УДК 630:36 (571.150)
Ю.А. Протопопов СГГ А, Новосибирск
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Yu.A. Protopopov
Siberian State Academy of Geodesy (SGGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
METHODICAL STATEMENTS ON ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF FOREST COMPLEX IN THE REPUBLIC OF ALTAI
The article reveals negative conditions of the forest complex in the Republic of Altai and offers mechanism for increasing its efficiency, i.e. regional target program which includes development and introduction of technical-and- production, structural and social measures. According to the author, to ensure a deeper wood processing and more effective usage of forest resources of the Republic of Altai, steady basic- materials supply and cost reduction of wood processing enterprises, more favourable conditions for wood-pulp and paper production sales in overseas markets where ecostandards are paid great attention to, some measures should be taken as concerns higher efficiency of timber felling, wood processing and certification of forestry.
На современном этапе рыночной экономики Российской Федерации все в большей степени повышается роль регионального фактора, так как экономические преобразования осуществляются в пределах конкретных субъектов, существенно различающихся по природно-географическим, экономическим, социальным, транспортным и другим условиям.
Для лесного комплекса Республики Алтай характерны следующие негативные явления:
- Ярко выраженная сырьевая направленность лесопромышленного производства, основным конкурентоспособным продуктом которого является необработанный круглый лес;
- Территориальная удаленность от рынков сбыта лесопродукции при спаде спроса внутри республики;
- Отсутствие производств по переработке древесного сырья;
- Резкое снижение жизненного уровнями, как следствие, снижение покупательского спроса, в том числе на строительные материалы;
- Недостаток собственных и привлеченных средств в инвестирование лесопромышленного производства.
В этих условиях наиболее действенным механизмом повышения эффективности лесного комплекса Республики Алтай является разработка целевой региональной программы, включающей в себя разработку и внедрение комплекса производственно-технических, структурных и социальных мероприятий.
Стратегическими направлениями развития лесного комплекса Республики Алтай нами определены:
- Совершенствования структуры лесопромышленного производства за счет опережающего развития перерабатывающих производств (химикомеханическая и механическая переработка) в районах основных лесозаготовок, исключения излишней транспортировки круглой древесины, более полного использования собственных источников энергии, вовлечения в переработку мелкотоварной, низкокачественной лиственной древесины, древесных отходов;
- Организация лесного хозяйства на принципах неистощительного и постоянного лесопользования, устойчивого управления лесами.
Необходимость разработки целевой региональной программы диктуется тем, что реальные мероприятия по стабилизации производства последующего его роста и рентабельной работы можно определить и реализовать только непосредственно в регионе.
Выбор точек строительства новых предприятий и цехов по выпуску пиломатериалов, плит, фанеры, бумаги и картона также в основном должны определяться в регионе.
На уровне региона должны разрабатываться мероприятия по структурным изменениям: выделение предприятий-лидеров (эффективного ядра предприятий) перепрофилирование и ликвидация неперспективных предприятий, образование вертикально интегрированных структур управления на базе технологических и хозяйственных связей; мероприятия по поддержке предприятий средствами региона; создание экономического механизма стимулирования производства с учетом региональных особенностей путем совершенствования налоговой и инвестиционной политики; развитие маркетинга и сертификации.
Основными методологическими принципами разработки программы являются:
- Комплексный подход, включающий анализ и решение экономических, производственных, научно-технических, социальных и экологических проблем лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий Республики;
- Приоритетность социальных и экономических факторов;
- Рыночная ориентация и учет спроса на основные виды лесной продукции и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
- Инновационная направленность и техническое перевооружение лесопромышленных и лесохозяйственных предприятий на основе новой высокопроизводительной техники и прогрессивных ресурсосберегающих технологий для выпуска конкурентоспособной продукции;
- Этапность осуществления перспективных направлений развития лесного комплекса Республики Алтай;
- Возможность корректировки направлений развития лесного комплекса, что позволит уточнить отдельные программные мероприятия в процессе их реализации.
Целевой установкой предлагаемых программных мероприятий является повышение социальной и экономической эффективности лесопромышленного комплекса, каким является Республика Алтай. Основные цели и задачи программы по развитию лесного комплекса Республики приведены на рис. 1.
Рис. 1. Основные цели и задачи развития лесного комплекса Республики
Алтай
Основными задачами развития ЛПК должны являться:
1. Повышение конкурентоспособности существующих и создание новых конкурентоспособных предприятий, активно работающих как на внутриобластном и межрегиональном рынках России, так и на внешних рынках стран СНГ и дальнего зарубежья, по направлениям:
диверсификация промышленного производства и развитие новых производств/новых видов услуг по направлениям: перспективные виды бумажной продукции (гигиеническая бумага, офисная бумага для печати и письма, упаковочная бумага и т. п.); продукция лесной химии; мебельное производство и строительно-отделочные материалы из дерева, а также другие потребительские товары из древесины; оборудование для ЛПК; услуги в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и инжиниринга; другие специализированные услуги для ЛПК;
- Создание в Республике Алтай конкурентоспособных предприятий, осуществляющих заготовку и первичную переработку лесной продукции на основе современных эффективных и ресурсосберегающих методов ведения лесного хозяйства, что позволит обеспечивать лесоперерабатывающие предприятия области высококачественной продукцией с одновременным снижением издержек перерабатывающих предприятий;
- Привлечение внешних инвестиций в развитие существующих и создание новых лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, а также в производство лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования и комплектующих для него.
