3. Поэтапная организация работы: постепенная постановка задач и контроль за их выполнением.
4. Практический характер научно-исследовательской работы.
5. Значительные затраты времени и усилий преподавателей на организацию и контроль деятельности студентов, а также корректирование статей перед публикацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева Е.В. История развития исследовательского метода изучения естествознания в школах России / Е.В. Григорьева // Психология и педагогика: методология, теория и практика : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 127-130.
2. Корчемкина Ю.В. Организация научно-практической работы студентов младших курсов вуза в сетевой форме / Ю.В. Корчемкина // Россия сегодня: экономика, образование и культура: материалы 37-ой международной научно-практической конференции. - Москва : АТиСО, 2020. - С. 96-101.
REFERENCES
1. Grigorieva, E.V. (2016), "The history of the development of the research method of studying natural science in schools in Russia", Psychology and Pedagogy: Methodology, Theory and Practice: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Ufa, pp. 127-130.
2. Korchemkina Yu.V. (2020), "Organization of scientific and practical work of junior students of the university in a network form", Russia today: economy, education and culture: materials of the 37th international scientific and practical conference, Moscow, pp. 96-101.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 30.10.2020
УДК 378
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Гаптульхаевна Махмутова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Увеличение доли самостоятельной работы в учебных планах по педагогическим направлениям магистратуры и активное применение информационных технологий в образовательном процессе требуют формирования у будущих педагогов компетентности в области проектирования содержания образования. В статье раскрываются теоретические основы проектирования и рассмотрены практические аспекты подготовки магистров педагогического вуза к данному виду деятельности в начальной школе. Для будущих учителей актуальным является овладение процессом проектирования дидактических средств по математике и естествознанию. Представлен опыт разработки программы учебной дисциплины для магистратуры «Проектирование учебных материалов по математике и естествознанию».
Ключевые слова: педагогическое проектирование, магистратура, образовательный процесс, дидактические материалы по математике и естествознанию.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p153-156
THEORY AND PRACTICE OF MASTERS' TRAINING FOR DESIGNING THE
CONTENT OF NATURAL SCIENTIFIC AND MATHEMATICAL EDUCATION
Evgenia Vitalyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South
Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
Increasing the share of independent work in the curricula for the pedagogical areas of the magistracy and the active use of information technologies in the educational process require the formation of future teachers' competence in the design of educational content. The article reveals the theoretical foundations of design and considers the practical aspects of training masters of a pedagogical university for this type of activity in primary school. For future teachers, mastering the process of designing didactic tools in mathematics and natural science is relevant. There is also experience of developing a curriculum for the master's program "Designing educational materials in mathematics and natural science".
Keywords: pedagogical design, magistracy, educational process, didactic materials in mathematics and natural science.
Повсеместное внедрение компьютеров и информационных технологий привело к информатизации системы высшего образования.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].
Следует отметить, что процесс информатизации образования позволил максимально эффективно осуществлять педагогическое проектирование начального, основного, среднего и высшего образования.
В основе педагогического проектирования лежит инновационный процесс, в котором деятельность педагога носит проектировочный характер и направлена на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на базе научно обоснованных методических идей и технологий. Педагогическое проектирование можно определить как систему процедур (или педагогическую технологию), обеспечивающую дидактическую эффективность учебных материалов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий [3].
Выделяют следующие уровни педагогического проектирования:
1. Уровень курса или курсов, предназначенных для реализации планируемых результатов (компетенций) обучения по конкретной учебной дисциплине.
2. Уровень учебного занятия - педагогический этап, необходимый для реализации одной или нескольких взаимосвязанных компетенций.
3. Уровень «педагогического явления». Понятие «явление» используется для обозначения одного из конкретных действий, которые необходимо осуществить для реализации целей обучения (знать, уметь, владеть) в рамках определенной компетенции.
4. Уровень «учебного шага» означает детальное планирование отдельного «педагогического явления» как совокупности шагов [4].
Можно выделить следующие этапы проектирования содержания образования:
1) аналитический, на котором проводится анализ потребностей, целей и условий введения инновационных педагогических технологий в планирование и разработку содержания дисциплин;
2) этап проектирования, для которого необходима разработка планов, выбор основных решений и подготовка сценария проектирования содержания образования;
3) этап разработки, на котором происходит превращение подготовленных планов и сценариев в набор дидактических материалов по конкретной дисциплине;
4) этап применения, позволяющий использовать разработанные учебно-методические материалы в педагогическом процессе;
5) этап оценки результатов учебной работы, на котором корректируются подготовленные дидактические материалы [3].
В педагогическом вузе необходимо формировать у будущих учителей компетенции, связанные с умением проектировать учебные материалы по конкретным учебным дисци-
плинам.
На втором году обучения магистрами факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета изучается дисциплина «Проектирование учебных материалов по математике и естествознанию» [2]. Цель изучения дисциплины - содействовать формированию у магистров профессиональной компетентности в области проектирования учебных материалов по математике и естествознанию.
Профессиональная компетенция, связанная с готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и методики обучения, конкретизируется в следующих планируемых результатах:
Знать технологии проектирования содержания образования по математике и естествознанию; требования, предъявляемые к разработке, содержанию, структуре и техническому исполнению педагогических программных средств.
