за счет собственных источников, поскольку большинство из них находится в плачевном состоянии. Пока приходится констатировать, что поведение предприятий определяется факторами, не способствующими инвестированию природоохранной деятельности.

Что же касается такого источника финансирования, как заемные средства, то

91

использование кредитов на природоохранные и природоэксплуатационные мероприятия сегодня крайне сложно в силу высоких процентных ставок. До тех пор, пока ставка процента не упадет до приемлемых размеров, этот источник финансирования, по нашему мнению, не может приниматься в расчет.

Таким образом, основным источником финансирования процессов природопользования предприятий в настоящее время выступают внебюджетные экологические фонды. В целом, система экологических фондов, существующая в нашей стране, занимает все более весомое место в финансировании природоохранной деятельности предприятий. Однако необходимо дальнейшее укрепление этой системы по двум основным направлениям: совершенствование механизма формирования и механизма использования финансовых ресурсов экологических фондов.

В силу необходимости более рационального использования средств экологических фондов представляется целесообразным создание специальных экологических банков на коммерческой основе, использующих такие рыночные инструменты, как залог и кредит.

Для того, чтобы кредит превратился в действенный регулятор природоохранной и природоэксплуатационной деятельности предприятий, стратегия его предоставления, по нашему мнению, должна быть селективной. Основными критериями подобной селекции могут быть:

- соблюдение предприятием установленных объемов использования природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

- экологичность применяемой предприятием техники и технологии, а также эко-логичность выпускаемой им продукции;

- наличие у предприятия плана технического перевооружения и реконструкции производства в целях его экологизации, степень выполнения этого плана.

Насколько полно предприятие соответствует вышеперечисленным критериям предоставления кредита, выявляется в ходе тщательного обследования предприятия представителем банка-кредитора. Такое обследование должно предшествовать решению вопроса о выдаче кредита, что позволит, помимо сокращения возможного коммерческого риска со стороны банка, повысить уровень требований к управленческой деятельности предприятий, направленной на достижение максимального природоохранного и ресурсосберегающего эффекта.

Однако, как уже отмечалось выше, использование кредитов на мероприятия по рационализации природоохранной и природоэксплуатационной деятельности предприятий сегодня весьма затруднено в силу высоких процентных ставок. Новым в кредитном механизме управления процессами природопользования, по нашему мнению, может стать политика льготного кредитования. Льготные кредиты должны предоставляться предприятиям на реализацию наиболее прогрессивных мероприятий по экологизации производства. Речь идет прежде всего о внедрении малоотходных и безотходных технологий, дающих одновременно с экологическим и экономический эффект.

Кроме того, политика льготного кредитования, на наш взгляд, целесообразна и по отношению к территориальной агломерации предприятий. Кредиты в этом случае

92

должны выдаваться территориальным органам управления в целях выделения необходимых средств на реализацию наиболее актуальных проектов в рамках экологической программы соответствующей территории. Не менее важным основанием для предоставления льготного кредита может выступать и необходимость изменения основной хозяйственной специализации территориальной агломерации предприятий. Безусловный приоритет в данном случае принадлежит территориям с напряженной экологической обстановкой.

Наряду со льготным кредитованием к числу мер экономического стимулирования предприятий к рационализации процессов природопользования в настоящее время относится и льготное налогообложение.

В нашей стране система налоговых льгот с учетом экологических факторов включает:

- сокращение налогооблагаемой прибыли предприятий в случае осуществления ими природоохранных мероприятий;

- налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера;

- освобождение от налогообложения экологических фондов.

Порядок сокращения налогооблагаемой прибыли предприятий установлен российским законодательством, согласно которому эта прибыль сокращается в размере 30% от капитальных затрат на природоохранные мероприятия, фактически осуществленные за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Это является определенным стимулом для осуществления предприятиями экологически ориентированного технического перевооружения и реконструкции производства; внедрения в производство систем, обеспечивающих утилизацию отходов и использование вторичных ресурсов; освоения предприятиями нового природоохранного оборудования и проведения других мероприятий, обеспечивающих природоохранный и ресурсосберегающий эффект.

Однако не стоит, по нашему мнению, ограничивать льготное по экологическим соображениям налогообложение предприятий только возможностью сокращения налогооблагаемой прибыли. Аналогичную роль может сыграть и непосредственное сокращение самих налогов на прибыль.

Налогообложению подлежит балансовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции и чистого дохода от внереализационных мероприятий. Ставки налогов на балансовую прибыль являются едиными для предприятий различных форм собственности. Вместе с тем территориальным органам власти предоставлено право дифференцировать эти ставки с учетом тех или иных факторов. В число последних, на наш взгляд, необходимо включить и экологический фактор.

В качестве основных критериев дифференциации налоговой ставки на прибыль предприятий в данном случае могут выступать:

- степень соответствия фактического уровня природопользования установленным лимитам;

- темпы экологически ориентированной перестройки производства;

93

- уровень капитальных вложений на природоохранные мероприятия с учетом эколого-экономической эффективности этих мероприятий.

Предприятиям, система управления которых направлена на соблюдение установленных лимитов природопользования, на выполнение планов природоохранной реконструкции производства и благодаря этому отличающихся высокой эффективностью капитальных вложений на природоохранные мероприятия, могут быть установлены пониженные ставки налогообложения.

В противном же случае предприятиям-нарушителям устанавливаются повышенные налоговые ставки в местный или региональный бюджет. Кроме того, через согласование с соответствующими центральными органами возможно установление повышенных налоговых ставок и в федеральный бюджет. Дополнительные поступления за счет повышенных налоговых ставок на прибыль предприятий, кроме всего прочего, помогут компенсировать потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот.

Кроме того, в целях совершенствования управления процессами природопользования является целесообразным введение специальных потребительских налогов с учетом экологических факторов. В данном случае речь идет о своеобразных косвенных налогах, включаемых в цены на экологически опасную продукцию предприятий.

Во многих странах экологические налоги активно используются в системе управления процессами природопользования. Например, в Норвегии и Швеции такого рода налог применяется на ртутные и кадмиевые батареи, в ФРГ - на алюминиевую фольгу, моющие средства и соль для посыпки дорог, в Скандинавии - на тару одноразового использования. Весьма широко распространено налогообложение на автомобили, использующие низкосортный бензин, а также на продукцию, загрязненную пестицидами, нитратами и другими химическими соединениями.

При установлении косвенных налогов на экологически опасную продукцию предприятий весьма актуальным является социальный аспект этого вопроса. По мнению ряда специалистов, введение такого рода налогов может привести к снижению уровня жизни. Причем в первую очередь пострадают наименее обеспеченные слои населения. По нашему мнению, в целях предотвращения снижения уровня жизни средства, изымаемые с помощью экологических налогов, можно частично компенсировать. В частности, это может происходить через снижение других налогов.

Поскольку производство и потребление экологически опасной продукции предприятий наносит экологический ущерб, то величина косвенного налога на такую продукцию, по нашему мнению, должна соответствовать затратам, необходимым для устранения (предотвращения) данного ущерба.

Средства же, получаемые от взимания таких налогов, должны поступать либо в местные бюджеты, либо в местные экологические фонды и направляться на финансирование природоохранных и природосберегающих мероприятий на данной территории.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.