Психологические аспекты воспитательной и правовой работы
УДК 378
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ
И. С. Ерёмина, Е. К. Дворянкина
В статье раскрыто содержание учебно-воспитательной деятельности по формированию гражданственности, обозначена логика моделирования системы воспитания гражданственности в юридических вузах. Особое внимание обращено на отбор и применение педагогических технологий с позиции их максимального воспитательного эффекта. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.
Ключевые слова: гражданственность, система, взаимодействие, моделирование, мировоззренческая цель.
Происходящие в российском обществе социальнополитические и экономические преобразования требуют качественно новых субъектов этих перемен: высокообразованных, компетентных, патриотичных, обладающих активной гражданской позицией специалистов. Это предполагает совершенствование сферы образования, усиления гражданской составляющей в воспитательнообразовательной деятельности.
Высшие учебные заведения всегда являлись социокультурными центрами. Следуя этой исторической традиции, вузы обучают и воспитывают будущих специалистов, независимо от их профессиональной направленности, способными рассматривать свою профессиональную деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции морали, которая выражается в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, осознании своей принадлежности к российской культуре, усвоении ее богатств, любви к родным местам, своим близким, семье, уважительного отношения к другим народам и их культуре.
Профессиональное обучение и гражданское воспитание в юридических вузах должны быть органичным, единым процессом целенаправленного формирования личности гражданина. Для формирования гражданственности личности именно студенческий возраст является оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности и неудовлетвореннос-
ти пассивным положением, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.
Развитие гражданственности в юридическом вузе должно осуществляться в виде не только специальной учебной дисциплины, но и соответствующих аспектов, органически включенных в привычные курсантам, слушателям, студентам (далее - курсантам) дисциплины. Любая учебная дисциплина имеет возможности для развития гражданственности курсантов. Этому способствовали гуманизация и гуманитаризация образования: отход от узкопрагматического сциентизма (ориентации на научную информированность), с максимальным развитием мировоззренческой, художественной, этической, правовой, политической и религиозной культуры обучающихся. Воспитание гражданственности курсантов начинается с создания педагогических условий для овладения ими соответствующих знаний. Ведущая роль в этом процессе отводится учебным дисциплинам государственно-правового цикла: теории государства и истории права, конституционному праву России и зарубежных стран, муниципальному праву России и обеспечению прав человека в деятельности органов внутренних дел.
В ходе этой работы уделяется большое внимание составлению, переработке, уточнению учебных программ, что обеспечивает целостность в изучении основ гражданственности. Особое внимание обращено на категории и принципы формирования гражданственности. В процессе изучения курсанты узнают, помимо государственно-правовых вопросов, роль ценностей, гражданских ценностей в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации, условия формирования гражданственности личности, ее ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды, нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе.
Основы знаний гражданственности рассматриваются в ходе изучения таких тем, как «Понятие и основные черты государства»; «Конституционные основы правового положения личности в зарубежных странах»; «Государство и право в политической системе общества»; «Понятие, принципы и функции права»; «Президент РФ»; «Личность, государство и право»; «Правовое государство и гражданское общество»; «Образование Древнерусского государства и права (1Х-Х11 вв.)»; «Со-
ветское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)»; «Правовые отношения»; «Государство и право России в эпоху реформ 90-х годов»; «Институты прямой демократии»; «Международно-правовые средства обеспечения мира и разрешения международных споров» и др.
Гражданственность - специфическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом и народом, заключающее в себе внутреннюю свободу, уважение к праву, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств, толерантность1. В связи с этим на занятиях государственно-правового цикла курсанты знакомятся с такими важными понятиями, как права и обязанности, реализация прав и законных интересов, исполнение обязанностей, законность, ее требования и принципы, правовая культура, политическая система общества, гражданство и др.
Изучение гражданственности в рамках учебной дисциплины «Теория государства и права» включает, с одной стороны, овладение знаниями по основам гражданственности, тем самым создается методологическая база для дальнейшего приобретения знаний по гражданской проблематике, с другой, происходит становление соответствующих личностных ценностей у курсантов. Другие учебные дисциплины: проблемы теории государства и права, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, муниципальное право России, международное право, обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел также знакомят курсантов с такими категориями, как права и обязанности, реализация прав и законных интересов, исполнение обязанностей, законность, ее требования и принципы, правовая культура, политическая система общества, гражданство и др.
