Научная статья на тему 'Теория и практика развития гражданственности средствами государственно-правовых дисциплин в юридическом вузе'

Теория и практика развития гражданственности средствами государственно-правовых дисциплин в юридическом вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / система / взаимодействие / моделирование / мировоззренческая цель / civil awareness / System / Interaction / modeling / worldview purpose

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерёмина Инна Станиславовна, Дворянкина Екатерина Корнеевна

В статье раскрыто содержание учебно-воспитательной деятельности по формированию гражданственности, обозначена логика моделирования системы воспитания гражданственности в юридических вузах. Особое внимание обращено на отбор и применение педагогических технологий с позиции их максимального воспитательного эффекта. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the content of academic and extracurricular activities for the development of civil awareness, outlines the logic of modeling the system of raising civil awareness in law schools. Special emphasis is made on the selection and implication of teaching techniques from the point of view of their maximal educational efficiency. An experimental research work was used as the material for the analysis. Its conclusions served as the basis for this article.

Текст научной работы на тему «Теория и практика развития гражданственности средствами государственно-правовых дисциплин в юридическом вузе»

Психологические аспекты воспитательной и правовой работы

УДК 378

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И. С. Ерёмина, Е. К. Дворянкина

В статье раскрыто содержание учебно-воспитательной деятельности по формированию гражданственности, обозначена логика моделирования системы воспитания гражданственности в юридических вузах. Особое внимание обращено на отбор и применение педагогических технологий с позиции их максимального воспитательного эффекта. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.

Ключевые слова: гражданственность, система, взаимодействие, моделирование, мировоззренческая цель.

Происходящие в российском обществе социальнополитические и экономические преобразования требуют качественно новых субъектов этих перемен: высокообразованных, компетентных, патриотичных, обладающих активной гражданской позицией специалистов. Это предполагает совершенствование сферы образования, усиления гражданской составляющей в воспитательнообразовательной деятельности.

Высшие учебные заведения всегда являлись социокультурными центрами. Следуя этой исторической традиции, вузы обучают и воспитывают будущих специалистов, независимо от их профессиональной направленности, способными рассматривать свою профессиональную деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции морали, которая выражается в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, осознании своей принадлежности к российской культуре, усвоении ее богатств, любви к родным местам, своим близким, семье, уважительного отношения к другим народам и их культуре.

Профессиональное обучение и гражданское воспитание в юридических вузах должны быть органичным, единым процессом целенаправленного формирования личности гражданина. Для формирования гражданственности личности именно студенческий возраст является оптимальным, так как это период самоутверждения, стремления к самостоятельности и неудовлетвореннос-

ти пассивным положением, это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

Развитие гражданственности в юридическом вузе должно осуществляться в виде не только специальной учебной дисциплины, но и соответствующих аспектов, органически включенных в привычные курсантам, слушателям, студентам (далее - курсантам) дисциплины. Любая учебная дисциплина имеет возможности для развития гражданственности курсантов. Этому способствовали гуманизация и гуманитаризация образования: отход от узкопрагматического сциентизма (ориентации на научную информированность), с максимальным развитием мировоззренческой, художественной, этической, правовой, политической и религиозной культуры обучающихся. Воспитание гражданственности курсантов начинается с создания педагогических условий для овладения ими соответствующих знаний. Ведущая роль в этом процессе отводится учебным дисциплинам государственно-правового цикла: теории государства и истории права, конституционному праву России и зарубежных стран, муниципальному праву России и обеспечению прав человека в деятельности органов внутренних дел.

В ходе этой работы уделяется большое внимание составлению, переработке, уточнению учебных программ, что обеспечивает целостность в изучении основ гражданственности. Особое внимание обращено на категории и принципы формирования гражданственности. В процессе изучения курсанты узнают, помимо государственно-правовых вопросов, роль ценностей, гражданских ценностей в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации, условия формирования гражданственности личности, ее ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды, нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе.

Основы знаний гражданственности рассматриваются в ходе изучения таких тем, как «Понятие и основные черты государства»; «Конституционные основы правового положения личности в зарубежных странах»; «Государство и право в политической системе общества»; «Понятие, принципы и функции права»; «Президент РФ»; «Личность, государство и право»; «Правовое государство и гражданское общество»; «Образование Древнерусского государства и права (1Х-Х11 вв.)»; «Со-

ветское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)»; «Правовые отношения»; «Государство и право России в эпоху реформ 90-х годов»; «Институты прямой демократии»; «Международно-правовые средства обеспечения мира и разрешения международных споров» и др.

