ЭКОНОМИКА
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В ЛПК РФ
Э.В. МУРСАЛОВА, асп. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ
caf-buhuch@mgul. ac. ru
Лесной сектор занимает важное место в мировой экономике и в экономике многих промышленно развитых стран мира. Значимость лесного сектора подтверждается такими факторами, как высокая доля лесопромышленного производства в общем объеме продукции промышленности; динамичное развитие всех лесных отраслей; стабильный экспорт лесных товаров; наличие большого количества рабочих мест в лесохозяйственной и лесопромышленной сферах; возрастающее социальное и экологическое значение лесного сектора в жизни общества.
Важным фактором, характеризующим роль и значение лесного сектора в экономике зарубежных стран, является постоянно возрастающий спрос на лесобумажную продукцию в различных областях экономики, в первую очередь в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, полиграфии. Важной тенденцией становится совершенствование структуры лесопромышленного производства и, прежде всего, увеличение глубокой переработки древесины и древесных отходов [1].
Лесной сектор экономики России представляет собой совокупность и взаимодействие лесного хозяйства, лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной, лесохимической и деревообрабатывающей промышленности. По запасам лесных ресурсов Россия занимает ведущее место среди развитых лесопромышленных стран. На долю России приходится 22 % всех лесов мира и около 60 % запасов промышленного леса. Общий запас древесины достигает 82,1 млрд м3, обладает примерно четвертой частью мировых запасов древесины, что в 3,5 раза больше, чем в США, и в 3 раза больше, чем в Канаде. Расчетная лесосека составляет 510,5 млн м3, и ежегодный прирост лесного богатства России составляет 4 %. Большая часть лесосечного фонда из доступных для лесопользования лесных ресурсов (300 млн м3) расположена в 9 регионах Российской Федерации [2].
Российский лес очень разнообразен. Лесной комплекс - это незадействованный потенциал российской экономики. Но, как ни странно, по последним данным общий объем промышленного производства в валовом внутреннем продукте России составляет лишь
2,5 %. Лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает чуть более 2 % налоговых платежей промышленности. На ЛПК приходится только 3 % основных фондов промышленности, а на его развитие направляется всего около 6 % инвестиций в основной капитал страны [3].
Темпы роста лесозаготовительной промышленности в 2007 г. (к 2006) составили 98,3 %, а рост производства деловой древесины - 94,3 %. Индекс производства в ЛПК России остается одним из самых низких среди отраслей народного хозяйства. Причем достигнут он в основном за счет секторов целлюлозно-бумажной промышленности и производства стройматериалов [2].
Лесопромышленный комплекс до настоящего времени не вышел полностью из затяжного структурного и экономического кризиса, и его дальнейшая трансформация требует реализации конкретных мер по устранению причин, сдерживающих развитие.
Актуальность этой задачи тем более очевидна, что в настоящее время мировые рынки лесобумажной продукции превращаются в арену все усиливающейся конкуренции между крупнейшими промышленными корпорациями. И чем дальше, тем сложнее будет ЛПК России восстановить утерянные на мировых рынках позиции.
Причинами неудовлетворительного положения отечественного ЛПК является низкое качество и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции, а также недостаток производственных мощностей по глубокой переработке древесины. За последние 15 лет в России не построено ни одного целлюлознобумажного завода, тогда как при правильной политике можно увеличить доходность целлю-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
133
ЭКОНОМИКА
лозно-бумажной отрасли от 4 до15 раз. Более половины деревообрабатывающих предприятий убыточны. Во многом это связано с тем, что темпы роста цен на перевозки и энергоносители в 2 раза превышают темпы роста цен на лесобумажную продукцию.
Однако на сегодняшний день масштаб проблем, стоящих перед лесным комплексом, таков, что решить их собственными силами предприятия не в состоянии. И основная проблема - катастрофическое положение с основными фондами. Они безнадежно устарели и изношены на 80 %. Поэтому главная и неотложная задача - привлечение инвестиций.
Малая отдача ЛПК в российскую экономику обусловлена низким уровнем инновационной активности лесопромышленных предприятий. Наибольшее значение для стимулирования инновационной деятельности предприятий ЛПК имеет привлечение инвестиций. Финансовым механизмом обеспечения инноваций в ЛПК должно быть формирование Венчурного фонда ЛПК. Вместе с тем, в условиях дефицита платежеспособного спроса лесопромышленных предприятий на рынке научно-технической продукции важную роль должны играть меры налогового и кредитного стимулирования инвестиций в инновационную сферу.
