Научная статья на тему 'Актуальные вопросы совершенствования механизмов реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов'

Актуальные вопросы совершенствования механизмов реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савицкий А. А.

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проектному финансированию в лесном секторе РФ, с учетом существующих нормативных актов и приоритетных национальных проектов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article of the candidate of economic sciences, docent Savitsky A.A. «actual questions of improving the mechanisms for priority investment projects’ realization in the field of forest development» are considered the main theoretical approaches to project financing in the forest sector of the Russian Federation, with taking into account the existing normative acts and the priority national projects.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы совершенствования механизмов реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

вительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол от 1.04.2011 г. № 2): Биоиндустрия и биоресурсы БиоТех 2030; Новые полимерные композиционные материалы; а также по Перечню критических технологий РФ, утвержденных указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899: «Биокаталли-тические, биосинтетические и биосенсорные технологии; нано-, био-, информационные, когнитивные технологии; Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов; Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов».

В целях повышения инновационной составляющей в развитие лесного комплекса должно быть обеспечено увеличение финансирования научных организаций за счет бюджетных средств и меры по стимулированию участия лесного бизнеса в финансировании научно-исследовательской деятельности. Концентрация государственных и частных средств в сфере научных исследований позволит перейти от распыления финансовых ресурсов на решение мелких и частных вопросов к полномасштабному финансированию решения научных проблемы стратегического

характера, развитию инновационно-технологических центров, опытных предприятий, испытательных станций и полигонов. Требует преодоления практика заключения годовых контрактов на выполнение НИОКР, цикл разработки которых от создания конструкторской документации, выпуска опытных образцов до организации серийного производства составляет не менее 3 лет.

Библиографический список

1. Кожемяко, Н.П. Управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства / Н.П. Кожемяко. - М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2011. - 160 с.

2. Кондратюк, В.А. Современное состояние лесопромышленного комплекса России: Монография / В.А. Кондратюк. - М.: МГУЛ, 2002. - 120 с.

3. Кондратюк В.А. Лесопромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы: Монография / В.А. Кондратюк. - М.: МГУЛ, 2004. - 204 с.

4. Кожемяко, Н.П. Управление развитием предприятий лесопромышленного комплекса на основе реструктуризации: Монография / Н.П. Кожемяко. - М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2010. - 158 с.

5. Кондратюк, В.А. Современное состояние лесопромышленного комплекса / В.А. Кондратюк, Н.П. Кожемяко, А.В. Кондратюк // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2012. - № 8(91). - С. 166-169.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПрИОрИТЕТНыХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПрОЕКТОВ

В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ

А.А. САВИЦКИЙ, доц. каф. экономики обрабатывающих отраслей промышленности, учета и аудита, МГУЛ, канд. экон. наук

Достижение требуемых показателей при реализации приоритетного инвестиционного проекта требует тесного сотрудничества частных инвесторов и управляющих с муниципальными и государственными структурами, которые оказывают влияние на условия его реализации.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области государственного регулирования инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности является важной частью инвестиционной политики государства.

asavitskiy@mgul. ac. ru

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Данным законом также определены понятия «срок окупаемости инвестиционного проекта» и «совокупная

56

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

налоговая нагрузка». Срок окупаемости инвестиционного проекта - со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение. Совокупная налоговая нагрузка - расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

В соответствии с данным законом для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется стабильность условий и режима в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Стабильность условий и режима, которые гарантируются инвестору, осуществляющему инвестиционный проект, заключаются в ограничении действия новых законодательных актов, увеличивающих совокупную налоговую нагрузку на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации или устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

Чрезвычайно важным является уровень государственной поддержки и гарантий для иностранных инвесторов, способствующий повышению инвестиционной привлекательности всех секторов экономики.

В настоящее время можно сделать вывод о преобладании российских инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева». Наибольшую долю среди российских инвестиций по данному виду деятельности занимают инвестиции частных компаний, а наименьшую - инвестиции муниципальных. На текущий момент времени доля инвестиций совместных компаний существенно возросла, а доля реальных иностранных инвестиций, наоборот, снизилась.

По виду деятельности «производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них» преобладают иностранные инвестиции. Среди российских инвестиций муниципальные инвестиции почти отсутствуют, преобладают частные инвестиции.

Инвестиции в основной капитал требуют от организации выделения значительного объема средств, зачастую значительно превышающих величину накопленных амортизационных отчислений. В этом случае организации инвестируют собственные средства из других источников, а в случае нехватки собственных средств используют привлеченные средства. Поскольку привлеченные средства имеют высокую стоимость, которая зависит от целого ряда факторов, в т.ч. от установленной ставки рефинансирования, использование привлеченных средств может снизить показатели рентабельности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» и Постановление от 21 декабря 2012 г. № 1361 «О подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» позволили улучшить инвестиционную привлекательность лесного комплекса и активизировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке технологий получения биотоплива, биоразлагаемых полимерных материалов, наноцеллюлозы и других продуктов из древесины. Так-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

57

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Таблица

Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов по округам РФ

Федеральный округ Количество проектов Инвестиции, млрд руб. Размер лесосеки, млн м3

Включено в перечень 99 411 65,1

Северо-Западный 29 101 11,5

Сибирский 24 171 34,1

Приволжский 15 28 5,8

Центральный 13 66 6,1

Дальневосточный 12 31 4,8

Уральский 5 4 2,1

Южный 1 9 0,6

же реализуются важнейшие приоритетные инвестиционные проекты, направленные на промышленное освоение высокоэффективных ресурсосберегающих технологий и оборудования по заготовке и глубокой переработке древесины.

