Экономика
Лесной комплекс РФ развивается в тесном взаимодействии с международными договоренностями по сохранению и преумножению экономического, социального и экологического потенциала лесов, сохранению биологического разнообразия. Лесопользование как составная часть лесной национальной политики, с учетом традиций и условий Российской Федерации, должна использовать передовой опыт ведущих лесопромышленных стран совершенствовании техники и технологий ведения лесопромышленной деятельности, учета интересов всех участников оесных отношений.
Выводы
Принятие национальной лесной политики наряду с определением путей оптимизации и развития лесного сектора экономики позволит:
- на системной основе вести работу по совершенствованию лесного законодательства, повысить прозрачность лесных отношений и инвестиционную привлекательность лесного бизнеса;
- обеспечить потребности внутреннего рынка в отечественной продукции лесного сектора экономики;
- обеспечить постоянную занятость местного населения и получение устойчивых доходов;
- обеспечить сохранение лесного фонда и его экологического потенциала как естественной среды обитания населения страны.
Библиографический список
1. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пособие / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ, 2006. - 384 с.
2. Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России. От использования к управлению / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. - М.: ИД - «Юриспруденция», 2004. - 552с.
3. Бурдин, Н.А. Проблемы стратегического развития лесного сектора экономики Российской Федерации (вопросы взаимодействия лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности) / Н.А. Бурдин, В.В. Саханов //Лесной экономический вестник, 2006. - № 3. - С. 3-175.
4. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 30.10.2008 № 248/482.
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
лесного комплекса российской федерации
Н.П. КОЖЕМЯКО, доц, зам. ген. директора ФГУП «ГНЦЛПК», канд.экон.наук,
А.В. КОНДРАТЮК, нач. отдела эконом. развития ФГУП «ГНЦЛПК», канд. экон. наук
Концептуальные основы стратегического управления развитием экономики представляют собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых органами власти в целях поступательного, динамичного развития промышленности, науки, культуры, повышения жизненного уровня населения, укрепления безопасности, обороноспособности страны.
К главным целям государственного управления развитием экономики относят экономический рост, высокий уровень занятости и жизни населения, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие, т.е. до-
стижение сбалансированности развития всех отраслей промышленности и видов производств, территориальных комплексов и регионов, недопущение диспропорций экономического развития страны.
Лесой сектор экономики Российской Федерации по стратегическому потенциалу является важным и включает лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс. В лесном секторе России государство играет важную роль, с одной стороны, как собственник лесных ресурсов, с другой - как стабилизирующий фактор развития нерыночных лесных отношений.
Поэтому при формировании концептуальных основ управления стратегическим
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012
179
Экономика
развитием лесного сектора необходимо учитывать все интересы его субъектов с целью создания максимально благоприятных условий развития сектора.
Для решения задач и достижения стратегической цели развития лесного комплекса РФ необходима разработка конкретных мер по развитию форм и методов управления стратегическим развитием лесного комплекса, а также действенных инструментов и механизма их исполнения.
Механизмы и инструменты решения многих из указанных вопросов комплексного развития лесного комплекса нашли отражение в принятой Стратегии развития лесопромышленного комплекса России на период до 2020 г В ней также были учтены важнейшие законодательные и нормативные правовые акты, определяющие политику государства в лесном комплексе на длительную перспективу (Лесной кодекс РФ; Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. № 75, утвердившее график поэтапного повышения ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы, и другие официальные документы, регулирующие таможенно-тарифную политику в лесном комплексе; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», определившее механизмы привлечения инвестиций в лесопереработку).
На рисунке приведены разработанные инструменты управления стратегическим развитием лесного комплекса России в разрезе политики обеспечения ресурсами, а также промышленной, внешнеэкономической, налоговой, инвестиционной, бюджетно-финансовой, антимонопольной, социальной и экологической политики.
Действующие инструменты развития лесного комплекса России рассматриваются в разрезе обеспечения ресурсами, промышленной (производственной), внешнеэкономической, налоговой, инвестиционной, бюджетной и антимонопольной политики, а также политики управления государственным имущественным комплексом и др., относящейся как к административным, так и к специальным косвенным методам государственного регулирования.
Управление ресурсным блоком в части снабжения предприятий лесным фондом осуществляется в основном с помощью нормативов передачи участков лесфонда в аренду и концессию, а также проведения аукционов по продаже лесосечного фонда. Учитывая высокий экономический и социальный интерес государства в развитии лесного бизнеса, непременным условием передачи участков лесного фонда в долгосрочную аренду и концессию должна быть конкурсность, а критерием для определения победителя - объем инвестиций в развитие производства продукции высокой добавленной стоимости и экологической безопасности производства. При этом размер арендной (концессионной) платы должен быть установлен в пределах, обеспечивающих экономическую доступность лесного фонда.
