УДК 355.716
Трофимов А.В.
старший научный сотрудник 22 научно-исследовательского отдела 2 научно-исследовательского Центра Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России
(Федеральный центр науки и высоких технологий)»,
SPIN-код: 1464-2779, Россия, г. Москва Орлова О.Н.
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации деятельности пожарной охраны в составе учебно-научного комплекса систем обеспечения пожарной безопасности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия
Государственной противопожарной службы МЧС России»,
SPIN-код: 3385-1029, Россия, г. Москва
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ОБОСНОВАНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО
НАСЕЛЕНИЯ В ПУНКТАХ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы теории и практики принятия управленческих решений, по обоснованию комплексных мероприятий создания и поддержания условий для жизнеобеспечения пострадавшего населения в пунктах временного размещения.
Ключевые слова:
принятие управленческих решений, пункт временного размещения; пострадавшее население;
первоочередное жизнеобеспечение.
Trofimov A.V.
senior researcher, Research Center 2, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies of
the Ministry of Emergency Situations of Russia (FC VNII GOChS),
Russia, Moscow Orlova O.N.
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Organization of Fire Protection Activities as part of the educational and scientific complex of fire safety systems, Academy of
the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia» (AGPS),
Russia, Moscow
THEORY AND PRACTICE OF MANAGERIAL DECISION-MAKING ON THE JUSTIFICATION OF COMPLEX MEASURES TO CREATE AND MAINTAIN CONDITIONS FOR THE LIFE SUPPORT OF THE AFFECTED POPULATION IN TEMPORARY ACCOMMODATION
Annotation
The article deals with the theory and practice of managerial decision-making, the justification of complex measures to create and maintain conditions for the life support of the affected population in temporary accommodation.
Key words:
management decision-making, temporary accommodation; affected population; priority life support.
На современном этапе исследование проблем создания и развития систем первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в различных чрезвычайных ситуациях (ЧС), методов определения номенклатуры и объема ресурсов, обоснования нормативов потребления средств первоочередного жизнеобеспечения в различных чрезвычайных ситуациях является актуальным и востребованным в связи с увеличением потребностей в размещении пострадавшего и эвакуируемого населения с территории республики Украина.
В целях первоочередного жизнеобеспечения пострадавших в ЧС, с учётом угроз и последствий воздействия современных видов оружия потенциального противника, при планировании и проведении развёртывания пунктов временного размещения пострадавшего населения (ПВР) [1, с. 290] и обосновании факторов ЧС, определяющих выбор [3, с. 365] состава оборудования ПВР для различных ЧС, в разных климатических условиях, очень важным является правильное принятие [4, с. 36] управленческих решений.
Развёртывание и эксплуатация ПВР [6, с. 27] и первоочередное жизнеобеспечение [2, с. 242] населения в ПВР (ПЖОН) [7, с. 42], является составной частью всего комплекса мероприятий [8, с. 82] по первоочередному жизнеобеспечению [5, с. 113] пострадавших [9, с. 78].
Назначение ПВР, их типы и конструктивные особенности
Действующими нормативно-техническими документами для первичного жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения предусмотрены комплексные мероприятия, направленные на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС [10]. Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера ЧС, её масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов [11, с. 93].
В первую очередь пострадавшее в ЧС население необходимо обеспечить жильем и, соответственно, средствами первой необходимости. Решение этой задачи можно осуществить путем расселения пострадавших в ЧС [12, с. 49] в общественных зданиях ближайших населенных пунктах (санаториях, туристических базах, пансионатах и т.п.) или путем оперативного развертывания пунктов временного размещения [13, с. 191].
Одним из основных условий, при котором возникает необходимость создания ПВР, является большая прогнозируемая численность пострадавшего населения в зонах возможных ЧС [14, с. 89], для которого:
- во-первых, не могут быть созданы необходимые условия его проживания в зонах ЧС (зонах бедствия), особенно в первоначальный период ликвидации ЧС [15, с. 64];
- во-вторых, когда наличие различных общественных зданий в местах эвакуации населения не позволяет разместить пострадавшее население даже по минимальным нормам обеспечения жильем или их размещение в общественных зданиях по экономическим и социальным соображениям является нецелесообразным [16, с. 53].
