Законы и обычаи морской войны в мусульманском и международном праве
Беленко Алиса Юрьевна,
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, [email protected]
В статье рассматриваются основные общие положения ведения морской войны в мусульманском и международном праве, а также истоки их формирования. Раскрываются общие понятия и дается определения некоторым терминам мусульманского права, предлагается краткая историческая ретроспектива развития такой специфической отрасли международного права как право морской войны. Законы и обычаи морской войны наименее развиты в мусульманском праве по отношению к другим разделам, регулирующим боевые действия В международном праве закрепление норм, касающихся законов и обычаев морской войны, в договорном праве началось в середине XIX в. при участии существовавших на тот период времени мусульманских государств. В то время как нормы мусульманского права в этой сфере могут быть развиты в случае потребности в этом мусульманского мира за счет норм международного гуманитарного права при условии непротиворечия этих норм основным принципам и целям шариата, само право морской войны в международном праве на сегодняшний день нуждается в дальнейшем развитии на случай потребности в регулировании современного вооруженного конфликта на море. Ключевые слова: законы и обычаи морской войны, международное гуманитарное право, мусульманское право, Ислам, история права.
В последнее время становится очевидна тенденция возрождения мусульманского права не просто как исторического феномена подобного римскому праву, но как правовой системы, регулирующей различные стороны жизни мусульманского общества. Если долгое время фикх (мусульманская юриспруденция) был ограничен, главным образом, вопросами права личного статуса, то, начиная с 70-х гг. XX в., налицо распространение его влияние на экономическую, политическую жизнь мусульманских стран, а также на их отношения друг с другом и другими государствами на мировой арене. В этой связи западные исследователи говорят о «мусульманском международном праве», которое, имея свое основание с одной стороны в доктрине сийар - средневековом мусульманском праве войны и мира, а с другой стороны, являясь своеобразным ответом на современное международное право, также проявляется в деятельности международных мусульманских организаций. Много научных исследований, вышедших за последние годы на западе, посвящено джихаду, как отрасли мусльманского права, регулирующей законы и обычаи войны. Естественно, необходимо отметить неоднородность мусульманского права, которая мешает рассмотрению и применению отдельных юридических норм. Тем не менее, в самом механизме мусульманского права заложен потенциал к обновлению и адаптации сообразно историческим условиям. В этой связи определенный интерес представляют законы и обычаи морской войны, которые мало разработаны в мусульманском праве, а в международном праве, как отмечает С. Хайнес устарели [1]. Изучение норм морского мусльманского права интересно с точки зрения как истории права, так и его предполагаемого дальнейшего развития. В то время как законы и обычаи войны развиваются по большей части в ответ на вооруженные конфликты, которые ставят перед международным сообществом потребность дальнейшего развития международного гуманитарного права, как отмечает Хайнес с 1945 г. не было серьезных вооруженных столкновений на море, котрые могли бы дать толчок дальнейшему развитию права морской войны. Он также отмечает, что эта ситуация может измениться в любой момент.
Ислам, религия, зародившаяся в пустыне Аравии на волне распада родоплеменного строя и строительства очередного вдохновенного идеологией ближневосточного государства, коих было
5
-о
-С
гп
о т;
>
У А
X 2
0 сч
01
много в истории, принадлежащий в исторической коннотации раннему средневековью, а с точки зрения общественного уклада догосударственной стадии развития общества, тем не менее, продолжает оказывать влияние на современную политическую ситуацию. Влияние религии, про которую в конце 19 века говорили, что она давно «спит», сейчас, наверное, превышает влияние на общественную и политическую жизнь своих последователей и не только влияние двух других мировых религий. Одной из причин этого влияния, которое лишь увеличивается в современном мире является то, что Ислам с самого своего становления смог сформулировать довольно стройную и последовательную систему права, регулирующего все стороны жизни мусульманина.
