УДК 365:614.8
К вопросу о создании временных жилых городков для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях
© Технологии гражданской безопасности, 2009
В.И. Пчелкин И.В. Панов
Аннотация
В статье рассмотрены основные аспекты создания временных жилых городков для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, как одного из первоочередных видов жизнеобеспечения населения в ЧС - обеспечением жильём. Предлагаются пути решения этой проблемы.
Ключевые слова: безопасность; жизнеоспечение в чрезвычайных ситуациях, быстровозводимые комплексы, пункты временного размещения.
Regarding construction of temporary settlements for population affected in emergencies
© Civil Security Technology, 2009
V. Pchelkin I. Panov
Abstract
The present article examines the main aspects of constructing temporary settlements for affected population in emergency situations, as one of the ways to provide shelter and protection for such people. The article discusses the ways of solving this problem.
Key words: safety; provision of population with shelter and life necessities in emergencies, types of life necessities, primary life necessities for population in emergencies, temporary settlements, camps, prefabricated settlements, housing certificates, mobile complex for provision of affected population with life necessities, temporary accommodation centers for affected population in emergencies
Проблема жизнеобеспечения населения, пострадавшего и спасенного во всех видах и типах чрезвычайных ситуаций — одна из самых недостаточно решенных в системе задач, решаемых МЧС России с органами управления страны всех уровней. Согласно ГОСТ Р.22.3.05-96 БЧС — жизнеобеспечение населения в ЧС (ЖОН ЧС) есть совокупность взаимосвязанных по времени, русур-сам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке [3].
При этом из всего комплекса мероприятий по жизнеобеспечению выделяются первоочередные, от которых в первую очередь зависит выживаемость людей, пострадавших в ЧС. К самым первоочередным видам ЖОН в ЧС относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильём. Более десятка
других видов жизнеобеспечения можно, на наш взгляд, считать не первоочередными. К настоящему времени в Российской Федерации сложилась структура системы жизнеобеспечения населения, пострадавшего и спасённого в чрезвычайных ситуациях (схема на рис.1).
На схеме видно, что организация жизнеобеспечения пострадавшего населения осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами РСЧС, а также комиссиями по ЧС (КЧС и ПБ) на всех уровнях: федеральном, региональном, территориальном (местном) и объектовом. Ответственным за организацию подготовительных работ по подготовке территории к первоочередному ЖОН в ЧС являются Главные управления МЧС России по субъектам РФ, а также органы управления ГОЧС всех уровней.
Одним из проблемных и трудоёмких вопросов первоочередного жизнеобеспечения является обеспечение ж и л ь ё м пострадавшего и спасённого в чрезвычайных ситуациях населения. Основными источниками (или средствами) и способами обеспечения жильём в зоне чрезвычайной ситуации или за её пределами являются (рис.2):
• прямое подчинение и руководство,_____- оперативное подчинение и руководство
Рис.1. Принципиальная структура системы жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях
Рис.2. Основные источники, средства и способы обеспечения жильём пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения
уцелевшие жилые дома (независимо от форм собственности);
уцелевшие общественные и административные здания (общежития, гостиницы, школы, детские сады, детские лагеря, туристические базы, дома отдыха, санатории, пансионаты, клубы, театры и кинотеатры, офисы и т.п.);
дачные поселения, землянки, бытовки на стройках; транспортные средства (железнодорожные вагоны, автобусы, гаражи и т.п.);
временные жилые сооружения, возводимые сразу же после свершившейся чрезвычайной ситуации (палаточные лагеря и городки, быстровозводимые или мобильные комплексы жизнеобеспечения).
Кроме того, обеспечение пострадавших людей жильём, потерянным безвозвратно во время ЧС, в последующем (после ликвидации ЧС) осуществляется за счёт страховых выплат (помощи государства), путём выдачи жилищных сертификатов.
В нашей стране имеется богатый опыт по созданию временного ( в основном, палаточного) жилья и городков для пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Это — землетрясения в Ашхабаде (1948 г.), Ташкенте (1967 г.), в Армении (Спитак, 1988 г.), на о.Сахалин (2000 г.), заторные наводнения в г.Ленск 1998 и 2002 г.г.), и других чрезвычайных ситуаций, а также в период проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, вооруженного конфликта в Южной Осетии (2008 г.). Об указанных выше временных поселениях (городках) имеется не полная информация об опыте их создания, использования, свёртывания и т.п. Вместе с тем указанный опыт показывает, что нам необ-
ходимо переходить от палаточного жилья к более современным формам и способам, например, к мобильным и быстровозводимым комплексам жизнеобеспечения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения.