Анализ характеристик различных типов ЧС [17, с. 152] и опыта их ликвидации показывает, что необходимость предоставления пострадавшему населению жилья и организации жизнеобеспечения в достаточно больших объемах возникает при катастрофических землетрясениях, крупных авариях на АЭС, химически опасных объектах, гидротехнических сооружениях и др.
Кроме того, необходимость возведения ПВР возникает для размещения в них беженцев и переселенцев при возникновении межнациональных конфликтов, а также при нарушении прав и свобод русскоязычного населения в государствах СНГ. Необходимо отметить, что размещение беженцев и переселенцев и создание необходимых условий для их проживания не входит в функции РСЧС, однако
при возникновении межнациональных конфликтов или военных действий силы и средства РСЧС привлекаются для решения задач эвакуации и жизнеобеспечения пострадавшего в результате этих конфликтов населения. В этом случае временные поселения могут быть использованы в качестве «карантинных зон» для беженцев и переселенцев до решения вопроса на федеральном уровне соответствующими органами государственной власти об их расселении на постоянное место жительства по регионам России.
В ранее проведенных исследованиях разработаны проектные решения создания временных поселений двух видов [18, с. 65]:
- пункты приема и временного размещения эвакуированных и беженцев с вместимостью от 500 до 5000 человек со временем проживания до шести месяцев [19, с. 155];
- городки временного проживания эвакуированных и беженцев с вместимостью от 1000 до 10 000 человек со временем проживания до одного года [20, с. 199].
Кроме того, для геологов, лесозаготовителей, нефтяников, газодобытчиков, строителей магистральных трубопроводов, железных и автомобильных дорог, особенно во вновь осваиваемых районах Севера, Западной Сибири и других, в настоящее время функционируют временные жилые комплексы вместимостью до 100 человек, жилые поселки на 300-500 человек, имеются проектные решения временных поселков на 1-3 тыс. человек, а также разработаны научные обоснования по возведению поселков на 10 тыс. и даже 50 тыс. человек. Ранее, ещё в советский период, разработаны также необходимые документы для проектирования и строительства городков, поселков и сельских населенных пунктов в особый период. Кроме того, накоплен положительный опыт проектирования и быстрого сооружения временных бытовых городков строителей различной вместимости при крупных стройках, в сельском хозяйстве (полевые станы), а также туристических баз, зон отдыха, военных городков, станций полярников, спасателей.
Проектные решения по вместимости временных поселений колеблются в довольно широких пределах, причем в качестве типовых приняты ПВР вместимостью 0,5; 1; 3; 5 и 10 тыс. человек. На основании анализа отечественного и зарубежного опыта возведения ПВР [8, с. ] они могут быть расположены: в пределах зоны застройки населенного пункта (города, поселка, деревни); примыкающими к границе застройки населенного пункта; отдельно стоящими в пригородной зоне; отдельно стоящими в сельской местности. По использованию стационарных систем жизнеобеспечения перечисленные выше ПВР [21, с. 586] можно свести к следующим типам: в пределах зоны застройки населенного пункта с использованием стационарных систем жизнеобеспечения; отдельно стоящими с автономной инфраструктурой жизнеобеспечения.
При обосновании проектной вместимости ПВР [6, с. 27] необходимо учитывать следующие факторы: наличие участков (территорий пригодных для возведения ПВР) и их размер; прямое и косвенное влияние ПВР [7, с. 45] на состояние окружающей природной среды; ограничения (требования) нормативной документации на охрану и рациональное использование природных ресурсов; экономические и социальные факторы, влияющие на вместимость ПВР [8, с. 85]; возможности существующих стационарных систем жизнеобеспечения, особенно при возведении ПВР в черте города, загородной зоне или вблизи населенного пункта.
