УДК 332.02
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ, ОТРАСЛЕВОМ И ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЯХ
© Е.С. Илюшкина1, В.Ю. Конюхов2, П.Н. Коновалов3
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В настоящее время вопросы рационального природопользования приобрели глобальный характер и активно обсуждаются как российскими, так и зарубежными специалистами. К основным источникам загрязнения окружающей природной среды относятся, в первую очередь, отходы производства и потребления, количество которых с каждым годом увеличивается. Неэффективное решение проблемы с утилизацией отходов обусловлено недостаточностью финансирования экологических проектов государством и отсутствием интереса предпринимателей к данному вопросу. Для коренного преобразования сложившейся ситуации необходим комплексный подход, позволяющий решить проблему накопления новых и переработки уже имеющихся отходов. В ходе исследования авторами был разработан комплекс мероприятий, направленных на стимулирование природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности на уровнях государства, региона, отрасли и локально (на уровне предприятия).
Ключевые слова: отходы производства; природоохранные инвестиции; инновационно-инвестиционная деятельность; охрана окружающей среды.
PROBLEM OF ENVIRONMENTAL CONSERVATION ACTIVITIES ORGANIZATION AT THE STATE, REGIONAL,
SECTORAL AND LOCAL LEVELS
E.S. Ilyushkina, V.Y. Konyukhov, P.N. Konovalov
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Today, the issues of rational use of natural resources have become a global concern and are actively discussed both by Russian and foreign experts. Production and consumption waste, amount of which is growing every year is referred to the main source of environmental pollution. Ineffective solution of the problem of waste recycling is caused by the lack of state funding of environmental projects and absence of businesses' interest to this issue. To revolutionize the situation it is necessary to develop an integrated approach that will allow to solve the problem of accumulation of new and recycling of already existing waste. In the course of the study, the authors have developed a complex of measures aimed at stimulating environmental innovation and investment activity at the state, regional, sectoral, and local (i.e. at the enterprise level) levels.
Keywords: production waste; environmental investments; innovation and investment activity; environmental conservation activities.
Экономическая деятельность человека всегда связана с экологическим риском, что обуславливает ущерб для экосистем, здоровья людей и хозяйственной деятельности. Состояние окружающей природной среды в России с 90-х гг. ХХ в. крайне тяжелое, предприятия всех отраслей все беспощаднее загрязняют окружающую среду [14].
В РФ можно выделить 13 регионов с неблагополучной экологической ситуацией, в число которых входит и Иркутская область. В основном ухудшение экологической обстановки в регионе обусловлено уже имеющимися и ежегодно образующимися отходами производства и потребления. Динамика роста отходов производства и потребления представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика роста отходов производства и потребления в Иркутской области [13]
Показатель 1995 г. 2000 г. 2010 г. 2011 г.
Образовалось за год, тыс. т, из них: 791,0 1 076,8 73 095 103 045
использовано и обезврежено, тыс. т, 628,0 345,9 20 351 45 061
к объему образовавшихся отходов, % 79,4 32,1 27,8 43,7
наличие на конец года, тыс. т 5 312,6 7 727,6 1 642 930,9 1 690184
1Илюшкина Елена Сергеевна, аспирант, тел.: 89086607591, e-mail: [email protected] Ilyushkina Elena, Postgraduate, tel.: 89086607591, e-mail: [email protected]
2Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89148851700, e-mail: [email protected]
Konyukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89148851700, e-mail: [email protected]
3Коновалов Петр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры физики, e-mail: [email protected] Konovalov Petr, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Physics, e-mail: [email protected]
Из табл. 1 видно, что в Иркутской области за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения образования отходов. В 2011 г. всего лишь 45061 тыс. т (43%) образовавшихся за год отходов было использовано (обезврежено). Большую часть отходов производства составляют отходы гидролизной и целлюлозно-бумажной промышленности, которые оказывают негативное воздействие на здоровье населения и на природу в целом.
В Иркутской области имеются огромные залежи лигнина - отходы производств трех заводов, находящихся в г. Байкальске, г. Зиме и г. Тулуне. До настоящего времени этот вид отходов практически не находил должного применения, поэтому в отвалах упомянутых заводов за период их существования скопилась масса в миллионы тонн лигнина. Одной из основных причин образования такого количества техногенных отходов является использование несовершенных технологических процессов в целлюлозно-бумажном производстве.