Значимым инструментом управления лесопользованием являются нормативы лесопользования, лесовосстановления и сертификации, ориентированные на полное использование лесосечного фонда, соблюдение лесоводственных требований, качественное и своевременное лесовосстановление.
Промышленный (производственный) блок регулируется комплексом норм и нормативов по сертификации и стандартизации продукции, экологической безопасности производства и охране окружающей среды, охране труда работников, а также нормами мобилизационной подготовки в случае нестандартных ситуаций. Эти нормы преследуют в основном социальные и экологические интересы государства, а также обеспечение безопасности государства в особых случаях.
Важнейшим инструментом стратегического управления лесным сектором является регулирование его внешнеэкономической деятельности, прежде всего введение экспортных пошлин на поставки круглого леса за рубеж для экономического стимулирования инвестиций в лесопереработки в России. При этом нельзя забывать о дифференциации экспортных пошлин по регионам страны в зависимости от расстояния перевозки от производителя до пересечения границы России и востребованности сырья внутри страны. Существующие в настоящее время экспортные
180
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012
Управление стратегическим развитием лесного комплекса
с
м
О
_ И
а. и о v
2 5
J5 О
Я О.
е- О.
о U
» S
- ° X —
3 в
в Я сЗ Я
g-S
е
Ресурсный блок
1. Нормы передачи лесфонда в аренду
2. Нормы передачи лесфонда в концессию
3. Нормы лесопользования, лесовосстановления
4. Установление размеров платежей за древесину на корню с учетом доступности лесных ресурсов, комплексности и степени переработки древесины
Инструменты управления стратегическим развитием лесного комплекса
Инвестиционный блок
1. Приоритетные инвестиционные проекты в области лесов
2. Нормативы по льготному налогообложению инвестиций на развитие приоритетных направлений переработки древесины
3. Нормативная база залогового механизма лесного фонда
4. Государственные преференции инвестирования в глубокую переработку древесины
5. Нормативы и государственная поддержка развития лизинга ЛПК
6. Нормативы развития фондового рынка ценных бумаг предприятий ЛПК
7. Нормативы амортизационных отчислений
Производственный
блок
1. Нормы охраны труда, охраны окружающей среды, гостехнадзора
2. Лицензирование лесозаготовок
3. Нормы сертификации и стандартизации продукции
4. Метрологический контроль
5. Контроль сохранения изобретательских прав, ноу-хау
6. Нормы и правила пользования лесными дорогами
Бюджетно-финансовый блок
1. Нормативы компенсации ставок по кредитам на создание новых и модернизацию действующих мощностей
2. Нормативы компенсации ставок по кредитам на формирование межсезонных запасов
3. Нормативы реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом
4. Нормативы представления государственных гарантий
5. Нормативы компенсации ставок по кредитам на строительство лесных лорог
Рациональное, эффективное использование лесосырьевого потенциала
Рисунок. Инструменты управления стратегическим развитием лесного комплекса
Участки лесного бизнеса
Экономика
пошлины, одинаковые для всех регионов, практически свели на нет экспорт круглого леса из отдаленных северных регионов страны (где нет собственной лесопереработки) и привели к снижению объемов экспорта древесины, неперерабатываемой внутри страны.
Целесообразно также применять нормы нетарифного регулирования экспортных нормативов размерно-качественных характеристик лесобумажной продукции, нормативы регистрации экспортных контрактов и аттестации лесоэкспортеров, что позволяет контролировать недобросовестных лесоэкспортеров и значительно увеличить «прозрачность» этой деятельности.
Развитие ЛПК в значительной степени зависит от регулирования импорта лесопродукции и продукции лесного машиностроения. Тарифное регулирование импорта, прежде всего, относится к продукции высокой добавленной стоимости (мебель, столярные изделия, высококачественные сорта бумаги, картона и изделия из них и др.). Очевидно, что в рыночных условиях импортные пошлины не могут быть запретительными. Вместе с тем эти пошлины должны стимулировать иностранные фирмы к размещению производства продукции высокой добавленной стоимости на территории России, а не из российской древесины - за рубежом.
Размер импортных пошлин должен быть таким, чтобы импортная продукция определенной товарной группы и равного качества была дороже отечественной.
Безусловно, следует отменить импортные пошлины и на поставки оборудования, не производимого в России. В основном это деревообрабатывающее, плитное, фанерное, целлюлозно-бумажное оборудование. Такие меры значительно снизят стоимость импортного оборудования (до 25-35 %) и затраты на ввод новых мощностей, а следовательно, повысят инвестиционную привлекательность проектов по глубокой переработке древесины.
Регулирование импорта лесобумажной продукции, а также лесных машин и оборудования позволяет государству обеспечить ускоренное развитие производств по глубокой переработке древесины и отвечает его экономическим интересам.
