37 (220) - 2011
ЭКОНОМИКА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
УДК 330.322:502:061
организация стимулирования инвестиционной природоохранной деятельности в регионе
н. н. яшалова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: natalij2005@mail. ш институт менеджмента и информационных технологий, филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
В статье проанализированы тенденции инвестирования в природоохранную деятельность предприятий Вологодской области, произведена оценка влияния объема инвестиций и текущих затрат, направленных на экологические мероприятия, на величину предотвращенного по региону экологического ущерба. Отмечено, что инвестиционная природоохранная деятельность предприятий осуществляется неэффективным образом.
Ключевые слова: Вологодская область, природоохранная деятельность, предприятия, инвестиции.
Реализация экологической политики хозяйствующего субъекта неразрывно связана с его общей инвестиционной деятельностью. Промышленные предприятия, инвестируя денежные средства в природоохранные проекты, тем самым минимизируют затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития. Формирование инновационно ориентированной рыночной экономики требует от промышленных предприятий учитывать экологические аспекты. Связано это с тем, что деятельность многих хозяйствующих субъектов негативно влияет на состояние окружаю-
щей природной среды. Одной из ключевых проблем при реализации природоохранной деятельности в регионе является недостаточный объем инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Для более подробного изучения данной проблемы были проанализированы тенденции инвестирования в природоохранную деятельность предприятий Вологодской области. Полученные данные дали возможность выявить наиболее эффективные направления активизации инвестиционной деятельности в природопользовании региона.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов, включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов.
Исследование статистических данных по инвестиционной деятельности на областном уровне показало, что доля инвестиций в основной капитал, направленных на природоохранные мероприятия в 2003—2009 гг., колеблется в пределах 1,7—7,3 % (табл. 1). Такое соотношение между общим объемом
Таблица 2
Структура источников финансирования строительства природоохранных объектов (без субъектов малого предпринимательства) в 2003—2009 гг., %
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал, в том числе на природоохранные мероприятия в Вологодской области в 2003—2009 гг., млн руб. [7, 8]
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Инвестиции в основной капитал, всего 18 271 43 109 60 635 60 899 79 211 87 649 55 776
Инвестиции на природоохранные мероприятия 1 337,5 2 119,6 3 825,8 1 199,5 1 375,3 3 273,7 14 08,8
Инвестиции на природоохранные мероприятия, в процентах от общего объема инвестиций 7,3 4,9 6,3 2,0 1,7 3,7 2,5
Наименование 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Средства федерального бюджета — 0,3 0,1 — 1,5 0,3 0,6
Средства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов 0,7 2,1 0,9 1,0 1,4 1,5 1,3
Средства предприятий 99,3 97,6 99,0 99,0 97,1 98,2 98,1
инвестиций и инвестированием природоохранной деятельности свидетельствует о том, что экология (а значит и качество жизни населения в регионе) остается неприоритетным направлением инвестирования.
Анализ данных табл. 2 показывает, что процесс организации инвестиционной деятельности в природоохранной сфере осуществляется неэффективным образом. Основным источником финансирования строительства природоохранных объектов являются средства предприятий, доля которых составляет более 97 %.
По данным Вологдастата, текущие затраты на охрану окружающей среды составили в 2009 г. 1 781,1 млн руб. На капитальный ремонт ушло 131,7 млн руб., что суммарно составляет 20,1 % от среднегодовой стоимости производственных фондов по охране окружающей среды Вологодской области (табл. 3). Относительно высокий уровень данных затрат по отношению к стоимости основных производственных фондов по охране окружающей среды свидетельствует о высокой степени их изношенности.
Основной причиной невысокого уровня природоохранных инвестиций в Вологодской области, на взгляд автора, является низкий реальный спрос на улучшение состояния окружающей среды и, следовательно, спрос на финансовые ресурсы для достижения этой цели. Следует отметить, что само понятие «спрос» является достаточно абстрактной категорией, поскольку трудно поддается измерению. Спрос на бюджетное финансирование всегда будет практически неограниченным и его никогда не смогут в полном объеме удовлетворить даже самые богатые страны мира. Спрос на кредиты реально не оценить, так как главными факторами, ограничивающими доступ к финансированию, по-прежнему являются низкий уровень кредитов на экологические цели и высокий уровень кредитных ставок. Коммерческие банки также не наблюдают какого-либо интереса со стороны предприятий-загрязнителей к финансированию природоохранных проектов на рыночных условиях.