Распространившись на пространстве земель высокоразвитых цивилизаций, окружавших ареал его зарождения, Исламская цивилизация перешла к утверждению своего доминирования на море. И хотя распространение Ислама шло в основном по суше, не стоит преуменьшать роль морских торговых и военных путей для Халифата и последующих наследовавших ему мусульманских государств. Арабы-кочевники в частном порядке еще в доисламский период сталкивались с необходимостью морских путешествий, но это не требовало правового регулирования в виду отсутствия у них государства. Очевидно, что, столкнувшись с необходимостью регулирования морской торговли и военных действий на море, мусульманское право, выросшее из обычного права кочевников-бедуинов и впитавшее в себя элементы более ранних правовых систем, имевших распространение в регионе Ближнего Востока, например, персидского и римского права, вынуждено было вырабатывать собственные нормы в этих сферах. Первоначально шедшие по суше мусульманские военные кампании довольно быстро распространились на морской театр ведения войны. Естественно, что вторая наиболее развитая правовая система после римского права взяла на себя роль регулятора не только сухопутной войны, но и морской.
Международное гуманитарное право и международное морское право - две старейшие отрасли международного права. Определенную роль в их формирования сыграло и мусульманское право, которое сформировало многие новые нормы и переформулировало некоторые нормы римского права, как в сфере законов и обычаев войны, сухопутно и морской, так и в сфере мусульманского морского права.
Право морской войны берет свое начало в обычном праве и уходит корнями в глубокую древность. В этой связи необходимо отметить роль Средиземноморья, как региона, в котором переплетающиеся интересы приморских государств формировали нормы морской торговли и войны. Эти обычные нормы фиксировались как во внутреннем праве прибрежных государств (jus gentium, Родосское право, Олеронские свитки, Consоlatо Del Mare и другие), так и в межгосударственных договорах [2].
Торговые отношения в Средние века привели к многочисленным рецепциям в сфере права собственности и торгового права. Морское право Средиземноморья, имевшее свои корни в античности, выросшее из греко-римской и более поздней византийской правовой традиции, испытало расцвет и приобрело новые формы в период доминирования мусульман в Средиземном море с 7 по 11 вв.
Необходимость защиты мусульманской морской торговли и прибрежных мусульманских земель от нападений врагов потребовали формирования сильного военно-морского флота. До середины VI в. Средиземное море полностью контролировалось военно-морскими силами Византии. Ситуация имзменилась, когда амир Муавия осуществил первую мусульманскую военно-морскую кампанию и оккупировал Кипр в 648 г. Как отмечает М. Кхадури пальма первенства в военно-морской мощи переходила из рук мусульман в руки византийцев и обратно в борьбе, которая провоцировала совершенствование методов и средств ведения войны на море. К X в. военно-морские силы ислама установили свое абсолютное превосходство в Средиземноморье, благодаря эффективному контролю над североафриканским побережьем, и Испанией, и оккупации Сицилии, Сардинии и Южной Италии [3, с. 111]. Именно установление христианского военно-морского превосходства, по мнению Ибн Халдуна, стало главным фактором потерь мусульманских территорий в Средиземном море и Испании [3, с.111].
Мусульманские завоеватели, религиозные деятели, путешественники и купцы сыграли важную роль в формировании правовой и экономической системы не только в Средиземном море, на Красном море, в частях африканского побережья Атлантики, но и на огромных просторах Индийского океана, принося с собой и распространяя Ислам и мусульманское право, вобравшее в себя греко-римские, ближневосточные и аравийские правовые традиции, в отдаленных прибрежных землях.
Законы и обычаи морской войны в мусульманском праве имеют две характерные особенности: по ним нет коранических источников и они значительно менее разработаны, чем законы войны сухопутной.
