гия - 2020: новая модель роста, новая социальная политика. URL: http://www.2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/ 1itog.pdf (01 окт. 2013).
4. Обновленная методика измерения индекса социальных настроений (ИСН) [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/obnovlennaya-metodika-izmereniya-indeksa-sotsialnykhnastroenii-isn (15 сент. 2013).
5. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс] // Независимый институт социальной политики. URL: http://atlas.socpol.ru/portraits/irk.shtml (1 сент. 2013).
6. A rise in wealth for the wealthy; declines for the lower 93% [Электронный ресурс]. // Pew research social and demographic
trends. URL: http://pewsocialtrends.org/2013/04/23/a-rise-in-wealth-for-the-wealthy-declines-for-the-lower-93 (01 окт. 2013).
7. Franzini M. Why Europe needs a policy on inequality // In-tereconomics. 2009. № 6. P. 328-332.
8. Nascia L., Pianta M. Forces of inequality? The impact of technology and globalisation // Intereconomics. 2009. № 6. P. 332336.
9. Ulrich W. Critical heuristics of social planning: a new approach to practical philosophy [Электронный ресурс] // Werner Ulrich's home page: publications. URL: http://wulrich.com/ down-loads.html (29 сент. 2013).
УДК 330.15
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Е.С. Илюшкина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены классификации источников финансирования природоохранной деятельности, представленные в отечественной экономической литературе. Выявлены преимущества и недостатки различных форм финансирования, экологических инновационно-инвестиционных проектов. Обозначена проблема неразвитости альтернативных источников инвестиций, направленных на охрану окружающей среды в Иркутской области. В результате проведенного исследования предложен ряд мероприятий, способствующих улучшению инвестиционных возможностей предприятия в сфере рационального природопользования. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: природоохранная деятельность; источники финансирования природоохранных мероприятий; охрана окружающей среды.
COMPARATIVE ANALYSIS OF FINANCING SOURCES OF ENVIRONMENTAL INNOVATION INVESTMENT
ACTIVITY
E.S. Ilyushkina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the classifications of the financing sources of environmental activities given in the national economic literature. The advantages and shortcomings of various forms of financing, environmental innovation investment projects are identified. The article emphasizes the problem of underdevelopment of alternative sources of investment, aimed at environmental conservation in the Irkutsk region. The study results in proposing a number of measures contributing to the improvement of enterprise investment opportunities in the sphere of rational use of nature. Ifigure. 2 tables. 9 sources.
Key words: environmental activities; financing sources of environmental activities; environmental conservation.
В связи со сложившейся неудовлетворительной экологической обстановкой во всем мире остро стоят вопросы финансирования природоохранной деятельности, которые на сегодняшний день приобрели глобальный характер. Проблемы поиска и формирования множества стабильных источников финансирования инвестиций в настоящее время являются одними из главных в природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности.
Переходя к рассмотрению источников инвестирования природоохранных программ, необходимо заметить, что в современных постоянно усложняющихся условиях хозяйствования можно выделить достаточно большое количество источников финансирования природоохранных инвестиций, в связи с чем необхо-
дима их подробная классификация. Данный момент является принципиально важным, так как от выбора источника финансирования инновационно-инвестиционного проекта зачастую зависит способ обоснования проекта и методика анализа его эффективности.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий производится за счет федерального, регионального и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, организаций; федерального, регионального и местного экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников [1].
1Илюшкина Елена Сергеевна, аспирант, тел.: 89086607591, e-mail: alenasokolova87@yandex.ru Ilyushkina Elena, Postgraduate, tel.: 89086607591, e-mail: alenasokolova87@yandex.ru
В экономической литературе существуют различные варианты классификации источников финансирования природоохранных мероприятий. Например, Н.Д. Эриашвили выделяет пять основных источников экологических инвестиций [6]:
• государственный сектор, включая как бюджетные, так и внебюджетные источники;
• природоохранные (экологические, внебюджетные, целевые) фонды;
• собственные средства предприятий;
• льготное налогообложение;
• международные источники финансирования.
