Из истории права, государства и правовых учений
С. А. Раджабов*
Развитие норм гуманитарного права в военном трактате Мубаракшаха «Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат» (ХП-ХШ вв.)
«Одна из целей международного гуманитарного права заключается в том, чтобы в мирное время запастись человечностью в предвидении бесчеловечности, свойственной войне»
А. Мейровиц
У различных народов бытовали правила ведения войны, нормы милосердного отношения к побежденным и оказания помощи пострадавшим. Предполагалось, что определенные нормы поведения должны соблюдаться во время войны даже по отношению к противнику.
Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия,
причиняемые войной и вооруженными конфликтами. Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин стариков и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного гуманитарного права, которыми
руководствовались противоборствующие стороны.
Следует отметить, что гуманитарная мысль таджикского народа уходит вглубь
тысячелетий, и, естественно, она впитала в себя все то лучшее, прогрессивное, что было
создано предками таджиков на всех этапах развития гуманитарного права. Не составляла
* Раджабов Саитумар Адинаевич, кандидат юридических наук, доцент Российско-таджикского славянского университета, заведующий Отделом международного права Института государства и права АН Республики Таджикистан. E-mail: [email protected]
исключение и область войны и мира, в сфере которой также заметный след оставили таджикские военные мыслители. Очень важны и значимы письменные источники средневековой истории таджикского народа.
Среди источников средневековой истории военного искусства таджикского народа (до монгольского завоевания) особое место занимает военный трактат Шарифа Мухаммада Мансура Мубаракшаха (известен под именем Фахри Мудаббир, жил в конце XII в. - начале XIII в.) «Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат» (Правила ведения войны и мужество), оказавший большое влияние на развитие гуманитарного права и сохраняющий и поныне важное теоретическое и практическое значение.1
Знакомство с этим ценным трудом приводит к мысли о том, что развитие той отрасли права, которую обычно называют «правом Женевы» и «правом Гааги» началось не в Женеве, и не в Гааге. «Правила ведения войны и мужество» были написаны и кодифицированы Мубаракшахом в начале XIII века. Это подтверждается тем, что в 1211 году Мубаракшах сделал посвящение и подарил свой трактат делийскому султану Абу Музаффару Шамсиддину Ильтутмишу. Многие исследователи отмечают, что Мубаракшах был влиятельным придворным при последних правителях из династии Газневидов, затем перешел на службу к Гуридам, а закончил свой жизненный путь при первых правителях из династии делийских султанов.2
И хотя временем возникновения международного гуманитарного права как отрасли международного права вполне обоснованно исследователи считают 60-е годы XIX века и связывают его появление с именами швейцарца Анри Дюнана (1828-1910гг.) и американца немецкого происхождения Френсиса Либера (1798-1872гг.), его истоки на Востоке гораздо древнее.
Примечателен тот факт, что когда европейские страны шли крестовыми походами против мусульманского мира (с 1096 г. по 1270 г.), представитель таджикского народа писал свой трактат «Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат» на исторических материалах (фактах и событиях, свидетелем которых был сам), он анализировал закономерности развития военной мысли, рассматривал актуальные проблемы развития гуманитарного права. Приведенные в трактате факты свидетельствуют о том, что Мубаракшах аккумулировал правила и обычаи ведения
1 Этот главный теоретический труд по истории военного искусства и гуманитарного права таджикского народа был переведен сотрудниками Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан на русский язык и издан Таджикским высшим военным колледжем в 1997 году в г. Душанбе. См.: Шариф Мухаммад Мансур Мубаракшах. Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат (Правила ведения войны и мужество). Душанбе, 1997. 299 с. В дальнейшем все ссылки приводятся по указанному изданию.
войны, все лучшие достижения в области гуманитарной мысли, широко использовал военные источники древних Византии, Египта, Индии и Китая.
По мнению академика АН Республики Таджикистан А. Турсунова особой интенсивности процесс развития гуманитарных идей достиг в эпоху «Возрождения Таджиков» (IX - XI вв.), и шире - «Возрождения Аджама» (IX - ХУвв.),3 когда все более пробуждающийся интерес к человеку сопровождался признанием его самоценности, а социальные явления как война и мир начинают рассматриваться и оцениваться сквозь призму наивысшей ценности - человеческой жизни, прав, потребностей и интересов людей.
