Alekseeva Irina Stepanovna, Grigorieva Vilena Vasilievna pedagogical
DESIGNING THE PROCESS OF DEVELOPMENT ... sciences
УДК 37.018.54
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0003
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
© 2019
Алексеева Ирина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика»
Педагогического института Григорьева Вилена Васильевна, магистрант Педагогического института Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, пр. Ленина, 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье обоснована эффективность проектирования процесса развития учебных способностей младших школьников в группах продленного дня; проанализированы научные труды по формированию и развитию учебного потенциала обучающихся начальных классов в группах продлённого типа обучения за период 2017-2019 гг.: изучена проблематика методической разработанности процесса развития учебных способностей младших школьников в группах продленного дня, в частности для младших школьников группы продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» г. Якутск. Приведено описание форм и методов развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» г. Якутск в хронологии использования экспериментального исследования. Представлено содержание проекта по повышению учебных способностей младших школьников как инструмент управления стимулирования учебной активности (на примере вышеуказанной образовательной организации), реализующее необходимые условия для развития по нескольким направлениям (речевое развитие, театральная и музыкальная деятельность, изобразительное искусство) детей младшего школьного возраста исследуемого региона. Развитие учебных возможностей и потенциала способностей обеспечено через формирующий эксперимент направленной системой действий. По результатам проведенного исследования подтверждена гипотеза: реализуемые педагогические условия проектирования процесса развития учебных способностей младших школьников будут эффективны, если разработать и апробировать проект развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня.
Ключевые слова: развитие учебных способностей, особенности учебной активности, учебный потенциал, младшие школьники, педагогические условия, проектирование процесса развития учебных способностей, организационно-методическое обеспечение, группа продленного дня, развивающие игры.
DESIGNING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN GROUP OF THE PROLONGED DAY
© 2019
Alekseeva Irina Stepanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Pedagogy" Department of Pedagogical Institute Grigorieva Vilena Vasilievna, master's student of the Pedagogical Institute North-Eastern Federal University M. K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Lenin Ave., 2, e-mail: [email protected])
Abstract. The article substantiates the effectiveness of the design process of development of educational abilities of educational abilities of younger schoolchildren in prolonged day groups; analyzed scientific papers on the formation and development of educational potential of younger schoolchildren in groups of prolonged type of training for the period 2017-2019.: studied the problems of methodological development of the process of development of educational abilities of younger schoolchildren in the groups of the prolonged day, in particular for younger schoolchildren of the prolonged day group of the International children's Academy "FasTracKids" Yakutsk. The description of forms and methods of development of educational abilities of younger schoolchildren in the group of the prolonged day of the International children's Academy "FasTracKids" Yakutsk in the chronology of the experimental study. The article presents the content of the project to improve the educational abilities of younger schoolchildren as a management tool to stimulate educational activity (on the example of the above educational organization), implementing the necessary conditions for the development in several areas (speech development, theater and music activities, visual arts) of children of primary school age in the study region. Development of educational opportunities and potential abilities is provided through a formative experiment directed system of action. According to the results of the study, the hypothesis is confirmed: the implemented pedagogical conditions of designing the process of developing the educational abilities of younger schoolchildren will be effective if the project of developing the educational abilities of younger schoolchildren in the prolonged day group is developed and tested.
Keywords: development of educational abilities, features of educational activity, educational potential, younger schoolchildren, pedagogical conditions, design of process of development of educational abilities, organizational and methodical providing, group of the prolonged day, developing games.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития образования все более актуализируется решение круга вопросов, связанных с качественным, научно-обоснованным, организационно и методически выстроенным процессом развития учебных способностей обучающихся. Цифровизация образования привносит дополнительные требования к организации данного процесса. Особенно важным развитие учебных способностей представляется в младших школьных группах. Развитие учебных способностей младших школьников в контексте «цифровой школы» достигнет наибольших результатов при условии педагогического проектирования, технологического, организационно-методического обеспечения самостоятельной и общей учебной работы, развития учебного потенциала и способностей обучающихся. 22
Исследования по проблемам развития учебных способностей младших школьников представлены научными трудами таких специалистов в области педагогической психологии, как: Л.С. Выготский [1, 2], М.И. Михайлова [3], В.М. Тренева [4] и др. Особенности организации и первостепенность этапов развития учебной активности младших школьников носит дискуссионный характер в виду представления различных мнений учеными. Однако всеми авторами акцентируется внимание на том, что развитие учебных способностей детей и их включение к образовательному процессу в аспекте «цифровой школы» должно быть ранним, на начальном этапе обучения [5-18].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучение те-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические нщ>ш
Алексеева Ирина Степановна, Григорьева Вилена Васильевна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ ...
матики, связанной с развитием и продвижением учебного потенциала младших школьников в группах продленного дня, представлено авторами современных исследований Т.В. Афанасьева, М.А. Безбородова, Т.Е Егоров, У.М. Игнатьева, В.А. Литовченко, Н.И. Уфимский, В.В. Шульга и др. [19-30]. Указанные специалисты связывают развитие учебных способностей и потенциала младших школьников с формированием творческих навыков, практикой сюжетно-ролевых игр, проведением викторин и тематических художественно-прикладных детских конкурсов, что впоследствии сводится к повышению качественных характеристик обучения школьников, развития их индивидуальности, самостоятельности, становлению и укреплению полезных учебных привычек.