На практике желание предприятий осуществлять инвестиционные проекты не всегда совпадает с возможностями, ограниченными способностью хозяйс-
Таблица 3
Динамика затрат и среднегодовой стоимости производственных фондов по охране окружающей среды в Вологодской области в 2003—2009 гг., млн руб.
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Среднегодовая стоимость производственных 4 494,3 5 281,0 6 397,1 7 108,5 8 992,9 11 035,7 9 525,5
фондов по охране окружающей среды
Затраты на капитальный ремонт основных 152,8 123,8 159,1 212,1 287 335,4 131,7
производственных фондов по охране
окружающей среды
Текущие затраты на охрану окружающей 1 330,4 1 651,1 1 596,5 1 676,4 2 008,2 2 600,1 1 781,1
среды
твующих субъектов реально оплачивать экологические мероприятия. В связи с этим в экономике определяется платежеспособный спрос, т. е. состояние, когда предприятия не только готовы платить, но и имеют для этого необходимые финансовые средства.
Общий платежеспособный спрос зависит от многих экономических и социальных факторов.
К экономическим факторам относятся:
— финансовые возможности предприятий-загрязнителей;
— стоимость экологических проектов;
— условия предоставления кредитов для реализации природоохранных инвестиций и т. д.
К социальным факторам необходимо отнести:
— научно-технические возможности в регионе и стране в целом;
— количество и размер инвестиционных проектов;
— экологический имидж предприятия и др.
Одним из главных показателей платежеспособности предприятий в реализации природоохранных
мероприятий является соотношение стоимости экологического проекта и их финансовых возможностей. Проведенный среди руководителей экологических служб предприятий Вологодской области опрос выявил, что среди основных факторов, влияющих на привлечение инвестиций в природоохранную деятельность, особую роль играет высокая стоимость инвестиционных проектов экологического назначения. Поэтому необходимо создавать предприятиям благоприятные возможности для реализации инвестиционных проектов природоохранного значения.
Вместе с тем повышение спроса без разработки новых финансовых инструментов для финансирования экологических проектов (т. е. увеличения предложения финансовых ресурсов) может привести к недостатку денежных средств. В сложившихся условиях целесообразно разработать комплексные направления совершенствования инвестиционной деятельности в природопользовании предприятий, чтобы не допустить дисбаланса между спросом и предложением (см. рисунок).
К основным мерам, стимулирующим предприятия к реализации инвестиционных проектов природоохранного значения, на взгляд автора, следует отнести:
1) установление чувствительных ставок нормативных и сверхнормативных платежей. Принцип «загрязнитель платит» уже на протяжении трех десятилетий зафиксирован в международных документах. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7) хозяйственная или иная деятельность органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с учетом принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде [4]. Статья 16 Федерального закона № 7 гласит: «.. .платит субъект, осуществляющий выбросы и сбросы в процессе производственной деятельности». Однако Федеральный закон № 7 вообще не
Направления активизации процесса привлечения инвестиций в природоохранную деятельность предприятий
содержит статьи, посвященной платежам за природопользование. Тем самым он привел к вынесению платежей за природные ресурсы за рамки экологического законодательства [5].
Экологические платежи в России выполняют в основном три функции:
а) компенсационную (компенсируют ущерб, наносимый в результате загрязнения),
б) стимулирующую (стимулируют к сокращению объема сбросов, выбросов и размещения отходов),
в) аккумулирующую (создают дополнительный, целевой источник средств).
Они носят неналоговый характер. Плата взимается за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
— размещение отходов;
— другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.);
2) реализация действенного экологического контроля. Законом Вологодской области от 28.06.2006 № 1465-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельными государственными полномочиями. Они могут осуществлять государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, контроль которых осуществляется уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды региона. Органы местного самоуправления имеют право [3]:
— вести учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;
— обращаться в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
— предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
— обеспечивать население информацией о состоянии окружающей среды на территории муниципального образования.