В классификации источников финансирования природоохранных мероприятий, представленной Н.Д. Эриашвили, на наш взгляд, отсутствуют заемные средства, которые могут быть представлены в виде банковских кредитов, облигационных займов, венчурного и проектного финансирования и т.д.
Более детальную классификацию источников финансирования инновационно-инвестиционной деятельности можно увидеть у В.Е. Есипова, Г.А. Маховиковой, Т.Г. Касьяненко и С.К. Мирзажанова, которые выделяют следующие источники инвестиций: собственные финансовые ресурсы; внутрихозяйственные резервы инвесторов; заемные финансовые средства; лизинговое финансирование; инвестиционные ассигнования из бюджетов различных уровней; иностранные инвестиции; международные инвестиции [5].
Особенностью классификации, представленной в учебнике В.Е. Есипова, Г.А. Маховиковой, Т.Г. Касьяненко и С.К. Мирзажанова, является выделение лизингового финансирования как отдельного источника инвестирования, также следует отметить выделение в отдельные группы собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов и иностранных и международных инвестиций.
В учебном пособии «Управление природопользованием» под редакцией Н.Т. Кавешникова представлены следующие источники финансирования природоохранных инновационно-инвестицонных проектов [4]:
• собственные финансовые средства предприятий;
• собственные активы нефинансового характера;
• привлеченные средства;
• ассигнования из бюджетов всех уровней;
• различные формы заимствований.
В отличие от других авторов, Н.Т. Кавешников в своей классификации не выделяет в отдельную группу международные или иностранные источники финансирования. Автор уточняет, что выделенные из бюджета средства формируются за счет взимаемых платежей за использование природных ресурсов, а также за счет штрафов и прочих видов компенсаций при нарушении действующих положений и законов по охране окружающей среды.
Л.Л. Игонина все многообразие источников фи-
нансирования природоохранных инновационно-инвестиционных проектов сводит к трем основным группам: собственные, привлеченные и заемные средства [3]. При этом она отмечает, что собственные средства предприятия относятся к внутренним источникам финансирования экологических инвестиций, а привлеченные и заемные - к внешним.
В зависимости от классификационных признаков в современной экономической литературе выделяют несколько видов источников финансирования природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности. Основные из них представлены на рисунке.
В связи с наличием такого многообразия классификаций источников финансирования представляется целесообразным составление сводной таблицы содержащей формы и соответствующие им источники финансирования природоохранных инновационно-инвестиционных проектов. В табл. 1 перечислены основные преимущества и недостатки рассмотренных форм финансирования природоохранных мероприятий, выявленных автором в ходе исследования.
Проведенный автором сравнительный анализ различных форм и источников финансирования мероприятий по охране окружающей среды выявил, что в настоящее время самым надежным и стабильным инвестиционным ресурсом являются собственные средства предприятий. В отличие от заемных средств они не подлежат возврату, и предприятие само может определять, на какие природоохранные проекты тратить свои финансовые ресурсы, но следует отметить, что данный источник имеет достаточно ограниченные объемы. Бюджетное финансирование природоохранной деятельности для предприятия является наиболее привлекательным, но, к сожалению, оно практически недоступно в силу его ограниченности. Финансирование за счет иностранных инвестиций имеет целый ряд преимуществ, к которым можно отнести доступ к новейшей технике и технологии, информационным ресурсам; возможность привлечения более крупных денежных средств; выход полученной инновационной продукции на мировой рынок в случае успеха реализуемого проекта. Но при данной форме финансирования повышается риск утраты собственности или управления компанией. Нельзя однозначно сказать, какой из источников финансирования инновационно-инвестиционной деятельности является наиболее выгодным и удобным, все зависит от содержания самого проекта, от способности предприятия самостоятельно его реализовать, от условий кредитования, от заинтересованности государства и общественности в реализации данного проекта и т.д. Из табл. 1 видно, что каждая из форм финансирования обладает определенными достоинствами и недостатками, поэтому по любому природоохранному инвестиционному проекту должен быть проведен тщательный анализ последствий использования различных альтернативных форм и источников финансирования.