Для каждого из перечисленных типов ПВР отдельные факторы будут играть доминирующую роль при выборе проектной вместимости. Так, например, для ПВР [9, с. 75], расположенных в черте города (в селитебной зоне), доминирующим фактором (ограничением), влияющим на вместимость ПВР, будет являться наличие свободных участков, а для расположенных в пригородной зоне на участках перспективной застройки или вблизи иных поселений при использовании стационарных систем жизнеобеспечения - возможности этих систем.
При возведении ПВР [10] в черте города или вблизи других поселений с использованием
стационарных систем жизнеобеспечения наиболее «узким местом» будет являться организация медицинского обслуживания, санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечение детей дошкольными учреждениями и организация учебы детей школьного возраста в случае пребывания пострадавших в ПВР [11, с. 92] в течение длительного периода времени (до года). Это связано с тем, что обеспечение населения этими видами услуг значительно ниже нормативного. При возведении ПВР [12, с. 50] с автономной системой жизнеобеспечения проектная вместимость будет определяться техническими средствами жизнеобеспечения (производительностью отдельных единиц технических средств и их количеством, которое может быть задействовано для организации жизнеобеспечения) [13, с. 191].
В ранее проведенных исследованиях были определены категории населения, которые в случае возникновения ЧС эвакуируются из зон бедствия в первую очередь в связи с тем, что обеспечить им необходимые условия проживания в зонах бедствия практически невозможно. К этим категориям отнесены пострадавшие, нуждающиеся в экстренной специализированной медицинской помощи, беременные женщины, кормящие матери, семьи с детьми дошкольного возраста, больные с тяжелыми (хроническими) заболеваниями. Таким образом, основной категорией пострадавшего населения, которое подлежит размещению в ПВР [14, с. 89], будет трудоспособное население и дети школьного возраста. При использовании стационарных систем жизнеобеспечения время проживания этой категории населения в ПВР [15, с. 64] может длиться как угодно долго (до года и более), однако при этом необходимо учитывать социально-экономические факторы [16, с. 53].
Во-первых, материальное обеспечение большого количества пострадавшего населения за счет государства на столь длительный период требует больших финансовых и материально-технических ресурсов, что в условиях ограниченных возможностей государства вряд ли возможно.
Во-вторых, встает проблема трудоустройства трудоспособного населения, обеспечения учебного процесса детей школьного возраста, т.к. затягивание решения этих вопросов приведет к ухудшению морально-психологического состояния населения ПВР [17, с. 155].
В-третьих, при создании ПВР с автономным техническим оснащением (систем жизнеобеспечения), использование их длительное время может привести к тому, что в случае возникновения других ЧС у органов управления РСЧС может не оказаться сил и средств для организации жизнеобеспечения, т.к. большая часть их будет уже задействована [18, с. 66].
Более длительное проживание в ПВР пострадавшего населения, кроме перечисленных факторов, требует создания более комфортных условий проживания (например, увеличение площади жилья из расчета не 2,5 м2, а до 7-9 м2 на человека), а также создания качественно иной инфраструктуры жизнеобеспечения, максимально приближенной к городской, что потребует значительных финансовых и материальных затрат [19, с. 157].
Таким образом, в основу разработки принципов создания ПВР [20, с. 200] и организации системы жизнеобеспечения пострадавшего населения положены основополагающие принципы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, сформулированные в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Принципы создания ПВР [21, с. 590] и организации систем жизнеобеспечения отражают основные направления социальной защиты граждан с учетом задач, возлагаемых на РСЧС при ликвидации ЧС, и создания для пострадавшего населения условий для сохранения его жизни, здоровья и поддержания трудоспособности.
