Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности региона в условиях экологических ограничений (на примере Республики Бурятия)'

Повышение конкурентоспособности региона в условиях экологических ограничений (на примере Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СOMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / COMPETITIVENESS OF THE REGION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ENVIRONMENTAL CONSTRAINTS / ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / БАЙКАЛЬСКИЙ ФАКТОР / BAYKALISKIY FACTOR / ТУРИЗМ / TOURISM / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жигжитова И. В.

В статье рассматриваются экономические факторы повышения конкурентоспособности региона. Анализируется понятие экологических ограничений, их влияние на конкурентоспособность регионов в мировой практике в России, в частности в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Жигжитова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals economic factors leads to competitiveness of the region. Considered notion of the environmental constraints and their influence upon region competitiveness as in world practice, as in Russia, as in Republic Buryatiya in particular.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности региона в условиях экологических ограничений (на примере Республики Бурятия)»

В статье рассматриваются экономические факторы повышения конкурентоспособности региона. Анализируется понятие экологических ограничений, их влияние на конкурентоспособность регионов в мировой практике в России, в частности в Республике Бурятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, экологические ограничения, экономика природопользования, Байкальский фактор, туризм, особая экономическая зона

Повышение конкурентоспособности региона в условиях экологических ограничений

(на примере Республики Бурятия)

И. В. ЖИГЖИТОВА,

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств,

Институт информационных технологий, экономики

и управления,

Улан-Удэ

E-mail: [email protected]

В настоящее время в условиях усиления мировой конкуренции понятие «конкурентоспособность» распространяется не только на фирмы, но и на регионы. Регион страны как административная единица государства является местом базирования, экономической средой обитания фирмы, формирует определенный предпринимательский климат в регионе и инфраструктуру бизнеса. Конкурентоспособность региона - это

1 Подробнее см.: Винокурова М. В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики Иркутской области // ЭКО. - 2006. -№ 12. - С. 73; Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / Маршалова А. С., Ковалева Г. Д., Унтура Г. А. и др. Под ред. А. С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. - С. 97, 100, 101; Бекетов Н. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №6.- С. 85; Криворотов А. К. Конкурентоспособность северной экономики: узкие места и широкие перспективы / Корпоративное управление и инновационное развитие Севера - Электрон. Вестник - Сыктывкар: СыктГУ, 2008.- С. 24-28; Казанцев С. В. Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России //ЭКО. - 2008. - № 5. - С. 63, 67, 79, 80.

его способность обеспечивать высокий уровень жизни населения путем привлечения инвестиций в бизнес-среду и развития наиболее перспективных отраслей экономики1.

Экологические ограничения в России и в мире

В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы, связанные с учетом экологических ограничений конкурентоспособности региона2. Их введение повышает качество жизни населения, обеспечивает сохранность уникального природного комплекса. Так, в США была осуществлена практика очистки бассейна Великих озер - одной из крупнейших на Земле водосборных систем, содержащая 18% мировых запасов пресных вод. Многие годы озера подвергались загрязнению из-за недостаточной очистки промышленных сточных вод, неконтролируемого поступления с поверхностным стоком удобрений и отходов. В начале 1970-х годов приозерные пляжи были задушены водорослями, а вода была непригодной для питья без интенсивной очистки.

В 1970 г. Международная объединенная комиссия опубликовала доклад по проблемам загрязнения «нижних» Великих озер, а в 1987г. началась реализация Планов действий по очистке 43 экологически неблагополучных территорий в бассейне Великих озер в Канаде и США. Сброс в озера ряда устойчивых токсичных химических соединений был также сокращен. С конца 1980-х годов, благодаря правовому регулированию со стороны правительства, удалось достичь сокращения на 82% количества токсичных хлорсодержащих веществ, сбрасываемых целлюлозно-бумажными комбинатами.

Под экологическими ограничениями природопользования понимается особый режим (регламентация) использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий, предусмотренный системой законодательных, нормативных или организационно-хозяйственных мер, препятствующих

2 В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Международная конференция ООН по охране окружающей среды. В 1992 г. на второй Конференции ООН была принята Концепция устойчивого экономического развития, целью которой является сохранность качества территории как среды обитания человека, путем ограничения экономической деятельности территории. В 1996 г. указом президента РФ «Концепция устойчивого экономического развития» была введена в России.

РЕГИОН

6 ЭКО №4, 2010

прогрессивному разрушению экосистем и обеспечивающих продолжение выполнения ими ресурсных, средообразующих и природоохранных функций3.

Отсутствие экологических ограничений может иметь катастрофические последствия для региона и страны в целом4.

