4. Bolotin A. Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in LongDistance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment / A. Bolotin, V. Bakayev // Sport Mont. - 2020. - No. 18 (2). - P. 113-115.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E., Van Zvieten, K.J., Ponimasov, O.E., Timchenko, N.M. and Aganov, S.S. (2020), "Assessment of the level of training of athletes in swimming based on the analysis of heart rate variability indicators", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, рр.10-12.
2. Bolotin, A.E., Bakayev, V.V., Van Zvieten, K.J., Ponimasov, O.E. and Motovichev, V.K. (2020), "Differentiated preparation of marathon swimmers for open water competitions, taking into account the types of energy metabolism", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, рр.37-39.
3. Bakayev, V. and Bolotin, A. (2019), "Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions", Sport Mont, No. 1 7(2), рр. 41-46.
4. Bolotin, A., and Bakayev, V. (2020), "Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment", Sport Mont, No. 18(2), рр. 113-115.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2021
УДК 378.147
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Наталья Анатольевна Бело-усова, доктор биологических наук, доцент, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Неоднородность контингента обучающихся в магистратуре приводит к трудностям при организации обучения. В магистратуре по педагогическим направлениям одновременно обучаются студенты, имеющих педагогическое образование по профилю, близкому к профилю магистратуры, студенты, имеющие педагогическое образование другого профиля, и студенты, получивших высшее образование по специальностям и направлениям других групп специальностей. Для уменьшения различий в уровне базовых знаний предлагается применять индивидуальные образовательные траектории как условие повышения эффективности обучения. Реализация научно-исследовательских проектов по различным дисциплинам может выступать в качестве инструмента реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова: магистратура, индивидуальная образовательная траектория, дифференцированный подход, проектное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p207-210
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY AS A CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF LEARNING IN MASTERS PROGRAM Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract
The heterogeneity of the contingent of students in the magistracy leads to difficulties in organizing training. In the master's program in pedagogical areas, students who have a pedagogical education in a
profile close to that of a master's program, students with a pedagogical education in a different profile, and students who have received higher education in specialties and areas of other groups of specialties are simultaneously trained. To reduce differences in the level of basic knowledge, it is proposed to use individual educational trajectories as a means of increasing the effectiveness of learning. The implementation of research projects in various disciplines can act as a tool for the implementation of individual educational trajectories.
Keywords: master's degree, individual educational trajectory, differentiated approach, project-based learning.
ВВЕДЕНИЕ
После вступления России в Болонский процесс в 2003 году было начато реформирование системы высшего образования. С 2011 года практически полностью прекращен приём в вузы на программы специалитета (за исключением определённых групп специальностей), система высшего образования стала делиться на уровни, в состав которых сейчас включены бакалавриат, магистратура и аспирантура [1]. Несмотря на то, что многоуровневая система образования внедряется уже более 10 лет, у многих существуют довольно расплывчатые представления о назначении магистратуры как уровня высшего образования.
Профессиональный стандарт педагога свидетельствует о том, что педагог начального и среднего образования должен иметь шестой уровень квалификации, который соответствует уровню бакалавриата, а педагог дошкольного образования - пятый уровень (уровень среднего профессионального образования). Таким образом, для работы в сфере дошкольного, начального, среднего или дополнительного образования достаточно иметь высшее образование первого уровня (бакалавриат). При этом в педагогических вузах ежегодно проходит приём на программы магистратуры, а количество бюджетных мест возрастает.
Устойчивой тенденцией является тот факт, на программы магистратуры педагогической направленности поступают абитуриенты, не имеющие педагогического образования. Таким образом, возникает неоднородность контингента обучающихся, которая характеризуется нахождением в одной академической группе студентов, имеющих педагогическое образование по профилю, близкому к профилю магистратуры, студентов, имеющих педагогическое образование другого профиля, и студентов, получивших высшее образование по специальностям и направлениям других групп специальностей (экономическое, юридическое, техническое и т.п.).
Цель исследования. Анализ структуры контингента обучающихся по программам магистратуры педагогической направленности.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проведен анализ результатов приема на обучение по 5 программам магистратуры в 2020 году в ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». Общее количество обследуемых на первом курсе по очной и заочной форме обучения составило 149 человек, в том числе, по очной форме 38 человек, по заочной форме - 111 человек. 97 поступивших (65%) имеют квалификацию бакалавра, 51 (34,4%) - диплом специалиста, 1 (0,6%) - диплом магистра. Основное внимание в ходе анализа уделялось классификации магистрантов по специально -сти их базового образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Все программы магистратуры, результаты приёма по которым были проанализированы, реализуются в рамках трёх направлений подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, - то есть относятся к группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки. При этом контингент магистрантов по критерию
базового образования очень неоднороден.
95 человек (63,8%) получили образование в рамках той же группы специальностей. Второй по численности группой является 38.00.00 Экономика и управление, образование по направлению или специальности данной группы имеют 26 студентов (17,4%). 4,7% обучающихся получили образование по группе специальностей 49.00.00 Физическая культура и спорт, 3,4% - по группе 40.00.00 Юриспруденция. 10,7% магистрантов получили базовое образование по другим направлениям и специальностям, среди которых можно отметить следующие: филология, городской кадастр, социальная работа и др. Таким образом, 36,2% обучающихся в магистратуре по педагогическим направлениям имеют образование по группам специальностей, не имеющих отношения к педагогике.
