Научная статья на тему 'Разработка рациональных технологий развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, по результатам их опытной эксплуатации в 179-м спасательном центре МЧС России'

Разработка рациональных технологий развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, по результатам их опытной эксплуатации в 179-м спасательном центре МЧС России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
638
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПУНКТ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ / ПАЛАТОЧНЫЕ ГОРОДКИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / РАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗАТРАТ / SAFETY OF THE POPULATION / POINT OF TIME PLACING / TENT CAMPS / METHODICAL RECOMMENDATIONS / RATIONAL TECHNOLOGY / EFFICIENCY INDICATORS / INDICATORS OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Трофимов Алексей Владимирович, Немцова Ирена Владимировна, Правдюков Герман Юрьевич

Целью работы является разработка рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных действий. Предлагаются пути решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Трофимов Алексей Владимирович, Немцова Ирена Владимировна, Правдюков Герман Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Sustainable Technologies to Deploy Temporary Accommodation of the Population Affected by Emergencies, According to the Results of the Pilot Operation in the 179th Rescue Centre MES of Russia

The purpose of degree work is working out of rational technology of expansion of time small towns for placing of the population which have suffered from failures, accidents and spontaneous actions. The article discusses the ways of solving this problem.

Текст научной работы на тему «Разработка рациональных технологий развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, по результатам их опытной эксплуатации в 179-м спасательном центре МЧС России»

УДК 711.4 (510)

Разработка рациональных технологий развертывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, по результатам их опытной эксплуатации в 179-м спасательном центре МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

А.В. Трофимов, И.В. Немцова, Г.Ю. Правдюков

Аннотация

Целью работы является разработка рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных действий. Предлагаются пути решения этой проблемы.

Ключевые слова: безопасность населения; пункт временного размещения; палаточные городки; методические рекомендации; рациональная технология; показатели эффективности; показатели затрат.

Development of Sustainable Technologies to Deploy Temporary Accommodation of the Population Affected by Emergencies, According to the Results of the Pilot Operation in the 179th Rescue Centre MES of Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

А. Trofimov, I. Nemcova, G. Pravdiukov

Abstract

The purpose of degree work is working out of rational technology of expansion of time small towns for placing of the population which have suffered from failures, accidents and spontaneous actions. The article discusses the ways of solving this problem.

Key words: safety of the population; point of time placing; tent camps; methodical recommendations; rational technology; efficiency indicators; indicators of expenses.

Введение

В настоящее время в комплексе мер первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций, обеспечение жильем является одним из важнейших. В целях отработки технологии развертывания и применения палаточных городков для спасательных воинских формирований МЧС России и типового быстровозводимого пункта временного размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях (ПВР), проводилась их опытная эксплуатация и определение целесообразности принятия их на снабжение в системе МЧС России.

Размещение населения во временном жилье осуществляется с помощью быстровозводимых строений (палаток, каркасных домов) и производится при различных видах ЧС. Практика показывает, что рациональное размещение населения возможно при учете большинства факторов, присущих каждой ЧС в отдельности.

В соответствии с приказами МЧС России от 24.01.2011 № 12 в период с 1 февраля по 15 июня 2011 г. и от 28.12.2010 № 693 в период с 10 января по 15 июля 2011 г. на базе учебно-тренировочного комплекса 179-го спасательного центра МЧС России (г. Ногинск) была проведена опытная эксплуатация палаточных городков для спасательных воинских формирований МЧС России и опытной эксплуатации типового быстровозводимого пункта временного размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях (ПВР).

Сотрудниками ВНИИ ГОЧС для оценки преимуществ и недостатков технологий развертывания были разработаны программа проведения опытной эксплуатации ПВР на 125 пострадавших в зимний и летний периоды и план-схема развертывания ПВР на 125 пострадавших (рис. 1) с экспликацией зданий и сооружений (табл. 1).

Опытная эксплуатация

Опытной эксплуатации подвергался один комплект ПВР, на 125 человек.

1. Характеристика ПВР. Наименование документов, на основании которых он разрабатывался.

1.1. ПВР предназначен для размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.