Для улучшения в регионе экологической обстановки необходимо увеличение объемов инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды, и рациональное использование природных ресурсов. В целях более подробного изучения данной проблемы были проанализированы объемы инвестирования в природоохранную деятельность предприятий Иркутской области (табл. 2).
Исследование статистических данных показало, что доля инвестиций в основной капитал, направленных на природоохранные мероприятия в 2010-2011 гг., колеблется в пределах 0,8-0,9%. Такое соотношение между общим объемом инвестиций и инвестированием природоохранной деятельности свидетельствует о том, что экология остается неприоритетным направлением для инвесторов. По данным Иркутскстата, инвестиции, направленные на охрану окружающей среды в 2011 г., составили 1329,7 млн руб., из них всего лишь 463,7 млн руб. были потрачены на природоохранные мероприятия в обрабатывающей отрасли промышленности. На экологизацию целлюлозно-бумажной промышленности в Иркутской области в 2011 г. было потрачено 48,6 млн руб., что суммарно составляет 10,5% от экологических инвестиций, направленных в сферу обрабатывающего
производства. Анализ табл. 2 показывает, что процесс организации инвестиционной деятельности в природоохранной сфере осуществляется неэффективным образом. Недостаточность инвестиций приводит к преждевременному износу и выбытию основных фондов, что угрожает ростом числа экологических аварий, вероятность которых будет увеличиваться вследствие расширения производства.
Во многих странах инвестиции в природоохранную сферу - доходный бизнес, приносящий стабильную выручку. Так, в США на долю природоохранных инвестиций приходится почти одна десятая часть от общей суммы инвестированных средств в стране. Зарубежный опыт показывает, что в рыночных условиях хозяйствующие субъекты (государство, регионы, предприятия) могут с выгодой для себя инвестировать денежные средства на охрану окружающей среды.
На рис. 1 представлен авторский подход к решению экологических проблем на уровне государства, региона, отрасли и предприятия.
Для стимулирования природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности на государственном уровне необходимо принять следующие меры.
Совершенствовать действующие и принять новые нормативно-правовые акты. В нашей стране насчитывается огромное количество законов и законодательных актов (более 500), целью которых является регулирование охраны окружающей среды, однако на практике все эти бесчисленные законы трудно применить и практически невозможно увязать с законами, действующими в смежных областях права. Природоохранное законодательство в России преимущественно ориентировано на организацию экологической безопасности при обращении с отходами, т.е. на регулирование обращения с отходами как с загрязнителями окружающей среды. Правовое регулирование обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами практически отсутствует [6, с. 11]. Отсутствуют либо являются неэффективными механизмы экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья, не прописаны источники и механизмы, обеспечивающие рентабельность переработки нерентабельных промышленных отходов.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал, в том числе на природоохранные мероприятия в Иркутской области [9]
Показатель 2010 г. 2011 г.
Общий объем инвестиций в основной капитал, млн руб. 102 450 137 995
Инвестиции на природоохранные мероприятия, млн руб. 807,4 1 329,7
Инвестиции на природоохранные мероприятия от общего объема инвестиций, % 0,8 0,9
Инвестиции в обрабатывающую промышленность, млн руб. 345,7 463,7
Природоохранные инвестиции в сфере обрабатывающего производства от общего объема природоохранных инвестиций, % 42,8 34,9
Инвестиции на природоохранные мероприятия в целлюлозно-бумажной отрасли, млн руб. 26, 3 48,6
Инвестиции на природоохранные мероприятия в целлюлозно-бумажной отрасли от общего объема природоохранных инвестиций в сфере обрабатывающего производства, % 7,6 10,5
Государство —* Регион —> Отрасль Предприятие
• I 1 (
Факторы, препятствующие осуществлению природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности
1 1 г 1 г 1 г
- Несовершенство природоохранного законодательства; -Неэффективная система налогообложения; - Слабая изученность возможности использования отходов (лнгннна) в качестве вторичного сырья; - Неэффективная организация экономического стимулирования разработки и внедрения инновационных технологий переработки отходов - Отсутствие долгосрочной стратегии развития производства по переработке отходов в регионе; - Незаинтересованность местных властей в осуществлении эффективной экологической политики; -Неблагоприятный инвестиционный климат в регионе; -Неразвитая инновационная инфраструктура - Ориентация гидролизной промышленности исключительно на производство основного продукта; - Сложность адекватной оценки исходной стоимости лнгннна; - Сложное финансовое положение большинства предприятий отрасли; - Отсутствие информации о новейших разработках в области переработки отходов целлюлозно-бумажной промышленности - Дефицит собственных источников финансирования инновационных проектов; - Низкий технический уровень производства (высокая степень износа оборудования); -Неэффективная амортизационная политика; -Нехватка квалифицированного персонала, занимающегося разработкой и внедрением инновационных проектов
▼ у
Направления, способствующие осуществлению природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности
- Создание эффективной законодатель-нон базы, пересмотр н ужесточение нормативов, касающихся загрязнения природы;
- Формирование экологоорнентнрован-нон налоговой политики, предусматривающей налоговые льготы, «налоговые каникулы»;
- Организация проведения научно-исследовательских работ в области использования лигнина в качестве вторичного сырья;
- Государственная поддержка инновационных проектов, предоставление субсидий, грантов, дотаций и т.д.