Кроме многочисленных упоминаний моря и кораблей в Коране и Сунне нет никаких правовых норм, напрямую связанных с ведением военных действий на море. Как следствие правовые нормы довольно развитого мусульманского морского прав и и не очень развитого права морской войны формировались в основном под влиянием обычая. Однако, со времен Муавии по мере развития фик-ха (мусульманская юриспруденция, созданная учеными-юристами - факихами, в отличие от шариата, имеющего в Исламе божественное происхождение) правовая регулирование морской войны начало развиваться на основе метода кыяс, т.е. суждения по аналогии путем распространения правил сухопутной войны на войну морскую.
Суждение по аналогии проявляется в уподоблении корабля на море замку, либо крепости на
суше. Следовательно к военно-морскому бою применяются те же правила, что и к осаде замка. Как во время осады мусульманские воины могли прибегать к использованию специальных осадных орудий и блокировать подвоз продутов питания и воды, так на море можно было пользоваться вспомогательными средствами вплоть до полного потопления корабля пока команда не запросит пощады и не сдастся. Так же как в случае с использованием «живого щита» противником при осаде замка, при захвате вражеского корабля мусульманские факихи не рекомендуют обращать внимание на «живой щит» из мусульман, даже состоящий из женщин и детей. Возможно, такая точка зрения была принята для непоощрения использования этого распространенного в те времена метода. Что характерно, мусульманские армии периода халифата не применяли подбную тактику. Особое мнение выразил аль-Аузаи, считавший, что ни атаковать крепость, ни топить корабль неприятеля в этом случае нельзя [3, с.114]. Ихтиляф (допустимое мусульманским правом расхождение во мнении среди юристов) также наблюдается относительно применения «греческого огня». Некоторые юристы не допускали применение огня в ходе боевых действий, мотивируя это тем, что право применения данного орудия принадлежит исключительно Богу. Тем не менее, «греческий огонь» активно применялся мусульманами.
М. Кхадури считал, что первоначальная идея перманентного джихада сменилась в мусульманском праве доктриной «спящей» или «отложенной» войны. Эта мысль коррелируется с мнением Х. Кхалилие о том, что мусульманские юристы разработали многие правила вовлечения (rules of engagement), исходя из принципа предотвращения бессмысленных военных кампаний и нападений на корабли при отсутствии состояния войны, которые могли бы помешать торговле. Мусульманские корабли имели право атаковать военные корабли противника только в случае четкой угрозы со стороны приближающегося военного корабля мусульманским поселениям и фортификационным сооружениям на суше. Исключение составляли пираты, с которыми должно было бороться. Находясь в состоянии войны, мусульмане могли начать военные действия в открытом море, вдали от территориального моря мусульман против военных или торговых судов неприятеля. Однако, торговые суда противника предпочтительно было захватывать, а не топить [4, с.121]. В случае, если противник решил сдаться, Ибн Рушд предписывает с ним следующее обращение: «если они запросили аман, он должен быть им обеспечен с условием, что они станут рабами или зиммиями. Им самим решать, но убивать их запрещено. В отсутствии какого-либо условия, кроме письменного амана, убивать или обращать в рабство их запрещено. Я полагаю, их должно припроводить в безопасное место, если только они не захотят получить статус зиммиев, выплатив джизью, либо перейти в Ислам. В случае наличия письменного амана должно уважать его условия, которые включают иммуни-
тет от физического нападения, порабощения и конфискации собственности, если только последнее не предписано» [4, с.121].
Отсутствие национальности в классическом мусульманском праве из его негосударственного характера. Юридическая доктрина разрабатывалась юристами, а ее положения применялись государством. Следовательно, доктрина, чьей главной задачей было регулирование в соответствии с религиозными положениями, делила мир не на государства, а на религиозные сообщества: Дар-аль-Ислам (мир Ислама), Дар-аль-Харб (мир войны, откуда постоянно следовало ждать нападения) и Дар-аль-Ахд (мир договора, т.е. те немусульманские страны, с которыми у мусльман был договор о ненападении). Доктрина делила население на несколько категорий: мусульмане, зиммии (представители религий Книги, получившие божественное писание до мусульман, постоянно проживающие в Дар-аль-Ислам и выплачивающие специальный подушный налог - джизью в обмен на статус покровительствуемых лиц) и мустаамины (жители Дар-аль-Харб, которым кто-либо из мусульман предоставил гарантии безопасности со стандартным сроком - год)
Правила раздела добычи в сухопутной кампании также применялись при разделе морской добычи с учетом немусульманского состава команды кораблей. Все юристы, кроме Имама Малика придерживались точки зрения, что морская добыча делилась в равной степени между мусульманами и немусульманами из состава команды корабля, захватившего ее, которые непосредственно принимали участие в сражении.