Основу нового подхода в эпоху возрождения таджикского народа составляла нравственная оценка: социальные явления стали рассматриваться с позиции гуманности и справедливости. Человек становился центром внимания мыслителей, поэтов, художников, ученых. Все начинало вращаться вокруг человека, чувства, мысли, сложный мир духовной жизни человека становится предметом самого пристального внимания и аналитического изучения.
Свидетельством тому является таджикско-персидская литература той эпохи, которая полна идеями гуманизма, человеколюбия и человечности. Произведения Рудаки (858941гг.), Фирдоуси (934-1020гг.), Хайяма (1048-1123гг.), Саади (начало XIII в.- 1292 г.) и других прославляли духовное величие человека, призывали к миру, проявлению гуманности и сострадания к жертвам войны, к пленным, осуждали проявление равнодушия к страданию окружающих, воспевали единство всего человечества, напоминая о том, что все сыны Адама от одного корня, что каждый должен беспокоится о судьбе другого, чувствовать сострадание к друг другу. В них ставились вопросы нравственной ответственности человека
4
за совершение жестокости по отношению к другим людям.
Именно в эту эпоху всеобщего интереса, проявляемого к человеку, антигуманная суть войны порождает стремление определить и вычленить, что в ней является «правдой», а что «неправдой». Так появилась известная дифференциация войн Мубаракшахом на «справедливые» и «несправедливые». При дифференциации войн он исходил из их обоснованности и справедливости. Из пяти типов войн, охарактеризованных им, он считал справедливой ту войну, которая направлена либо против тирана, угнетающего свой народ, либо против захватчиков. Он осуждал грабительские войны, говоря о разрушениях, к которым они приводят. «Когда царь воздерживается от несправедливости и наказывает
2 Там же. С. 15.
3 См.: Турсунов А. Эхьёи Ачам (Возрождение Аджама). Душанбе, 1984. С. 4 - 22.
угнетателей, вознаграждая угнетенных, людей держит в мирных условиях, не позволяет воинам грабить дома мирных людей, - это тоже признак победы», писал Мубаракшах.
Отрицая правомерность захватнических войн, Мубаракшах ставил проблему привлечения нарушителей к ответственности. Правомерными, по его мнению, должны признаваться лишь справедливые войны, которые ведутся с целью самозащиты. Он полагал, что войны не должны развязываться по любому ничтожному поводу. Именно мир, а не война, рассматривался им в качестве состояния, наиболее отвечающего интересам государства, общества, а также природе человека.
Следует отметить, что хотя данная дифференциация, разработанная Мубаракшахом, вовсе не изменила общего отношения к войне как к неизбежному и естественному ходу вещей, все же, в самой постановке вопроса о «справедливых» и «несправедливых» войнах отражался, прежде всего, критицизм в отношении агрессивного характера войны.
Трактат содержит подробные правила, относящиеся ко всем аспектам сухопутной войны, от ведения боевых действий как таковых и обращения с гражданским населением до обращения с конкретными категориями лиц, такими, как военнопленные, раненые и т.д. Наибольший интерес, с точки зрения гуманитарного права, представляют те его главы, где речь идет о типах войны, о тактике ведения войны, о соблюдении принципа гуманности во время войны, о защите жертв войны - раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны, о вероломстве и военной хитрости во время войны, о пощаде, о наемниках, о дисциплине в войсках, об ответственности командиров, о наказании за нарушение правил ведения войны и др.
Представляется полезным перейти к рассмотрению положений военного трактата Мубаракшаха и вкратце остановиться на каждое из них.
О методах ведения войны. Особое внимание Мубаракшах уделяет вопросам военной тактики и методов ведения войны при осаде и блокировании крепостей и городов. «По возможности, - писал он, - нужно брать крепость без боя, ибо само ее покорение является великим делом. Врага легче покорить человечностью, доброжелательностью, хорошими словами, чем силой и войной» (с. 209). В ситуации вооруженного конфликта гуманитарное право запрещает использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны: «Запрещается подвергать нападению, уничтожать ... запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы и собранный урожай, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а
4 См. Раджабов С. А. Вклад народов Центральной Азии в развитии гуманитарного права //
также ирригационные сооружения».5 Такие объекты находятся под защитой гуманитарного права, поскольку они являются необходимыми для выживания гражданского населения. «Имеется божье слово, в котором говорится: «Если кто-то убивает кого-то без [всякой вины], это подобно тому, что убивают всех людей. И если кто-то спасет хоть одного человека или помилует одного приговоренного, это подобно тому, что он спасает жизнь всех людей» (с. 211).