- В стратегии развития области выделить вопрос переработки отходов в качестве приоритетного направления;
- Использование лнгннна в производстве позволит не только уменьшить образование этого вида отходов, но н получить дополнительную прибыль; -Формирование в регионе действенных законодательных н практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов;
-Выделение средств из местного бюджета на создание инновационной инфраструктуры в регионе
-Развитие отрасли за счет выпуска новой продукции из отходов основного производства, расширение ассортимента, улучшение потребительских свойш~ продукции;
- Стоимость лнгннна как сырья должна быть установлена на минимальном уровне;
- Организация дотационного финансирования предприятий, осуществление госзаказа на инновационную продукцию отрасли;
- Формирование информационной базы инновационных разработок в области переработки отходов, постоянный мониторинг зарубежных разработок в этой области
- Расширение спектра источников финансирования, создание новых н совершенствование имеющихся механизмов инвестирования, поиск новых инвесторов;
-Комплексное перевооружение предприятия, переход на наукоемкие н ресурсосберегающие технологии;
- Применение ускоренной нормы амортизации позволит ускорить процесс обновления оборудования и уменьшит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
- Повышение квалификации персонала, организация стажировок
Рис. 1. Схема организации природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности на государственном, региональном, отраслевом и локальном уровнях
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо:
1. На законодательном уровне увеличить плату за использование природных ресурсов, определить лимиты на размещение промышленных отходов, установить повышенные коэффициенты к ставкам платежей за размещение отходов на полигонах и свалках, ввести подвижную шкалу штрафов - чем дольше по времени предприятие загрязняет окружающую среду, тем больше размер штрафа, пересмотреть в сторону ужесточения предельно допустимые показатели загрязнения окружающей среды и т.д. Следует отметить, что существующая плата за негативное воздействие минимальна и не индексировалась практически с 1991 г. Эта систем не мотивирует предприятия внедрять «зеленые технологии» [2].
2. Создать более благоприятные нормативно-правовые условия для использования традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской и инновационной деятельности в области переработки отходов, например, за счет предоставления льгот по плате за землю, арендной плате, тарифам на железнодорожные перевозки, таможенным тарифам и т.д.
3. Ввести законы, стимулирующие рост и развитие рынка вторичных ресурсов; государство должно экономически поощрять производителей экологически чистой продукции.
4. Ввести законы направленные на ограничение использования первичного сырья при условии наличия в регионе ресурсов взаимозаменяемого вторичного ресурса. Необходимость ограничений в природопользовании обычно не осознается вплоть до момента, когда цена природного ресурса достигнет предела невыгодности его эксплуатации. Стремление как можно дольше продлить использование ресурса традиционными методами без поиска альтернатив очень характерно и, как правило, доминирует над разработкой новых способов удовлетворения хозяйственных нужд [10, с. 12].
5. Создать в стране специальную систему страхования защиты как отдельных компонентов природной среды, так и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» сумма компенсации устанавливается в зависимости от типа опасного объекта и масштаба вреда, который может быть причинен в результате аварии на объекте. Следует отметить, что законом учитываются только те загрязнения, которые были нанесены вследствие аварии на производстве, и ничего не говорится о выбросах и загрязнениях, осуществляемых предприятием в безаварийный период. Таким образом, вред окружающей среде наносится, но фактически не компенсируется в условиях экономического механизма, реализуемого в РФ [14]. Решить возникшую проблему можно через механизм обязательного экологического страхования. Несмотря на значительные трудности страховой защиты от экологических рисков, экологическим
страхованием и перестрахованием занимаются компании в странах Евросоюза, США, Японии, Германии, Нидерландах [15].