1.2. ПВР и Типовой проект на него разработаны ФГУ ВНИИ ГОЧС по техническому заданию на научно-исследовательскую работу «Разработка технического проекта создания и обустройства типового быстровоз-водимого пункта временного размещения (ПВР) населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, доставляемого к местам назначения авиацией МЧС России и функционирующего в автономном режиме», и техническому заданию на закупку типового быстровоз-водимого пункта временного размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.

2. Цели испытаний.

2.1. Определение возможности использования об-

разца ПВР для размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.

2.2. Определение целесообразности принятия ПВР на снабжение и постановки его на серийное производство.

2.3. Определение условий хранения, времени разгрузки/погрузки составных частей ПВР и времени монтажа / демонтажа всего комплекса ПВР до приведения в готовность к действию по предназначению.

2.4. Определение возможности многократного использования ПВР по предназначению (по количеству раз развертывания и свертывания или сроку службы).

3. Результаты испытаний.

3.1. Комиссии были представлены: — один комплект типового проекта;

комплект ПВР для размещения 125 человек пострадавших;

программа проведения опытной эксплуатации ПВР, утвержденная начальником УФПТ МЧС России.

3.2. Опытная эксплуатация.

3.2.1. Опытная эксплуатация ПВР проводилась в климатических условиях:

зимой — температура окружающего воздуха — -38 °С ночью, -30—32 °С днем; ветер — северный, атмосферные осадки — снег, метель.

летом — температура окружающего воздуха — +28 °С ночью, +34—36 °С днем; ветер — юго-восточный, атмосферные осадки — дождь, град.

3.2.2. В процессе проведения опытной эксплуатации комиссия установила, что полнота и качество эксплуатационной документации, имеющейся на некоторые элементы ПВР, позволяет его грамотно и квалифицированно эксплуатировать (рис. 1, табл. 1).

Однако из-за отсутствия технологических карт очередности развертывания зон ПВР (жилой; санитарной; бытового обслуживания; хозяйственной (складской); медицинской; сооружения подъездных путей) и инструкций по сборке/разборке оборудования на некоторые виды агрегатов развертывание ПВР было затруднено.

Опытная эксплуатация ПВР показала, что:

для развертывания, монтажа и подготовки к работе всех элементов ПВР на 125 человек требуется 13 человек (табл. 2);

для обслуживания пострадавших при размещении 125 человек, а также для обеспечения и обслуживания систем электроснабжения, водоподготовки, отопления, вентиляции и водоочистки требуется 13 подготовленных (обученных) специалистов (табл. 3).

3.2.3. Опытная эксплуатация ПВР показала, что его установка, эксплуатация и демонтаж являются сложными, что требует разработки соответствующих технологий и технологических карт, привязанных к:

конкретной чрезвычайной ситуации (предполагаемая продолжительность размещения пострадавшего населения);

Рис. 1. План-схема развертывания ПВР на 125 пострадавших

Таблица 1

Экспликация зданий и сооружений ПВР на 125 человек для проведения опытной эксплуатации и оценки преимуществ и недостатков технологий развертывания ПВР

ЛР поз Наименование Кол-во

1 Палатка на 5 чел 100

2 Палатка для персонала на 5 чел 20

3 Кухня полевая 4

4 Медпункт 2

5 Школа 2

б Дизель-генератор 8

7 Площадка под магазин 1

в Душевая 4

9 Прачечная 1

10 Склад продовольственный 2

11 Склад вещевой 2

12 Административный блок 1

13 Емкость ГСМ 4

К Умывальники групповые 4

15 Туалет 4

16 КПП 1

N3 поз Наименование Кол-во

17 Клуб 1

18 Палатка отопительная на 2 установки 18

19 Спортивная площадка 2

20 Столовая и

21 Палатка установки водоподготовки 1

22 Палатка установки очистки сточных вод 1

23 Палатка емкости привозной воды 1

2и Палатка емкости осветленной воды 1

25 Система пожаротушения 2

26 Детский городок 2

27 Место для курения 4

28 Вертолетная площадка 1

29 Парковка автотранспорта 1

30 Площадка для мусора 4

31 Холодильно-рефрижераторный блок 1

32 Склад твердого топлива 1

33 Палатка пожаротушения 2

Таблица 2 Штатный список специалистов для развертывания, монтажа/демонтажа и подготовки к работе всех элементов и сооружений ПВР на 125 человек