Гражданственность - специфическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом и народом, заключающее в себе внутреннюю свободу, уважение к праву, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств, толерантность1. В связи с этим на занятиях государственно-правового цикла курсанты знакомятся с такими важными понятиями, как права и обязанности, реализация прав и законных интересов, исполнение обязанностей, законность, ее требования и принципы, правовая культура, политическая система общества, гражданство и др.

Изучение гражданственности в рамках учебной дисциплины «Теория государства и права» включает, с одной стороны, овладение знаниями по основам гражданственности, тем самым создается методологическая база для дальнейшего приобретения знаний по гражданской проблематике, с другой, происходит становление соответствующих личностных ценностей у курсантов. Другие учебные дисциплины: проблемы теории государства и права, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, муниципальное право России, международное право, обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел также знакомят курсантов с такими категориями, как права и обязанности, реализация прав и законных интересов, исполнение обязанностей, законность, ее требования и принципы, правовая культура, политическая система общества, гражданство и др.

Ведущим средством развития гражданственности курсантов служит создание мировоззренческих ситуаций, т. е. выдвижение и обсуждение проблем с выходом на мировоззренческие идеи и необходимость для курсантов формулировать и защищать свою позицию. Успех при таком условии закрепляет мировоззренческую позицию личности, а неудача толкает к ее пересмотру или дальнейшему обоснованию. Изложение преподавателем какой-либо истины в этом случае становится вспомогательным, а не ведущим средством становления личностной позиции курсанта. Например, в процессе изучения учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право России» создание мировоззренческих ситуаций оправдывает себя при рассмотрении следующих тем: «Основы Конституционного строя РФ», «Конституционные основы правового положения личности. Личные права и свободы российских граждан», «Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Гражданство РФ», «Общественно-политические права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан РФ» и др.

Аналогично строится работа на различных занятиях по созданию социально значимых ситуаций, в том числе путем имитации будущей профессиональной деятельности. Так, содержание учебной дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» позволяет создать мировоззренческие и социально значимые ситуации при изучении учебного материала, начиная с первой темы «Права человека: понятие, сущность, структура, система», и впоследствии, в процессе изучения обеспечения прав человека в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности ОВД.

Преобладание методов проблемного, поискового, исследовательского изучения материала способствует тому, что при изучении государственно-правовых дисциплин основной упор делается не на заучивании понятий и определений, а на изучении их сущности и содержания. Важным итогом является развитие гражданственности как качества личности курсанта, что определяет его гражданскую зрелость и в целом личностный рост как будущего специалиста.

Итак, на первом этапе, в ходе изучения государственно-правовых дисциплин учебного плана развитие гражданственности происходит в двух направлениях:

- овладение знаниями по основам гражданственности в единстве с предметными знаниями по теории государства и права, проблемам теории государства и права, конституционному праву России, конституционному праву зарубежных стран, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, муниципальному праву России, международному праву, обеспечению прав человека в деятельности органов внутренних дел;

- воспитание личности в соответствии с принятыми в обществе гражданскими ценностями в процессе изучения перечисленных учебных дисциплин.

Первый этап является базовым в процессе развития гражданственности курсантов.

Второй этап развития гражданственности курсантов предполагает развитие коммуникативных навыков, умения правильно строить межличностные отношения, выработку уверенности в себе, развитие рефлексии, формирование чувства ответственности за свои поступки в обществе и природе, пробуждение интереса к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, формирование активной гражданской позиции. Выполнение данных задач способствует развитию гражданственности курсантов. Разделяем точку зрения великого русского философа И. А. Ильина: «безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и гражданин, чем бессовестный грамотей... формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации...» .

Второй частью работы являются:

- организация встреч с практическими работниками, ветеранами института, участниками боевых действий;

- привлечение курсантов в научно-исследовательские группы, кружки, к участию в олимпиадах для реализации ими своих интересов не только в учебной, но и во внеучебной и научной работе;

- участие курсантов в планировании и организации различных мероприятий, проводимых по плану всего вуза и командиров подразделений;

- предоставление возможности курсантам принимать самостоятельные решения во внеучебной деятельности: на заседаниях кружка «Правовед»; в ходе тематических экскурсий, посещения музеев, театра, спортивных состязаний и др.;

- проведение деловых и ролевых игр в учебной и внеучебной деятельности;

- проведение викторин, олимпиад, конференций, «круглых столов» с учетом свободного выбора курсантами кафедр и учебных дисциплин, что позволяет реализовать рефлексию собственной деятельности, апробировать возможности и способности по любой изучаемой дисциплине, определить свой вклад в решение рассматриваемых проблем.