6. Обеспечить эффективный контроль за исполнением утвержденных природоохранных законов и актов, ввести наказание за игнорирование или уклонение и неисполнение законодательства.
Из всего вышеизложенного следует, что для осуществления эффективной природоохранной политики в России, прежде всего, необходимо поэтапное и грамотное совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы экологии.
Сформировать экологоориентированную налоговую политику. Налоговая политика позволяет аккумулировать значительные средства для решения проблем охраны окружающей среды. Во многих странах мира именно налоговая политика способствовала эффективному развитию экологоориентированных производств [8]. К сожалению, современное российское налоговое законодательство практически не ориентировано на учет экологического и природно-ресурсного факторов при определении нормативов масштабов налогообложения, а также системы льгот для налогоплательщиков, занимающихся деятельностью, способствующей охране окружающей среды и решению экологических проблем.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. обозначена возможность предоставления налоговых и иных льгот. Налоговые льготы - это ускоренная амортизация или другие возможные формы освобождения от уплаты налогов или снижения налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные про-тивозагрязняющие меры.
В Налоговом кодексе РФ ст. 67 «Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита» предусмотрен инвестиционный налоговый кредит при проведении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения производства, направленных на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. На практике данные налоговые льготы фактически не применяются в силу того, что нет четко установленного механизма их действия.
Организовать проведение научно-исследовательских работ в области использования отходов в качестве вторичного сырья. В настоящее время в России наблюдается некий дисбаланс между научными разработками, которые предлагают научно-исследовательские центры и лаборатории, и объективными потребностями промышленных предприятий в новейших разработках и инновационных методах производства. Из-за дефицита финансовых ресурсов научно-исследовательские организации практически не занимаются научными разработками в области переработки отходов.
Организация рационального природопользования и ресурсосбережения в России сталкивается с проблемой отсутствия эффективных инновационных методов переработки отходов производства, отсюда низкая доля перерабатываемых отходов, гораздо ниже,
чем в развитых странах. Для решения выявленной проблемы на государственном уровне необходимо:
• выделить бюджетные средства на инновационные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области переработки отходов;
• организовать научно-производственные центры, направленные на эффективное сотрудничество промышленных предприятий с научно-исследовательскими организациями для обеспечения непрерывности функционирования цикла «наука - производство», а также для лучшего понимания технологических проблем и задач промышленности, т.е. работа на спрос;
• сформировать финансово-кредитную инфраструктуру с целью комплексной поддержки инновационной деятельности в области переработки отходов [5].
На данный момент в России остро стоит необходимость осуществления научно-исследовательских разработок по следующим четырем направлениям:
• разработка технологических процессов, направленных на прекращение образования отходов;
• разработка технологических процессов, направленных на значительное снижение объемов образования отходов;
• разработка технологических процессов, направленных на переработку образующихся отходов;
• разработка технологических процессов, направленных на переработку того, «что уже лежит» [12, с. 39].
Ведущая роль в активизации процесса проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по всем вышеперечисленным направлениям переработки промышленных отходов принадлежит органам государственной власти.
Организовать экономическое стимулирование инновационной деятельности на государственном уровне. Решение экологических проблем связано со значительными финансовыми вложениями и высоким уровнем риска, поэтому частные предприниматели не могут взять на себя такую ответственность. В связи с чем государство должно разработать эффективный набор экономических механизмов и инструментов, способствующих привлечению финансовых средств для решения проблем охраны окружающей среды.
К основным мерам, стимулирующим предприятия к реализации инвестиционных проектов природоохранного назначения, на взгляд авторов, следует отнести: дотации и гранты, гарантирование природоохранных кредитов, совместное использование «государственных и частных» средств, субсидирование процентных ставок по кредитам [6, с. 60].
На государственном уровне необходимо создание: а) действенных федеральных целевых программ, направленных на оказание всякого рода помощи (информационной, финансовой и т.д.) при разработке и реализации проектов по переработке отходов; б) профильных экологических фондов, специализирующихся на решении проблем, связанных с образованием про-
мышленных отходов.
Проблема охраны окружающей среды от загрязнения должна решаться на государственном уровне. Конкретные меры по охране окружающей среды разрабатываются, утверждаются и принимаются на государственном уровне, а применение и исполнение их ложится главным образом на регионы. Именно регионы страдают от неблагоприятной экологической обстановки: загрязнение почвы, воздуха, воды негативно сказывается на здоровье населения.