Классификация источников финансирования инновационно-инвестиционной деятельности
Таблица 1
Сравнительный анализ различных форм и источников финансирования _природоохранных инновационно-инвестиционных проектов_
Формы финансирования Источники финансирования Преимущества Недостатки
Самофинансирование (собственные средства) уставный капитал амортизационные отчисления чистая прибыль резервный фонд фонды накопления страховые возмещения прямые инвестиции - самая надежная и стабильная форма финансирования; - риск банкротства минимален; - предприятие само распоряжается своими финансовыми ресурсами, самостоятельно отбирает природоохранные проекты - предприятие может направлять средства на нужды, прямо не связанные с природоохранной деятельностью предприятия; - ограниченность источников финансирования экологических проектов;
Финансирование за счет заемных средств банковские кредиты коммерческие (торговые) кредиты облигационные займы лизинг вексельное кредитование факторинг проектное финансирование аккредитивная форма кредитования венчурное финансирование - всесторонний анализ, подробная оценка и расчет всех показателей природоохранного инвестиционного проекта по требованиям инвестора; - возможность привлечения средств в значительных масштабах; - наличие независимого и эффективного контроля над рациональным использованием инвестиционных ресурсов для реализации проекта - высокие процентные ставки по предоставляемым заемным средствам; - сложность и длительность процедуры рассмотрения и оформления кредитов; - риск невыполнения обязательств по заемным средствам и другие виды инвестиционных рисков; - уменьшение прибыли, в связи с ежемесячными выплатами по предоставленным кредитам
Финансирование за счет привлеченных средств эмиссия акций паевые, учредительные и другие инвестиционные взносы вклады учредителей и работников предприятия благотворительные взносы перечисления вышестоящих организаций мезонинные инвесторы (сделки типа РЕПО) - средства, полученные за счет выпуска акций, не подлежит возврату; - предприятие может привлекать неограниченное количество долгосрочных денежных средств; - компания становится узнаваемой и популярной за счет регистрации и размещения акций на публичном рынке, возможное улучшение имиджа - сам процесс выпуска акций затянут во времени; - выпуск акций - это самая дорогая и самая сложная форма привлечения инвестиций; - при выпуске акций происходит размывание долей акционеров, вследствие чего могут, возникнут различного рода конфликты между собственниками; - необходимость публичного раскрытия информации
Бюджетное финансирование (бюджетные ассигнования из центрального, региональных и местных бюджетов) бюджетные кредиты государственные целевые программы инвестиционный налоговый кредит экологические фонды государственные субсидии, гранты, дотации, субвенции государственные гарантии под экологические кредиты государственные низкопроцентные или беспроцентные ссуды - финансирование экологических проектов носит целевой характер; - возможность предоставления государственного финансирования на безвозмездной и безвозвратной основе; - бюджетное финансирование (ассигнования из бюджетов всех уровней) для организаций это, безусловно, самый дешевый источник получения денежных средств - трудность в оформлении документации для получения бюджетных средств; - ограниченный объем бюджетного финансирования; - неэффективный контроль над использованием бюджетных средств; - наличие субъективизма при распределении государственных денежных средств; - неэффективное и неравномерное распределение финансовых средств между федеральным, областным и местным бюджетами
Финансирование за счет иностранных инвестиций иностранные кредиты и займы капитал иностранных юридических и физических лиц средства международных фондов, программ, агентств и крупных страховых компаний репатриируемые капиталы форфейтинг - возможность аккумуляции денежных средств для финансирования глобальных экологических проектов; - международные организации имеют доступ к более крупным суммам капитала; - строгий контроль над использованием средств, целевой характер финансирования - сложность процесса получения денежных средств; - работа на условиях иностранных партнеров; - в случае невыполнения компанией договора, возможна утрата собственности или управления компанией; - в действительности получение иностранного капитала имеет призрачные перспективы и не определено во времени
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов на территории Иркутской области по источникам _финансирования в 2011 году, тыс. руб., % [8, 9]_
Направление инвестиционной деятельности Инвестиций всего (тыс. руб.) В том числе за счет средств (тыс., %)
Федерального бюджета Областного и местного бюджетов Собственных средств Других источников
тыс. % тыс. % тыс. % тыс. %
Всего из них на: 1329660 610424 45,9 68083 5,1 647403 48,7 750 0,3
охрану и рациональное использование водных ресурсов 281567 - - 6544 5,9 265023 94,1 - -
охрану атмосферного воздуха 194378 - - - - 194378 100 - -
охрану и рациональное использование земель 803434 610424 76 51539 6,4 141471 17,6 - -
Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания приведенных в табл. 1 форм финансирования, в одном проекте могут быть одновременно использованы бюджетные средства, собственные средства предприятий, средства экофондов, банковские кредиты, иностранные займы, добровольные пожертвования населения и т.д. То есть ресурсы, необходимые фирме для финансирования природоохранной инвестиционной программы, могут быть получены разными путями.