«На войне превыше всего - выдержка и самообладание. Если имеется [хоть] малейшая возможность избежать войны (даже тогда, когда воевать лучше или от этого станет легче) все равно, следует избегать войны. А если представится какая-нибудь возможность прекратить войну, считайте ее самой большой удачей, даже когда ваше войско больше, сильнее, испытаннее и опытнее во всех отношениях» (с. 221). Это подтверждает тот факт, что уже в средние века таджикский народ разрабатывал и имел свои нормы о применении отдельных средств и методов ведения войны.
О наемниках. Одна из глав трактата посвящена наемным сводным войскам, которых Мубаракшах называл «хашари». Автор не придавал особого значения этим войскам и относился к ним с недоверием. Он писал, что наемники из чужеземцев никогда не принадлежат к числу надежных солдат. Люди, которые приглашены из других стран по найму, не заинтересованы в защите страны и прежде всего заботятся о себе. Таких воинов легко можно подкупить. Современное международное гуманитарное право предусматривает норму о том, что наемник «не имеет права на статус комбатанта или военнопленного».6
«Непременное обязательство царей и правителей - защита их народа и страны от неприятеля и врагов религии и государства.... Подданные и рабы Божьи - это Божий дар. Так что их жизнь, имущество и потомки должны быть в безопасности от грабежа и похищения, высокомерия и ограбления со стороны врагов религии и государства до дня страшного суда, когда ни имущество, ни потомки не будут нужны» (с. 23). Мубаракшах понимал, что если доверие между воюющими сторонами установится во время войны, то значительно увеличатся шансы на прочный мир. Нормы гуманитарного права вносят существенный вклад в дело поддержания мира тем, что проповедуют гуманность во время войны и призваны предотвратить скатывания человечества в пропасть полнейшего варварства.
Актуальные проблемы государства и права. Душанбе, 2006. С. 71 - 82.
Ср. пп. 2, 4 ст. 54 Дополнительного протокола I и ст. 14 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949 г.
Ср. п. 1 ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.
Следует всегда помнить, что по окончании войны, восстановление мира между сторонами, сражавшимися друг против друга с крайней жестокостью, будет затруднено настолько, что может вообще оказаться практически недостижимым. В этом смысле уважение гуманитарных норм во время войны помогает заложить фундамент, на котором после завершения конфликта можно построить мир. Более того, если ясно, что гуманитарное право помогает строить дорогу к миру, то никаких других доказательств его легитимности не требуется. Вот как об этом размышлял Мубаракшах: «До тех пор пока существуют мирные отношения, [необходимо] применять эти правила, дабы сломить возможного противника, испугать [его], чтобы он больше не собирался воевать, а искал мира. Ведь уместный мир лучше неуместной войны, так как [заранее] не узнаешь, каков будет исход войны. И такой мир лучше, чем победа. Тогда никому не придется воевать и войско, и свита будут целыми. Не прольется невинная кровь, государство не разрушится и его подданные не будут разграблены и уничтожены.
И лучшее из орудий те, с которыми можно достигнуть целей и желаний; использовать следует именно их, отказываясь от того, что может пролить кровь. Не следует брать вину и грех на себя. Ведь после вины, греха и бесчестья нет ничего хуже кровопролития, за исключением тех случаев, когда кровь проливается за правое дело и когда перед тобой неверные и враги религии, кровь которых дозволено проливать. Это кровь мести. Необходимо избегать того, из-за чего в день страшного суда Всевышний вынесет первый справедливый приговор за кровопролитие» (с. 116).
И далее: «Мир не вечен, и все возвращается на круги своя. Не стоит из-за десятидневного царствования и из-за золота делать зло, не следует брать на свою совесть этот грех» (с. l7l).
Принцип различия. Даже в XIII веке, воин, в принципе, был обязан подчиниться общей норме гуманитарного права - отличать себя от гражданского населения в то время, когда он участвует в военных действиях. Для иллюстрации этого требования Мубаракшах приводит следующий пример: «Абу Муслим оделся в черное и начал сражение и выбрал знаком для своих сторонников черный цвет. Сделал он это для того, чтобы его сторонники отличались от вражеских воинов и узнавали друг друга» (с. 270).