Важное место государственной политики в лесном секторе экономики должно занимать создание максимально благоприятных условий, стимулирующих приток инвестиций в лесопромышленный комплекс. Необходимо стимулирование инвестора (и российского, и иностранного), как это делается в других странах.
Основным направлением обеспечения экономического развития лесопромышленного комплекса будет его техническое перевооружение за счет иностранного или отечественного оборудования. В настоящее время основная часть инвестиций лесопромышленного комплекса направляется на приобретение машин и оборудования для выпуска новой конкурентоспособной продукции, модернизации производств и замены изношенного оборудования.
В современной экономике уровень инвестиционной активности - один из наиболее
точных признаков, характеризующих качество экономического роста и возможности социального прогресса.
В качестве важнейших причин низкой инвестиционной активности в России, в том числе в лесопромышленном комплексе, следует выделить:
- бюрократию в системах управления;
- недооценку российских инвестиционных проектов инвесторами;
- слабое распространение методов менеджмента проектов в отраслях, что ведет к низкой инновационной активности, снижает отдачу инвестиций и конкурентоспособность российских компаний и отрасли в целом;
- отсутствие качественно новой инфраструктуры инвестиционной деятельности в России, включающей государственную политику реального стимулирования притока прямых инвестиций и внутренние правила взаимодействия менеджмента компаний с инвесторами.
Для совершенствования инвестиционной политики в ЛПК необходимо комбинировать усилия государства и частного бизнеса. Для этого необходимо расширять различные формы государственно-частного партнерства. Одной из таких форм должна стать концессия как приемлемая альтернатива возможной приватизации лесов. Концессионная модель частно-государственного партнерства, позволяющая привлечь крупные частные инвестиции и эффективный менеджмент в лесную сферу при сохранении государственного регулирования, является наиболее оптимальной для нынешнего этапа развития экономики страны.
Огромное влияние на результаты работы лесной отрасли оказывает развитие транспортной инфраструктуры. Совершенствование транспортной системы России, включая железнодорожное хозяйство, может стать важным подспорьем в развитии российского ЛПК. Кроме того, среди важных задач в области транспортировки грузов российского ЛПК стоит выделить формирование и развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории России (Запад-Восток (Транссиб), Север-Юг и др.).
Важнейшим условием дальнейшего развития российского ЛПК является совер-
134
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
шенствование налоговой политики в ЛПК.
Основной мерой налогового регулирования деятельности лесопромышленных предприятий должно стать перераспределение лесной ренты в пользу лесоперерабатывающих предприятий с обязательством инвестировать рентный доход в обновление основных производственных фондов и развитие производства. Такая позиция тем более справедлива, поскольку степень износа основных производственных фондов в лесопереработке оценивается в 65 % [4].
Низкая инвестиционная активность в лесной промышленности России зависит прежде всего от несовершенного законодательного обеспечения деятельности отрасли, связанного с введением нового Лесного кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» определяются порядок и меры поддержки реализации инвестиционных проектов. При подготовке этого постановления был предложен ряд мер по представлению преференций инвесторам. Эти предложения рассмотрены и в основном поддержаны Консультативным советом при Минпромэнерго России. Однако из всех предложений по обеспечению льгот приоритетному инвестору принято лишь предоставление леса без проведения аукциона и снижение стоимости леса на корню на 50 %. При этом Постановлением Правительства РФ № 395 от 22 июня 2007 г. определен максимальный объем древесины, подлежащий заготовке в лесах, расположенных в границах субъекта РФ. И он составляет не более 35 % от объема утвержденных расчетных лесосек в отношении лесов, расположенных в границах всех лесничеств и лесопарков на территории субъекта РФ.
Экономические, инвестиционные и финансовые меры по повышению эффективности российского ЛПК будут иметь реальные предпосылки для их реализации на практике при условии их законодательно-правового обеспечения. Из этого можно сделать вывод о необходимости разработки и принятия на государственном уровне основополагающих документов: 1) национальной лесной политики России; 2) федеральной программы лес-
ного хозяйства и лесной промышленности;
3) региональных программ использования и воспроизводства лесных ресурсов. Вся система лесного законодательства должна создаваться на базе государственной лесной политики - на ее основе должны разрабатываться соответствующие федеральные и региональные лесные программы.
По приоритетным проектам следует сказать также, что в настоящее время определяющим параметром отнесения проекта к приоритетным является размер инвестиций (более 300 млн руб.).