I. Личный состав Чел.

Бульдозерист 1

Автокрановщик 1

Стропальщик 2

Слесарь-электрик для работы на установках до 1000 Вольт 2

Разнорабочий 2

Специалист по системам водоподготовки (водоснабжения) 1

Специалист по системам водоочистки (водоотведения) 1

Специалист по системам отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепловым сетям 2

Водитель категории «С» (грузовой транспорт) 1

погодным условиям (температура и время года); количеству пострадавших (в случае развертывания ПВР на 125, 250, 375 и 500 человек очередность возведения элементов может отличаться); имеющемуся составу сил и средств; имеющимся системам водопровода и электричества;

подготовленности площадки под ПВР.

3.3. Проверена возможность обеспечения пострадавшего населения и персонала для зимнего периода: термобельем; индивидуальными обогревательными элементами, активируемыми от воздействия с воздухом (грелки для рук, ног, тела); дополнительными источниками отопления, печками;

3.4. Опытная эксплуатация ПВР показала целесообразность принятия ПВР на снабжение;

3.5. В ходе опытной эксплуатации ПВР выявлено, что он может храниться, и с учетом сохранности и целостности составных частей пригоден для разгрузки/погрузки, монтажа/демонтажа и приведения всего комплекса ПВР в готовность к действию и многократному использованию по предназначению.

Рис. 2. Общий вид ПВР-125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 Штатный список специалистов для обслуживания пострадавших при их размещении и поддержании в рабочем состоянии всех элементов и сооружений ПВР на 125 человек

I. Личный состав Чел.

Начальник ПВР 1

Повар 2

Врач-терапевт 1

Медсестра 2

Слесарь-электрик для работы на установках до 1000 Вольт 1

Комендантский взвод 2

Специалист по системам водоподготовки (водоснабжения) 1

Специалист по системам водоочистки (водоотведения) 1

Специалист по системам отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепловым сетям 1

Водитель категории «С» (грузовой транспорт) 1

3.6. В процессе проведения опытной эксплуатации были выявлены следующие неисправности, недостатки и замечания:

замки-молнии на входе на внешнем и внутреннем наметах у пяти палаток «Арсенал-5» вышли из строя в течение первых четырех дней от частого использования. Вероятная причина поломок: установка палаток на неподготовленной площадке, что повлекло за собой перекосы в конструкции и сбой размерности внешнего намета, и невозможность или сложности закрытия замка-молнии на входной двери;

выявлена недостаточная конструктивная жесткость самонесущих каркасов палатки «Арсенал-5», (из-за неполного крепления кольев каркас палаток «Арсенал-5» у 4-х палаток не выдержал ветровой нагрузки, в результате чего произошло его сгибание);

невысокая прочность сварных соединений каркаса палаток «Арсенал-5» привела к его поломке у 3-х палаток;

требуется очень длительное время на установку напольного покрытия типа «Унипол» жилых палаток «Арсенал-5» (до 1,5 часов, 96 плиток размером 50 х 50 см соединение вручную с помощью резинового молотка);

напольное покрытие типа «Унипол», из-за соеди-

Рис. 3. Общий вид палаток

нительных швов, которые на морозе могут расходиться и ломаться, а также затрудняют проведение дезинфекционной и санитарной обработки помещений имеет большой вес (одна плитка 50 х 50 см — 2,1 кг.) и не подходит для дальнейшего использования;

пол жилых палаток «Арсенал-5» не утеплен, что ведет к потере тепла и требует повышенной производительности отопительной установки;

из-за отсутствия входного тамбура при сильном ветре происходит попадание холодного воздуха и снега внутрь жилых палаток «Арсенал-5» под входной/выходной частью внешнего и внутреннего намета, что ведет к охлаждению палатки и образованию грязи и слякоти при входе в палатку;

сумки № 1, 2, 3, 4 для укладки и переноски палаток «Арсенал-5» обладают низкой прочностью: практически все ручки оторвались, материал сумок не выдержал нагрузок (каркас палатки разрывает сумку) при загрузке/разгрузке и перемещении сумок с палатками к месту сборки и монтажа;

карманы для описи вложения на сумках № 1, 2, 3, 4 для укладки и переноски палаток «Арсенал-5» в условиях зимней эксплуатации «полопались» на морозе, в результате чего дальнейшее их использование не представляется возможным и затрудняет укладку комплектующих палаток;