Ведущим средством развития гражданственности курсантов служит создание мировоззренческих ситуаций, т. е. выдвижение и обсуждение проблем с выходом на мировоззренческие идеи и необходимость для курсантов формулировать и защищать свою позицию. Успех при таком условии закрепляет мировоззренческую позицию личности, а неудача толкает к ее пересмотру или дальнейшему обоснованию. Изложение преподавателем какой-либо истины в этом случае становится вспомогательным, а не ведущим средством становления личностной позиции курсанта. Например, в процессе изучения учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право России» создание мировоззренческих ситуаций оправдывает себя при рассмотрении следующих тем: «Основы Конституционного строя РФ», «Конституционные основы правового положения личности. Личные права и свободы российских граждан», «Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Гражданство РФ», «Общественно-политические права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан РФ» и др.
Аналогично строится работа на различных занятиях по созданию социально значимых ситуаций, в том числе путем имитации будущей профессиональной деятельности. Так, содержание учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» позволяет создать мировоззренческие и социально значимые ситуации при изучении учебного материала, начиная с первой темы «Права человека: понятие, сущность, структура, система», и впоследствии, в процессе изучения обеспечения прав человека в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности ОВД.
Преобладание методов проблемного, поискового, исследовательского изучения материала способствует тому, что при изучении государственно-правовых дисциплин основной упор делается не на заучивании понятий и определений, а на изучении их сущности и содержания. Важным итогом является развитие гражданственности как качества личности курсанта, что определяет его гражданскую зрелость и в целом личностный рост как будущего специалиста.
Итак, на первом этапе, в ходе изучения государственно-правовых дисциплин учебного плана развитие гражданственности происходит в двух направлениях:
- овладение знаниями по основам гражданственности в единстве с предметными знаниями по теории государства и права, проблемам теории государства и права, конституционному праву России, конституционному праву зарубежных стран, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, муниципальному праву России, международному праву, обеспечению прав человека в деятельности органов внутренних дел;
- воспитание личности в соответствии с принятыми в обществе гражданскими ценностями в процессе изучения перечисленных учебных дисциплин.
Первый этап является базовым в процессе развития гражданственности курсантов.
Второй этап развития гражданственности курсантов предполагает развитие коммуникативных навыков, умения правильно строить межличностные отношения, выработку уверенности в себе, развитие рефлексии, формирование чувства ответственности за свои поступки в обществе и природе, пробуждение интереса к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, формирование активной гражданской позиции. Выполнение данных задач способствует развитию гражданственности курсантов. Разделяем точку зрения великого русского философа И. А. Ильина: «безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и гражданин, чем бессовестный грамотей... формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации...» .
Второй частью работы являются:
- организация встреч с практическими работниками, ветеранами института, участниками боевых действий;
- привлечение курсантов в научно-исследовательские группы, кружки, к участию в олимпиадах для реализации ими своих интересов не только в учебной, но и во внеучебной и научной работе;
- участие курсантов в планировании и организации различных мероприятий, проводимых по плану всего вуза и командиров подразделений;
- предоставление возможности курсантам принимать самостоятельные решения во внеучебной деятельности: на заседаниях кружка «Правовед»; в ходе тематических экскурсий, посещения музеев, театра, спортивных состязаний и др.;
- проведение деловых и ролевых игр в учебной и внеучебной деятельности;
- проведение викторин, олимпиад, конференций, «круглых столов» с учетом свободного выбора курсантами кафедр и учебных дисциплин, что позволяет реализовать рефлексию собственной деятельности, апробировать возможности и способности по любой изучаемой дисциплине, определить свой вклад в решение рассматриваемых проблем.
Кроме того, совместно с курсантами преподаватели создали следующие фильмы: «Механизм правового регулирования»; «Правовые отношения»; «Основы учения о Конституции». На заседаниях научного кружка «Правовед» обсуждаются послания Президента РФ, вопросы противодействия экстремистской деятельности, события в стране и в мире. Курсанты учатся оценивать политическую и экономическую обстановку в стране, определять свою роль в решении социальных проблем, высказывать свое мнение, делать социально значимые и ответственные выводы, подводить итоги.