Если добыча была слишком тяжелой и существовал риск затопления корабля, мусульманские моряки могли выкинуть часть добычи за борт, включая пленников, вне зависимости от их пола и возраста. Тем не менее, они не могли так поступить с мусульманами, зиммиями и мустааминами.
В случае военной необходимости корабли, принадлежащие мусульманам, зиммиям и мустааминам могли быть реквизированы. Однако, государство обязано было выплачивать аренду за каждый день использования, а также полностью компенсировать стоимость корабля в случае его утраты [4, с.118].
Кроме того, мусульманские военнопленные могли бежать из плена, захватив с этой целью корабль. Независимо от того, принадлежал этот корабль мусульманину или нет, они должны были компенсировать владельцу стоимость его использования. Если капитан согласился помочь добровольно, ему не полагалась компенсация в случае повреждения или гибели корабля. Если же корабль был захвачен, то в случае его повреждения или гибели владельцу должны были быть компенсированы издержки [4, с.118-119]. В случае захвата судна, которое до этого принадлежало мусульманам, захватившие обязаны были вернуть его первоначальным владельцам.
В случае неминуемого поражения юристы предписывали мусульманам оставаться на горящем корабле, а не прыгать в воду, так как тогда
5
-о
-С
m
о т;
>
У
т; А
Н Ю
о сч
О!
повышалась вероятность быть спасенными неприятелем, что с точки зрения ценностей Ислама лучше, чем погибнуть. В случае сдачи корабля врагу, ни один воин не имел права оказывать сопротивление в одиночку.[4, с.120-121]
Примечательно, что, Морской кодекс Малакки XIX в. рассматривал корабль, находящийся в открытом море как часть территории государства. Известно, что мусульманские власти вдоль берегов Индийского океана активно боролись с «береговым» правом. [4, с.136]
Классическое мусульманское право знало несколько режимов моря: внутренние воды, состоящие из рек, заливов, проливов; прилегающие воды и открытое море. Надо сказать, что прилегающими водами считалась водная полоса в пределах видимости мачт корабля на горизонте, а вдоль берегов территориальное море контролировали специальные крепости - рибаты и сторожевые башни -михрасы. В Андалусии ширина прилегающих вод состоавляла 6 морских миль. [4, с.138] В этих пределах осуществлялся контроль за иностранными судами береговой охраной, которая либо сопровождала проплывающие корабли мимо, а торговые корабли в порт. Береговая охрана также проверяла всю документацию. Как только с рибата или михрасы было замечено неместное судно, на башне зажигался огонь, что подавало знак береговой охране. Сохранились договоры между мусульманскими прибрежными государствами и итальянскими республиками, в которых мусульмане гарантировали безопасность итальянским купцам, и статус аман в случае кораблекрушения, а также защиту от пиратов. [4, с.140]
Тем не менее, с гегемонией европейских держав в Средиземноморье с XIII в., как морская торговля, так и ее правовая основа все больше попадали под христианский контроль. В регионе сформировалась мозаика теоретических концепций, торговых практик и регулярно обновляемого договорного права, которое распространялось по всей Европе со времен позднего Средневековья и определяло дальнейшую историю морского и военно-морского права до настоящего времени. Яркими примерами мусульманского влияния являются термины, заимствованные из арабского языка: арсенал, магазин, тариф и сенсал (брокер, работающий на аукционах), арабский "фундук", слово, из которого происходит Ро^асо, союз иностранных торговцев, имеет свои корни в греческом пан-дохейон. Это свидетельствует о преемственности в средиземноморском торговом и военно-морском праве. Фундаментальный вклад Ислама может быть прослежен также в торговых методах, основанных на письменной документации и ведении архивов, ведь мусульманское право требовало письменное оформление сделок.