сборная мебель, использующаяся в ПВР, обладает недостаточной конструктивной жесткостью, качеством исполнения и соединения фрагментов конструкции: столешницы у 10-ти столов «отсоединились» от креплений в местах присоединений к основанию; в местах соединений элементов конструкций ширм и тканевых стеллажей не везде, где требуется, просверлены монтажные отверстия, что затрудняло их сборку; в процессе эксплуатации винты и гайки, гравера и шайбы от ширм, вешалок для одежды, стеллажей тканевых постоянно раскручивались из-за маленького размера самого винта; средние опоры кроватей-раскладушек не выдерживают средних нагрузок, в результате чего сгибаются и переламываются; стеллажи, вешалки, ширмы монтируются длительное время (по 1 часу 20 мин. каждый) и с большими трудозатратами; в упаковках, в большинстве случаев (80 %), отсутствуют необходимые инструменты для сборки;

палатки для приема пищи «Арсенал-5» не подходят для комплектования из них столовой в связи с их недостаточной вместимостью, что приводит к увеличению времени приема пищи в два раза;

Рис. 4. Дизельная электростанция и щит электрораспределения

заводская упаковка из картона и полиэтилена для мебели не подходит для нескольких циклов хранения, транспортировки, выгрузки, загрузки, упаковывания мебели и пригодна лишь для одноразового использования;

отсутствие чехлов и упаковки для перевозки постельной группы, нательного белья, полотенец, скатертей и остальных вещей первой необходимости делает невозможным их перевозку и хранение;

конструкция отопительного агрегата «Антарес» позволяет размещать его вне помещения, однако требуется доработка для размещения на открытой площадке в виде дополнительного короба, изолирующего от внешнего воздействия;

конструкция воздуховодов из мягких труб от отопительного агрегата «Антарес» к палаткам обладает большой теплопотерей и малой механической стойкостью. Обнаружено несколько прорывов размером от 2 до 80 см2;

конструкция торцевых стенок воздуховодов, подвергаясь воздействию высокой температуры, за 10 дней эксплуатации расплавилась;

для обогрева жилых палаток в аварийных ситуациях не предусмотрены альтернативные источники тепла — печи для отопления дровами;

требования по эксплуатации электрического кабеля (АВБбШв ВБбшв), используемого в составе ПВР, не соответствуют климатическим условиям опытной эксплуатации, что потребовало его предварительного прогрева (не менее 12 часов) и нарезания, что увеличило время развертывания ПВР;

несоответствие ПВР требованиям пожарной безопасности (невозможность тушения резервуаров с ГСМ, отсутствие средств их активной противопожарной защиты (огнетушителей углекислот-ных ОУ-1,ОУ-2,ОУ-3,ОУ-5 для тушения загораний в периметре жилой и складской зоны, огнетушителей углекислотных ОУ-20 или ОУ-40 для тушения загораний электроустановок, находящихся под напряжением));

невозможность использования бухт (катушек) с электрическим кабелем, используемым в составе ПВР ввиду отсутствия специальных приспособлений (козлов) для размотки, инструментов для нарезки кабеля, а также наконечников на нарезанных кабелях;

большая трудоемкость, длительность укладки и стыковки элементов тротуарной плитки размером 50 х 50 см (резиновым молотком), (в составе ПВР на

Рис. 5. Установка водоподготовки

125 человек предусмотрена укладка 433 метров плитки (866 элементов);

отрицательные температуры затрудняют приготовление пищи с использованием кухни прицепной КП-130 и помывку котлов на открытом воздухе;

персональные наборы одноразовой посуды в количестве 1250 штук из расчета обеспечения ПВР на 125 чело век занимают очень большой объем (30 персональных наборов в коробке размером 35 х 30 х 50 см (всего 42 коробки);

в предусмотренных проектом дизельных электростанциях на 400 кВт для ПВР необходимости нет, так как реальный расход электроэнергии составляет не более 250 кВт, что значительно снизит расход дизельного топлива на ПВР;

электрораспределительные щиты не имеют соответствующей степени защиты для уличных условий эксплуатации и требуют доработки;

доставка и установка дизельной электростанции FG Wilson P 500 Р3кВа требует применения грузоподъемной техники.

