Научная статья на тему 'Статус военнопленного: социально-правовой аспект'

Статус военнопленного: социально-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2616
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Война / военнопленный / участник боевых действий / ПРАВОВОЙ СТАТУС / war / prisoner of war / combatant / legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветков Алексей Олегович

В статье рассматривается современное состояние социально-правового статуса военнопленного через социальный, религиозный и юридический аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the contemporary state of the social and legal status of prisoners of war through the social, religious, and legal aspects.

Текст научной работы на тему «Статус военнопленного: социально-правовой аспект»

80%, действуют на основе гражданских норм после эксперимента 96% курсантов, до эксперимента - 21% участников эксперимента. Знание гражданских норм возросло с 54 до 83%. Желание следовать гражданским нормам и правилам после эксперимента испытывают все курсанты, до эксперимента их число составляло 43%. Не осталось курсантов, не думающих о своем отношении к проблемам гражданственности и гражданского поведения. Увеличилось количество курсантов в группе, которые владеют гражданскими нормами и правилами, понимают их важность в повседневной жизни, но их выполнение еще не стало внутренней потребностью (было 34%, стало 41%). Более чем в три раза уменьшилась группа курсантов, не владеющих нормами и правилами общения в гражданском обществе и поэтому выполняющие их ситуативно (с 13 до 4%).

Курсанты отмечают, что работа по развитию гражданственности позволяет им задуматься о себе, других людях, своей стране (91%); 74% курсантов захотели стать хорошими специалистами, чтобы помогать другим; у 62% их появилось желание принимать активное участие в жизни страны; 61% курсантов стали чувствовать себя более спокойно и непринужденно в незнакомом обществе; 54% курсантов лучше понимают других людей и себя; 51% их изменили в чем-то взгляды на жизнь; захотели стать лучше, самосовершенствоваться 27% курсантов.

Таким образом, проводимые мероприятия показывают, что, помимо развития профессиональной и общей познавательной мотивации, этической компетентности, формирования коммуникативных навыков, четко продуманная и системная направленность работы в указанном направлении способствует гражданскому (в том числе личностному и профессиональному) становлению курсантов.

1 Сергеев В. В. Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики // Защита и обеспечение прав человека в деятельности милиции : сб. учебных курсов. Пермь, 2010. С. 197.

2 Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России : статьи 1948-1954 гг. : в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 28.

3 Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001. С. 67-68.

4 Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 167-169.

5 Бестужев-Лада И. Ожидаемые и желаемые изменения в системе народного образования // Учитель. 1997. № 2. С. 9.

УДК 334

СТАТУС ВОЕННОПЛЕННОГО: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

А. О. Цветков

В статье рассматривается современное состояние социально-правового статуса военнопленного через социальный, религиозный и юридический аспекты.

Ключевые слова: война, военнопленный, участник боевых действий, правовой статус.

Война как особое состояние общества представляет собой сложное специфическое явление, имеющее свои законы. Законы войны - это сложная совокупность международных нормативных правовых актов, регулирующих правила ведения войны (например, Г аагское право) и правовой статус участников вооруженного конфликта (например, Женевские конвенции). Общая цель правового конгломерата состоит в сдерживании участников военных действий от излишней жестокости по отношению друг к другу, с тем чтобы даже в экстремальных условиях войны у человека оставалось право на жизнь.

Правовой статус лица, участвующего в военных действиях, неоднозначен. Во многом он зависит от той социальной группы, к которой лицо относится. Самое общее и первичное деление основывается на отнесении участников вооруженного конфликта к двум различным группам: комбатантам и некомбатантам (нонкомбатантам).

Попавшие в плен комбатанты и некомбатанты имеют право на статус военнопленного. Данный статус является специальным относительно правового статуса личности.

Военнопленными признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам, входящие в ополчение, добровольческие отряды, участвующие в организованном движении сопротивления, а также восставшее население, медицинский, юридический, интендантский состав, корреспонденты и другие лица, оказавшиеся во власти противника. Не обладают статусом военнопленного наемники и шпионы. Военнопленный находится во власти государства, а не отдельных командиров, пленивших его. Согласно Положению о законах и обычаях сухопутной войны, военнопленный подчиняется законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти которого они находятся. Плен связан с прекращением активных боевых действий для военнопленного, но он не означает конец войны. Для него наступает новая форма правоотношений с государством-противником.