Для России с ее колоссальной территорией и акваторией проблемы межрегиональных взаимоотношений оказались весьма острыми. Пример - река Волга: вследствие загрязнений реки на территориях, находящихся в ее верхнем течении, дополнительные издержки на очистку воды несет Астраханская область. Строительство каскада гидроэлектростанций на Волге привело к затоплению миллионов гектаров великолепных сельскохозяйственных угодий (луга). Добыча железной руды в Курской области привела к использованию огромных площадей земель сельскохозяйственного назначения лучшего качества (черноземы) под отвалы пород. Добыча нефти и газа в северных регионах Западной Сибири ведет к гибели уникальных тундровых экосистем, являющихся пастбищами.

Появилась проблема экологических беженцев - людей, покинувших прежнее место жительства в связи с резким ухудшением там экологической ситуации. Самый яркий пример - пострадавшие в результате Чернобыльской аварии, но в последнее десятилетие появились экологические беженцы из Челябинской области, с Кольского полуострова, из Норильского промышленного района.

Рассмотрим проблемы конкурентоспособности Республики Бурятия в условиях экологических ограничений.

3 Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь / Авт.-сост. Козин В. В., Петровский В. А. Смоленск, 2005.

4 Пример - аральская катастрофа. Как отмечалось на встрече глав центральноазиатских государств (Алма-Ата, 1997 г.), Аральское море с 1960 по 1996 гг. недополучило 850 км3 воды, уровень воды в нем снизился более чем на 16,5м, объем воды уменьшился на 75%, площадь сократилась на 33 тыс. км2. В результате с обезвоженного морского дна бури ежегодно поднимают миллионы тонн вредной солончаковой пыли. Такого рода крупномасштабные отрицательные природно-климатические изменения привели к серьезнейшей экологической трагедии, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду не только этого, но и многих других регионов мира, на жизнедеятельность миллионов людей.

Байкальские ограничения

На территории Республики Бурятия находится большая часть акватории крупнейшего в мире озера Байкал. Водно-ресурсный потенциал оценивается в 15,7 тыс. км3 (31% водных ресурсов РФ). Более половины территории Республики Бурятия входит в состав «Байкальской природной территории» (БПТ), в которую включаются территории трех субъектов Российской Федерации: Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, и находится под действием особого режима природопользования.

Общая площадь БПТ- 386,158 тыс. км2, из них: акватория озера Байкал - 31,5 тыс. км2 (8,2%), Республика Бурятия - 201,422 тыс. км2 (52,2%), Иркутская область - 97,628 тыс. км2 (25,2%), Читинская область- 55,608 тыс. км2 (14,4%).

Байкальская природная территория по степени влияния на озеро Байкал разделена на три экологические зоны. Центральная экологическая зона (88,545тыс. км2- 23%) совпадает по границам с участком Всемирного природного наследия. Буферная экологическая зона (219,563тыс. км2- 57%) включает оставшуюся часть водосборного бассейна озера. Зона атмосферного влияния (78,05 тыс. км2 - 20%) включает прилегающие к Байкалу районы Иркутской области, где размещены крупные предприятия, загрязняющие из-за преобладающего северо-западного направления ветров воздушную среду Байкала.

Бурятия занимает 42,6% центральной экологической зоны (37,73 тыс. км2) и 74,7% буферной экологической зоны (163,755 тыс. км2).

Режим охраны озера Байкал установлен федеральным законом от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и отличается от правового режима, установленного для иных водных объектов на территории России. В соответствии со ст. 5 закона, на Байкальской природной территории предусматриваются ликвидация и перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов, а также повышенные требования к хозяйствующим субъектам в части соблюдения предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Республика Бурятия выделяет средства на поддержание экологических функций региона озера Байкал, имеющих мировое значение. Это сохранение ассимиляционного потенциала в целях поддержания глобальной устойчивости биосферы Земли; сохранение лесов как важного регулятора баланса

РЕГИОН

6*

парниковых газов в атмосфере; сохранение уникальной экологической системы озера Байкал - хранилища мирового генофонда эндемиков и Участка мирового природного наследия.

В условиях экологических ограничений республика несет дополнительные расходы, связанные с байкальским фактором. По расчетам Министерства экономического развития Республики Бурятия, объем валовой добавленной стоимости, недополученной регионом в результате экологически обусловленных потерь и недопроизводства продукции, составил в 2004 г. 7,2 млрд руб., в 2005 г. - 7,8 млрд руб., в 2006 г. -8,8 млрд руб., в 2007 г.- 10,1 млрд руб. и сопоставим с годовым объемом осуществляемых в ней инвестиций5.

