держания у курсантов постоянного интереса к будущей профессиональной деятельности в организациях, учреждениях и подразделениях ФСИН России на протяжении всего времени их обучения в вузе.
Таким образом, исследования показали, что эффективность процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России зависит от представленных выше показателей. Изучение и правильное использование этих показателей должно обеспечивать базу для повышения эффективности процесса профессионального развития курсантов в вузах ФСИН России.
ВЫВОД. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости применения выявленных показателей, для определения основных направлений повышения эффективности процесса, обеспечивающего профессиональное развитие курсантов в вузах ФСИН России.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2020
УДК 378
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Константин Алексеевич Звягин, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Научно-исследовательская работа студентов способствует углублению теоретических знаний, развитию умений и навыков решения актуальных задач с помощью научных изысканий, обоснования полученных результатов, грамотного изложения результатов научных исследований и т.п. Цель исследования - апробация модели организации научно-исследовательской работы студентов младших курсов педагогического вуза. Сетевая модель способствует повышению эффективности организации научно-исследовательской работы студентов младших курсов педагогического вуза.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, бакалавриат, педагогическое образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p150-153
MODEL FOR THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Evgenia Vitalyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, Konstantin Alekseevich Zvyagin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The research work of students contributes to the deepening of theoretical knowledge, the development of skills and abilities to solve urgent problems with the help of scientific research, substantiation of the results obtained, a competent presentation of the results of scientific research, etc. The purpose of the study is to test the model of organizing research work of junior students of a pedagogical university.
The network model helps to increase the efficiency of organizing research work of junior students of a pedagogical university.
Keywords: research work, bachelor's degree, teacher education.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) научно-исследовательская работа студентов в вузе является важным компонентов образовательного процесса. ФГОС ВО поколения 3+ по педагогическим направлениям бакалавриата прямо указывали на то, что выпускники должны быть подготовлены к осуществлению исследовательской деятельности. В стандартах поколения 3++ данный вид деятельности не указан, но в косвенной форме он подразумевается. Например, в видах практик, которые включаются во второй блок программы бакалавриата, предусмотрены такие как:
- учебная практика: научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы);
- производственная практика: научно-исследовательская работа.
Научно-исследовательская работа развивает индивидуальные способности студентов, творческое мышление, исследовательские навыки, формирует навыки грамотной устной и письменной речи, умения обоснования результатов исследования [1]. Однако при всех положительных моментах научной работы студентов чаще всего к ней студентов привлекают только в ходе написания курсовых и выпускных квалификационных работ, то есть на старших курсах вуза, при этом сталкиваясь с большими трудностями, поскольку у обучающихся практически отсутствуют умения и навыки, необходимые для такой работы. Цель исследования: апробация модели организации научно-исследовательской работы студентов младших курсов педагогического вуза.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 38 студентов первого, второго и четвёртого курса очной формы обучения ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», обучающихся по направлению бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование. Английский язык», «Начальное образование. Дошкольное образование».
В качестве проекта для апробации модели организации научно-исследовательской деятельности было выбрано создание электронного ресурса для младших школьников, который будет способствовать повышению эффективности изучения краеведческого материала (на примере Челябинской области).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Ранее нами были проанализированы основные трудности, возникающие при организации научно-исследовательской работы студентов младших курсов [2]. К ним можно отнести такие, как низкая мотивация к выполнению дополнительной нагрузки, отсутствие умения применять научный стиль речи (как устной, так и письменной), искажённые представления о научной работе в целом, полученные в школе. Нами был сформулирован один из важных принципов организации научной работы студентов младших курсов, который заключается в том, что данная работа должна носить не научно-теоретический, а научно-практический характер.
Далее была разработана сетевая модель организации научной работы студентов младших курсов вуза, которая предусматривает несколько организационных уровней (рисунок 1).
В 2019-2020 учебном году нами проведена апробация данной модели. Координационную работу осуществляли три преподавателя (1 уровень модели) и студентка четвёр-
того курса, имеющая опыт научной деятельности (2 уровень модели).
В ходе работы возникла необходимость привлечения помощника главного координатора (студентка второго курса), таким образом на втором уровне модели оказалось два участника.
Кроме того, в работе согласились принять участие 23 студента первого курса и 13 студентов второго курса, что составило соответственно 64% и 29% обучающихся по данному направлению.
