Научная статья на тему 'Моделирование социально- экономического развития лесопромышленного комплекса России'

Моделирование социально- экономического развития лесопромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНЕРЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / УМЕРЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / INERTIAL DEVELOPMENT MODEL / INNOVATIVE DEVELOPMENT MODEL / MODERATE DEVELOPMENT MODEL / TIMBER INDUSTRY / INVESTMENTS / TAX AND NON-TAX METHODS OF THE MODEL IMPLEMENTATION / ENVIRONMENTAL EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля Валентина Владимировна

В статье рассматриваются модели социально-экономического развития лесопромышленного комплекса. В качестве методов финансового регулирования развития лесопромышленного комплекса предлагается уменьшение ставки налога на имущество организаций, бюджетное перераспределение налоговых доходов, в том числе от поступлений. Введение лицензирования работ по лесопользованию в целях оценки состояния лесного фонда России и более эффективного его использования позволит получить синергетический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses models of socio-economic development of the timber industry. The property tax rate reduction and budget reallocation of tax revenues are proposed as a method for financial regulation of the forestry development. The licensing of forest management jobs for assessment of the forest reserves in Russia and their more efficient use will provide a synergistic effect of the forest management.

Текст научной работы на тему «Моделирование социально- экономического развития лесопромышленного комплекса России»

экономика и управление

49

УДК 336.22:630.6

Моделирование социально-экономического развития лесопромышленного комплекса России

В статье рассматриваются модели социально-экономического развития лесопромышленного комплекса. В качестве методов финансового регулирования развития лесопромышленного комплекса предлагается уменьшение ставки налога на имущество организаций, бюджетное перераспределение налоговых доходов, в том числе от поступлений. Введение лицензирования работ по лесопользованию в целях оценки состояния лесного фонда России и более эффективного его использования позволит получить синергетический эффект.

Ключевые слова: инерционная модель развития; инновационная модель развития; умеренная модель развития; лесопромышленный комплекс; инвестиции; налоговые и неналоговые методы реализации модели; экологический эффект.

The paper discusses models of socio-economic development of the timber industry. The property tax rate reduction and budget reallocation of tax revenues are proposed as a method for financial regulation of the forestry development. The licensing of forest management jobs for assessment of the forest reserves in Russia and their more efficient use will provide a synergistic effect of the forest management.

Keywords: inertial development model; innovative development model; moderate development model; timber industry; investments; tax and non-tax methods of the model implementation; environmental effect.

Зозуля Валентина Владимировна

д-р экон. наук, профессор кафедры «Налоги и налогообложение» РЭУ им. Г. В. Плеханова E-mail: [email protected]

Значение стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности

В современных условиях вопросы формирования эффективной политики государства приобретают особое значение. Составным элементом экономи-

ческой политики является организация системы налогообложения, которая обеспечивает формирование федерального, региональных и местных бюджетов, содействуя тем самым развитию производства, предпринимательства и стимулируя вложение инвестиций. Одним из важных инструментов экономической политики государства служит механизм стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности на федеральном и региональном уровнях, отсутствие которого приводит к неравномерному развитию регионов, низкой платежеспособности населения и снижению прожиточного уровня, т.е. к социально-экономической зависимости регионов от центра. И не случайно в программах развития экономики России делается ставка на северные и восточные регионы, такие как Иркутская область, Красноярский и Приморский край, имеющие большие запасы природных ресурсов.

необходимость лицензирования работ по лесопользованию

В настоящее время возникла необходимость лицензирования работ по лесопользованию по примеру лицензирования участков недр.

Так, право на пользование участком недр предоставляется на конкурсной основе через конкурсы и аукционы, и только после их проведения победитель получает лицензию, где определены границы участка недр, цели, сроки, а также ряд условий, в том числе по охране недр и окружающей среды.

Государственная система лицензирования выполняет ряд задач, предусматривающих в том числе:

• развитие промышленного производства на основе имеющихся природных ресурсов;

• социально-экономическое развитие;

• экологическую защиту территории, населения, страны;

• эффективное использование ресурсов через рыночные механизмы;

• получение доходов, создание рабочих мест;

• воспроизводство, охрану и защиту природных ресурсов.

В настоящее время ЛПК развивается по инерционной модели, которая основывается на интенсивной заготовке лесных ресурсов, низком уровне восстановления лесов, незначительной переработке древесины и характеризуется большим количеством отходов, создающих экологические проблемы

Кроме того, лицензия является юридической гарантией владения собственностью и защитой прав недропользователя. Важное условие лицензионных требований — проведение государственной экспертизы и учета запасов природных ресурсов.

