Научная статья на тему 'Приоритетные производственно-технические, социальные и экологические мероприятия по развитию лесопромышленного комплекса Республики Алтай'

Приоритетные производственно-технические, социальные и экологические мероприятия по развитию лесопромышленного комплекса Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протопопов Ю. А.

Forest resources management is carried out on the basis of the state forest policy reflected in the current Forest Code of the Russian Federation. Forest legislation is guided by both Russian Federation and subjects of the Russian Federation. The current Forest Code of R.F is outdated and doesn't meet the demands of the market economy. Analyzing the conditions of timber-industry complex of the Republic of Altai the author highlights main strategies of the timber industry complex development which can bring up higher competitiveness of the branch in the domestic market of Russia and favourable conditions for a steady development of timberindustry complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY TECHNICAL-AND-PRODUCTION, SOCIAL AND ECOLOGICAL MEASURES FOR THE DEVELOPMENT OF TIMBER-INDUSTRY COMPLEX IN THE REPUBLIC OF ALTAI

Forest resources management is carried out on the basis of the state forest policy reflected in the current Forest Code of the Russian Federation. Forest legislation is guided by both Russian Federation and subjects of the Russian Federation. The current Forest Code of R.F is outdated and doesn't meet the demands of the market economy. Analyzing the conditions of timber-industry complex of the Republic of Altai the author highlights main strategies of the timber industry complex development which can bring up higher competitiveness of the branch in the domestic market of Russia and favourable conditions for a steady development of timberindustry complex.

Текст научной работы на тему «Приоритетные производственно-технические, социальные и экологические мероприятия по развитию лесопромышленного комплекса Республики Алтай»

УДК 630:504 (571.150)

Ю.А. Протопопов СГГ А, Новосибирск

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Yu.A. Protopopov

Siberian State Academy of Geodesy

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

PRIORITY TECHNICAL-AND-PRODUCTION, SOCIAL AND ECOLOGICAL MEASURES FOR THE DEVELOPMENT OF TIMBER-INDUSTRY COMPLEX IN THE REPUBLIC OF ALTAI

Forest resources management is carried out on the basis of the state forest policy reflected in the current Forest Code of the Russian Federation. Forest legislation is guided by both Russian Federation and subjects of the Russian Federation. The current Forest Code of R.F is outdated and doesn’t meet the demands of the market economy. Analyzing the conditions of timber-industry complex of the Republic of Altai the author highlights main strategies of the timber industry complex development which can bring up higher competitiveness of the branch in the domestic market of Russia and favourable conditions for a steady development of timber-industry complex.

Российская Федерация обладает огромными природными ресурсами, в том числе и лесными. Несмотря на это, проблема использования лесных богатств существовала всегда. Проанализировав состояние лесопромышленного комплекса Республики Алтай автор выделил основные направления стратегии развития предприятий лесопромышленного комплекса.

1. Повышение эффективности сырьевого обеспечения предприятий лесопромышленного комплекса. Для реализации сценария интенсивного роста лесопромышленного производства необходимо реализовать следующие мероприятия:

- Увеличить государственное финансирование дорожного строительства в лесу за счет части средств, получаемых лесхозами за отпускаемую на корню древесину, поступлений от вывозных таможенных пошлин на лесобумажную продукцию, а также средств транспортного налога;

- Разработать механизм стимулирования интеграции

малорентабельных лесозаготовительных предприятий с крупными лесоперерабатывающими комбинатами, например, снятие НДС с внутрикорпоративного оборота сырья и полуфабрикатов и т. д.;

- Поддержать развитие финансового лизинга при поставках оборудования и технических средств в лесхозы и леспромхозы путем создания с участием государства лизинговых компаний по примеру АПК;

- Учитывая ярко выраженную сезонность заготовки леса расширять практику компенсации процентных ставок за кредит, взятые леспромхозами на межсезонные запасы.

2. Реформа управления лесным комплексом. Управление лесными ресурсами осуществляется на основе государственной лесной политики, которая нашла свое отражение в действующем Лесном кодексе РФ. Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесной кодекс РФ, который сегодня действует, устарел и не соответствует условиям рыночной экономики. Его основой является административное регулирование лесопользования.

Основными направлениями совершенствования управления лесным комплексом являются:

- Выработка единой государственной лесной политики, определяющей приоритеты развития отраслей лесного комплекса;

- Координация и консолидация всех ветвей и уровней власти, регулирующих деятельность лесного комплекса и его отраслей;

- Принятие эффективного лесного законодательства, содержащего современные механизмы привлечения частных инвестиций на ведение лесохозяйственных работ;

- Эффективное распределение полномочий по управлению и распоряжению лесными ресурсами между различными уровнями власти;

- Совершенствование основных регуляторов деятельности лесного комплекса - налогового, таможенного, инвестиционного законодательства, гражданского и корпоративного права.