Для более наглядного изучения проблемы формирования различных источников природоохранных инвестиций были проанализированы тенденции инвестирования в природоохранную деятельность предприятий Иркутской области. Полученные данные позволяют выявить наиболее эффективные направления активизации инвестиционной деятельности в природопользовании региона. Следует отметить, что Иркутская область находится на втором месте по Сибирскому федеральному округу (после Красноярского края) по объему инвестиций, направленных на охрану окружающей среды.
По данным Иркутскстата, природоохранные инвестиции в Иркутской области в 2011 году составили 1,3 млн. рублей и большая часть их приходится на охрану и рациональное природопользование земель, в данную категорию входят инвестиции на утилизацию, переработку и вторичное использование отходов.
Из табл. 2 видно, что в Иркутской области основными источниками финансирования природоохранной деятельности являются средства Федерального бюджета и собственные средства предприятий, которые составляют 45,9% и 48,7% соответственно, на долю областного и местного бюджетов приходится всего лишь 5,1%. Можно отметить, что финансирование проектов, направленных на охрану окружающей природной среды, за последнее годы претерпело некоторые изменения. На протяжении длительного периода времени природоохранные инвестиции представляли собой в основном средства бюджетов всех уровней, организации использовали собственные средства
только для модернизации производства или на ремонт уже имеющихся природоохранных установок.
На основе анализа табл. 2 можно сделать вывод о неразвитости альтернативных источников финансирования инновационно-инвестиционной деятельности, доля которых в общем объеме составляет 0,3%. Для Иркутской области особую значимость приобретают вопросы поиска и стимулирования дополнительных источников финансирования природоохранной деятельности.
Авторы большинства учебных пособий по рациональному природопользованию сходятся во мнении, что на данный момент инвестиции на улучшение состояния окружающей среды выделяются по остаточному принципу, отсюда следует, что в срочном порядке необходимо активизировать инвестиционную природоохранную деятельность промышленных предприятий.
Улучшению инвестиционных возможностей предприятий в природоохранной деятельности содействует ряд мероприятий, к которым, по мнению автора, следует отнести следующее:
1. Налоговая политика, способствующая охране окружающей среды. Во многих странах мира налоговая политика является эффективным средством для развития экологоориентиованных производств. Налоговая политика позволяет аккумулировать значительные средства для решения проблем рационального природопользования.
Рассмотрим различные виды взимаемых экологических налогов:
• налог на выброс (сброс, складирование) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Данный вид налога представляет собой сбор средств, способствующих увеличению инвестиционных ресурсов, направляемых на решение экологических проблем. Сбор налога на выброс затруднен из-за огромного количества разнообразных загрязняющих веществ, а также из-за отсутствия эффективных технических средств за контролем сбора налога у региональных административных структур. Следует отметить, что, даже не смотря на перечисленные недо-
статки данного налога, он все-таки является одним из самых эффективных способов финансирования экологических программ. На региональном уровне эта эффективность может быть повышена, если субъектам предоставить право самостоятельного регулирования ставки налога, исходя из сложившейся в регионе экологической ситуации, и средств, необходимых для финансирования природоохранных программ по ее улучшению;
• налоги на пользование представляют собой плату расходов коллективных или коммунальных систем сброса и очистки от загрязнения. Данный вид налога не следует рассматривать как экономический механизм стимулирования охраны окружающей среды, однако его применение позволяет покрывать некоторую часть природоохранных расходов за счет конкретных загрязнителей;
• налог на продукцию - это добавочный налог к ценам на ту продукцию, которая загрязняет окружающую среду на всех стадиях производства и потребления. Налоги на продукцию имеют как стимулирующую цель, так и цель сбора финансовых средств. Стимулирующая цель осуществляется, когда увеличение цены за счет налога сокращает потребление продукции, что достигается при «эластичности» спроса от цены. Доходы от налогов на продукцию также могут использоваться для финансирования мер по предотвращению или ликвидации загрязнения, связанного с экологическими характеристиками продукции, или для финансирования других мероприятий по охране окружающей среды;
• дифференцированные налоги - это специальная форма налога на продукцию, сочетающая положительный и отрицательный добавочный налог (надбавка и скидка к цене) соответственно на загрязняющую продукцию (товар) и альтернативную продукцию, экологически чистую или менее экологически грязную [7];
• административные налоги - это плата (взнос) за регистрацию продукции и контроль. Уровень административного налога, как и налога на продукцию, невысок. Однако эти налоги позволяют частично финансировать деятельность административных органов, тем самым ускоряя процесс регистрации и проведение контроля.