Успешная реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является необходимым условием выхода отрасли из кризиса, успешного ее развития и достижения целевых показателей и значений индикаторов, предусмотренных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации. Несмотря на выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией, и выполнение мер государственной поддержки, множество проектов реализуются со значительным отставанием. Наиболее критичные для лесопромышленного комплекса проекты связаны с созданием целлюлозно-бумажных производств, которые требуют большого вложения средств, подготовки большого количества квалифицированного персонала и вложений в развитие инфраструктуры.

По данным Минпромторга, перечень приоритетных проектов содержал 99 проектов с объемом заявленных инвестиций

411.8 млрд руб. и объемом перерабатываемого сырья 72,0 млн м3. Всего с момента начала реализации приоритетных инвестиционных проектов инвестировано в их реализацию

148.9 млрд руб., в том числе в 1 полугодии 2011 г. 15,7 млрд руб. За период с 2009 по 2011 гг. введены в эксплуатацию 21 приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов. Общий объем инвести-

ций составил 65,7 млрд руб., в том числе в 2011 г. - 4 проекта с объемом инвестиций

6,9 млрд руб.

Наибольшую активность в реализации проектов в территориальном разрезе проявляют предприятия Северо-Западного федерального округа, реализующие 27 проектов, Сибирского федерального округа - 23, Приволжского федерального округа - 15.

По размеру инвестиций в проекты лидирующие позиции занимают Сибирский федеральный округ с объемом инвестиций в 171 млрд руб., Северо-Западный федеральный округ - 100 млрд руб., Центральный федеральный округ - 67 млрд руб. На долю данных федеральных округов приходится 82 % от общего объема инвестиций в проекты.

Данные по количеству реализуемых проектов и объеме инвестиций представлены в таблице.

Источниками финансирования предусмотрены:

- собственные средства предприятий лесного сектора - 26 %,

- заемные средства - 69 %,

- государственная поддержка - 5 %.

Развитию лесопромышленного комплекса способствовали следующие меры государственной поддержки:

1. Субсидирование процентных ставок по кредитам.

2. Отмена вывозных таможенных пошлин на все виды продукции переработки древесины (пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага).

3. Отмена импортных ввозных пошлин на технологическое оборудование, не

58

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

производимое в России в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 8 от 09.01.2009 г.

4. Освобождение от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, включая деревообрабатывающее оборудование в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 372 от 30 апреля 2009 г.

5. Повышение ставок вывозных таможенных пошлин в отношении необработанных лесоматериалов.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов оказывает большое влияние на развитие лесопромышленного комплекса, однако успеху мешают слабое развитие лесной инфраструктуры и отсутствие надлежащего контроля за незаконной заготовкой древесины.

Для увеличения инвестиций в выпуск лесобумажной продукции необходимо решить ряд проблем, относящихся как к лесному хозяйству, так и к лесопользованию:

- несоответствие заявленного состояния лесного участка, формируемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта, фактическому состоянию;

- отсутствие необходимого количества лесных дорог и развитой инфраструктуры лесопользования;

- несоответствие затрат арендаторов на ведение лесного хозяйства платежам за лесные ресурсы;

- неупорядоченность мер борьбы с незаконной заготовкой древесины.

Практически любая деятельность, связанная с использованием лесов, а также охрана, защита и воспроизводство лесов требует создания лесотранспортной инфраструктуры. Лесной кодекс и его подзаконные акты предусматривают создание лесных дорог при использовании лесов, но не содержат конкретных механизмов их создания. В частности, нерешенным остается вопрос о том, кому будет принадлежать построенная на средства арендатора лесная дорога после окончания срока аренды. В этом случае необходимость в использовании данной дороги у арендато-

ра отсутствует, но зачастую данная дорога может использоваться для охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Препятствием успешной реализации приоритетных инвестиционных проектов являются пробелы в регулировании отношений, возникающих при строительстве и эксплуатации лесных дорог у субъектов данных отношений (арендаторы, лесохозяйственные службы, местные органы исполнительной власти и другие). Неопределенным остается порядок постановки лесных дорог на учет и вопросы допуска на них транспортных средств, не занимающихся обслуживанием лесной инфраструктуры. Существенным препятствием создания развитой лесотранспортной инфраструктуры является отсутствие механизмов оформления лесных дорог, построенных на землях лесного фонда, в собственность и компенсации затрат инвестору является.

Решение вышеуказанных проблем позволит увеличить инвестиционную привлекательность и способствовать успешной реализации приоритетных инвестиционных проектов. Одним из вариантов решения проблем развития и использования инфраструктуры может быть разработка и утверждение на уровне Правительства Российской Федерации предлагаемой Минпромторгом «Целевой комплексной программы развития лесных дорог на период до 2020 г.», которая предлагается к включению в состав Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации при ее корректировке и совершенствовании.

Библиографический список

1. Федеральный Закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1361 «О подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

4. Стратегия развития лесопромышленного комплекса РФ до 2020 г.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.