Основными нормативно-методическими и рекомендательными документами по вопросам организации временного размещения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения в фонде документов МЧС России в настоящее время являются (рис.3).
«Рекомендации по оборудованию и жизнеобеспечению полевого палаточного лагеря и городков для временного проживания эвакуированных и беженцев». ГКЧС России, 1992 г. ;
«Градостроительные нормативы и временные нормы проектирования пунктов приёма и городков для временного проживания эвакуированных и беженцев". ВНИИ ГОЧС, 1993 г.;
«Руководство по применению мобильного комплекса жизнеобеспечения населения (МКЖ) в условиях ЧС (проект)». ВНИИ ГОЧС, 1998 г..;
«Рекомендации по созданию пунктов временного размещения (ПВР) пострадавшего в ЧС населения». Департамент территориальной политики МЧС России, 2005 г.
Последний документ наиболее современен, его содержание включает: общие положения создания ПВР (основные понятия, цель создания, условия возникновения необходимости в нём); принципы создания ПВР и организации ЖОН в ЧС; требования к местам размещения, планировке, инженерное оборудование; основные положения организации жизнеобеспечения пострадавшего населения в пункте временного размещения;
Рис.3. Основные нормативно-методические и рекомендательные документы по вопросам размещения пострадавшего
населения
организационно-штатная структура управленческого и обслуживающего персонала; перечень имущества для комплектации ПВР; нормы и нормативы обеспечения пострадавшего населения; мобильные технические средства жизнеобеспечения населения; перечень нормативных документов для проектирования ПВР.
К сожалению, в этих «Рекомендациях...» отсутствуют рекомендуемые чертежи варианта ПВР и его функциональных зон с указанием необходимых размеров; не указаны способы организации каждого вида жизнеобеспечения, не указаны отправные положения — кто создаёт, формирует и обеспечивает всем необходимым этот ПВР, время его развёртывания (возведения), существования и свёртывания в зоне ЧС и районе эвакуации; места хранения оборудования ПВР; нет специфики функционирования ПВР в зависимости от вида и масштаба ЧС, отсутствует финансовая составляющая (стоимость всего оборудования, обеспечения, обслуживания и т.п.).
В период 1995—2001 гг. по заданию МЧС России ВНИИ ГОЧС вел активную научно-прикладную разработку новой технологии в проблеме ЖОН в ЧС — мобильного комплекса жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах ЧС (МКЖ), в районах эвакуации, этнических и других конфликтов, а также в военное время
Комплекс МКЖ разрабатывался как совокупность автономных технических средств, запасов материальных ресурсов и услуг первоочередного ЖОН, предназначенных для самостоятельного передвижения (переброски) различными видами транспорта с целью быстрой доставки и обеспечения (снабжения) пострадавшего населения. Были разработаны концепция и принципы применения МКЖ (1996 г.), проекты всех модулей МКЖ (1997—2001 г.г.), проект руководства по применению МКЖ в условиях ЧС и организационно-штатная струк-
тура мобильных формирований и обслуживающего персонала (1998 г.), а также были изготовлены и прошли испытания опытные образцы двух модулей — жилого и медицинского (2001 г.).
В составе МКЖ планировалось иметь 9 модулей: жилой, водоснабжения, питания, предметов первой необходимости, коммунально-бытовой, медицинский, связи и управления, энергетический, инженерного и ремонтно-эксплуатационного обеспечения. Схема варианта МКЖ показана на рисунке 4.
По ряду неясных причин в 2001 году по распоряжению МЧС России работа над МКЖ в системе институтов ВНИИ ГОЧС и ЦНИИ МАШ и его реализация были прекращены. На наш взгляд, работу по созданию МКЖ необходимо возобновить и завершить согласно первоначальному замыслу. Одним из основных направлений совершенствования ЖОН при ЧС на современном этапе видится практическое использование МКЖ при ликвидации ЧС.
Комплекс МКЖ проектировался с высокими техническими характеристиками, позволявшими использовать его практически в условиях бедствий любого характера. При численности персонала около 110 человек планировалось обеспечивать обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования комплекса 3 суток, а при периодическом пополнении запасов — до 30 суток. МКЖ мог самостоятельно передвигаться на автомобилях, а также транспортироваться по железной дороге и на самолетах.