В начале XVI в. мусульмане в лице Османов начали возвращать утерянное некогда влияние на морях. Тем не менее, поражение Османской Турции в 1571 г. при Лепанто привело к формированию своеобразного стутус кво, что исключительно благотворно влияло на торговлю в регионе.
Не смотря на то, что законы и обычаи морской войны в международном праве по сей день регулируются главным образом нормами обычного права, история становления современного права морской войны ведет свое начало с подписания Парижской декларации 1856 г. Как и все законы, регулировавшие войну до середины девятнадцатого века, законы, которые касались ведения войны на море, носили обычный характер. Парижская декларация о морской войне 1856 г. носила обязательный характер и состояла из четырех основных положений: об отмене каперства, о том, что нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, не являющийся военной контрабандой, а нейтральный груз под неприятельским флагом за исключением военной контрабанды не подлежит захвату, а также о том, что блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т. е. поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования доступа к неприятельскому берегу. Можно сказать, что эти четыре пункта составляли основные положения, регулировавшие ведение морской войны в середине XIX в. Парижская Декларация установила базовые правила, регламентирующие и поныне морскую блокаду и экономическую войну [1, с.436].
Характерно, что одним из подписантов Декларации была Османская Турция, которая несмотря на ее религиозную «инаковость» с этого времени стала участвовать в «европейском концерте».
Разработка соответствующего договорного права произошла в восьмидесятилетний период между 1856 г. (Парижская декларация) и 1936 г. (Лондонский протокол о подводных войнах). Он установил, что на подводные лодки распространяются те же правила войны, что и на надводные военные корабли. Тем не менее, в ходе Второй мировой войны протокол по большей части игнорировался [1, с.433]. Большая часть норм права морской войны была кодифицирована в ходе Гаагских конференций 1899 и 1907 гг.
Из тринадцати Гаагских Конвенций 1907 г. восемь были посвящены законам и обычаям войны, пять из них действующие: Гаагская Конвенция (VII) об обращении торговых судов в суда военные; Гаагская Конвенция (VIII) о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин; Гаагская Конвенция (IX) о бомбардировке морскими силами во время войны; Гаагская Конвенция (XI) о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне; Гаагская Конвенция (XIII) о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны. Османская империя, наряду с Сефевидской Персией, являлась участником этих конвенций.
Надо сказать, что становление права морской войны на современном этапе шло в русле развития международного гуманитарного права параллельно с гуманизацией войны сухопутной. Все основные нормы и принципы международного гуманитарного права применимы и к праву морской войны. Так, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекруше-
ние, из состава вооруженных сил на море 1949 г. устанавливает правила обращения с ранеными и больными, аналогичные установленным первой Женевской конвенцией, но в ходе морской войны. Она заменила Гаагскую Конвенцию (X) о применении к морской войне начал Женевской Конвенции от 10 августа 1864 года, которая, в свою очередь, заменила аналогична конвенцию, которая была принята еще в 1899 г. Таким образом в законах и обычаях морской войны мы наблюдаем переплетение "права Женевы" (часть международного гуманитарного права, посвященная минимизации человеческих страданий) и "права Гааги" (часть международного гуманитарного права, посвященная ограничению средств и методов ведения боевых действий) уже на самом раннем (до появления в научном обороте) этапе развития международного гуманитарного права.
