Научная статья на тему 'Личностно-деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у курсантов военного вуза'

Личностно-деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / PATRIOTISM / CITIZENSHIP / AND PERSONAL-ACTIVE APPROACH / INNOVATION / MODEL OF FORMATION OF PATRIOTISM AND CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожунов Константин Александрович

В данной статье представлен один из подходов в формировании гражданственности и патриотизма у курсантов военного вуза; рассмотрена его сущность, особенности, трудности в реализации и включении в воспитательные мероприятия с курсантами военного вуза. Осуществлена историография понятий «патриотизм», «гражданственность» на основе совокупности подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personal-activity approach in the education of petriotism and citizenship in cadets of military higher education institution

This article presents one approach in forming of civic consciousness and patriotism among the cadets of a military Academy; it considers the nature, characteristics, difficulties in implementation and inclusion in educational activities with the cadets of a military Academy. Historiography of the concepts of “patriotism”, “citizenship” on the basis of a combination of approaches is accomplished.

Текст научной работы на тему «Личностно-деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у курсантов военного вуза»

УДК 378 ББК 74.480.05

К.А. Кожунов

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫй ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В данной статье представлен один из подходов в формировании гражданственности и патриотизма у курсантов военного вуза; рассмотрена его сущность, особенности, трудности в реализации и включении в воспитательные мероприятия с курсантами военного вуза. Осуществлена историография понятий «патриотизм», «гражданственность» на основе совокупности подходов.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, личностно-деятельностный подход, инновация, модель формирования патриотизма и гражданственности.

K.A. Kozhunov

THE PERSONAL-ACTIVITY APPROACH IN THE EDUCATION OF PETRIOTISM AND CITIZENSHIP IN CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

This article presents one approach in forming of civic consciousness and patriotism among the cadets of a military Academy; it considers the nature, characteristics, difficulties in implementation and inclusion in educational activities with the cadets of a military Academy. Historiography of the concepts of "patriotism", "citizenship" on the basis of a combination of approaches is accomplished.

Key words: patriotism, citizenship, and personal-active approach, innovation, model of formation of patriotism and citizenship.

Общие аспекты личностно-деятель-ностного подхода в обучении сформулированы И.А. Зимней в 80-х годах ХХ столетия. Она интерпретировала его как субъектно-ориентированную предпосылку деятельности педагога по управлению организацией обучающихся в процессе решения задач различной степени сложности и проблемности [4].

Изучение этого вопроса убеждает в том, что личностно-деятельностный подход следует рассматривать не только с позиции обучающего, но и с позиции обучаемого (Д.Б. Эльконин). Длительное исследование этой проблемы И.С. Якиманской [11] показало, что использование этого подхода в образовании влияет на развитие таких индивидуально-психологических качеств личности, как мотивация, адаптация, коммуникативность, самооценка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Следует отметить, что термин «подход» многозначен, он включает в себя понятие «стратегия образования», поэтому является более широким по сравнению с ним. Понятие «личностно-деятельностный подход» содержит два связанных компонента - деятельност-ный и личностный [3].

Личностный компонент ассоциируется с такими понятиями как: лич-ностно ориентированный, личностно-развивающийся, личностно-адаптиро-ванный. Он предполагает, что все психодидактические процессы и состояния личности обращены к конкретному человеку и зависят от его индивидуального и общественного бытия, закономерностей развития. Второй компонент - деятель-ностный - отражает форму активного взаимодействия человека с окружающей средой, поэтому является потребностью (источником) его существования.

н

о ^

I-

го с

X

го

£0 ГО О п

ей

S О

-e-i

«8 Ч ей ° m

с =

^ т

Б ^

I н

■а Б

^ о

<U I

о

о 3

0 Ä

1 го Т О. s L-

ш о

X

о <

Личностно-деятельностный подход предполагает, что центром образовательного процесса служит личность, например, курсант как личность, поэтому любое воспитательное мероприятие с позиции личностно-деятельностного подхода должно быть ориентировано на индивидуальные особенности каждого человека. Эти особенности проявляются: в характере общения (субъект-субъектном); в содержании обсуждаемых вопросов (актуальных, инновационных); в формах организации занятий (дебаты, собеседование, круглый стол и др.). Реализация личностно-деятельностного подхода требует его анализа в совокупности с другими, связанными с ним подходами: гуманистическим, ценностным, культурологическим, историческим.