4. Рекомендации комиссии по результатам испытаний.

4.1. По результатам опытной эксплуатации комиссия считает необходимым провести следующие мероприятия:

для обеспечения хранения, обслуживания и ремонта составных частей ПВР на 125 человек и подготовки его к приведению в готовность к действию по предназначению требуется оборудованное мойкой, сушилкой, ремонтным оборудованием и грузоподъемной техникой отапливаемое хранилище площадью 2000 м2;

для развертывания, монтажа и подготовки к работе всех элементов ПВР на 125 человек требуется 13 человек;

для обслуживания пострадавших при размещении 125 человек требуется 13 специалистов, а также их обучение, подготовка и допуск к определенными видам работ в ПВР по обслуживанию систем: отопления и вентиляции, электроснабжения, водоподготовки, водоочистки;

необходимо разработать схему электрических сетей ПВР по каждой зоне, дополнительно к общей;

в каждой палатке необходимо предусмотреть кармашки для размещения описи имущества, инструкций по эксплуатации и проживанию, термометров, а также устройства для установки в палатках средств пожаротушения (огнетушителей и т.п.);

палатки для приема пищи «Арсенал-5» заменить на палатки типа СМ.ПКн-52 «Омнимед», что увеличит вместимость и приведет к сокращению времени приема пищи в два раза;

складские палатки типа «Арсенал-5» (продовольственный и вещевой склад) заменить на палатки типа СМ.ПКн-36 «Омнимед», в связи с их большей вместимостью более высокой функциональной приспособленностью для данных целей;

необходимо предусмотреть дооборудование палатки «Арсенал-5» входным тамбуром или в качестве альтернативы возможно использовать палатки типа СМ.ПКн-25 (Омнимед) в качестве жилых;

требуется теплоизолировать пол жилых палаток «Арсенал-5»;

необходимо усовершенствовать сборные конструкции используемой мебели, а именно стеллажей тканевых, кроватей-раскладушек, столов «Прометт», или заменить их на складные шкафы тканевые, кровати-раскладушки, столы типа «Омнимед»;

внести в комплектацию ПВР упаковку для складной мебели, пригодную для нескольких циклов хранения, транспортировки, выгрузки, загрузки, упаковывания мебели для многоразового использования;

включить в Типовой проект ПВР бытовые стиральные машины с массой загрузки белья до 5 кг в количестве 4—6 штук;

доработать конструкцию отопительного агрегата «Антарес» для размещения на открытом воздухе (предусмотреть кожух и ограждения, опоры (полозья) и т.п.);

конструкция воздуховодов от отопительного агрегата «Антарес» требует теплоизоляции, использования более прочного материала и защиты от внешних воздействий (снег, град);

конструкцию торцевых стенок воздуховодов от отопительного агрегата «Антарес» требуется доработать во избежание расплавлений от температурных воздействий;

Рис. 6. Воздухонагреватель и система отопления по воздуховодам

Рис. 7. Медицинский пункт

воздуховоды внутри палаток выполнить из ткани на основе ПВХ (4000 мм) с металлизированными выходами для воздуха;

рекомендуется использование систем солнечного электроснабжения (освещения) типа «Спас-60» жилых и технических палаток;

предусмотреть крепление для солнечных батарей на внешнем намете палаток;

электроснабжение палаток (12 Вт) должно быть укомплектовано светодиодными светильниками (3 штуки внутри палатки, 2 штуки — уличные светильники) с нарезанными проводами, нужной длины в соответствии с назначением палатки, с вмонтированными включателями и выключателями, обеспечивающими их безопасность использования;

внести в комплектацию ПВР чехлы и упаковки для перевозки постельной группы, нательного белья, полотенец, скатертей и остальных предметов первой необходимости;

внести в комплектацию ПВР продовольственные комплекты на 3(трое) суток трехразового питания пострадавшего населения и специалистов, обеспечивающих работу всех элементов ПВР и обслуживающих размещение пострадавших;

внести в комплектацию ПВР термобелье (по одному комплекту) на человека;

внести в комплектацию ПВР индивидуальные обогревательные элементы, активируемые от воздействия с воздухом (грелки для рук, ног, тела) (по одной упаковке каждого элемента);