В этой связи целесообразна разработка комплекса мер по стимулированию потенциальных инвесторов российского лесопромышленного комплекса. При этом наибольшее внимание необходимо уделить привлечению инвестиций инновационной направленности. Только они в наибольшей степени обеспечивают структурную и технологическую модернизацию отрасли.
Для того, чтобы предложить выход из сложившейся ситуации, необходимо понять причины и бороться с ними. Основные проблемы развития лесопромышленного комплекса России - их три, а все остальные причины уже вытекают из этих трех:
1) освоение новых участков лесного фонда, для чего необходимо развивать инфраструктуру;
2) незаконные рубки леса и нелегальный оборот древесины;
3) неудовлетворительное состояние производственных фондов, их недостаточность, особенно по производству продукции глубокой переработки древесины, что вызвано низкой инвестиционной активностью.
Первоочередные задачи и практические шаги, которые нужно сделать для того, чтобы оперативно переломить негативные тенденции.
- Разработать подпрограммы развития деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного производств, подготовить предложения по участию государства в строительстве крупных перерабатывающих предприятий.
- Снизить таможенные пошлины на ввозимое импортное технологическое оборудование.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
135
ЭКОНОМИКА
- Предусмотреть федеральное бюджетное финансирование для поддержки и развития лизинга, создания межсезонных запасов сырья и материалов, строительства индивидуального жилищного фонда, в т.ч. и через механизм долгосрочного ипотечного кредитования.
- Дифференцировать согласованные с МПС РФ железнодорожные тарифы на перевозку лесных грузов.
- Провести корректировку более 30 нормативных актов. Предлагается передавать лесной фонд в аренду на срок от 49 лет с одновременным перекладыванием на арендатора всех обязательств по уходу за лесным фондом;
- Прекратить практику продажи лесного фонда, передачу участков неспециализированным организациям (не строящим лесовозные дороги).
- Предусмотреть сертификацию как одно из условий лицензирования.
- Как одну из возможных мер предусмотреть лицензирование внешнеэкономической деятельности по поставкам круглых лесоматериалов.
- Осуществить последовательное снижение ставок таможенных пошлин [5].
Следовательно, основной задачей российского лесопромышленного комплекса является увеличение экспорта лесопродукции с глубокой переработкой древесного сырья. Долгосрочное сотрудничество России с основными торговыми партнерами в сфере совместного освоения российской лесосырьевой базы должно рассматриваться с общими инвестиционными проектами по переработке древесины в местах ее заготовки. Развитие российского ЛПК возможно как за счет внутреннего рынка в силу увеличения спроса на лесопродукцию, тем самым стимулируя ЛПК на увеличение добавленной стоимости продукции, так и за счет внешних рынков.
Разработана «Стратегия развития лесного сектора РФ до 2020 г.», которая направлена на улучшение использования и воспроизводства лесного фонда, максимальное использование производственных мощностей и накопленного научно-технического потенциала с целью выпуска конкурентоспособной
продукции, увеличение экспорта продукции, глубокой переработки, укрепление позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках. В перспективе предусматривается улучшение структуры Российского лесного экспорта за счет стабилизации поставок необработанной древесины на уровне 20-21 млн м3 при значительном увеличении поставок пиломатериалов, клееной фанеры, целлюлозы, бумаги и картона.
Такая стратегия развития экспорта лесобумажной продукции позволит приостановить процесс превращения России в сырьевой придаток промышленно развитых стран мира. В лесопромышленном комплексе инвестиционная деятельность направлена на реализацию стратегических направлений развития лесного сектора экономики РФ до 2016 г. Общий объем капитальных вложений для оптимального развития всего лесного комплекса по оценкам специалистов должен составить 1,3 трлн руб. в течение ближайших 15 лет. В совокупном объеме инвестиций в основной капитал промышленных предприятий доля лесопромышленного комплекса составляет менее 3 % [6].
Анализ работы российского ЛПК показывает его огромные потенциальные возможности. Объективные потенциальные возможности и перспективы развития ЛПК России и его экспортного потенциала заключаются в уникальных природных возможностях - огромных лесных запасах. В настоящее время лесная отрасль работает недостаточно эффективно, она могла бы приносить значительно больше доходов бюджету страны.
Для развития российского ЛПК требуется решение комплекса проблем, включая технические, организационные, экономические, правовые и другие. Основными направлениями развития и повышения эффективности ЛПК России, наращивания объемов внешнеторговой деятельности и укрепления роли ЛПК России в мировой хозяйственной системе являются:
1) стимулирование глубокой переработки древесного сырья;
2) внедрение современных форм и методов переработки леса;
3) обновление основных промышленных фондов комплекса;
136
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010