На сегодняшний день российское налоговое законодательство в незначительной мере ориентировано на учет экологического и природно-ресурсного факторов при определении нормативов масштабов налогообложения, а также системы льгот для налогоплательщиков, которые занимаются деятельностью, способствующей разрешению экологических проблем.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» обозначена возможность предоставления налоговых и иных льгот. Налоговые льготы - это ускоренная амортизация или другие возможные формы освобождения от уплаты налогов или снижения налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные противозагрязняющие меры [1].
В Налоговом кодексе РФ (ст. 67) предусмотрен инвестиционный налоговый кредит при проведении научно-исследовательских или опытно-конструктор-
ских работ либо технического перевооружения производства, направленных на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. На практике данные налоговые льготы фактически не применяются в силу того, что нет четко установленного механизма их действия.
В заключении следует отметить, что хорошо продуманная система налогообложения позволяет в значительной мере стимулировать научно-технический прогресс в области охраны окружающей среды.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы экономики природопользования. В России существует огромное количество законов и законодательных актов, регулирующих охрану окружающей среды, но, к сожалению, они не совершенны и на практике трудноприменимы, их невозможно связать с законами, действующими в смежных областях права. Поэтапное совершенствование нормативно-правовой базы экономики природопользования, прежде всего, необходимо для осуществления эффективной региональной экологической политики, ведь именно у регионов есть возможность стимулировать и эффективно распределять инвестиционные ресурсы в те сектора экономики, где наиболее высок уровень загрязнения окружающей среды. Создание эффективной законодательной базы в сфере рационального природопользования - это первый шаг в направлении стимулирования природоохранных мероприятий в регионах.
3. Совершенствование амортизационной политики. Применение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения является хорошо апробированной в мире методикой стимулирования осуществления мероприятий направленных на сохранение окружающей природной среды. Успешным примером применения ускоренной амортизации можно считать систему Германии, где уровень амортизации на природоохранное оборудование в первый год может составлять 60%, а в последующие годы - 10%, несмотря на то, что общепринятая норма составляет всего лишь 6,67%. Предприятие заинтересовано в увеличении нормы амортизации природоохранного оборудования, поскольку это способствует более быстрому обновлению средств производства. Повышенный уровень амортизационных отчислений отразится, прежде всего на себестоимости продукции, тем самым уменьшив налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
4. Поиск новых финансовых инструментов финансирования экологических программ и мероприятий. Для реализации природоохранной деятельности необходимым условием является формирование эффективного портфеля инструментов и механизмов, способствующих привлечению финансовых средств для решения экологических проблем. К основным мерам, стимулирующим предприятия на реализацию инвестиционных проектов природоохранного назначения, на взгляд автора, следует отнести:
• дотации (гранты), по своей сути представляющие как безвозмездное субсидирование части инвестиционного проекта, так и безвозмездное финансирование проекта целиком. С экономической точки зре-
ния первый вариант является более эффективным. На практике доказано, что применение такой формы финансирования как дотации является наиболее эффективным в тех проектах, где окупаемость не гарантирована, т.е. экономическая целесообразность данного проекта не доказана, но данный проект может принести значительный экологический или социальный эффект;
• займы (кредиты). Внутренние и внешние займы можно отнести к наиболее важным механизмам инвестирования в природоохранную деятельность. Преимущества использования средств таких внешних финансовых организаций как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и других состоит в том, что по условиям предоставляемых кредитов заемщики имеют хорошие возможности приспосабливать выплату кредита к финансовым поступлениям от инвестиций (наличие периода беспроцентных выплат по кредитам), а продолжительность кредита привязана к проектному сроку освоения инвестиций [2]. Использование данного инструмента стимулирования природоохранных инвестиций используется редко, что связано прежде всего с политическими и экономическими рисками;