Интересно что, как в мусульманском праве, так и в международном праве, законы сухопутной войны распространяются на войну морскую. Существующие законы морской является частью более широкой системы международного гуманитарного права, причем большинство правил, применяемых на море, отражают правила, применяемые в других условиях. Основные принципы военной необходимости, гуманности, различия и пропорциональности, а также норма о мерах предосторожности при нападении, безусловно, применяются на море, как и в других сферах. Что характерно, современные мусульманские ученые утверждают, что основные принципы международного гуманитарного права соответствуют мусульманскому праву. Таким образом, хотя таковые нормы ведения войны на море в мусульманском праве нигде не зафиксированы, вполне возможно, что в будущем они будут приняты мусульманскими международными организациями.
В 1995 году эксперты Международного института гуманитарного права издали «Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море», которое является современной переработкой Оксфордского руководства 1913 г.
Руководство состоит из 6 частей, которые включают: общие положения относительно правомерности вооруженных конфликтов, районы, где вооруженные действия на море могут иметь место, основные правила относительно цели атаки, методы и средства вооруженных действий на море, меры, не включающие вооруженную атаку и покровительствуемые лица, медицинский транспорт и медицинские воздушные суда [5].
Международный институт гуманитарного права очень серьезно отнесся к разработке Руководства, что проявилось в серии встреч ведущих ученых по этому вопросу, а также представителей многих военно-морских сил мира, все основные военно-морские державы также были представлены, хотя и неофициально. [1, с.434]
Руководство не является ни договорным правом, ни кодификацией обычного права, но оно очень четко основано на обоих. По Руководству
также нельзя судить об обычном праве в данной отрасли [1, с.435]. Это и неудивительно, ввиду того, что с 1945 г. практика государств в этом вопросе фактически отсутствует. Международными трибуналами не рассматривалось ни одного военно-морского дела, и, по сравнению с правом, регулирующим вооруженные конфликты на суше, в воздухе и даже в киберпространстве право, применимое к войне на море, не привлекло особого академического интереса.
Руководство также отражает нормы, сформировавшиеся еще в XIX в. в эпоху морских империй, длившуюся с начала XVII до середины XX вв. Эти войны имели потенциально глобальный характер, поскольку военно-морские силы часто использовали протяженность открытого моря для ведения боевых действий. Именно эти войны повлияли на развитие законов войны и нейтралитета на море. Более того, эти законы рассчитаны на ведение войны между государствами и никак не отражают существующей тенденции к увеличению числа конфликтов немеждународного характера. Естественно, главной причиной этого является исключительная способность государства содержать военно-морской флот. Однако, история уже знала примеры, когда негосударственные вооруженные акторы обзаводились военными кораблями (тамильские «тигры»). К тому же налицо тенденция к «приватизации» некоторой части вполне боеспособных кораблей. Очевидно, что многие нормы ведения морской войны устарели с технической точки зрения.
До сих пор действующее призовое право также столкнется с определенными трудностями, так как сегодня крайне сложно будет определить принадлежность груза при досмотре.
Примечательной особенностью законов морской войны является то, что они позволяют военным кораблям маскировать себя, в том числе поднимать чужой флаг вплоть до момента атаки, хотя такие «военные хитрости», вероятно, не так значительны, как когда-то были [1, с.432].
Крупные конфликты в регионе мусульманских стран имели морское измерение. Так, Ирано-иракская война (1980-1988 годы) была длительным конфликтом, военно-морское измерение которого продолжалось с 1984 по 1987 год. Она была инициирована иракскими нападениями на иранские нефтяные объекты на острове Харк и включала нападения на нейтральные суда и иранскую блокаду побережья Ирака. Этот конфликт очень интересен с точки зрения мусульманского права, так как обе страны - мусульманские и даже частично пытались его соблюдать.