Для стимулирования природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности на региональном уровне необходимо принять следующие меры.
Внести поправки в долгосрочную стратегию развития области, выделив направление переработки промышленных отходов в число приоритетных отраслей. Несмотря на наличие значительного природно-ресурсного потенциала в Иркутской области, все показатели экономического развития находятся на довольно низком уровне. Для изменения сложившейся ситуации необходимо разработать эффективную стратегию развития региона, учитывающую специфические особенности территории. В разработанной на данный момент стратегии развития ключевыми направлениями являются: освоение огромного природно-ресурсного потенциала региона, развитие инновационной экономики и формирование современного туристско-рекреационного комплекса международного значения [16, с. 23]. В стратегии отсутствуют положения, направленные на сохранение уникальной экосистемы региона, на восстановление загрязненных территорий и т.д.
Региональным властям необходимо больше уделять внимания экологическим проектам, направленным на улучшение состояния окружающей среды, всячески поддерживать частных инвесторов и предпринимателей, занимающихся разработкой и реализацией подобного рода проектов. Улучшение экологической обстановки способствует формированию благоприятного имиджа региона.
Сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионе. Иркутская область по ряду причин не является инвестиционно привлекательным регионом, а для успешного осуществления крупномасштабных проектов по охране окружающей среды, в том числе в области переработки отходов, необходимо привлечение значительного объема инвестиционных ресурсов.
Согласно данным, представленным рейтинговым агентством «Эксперт», инвестиционный рейтинг региона - 2В, что означает средний потенциал - умеренный риск. Среди субъектов РФ по инвестиционному риску в 2012 г. регион занимал 47-е место, по инвестиционному потенциалу - 18-е место.
Для коренного преобразования сложившейся ситуации в регионе необходимо совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности, а также создание позитивного инвестиционного имиджа региона, т.е. демонстрация привлекательных для потенциальных инвесторов
направлений экономики Иркутской области.
Сформировать инновационную инфраструктуру в регионе. Неразвитость в регионе отрасли рецик-линга объясняется отсутствием инновационных способов переработки отходов, отвечающих всем современным требованиям. Не подлежит сомнению тот факт, что именно инновационная составляющая в развитии отрасли переработки отходов является основным фактором, позволяющим снизить отрицательное воздействие на окружающую среду. Для создания новых технологий в области переработки отходов необходимо формирование региональной инновационной инфраструктуры, частью которой являются научно-инновационные фонды, которые призваны концентрировать результаты НИОКР, обеспечивать круговорот капитала, инвестированного в НИС, выступать в качестве «генераторов» денежных ресурсов,
направляемых во внебюджетные фонды возвратного финансирования научно-инновационной системы региона [4, с. 143].
Так же в регионе необходимо создать сеть инновационных центров, технологических парков и инкубаторов, инжиниринговых и других подобных структур, деятельность которых будет направлена на разработку и освоение природоохранных инновационных технологий. При поддержке и участии городских властей необходимо разработать комплексную программу управления отходами, учитывающую специфические особенности образующихся на территории области промышленных отходов.
На рис. 2 представлена разработанная авторами система управления отходами на региональном уровне.
I этап
Определение негативного влияния образования отходов в регионе
Оценка уровня негативного влияния образования отходов на окружающую природную среду
Оценка уровня негативного
влияния образования отходов на население региона
-N
V
II этап
Определение объема отходов в регионе
Суммарная оценка имеющихся отходов на предприятиях региона
Прогнозная оценка роста отходов в будущем
III этап
Проведение комплексных исследований в области _решения проблемы переработки отходов_
Комплексный анализ
существующих методов переработки отходов
Выбор оптимального варианта переработки имеющихся в регионе отходов
Осуществление небольшого экспериментального проекта переработки отходов
IV этап
Организация финансирования проекта по переработке отходов
Анализ и оценка возможных форм, методов и механизмов финансирования проектов в области переработки отходов
Выбор оптимальной формы финансирования проекта
-N
-У
Уэтап
Организация производства по переработке отходов в регионе
Организация
работ по подготовке
отхода к переработке
Переработка
отходов, ■ получение нового продукта
Организация
сбыта, полученной из вторсырья продукции
VI этап
Определение эффективности реализованного проекта
Подсчет экономической, социальной и экологической эффективности реализованного проекта
Мониторинг альтернативных более выгодных направлений переработки отходов
Рис. 2. Организация системы управления отходами на региональном уровне
Из рис. 2 видно, что комплекс мероприятий по управлению отходами основывается на изучении потоков отходов, оценке вариантов их утилизации и включает осуществление небольших экспериментальных проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести опыт.