К сожалению, по лесным ресурсам в настоящее время нет полной и достоверной информации, в отдельных регионах лесоустроительные работы не проводились более 10 лет. Лесной кадастр, позволяющий более полно учесть лесные ресурсы, создается крайне медленно. По нашему мнению, введение лицензирования лесного фонда, передаваемого в пользование, может решить ряд системных проблем,

сдерживающих эффективное использование важного возобновляемого ресурса, каким является лес.

Модели развития лесопромышленного комплекса

Общий запас древесины России составляет 83,4 млрд м3, включая спелые и перестойные насаждения — 44 млрд м3. Причем на долю ценных хвойных пород приходится более 70% общего запаса древесины. Будучи возобновляемыми природными ресурсами, леса выполняют важнейшие средообра-зующие и средозащитные функции, что требует от государства обеспечения устойчивого, непрерывного и неистощительного лесопользования.

Однако следует признать, что огромный лесо-сырьевой потенциал используется недостаточно эффективно. Среди причин неудовлетворительного состояния дел в лесопромышленном комплексе (далее — ЛПК) можно выделить технологическую и экономическую разобщенность сбалансированного ранее комплекса лесохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятий; крайнюю изношенность основных производственных фондов; отсутствие достаточных инвестиций; сезонный характер лесозаготовительного производства; неравномерное развитие лесопереработки по территории страны и т.д.

При прогнозировании развития ЛПК рассматриваются три модели: инерционная, инновационная и умеренная.

Инерционная модель базируется на сохранении сложившихся за последние 20 лет тенденций в развитии лесного сектора Российской Федерации и не предусматривает дополнительные целевые меры государственной поддержки развития лесного сектора в части увеличения инвестиций на модернизацию и реконструкцию действующих производств. При этом в инерционной модели не предусматривается строительства новых целлюлозно-бумажных комбинатов. Основное развитие в лесном секторе по инерционной модели предусматривается осуществить за счет модернизации и реконструкции действующих лесопромышленных предприятий, а также реализации небольшого количества приоритетных инвестиционных проектов по строительству лесопильных, фанерных и плитных заводов.

В международной торговле преобладающее место будет занимать экспорт круглого леса и пиломатериалов, а также импорт бумаги и картона.

Инерционная модель основана на низких темпах изменения основных макроэкономических

показателей Российской Федерации на период до 2030 г. Развитие использования, охраны и защиты лесов, лесовосстановления предусматривается в рамках и в соответствии с действующим в настоящее время лесным законодательством.

Инновационная модель основывается на следующих предпосылках и положениях:

• промышленное производство, инвестиции, заработная плата растут темпами не менее 4% в год;

• осуществляется строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов в Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах с вводом их в эксплуатацию в 2020-2030 гг.;

• осуществляется масштабная технологическая модернизация действующих лесопромышленных предприятий на основе освоения производств новой высокотехнологичной продукции, включая новые деревянные конструкционные материалы;

• получает развитие деревянное жилищное строительство в соответствии с национальным проектом «Доступное и комфортное жилье гражданам России», с вводом жилья в стране в объеме 140,0 млн м2 в год, т.е. 1 м2 на одного жителя Российской Федерации.

Модель предусматривает целевые меры государственной поддержки лесного сектора в части развития лесной инфраструктуры и ввода в эксплуатацию в установленные сроки приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов и строительству новых и модернизации действующих лесопильных, фанерных и плитных заводов.

Важным направлением развития по инновационной модели является совершенствование структуры внешней торговли лесопродукцией с целью снижения импорта и повышения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов снизит импорт бумаги и картона.

Умеренная модель по своему содержанию учитывает отдельные положения и показатели инерционной и инновационной моделей, а по сути, обеспечивает переход от инерционной к инновационной модели.

Модель базируется на предположении, что экономика России полностью выйдет из кризиса в 2012-2015 гг. и в дальнейшем темпы роста ВВП и промышленного производства будут составлять 4-4,5% в год, а во втором десятилетии — и превышать их. Развитие технической и технологической модернизации основных деревообрабатывающих

предприятий по производству пиломатериалов, фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит является переходным этапом. Планируются строительство, реконструкция и введение мощностей на отдельных новых целлюлозно-бумажных комбинатах в Европейской части Российской Федерации и в Сибири, ориентированных на комплексную переработку низкосортной лиственной древесины и производство импортозамещающей продукции, что позволит уменьшить импорт бумаги и картона и достичь положительного баланса в торговле продукцией целлюлозно-бумажной промышленности. Для реализации этой, переходной модели требуются меры государственной поддержки в виде налоговых, кредитных, инвестиционных льгот.

В настоящее время ЛПК развивается по инерционной модели, которая основывается на интенсивной заготовке лесных ресурсов, низком уровне восстановления лесов, незначительной переработке древесины и характеризуется большим количеством отходов, создающих экологические проблемы. Эта модель развития ЛПК практически не имеет экономической государственной поддержки.