Комплекс планировалось базировать в каждом региональном центре МЧС России вблизи от зон вероятных ЧС. Он должен был привязываться к автомагистралям, железным дорогам и аэропортам в зависимости от варианта МКЖ. Плечо выдвижения МКЖ в зону ЧС: автомобильного — до 500 км, железнодорожного — до 1500 км,
Рис. 4. Мобильный комплекс жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах ЧС (МКЖ)
авиационного — 1500 — 3000 км. Время прибытия в зону ЧС — через 16 — 17 часов. Полное развертывание в зоне 26 часов. Весь комплекс МКЖ в районе ЧС занимает участок размером 225 х 225 м (5 гектар).
Для продолжения разработки нового проекта, а затем и создания комплекса МКЖ, необходимо на конкурсной основе привлечь проектную организацию, предприятие — изготовитель, провести расчёт финансирования этих работ, а также испытания опытных образцов. Нужна программа использования комплексов МКЖ, а также организация подготовки кадров (работников) для них.
Неуклонное возрастание количества, разнообразия и масштабов чрезвычайных ситуаций затрудняет нашему государству качественно и своевременно выполнять одну из своих важнейших функций — поддержание нормальных условий жизнедеятельности населения страны. В связи с этим научно-практические очертания (границы) области проблемы ЖОН в ЧС постоянно меняются и, как правило, расширяются во всех уровнях: концептуальном, исследовательском, инструментальном и прикладном. Например, необходимы исследования многих факторов, влияющих на размещение временных жилых городков и пострадавшего населения (рис. 5).
Предлагаем активизировать научные исследования и прикладные разработки по совершенствованию организационных, экономических и правовых аспектов проблемы ЖОН в ЧС, а также по реализации (внедрению) новых подходов, методов, способов и новых тех-
нических средств жизнеобеспечения пострадавших в ЧС — в практическую деятельность органов РСЧС и МЧС России всех уровней.
Проведенный Управлением Федеральной поддержки территорий МЧС России 18 февраля 2009г. семинар по теме «Создание мобильных быстровозводимых жилых городков для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях» позволил выявить (определить) несколько фирм (организаций), имеющих возможность разработать, а затем изготовить варианты таких городков, отвечающих основным требованиям: оперативность, мобильность, соответствие нормам безопасности, вариативность, долговечность, экономичность при проектировании, изготовлении, испытаниях, доставке в районы ЧС и обратно, при возведении, эксплуатации, разборке и хранении на базах.
Такими фирмами (компаниями) являются: ООО «Компания ЦСР» (г.Москва); ЗАО НПО «Центр Профессионального снаряжения» (г.Санкт-Петербург); ООО «Ореол Техно» (г. Ульяновск); ООО «ОМНИМЕД» (г. Нижний Новгород); «Строительная Компания «Ель» (г. Пестово, Новгородской области); ООО «Корнер Тент-Сервис» (г.Москва); ООО «Союзимпорт» (г.Москва), а также НПО «Средства спасения» (г. Москва).
Значительный интерес у специалистов МЧС России вызвала продукция ООО «Компания ЦСР» (г.Москва). Фирма имеет практику возведения автономных жилых
Рис. 5. Основные факторы, влияющие на размещение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях
городков из быстровозводимых конструкций для Министерства обороны Российской Федерации, Газпрома, и других ведомств. Изготавливаются металлические «морские» контейнеры (размер 6х2,5 м, вес 1900 кг, вместимость на 4 человека), транспортабельные на всех видах транспорта. Они хранятся на открытых площадках или на складах. Из контейнеров формируются блоки: медицинские, сантехнические, туалетные, душевые, кухонные, столовые (на 30 человек), а также общежития, поселки, «вахтовые городки».
Продукция ЗАО НПО «Центр Профессионального снаряжения» (г. Санкт-Петербург) — мобильные бы-стровозводимые жилые городки, ангары, павильоны и т.п., на базе пневмокаркасных и каркасных утеплённых тентовых и палаточных модулей, практически используемых в Арктике, Антарктиде, в МВД, а также в МЧС России. Вместимость — от 4—6 до 50—80 человек.
Продукция ООО «Проектно-производственного и информационного центра» «ОМНИМЕД» (г. Нижний Новгород) — мобильные каркасные палатки, складное оборудование и оснащение жилого и медицинского модулей, внутреннее оборудование для всех видов модулей и др. Практически используется в Министерстве обороны Российской Федерации, МВД и МЧС России, а также в Республике Беларусь, в Армении и Иране.