Привлекательность территории для бизнеса невысока, так как высоки риски увеличения затрат потенциальных инвесторов на природоохранные мероприятия. Действующие льготы по налогу на прибыль не компенсируют повышения себестоимости производимой продукции за счет экологических издержек и соответствующего снижения конкурентоспособности продукции местных предприятий.

Ставки платы (водный налог) за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных и подземных водных объектов, расположенных в бассейне озера Байкал, в два с лишним раза выше (576 и 678 руб./тыс. м3 водных ресурсов), чем в бассейне рек Енисей и Лена (246 и 306 руб./тыс. м3).

Для Байкальской природной территории нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

В республике построены станции доочистки на очистных сооружениях (стоимость очистки сточных вод на них более чем в 3 раза выше, чем на очистных сооружениях без доочист-ки), на Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате была внедрена система оборотного водоснабжения. Текущие природоохранные затраты на химкомбинате с вводом системы

5 Из доклада зам. министра экономического развития Республики Бурятия Е. В. Пегасова «Экономика региона: комплексные проекты и перспективы сотрудничества», 1 августа 2008 г.

водооборотного водопотребления увеличились более чем вдвое (более 20% себестоимости товарной продукции предприятия), тогда как в среднем в целлюлозно-бумажной отрасли эти затраты не превышают 10%6.

В связи с установлением границ Байкальской природной территории (БПТ) и запретом промышленной заготовки древесины в центральной экологической зоне использование ле-сосырьевой базы смещается в буферную зону (Закаменский, Джидинский районы) или за ее границы (Еравнинский район). На работу лесопромышленного комплекса влияет регламентация в области использования лесных ресурсов, что проявляется в увеличении территорий с особым режимом лесопользования, водоохранной зоны, защитных лесов, особо защитных участков. В Бурятии ограничены сплошные рубки, увеличены объемы экологически обоснованных рубок промежуточного пользования, внедрены экологобезопасная техника и технологии лесозаготовок. Соответственно выросли затраты на заготовку древесины.

Действуют экологические ограничения и на размещение животноводческих комплексов, на использование минеральных удобрений и химикатов. Это обеспечивает сохранение качества вод Байкала, но негативно сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур и, в конечном итоге, на результатах производства.

В центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена добыча полезных ископаемых, включая общераспространенные виды.

В связи с созданием на Байкале туристско-рекреационных особых экономических зон вопросы землепользования в центральной экологической зоне БПТ приобретают особую актуальность, так как развитие туризма предполагает интенсивную хозяйственную деятельность: строительство спортивно-оздоровительных сооружений, гостиничных комплексов, развитие инфраструктуры и т.д.

6 Бардаханова Т. Б., Алаева Т. Н. О некоторых подходах к планированию и развитию экономики Республики Бурятия в условиях экологических ограничений на Байкальской природной территории / Экологическая безопасность: отечественный и зарубежный опыт в деятельности парламентов и регионов (к «правительственному часу» 256-го заседания Совета Федерации) Серия: Развитие России. 2009. - № 17(384).

На развитии туризма и эффективном функционировании поселений в центральной экологической зоне негативно сказывается запрет на изменение категории земель лесного фонда, занятых защитными лесами (указанная норма установлена ст. 11 федерального закона «Об охране озера Байкал» в редакции от 04.12.2006 № 201-ФЗ).

Льготы по налогообложению резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа распространяются на очень небольшую территорию, несопоставимую по размерам с Байкальской природной территорией.

Как повысить конкурентоспособность региона

Ключевыми точками роста экономики республики определены шесть направлений: добыча и переработка полезных ископаемых; агропромышленный комплекс; лесопромышленный комплекс; туризм; малый бизнес и крупная промышленность; транспортно-логистический комплекс7. Выбор обусловлен тем, что данные отрасли наиболее адекватны природно-ресурсному потенциалу республики, вносят наибольший вклад в экономику региона и при этом должны оказывать минимальное воздействие на окружающую среду.

Для преодоления сырьевой специализации экономики Республики Бурятия и с учетом экологического фактора необходимо создавать условия для изменения структуры экономики.

По нашему мнению, наиболее перспективным направлением повышения конкурентоспособности республики является туризм. Правительством Российской Федерации 3 февраля 2007 г. принято решение о создании в Республике Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» создана на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал и располагается на пяти участках - «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск». Общая площадь территории ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» - 3658,12 га.