Модель совокупности подходов и условий реализации патриотического и гражданского воспитания курсантами военного вуза, построена на основе синтеза духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих компонентов, раскрывающих наличие единого социокультурного пространства для становления патриотичности и гражданственности (Рис.1). Оно включает: богатство духовной культуры, щедрость души, стремление жить в мире и дружбе, нетерпимость к стяжательству, деятельностное участие в реализации российских проблем, гордость за многовековую культуру и историю, осознание себя частицей своей семьи, Родины, понимание истинных ценностей семьи, Отечества, стремление прийти на помощь слабому, гордость за освоение космоса, за победу над фашизмом [1, с. 10].

Успешность включения подхода в целостную систему образовательного процесса по формированию патриотизма и гражданственности [2] связана с трудностями в его осуществлении, потому что этот процесс не поддается алгоритмизации по двум причинам. Первая обусловлена тем, что этот подход имеет отношение к инновационным процессам, вторая причина предопределена разным характером деятельности разных педагогов, которая может привести к неодинаковым результатам.

Раскроем сущность двух причин подробно. Термин «инновация» происходит от латинских слов: "novatю" - обновление (изменение); "т" - в направлении; «innovatio» - «в направлении изменений». Тогда общее определение инновации, следует согласиться с Б.З. Миль-нером [7], можно связать с новой или усовершенствованной технологией, используемой в практической деятельности. Она характеризует завершенный целенаправленный процесс (деятельность) по созданию, использованию новшеств, ориентированных на удовлетворение потребностей и интересов каждого. Поэтому инновационная деятельность -это деятельность по разработке и распространении (реализации) инноваций.

Любая инновационная деятельность предполагает ее организацию, регулирование, поддержку, стимулирование и контроль [6]. Эта деятельность по воспитанию патриотизма и гражданственности у курсантов военного вуза связана с формированием у них познавательной самостоятельности и активности. Как правило, эти качества личности развиваются в процессе образовательного (воспитательного) процесса на основе организации и проведения инновационных действий в соответствии с новыми потребностями, предложениями и ожиданиями обучаемых [5].

Подтвердим этот тезис примером. Формы организации и проведения воспитательных мероприятий по формированию патриотизма и гражданственности должны быть неформальными [9]. Инновационный их характер позволяет курсантам активно включаться в проблему поиска ответов на поставленные вопросы: как понять и осознать непростые истины, почему в наши дни утеряны прежние идеалы, растет преступность, на первый план выступает не духовный мир человека, а потребительский. Между тем, именно духовная культура, такие ее составляющие, как патриотизм и гражданственность воспитывают любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность и способность к защите ее в случае необходимости от врагов.

го

со

н о

I-

го с

X

го

со го

О «О

ей 2 О

И ¡и Ч со ° т

1= = с го

о £

Рис. 1. Модель формирования патриотизма и гражданственности на основе совокупности подходов

.0 X

£ ¡5 -о Б с; о

¡4 58

ь £

о э

о

х го

Т О.

о <

В наши дни появляются новые возможности для организации и проведения воспитательных мероприятий, способствующих развитию патриотизма и гражданственности у курсантов военного вуза [8]. Эти возможности связывают с использованием периодической печати, в которой публикуется интересный, актуальный материал о современных боевых действиях и подвигах наших военнослужащих как в России, так и за рубежом. В условиях демократических принципов развития гражданского общества в настоящее время высоко оцениваются возможности Вооруженных сил, способность военных защищать национальные интересы государства, быть причастными к активной социальной деятельности, совершать действия и поступки на благо Отечества. В газете-еженедельнике «Звезда» (приложение к газете «Комсомольская правда») публикуются статьи, которые можно обсуждать с курсантами «За круглым столом». В них имеется материал о ситуациях, поступках, совершаемых людьми военной профессии. Обсуждая их, курсанты «примеряют» боевые действия молодых офицеров, военнослужащих к себе, оценивая свои возможности и способности действовать решительно и смело в соответствии с создавшейся обстановкой.