В соответствии с этой нормой права войны войска имели определенный и легко различимый издали отличительный знак. Вот что говорит об этом Мубаракшах в своем трактате: «Впереди шатра необходимо вывесить знак или штандарты, а также барабаны, литавры и тому подобное» (с. 173). Или в другом месте: «Им (войскам - С.Р.) придается также расшитые полотнища с бахромой, барабаны, трубы, гонги и тому подобное» (с. l99).
Эти нормы сопоставимы с нормами современного гуманитарного права, которые утверждают: «Для того чтобы содействовать усилению защиты гражданского населения от последствий военных действий, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в наступлении или в военной операции,
„ 7
являющейся подготовкой к наступлению».
Об обращении с мирным населением. В своем трактате Мубаракшах призывал проявлять милосердие и сострадание к мирному населению, особенно к женщинам, детям, старикам, слепым и психическим больным: «Недопустимо чтобы, мусульмане были наказаны и унижены. Или убивали женщин и детей кафиров или их стариков, а также слепых, - кроме тех людей, кто служит падишаху. Еще не дозволено убивать сумасшедших» (с. 236).
«Когда приходится передвигаться через населенный пункт, не следует никого обижать из местных жителей. И нельзя что-нибудь отнимать. А если необходимо что-то приобрести, нужно покупать это, платя деньги» (с. 180).
Об обращении с военнопленными. Для иллюстрации отношения Мубаракшаха к военнопленным приведем некоторые выдержки из его трактата: «И если кто-то из попавших в плен будет искать у вас защиты, ему надо прийти на помощь, [но] и хорошо его охранять: ведь он может замышлять какую-нибудь хитрость, иметь коварные замыслы. [Однако], обращаться с ним нужно хорошо, великодушно: воздать почести, одарить халатами. [А главное], держать его рядом с собой, не давая ему возможности заговорить с воинами и постараться, чтобы из них никто не вступал с ним в контакт. К нему следует приставить доверенное лицо и охранника, а также держать его без оружия и без знаков различия. Условия безопасности [подобных] «зинхариян» (подзащитных) состоит в том, что по прибытии с просьбой о защите, они должны снять оружие и знаки, только после этого просить пощады. Когда приводят пленных, не нужно торопиться казнить их» (с. 205 - 206).
Или в другом месте: «Итак, не надо торопиться проливать кровь пленных. Может быть, их стоит помиловать. Или можно получить за них большой выкуп, используя его для великих дел.
Когда Али взял в плен Амр ибн Маъда Якруба аз-Забиди, пророк Мухаммад сказал: «Не убивайте его. Возможно, пощадив его, нам удастся избежать раскола в исламе». Пленник до того не принял ислам. А после этого (Якруб) уверовал в Аллаха» (с. 206 - 207). Мубаракшах давал рекомендации воинам, попавшим в плен по поводу их поведения во
время плена: «Попав в плен и не имея возможности бежать, воин тоже не должен ругать никого из старших...» (с. 214).
Мубаракшах отмечал, что в его практике встречались и другие формы обращения с военнопленными: «В плен был захвачен некто Лайк, который был к тому ещё и ранен. Султан Махмуд Гази (когда объявил Газават в Индии в 1030 г.) приказал присмотреть за ним. А когда тот поправился, одарил его золототканым халатом, преподнес другие подарки и вскоре на слоне отправил к сыну шаха» (с. 277).
«И не дозволено посылать их (военнопленных - С.Р.) обратно [в неприятельскую армию]» (с. 237). Данная норма перекликается с нормой современного гуманитарного права, которая квалифицирует «принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской Державы» как серьезное нарушение Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года.
О пощаде. В своем трактате Мубаракшах отмечает необходимость соблюдения такой нормы гуманитарного права как пощада: «И если осажденные попросят пощады, будучи готовы все отдать, следует пощадить их, и в этом не должно быть никакого отказа» (с. 253). Эта норма соответствует сегодняшнему требованию международного гуманитарного права, которое гласит: «Запрещается отдавать приказ не оставлять ни кого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе».
В средние века у таджикского народа постепенно формулировалась идея уважения противника и за врагом признавать честь и уважение. Мубаракшах по этому поводу замечает: «Недопустимо унижение и оскорбление противника по подсказкам других или когда по заведомо ложному поводу унижают его в твоем присутствии» (с. 267).