Формирование целей статьи (постановка задания). Наиболее оптимальными для повышенного внимания к процессу развития учебного потенциала школьников являются группы продлённого дня. Экспериментальная работа по изучению развития учебных способностей и умений младших школьников проводилась на базе Международной детской академии «FasTracKids». Уникальность академии заключается в применении образовательной системы FasTrack®, в основе которой активное использование компьютерных технологий, интерактивной доски, аудио- и видеоигр, учебных материалов [31]. Специально разработанная для детей инновационная, интерактивная программа развивает творческие и умственные способности ребенка, обеспечивает сбалансированный подход к обучению детей в зависимости от их особенностей и возможностей.
В группу испытуемых входило 18 обучающихся начальных классов г. Якутска, посещающих группу продленного дня детской академии. Результаты предварительного обследования с целью определения уровня развития учебных способностей учащихся группы продленного дня были рассмотрены на Всероссийской научно-практической конференции «Повышение качества образования в современных условиях» и опубликованы в научно-методическом электронном журнале «Концепт» [32].
Выдвинуто предположение о том, что педагогические условия развития учебных способностей обучающихся начальных классов будут эффективны, если разработать и апробировать проект по развитию учебных способностей младших школьников в группе продленного дня.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Организация исследования по проектированию процесса развития учебных способностей младших школьников в группах продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» осуществлялась в три этапа:
- первый этап исследования: изучение и проведение анализа психолого-педагогической литературы и теоре-тическо-методологических основ по вопросам особенностей организации процесса развития учебных способностей младших школьников;
- второй этап исследования: разработка содержания и структуры констатирующего и формирующего экспериментального исследования;
- третий этап исследовательской работы: проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов по проверке выдвинутой гипотезы, систематизация и обобщение полученных результатов исследования.
На констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы по выявлению уровня развития учебных способностей младших школьников использована методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное».
В процессе исследования в группе испытуемых младших школьников был выявлен следующий уровень развития учебных способностей, представленный на ри-
сунке 1
Рисунок 1 - Уровень развития учебных способностей младших школьников ГПД Международной детской академии «FasTracKids» (констатирующий этап исследования)
Разработанный проект процесса развития учебных способностей младших школьников группы продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» основан на следующих педагогических условиях:
- систематизация дидактического материала по применению познавательных, ситуационных, ролевых игр на всех этапах уроков: математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира и др.;
- реализация учебно-методического обеспечения на уроках и дополнительных занятиях с акцентированием внимания на развитие креативности и фантазии обучающихся;
- непосредственное включение младших школьников в процесс наблюдения за изменениями природно-климатических условий, организация описания и выражения собственных эмоциональных состояний, вызванных факторами воздействия природы через художественное рисование.
Проект по развитию учебных способностей и умений младших школьников группы продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» направлен на развитие творческих навыков, индивидуальности и самостоятельности обучающихся, что обеспечивает развитие учебных способностей младших школьников, предоставляет возможность активного и учебного участия в различных видах образовательной деятельности по направлениям (речевое развитие, театральная и музыкальная деятельность, изобразительное искусство). Формами и методами развития учебных способностей и умений младших школьников группы продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» определены: развивающие, познавательные, в том числе национальные игры («хаамыска», «хабылык» и др.), сочинения, практические наблюдения за природой, художественно-творческое рисование по рассказам, якутским народным сказкам «Албын саЬыл уонна кетердер» (Лиса и журавль), «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмэ-эхсин» (Старуха Бэйбэрикээн и ее пять коров), «Бере уонна о^онньор» (Медведь и старик), отрывкам из народного эпоса «Олонхо», представленных в разработанных для данного проекта дидактических материалах и учебно-методических пособиях. Наполненное содержание проекта элементами народных традиций воспитания способствовало формированию у младших школьников навыков активного восприятия окружающего мира, художественной культуры, межкультурного общения. Младшим школьникам предлагалось написать сочинения на тему «Что было бы, если из нашей жизни исчезли бы все растения?», «Человек и лес» и др.; нарисовать рисунки-схемы «Дерево» с обозначением надземных и подземных частей; инсценировать различные ситуации из жизни животного, растительного мира, отношений человека к окружающей природе; отгадать загадки разных народов, а также придумать новые пословицы и поговорки. Помимо урочных занятий, дополнительно проводились занятия по программе FasTracKids, которая охватывает 12 предметов: астрономия, биология,
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4(29)
23
Alekseeva Irina Stepanovna, Grigorieva Vilena Vasilievna DESIGNING THE PROCESS OF DEVELOPMENT ...
pedagogical sciences
общение, литература, творчество, наука о Земле, математика, экономика, речь, театр и искусство, технологии. Основополагающая цель программы - научить детей продуктивно думать, находить творческие решения, а также развить навыки речи, общения и лидерства. В целом, упражнения и задания способствовали развитию речи, фантазии, творчества, коммуникативной деятельности.
