Научная статья на тему 'Международно-правовые принципы ограничения применения или запрещения зажигательного оружия'

Международно-правовые принципы ограничения применения или запрещения зажигательного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
566
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
зажигательное оружие / принципы ограничения применения или запрещения зажигательного оружия / оружие / причиняющее излишние страдания / напалм / средства и методы ведения войны / оружие неизбирательного действия. / incendiary weapons / principles of restriction of use or prohibition of incendiary weapons / weapons causing unnecessary suffering / napalm / means and methods of warfare / weapons of indiscriminate action.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабина Магомедовна Магомедова

Зажигательное оружие является средством ведения войны, причиняющим излишние страдания. Как таковое зажигательное оружие подпадает под регулирование международного права вооруженных конфликтов, но воспрещено оно пока в полной мере нормами обычного права, действующими в ходе войны. Но почему оно до сих пор не запрещено международным договорным правом? По какой причине государства всего лишь определили те случаи, когда возможно его применение, тем самым, наоборот, узаконив применение зажигательного оружия? В данной статье автор предпринял попытку найти пути нивелирования указанных противоречий. По мнению автора, в известной степени это можно осуществить путем формулирования принципов ограничения применения или запрещения зажигательного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal principles on the limitation or prohibition of the use of incendiary weapons

Incendiary weapons are a means of warfare, causing unnecessary suffering. As such, incendiary weapons are subject to the regulation of international law of armed conflict, but are not yet fully prohibited by customary law in force during war. But why is it still not prohibited by international treaty law? For what reason have states merely identified cases where it is possible to use it, thereby legitimizing the use of incendiary weapons on the contrary? To find ways to resolve the contradictions in this article, we tried to reflect on the solution of these issues, and the settlement of related contradictions. It appears that to a certain extent it is possible to implement the method of formulation of principles of restriction of use or prohibition of incendiary weapons.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые принципы ограничения применения или запрещения зажигательного оружия»

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10261

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИЛИ ЗАПРЕЩЕНИЯ ЗАЖИГАТЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Сабина Магомедовна МАГОМЕДОВА, аспирант кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, юрисконсульт правового отдела МВД по Республике Дагестан E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.10 — международное право;

европейское право

Аннотация. Зажигательное оружие является средством ведения войны, причиняющим излишние страдания. Как таковое зажигательное оружие подпадает под регулирование международного права вооруженных конфликтов, но воспрещено оно пока в полной мере нормами обычного права, действующими в ходе войны. Но почему оно до сих пор не запрещено международным договорным правом? По какой причине государства всего лишь определили те случаи, когда возможно его применение, тем самым, наоборот, узаконив применение зажигательного оружия?

В данной статье автор предпринял попытку найти пути нивелирования указанных противоречий. По мнению автора, в известной степени это можно осуществить путем формулирования принципов ограничения применения или запрещения зажигательного оружия.

Ключевые слова: зажигательное оружие; принципы ограничения применения или запрещения зажигательного оружия; оружие, причиняющее излишние страдания; напалм; средства и методы ведения войны; оружие неизбирательного действия.

Annotation. Incendiary weapons are a means of warfare, causing unnecessary suffering. As such, incendiary weapons are subject to the regulation of international law of armed conflict, but are not yet fully prohibited by customary law in force during war. But why is it still not prohibited by international treaty law? For what reason have states merely identified cases where it is possible to use it, thereby legitimizing the use of incendiary weapons on the contrary? To find ways to resolve the contradictions in this article, we tried to reflect on the solution of these issues, and the settlement of related contradictions. It appears that to a certain extent it is possible to implement the method of formulation of principles of restriction of use or prohibition of incendiary weapons.

Keywords: incendiary weapons; principles of restriction of use or prohibition of incendiary weapons; weapons causing unnecessary suffering; napalm; means and methods of warfare; weapons of indiscriminate action.

Научный руководитель: А.М. Ибрагимов, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук

На протяжении очень длительного периода времени данный вопрос находился в центре внимания специалистов в области международного права с точки зрения того, что не противоречит ли в сущности применение такого оружия, в частности напалмовыгх

и фосфорных бомб и снарядов, нормам права вооруженных конфликтов, которые запрещают применение:

■ оружия, способного причинить излишние страдания;

■ газов и отравленного оружия;

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

■ оружия неизбирательного действия.

Неприятие оружия этого типа выражалось, в первую очередь, доктриной, которая показывала, что оно причиняет излишние страдания, поскольку жертва сгорает заживо, а выделяющаяся окись углерода вызывает удушение, отравление и смерть, что позволяет приравнять это оружие к газам и ядам.