3. Гармонизация взаимодействия власти и бизнеса. Поскольку в лесном комплексе хозяйственную деятельность ведут в основном акционерные общества, их взаимодействие с органами власти осуществляется в соответствии с действующим законодательством в налоговой, тарифно -таможенной, инвестиционной, других сферах. Несовершенство и непредсказуемость нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность лесопромышленных компаний существенно тормозит их развитие.

Лесопромышленный комплекс с его высокой степенью кооперации производства от лесозаготовок до выхода готовой продукции является оптимальной средой для вертикальной интеграции. Крупные лесопромышленные компании являются «точками роста» всего лесного комплекса, так как способны концентрировать ресурсы для пропорционального развития всех своих производств, эффективно решать социальные и экологические проблемы в рамках развития своих предприятий.

Механизм взаимодействия органов государственного управления с крупными промышленными корпорациями должен предусматривать:

- Заключение с крупными лесными корпорациями:

- Долгосрочных стратегических соглашений, определяющих способы, условия и сроки достижения социально направленных целей;

- Специальных соглашений, в случае осуществления масштабных инвестиционных проектов и предусматривающих предоставление

государственных гарантий для привлечения внешних инвестиций, льгот на пользование землей и лесными ресурсами;

- Согласованную деятельность в рамках координационных советов или саморегулируемых общественных организациях.

4. Внедрение прогрессивных форм лесопользования. В настоящее время одной их основных проблем в развитии крупных предприятий ЛПК является их сырьевое обеспечение. Процедура предоставления прав пользования лесными участками сегодня не демократичная и непрозрачная. Приоритетными в данном направлении являются следующие мероприятия:

- Разработка и внедрение демократичных и прозрачных процедур предоставления прав пользования лесными участками, которые должны осуществляется на основе административных решений;

- Обеспечение долгосрочного пользования лесными ресурсами и контроля за их рациональным использованием;

- Освоение новейших форм лесопользования, стимулирующих привлечение инвестиций в развитие лесопользования и лесного хозяйства;

- Совершенствование системы платы за лесные ресурсы.

5. Приоритетное развитие глубокой переработки древесины. Развитие целлюлозно-бумажной промышленности на современном этапе является ключевым механизмом повышения эффективности лесопользования, путем вовлечения в переработку малоликвидной лиственной древесины и древесных отходов, совершенствования структуры производства и экспорта, за счет увеличения выпуска конкурентной продукции и повышения эффективности работы комплекса в целом, а также, что не мало важно, экологического оздоровления и улучшения породного состава лесного фонда.

На наш взгляд, ключевым элементом программ модернизации должно стать сокращение издержек уже действующих производств и организация выпуска импортозамещающей продукции. В целях импортозамещения, целесообразно поддержать создание в стране современных производств качественной бумажно-картонной продукции высоких сортов. Для этого стимулировать наращивание мощностей по производству целлюлозы на действующих предприятиях, где имеется резервная транспортная и энергетическая инфраструктура, высококвалифицированные кадры, стабильные отношения с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции.

6. Освоение рыночных экономических регуляторов. Сегодня экономические отношения между основными звеньями лесного комплекса осуществляются через плату за лесные ресурсы. Однако этот механизм настолько несовершенен, что 60% лесозаготовителей сегодня убыточны, а на лесохозяйственную деятельность постоянно не хватает бюджетных средств, что крайне негативно влияет на качество и полноту лесохозяйственных работ. Одной из главных целей лесного хозяйства должна быть долгосрочная доходность лесопользования, сбалансированность доходов и расходов. На финансовом состоянии отраслей лесного комплекса в значительной степени

отражается растущий диспаритет цен на лесоматериалы и тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы.

Поэтому:

1. В целях снижения налоговой нагрузки на предприятия лесного комплекса необходимо внести изменения в налоговое законодательство, предусматривающие:

- Освобождение от уплаты налога прибыли, полученной от реализации продукции, произведенной в ходе реализации инвестиционных проектов;

- Освобождение от уплаты налога на прибыль безвозмездно полученного от инвесторов имущества для реализации инвестиционных проектов;

- Отмену взимания налога на добавленную стоимость в части реализации продукции (работ, услуг) внутри интегрированных структур с возмещением сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам (подрядчикам), не входящим в интегрированную структуру;

- Отмену или снижение ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование, не выпускаемое отечественными производителями либо поставляемые в рамках реализации иностранных кредитных линий;

2. Для эффективного таможенного регулирования экспорта и импорта лесобумажной продукции необходимо создать более гибкую систему формирования ввозных и вывозных таможенных пошлин, оперативно реагирующей на конъюнктурные изменения внешних рынков.