Продукция Строительной Компании «Ель» (г. Пе-стово, Новгородской области) — металлические контейнеры типа бытовок, собираемые в блоки — жилые городки для строителей жилых домов. Транспортируются на прицепах автомобилей КАМАЗ и железной дорогой. Стоимость одного блок-контейнера от 56 до 60 тысяч рублей.
Продукция ООО «Корнер Тент-Сервис» (г. Москва)
— пневмо-каркасно-тентовые сооружения. Лёгкие, могут занимать большие площади (например, на стадионах, школьных дворах) для временного размещения многочисленных пострадавших (от 500—1000 до 4800 человек). 6 монтажников монтируют такие сооружения за 2—5 дней.
Продукция ООО «Групп» — быстровозводимые каркасные дома в районах многих ЧС (г. Ленск, Кубань и др.).
Продукция научно-производственного центра «Средства спасения» (г.Москва) — специальный мобильный комплекс технических средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения на базе автомобиля КАМАЗ и бортового прицепа с оборудованием.
На наш взгляд для дальнейшего совершенствования всей системы жизнеобеспечения населения в условиях ЧС необходима организация и проведение комплексной НИР с созданием творческого коллектива из специалистов в этой области знаний: практиков — работников органов управления по делам МЧС и ГОЧС России всех уровней (объект, муниципальное образование, субъект, регион РФ), заинтересованных департаментов МЧС России (ДГЗ, ДТП, ДОУ, и д.р.), представителей взаимодействующих систем (Минобороны, МВД, Минсвязи, Минтранспорта, Минздравсоцразвития, Минприроды и других), а также научные коллективы ВНИИ ГОЧС, ВНИИ ПО, ЦСИ, АГЗ и других.
Одновременно с опытно-конструкторскими работами над МКЖ необходимо также разрабатывать:
выбор вариантов структуры и состава таких мобильных формирований в составе сил РСЧС (МЧС России);
организационно-штатную структуру подразделений руководства и обслуживания МКЖ;
требования к руководящему и обслуживающему персоналу МКЖ;
предложения (инструкция) по хранению и обслуживанию МКЖ в местах его дислокации;
методику испытаний базового образца МКЖ и его модулей;
требования (инструкция) к переводу МКЖ из режима длительного хранения в режимы транспортировки и развёртывания в зоне ЧС;
методику оценки эффективности МКЖ и его составляющих частей (модулей);
методику применения МКЖ в различных видах ЧС. После проведения комплексной НИР и ОКР целесообразно разработать, широко обсудить, утвердить, издать и распространить во всех органах РСЧС и МЧС России единый нормативно-методический документ типа Руководства по ЖОН в ЧС или — Справочник спасателя МЧС России по вопросам ЖОН в ЧС.
Литература
1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-Ф3 «О защите населе-
ния и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
2. ГОСТ Р 22.3.01-94.М.,1994. Безопасность в ЧС.
«Жизнеобеспечение населения в ЧС. Общие требования (межгосударственный)».
3. ГОСТ Р 22.3.05-96.М.,1996. Безопасность в ЧС. «Жизнеобеспечение населения в ЧС. Термины и определения».
4. «Нормативно-методические документы по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС». ВНИИ ГОЧС МЧС России. — М.: 1995,-89с.
5. «Методические рекомендации по организации первоочередного
жизнеобеспечения населения в ЧС». ВНИИ ГОЧС МЧС России.
— М.: 1999, — 74с.
6. Рекомендации по оборудованию и жизнеобеспечению полевого
палаточного лагеря для временного размещения эвакуированных и беженцев. ГКЧС России. — М.: 1992 г.
7. Руководство по применению мобильного комплекса жизнеобеспечения населения (МКЖ) в условиях ЧС (проект). ВНИИ ГОЧС.
— М.: 1998 г.
8. Рекомендации по созданию пунктов временного размещения (ПВР) пострадавшего в ЧС населения. Департамент территориальной политики МЧС России. — М.:2005г.-29с.
9. Проект "Методических рекомендаций по организации первооче-
редного жизнеобеспечения населения в ЧС". ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России. — М.: 2006,-165с.
10. Специальный мобильный комплекс технических средств для первоочередного жизнеобеспечения населения пострадавшего в ЧС. Департамент гражданской защиты МЧС России. — М.: 2007 г.
Сведения об авторах:
Пчелкин Валентин Иванович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ведущий научный сотрудник. Панов Игорь Валентинович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ведущий научный сотрудник.