• субсидирование процентных ставок по кредитам. Субсидия предоставляется для покрытия разницы между условиями, на которых предприятие в состоянии получить кредит, и условиями, которые предлагаются коммерческими и финансовыми учреждениями [2]. Как правило, субсидию предоставляет финансовое учреждение, в редких случаях правительство. К преимуществам использования данного инструмента можно отнести низкие трансфертные издержки. Использование субсидирования процентных ставок может привести не к привлечению новых инвестиций, а к вытеснению схем несубсидируемого кредитования;
• гарантирование природоохранных кредитов. В настоящее время предоставление гарантий под кредиты является важным инструментом стимулирования привлечения инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды. Предоставление гарантий под природоохранные кредиты позволяет перераспределить риски, происходит частичная или полная передача рисков кредитора третьей стороне. Схема гаранти-
рования займов обеспечивает значительную гибкость, поскольку каждая гарантия может быть увязана с конкретными потребностями по каждому соответствующему проекту, в том числе с политическими, коммерческими рисками или какой-либо их частью;
• паевое (долевое) финансирование экологических проектов. Паевое финансирование чаще всего используется в тех случаях, когда инвестор намерен поучить значительный доход от первоначальной инвестиции, т.е. предполагается, что за определенный период времени ценность реализуемого проекта и компании в целом должна возрасти. Выделение средств в виде пая стимулирует привлечение частных капиталов, дотаций и кредитов;
• совместное использование государственных и частных средств. Одной из наиболее эффективных форм финансирования природоохранных проектов является комбинированное сочетание государственных и частных инвестиций, это называется государственно-частное партнерство, которое представляет собой процесс взаимодействие власти бизнеса. Государство помимо того, что само должно быть заинтересовано в проведении экологических мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды, должно привлекать к этому социально важному процессу и частных инвесторов. При этом основной риск по природоохранному проекту должен накладываться непосредственно на государство.
Указанные инструменты могут быть дифференцированы по степени значимости отраслей, регионов и хозяйствующих субъектов, а также по объемам использования ресурсов и загрязнения окружающей среды, выполнения нормативов, экологической и экономической эффективности и т.п.
В контексте всего вышеизложенного представляется важным отметить, что для снижения экологического ущерба, наносимого промышленными предприятиями, в Иркутской области в первую очередь необходимо научиться грамотно использовать разнообразные источники финансирования природоохранных инвестиций и постоянно осуществлять мониторинг новых финансовых инструментов, которые могут быть применены для финансирования экологических программ и мероприятий.
Библиографический список
1. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html.
2. Зелинская Е.В., Иметхенов О.А. Экономические методы управления отходами: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 120 с.
3. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / под ред. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005. 478 с.
4. Кавешников Н.Т., Карев В.Б., Кавешников А.Н. Управление природопользованием / под. Ред. Н.Т. Кавешникова. М.: КолоС, 2006. 360 с.
5. Коммерческая оценка инвестиций: учеб. пособие / В.Е. Есипов [и др.]. М.: КНОРУС, 2012. 698 с.
6. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили [и др.].; под ред. Н.Д. Эриашвили. 3-е изд., пераб. и доп. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. 631 с.
7. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: учеб. пособие. Москва, Ростов-н/Д: ИКЦ «Март», 2003. 224 с.
8. Природные ресурсы и охрана окружающей среды. Статистический сборник. Иркутск: Изд-во Иркутскстата, 2012. 103 с.
9. Экологическая ситуация в регионах Сибирского федерального округа. Статистический сборник. Иркутск: Изд-во Иркутскстата, 2012. 94 с.