на внешнюю обшивку палаток «Арсенал-5» нанести символику МЧС России;

исключить металлическую посуду из комплекта жилых палаток;

для обогрева жилых палаток в аварийных ситуациях предусмотреть альтернативные источники тепла — печи в количестве 5—10 штук на 125 человек для отопления дровами;

предусмотреть возможность тушения огня при возгорании элементов жилой зоны, складов, резервуаров с ГСМ и включить в проект средства их активной противопожарной защиты (огнетушителей углекислотных ОУ-1,ОУ-2,ОУ-3,ОУ-5 для тушения загораний в периметре жилой и складской зоны, огнетушителей угле-кислотных ОУ-20 или ОУ-40 для тушения загораний электроустановок, находящихся под напряжением);

разработать схему электроснабжения и освещения палаток;

рассмотреть возможность уменьшения количества дизельных электростанций, в связи с появлением в качестве альтернативного источника питания — солнечных батарей;

использовать электрический кабель, нарезанный по требуемой длине, согласно схеме электроснабжения палаток и маркированный по метражу согласно электрической схеме;

предусмотреть возможность замены в составе ПВР

элементов тротуарной плитки размером 50 х 50 см рулонными дорожками общей длиной, предусмотренной Типовым проектом и техническим заданием;

кухню прицепную КП-130 оставить как резервный источник приготовления пищи и ввести в состав ПВР кухню с возможностью приготовления пищи в закрытом помещении типа контейнера;

рассмотреть возможность замены кухонь с учетом загрузки в самолет ИЛ-76;

использовать не персональные наборы одноразовой посуды, занимающие очень большой объем, а комплекты одноразовой посуды общей укладки по каждому наименованию (тарелка глубокая — 1000 штук, ложка — 1000 штук, вилка — 1000 штук, стакан — 1000 штук);

заменить щиты электрораспределительные на имеющие соответствующую степень защиты для уличных условий эксплуатации;

использовать дизельную электростанцию FG Wilson P 500 Р3 кВт на прицепном автомобильном шасси и в утепленном контейнере;

рассмотреть возможность замены дизельных электростанций с учетом загрузки в самолет ИЛ-76.

5. Выводы комиссии.

5.1. ПВР подготовлен в условиях опытного производства.

5.2. Представленный в опытную эксплуатацию ПВР подготовлен в соответствии с требованиями конструкторской документации и, в основном, соответствует требованиям типового проекта палаточного городка (пункта временного размещения) для пострадавшего в ЧС населения.

5.3. Примененные покупные узлы и детали в основном обеспечивают заданные в проекте параметры образца.

5.4. Выполненный объем опытной эксплуатации показал, что образец ПВР обеспечивает заданные в техническом задании основные технические характеристики в зимних и летних условиях I климатической зоны РФ.

5.5. ПВР опытную эксплуатацию выдержал и с учетом доработки согласно указанным недостаткам и замечаниям может быть рекомендован для принятия на снабжение МЧС России.

5.6. Выявленные в процессе опытной эксплуатации замечания и предложения должны быть учтены ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и ОАО «Арсенал спасения» при доработке типового проекта и эксплуатационной документации на него до поставки оставшейся части ПВР и предъявления образца и документации на рассмотрение комиссии.

5.7. Для обеспечения хранения, обслуживания и ремонта составных частей ПВР после использования и подготовки к последующему использованию по предназначению требуется постройка, оборудованная мойкой, сушилкой, ремонтным оборудованием и грузоподъемной техникой отапливаемого хранилища площадью до 2000 м2.

Выводы

Для дальнейшего совершенствования всей системы жизнеобеспечения населения в условиях ЧС необходима организация и проведения комплексной НИР с созданием творческого коллектива из специалистов в этой области знаний: практиков — работников органов управления по делам ГОЧС России всех уровней (муниципальное образование, субъект, регион РФ), заинтересованных департаментов МЧС России (ДТП, ДОУ,ДГЗ, УФПТ, НТУ и д.р.), представителей взаимодействующих систем (Минобороны, МВД, Минсвязи, Минтранспорта, Минздравсоц-развития, Минприроды и д.р.), а также научные коллективы ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ФГУ ВНИИ ПО, ЦСИ, АГЗ и других.