7. Снятие внешних ограничений. К основным внешним ограничениям, сдерживающим развитие предприятий лесопромышленного комплекса следует отнести:

- Низкое качество и конкурентоспособность российской лесобумажной продукции на внешних рынках;

- Применение экологически опасных технологий, связующих и материалов;

- Широкое распространение нелегальных рубок и оборота неучтенной древесины;

- Слабое развитие сертификации качества и экологичности управления бизнесом, сертификации лесопользованя;

- Медленный переход на международные стандарты отчетности и бухучета, низкая прозрачность российского бизнеса.

Значительная часть российских лесных товаров экспортируется в Западную Европу на рынки, которые принято называть «экологически чувствительными», где идеи рационального природопользования все больше влияют на поведение массового покупателя. На европейском рынке спрос на экологически сертифицированные лесные товары оценивается на уровне 30 %. Ожидается, что через несколько лет он может достичь 50 %. Таким образом, наличие экологической сертификации все больше становиться условием доступа лесных товаров на цивилизованные внешние рынки. В этой связи в новой редакции кодекса при формировании условий доступа

компаний к аукционам, а так же подведении их итогов следует учитывать наличие у них сертификатов, подтверждающих экологически ответственное лесопользование.

8. Введение института собственности на лесные ресурсы. Одно из фундаментальных положений новой редакции Лесного кодекса РФ - введение частной собственности на участки леса оказалось явно «сырым» и непродуманным. При сомнительной, не подтвержденной опытом развитых лесопромышленных стран, целесообразности этого шага, государство может получить бесчисленные проблемы, связанные с резким ростом спекуляций, дальнейшем снижением уровня управления лесами, а также усилит и без того высокую социальную напряженность на местах. Поэтому авторы законопроекта решение этого вопроса вынесли в отдельный федеральный закон «Об обороте лесных земель», где будут конкретизированы критерии и механизм передачи лесных участков в частную собственность. Однако существует опасность принятия новой редакции Лесного кодекса без наличия соответствующего федерального закона. Крупные лесопромышленные компании заинтересованы в гарантированном долговременном лесопользовании, которое при соблюдении требований должно автоматически пролонгироваться.

9. Развитие научно-технического потенциала, науки, образования и кадрового потенциала. В государственной поддержке нуждается именно отраслевая наука, инновационные разработки которой явятся основой реализации конкурентных преимуществ выпуска высокотехнологичной лесобумажной продукции, современных энерго- и ресурсосберегающих технологий. Восстановление и развитие научно-технической базы лесного комплекса предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направленных на поддержку передовых научных разработок, внедрение прогрессивных технологий.

10. Привлечение инвестиций. Решение практически любой проблемы, ограничивающей на сегодняшний день конкурентоспособность российского ЛПК, невозможно без привлечения масштабных инвестиций. По оценке отраслевых экспертов, для проведения модернизации действующих производств и строительства мощностей по выпуску новой продукции в отрасль необходимо в течение ближайших десяти лет вкладывать от 1,3 до 2,4 млрд. долл. Даже минимальная граница этого диапазона примерно вдвое превышает объем инвестиций, достигнутый ЛПК в 2007 г. Правда, следует признать, что в этом году капиталовложения в отрасль стали быстро расти.

11. Формирование и развитие вертикально-интегрированных холдинговых структур. Неэффективное использование богатой сырьевой базы, устаревшие технологии, изношенное оборудование основного производства, отсутствие производства современных видов продукции как раз и стали предпосылками для вертикальной интеграции. В настоящее время на этих принципах вертикальной интеграции строится работа групп «Илим Палп», «Титан», «Северо-западная лесопромышленная компания», в Республике Алтай - «Соликамсбумпром» и др.

Реализация комплекса предлагаемых мероприятий в рамках стратегии развития предприятий лесопромышленного комплекса позволит уже в ближайшие годы усилить позиции российских производителей на мировых рынках продуктов лесопереработки, усилить конкурентоспособность отрасли на внутреннем рынке России, повысить производительность труда, создать благоприятные условия для притока инвестиций и последующего устойчивого развития ЛПК России в долгосрочной перспективе.

© Ю.А. Протопопов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.