Кроме того, совместно с курсантами преподаватели создали следующие фильмы: «Механизм правового регулирования»; «Правовые отношения»; «Основы учения о Конституции». На заседаниях научного кружка «Правовед» обсуждаются послания Президента РФ, вопросы противодействия экстремистской деятельности, события в стране и в мире. Курсанты учатся оценивать политическую и экономическую обстановку в стране, определять свою роль в решении социальных проблем, высказывать свое мнение, делать социально значимые и ответственные выводы, подводить итоги.

При проведении заседания «круглого стола» на тему: «Формирование гражданского общества как важнейшее средство борьбы с терроризмом и экстремизмом» курсанты знакомились с этическими принципами делового поведения и общения в гражданском обществе, разработанными американским социологом Л. Хосмером3. При обсуждении курсанты пришли к выводу, что идеальной, хотя и отдаленной, целью мирового сообщества должен стать тип отношений, основанный на торжестве гражданских морально-этических принципов.

Особенно большой интерес у курсантов вызвал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», разработанный Национальным фондом «Российская деловая культура»4.

Представляется интересным и важным, что в нем выделяются не только принципы личности и профессионала, но и принципы гражданина России и гражданина Земли, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В результате дискуссии все пришли к выводу, что данный документ в целом можно рассматривать как кодекс гражданского поведения для деловых людей современной России.

При обсуждениях в кружке широко использовались старинные и современные притчи, несущие в себе мудрость прошлых поколений и актуальные сегодня. Как показало наблюдение, прав И. Бестужев-Лада, который утверждал: «свыше 80% слушателей любого возраста неспособны воспринимать сколько-нибудь абстрактную информацию. Специально с учетом этого обстоятельства Иисус Христос прибегал к притчам»5.

Ценность притч велика еще и тем, что они заставляют курсантов задуматься, понять нравственный смысл притчи, принять этот смысл как руководство в поступке, если это созвучно его душевной потребности. Даже при неприятии этого смысла молодой человек возвращается в мыслях к этой притче, пытаясь соотнести с нею свою жизнь, принципы и поступки, что очень часто заставляет его пересмотреть свои действия.

В качестве примера приведем одну из них, используемую в дискуссии на заседаниях кружка.

«Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. “О, вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее”. Он подвел присутствующих к огромному дверному замку - такому огромному, которого еще никто никогда не видел. “Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?”, -спросил царь. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, но вскоре признались, что не смогут его открыть. И раз мудрые потерпели неудачу, остальные придворные сразу признали, что задача им не под силу. Лишь один визирь подошел к замку, стал внимательно разглядывать и ощупывать замок, затем попытался подвигать его и вдруг одним рывком открыл. Он был не закрыт! Тогда царь объявил: “Ты получишь должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку”».

Показателями коммуникативной компетентности, аналитического мышления являются дискуссии по спорным вопросам, высказывание курсантами своего мнения по новой информации, несогласия по каким-то моментам. Нравственно-гражданская и профессиональноделовая мотивация, личностные качества проверяются путем смоделированных или реальных ситуаций (помощь в учебе или в решении других проблем первокурснику, который приехал в город издалека; участие в субботнике по уборке города; помощь детскому дому и проведение детских утренников и т. д.).

Участие в научно-исследовательских группах, кружках, олимпиадах оказывает значительное влияние на развитие гражданских качеств курсантов, так как они способствуют формированию у них умения осуществлять различные социальные роли, развивают оценочные суждения и нормы, формируют критическое мышление, умение предвидеть последствия своего поведения. Уровень развития гражданской позиции курсантов также проверяется посредством дискуссий, устных высказываний и ситуаций. Анкетирование, тестирование, групповые и личные беседы с курсантами подтверждают, что все они, особенно приезжие, остро чувствуют необходимость такой деятельности.