Одновременно с опытно-конструкторскими работами над ПВР необходимо также разрабатывать:

выбор вариантов структуры и состава таких мобильных формирований в составе сил РСЧС (МЧС России);

схемы развертывания для различных составов оборудования ПВР;

технологии развертывания (очередность по составным модулям) ПВР;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организационно-штатную структуру подразделений руководства и обслуживания ПВР;

требования к руководящему и обслуживающему персоналу ПВР;

предложения (инструкции) по хранению и обслуживанию ПВР в местах его дислокации;

требования (инструкции) по переводу ПВР из режима длительного хранения в режимы транспортировки и развертывания в зоне ЧС;

методику оценки эффективности ПВР и его составляющих частей (модулей);

методику применения ПВР в различных видах ЧС.

Таким образом, возникает потребность в разработке научно-методического аппарата, позволяющего обосновывать состав оборудования, объемно-планировочные решения, порядок выполнения работ и состав сил и средств.

После проведения комплексной НИР и ОКР целесообразно разработать, широко обсудить, утвердить, издать и распространить во всех органах РСЧС и МЧС России единый нормативно-методический документ типа руководства по жизнеобеспечению населения в ЧС или Справочник спасателя МЧС России по вопросам жизнеобеспечения населения в ЧС.

Литература

1. Гражданская защита: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005, 569 с.

2. Дурнев Р.А., Трофимов А.В., Насобин А.А. Методический аппарат обоснования рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего

от аварий, катастроф и стихийных бедствий // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7 № 4.

3. Трофимов А.В. Методический аппарат обоснования рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8 № 4.

4. Трофимов А.В. Предложения по выбору рациональной технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Москва, Центр-Антистихия. Материалы XI научно-практической конференции «Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций», 5—6.10.2011.

5. Трофимов А.В. Технологии развертывания временных городков для размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Мкр. Новогорск, г Химки, Московской обл., АГЗ МЧС России. Мат-лы междунар. научно-практ. конф. «Комплексная безопасность. Новые горизонты», 25.11.2011.

6. Трофимов А.В., Марков Г.С., Щеголькова В.В. Определение средств первичного жизнеобеспечения... // Сб. 07898. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. Вып. 15.

7. Пчелкин В.И. К вопросу о создании временных жилых городков для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях // Технологии гражданской безопасности. 2009. Т. 6. № 3—4.

8. Типовой проект палаточного (пункт временного размещения) городка для пострадавшего населения в ЧС. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.

9. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС. М.: ВНИИ ГОЧС, 1999.

10. Рекомендации по оборудованию и жизнеобеспечению полевого палаточного лагеря для временного размещения эвакуированных и беженцев. М.: ГКЧС России, 1992.

11. Рекомендации по созданию пунктов временного размещения (ПВР) пострадавшего в ЧС населения. М.: Департамент территориальной политики МЧС Росси, 2005.

12. ВСН 199-84 «Проектирование и строительство временных поселков транспортных строителей».

13. ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения».

14. ГОСТ 22853-86 «Здания мобильные (инвентарные). Общие технические требования».

15. СНиП 23-0-99 «Строительная климатология».

16. СНиП П-7-81 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов, жилые и общественные здания».

17. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. М.: Деловой экспресс, 2006. 316 с.

18. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофические наводнения начала XXI века: уроки и выводы. М.: ООО «Дэкс-Пресс», 2003.

19. ГОСТ 27.002—89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения».

20. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях: Учебн. М.: МО СССР, 1981. 218 с.

21. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

22. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учеб. пособ. для органов управл. РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук, 2002.

23. Акимов В.А., Ю.Л. Воробьев, Фалеев М.И. и др. Безопасность жизнедеятельности: Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. пособ. М: Высшая школа, 2006, 592 с.

24. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Сведения об авторах

Трофимов Алексей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ВрИО с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (903) 290-65-02. E-mail: avt-75@pochta.ru

Немцова Ирена Владимировна: ОАО «Арсенал спасения» при МЧС России, рук. проекта. Тел.: (499) 343-78-83. E-mail: nemirena@mail.ru

Правдюков Герман Юрьевич: 179-й спас. центр МЧС России, нач. комплекса. тел. 8(926) 156-07-80. E-mail: gerain81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.