Наиболее быстрым обеспечением приемлемых условий проживания пострадавших в ЧС в течение длительного времени является создание ПВР типа палаточных городков, а для более длительного комфортного проживания - строительство быстровозводимых временных поселков из мобильных зданий. Создание ПВР [21, с. 595] осуществляется по решению главы субъекта Российской Федерации или
комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. ПВР оборудуются на территории, находящейся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, подготовленной для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны чрезвычайной ситуации. Как правило, в районе, где есть источники воды, электроснабжения, а также вблизи железных или автомобильных дорог. Планирование ПВР [21, с. 597] осуществляется по принципу расположения зон: жилая, административная, бытовая, объекты энергетического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры. Территория ПВР огораживается временным ограждением.
Типы палаток и модульных контейнеров для возведения ПВР
При формировании ПВР [6, с. 27] в качестве базовых строительных единиц используются различного типа платочные модули, а также унифицированные блок-контейнеры заводского изготовления.
Палатки каркасные модульные типа М-8; М-10; М-30; «Арсенал-5»; СМ.ПКн-25, СМ.ПКн-36, СМ.ПКн-52 «ОМНИМЕД» - сооружения мобильные с наружным каркасом для передвижных (подвижных) комплексов медицинского назначения, использующиеся в качестве жилых помещений, пунктов общественного питания и складирования имущества ПВР, имеют общий вход и выход на одной из торцовых стенок, застегивающиеся на молнию или клеванты. Окна на торцовых стенках оснащены москитными сетками. Предусмотрено использование дополнительного тамбура и отопительной печи. Внутренний намет-утеплитель навешивается на каркас палатки. Пол выполнен из ткани с ПВХ-покрытием со специальными «карманами», в которые вставляются боковые стойки каркас палатки.
Свою востребованность палатки каркасные модульные показали на примере их использования после разрушительных землетрясений в республике Италия в период с 2009 по 2012 годы. Они успешно применяются для оперативного размещения пострадавших от ЧС в период ограниченных сроков развёртывания ПВР на 500-5000 пострадавших.
Пневмокаркасные модули являются базовыми элементами для установки и состоят из нескольких надувных арок, соединенных продольными надувными балками. С наружной и внутренней стороны имеются тканевые обшивки, выполненные из прочного негорючего материала. В зависимости от ситуации и выполняемой функции ПВР [9, с. 75] могут комплектоваться различными дополнительными модулями. Развернутые модули соединяются между собой, в зависимости от назначения, в различные варианты сооружений с помощью элементов крепления и фартуков. Сборка не требует применения механических монтажных средств. Время наполнения модуля воздухом, в зависимости от типа нагнетателя, занимает 612 минут. Развертывание модуля на местности до рабочего состояния составляет около 30 минут.
Для создания комфортных условий служебные системы модулей обеспечивают рабочие и жилые помещения теплом, светом, электроэнергией. С этой целью в комплекте предусмотрены электроагрегаты и отопительные установки, работающие на жидком топливе, а также другое необходимое оборудование. С их помощью даже в условиях низких температур окружающего воздуха внутри сооружения может поддерживаться температура не ниже +17°С. Для установки модулей в неблагоприятных условиях на грунт, снег, грязь предусмотрены покрытия из водонепроницаемой ткани, а также утепленные полы, служащие для теплоизоляции. В зависимости от назначения ПВР возможна комплектация модулей складной мебелью (столы, стулья, двухъярусные кровати и т.д.).
Пневмокаркасные модули работоспособны при эксплуатации в следующих климатических условиях: температура воздуха от -40°С до +50°С; скорость ветра до 15 м/сек; атмосферное давление, соответствующее высоте над уровнем моря 0-3000 м; относительной влажности воздуха до 98% при +25°С; погодных условиях: туман, роса, дождь и снеговая нагрузка до 0,25 кПа (20 кг/м2).
Модули могут доставляться к месту развертывания любым видом транспорта, включая десантирование. Возможна транспортировка в специальных контейнерах, куда укладывается весь комплект ПВР [10].