Важнейшим инструментом стратегического управления развитием ЛПК является инвестиционная политика. Однако в настоящее время макроэкономические регуляторы инвестиционных процессов (нормативы по льготному налогообложению реинвестирования прибыли и инвестиций на развитие производства, нормативы лизинговой деятельности, нормативы развития фондового рынка и др.), а также специфические «лесные» рычаги управления и привлечения инвестиционных потоков в ЛПК слабо задействованы. В частности, не нашли развития, законодательного и нормативного оформления положения залоговых механизмов на базе лесосечного фонда (леса на корню). Участки лесного фонда, переданные в долгосрочную аренду (концессию), могли бы быть предметом залога для привлечения инвестиций как с позиции денежной оценки «права аренды», так и «запасов леса на корню».
Налоговая политика также является важнейшим регулирующим направлением и включает нормативы формирования налогооблагаемой базы прибыли хозяйствующих субъектов, а также нормативы налогообложения оборота капитала и фонда заработной платы. По источникам выплат налогов их можно классифицировать как налоги, включаемые в затраты на производство продукции, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.
Особое значение, с точки зрения налогооблагаемой базы прибыли, в лесопромышленном комплексе имеют нормативы состава затрат, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения. Учитывая специфику ЛПК по заготовке, переработке древесины, а также охрану лесов, лесовосстановление, уход за лесом и особенно развитие арендных, концессионных отношений по лесопользованию, необходима разработка в установленном порядке нормативов включения в себестоимость лесопродукции следующих затрат по:
- строительству лесных дорог (как технологических транспортных путей);
- обеспечению рабочих, работающих в лесу, питанием, доставкой к месту работы и обратно;
182
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012
Экономика
- лесовосстановлению и уходу за лесом;
- охране лесов от пожаров и вредителей леса;
- медицинскому страхованию работающих от профессиональных заболеваний и несчастных случаев и др.
В целях стимулирования развития интеграционных процессов в ЛПК для совершенствования его структуры целесообразно отменить взимание НДС на продукцию, реализуемую внутри корпоративных структур как сырье для дальнейшей переработки, а НДС взимать с конечной продукции, реализуемой за пределы корпораций. Это позволит участникам корпоративных структур снизить размер необходимых оборотных средств, ускорить их оборачиваемость при неизменном размере НДС, получаемом государством от корпораций.
В настоящее время налоговые инструменты в ЛПК задействованы слабо и требуют значительного совершенствования. Хотя более 2/3 дохода государства от лесного бизнеса составляют именно налоговые поступления.
Продолжая анализ инструментов стратегического управления ЛПК, нельзя не коснуться бюджетной политики, прежде всего нормативах процентных ставок банковских кредитов, которые позволяют определить доступность кредитных ресурсов для предприятий для целей текущего потребления и долгосрочных вложений. В настоящее время стоимость рублевых кредитных ресурсов в 15-20 % годовых ограничивает их доступность по краткосрочным кредитам для предприятий лесного комплекса и тормозит их динамичное поступательное развитие по сравнению с развитыми странами (где эти проценты составляют 2,5-5,0 %). Большие трудности возникают при необходимости долгосрочного кредитования. Поэтому в целях оживления инвестиционных процессов, увеличения темпов роста ЛПК необходимо снижение нормативов банковских процентных рублевых и валютных ставок как минимум в 2-3 раза.
Немаловажное значение для управления развитием ЛК имеют нормативы компенсации процентных ставок за кредитные ресур-
сы за счет бюджета государства (федерального и субъектов Российской Федерации) для целей создания межсезонных запасов древесного сырья, а также нормативы реструктуризации задолженности хозяйственных обществ лесного комплекса перед федеральным бюджетом.
В современных условиях важнейшими инструментами управления развития ЛПК являются нормативы реорганизационных процедур (банкротства) хозяйственных обществ, поскольку в настоящее время эти предприятия работают с низкой эффективностью.
Для обеспечения экологических интересов государства используются экологические нормативы в части лесопользования, лесовосстановления, рекреационных функций лесов, а также производственных отходов и выбросов.
Социальные нормативы, направленные на установление размера минимальной заработной платы, прожиточного минимума, нормативов предоставления рабочих мест для определенных категорий работников, для отчислений на их содержание и др., имеют важнейшее значение для обеспечения социальной стабильности общества.
Важным направлением повышения управляемости, сбалансированности, динамичности и эффективности ЛК является создание корпоративных интегрированных структур и применение нормативов антимонопольной политики:
- нормы доли занимаемого рынка (страны, региона) определенного вида продукции;
- нормы размера пакета акций акционеров;
- норма прибыли от реализации продукции монополиста и др.
В настоящее время эти инструменты развития ЛПК задействованы слабо и в основном направлены на регулирование доли занимаемого рынка и частично нормы прибыльности.
Библиографический список
1. Кожемяко, Н.П. Управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства / Н.П. Кожемяко. - М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2011. - 160 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012
183