Уметь применять современные педагогические программные средства для проектирования содержания курсов «Математика и информатика» и «Окружающий мир» в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО, учебных планов и учебных программ; создавать и реализовывать методические модели урочной и внеурочной деятельности по математике и естествознанию.
Владеть основами информационно-коммуникационных технологий в области проектирования образовательного процесса в начальной школе; теоретическими основами и технологиями проектирования дидактических средств, предназначенных для изучения курсов «Математика и информатика» и «Окружающий мир».
В содержание дисциплины включены два раздела:
1. Теоретические основы проектирования содержания образования по математике и естествознанию.
2. Технология проектирования содержания образования по математике и естествознанию.
Таким образом, в настоящее время представляется необходимым формировать готовность будущих учителей к проектированию содержания естественно-математического образования. В качестве варианта осуществления данной подготовки рассматривается реализация дисциплины «Проектирование учебных материалов по математике и естествознанию» в процессе обучения студентов в магистратуре. Этот процесс направлен на содействие в формировании у будущих педагогов профессиональной компетентности в области проектирования как образовательного процесса в целом, так и дидактических средств в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств / Н.В. Гафурова Е.Ю. Чурилова. - Москва : Litres, 2019. - 200 с.
2. Григорьева Е.В. Педагогическое проектирование учебных материалов в рамках начального естественнонаучного образования / Е.В. Григорьева // Теоретико-методологические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе в условиях цифровой трансформации жизни : материалы международной научно-исследовательской конференции 27 марта 2020 г. - Челябинск, 2020. - С. 119-122.
3. Зотова Н.К. Сущность педагогического проектирования / Н.К. Зотова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 2. - С. 78-89.
4. Romiszowski, A. J. Designing instructional systems : decisión making in course planning and curriculum design / A. J. Romiszowski. - London : Kogan Page ; New York : Nichols Publishing, 1990. -XIV, 415 p.
REFERENCES
1. Gafurova, N.V. and Churilova, E.Yu. (2019), Pedagogical application of multimedia tools, Litres, Moscow.
2. Grigorieva, E.V. (2020), "Pedagogical design of teaching materials in the framework of elementary science education", Theoretical, methodological and applied problems of the science of man and society in the context of digital transformation of life, materials of the international research conference on March 27, 2020, Chelyabinsk, pp. 116-119.
3. Zotova, N.K. (2005), "The essence of pedagogical design", Bulletin of the Orenburg State University, No. 2, pp. 78-89.
4. Romiszowski, A.J.(1990), Designing instructional systems : decision making in course planning and curriculum design, Kogan Page ; London.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2020
УДК 376.356
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ПЛАВАНИЮ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНТРОПОМЕТРИИ И КОНТРОЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Роман Алексеевич Грицкевич, ассистент, Алексей Николаевич Воскобойников, ассистент, Евгений Сергеевич Муринчик, ассистент, Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса
Аннотация
Во введении актуализируется важность знания спортивной предрасположенности на раннем этапе спортивного отбора детей с нарушением слуха. Целью исследования явилось выявление и оценка различных способов спортивного отбора в плавание детей с нарушением слуха, в том числе экспериментальных. Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что дерматогли-фический метод пригоден для выявления спортивной предрасположенности детей с нарушением слуха. Методика и организация исследования: Основными методами при проведении исследования были: анкетирование, психодиагностические методы; контрольно-педагогическое тестирование (тестирование задатков, способностей и различных сторон двигательной активности), анализ особенностей генетических маркёров (дерматоглифический метод). Исследование проходило в три этапа с 2018 по 2020 гг. Результаты исследования и их обсуждение: Для проверки гипотезы были сняты отпечатки пальцев у детей с нарушением слуха и пловцов высокой квалификации. Проведено комплексное обследование детей с нарушением слуха в рамках проекта «Стань Чемпионом!». В первой части представлены подробные результаты классических методов спортивного отбора - антропометрия и тесты двигательных качеств. Выводы: По результатам антропометрии и контрольно-педагогического тестирования дети показали различную предрасположенность к плаванию: дети, предрасположенные к плаванию как к основному виду спорта; дети, которым плавание подойдет как вид общей физической подготовки; дети, которым плавание не подходит как вид спорта. Так же выяснилось, что дети с нарушением слуха плохо проходят некоторые спортивные тесты. Это может быть связано с особенности их нозологии.
Ключевые слова: дерматоглифика; спортивный отбор; дети с нарушением слуха; антропометрия; психодиагностика; контрольно-педагогическое тестирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p156-160
PREDISPOSITION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT TO SWIMMING ACCORDING TO THE RESULTS OF ANTHROPOMETRY AND CONTROL AND PEDAGOGICAL TESTING
Roman Alekseevich Gritskevich, the assistant, Alexey Nikolaevich Voskoboinikov, the assistant, Evgeny Sergeevich Murinchik, the assistant, Vladivostok State University of Economics
and Service
Abstract
The introduction highlights the importance of knowledge of sports predisposition at the early stage of sports selection of children with hearing impairment. The aim of the study was to identify and evaluate