Мобильные здания контейнерного типа. Положительный эффект от применения контейнерного
здания заключается в мобильности, многократной оборачиваемости, в монтаже на незаглубляемые фундаменты из сборных железобетонных элементов, что способствует рациональному использованию земель без нарушения природного ландшафта, экономии материальных и трудовых затрат. Мобильные здания контейнерного типа свою конкурентоспособность показали на мировом рынке. Они успешно эксплуатируются в Йемене, Иране, Ираке, Нигерии, Монголии, Алжире, Афганистане, Гвинее и других странах.
Конструкция отечественных мобильных зданий разработана и выполнена в полном соответствии с принятыми стандартами, отвечает всем требованиям санитарных норм и правил. Мобильные здания незаменимы в районах стихийных бедствий. В кратчайшие сроки монтируются жилые дома, столовые, больницы, магазины, школы, детские сады, бани, практически вся инфраструктура небольшого города. Вопросы жизнеобеспечения решены на основе унифицированного блок-контейнера с металлодеревянным каркасом. Для внешней и внутренней обшивки здания используются цементостружечные плиты. Эти плиты высокотехнологичны, огне-, влаго-, и биостойки, долговечны, экологически безвредные. В качестве теплоизоляционного материала используется эффективный утеплитель.
При строительстве зданий в несколько этажей блок-контейнер является базовым модулем и входит в состав зданий различной площади высотой до 3-х этажей. Здания предназначены для обеспечения людей временным жильем в зонах бедствий, организации вахтовых поселков, мобильных исследовательских комплексов, баз поисково-спасательных служб и т.п. В них можно разместить гостиницу или общежитие, служебные помещения, госпиталь, столовую, узел связи, клуб и т.п. Особенно удобно использовать здания из блок-контейнеров в местах, удаленных от населенных пунктов и труднодоступных для доставки строительных материалов и техники [8].
Список использованной литературы:
1. Тодосейчук С.П., Медведев Г.Н., Трофимов А.В., Щеголькова В.В., Немцова И.В. «Методические указания по проектированию, возведению и эксплуатации пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций». - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России (Москва). 2012 г. - 312 с.
2. Орлова О.Н. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2. № 1 (4). С. 240-244.
3. Орлова О.Н. Профессиональная подготовка руководителей для деятельности в экстремальных ситуациях. European Social Science Journal. 2016. № 2. С. 364-373.
4. Орлова О.Н. Монография. Анализ принятия решений комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе статистических данных и социологических исследований. АГПС МЧС России. - М. 2016, 168 стр.
5. Орлова О.Н., Лебедев Е.В., Баевкин С.Г. Управление организацией первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Сборник научных трудов Новосибирского государственного технического университета. 2017. № 2 (88). С. 113-119.
6. Дурнев Р.А., Трофимов А.В., Насобин А.А. «Методический аппарат обоснования рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий», г. Москва, «Технологии гражданской безопасности» - научно-технический журнал, 2010, т. 7 № 4 (26). - С. 26-34.
7. Трофимов А.В. «Методический аппарат обоснования рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий», г. Москва, «Технологии гражданской безопасности» - научно-технический журнал, 2011, т. 8
№ 4 (30). - С. 40-50.
8. Трофимов А.В., Немцова И.В., Правдюков Г.Ю. «Разработка рациональных технологий развёртывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, по результатам опытной эксплуатации ПВР в 179 СЦ МЧС России», г. Москва, «Технологии гражданской безопасности» -научно-технический журнал, 2012, т. 9 № 3 (33). - С. 80-87.
9. Трофимов А.В. «Анализ развёртывания Сибирским РЦ МЧС России пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации в г. Кызыл Республики Тыва в марте-апреле 2012 года», г. Москва, «Технологии гражданской безопасности» - научно-технический журнал, 2013, т. 10 № 2 (36). - С. 74-81.