Правительством Вологодской области устанавливается перечень объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих контролю как уполномоченного органа в сфере охраны окружающей среды области, так и органов местного самоуправления;
3) сокращение субсидирования природоемких и неэкологичных производств. Основополагающим принципом финансирования охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», который требует, чтобы загрязнители в полном объеме оплачивали затраты на соблюдение требований, установленных соответствующими административными органами без субсидий. Субсидии для целей охраны окружающей среды создают искаженные стимулы, поскольку в более долгосрочной перспективе они способствуют развитию загрязняющих отраслей промышленности, что скорее приводит к повышению общего уровня загрязнения, а не к его сокращению. В частности, субсидия может оказаться оправданной, если она имеет узкую целевую направленность (т. е. когда четко определены природоохранные цели, которые должны быть достигнуты в результате применения субсидии) и когда такая субсидия ограничена по объему и длительности применения. Кроме того, субсидии могут применяться в случае их значительного внешнего эффекта или во благо общества в целом;
4) внедрение системного экологического управления на предприятиях. Наиболее прогрессивным методом управления природоохранной деятельностью на предприятии современная теория и практика признали системное экологическое управление. Этот метод получил широкое распространение в промышленно развитых странах, с ним связывают наиболее значительные успехи в повышении эффективности при решении экологических проблем. Система экологического управления традиционно создается на основе экологического менеджмента, в который входит планирование, управление и контроль всей деятельности предприятия в сфере охраны окружающей природной среды. Российские компании, выходя на международный уровень, начинают заботиться о своем имидже и для этого проводят экологическую сертификацию. Очень важно, чтобы она осуществлялась независимыми организациями, честно конкурирующими на рынке природоохранных услуг.
Несмотря на добровольность системы стандартов серии ^0-14000, большинство крупных промышленных предприятий стремятся получить сертификат соответствия требованиям К0-14000 в первую очередь потому, что такая сертификация является одним из важнейших условий маркетинга продукции на международном рынке. В Вологодской области первым сертификат соответствия системы управления охраной окружающей среды требованиям международного стандарта К0-14000 получил подшипниковый завод. Первым металлургическим комбинатом в России, получившим такой сертификат, стало ОАО «Северсталь» (г. Череповец) [6].
Способствует улучшению инвестиционных возможностей предприятий в природоохранной деятельности ряд мероприятий.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы экономики природопользования. Стимулирование проведения природоохранных мероприятий затруднено из-за отсутствия эффективной законодательной базы. В настоящее время предприятия сталкиваются с несовершенством российского законодательства, не позволяющего эффективно увязать природоохранные законы с законами, действующими в смежных областях права. Законодательство является важнейшим фактором региональной экологической политики. С одной стороны, ее формирование должно осуществляться с соблюдением норм федерального законодательства, регулирующего природоохранную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой — неотъемлемым компонентом и условием реализации региональной экологической политики является наличие собственной нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня, содержание которой напрямую зависит от федерального правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Именно через формирование нормативной правовой базы у региона есть возможность выстроить четкую и эффективную схему организации стимулирования инвестиционной деятельности в секторах экономики, где находятся очаги угроз экологической безопасности региона.
2. Совершенствование экологоориентирован-ной налоговой политики. Эффективным экономическим инструментом во многих странах мира считается налоговая политика, которая реализуется через специальные экологические налоги (плате-
жи), а также учет экологического фактора в общей системе налогообложения. Экологоориентирован-ная налоговая политика призвана выполнять две основных функции:
— стимулировать развитие экологосбаланси-рованных производств;
— аккумулировать средства для целевого решения проблем и задач в области охраны окружающей среды.
Современное российское налоговое законодательство в незначительной мере ориентировано на учет экологического и природно-ресурсного факторов при определении нормативов масштабов налогообложения, а также системы льгот для налогоплательщиков, занимающихся деятельностью, способствующей разрешению экологических проблем.
В настоящее время в ряде действующих законодательных актов Российской Федерации предусмотрены конкретные меры, призванные обеспечить экономическую заинтересованность предприятий в улучшении состояния окружающей среды.
В Федеральном законе № 7 обозначена возможность предоставления налоговых и иных льгот на следующих условиях:
— внедрение наилучших существующих технологий;
— использование нетрадиционных видов энергии;
— использование вторичных ресурсов и переработка отходов;
— осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].
Например, в Налоговом кодексе РФ (ст. 67) предусмотрен инвестиционный налоговый кредит при проведении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, направленных на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами [5].