Анализ показывает, что проводимые на втором этапе мероприятия позволяют в пять раз увеличить интерес курсантов к гражданским нормам и правилам с 16 до

80%, действуют на основе гражданских норм после эксперимента 96% курсантов, до эксперимента - 21% участников эксперимента. Знание гражданских норм возросло с 54 до 83%. Желание следовать гражданским нормам и правилам после эксперимента испытывают все курсанты, до эксперимента их число составляло 43%. Не осталось курсантов, не думающих о своем отношении к проблемам гражданственности и гражданского поведения. Увеличилось количество курсантов в группе, которые владеют гражданскими нормами и правилами, понимают их важность в повседневной жизни, но их выполнение еще не стало внутренней потребностью (было 34%, стало 41%). Более чем в три раза уменьшилась группа курсантов, не владеющих нормами и правилами общения в гражданском обществе и поэтому выполняющие их ситуативно (с 13 до 4%).

Курсанты отмечают, что работа по развитию гражданственности позволяет им задуматься о себе, других людях, своей стране (91%); 74% курсантов захотели стать хорошими специалистами, чтобы помогать другим; у 62% их появилось желание принимать активное участие в жизни страны; 61% курсантов стали чувствовать себя более спокойно и непринужденно в незнакомом обществе; 54% курсантов лучше понимают других людей и себя; 51% их изменили в чем-то взгляды на жизнь; захотели стать лучше, самосовершенствоваться 27% курсантов.

Таким образом, проводимые мероприятия показывают, что, помимо развития профессиональной и общей познавательной мотивации, этической компетентности, формирования коммуникативных навыков, четко продуманная и системная направленность работы в указанном направлении способствует гражданскому (в том числе личностному и профессиональному) становлению курсантов.

1 Сергеев В. В. Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики // Защита и обеспечение прав человека в деятельности милиции : сб. учебных курсов. Пермь, 2010. С. 197.

2 Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России : статьи 1948-1954 гг. : в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 28.

3 Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001. С. 67-68.

4 Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 167-169.

5 Бестужев-Лада И. Ожидаемые и желаемые изменения в системе народного образования // Учитель. 1997. № 2. С. 9.

УДК 334

СТАТУС ВОЕННОПЛЕННОГО: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

А. О. Цветков

В статье рассматривается современное состояние социально-правового статуса военнопленного через социальный, религиозный и юридический аспекты.

Ключевые слова: война, военнопленный, участник боевых действий, правовой статус.

Война как особое состояние общества представляет собой сложное специфическое явление, имеющее свои законы. Законы войны - это сложная совокупность международных нормативных правовых актов, регулирующих правила ведения войны (например, Г аагское право) и правовой статус участников вооруженного конфликта (например, Женевские конвенции). Общая цель правового конгломерата состоит в сдерживании участников военных действий от излишней жестокости по отношению друг к другу, с тем чтобы даже в экстремальных условиях войны у человека оставалось право на жизнь.

Правовой статус лица, участвующего в военных действиях, неоднозначен. Во многом он зависит от той социальной группы, к которой лицо относится. Самое общее и первичное деление основывается на отнесении участников вооруженного конфликта к двум различным группам: комбатантам и некомбатантам (нонкомбатантам).

Попавшие в плен комбатанты и некомбатанты имеют право на статус военнопленного. Данный статус является специальным относительно правового статуса личности.

Военнопленными признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам, входящие в ополчение, добровольческие отряды, участвующие в организованном движении сопротивления, а также восставшее население, медицинский, юридический, интендантский состав, корреспонденты и другие лица, оказавшиеся во власти противника. Не обладают статусом военнопленного наемники и шпионы. Военнопленный находится во власти государства, а не отдельных командиров, пленивших его. Согласно Положению о законах и обычаях сухопутной войны, военнопленный подчиняется законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти которого они находятся. Плен связан с прекращением активных боевых действий для военнопленного, но он не означает конец войны. Для него наступает новая форма правоотношений с государством-противником.

На протяжении длительного исторического периода отношение к военнопленным складывалось исходя из сложившихся обычаев и договоров между сторонами конфликта. В древнекитайском памятнике «Трактат о военном искусстве» (VII в. до н. э.) отмечалось: «Убийство человека, который уже покорился, сулит несчастье». Правила войны у шумеров - обязательное объявление о начале военных действий, возможность для перемирия, мирный договор, неприкосновенность парламентеров. «Кодекс Хаммурапи», названный именем вавилонского царя, начинался словами: «Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых». Древнеегипетские «Семь деяний истинного милосердия» призывали: «Накорми врага своего», «Накорми голодного, напои жаждущего, освободи пленного, вылечи больного, похорони мертвого». Свод Законов хеттов основывался на принципах честности и справедливости: они заранее объявляли войну и подписывали мирные договоры, стремились смягчить страдания населения капитулировавших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.