Осуществим анализ такого инновационного мероприятия по воспитанию у курсантов патриотизма и гражданственности (качеств личности), используя материал, опубликованный в газете «Звезда» (от 3 февраля 2016 г.). За «Круглым столом» обсуждаются возможности использования нового вооружения в боевых действиях против ИГИЛ: боевой роботизированный комплекс «Арго»; система управления «Андромеда-Д», которая позволяет связывать штаб и войска на поле боя; установка «Удар» на базе БМП - 3 «Курганец». В структуру и содержание программы «Круглый стол» включаются вопросы военно-спортивного, музыкально-поэтического содержания. Например, обсуждаются: 1) возможности «Дог биатлона» (нового вида армейских состязаний), который появится на международных армейских играх в 2016

году; 2) публикации специалистов об одной из отечественных разработок -разведывательном комплексе «Ирония», предназначенном для получения и обработки информации в режиме реального времени, обладающим большими возможностями, потому что этот комплекс может засечь врага за несколько километров от объекта слежения; 3) рассказ А. Рогоза о службе в ВВС Алексея Глызина (известного певца), приводятся его слова о службе в рядах вооруженных сил: «Я горжусь, что служил в армии Советского Союза. Для меня, типичного молодого человека из Москвы, это была серьезная школа жизни»; 4) информация о великих стихах Гавриила Романовича Державина, который написал слова первого русского национального гимна: «Гром победы, раздавайся!» В своей прозе Г.Р. Державин оставил молодому поколению в наследство короткую фразу: «Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество».

Это мероприятие инновационного содержания трудно алгоритмизировать: в его проведении могут возникнуть непредсказуемые ситуации, однако их можно без проблем преодолеть, как отмечалось выше, в условиях личностно-деятельностного подхода. Вторая причина трудностей в реализации личностно-деятельностного подхода в процессе организации воспитательных мероприятий связана с диагностированием результатов выполнения задач воспитательного характера.

В рассмотренном выше примере результаты патриотического и гражданского воспитания во многом будут зависеть от компетентности руководителя, организующего мероприятие. Личностно-деятельностный подход в его подготовке может быть эффективно реализован на основе анализа личностных качеств курсантов, их интересов и предпочтений, выявленных в специально организованном опросе. Курсантам предложен тест следующего содержания: 1. Оцените эмоциональные свои возможности в оценке: 1) необходимости соблюдения воинской дисциплины; 2) понимания необходимости выполнения воинско-

го долга - защита Отечества. 2. Оцените умения реализовывать профессиональные установки: 1) постановки задачи; 2) поиск средств решения задач; 3) самоконтроль над исполнением; 4) рефлексия (самоанализ) результатов. З.Оцените деловые качества: 1) пособность к разумному риску; 2) способность к придирчивости; 3) способность к ответственности, расчетливости; 4) умение любое дело доводить до конца. 4. Оцените свои духовно-нравственные качества: 1) проявление честности; 2) проявление совестливости, порядочности; 3) проявление отзывчивости; 4) проявление гуманности и доброты; 5)проявление справедливости; 6) проявление милосердия. 5. Оцените свои интеллектуальные качеств: 1) способность к логическому мышлению; 2) способность к критическому мышлению; 3) способность к изобретательности.

Проведенный анализ ответов курсантов убедил нас в том, что 20% респондентов из числа опрошенных (25 человек), при оценке необходимости выполнения воинского долга (защита Отечества) присваивают этому показателю максимальный балл. Вместе с тем 20% курсантов подходят критически к оценке своих возможностей, оценивая их в 6-7 баллов из 10 (максимальный балл).

При оценке умений реализовывать свои профессиональные установки эти же курсанты высказывают сомнения в своих способностях самостоятельно ставить задачи, искать средства для их решения, осуществлять самоконтроль. Примечательно то, что они же достаточно низко оценивают свои деловые качества (способность к различному риску; ответ-

ственности, расчетливости; умению любое дело доводить до конца).

Оценивая свои духовно-нравственные качества (пять признаков выделенных нами), только двое курсантов присвоили этим показателям средний балл, у остальных этот показатель оказался ниже среднего. 10 курсантов из 25 опрошенных не смогли оценить такие качества личности, как милосердие, справедливость, ответственность высшим баллом, они поставили против этих характеристик 5-7 баллов (средний балл). Более критичной оказалась самооценка курсантами своих интеллектуальных качеств. Только три курсанта оценили свою способность к изобретательству высшим баллом; двое - способность к критическому мышлению; семеро - способность к логическому мышлению. Однако эти же курсанты высоко оценили свои возможности и понимание необходимости соблюдения воинской дисциплины и воинского долга.