На предварительном этапе работы было выделено 19 компонентов электронного ресурса, в данном случае они представляли собой модули, соответствующие одному из городов или районов Челябинской области. Таким образом, студенты были разделены на 19 групп. При этом 11 студентов осуществляли работу в одиночку, в остальных 8 группах было от 2 до 7 участников. Обязанности в самой крупной группе, осуществляющей работу над модулем о городе Челябинске, также были разделены по определённому принципу (по семи районам города). В группах (два и более человек) были назначены координаторы (3 уровень модели), из них 7 студентов второго курса и один студент первого курса. Все координаторы одновременно являлись исполнителями, то есть, во-первых, совместно со своей группой осуществляли работу по сбору информации для соответствующего модуля, во-вторых, организовывали работу по созданию модуля.
Таким образом, практическая часть работы была направлена на создание электронного обучающего ресурса, однако при этом главной целью оставалось письменное оформление результатов этой работы, которое заключалось в написании и публикации статей, а также, по возможности, в очном участии в научной конференции. В связи с эпидемиологической ситуацией в мире в 2020 году очное участие в конференции стало невозможным, но конференции всё-таки были проведены в заочной форме, поэтому публикация статей была осуществлена.
По результатам работы было написано и опубликовано 28 статей, в написании которых приняли участие 18 студентов первого курса, 13 студентов второго курса и 1 студент четвертого курса (главный координатор), при этом 4 статьи были написаны двумя соавторами, 24 статьи имели одного автора. Таким образом, до последнего этапа работы дошли 84% участников (78% студентов первого курса и 93% студентов второго курса).
Данный результат является очень высоким по сравнению с результатами предыдущих лет, когда работа осуществлялась над различными проектами индивидуально или парами, и до завершения доходили 30-70% первоначально изъявивших желание участвовать в научной работе. Кроме того, реализация данной модели позволила привлечь к научно-практической работе в 2-5 раз больше студентов, чем в 2015-2019 годах. Таким образом, результаты апробации модели свидетельствуют о том, что она является эффективной и может быть использована для организации научно-исследовательской работы студентов, начиная с первого курса.
ВЫВОДЫ
Для эффективной реализации данной модели нами сформулированы следующие условия:
1. Мотивирование студентов младших курсов к участию в научной работе косвенной форме (возможности получения стипендий, перевода на бюджетную форму обучения, повышающие коэффициенты к оценкам в условиях балльно-рейтинговой системы и т. п.).
2. Отсутствие принуждения студентов к научной работе.
1 уровень
2 уровень
3 уровень
4 уровень
Рисунок 1 - Сетевая модель организации научной работы студентов [2]
3. Поэтапная организация работы: постепенная постановка задач и контроль за их выполнением.
4. Практический характер научно-исследовательской работы.
5. Значительные затраты времени и усилий преподавателей на организацию и контроль деятельности студентов, а также корректирование статей перед публикацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева Е.В. История развития исследовательского метода изучения естествознания в школах России / Е.В. Григорьева // Психология и педагогика: методология, теория и практика : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 127-130.
2. Корчемкина Ю.В. Организация научно-практической работы студентов младших курсов вуза в сетевой форме / Ю.В. Корчемкина // Россия сегодня: экономика, образование и культура: материалы 37-ой международной научно-практической конференции. - Москва : АТиСО, 2020. - С. 96-101.
REFERENCES
1. Grigorieva, E.V. (2016), "The history of the development of the research method of studying natural science in schools in Russia", Psychology and Pedagogy: Methodology, Theory and Practice: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Ufa, pp. 127-130.
2. Korchemkina Yu.V. (2020), "Organization of scientific and practical work of junior students of the university in a network form", Russia today: economy, education and culture: materials of the 37th international scientific and practical conference, Moscow, pp. 96-101.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 30.10.2020
УДК 378
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Гаптульхаевна Махмутова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Увеличение доли самостоятельной работы в учебных планах по педагогическим направлениям магистратуры и активное применение информационных технологий в образовательном процессе требуют формирования у будущих педагогов компетентности в области проектирования содержания образования. В статье раскрываются теоретические основы проектирования и рассмотрены практические аспекты подготовки магистров педагогического вуза к данному виду деятельности в начальной школе. Для будущих учителей актуальным является овладение процессом проектирования дидактических средств по математике и естествознанию. Представлен опыт разработки программы учебной дисциплины для магистратуры «Проектирование учебных материалов по математике и естествознанию».
Ключевые слова: педагогическое проектирование, магистратура, образовательный процесс, дидактические материалы по математике и естествознанию.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p153-156
THEORY AND PRACTICE OF MASTERS' TRAINING FOR DESIGNING THE
CONTENT OF NATURAL SCIENTIFIC AND MATHEMATICAL EDUCATION
Evgenia Vitalyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South