О дисциплине и привлечении к ответственности. Анализируя причины победы и неудачи противоборствующих сторон, автор трактата высоко оценивает мастерство полководца, отношение армии к нему и царю, усердие и дисциплину воинов. Воспитанная армия, считает Мубаракшах, прежде всего, дисциплинированная армия.
Исследуя вопросы войны и мира, Мубаракшах особое значение придавал привлечению к ответственности за убийство пленных и мирного населения. Когда речь шла о воинских взысканиях, Мубаракшах отмечал, что если кто-нибудь из воинов нарушит дисциплину или провинится в чем-нибудь, то его нужно строго наказать, чтобы другие воины воздержались от подобного поступка. «Того, кто ворует подстилки из-под седла,
торбы и все, что похоже на них.. Все эти вышеперечисленные лица подлежат наказанию» (с. 270 - 271).
В трактате главное внимание уделяется дисциплине и порядку в войсках: «Нужно поручать глашатаям ходить вокруг лагеря и делать объявления, чтобы воины не нарушали дисциплину, и не подвергали себя наказанию и выполняли все поручения» (с. 269).
Об ответственности командиров. Мубаракшах придавал большое значение роли командиров в предотвращении и пресечении нарушений права войны. Вот что он писал об этом: «Если обнаружится нарушение или проступок, нужно немедленно принять меры и наказать виновного, чтобы не было повадно другим.. Если командующий войсками обнаружит бунтовщика, смутьяна, не задержит его и не доложит падишаху, не накажет виновного и не направит в тюрьму, то такой командующий [сам] подлежит наказанию.» (с. 269).
Данная норма соответствует требованию п. 2 ст. 86 Дополнительного протокола 1, которая гласит: «Тот факт, что нарушение.было совершено подчиненным лицом, не освобождает его начальников от уголовной или дисциплинарной ответственности в зависимости от случая, если они знали или имели в своем распоряжении информацию, которая должна была бы дать им возможность прийти к заключению в обстановке, существовавшей в то время, что такое подчиненное лицо совершает или намеревается совершить подобное нарушение, и если они не приняли всех практически возможных мер в пределах своих полномочий для предотвращения или пресечения этого нарушения».10
О вероломстве и военной хитрости. Вероломство определяется как неправомерное использование норм, предусмотренных гуманитарным правом для того, чтобы обмануть доверие противника с целью его убить, ранить или взятия в плен. Примерами вероломства являются такие действия как симулирование ранений или обладание статусом некомбатанта, злоупотребления защитными эмблемами, незаконное использование флагов или униформы для того, чтобы вызвать доверие противника и обмануть его.11 Запрещение вероломства -норма существующая очень давно. Оно встречается и у Мубаракшаха: «Кто занимается членовредительством и в день битвы умышленно сделает себя больным. Тот, кто ищет повод [чтобы не идти в бой] и говорит неправду, кто отстает от своих товарищей, а затем появляется, тот, кто [в день битвы] притворяется спящим, а также спит» (с. 269). Или в
10 Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. 3-е изд. М., 2003. С. 291.
11 Ср. ст. 37 - 39, 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.
другом месте Мубаракшах пишет: «Того, кто одевается, как одеты враги или делает на себя такой же знак как у врага» того следует наказать» (с. 270).
В гуманитарном праве проводится различие между вероломными действиями и военными хитростями. В то время как акты вероломства запрещены, военные хитрости разрешены. Военная хитрость или уловка означает любые действия, не являющееся в конечном счете вероломным. Такими хитростями являются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются такие действия как использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформация.12
«И остерегись искать победу над врагом только посредством кровопролития. Искать победу хитростью и другими путями намного лучше, так как подобным способом можно добиться больше, чем подвергать себя опасности. Разумный будет стремиться к тому, чтобы враг ему подчинился, и это самая большая добыча. Надо также стремиться к тому, чтобы не убивать. Если же нет возможности избежать этого, то следует убивать врага только при большой необходимости и в безвыходном положении. И тогда можешь этим не гордиться» (с. 267).