В отличие от всех иных правовых систем, построенных на религиозных принципах и отживших свой век, мусульманское право продолжает развиваться и активно расширяет свое влияние
В мусульманском праве есть механизмы и принципы, отвечающие за его обновление в соответствии с требованиями времени. Если к первым относятся иджтихад, а также в определенной степени кыяс (суждение по аналогии) и иджма (согла-
5
-о
-С
гп
о т;
>
У
т; А
сованное мнение квалифицированных юристов), то ко вторым, несомненно, макасид аш-шарийя (цели или ценности шариата) и аль-кауаид аль-фикхийя (основные принципы фикха). Мусульманскому праву никогда не были чужды заимствования, при том условии, что они не противоречили принципам и целям шариата. Н. Шах утверждает, что при отсутствии очевидных противоречий мусльманское право ведения морской войны вполне может обогатиться за счет норм международного гуманитарного права [6]. В то же время законы и обычаи морской войны в международном праве тоже в известной степени устарели и их несоответствие требованиям времени в случае серьезных вооруженных конфликтов на море может обернуться их полным игнорированием и обесцениванием [1, с.440].
Историческое развитие законов и обычаев морской войны является примером взаимодействия цивилизаций. Другим очевидным фактом является то, что право развивается по мере необходимости, а право войны - в результате серьезных вооруженных конфликтов. К сожалению, то, что возникнет необходимость применения права морской войны, вызывает мало сомнений.
Литература
1. Haines, Steven. War at sea: Nineteenth-century laws for twenty-first- century wars? International Review of the Red Cross (2016), 98 (2), 419-447.
2. Fromherz Allen. Islam and the Sea. http://www.oxfordislamicstudies.com/Public/focus/ess ay1009_islam_and_sea.html
3. Khadduri, Majid. War and Piece in the Law of Islam. The John Hopkins Press. Baltimore. 1955
4. Khalilieh, Hassan S. Islamic Maritime Law. An Introduction. -Studies in Islamic Law and Society. Brill. Leiden; Boston; Koln. 1998
5. Doswald-Beck, Louise (edit.) San Remo Manual on International Law Applicable to Armed Conflicts at Sea. International Institute of Humanitarian Law. 1995
6. Shah, Niaz A. Islamic Law and The Law of Armed Conflict. The armed conflict in Pakistan. Routledge Research in the Law of Armed Conflicts. 2013
Laws and customs of naval warfare in Islamic and international law
Belenko A.Yu.
Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of
Foreign Affairs of the Russian Federation The article deals with the main provisions of the naval warfare in Islamic and international law, as well as the origins of their formation. The general concepts and definitions of some of the terms of Isalamic law are revealed, and a brief historical retrospective of the development of such a specific branch of international law as the law of naval warfare is given. The laws and customs of naval warfare are the least developed in Islamic law of war. In international law, the consolidation of rules relating to the laws and customs of naval warfare in the treaty law began in the mid-nineteenth century. with the participation of those Muslim States which existed at the time. While the rules of Islamic law in this area can be developed due to the need of the Muslim world through the incorporation of the norms of international humanitarian law, provided that these norms do not contradict the basic principles and objectives of the Sharia, the very law of maritime war in international law today needs further development in case of possible necessity to regulate an occurring armed conflict at sea. Keywords: laws and customs of naval warfare, international
humanitarian law, Islamic law, Islam, legal history. References
1. Haines, Steven. War at sea: Nineteenth-century laws for twenty-
first-century wars? International Review of the Red Cross (2016), 98 (2), 419-447.
2. Fromherz Allen. Islam and the Sea. http://www.oxfordislamicstudies.com/Public/focus/essay1009_is lam_and_sea.html
3. Khadduri, Majid. War and Piece in the law of Islam. The John
Hopkins Press. Baltimore. 1955
4. Khalilieh, Hassan S. Islamic Maritime Law. An Introduction. -
Studies in Islamic Law and Society. Brill. Leiden; Boston; Koln. 1998
5. Doswald-Beck, Louise (edit.) San Remo Manual. International
Institute of Humanitarian Law. 1995
6. Shah, Niaz A. Islamic Law and The Law of Armed Conflict. The
armed conflict in Pakistan. Routledge Research in the Law of Armed Conflicts. 2013
X 2
0
СЧ
01