На протяжении длительного исторического периода отношение к военнопленным складывалось исходя из сложившихся обычаев и договоров между сторонами конфликта. В древнекитайском памятнике «Трактат о военном искусстве» (VII в. до н. э.) отмечалось: «Убийство человека, который уже покорился, сулит несчастье». Правила войны у шумеров - обязательное объявление о начале военных действий, возможность для перемирия, мирный договор, неприкосновенность парламентеров. «Кодекс Хаммурапи», названный именем вавилонского царя, начинался словами: «Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых». Древнеегипетские «Семь деяний истинного милосердия» призывали: «Накорми врага своего», «Накорми голодного, напои жаждущего, освободи пленного, вылечи больного, похорони мертвого». Свод Законов хеттов основывался на принципах честности и справедливости: они заранее объявляли войну и подписывали мирные договоры, стремились смягчить страдания населения капитулировавших

вражеских городов, но в то же время крайне жестко обходились с лицами, оказывавшими сопротивление. Между египетским фараоном XIX династии Рамзесом II и царем Хетты Хаттушилем III был заключен мир, положивший в 1216 г. до н. э. конец войне между египтянами и хеттами. В Персии Кир лечил халдеев как своих собственных солдат, а Заратустра прославился как глашатай терпимости. Индийский император Асока приказал своим воинам уважительно относиться как к раненым врагам, так и к монахиням, ухаживавшим за ними. Описанная Гомером в «Илиаде» война велась по правилам честной игры, с перемирием и уважительным отношением к мертвому врагу. Разграбление же Трои сопровождалось многими зверствами. В Древней Греции победитель мог по своему желанию убить или поработить побежденного врага, превратить его в свою собственность.

Современный правовой статус военнопленного регулируется Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. с приложением: Положением о законах и обычаях сухопутной войны; Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция); Частью III Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I).

Согласно Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными к основным правам военнопленных относятся: право на достойное обращение сообразно званию и возрасту, право на медицинскую помощь, на занятия интеллектуальной и физической деятельностью, отправление религиозных обрядов, сношение с внешним миром в виде приема и передачи корреспонденции и посылок, оплачиваемый труд, запрет на принуждение к труду, связанному с риском для жизни или с укреплением военного превосходства государства-противника, а также на отдых, обжалование действий администрации, судебное разбирательство и т. д. Недопустимы обращение с военнопленными, унижающее их честь и достоинство, произвольное лишение жизни, нанесение вреда здоровью, привлечение к коллективным наказаниям, производство над ними пыток, захват в заложники, проведение различных медицинских опытов, удаление органов. К военнопленным должен быть обеспечен доступ представителей покровительственных организаций, таких как МККК (Международный комитет Красного Креста), иных гуманитарных организаций для оказания им помощи. Среди военнопленных привилегированным положением пользуются офицеры, им предусмотрено отдельное содержание и офицерский стол, для них установлен специальный порядок привлечения к работам. Согласно разделу V Положения Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция), для централизации и объединения сведений о военнопленных, находящихся во власти государства, было создано Справочное бюро по делам военнопленных, в котором концентрируются все сведения соответствующих организаций о военнопленных, данные обо всех перемещениях, освобождении,

репатриации, побегах, их госпитализации, смерти и т. п. Собираются также сведения о состоянии здоровья тяжело раненных или больных военнопленных.

Социальный аспект проблемы плена выстраивается в плоскости отношений между личностью, обществом и государством. Со стороны общества присутствуют недоверие и антипатия к лицам, прошедшим плен. Общество относится к данной категории людей негативно, ассоциируя военный плен с малодушием и трусостью, видит в данных людях угрозу для себя. Интеграция участников вооруженных конфликтов в мирную жизнь происходит стихийно, отсутствует четкий механизм со стороны государства, определяющий правовой статус участников вооруженных конфликтов, позволяющий возвращать такого человека к нормальной жизни (гарантии трудоустройства, социальные выплаты и льготы, профессиональная психологическая помощь и т. д.). В России статус участника боевых действий в настоящее время регламентируется рядом нормативных правовых актов, регулирующих его отдельные положения: «О ветеранах», «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О чрезвычайном положении», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Положения, указанные в этих законах и иных нормативных актах, в полной мере не отражают всей совокупности законодательного регулирования этого статуса. Представляется необходимым создание единого закона, на основании которого государство брало бы на себя обязанности материального, социального и морального характера по обеспечению статуса участника боевых действий, гарантий их семьям в случае утраты жизни или здоровья, последующей психологической помощи и т. д.

В декабре 2000 г. в Государственную Думу был внесен Законопроект «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий». Проект этого Федерального закона состоит из 20 статей, объединенных в шесть глав. Глава I раскрывает общие положения (ст. ст. 1-5), Глава II регулирует социальную защиту участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий (ст. ст. 6-7), Глава III посвящена комплексной реабилитации участников вооруженного конфликта и участников боевых действий (ст. ст. 8-13), Глава ^раскрыва-ет финансирование дополнительных мер социальной защиты и мероприятий комплексной реабилитации, в Главе V отражаются обязанности и права участников боевых действий (ст. ст. 16-18), Глава VI (ст. ст. 19-20) представляет заключительные положения законопроекта. Документ представляется актуальным, однако в июле 2004 г. снят с рассмотрения Советом Государственной Думы1.