При проведении заседания «круглого стола» на тему: «Формирование гражданского общества как важнейшее средство борьбы с терроризмом и экстремизмом» курсанты знакомились с этическими принципами делового поведения и общения в гражданском обществе, разработанными американским социологом Л. Хосмером3. При обсуждении курсанты пришли к выводу, что идеальной, хотя и отдаленной, целью мирового сообщества должен стать тип отношений, основанный на торжестве гражданских морально-этических принципов.
Особенно большой интерес у курсантов вызвал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», разработанный Национальным фондом «Российская деловая культура»4.
Представляется интересным и важным, что в нем выделяются не только принципы личности и профессионала, но и принципы гражданина России и гражданина Земли, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В результате дискуссии все пришли к выводу, что данный документ в целом можно рассматривать как кодекс гражданского поведения для деловых людей современной России.
При обсуждениях в кружке широко использовались старинные и современные притчи, несущие в себе мудрость прошлых поколений и актуальные сегодня. Как показало наблюдение, прав И. Бестужев-Лада, который утверждал: «свыше 80% слушателей любого возраста неспособны воспринимать сколько-нибудь абстрактную информацию. Специально с учетом этого обстоятельства Иисус Христос прибегал к притчам»5.
Ценность притч велика еще и тем, что они заставляют курсантов задуматься, понять нравственный смысл притчи, принять этот смысл как руководство в поступке, если это созвучно его душевной потребности. Даже при неприятии этого смысла молодой человек возвращается в мыслях к этой притче, пытаясь соотнести с нею свою жизнь, принципы и поступки, что очень часто заставляет его пересмотреть свои действия.
В качестве примера приведем одну из них, используемую в дискуссии на заседаниях кружка.
«Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. “О, вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее”. Он подвел присутствующих к огромному дверному замку - такому огромному, которого еще никто никогда не видел. “Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?”, -спросил царь. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, но вскоре признались, что не смогут его открыть. И раз мудрые потерпели неудачу, остальные придворные сразу признали, что задача им не под силу. Лишь один визирь подошел к замку, стал внимательно разглядывать и ощупывать замок, затем попытался подвигать его и вдруг одним рывком открыл. Он был не закрыт! Тогда царь объявил: “Ты получишь должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку”».
Показателями коммуникативной компетентности, аналитического мышления являются дискуссии по спорным вопросам, высказывание курсантами своего мнения по новой информации, несогласия по каким-то моментам. Нравственно-гражданская и профессиональноделовая мотивация, личностные качества проверяются путем смоделированных или реальных ситуаций (помощь в учебе или в решении других проблем первокурснику, который приехал в город издалека; участие в субботнике по уборке города; помощь детскому дому и проведение детских утренников и т. д.).
Участие в научно-исследовательских группах, кружках, олимпиадах оказывает значительное влияние на развитие гражданских качеств курсантов, так как они способствуют формированию у них умения осуществлять различные социальные роли, развивают оценочные суждения и нормы, формируют критическое мышление, умение предвидеть последствия своего поведения. Уровень развития гражданской позиции курсантов также проверяется посредством дискуссий, устных высказываний и ситуаций. Анкетирование, тестирование, групповые и личные беседы с курсантами подтверждают, что все они, особенно приезжие, остро чувствуют необходимость такой деятельности.
Анализ показывает, что проводимые на втором этапе мероприятия позволяют в пять раз увеличить интерес курсантов к гражданским нормам и правилам с 16 до
80%, действуют на основе гражданских норм после эксперимента 96% курсантов, до эксперимента - 21% участников эксперимента. Знание гражданских норм возросло с 54 до 83%. Желание следовать гражданским нормам и правилам после эксперимента испытывают все курсанты, до эксперимента их число составляло 43%. Не осталось курсантов, не думающих о своем отношении к проблемам гражданственности и гражданского поведения. Увеличилось количество курсантов в группе, которые владеют гражданскими нормами и правилами, понимают их важность в повседневной жизни, но их выполнение еще не стало внутренней потребностью (было 34%, стало 41%). Более чем в три раза уменьшилась группа курсантов, не владеющих нормами и правилами общения в гражданском обществе и поэтому выполняющие их ситуативно (с 13 до 4%).