Проведенное тестирование позволяет выявить курсантов-лидеров в группе, которых можно активно привлекать к организации воспитательных мероприятий, особенно инновационных. Изученные возможности и способности курсантов (по собственной оценке) дают возможность проводить с ними индивидуальную работу, привлекать их к выполнению таких заданий, которые в большей степени соответствуют их интересам и возможностям. Наконец, предлагать им такие поручения, которые могли бы развивать у них качества, не достаточно сформированные (по их собственным оценкам).

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы [Текст] / А.С. Гаязов. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1995. - 238 с.

3. Земцова, В.И. Управление профессиональной деятельностью студентов на основе функциональ-но-деятельностного подхода: монография [Текст] / В.И. Земцова. - М.: Спутник, 2008. - 208 с.

4. Зимняя, И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному [Текст] / И.А. Зимняя // Русский язык за рубежом, 1985. - № 5. - С. 21-28.

5. Инновационная деятельность как ориентир развития образовательного учреждения [Текст]: учеб.-методическое пособие / Н.М. Бауэр, М.Ю. Школьникова. - Челябинск: МБОУДПОУМС, 2012. - 76 с.

I-

о

s ^

I-

го с

X

го

£0 ГО

О <0

ей

ф

«S

Ч ей

* m с =

^ т

о

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X I-

о

о . . X го Т О. S

6. Новиков, А.М. Методология: Словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: ЛИБРОКОМ, 2015. - 208 с.

7. Мильнер, Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 187 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

9. Шефер. О.Р. Методика воспитания гражданственности и патриотизма в процессе обучения физике [Текст]: монография / О.Р. Шефер. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 157 с.

10. Тулькибаева, Н.Н. Духовное развитие школьников в учебно- воспитательном процессе [Текст]: монография / Н.Н. Тулькибаева, Н.Н. Климентьева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. - 339 с.

11. Якиманская, И.С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якимонская. - М.: Сентябрь. 2000. - 111 с.

References

1. Andreev V.I. Pedagogy: educational course for creative self-development. Kazan: Center for innovative technology, 2006. P. 608. [in Russian].

2. Gayazov A.S. Formation of the citizen: theory, practice, problems. Chelyabinsk: Izd-vo CHGPU, 1995. P. 238. [in Russian].

3. Zemtsova V.I. Management of professional activities of the students based on the functional-activity approach. M: Sputnik, 2008. P. 208. [in Russian].

4. Zimnyaya I.A. Personality-activity approach in teaching Russian as a foreign language. Russkiiyazyk za rubezhom, 1985. № 5. P. 21-28. [in Russian].

5. N. M. Bauer, M. Y. Shkolnikova Innovation as a reference point for the development of educational establishment. Chelyabinsk MODPOS, 2012. P. 76. [in Russian].

6. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology: Dictionary of basic concepts. M.: LIBROKOM, 2015. P. 208. [in Russian].

7. Milner B.Z. Innovative development: economy, intellectual resources, knowledge management. M: Infra-M, 2010. P. 187. [in Russian].

8. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology. In 2 V. Vol. 1. M.: Pedagogika, 1989. P. 488. [in Russian].

9. Shefer O. R. Methodology of education of civic consciousness and patriotism in learning physics: monograph. Chelyabinsk: Izd-vo CHGPU, 2002. P. 157. [in Russian].

10. Tulkibaeva N.N., Klimentyev N.N. The spiritual development of pupils in educational process. Chelyabinsk: Izd-vo CHGPU, 2011. P. 339. [in Russian].

11. Yakimanskaya I.S. Personality-focused training at modern school. M.: Sentiabr. 2000. P. 111. [in Russian].

Сведения об авторе:

Кожунов Константин Александрович,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: kostya18041981@mail.ru

Information about the authors: Kozhunov Konstantin Aleksandrovich,

Postgraduate student,

Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: kostya18041981@mail.ru

m о

X

£

о <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.