Важным направлением развития по инновационной модели является совершенствование структуры внешней торговли лесопродукцией с целью снижения импорта и повышения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью

Мировой экономический кризис привел к резкому спаду уровня производства в ЛПК, причина тому — повышение цен естественных монополий на энергоресурсы и транспортные услуги. При этом рост цен на древесину и лесоматериалы незначителен. Низкие темпы развития экономики России, продолжающийся мировой кризис предопределяют использование инерционной модели развития. Российский экспорт необработанной древесины, пиломатериалов и другого лесного сырья, по нашему мнению, в ближайшие 5-10 лет будет только увеличиваться. Одновременно вырастет импорт бумаги, картона и других товаров в связи с тем, что отечественные технологии и оборудование устарели

лесопромышленный комплекс российской федерации

Текущее состояние

Недостаточность инвестиций, низкий доход, отсутствие глубокой переработки ресурсов, экспорт сырья вместо продукции глубокой переработки и, как следствие, потеря добавленной стоимости, неразвитость механизма государственного регулирования воспроизводства лесов, отсутствие новых методик оценки лесного фонда

Факторы воздействия

Увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты субфедераций за счет уменьшения доли федерального бюджета.

Правительственные гарантии банкам, финансирующим инвестпрограммы ЛПК. Уменьшение ставки налога на имущество ЛПК внедряющим инвестпроекты обновления

Эффекты воздействия

Производственно-технологический

Экономический (в том числе налоговый)

Социально-экономический

Конечный эффект ,

1. Рост благосостояния граждан на территориях лесодобычи и переработки.

2. Благоустройство поселений территорий лесодобычи и переработки.

3. Улучшение инвестиционного имиджа компаний на территориях лесодобычи и переработки

Модель комплексного воздействия на темпы и качество развития лПк РФ

инвестиции в лесной сектор экономики и в мероприятия по охране окружающей среды в 2013 г.

Отрасли лесного сектора экономики Инвестиции в основной капитал, всего, млн руб. Инвестиции на строительство природоохранных объектов, млн руб. В % к общему объему инвестиций в основной капитал*

Лесной сектор экономики, всего 83 907,8 1346,0 1,6

Лесное хозяйство, лесозаготовки и предоставление услуг в этой области 66 23,0 33,7 0,2

Обработка древесины и производство изделий из дерева 33 815,6 189,2 0,7

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 36 660,2 1156,8 3,0

Производство мебели 6809,0 - -

* Составлено и рассчитано автором. Источник: оперативные данные Росстата.

экономика и управление

53

и продукция не соответствует требованиям потребителя по качественным характеристикам.

За последние 20 лет интенсивно вырубались леса, а лесовосстановлением, охраной и защитой лесов государство занималось мало. Для того чтобы выросло вырубленное дерево (реликтовая ангарская сосна растет 80 лет) необходимо не только посадить саженцы, но и ухаживать за ними в течение 10-15 лет. Невнимание к лесовосстановлению привело к истощению лесов и стало причиной многих экологических проблем. Отсутствие содействия государства и бизнеса естественному возобновлению лесов не способствует улучшению породного состава лесонасаждений и приводит к увеличению в лесном фонде доли малоценной лиственной древесины. Финансирование из федерального бюджета не покрывает полной потребности в проведении всего необходимого объема лесовосстановительных работ. Во многом это объясняется превышением уровня затрат над поступлениями средств от лесного хозяйства в бюджетную систему, а арендаторы, на которых в соответствии с Лесным кодексом РФ возложена обязанность проводить восстановительные работы, вкладывают средства в воспроизводство по остаточному принципу.

Перспектива развития лесопромышленного комплекса России видится в ближайшем переходе к модели инновационного развития. Современное состояние этой отрасли отрицательно влияет на развитие лесных регионов. Как правило, предприятия по заготовке и переработке лесных ресурсов являются градообразующими со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Предлагаемая инновационная модель (рисунок) реализуется, с одной стороны, развитием фундаментальных исследований, обеспечивающих технический прогресс на основе отечественных разработок и привлечения иностранных инноваций и технологий, а с другой стороны, государственными и частными инвестициями не только в производство, но и в обеспечение экологической безопасности государства, которая непосредственно связана с развитием неистощительного использования всех природных ресурсов в целом и лесных — в частности.

Из данных таблицы следует, что более высокая доля инвестиций в природоохранные объекты приходится на основной капитал в производство целлюлозы, бумаги и картона, т.е. продукцию, которая имеет выход на экологически чувствительные рынки Евросоюза, и всего лишь 0,2% в воспроизводство лесного фонда.