Однако несоответствие базового образования магистранта программе магистратуры, по которой он обучается, можно отметить и в рамках группы 44.00.00 Образование и педагогические науки. Так, например, 67% обучающихся по программам магистратуры в рамках направления 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование имеют педагогическое образование, при этом только 36% получили базовое образование по аналогичным направлениям и профилям. Подобные ситуации можно отметить и для других направлений магистратуры. По некоторым программам такое несоответствие или неполное соответствие базового образования и программы магистратуры можно увидеть у 100% обучающихся.
Таким образом, хотя магистратура является вторым уровнем высшего образования, зачастую она не выступает в полной мере как продолжение образования, а продолжает рассматриваться в качестве «второго высшего образования». Такой подход в какой-то мере выгоден вузам, поскольку обеспечивает спрос на программы магистратуры, в том числе, на коммерческой основе, однако преподаватели в процессе обучения сталкиваются с большими трудностями при работе с контингентом обучающихся, неоднородным по специальностям базового образования.
Изучив состав академических групп, можно выделить различные проявления неоднородности контингента по базовому образованию. Доля обучающихся, имеющих высшее образование по направлениям и профилям, соответствующим программе магистратуры, в различных группах находится в интервале от 14 до 50%. Доля обучающихся с педагогическим образованием составляет от 42 до 78%.
Очевидно, что неоднородность состава академических групп в магистратуре, независимо от того, преобладают в академической группе студенты, получившие образование по профилю магистратуры, или студенты с непрофильным образованием, всегда вызывает трудности в работе преподавателей с данными группами.
ВЫВОДЫ
Прием на программы магистратуры педагогической направленности студентов, имеющих образование по направлениям, не относящимся к группе 44.00.00 Образование и педагогические науки, или педагогическое образование по профилям, существенно отличающимся от профиля магистратуры, приводит к тому, что магистратура теряет свой изначальный статус второго уровня образования и приобретает смысл «второго высшего» образования.
Однако учебные планы по программам магистратуры чаще всего включают дисциплины, которые подразумевают наличие базовых знаний в данной области, полученных при обучении по программам бакалавриата [2]. Например, программы магистратуры в области начального образования предполагают наличие знаний, умений и навыков в части предметных методик обучения (математике, русскому языку и т. п.), которыми не обладают студенты с экономическим, техническим и другими видами образования. Полностью компенсировать недостаток базовых знаний в течение срока обучения в магистратуре невозможно, но частично его можно нивелировать с использованием инди-
видуальных траекторий обучения.
Выпускники магистратуры, в отличие от выпускников бакалавриата, имеют право поступать в аспирантуру, поэтому магистратура в качестве одной из своих целей имеет подготовку к поступлению в аспирантуру, то есть развитие навыков научно-исследовательской деятельности.
Реализация научно-исследовательских проектов по различным дисциплинам может выступать в качестве инструмента реализации индивидуальных образовательных траекторий [3]. Данные проекты могут быть индивидуальными. В этом случае студент, имеющий профильное образование, может, базируясь на знаниях, полученных в рамках программы бакалавриата и на занятиях по дисциплине магистратуры, исследовать какую-то новую область знаний.
В то же время студентам с непрофильным образованием имеет смысл давать темы проектов, которые будут не только способствовать освоению данной дисциплины, но и вынудят их обратиться к таким аспектам проблемы, которые позволят сгладить недостаток базовых знаний. Групповые проекты могут реализовываться как однородной группой студентов (имеющих только профильное образование или только непрофильное), так и неоднородной. Во втором случае студенты с профильным образованием могут выступать в группе в роли наставников.
Подготовка проектов по дисциплинам является одним из средств реализации индивидуальной траектории в магистратуре, однако в этом качестве могут выступать также кейс-задания, деловые игры и др.
Применение индивидуальных образовательных траекторий при подготовке магистров позволит реализовывать дифференцированный подход в обучении студентов, имеющих различное базовое образование, и повысить эффективность обучения в магистратуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусова Н. А. Инновационные подходы к подготовке педагогов начального образования: теория и практика : монография / Н. А. Белоусова и др. - Челябинск: Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО, 2020. - 409 с.
2. Григорьева Е. В. Теория и практика подготовки магистров к проектированию содержания естественно-математического образования / Е. В. Григорьева, Л. Г. Махмутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 153-156.
3. Корчемкина Ю. В. Применение OLAP-технологий для построения и реализации индивидуальной траектории обучающихся / Ю. В. Корчемкина, Н. А. Белоусова, В. П. Мальцев // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 10. - С. 196-200.
REFERENCES
1. Belousova N. A. (2020), Innovative approaches to the training ofprimary education teachers: theory andpractice: monograph, Chelyabinsk, 409 p.
2. Grigoreva E. V., Makhmutova L. G. (2020), "Theory and practice of masters' training for designing the content of natural scientific and mathematical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11(189), pp. 153-156.
3. Korchemkina Yu.V., Belousova N.A., Maltsev V.P. (2018), "Application of olap-technologies for construction and implementation of individual trajectory of training", Modern high technologies, No. 10, pp. 196-200.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 27.02.2021