Таким образом, гуманитарное право представляет собой закономерное следствие многовекового процесса становления и развития правил, обычаев, законов ведения войны. Оно аккумулировало в себе все лучшие достижения человеческой мысли в области гуманитарного права. Развитие гуманитарных идей происходило на протяжении многих столетий. Сохранились доказательства, подтверждающие извечное стремление людей к миру, готовность их сострадать и проявлять человечность по отношению к павшим в бою, облегчать участь плененных, оказывать помощь страждущему воину. А это уже само по себе немало, так как однажды возникшие идеи начинают развиваться, обогащаться новыми подходами, новым пониманием и отношением, пока не вызревают до той степени остроты и накала, что возникает острая необходимость в их практической реализации. Именно таким путем шел процесс развития сострадания и милосердия, проявления гуманного отношения к жертвам войны, смягчения средств ее ведения.
Труд Мубаракшаха «Правила ведения войны и мужество» относится к тем временам, когда государство не сталкивалось еще с правовыми запретами и ограничениями в применении силы против другого государства в ситуации войны. Он свидетельствует о том, что сознание таджикского народа в средние века отличалось стойким неприятием
антигуманных проявлений по отношению человеку. Мубаракшах понимал гуманитарные нормы как кодекс поведения военнослужащих в конкретном вооруженном конфликте, а для обеспечения эффективного их соблюдения вооруженные силы должны были руководствоваться общепринятыми правилами и нормами. В трактате он часто давал только краткое изложение правил или общих принципов, имея в виду, что солдат необходимо обучить единообразию в условиях боевых действий.
Ограничение средств и методов ведения войны, которые толкуются автором исследуемого трактата как требование высшего морального или религиозного порядка, во многих отношениях подобны нормам современного международного гуманитарного права, являющегося позитивным правом нашего времени. Следует еще раз подчеркнуть, что без таких правовых и религиозно-нравственных ограничений война может слишком легко превратиться в неприкрытое варварство.
Научный взгляд на историю человеческих войн и анализ развития гуманитарного права, в частности правил ведения войны показывает, что наряду с существованием жестокого отношения к мирному населению и военнопленным в истории имелось также гуманное отношение к определенным группам населения. Это в очередной раз подтверждает мысль о существовании в истории человечества многих сходных правил ведения войны, их соотносимость с нормами, закрепленными в современном международном гуманитарном праве. Более того, многие их этих правил остаются в силе и поныне считаются изложением норм обычного права.
Следует помнить, что, хотя многие правила ведения войны, названные в этом труде являются выражением обычного права или стали его частью, ряд соответствующих норм обычного права еще не кодифицирован. Изложение соответствующих обычаев следует искать в работах квалифицированных составителей руководств и комментариев, таких как Мубаракшах и им подобным мыслителей прошлого, поскольку они касались не только и не столько техники ведения войны, а в гораздо большей степени - понятия гуманности и человечности в обществе. Поэтому исследование доктрин гуманитарного права, содержащихся в трудах таких мыслителей, должно стать одной из первостепенных задач исследователей, занимающихся данной проблематикой.
Мубаракшах выдвинул и развил ряд новых гуманитарных идей и положений. К числу его гуманитарных предписаний относятся запрет на пытки, членовредительство, убийство пленных, использование вероломства, ограбление мирного населения и др. В своих обращениях к проблеме войны Мубаракшах проявлял глубокую озабоченность и тревогу по
поводу бездушного уничтожения людей, важности сохранения мира. Эти положения относятся к числу важнейших завоеваний гуманитарной мысли человечества.
Эти гуманитарные идеи, явившиеся итогом работы всей жизни Мубаракшаха и получившие развитие в условиях ХІІІ века, не только легли в основу зародившегося впоследствии гуманитарного права, но и предопределили многие его положения. Пройдет еще не один век, пока итогам подобных размышлений не явится зарождение гуманитарного права, призванного если и не запретить, то хотя бы смягчить и в какой-то мере гуманизировать военные действия.
Поднятые выдающимся просветителем проблемы не потеряли ни злободневности, ни актуальности в наши дни. Существует острая необходимость в правовых установлениях гуманитарного права, которое призвано регулировать отношения, связанные с ведением военных действий, на началах гуманизма. Изучение, исследование и бережное отношение к традициям и обычаям наших предков, развития норм международного гуманитарного права и их применение в повседневной деятельности Вооруженных Сил Республики Таджикистан непосредственно повлияет на развитие национального самосознания таджикского народа и может послужить важным фактором укрепления правопорядка, могущества Вооруженных Сил и суверенитета таджикского государства.