Конкретный подход к запрещению или ограничению применения видов зажигательного оружия требует определенных общепризнанных правовых принципов, на основе которых можно было бы сформулировать такое запрещение или ограничение.

Принципы ограничения применения или запрещения зажигательного оружия — это центральные идеи, положения, установленные международным правом, которые лежат в основе ограничения или запрещения применения зажигательного оружия как такового.

Современному международному праву известны как общие, так и специальные принципы запрещения или ограничения применения зажигательного оружия, которые сформулированы как основополагающие правовые начала, обязательные для соблюдения в условиях любого вооруженного конфликта.

Говоря об общих принципах ограничения применения или запрещения зажигательного оружия, следует, прежде всего, отметить ст. XXII Гаагских правил, которая гласит, что «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю». Данное положение заимствовано из Брюссельской декларации 1874 г. (ст. 12) и было важным принципом поведения государств в условиях вооруженного конфликта, который требовал учета последствий применения того или иного вида оружия.

Статья XXIII Положения о законах и обычаях сухопутной войны Гаагской конвенции 1907 г. формулировала другой общий принцип, запрещающий применять оружие, снаряды или вещества, способные причинить излишние страдания, предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам не-приятеля1.

В качестве другого общего принципа следует назвать требование, сформулированное в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2444 (XXIII), единогласно принятой 18 декабря 1968 г., в которой говорится об обязанности проводить во всякое время различие между лицами, участвующими в военных действиях, и лицами,

относящимися к гражданскому населению, в целях защиты последних, насколько это возможно, от ужасов войны. Названный принцип направлен на безопасность человека с целью не допустить потерь среди мирных граждан.

Таким образом, в системе общих принципов ограничения или запрещения применения зажигательного оружия можно выделить следующие основные принципы, признанные государствами:

■ принцип ограничения выбора средств нанесения вреда неприятелю;

■ принцип, запрещающий использовать оружие, снаряды или вещества, способные причинить излишние страдания;

■ принцип, запрещающий предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля;

■ принцип проводить различие между лицами, участвующими в военных действиях, и лицами, относящимися к гражданскому населению.

Перечисленные общие принципы находятся во взаимосвязи и являются значимыми в регламентации применения зажигательного оружия.

Наряду с общими принципами имеются и специальные принципы. К ним относятся принципы:

а) запрещения зажигательного оружия и

б) ограничения его применения в силу того, что:

■ оно причиняет излишние страдания;

■ оно имеет неизбирательное действие;

■ по мнению ряда авторов, зажигательное оружие приравнено к газам, к отравленному и к химическому оружию.

Рассмотрим названные положения более подробно.

1. Неприятие этого типа оружия выражается, в первую очередь, доктриной, которая доказывает, что зажигательное оружие причиняет излишние страдания, поскольку жертва сгорает заживо, а выделяющаяся окись углерода вызывает удушение, отравление и смерть. Это позволяет считать такое оружие причиняющим излишние страдания.

2. Зажигательное оружие является поражающим средством неизбирательного действия. Ввиду данного обстоятельства Протокол III к Конвенции о конкретных видах обычного оружия запрещает применение зажигательного оружия против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения. Нормы, содержащиеся в Протоколе III, можно

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

рассматривать в качестве руководящих принципов имплементации обычной нормы, указывающей, что следует соблюдать особую осторожность, чтобы избежать жертв среди гражданского населения.

3. Если говорить об определении самого понятия «зажигательное оружие», то Протокол III характеризует его через действие пламени и тепла, «возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели». Хотя в тексте и говорится о «химической реакции», но это не указывает на то, что зажигательное оружие является химическим и подпадает под действие Женевского протокола 1925 г. Кстати, поскольку это оружие наносит ущерб и объектам, оно не соответствует традиционному определению химического оружия.

Рассмотренные здесь принципы ограничения применения или запрещения зажигательного оружия являются, как мы подчеркнули, обязательными для соблюдения в условиях любого вооруженного конфликта. Учитывая сложившееся у мирового сообщества убеждение, что всех гражданских лиц необходимо с особой тщательностью защищать от последствий вооруженного конфликта, можно сделать вывод, что данная норма имеет равную силу в отношении немеждународных вооруженных конфликтов.

1 Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Приложение: Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага, 18 октября 1907 г. / Документы по международному гуманитарному праву и другие документы, относящиеся к ведению военных действий. М.: МККК, 2010. С. 27.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Предварительное следствие.

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. М.В. Мешкова

978-5-238-03195-8

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно -процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

1 Предварительное

следствие

Учебник

Третье издание

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.