Курсанты отмечают, что работа по развитию гражданственности позволяет им задуматься о себе, других людях, своей стране (91%); 74% курсантов захотели стать хорошими специалистами, чтобы помогать другим; у 62% их появилось желание принимать активное участие в жизни страны; 61% курсантов стали чувствовать себя более спокойно и непринужденно в незнакомом обществе; 54% курсантов лучше понимают других людей и себя; 51% их изменили в чем-то взгляды на жизнь; захотели стать лучше, самосовершенствоваться 27% курсантов.
Таким образом, проводимые мероприятия показывают, что, помимо развития профессиональной и общей познавательной мотивации, этической компетентности, формирования коммуникативных навыков, четко продуманная и системная направленность работы в указанном направлении способствует гражданскому (в том числе личностному и профессиональному) становлению курсантов.
1 Сергеев В. В. Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики // Защита и обеспечение прав человека в деятельности милиции : сб. учебных курсов. Пермь, 2010. С. 197.
2 Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России : статьи 1948-1954 гг. : в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 28.
3 Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001. С. 67-68.
4 Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 167-169.
5 Бестужев-Лада И. Ожидаемые и желаемые изменения в системе народного образования // Учитель. 1997. № 2. С. 9.
УДК 334
СТАТУС ВОЕННОПЛЕННОГО: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
А. О. Цветков
В статье рассматривается современное состояние социально-правового статуса военнопленного через социальный, религиозный и юридический аспекты.
Ключевые слова: война, военнопленный, участник боевых действий, правовой статус.
Война как особое состояние общества представляет собой сложное специфическое явление, имеющее свои законы. Законы войны - это сложная совокупность международных нормативных правовых актов, регулирующих правила ведения войны (например, Г аагское право) и правовой статус участников вооруженного конфликта (например, Женевские конвенции). Общая цель правового конгломерата состоит в сдерживании участников военных действий от излишней жестокости по отношению друг к другу, с тем чтобы даже в экстремальных условиях войны у человека оставалось право на жизнь.
Правовой статус лица, участвующего в военных действиях, неоднозначен. Во многом он зависит от той социальной группы, к которой лицо относится. Самое общее и первичное деление основывается на отнесении участников вооруженного конфликта к двум различным группам: комбатантам и некомбатантам (нонкомбатантам).
Попавшие в плен комбатанты и некомбатанты имеют право на статус военнопленного. Данный статус является специальным относительно правового статуса личности.
Военнопленными признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам, входящие в ополчение, добровольческие отряды, участвующие в организованном движении сопротивления, а также восставшее население, медицинский, юридический, интендантский состав, корреспонденты и другие лица, оказавшиеся во власти противника. Не обладают статусом военнопленного наемники и шпионы. Военнопленный находится во власти государства, а не отдельных командиров, пленивших его. Согласно Положению о законах и обычаях сухопутной войны, военнопленный подчиняется законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти которого они находятся. Плен связан с прекращением активных боевых действий для военнопленного, но он не означает конец войны. Для него наступает новая форма правоотношений с государством-противником.
На протяжении длительного исторического периода отношение к военнопленным складывалось исходя из сложившихся обычаев и договоров между сторонами конфликта. В древнекитайском памятнике «Трактат о военном искусстве» (VII в. до н. э.) отмечалось: «Убийство человека, который уже покорился, сулит несчастье». Правила войны у шумеров - обязательное объявление о начале военных действий, возможность для перемирия, мирный договор, неприкосновенность парламентеров. «Кодекс Хаммурапи», названный именем вавилонского царя, начинался словами: «Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых». Древнеегипетские «Семь деяний истинного милосердия» призывали: «Накорми врага своего», «Накорми голодного, напои жаждущего, освободи пленного, вылечи больного, похорони мертвого». Свод Законов хеттов основывался на принципах честности и справедливости: они заранее объявляли войну и подписывали мирные договоры, стремились смягчить страдания населения капитулировавших