Для стимулирования природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности на отраслевом уровне необходимо принять следующие меры.
Определить стоимость лигнина как сырья. Понятие стоимости впервые было сформулировано К. Марксом, он определял стоимость как общественно необходимую величину затрат труда на производство определенного продукта. Получается, что если из лигнина ничего не производится, то и стоимость его равна нулю, но это только до того момента, пока он не используется в качестве сырья при производстве продукции. Исходную стоимость гидролизного лигнина можно определить сравнением потребительских свойств с исходным сырьем, результатом переработки которого явились отходы; сравнением отходов с заменяемым полноценным сырьем и материалами; определением затрат по восстановлению отходов до исходного сырья и материалов; учетом цены на готовую продукцию, которая может вырабатываться из этих отходов. Перечисленные методики оценки лигнина основаны на действующих ценах на исходное сырье (или заменяемое) или ценах на готовую продукцию, в изготовлении которой используются отходы. Наибольшее распространение получил метод оценки лигнина, исходя из стоимости сырья, скорректированной на коэффициент, учитывающий его потребительские свойства.
На данный момент в силу сложившихся обстоятельств (огромные площади земель, занятые лигнином, ухудшение экологической обстановки в регионе и т.д.) авторы предлагают устанавливать цену на лигнин как на сырье на минимальном уровне или вообще отдавать его бесплатно. В дальнейшем предлагается разработать дифференцированный метод оценки стоимости лигнина, зависящий от направления его переработки.
Провести эффективную инновационную политику в масштабах отрасли. Для эффективного решения экономических и экологических проблем на предприятиях целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности необходимы разработка и внедрение технологических, энергетических, экологических и экономических инноваций. Для стимулирования инновационного развития отрасли необходимыми условиями являются:
• Организация дотационного финансирования предприятий, осуществление госзаказа на инновационную продукцию отрасли.
• Концентрация научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия сохранившихся научных коллективов на решение перспективных задач развития отрасли по переработке отходов.
• Повышение уровня участия науки в развитии от-
расли по переработке отходов, усиление интеграции с предприятиями.
• Создание благоприятных условий для развития малых высокотехнологичных фирм, специализирующихся на переработке отходов промышленного производства.
• Создание инновационной стратегии развития от-ходоперерабатывающей отрасли.
• Формирование информационной базы инновационных разработок в области переработки отходов, содержащей подробные сведения об имеющихся проектах в данной отрасли, о состоянии спроса и предложения на рынках инновационной продукции, организация служб научно-технической информации, обеспечение широкой доступности информации о возможностях и условиях предоставления зарубежной финансовой помощи в реализации экологических проектов.
Для стимулирования природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности на локальном уровне необходимо принять следующие меры.
Расширить спектр источников финансирования, создать новые и усовершенствовать имеющиеся механизмы инвестирования, организовать поиск новых инвесторов. Внедрение новых технологий в области рационального природопользования требует значительных финансовых вложений. Собственных средств предприятия, как правило, недостаточно для осуществления НИОКР, организации нового производства. В настоящее время промышленным предприятиям Иркутской области необходимо организовать поиск возможностей для льготного кредитования экологически чистых технологий. Каждое предприятие, осуществляющее инновационный экологический проект, должно выбирать эффективный инвестиционный портфель в зависимости от масштаба реализуемого проекта, его экономической и экологической эффективности, финансового состояния предприятия, экономической обстановки в стране и т.д. Принципы организации финансирования природоохранной инновационно-инвестиционной деятельности должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение экологических инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост экологический и финансовой отдачи от инновационной деятельности [1, с. 53].
Совершенствовать амортизационную политику. Во многих странах мира с целью улучшения состояния окружающей природной среды для основных фондов природоохранного назначения применяется ускоренная амортизация. Например, в Германии уровень амортизации на природоохранное оборудование в первый год может составлять 60%, а в последующие годы - 10%, несмотря на то, что общепринятая норма составляет всего лишь 6,67%. Предприятию выгодно увеличивать нормы амортизации природоохранного оборудования, потому что, во-первых, это способствует более быстрому обновлению средств производства, во-вторых, за счет повышенного уровня амортизационных отчислений увеличивается себестоимость
продукции, и, соответственно, уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.