На практике данные налоговые льготы фактически не применяются в силу того, что нет четко установленного механизма их действия.
3. Совершенствование амортизационной политики. Среди экономических инструментов охраны окружающей среды особо следует отметить амортизационную политику в отношении основных производственных фондов природоохранного назначения. Ускоренная амортизация основных
фондов, в том числе природоохранного назначения является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности и научно-технического прогресса. Ускорение амортизации, т. е. увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, поскольку оно окупается в более короткие сроки. С другой — повышенная амортизация через себестоимость продукции уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование.
Введение ускоренной амортизации в зарубежных странах способствовало более быстрому накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред. В Германии уровень ускоренной амортизации составляет 60 % в первый год и 10 % в последующие четыре года, в то время как общепринятая норма составляет 6,67 %. Для очистного оборудования в Канаде предусмотрен двухлетний срок амортизации, а в Великобритании, ФРГ и США — пятилетний. Во Франции 50 % очистного оборудования амортизируется за один год, в Италии до 45 % оборудования — за три года [2].
В Федеральном законе № 7 ускоренная амортизация очистных сооружений и природоохранного оборудования не предусматривается. Это препятствует увеличению возможностей обновления природоохранных фондов и резко ухудшает обеспеченность предприятий даже действующими мощностями природоохранного назначения.
4 . Поиск новых финансовых инструментов финансирования экологических программ и мероприятий. Средства бюджетов различных уровней и федеральных целевых экологических программ являются привлекательным источником финансирования, но как инвестиционный ресурс они, как правило, ограничены. Внедрение ресурсосберегающих технологий и технологическое перевооружение устаревшего оборудования требует значительных финансовых вложений. В настоящее время промышленным предприятиям Вологодской области необходимо осуществлять поиск возможностей для льготного кредитования экологически чистых технологий.
Возможность использования долгосрочных российских кредитов в качестве источника инвестиций
в природоохранную деятельность промышленных предприятий в настоящее время ограничивается высоким уровнем процентных ставок за выделенный кредит и слабостью российской банковской системы, не способной выделять необходимые предприятиям крупные кредиты на длительные сроки. Лишь в долгосрочной перспективе этот источник финансирования может стать одним из основных [1].
Важнейшей задачей в области финансирования природоохранной деятельности является формирование соответствующих механизмов и институтов, которые могут содействовать решению первоочередных экологических проблем. В числе таких механизмов:
— субсидирование процентных ставок по кредитам;
— гарантирование природоохранных кредитов;
— долевое финансирование проектов;
— учет расходов на охрану окружающей среды в счет погашения долга (практикуется Парижским клубом).
В качестве потенциальных внешних источников финансирования инвестиционных проектов, направленных на решение экологических проблем, можно рассматривать банки развития (ЕБРР, Всемирный банк), международные экологические фонды и «углеродных» инвесторов. Использование этих источников финансирования ограничивается политическими и экономическими рисками. Поэтому необходима разработка нормативно-правовых документов, снижающих на корпоративном уровне риск возврата кредитов [1].
Таким образом, процесс охраны природной среды является достаточно затратным для любого предприятия, так как строительство природоохранных объектов осуществляется преимущественно из собственных средств субъектов хозяйствования. По области наблюдается высокий уровень текущих и капитальных затрат по отношению к стоимости основных производственных фондов по охране окружающей природной среды, что свидетельствует о высокой степени их изношенности.
Для улучшения экологической обстановки и снижения экологического ущерба в регионе необходимо:
— совершенствовать инвестиционную природоохранную деятельность субъектов хозяйственной деятельности;
— заниматься поиском новых финансовых инструментов для финансирования экологических программ и мероприятий.
Список литературы 1. Ачкурина Н. М. Учет экологического и социального фактора в деятельности банка // Экономика природопользования. 2008. № 3.
2 . Бобылев С. Н. Экономика природопользования: учебник. М.: ИНФРА-М. 2004.
3. Васильева М. И. Предложения по созданию нормативно-правовой базы охраны окружающей
среды регионального и местного уровня. Пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь. 2007.
4. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
5. Экологическое право: учеб. для вузов / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Высшее образование. 2008.
6. Экономика регионального природопользования: учеб. пособие. Череповец: ИНЖЭКОН. 2010.
7. URL: http: //www. gks. ru.
8. URL: http://vologdastat. ru.