7 Инвестиционный паспорт Республики Бурятия. URL: www.invest-buryatia.ru

Основная цель создания ОЭЗ «Байкальская гавань» -формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного продукта, а также использование уникального природного объекта - озера Байкал, что позволит «открыть» его для российских и иностранных туристов. Основные ограничения ОЭЗ заключаются в том, что резидент туристско-рекреационной зоны вправе осуществлять только туристско-рекреационную деятельность: строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по лечению, реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

В проекте создания ОЭЗ предусматривалось, что к создаваемым в зоне туристским объектам и сооружениям будут предъявляться требования, соответствующие лучшим мировым аналогам в части применения экологически чистых строительных материалов и технологий, технологий энергоресурсосбережения и утилизации отходов. На создание инфраструктуры в ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Прибайкальском районе Республики Бурятия предполагается выделение федеральных средств - более 10 млрд руб.8

По прогнозам Минэкономики Республики Бурятия, в структуре экономики значительно увеличится доля секторов с высокой добавленной стоимостью: вклад туристического сектора и смежных с ним отраслей в ВРП увеличится к 2026 г. до 30%. Объем инвестиций составит 20-25% ВРП, а уровень бедности планируется снизить до минимума (5-6%). Экономический рост обеспечит положительное сальдо миграции, и численность населения республики к 2027 г. должна, по прогнозам, достигнуть 1043 тыс. чел. Результаты предварительных расчетов по прогнозу дотационности

8 Сайт Министерства экономики Республики Бурятия. Раздел ОЭЗ. URL: http://economy.buryatia.ru/econ/oez_glav.html

консолидированного бюджета Республики Бурятия показывают, что при реализации туристско-рекреационного сценария и крупных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе коэффициент дотационности бюджета должен снизиться за 10 лет более чем вдвое. Кроме того, создание ОЭЗ позволит уменьшить объем упущенных выгод из-за экологических ограничений в 3,2 раза, а соотношение упущенных выгод к ВРП - с 11,1% до 2,5%.

В настоящее время ведется строительство инженерной инфраструктуры в Прибайкальском районе, которая является частью внедрения экологосберегающих технологий на территории республики. Большинство поселений, начиная с тех, которые расположены на побережье озера Байкал, должны быть оснащены установками автономного электроснабжения (малая энергетика) и другими высокотехнологичными и экологичными системами жизнеобеспечения.

Так, например, в курортных городках на территории ОЭЗ теплоснабжение предполагается осуществлять с помощью электрических котлов на принципе автономности жилых и социальных комплексов с использованием альтернативной энергетики. Очистка сточных вод будет производиться на основе озонирования без применения хлора.

Распространение положительного опыта объектов ОЭЗ на другие малые «байкальские» поселения, реализация проектов по строительству очистных сооружений и инженерному благоустройству прибрежной территории позволит сформировать одну из приоритетных моделей расселения, способных снизить миграцию населения.

Для развития туризма необходимы ряд объектов социальной и производственной инфраструктуры. Согласно Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. в республике будет развиваться транспортно-логистический комплекс, но всего лишь территориального уровня, так как аэропорт Улан-Удэ получил статус внутрироссийского узлового аэропорта, наряду с Читой, Благовещенском и Якутском.

Важным направлением повышения конкурентоспособности региона является развитие инновационных экологосберегающих

технологий - создание инновационных производств на основе применения нетрадиционного сырья и материалов, внедрения замкнутых циклов технологической переработки. Для стимулирования внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий в 2008 г. внесены изменения в нормативные акты Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционных проектов, касающиеся оценки экологической эффективности и критериев отбора.

Крупный инвестиционный проект в этой области - создание в г. Улан-Удэ комплекса по производству особо чистой кварцевой крупки и кремния полупроводниковой чистоты, основанного на использовании новой технологии получения особо чистой кварцевой крупки и поликристаллического кремния путем прямого извлечения его из кварцевых концентратов. В республике имеется уникальная сырьевая база для создания такого производства - Чулбонское и Окинское месторождения особо чистого кварцевого сырья.

На предприятиях республики как можно скорее необходимо внедрять международную систему менеджмента качества на базе стандартов ИСО-14000 «Система управления окружающей средой». На сегодняшний день ни одна организация в республике не сертифицирована по стандарту ИСО-14000 и не ведет подготовку к этому.

Основной упор в решении проблем развития экономики в условиях экологических ограничений в настоящее время делается на разработку механизмов государственной поддержки экологоориентированных проектов, путем субсидирования процентной ставки на реализацию таких проектов на условиях софинансирования; предоставление государственных гарантий; целевое безвозмездное финансирование объектов экологической инфраструктуры.

Необходимо ускорить процесс диверсификации экономики с использованием имеющихся конкурентных преимуществ -туристско-рекреационных ресурсов озера Байкал и богатых минеральных ресурсов региона. Повышение конкурентоспособности региона в условиях экологических ограничений зависит, прежде всего, от всего комплекса финансово-правовых инструментов и административного ресурса республики различного уровня по привлечению инвестиций в его экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.