Восприятие обществом вопросов плена во многом обусловливается религиозными особенностями. Так. христианство призывает к милосердию по отношению к побежденному: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его...» (Притч. 24: 17-18). Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему, не уподобиться злу, поэтому апостол Павел писал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром» (Рим. 12: 19-21)2. Этими словами обосновывается необходимость милосердного отношения к раненым и пленным. Позицию христианства разделяют такие мировые религии, как католичество, буддизм, индуизм.

Мусульманство видит в пленном обезоруженного врага; пусть и не сопротивляющийся, но все же он прежде всего враг. В отношении военнопленных оно дает право казнить их или обратить в рабство, при этом военнопленные не могут быть отпущены или возвращены в их страну. Они могут быть освобождены, с условием, что они станут мусульманами, или могут получить статус покровительствуемых, платить особый налог и жить в мусульманском государстве. Военнопленные, которые приняли ислам, могут быть также обращены в рабство, так как они стали мусульманами после взятия их в плен. Если ими ислам был принят до плена, то такие военнопленные не могут быть порабощены.

Существуют разногласия в вопросе дозволенности обмена пленными между мусульманами и враждующей стороной. Основная позиция ханафитской школы - не-дозволенность обмена, хотя некоторые ранние юристы полагали, что такой обмен возможен и законен. Часть ханафитских юристов, которые считают такой обмен незаконным, рассуждают так: «Если военнопленные будут возвращены в их страну, они могут опять воевать против мусульман, и такое недопустимо, поэтому предпочтительнее держать таких военнопленных в мусульманском государстве, чем освобождать мусульманских военнопленных во вражеском государстве». Другие считают такой обмен легитимным, так как освобождение мусульман из плена предпочтительнее уничтожения или порабощения немусульманских военнопленных, потому что жизнь мусульманина более важна, чем что-либо, даже если существует опасность повторного нападения со стороны вражеской армии. Если же пленник становится мусульманином в плену, не дозволяется его обменивать на мусульманина, который находится в плену во вражеской армии, потому что это не в интересах мусульман. Однако если такой военнопленный настаивает на обмене, то его можно обменять, при условии, что в последнем нет сомнений относительно его искренности в мусульманской вере. При этом нельзя просто обменивать военнопленных, обязательно должна быть выгода для мусульманской стороны от такого обмена3.

В контексте проблемы правового регулирования положения военнопленного встает вопрос о статусе сотруд-

ника органов внутренних дел, попавшего в плен. По своим функциям он не относится ни к одной из групп, имеющих право на статус военнопленного, но часто, как показывает практика, ему все же приходится выполнять несвойственные обязанности, включая непосредственное участие в боевых действиях и специальных операциях. В Законе РФ «О милиции», а также в Федеральном законе «О полиции» отсутствуют нормы, регламентирующие подобный статус сотрудника милиции. Из имеющейся нормативно-правовой основы международного права сотрудники, осуществляющие полицейские функции, подпадают под действие ст. 75 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. Относительно защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) закрепляются основные положения гуманного обращения с лицами, попавшими во власть неприятельской стороны. В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, сотрудники органов внутренних дел остаются под защитой и действием норм международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и из требований общественного сознания.

Правовой статус личности на войне - это социально обусловленное, нормативно закрепленное положение лица в общей группе субъектов - участников вооруженного конфликта, и оно выражено в совокупности его прав и обязанностей. Отношение общества к плену должно измениться, следует исключить предвзятое отношение к данной категории лиц как к военным преступникам. Используя положения действующего международного права, необходимо создавать локальные документы, призванные регулировать эти отношения как внутри страны, так и в союзе с различными государствами.

Война с безоружным неприятелем или с неприятелем, который не способен оказать сопротивления, не может снискать славу победителю. Правовое закрепление статуса военнопленных - это не только очередной шаг к гуманизации войны, это еще и глубоконравственный посыл. Внимание к статусу военнопленного является дополнительной ступенью на пути к всестороннему развитию прав и свобод личности. Это шаг к цивилизованному восприятию и решению конфликтов, возникающих в мире. Пунктуальность в исполнении норм международного права говорит о государстве как о развитом, современном, демократическом единстве людей, в котором право, а вместе с этим и сама личность, занимают первейшее место в системе общечеловеческих ценностей.

1 О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий [Электронный ресурс] : проект федерального закона № 34763-3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Сергий Коротких, иерей. Что означает: «Не убий...»? [Электронный ресурс] // Спас. 2005. Июнь. URL: http:// www.pravoslavie.ru/jumal/080506101941.htm#21 (дата обращения: 22.01.2011).

3 Коротко о мусульманском праве: URL: http://0-i-s-l-a-m.livejournal.com/1610.html (дата обращения: 22.01.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.