2. Развитие инфраструктуры и стимулирование экономического развития в малонаселенных районах Республики Алтай.
3. Создание в республике лидирующих в России центров компетенций в области технологий, используемых в лесных кластерах (лесное хозяйство, современные методы лесозаготовок и переработки древесины, производство современного конкурентоспособного оборудования и т. п.), содействие эффективному внедрению технологий на предприятиях, стимулирование инноваций в лесном кластере и создание центров подготовки квалифицированных кадров для предприятий лесопромышленного кластера.
Ожидаемый результат: до 2010 года Республика Алтай должна войти в число трех ведущих российских регионов по объему производства лесопромышленной продукции в денежном выражении, который должен составить не менее 25 млрд. рублей (в ценах 2006 года).
Влияние на экономику и социальную сферу Республики Алтай:
- Повышение доходов областного и местных бюджетов в результате роста прибыльности предприятий, заработной платы, поступлений земельного налога и других выплат за пользование лесными ресурсами;
- Развитие инфраструктуры в лесных районах Республики Алтай;
- Рост занятости населения, его доходов и улучшение условий труда на предприятиях лесного комплекса;
- Повышение конкурентоспособности отраслей промышленности, взаимосвязанных с ЛПК.
Приоритеты развития:
1. Конкурентоспособность ЛПК области:
- Повышение конкурентоспособности существующих предприятий в результате улучшения условий для ведения бизнеса;
- Развитие сети конкурентоспособных поставщиков для основных лесопромышленных предприятий области;
- Стимулирование создания новых конкурентоспособных предприятий в ЛПК.
2. Эффективность ЛПК области:
- Наиболее полное и эффективное использование лесных ресурсов;
- Углубление кооперации и интеграции с другими отраслями промышленности (химической, энергетической, биофармацевтической, машиностроительной и т. п.);
- Оказание государственной поддержки предприятиям, которые могут стать конкурентоспособными на рынках России, СНГ и зарубежных стран.
3. Социальная ответственность:
- Сохранение действующих и создание новых рабочих мест в ЛПК;
- Улучшение условий труда и экологической безопасности;
- Решение социальных проблем населенных пунктов, имеющих высокую концентрацию лесопромышленных производств.
4. Действия администрации Республики Алтай по развитию ЛПК Республики Алтай должны включать: развитие инфраструктуры в Республике Алтай, развитие дорожной инфраструктуры на севере области, развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Республике Алтай.
5. Внедрение эффективных методов лесозаготовок и ведения лесного хозяйства в Республики Алтай и сертификация лесного хозяйства Республики Алтай по международным стандартам.
Для того, чтобы обеспечить наиболее глубокую переработку древесины и наиболее эффективное использование лесных ресурсов Республики Алтай, устойчивое снабжение сырьем и снижение издержек деревообрабатывающих предприятий Республики Алтай и более благоприятные условия для сбыта лесобумажной продукции, производимой в области, на зарубежных рынках, где придается большое внимание соблюдению экологических норм при заготовке и переработке леса, необходимо осуществить ряд мероприятий по повышению эффективности лесозаготовок и сертификации лесного хозяйства в области:
В качестве условий максимального благоприятствования рассматриваются:
- Максимально возможное в соответствии с федеральным законодательством снижение налога на прибыль на срок окупаемости оборудования;
- Максимально возможное в соответствии с федеральным законодательством снижение земельного налога и налога на имущество;
- Приоритет в получении кредитов и грантов;
- Содействие в установлении контактов с внешними инвесторами.
6. Повышение технологического и инновационного потенциала ЛПК Республики Алтай. Мероприятия по повышению потенциала областного ЛПК связаны с:
- Организацией для руководителей предприятий семинаров по актуальным вопросам технологий и инноваций в лесном комплексе;
- Реализацией научной и образовательной политики в ЛПК;
- Разработкой программы сотрудничества одного из вузов Республики Алтай и одного из финских институтов, имеющего опыт в подготовке кадров и научных исследованиях для ЛПК Финляндии;
- Созданием совместного исследовательского центра по лесной промышленности при одном из НИИ области с участием областных проектных организаций лесного профиля.
7. Действия бизнеса по охране окружающей среды.
На действующих предприятиях есть большие резервы снижения загрязнения окружающей среды за счет повышения эффективности работы и загрузки имеющихся очистных сооружений.
Предложенные мероприятия позволят снизить негативные тенденции в лесопромышленном комплексе Республики Алтай и повысить эффективность его функционирования.
© Ю.А. Протопопов,2008