Методы финансового регулирования развития лесопромышленного комплекса

Очевидно, что для реализации инновационной модели развития ЛПК необходимо вмешательство государства. Рассмотрим налоговые и неналоговые методы регулирования реализации инновационной модели. Мы разделили их на три блока (см. рисунок) производственно-технологический; экономический, в том числе налоговый, социально-экономический. В первом блоке рассматриваются вопросы технологической и технической модернизации, которая позволит осуществлять глубокую переработку лесного сырья с высокой долей добавленной стоимости. Инвестиции в строительство новых перерабатывающих производств, в современное развитие биоэнергетики и биотехнологий позволят высокотехнологичной продукции конкурировать на мировом рынке. Немаловажным фактором является и развитие инфраструктуры для лесохозяй-ственного и лесоперерабатывающего производств.

Второй блок — экономический, в котором мы рассматриваем налоговые методы регулирования инновационного развития. Один из важных, с нашей точки зрения, — уменьшение налоговой ставки налога на имущество предприятий ЛПК, которые инвестируют в производственно-техническое развитие, в обновление основных фондов. Следующим направлением регулирования считаем необходимым увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации за счет уменьшения доли федерального бюджета. В качестве неналоговых методов, по нашему мнению, можно использовать законодательные и нормативно-правовые документы, принятие ряда законов, постановлений, а также методологическое и методическое обеспечение. Такие меры создадут благоприятный инвестиционный климат, позволят привлечь российских и иностранных инвесторов. Для технического обеспечения развития ЛПК необходимы доступные долгосрочные и краткосрочные кредитные ресурсы, а также правительственные гарантии банкам, финансирующим инвестиционные программы ЛПК.

Финансирование ЛПК осуществляется из четырех источников: федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, средств арендатора, средств исполнителя государственных контрактов. Что касается двух последних источников финансирования, они никак не мотивированы на проведение воспроизводственных

и экологических мероприятий в лесном фонде. В целях обеспечения прибыльности арендаторы лесных участков стремятся минимизировать свои затраты и в первую очередь за счет лесовосстанов-ления. Мероприятия, направляемые на повышение продуктивности создаваемых лесных насаждений через улучшение качества посадочного материала, развитие технологий создания улучшенных форм и сортов лесных растений, в том числе с заданными целевыми свойствами, остаются только благими пожеланиями. Инвестиции в воспроизводство лесного фонда необходимы для создания хорошей сырьевой базы для промышленного строительной индустрии, целлюлозно-бумажного, мебельного производства и др.

Отсутствие содействия государства и бизнеса естественному возобновлению лесов не способствует улучшению породного состава лесонасаждений и приводит к увеличению в лесном фонде доли малоценной лиственной древесины. Финансирование из федерального бюджета не покрывает полной потребности в проведении всего необходимого объема лесовосста-новительных работ

В настоящее время территории, где располагаются лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия, характеризуются как территории с низким уровнем жизни населения. По этой причине социально-экономическое развитие лесных регионов является неотъемлемой частью инновационной модели. Следовательно, все три блока, рассмотренных нами, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Инвестиции приведут к росту промышленного производства, что, в свою очередь, даст импульс социально-экономическому развитию — созданию рабочих мест, росту заработной платы, возможности улучшения уровня жизни населения, повышению платежеспособности населения, развитию социальной и производственной инфраструктуры.

Выводы

1. В настоящее время развитие природоресурсных регионов осуществляется по инерционной модели. Необходим переход к инновационной модели, так как только интенсивное развитие промышленного производства по глубокой переработке природных ресурсов стабилизирует экономику России.

2. Представляется целесообразным ввести лицензирование работ по лесопользованию. Лицензия должна предоставляться при условии осуществления пользователем природоохранных мероприятий. Такой подход позволит получить синергетический результат от лесопользования, обеспечит экономический, социальный и экологический эффект.

3. Система платежей и налогов за пользование природными ресурсами и экологическую безопасность не обеспечивает затраты на воспроизводство, защиту и охрану окружающей среды и нуждается в доработке.

4. Экономическая результативность инновационной модели развития будет формироваться через рост доходов за счет налога на прибыль, НДС, НДФЛ.

Литература

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов от 30.05.2013 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_147172.

2. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р.

3. Инвестиционная стратегия Красноярского края до 2030 года. Указ губернатора от 17.12.2013 г. № 239-уг.

4. Прогноз развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. — М.: Рослесхоз, 2012.

5. Зозуля В.В. Концепция развития системы налогов и иных обязательных платежей за лесопользование: монография. М.: Руспечать, 2011.

6. Понкратов В.В. Налоговые инструменты изъятия природной ренты при добыче нефти и газа // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3.

7. Налоговые риски государства: монография под ред. Гончаренко Л. И. М.: Финансовый университет, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.