Повышать инновационный потенциал персонала предприятия. Эффективность реализации проекта во многом зависит от уровня профессиональной подготовки руководителей и коллектива организации. Инновация на предприятии должна внедряться изнутри, чтобы персонал был непосредственно связан с нововведениями в организации. Для успешной реализации на предприятии инновационных экологических проектов необходимо сформировать сплоченный коллектив, большинство членов которого обладают высокими интеллектуальными способностями, восприимчивы к нововведениям, трудоспособны, имеют опыт внедрения инноваций, способны генерировать идеи и находить новые методы решения традиционных задач. Для перехода предприятия на инновационный путь развития необходимым условием является организация эффективной кадровой политики, обеспечивающей постоянное повышение квалификации сотрудников, их обучение, а также мотивирование работников, т.е. моральное и материальное поощрение за проявленную инициативу в сфере инновационного
процесса.
В настоящее время существуют различные способы, позволяющие заставить предприятие осуществлять охрану окружающей среды. К ним можно отнести нормирование, лицензирование, разработку соглашений, распределение прав на пользование ресурсами, продажу разрешений на выбросы и т.п. Все эти способы могут использоваться предприятием при выработке своей стратегии управления на производстве [7].
В заключение следует отметить, что для улучшения экологической обстановки, внедрения малоотходных и безотходных технологий необходима интеграция и эффективное сотрудничество на всех уровнях, т.е. решение экологических проблем требует объединенных усилий государства, регионов, отраслей и промышленных предприятий. Должна быть создана единая всеохватывающая система управления техногенными отходами, предусматривающая все доступные методы сбора, переработки, утилизации и обезвреживания отходов без каких бы то ни было препятствий.
Статья поступила 06.11.2015 г.
Библиографический список
1. Бондаренко Н.Е. Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики: монография. М.: ИД «Ваш полиграфический партнер», 2011. 153 с.
2. Венчикова В.Р. Изменение системы экологического нормирования и экономического стимулирования // Экология производства. 2011. № 1. С. 10-19.
3. Дроздовский Э.Е. Методологические проблемы рационализации ресурсопользования. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. 232 с.
4. Егоров Е.Г., Бекетов Н.В. Научно-информационная система региона: структура, функции, перспективы развития. М.: Academia, 2002. 224 с.
5. Захаренкова И.А. Комплексные проблемы разработки стратегии инновационного развития деревообрабатывающих предприятий России // Лесной экономический вестник. 2008. № 1 (55). С. 35-42.
6. Зелинская Е.В., Иметхенов О.А. Экономические методы управления отходами: учеб. пособие. Иркутск: Оператив. тип. «На Чехова», 2009. 120 с.
7. Золотова Т.В. Динамическая модель установления равновесного объема инвестиций в разработку мероприятий по снижению ущерба окружающей среде от негативного влияния техносферы // Управление риском. 2009. № 1. С. 27-32.
8. Илюшкина Е.С. Сравнительный анализ источников финансирования природоохранной инновационно-
инвестиционной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11 (82). С. 335-341.
9. Инвестиционная деятельность регионов Сибирского федерального округа: стат. сб. Томск: Изд-во Томскстат, 2011. 133 с.
10. Каракеян В.И. Экономика природопользования: учебник. М.: ИД «Юрайт», 2011. 576 с.
11. Комплексная переработка отходов производств целлюлозно-бумажной промышленности / А.В. Богданов, Г.Д. Ру-сецкая, А.П. Миронов, М.А. Иванова. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000. 227 с.
12. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: учеб. пособие. М., Ростов-н/Д: ИД «МарТ», 2003. 224 с.
13. Природные ресурсы и охрана окружающей среды: стат. сб. Иркутск: Изд-во Иркутскстат, 2012. 103 с.
14. Русецкая Г.Д. Ущерб от загрязнения окружающей среды. Здоровье населения, риски и экологическое страхование // Известия ИГЭА. 2013. № 4. С. 153-158.
15. Солдатов В.Г. Организация и практика экологического страхования: зарубежный опыт // Страховое дело. 2012. № 5. С. 54-60.
16. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года. Иркутск: Изд-во РАН СО, 2012. 191 с.