10. Дурнев Р.А., Трофимов А.В. Способ оценки чрезвычайной ситуации для развёртывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий и система для его реализации / Патент РФ на изобретение № 2537878 28.02.2013. Опубликовано: 10.01.2015. Бюллетень изобретений № 1. - М.: Роспатент, 2013.
11. Трофимов А.В. «Обоснование выбора рациональной технологии развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий», г. Москва, «Технологии гражданской безопасности» - научно-технический журнал, 2014, т. 11 № 1 (39). - С. 92-96.
12. Трофимов А.В. «Факторы чрезвычайных ситуаций, определяющие состав оборудования и технологии развёртывания пунктов временного размещения пострадавшего населения (ПВР)», г. Уфа, Материалы Международной научно-практической конференции «Наука XXI века: теория, практика и перспективы», 08.04.2015 г.; - Изд-во Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС». - 176 с., С. 48-51.
13. Трофимов А.В. «Факторы чрезвычайных ситуаций, определяющие состав оборудования и технологии развёртывания пунктов временного размещения пострадавшего населения (ПВР)», г. Москва, Материалы XX МНПК «Глобальные и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий», Тезисы доклада, 19-21.05.2015 г., ВВЦ. - Изд-во Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, 2015. - С. 190-192.
14. Трофимов А.В. «Факторы ЧС и переменные, определяющие состав оборудования и технологии развёртывания пунктов временного размещения пострадавшего населения», г. Уфа, Международный научный журнал «Инновационная Наука», Т. 2. № 6 (6)/2015 г.; - Изд-во Научно-издательский центр «AETERNA» ISSN 2410-6070. - 280 с., С. 87-90.
15. Трофимов А.В. «Методический аппарат обоснования рационального состава оборудования, схемы размещения, технологии развёртывания и оптимизации пунктов временного размещения пострадавшего населения», г. Уфа, Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА», Т. 1. № 7/2015; - Изд-во Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС». - 190 с., С. 63-64.
16. Трофимов А.В. «Методический аппарат для обоснования рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развёртывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения», г. Москва, «Технологии гражданской безопасности» - научно-технический журнал, 2016, т. 13 № 1 (47). - С. 50-54.
17. Трофимов А.В. «Методический аппарат для обоснования рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развертывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения», г. Москва, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ): КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ (40-летию института посвящается): в 4 т., т. 3.- Научные статьи, Издательство: ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2016. С. 150-159.
18. Трофимов А.В. «Информационные технологии в сфере РСЧС и ГО, применяемые при обосновании рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развёртывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения», мкр. Новогорск
г. Химки Московской области, Сборник материалов XXVII МНПК «Предупреждение. Спасение. Помощь», посвященной 85-й годовщине создания ГО и 25-летию со дня образования Академии Секция № 7 «Информационные технологии в сфере РСЧС и ГО» 16.03.2017 г. Химки, АГЗ МЧС России. - Изд-во ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, - 2017. - 82 с, С. 61-66.
19. Трофимов А.В. «Методический аппарат обоснования рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развертывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения», мкр. Новогорск, г. Химки Московской обл. Сборник материалов XXVII МНПК «Предупреждение. Спасение. Помощь», посвященной 85-й годовщине создания ГО и 25-летию со дня образования Академии Секция № 3 «Проблемные вопросы защиты населения и территорий» 16.03.2017 г. Химки, АГЗ МЧС России. - Изд-во ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, - 2017. - 190 с, С. 155-160.
20. Трофимов А.В. Обоснование рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развёртывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения, г. Москва. Материалы II МНПК, посвященной Всемирному дню ГО, 01.03.2018, Часть II / Н.В. Лопухова. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. - 293. - С. 198-205.
21. Трофимов А.В., Ерофеев М.Н. «Обоснование рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развёртывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения». г. Ногинск Московская обл., Россия. Материалы XXIII МНПК по проблемам защиты населения и территорий от ЧС, 07.06.2018. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. - 634. - С. 586-599.
© Трофимов А.В., Орлова О.Н., 2022