По результатам контрольного этапа эксперимента выявлен следующий уровень учебных способностей младших школьников группы продленного дня Международной детской академии «FasTracKids», представленный на рисунке 2.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИД 'ТА8ТКАСКГО8" НУ 11%
Рисунок 2 - Уровень развития учебных способностей младших школьников ГПД Международной детской академии «FasTracKids» (контрольный этап исследования)
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам контрольного этапа исследовательской проектной деятельности по развитию учебных способностей младших школьников в группе продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» выявлено, что у 11% школьников остался низкий уровень развития учебных способностей, 56% имеют средний уровень и 33% испытуемых - высокий уровень учебных способностей. Следовательно, уровень учебных способностей у младших школьников группы продленного дня Международной детской академии «FasTracKids» повысился.
Если по результатам констатирующих диагностик средний уровень составлял 72%, то по результатам контрольного мониторинга - 56%, в том числе высокий уровень изменил показатели с 17% до 33%, что подтверждает положительную динамику развития учебных способностей у младших школьников. Добиться более заметных изменений не позволило ограниченный период исследования, что, в свою очередь, доказывает необходимость систематического проведения проектных занятий и упражнений по развитию учебной активности и учебных способностей младших школьников.
Таким образом, проведенное исследование и реализуемые педагогические условия подтвердили эффективность проектирования процесса развития учебных способностей младших школьников в группе продленного дня. Занятия младших школьников в группах продленного типа, посещения ими различных секций, кружков, проектных и творческих групп, несомненно, создает потенциал для самовыражения учащихся и развитию благотворного исследовательского отношения к учебному процессу, развитию учебной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 2017. 140 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
3. Михайлова М.И. Развитие учебной активности и потенциала школьников младших классов. Новосибирск: Аспект, 2018. 304 с.
4. Тренева К.П. Прикладное искусство для младших школьников. Томск: Печать, 2018. 153 с.
5. Береженина А.П. Начальное образование в России. СПб.: Контроль, 2019. 185 с.
6. Богоявленская Д.Б., БогоявленскаяМ.Е. Одарённость и проблемы её идентификации // Психологическая наука и образование. № 4. 2017. 98 с.
7. Сабирова Ф.М., Дерягин А.В. Повышение интереса младших школьников к опытному изучению физических явлений на основе использования элементов технологии проблемного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 145-148.
8. Мальцева Е.В. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников средствами нестандартных задач в процессе обучения математике // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 36-39.
9. Кондаурова И.К., Лаптева Ю.Ю. Летняя математическая площадка для младших подростков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 30-34.
10. Валанов В.Ю. Практика развития учебных способностей в начальных классах через игры. М.: Педагогическая литература, 2018. 226 с.
11. Татарницева С.Н., Рубцова Л.В. Олимпиада по английскому языку для младших школьников как форма внеурочной деятельности: проблема разработки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 305-308.
12. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.
13. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы // Инновационный Вестник Регион, 2012. №4. С. 66-77.
14. Сундеева Л.А., Сорокина А.С. Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 41-43.
15. Рябова О.В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 297-301.
16. Кочеткова И.А. Методологические основы задачного подхода к процессу обучения младших школьников математике // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 57-59.
17. Огородникова Е.П. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на основе интегра-тивного подхода // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 25-27.
18. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
19. Афанасьева Т.В. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2016. №2 (90). С. 90-97.
20. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. Москва, 2010. 269 с.
21. Егоров Т.Е. Творчество как база учебного потенциала дошкольников и школьников. — Томск: Печать, 2017. — 114 с.
22. Игнатьева У.М. Познавательные игры для младших школьников. - М.: Пресс-бук, 2018. - 186 с.
23. Литовченко В.А. Формирование творческих способностей младших школьников в учебной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Карачаевск, 2006.151 с.
24. Уфимский Н.И. Интеллектуальное развитие школьников 6-7 лет. - СПб.: База-принт, 2019. 205 с.
25. Шульга В.В. Технология развития учебно-познавательной самостоятельности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №3. С. 36-39.
26. Кондаурова И.К., Давлетова Н.К. Математический туризм как форма дополнительного образования младших подростков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 10-12.
27. Барышникова Е.В. Гендерный аспект в исследовании профессиональных интересов у младших подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 147-150.
28. Козлова А.Ю., Погосян О.С. Развитие у детей младшего дошкольного возраста связной речи посредством режиссерских игр // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 31-35.
29. Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 25-28.
30. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.
31. Официальный сайт FasTracKids. URL: https://fastrackids.ru/ metodika/obrazovatelnye-tseli-fastrackids/ (дата обращения 03.07.2019).
32. Григорьева В.В., Алексеева И.С. Развитие учебных способностей младших школьников в группе продленного дня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. С. 293-297. URL: https: // https://e-koncept.ru/site/pdf-onlme?file=/files/article/0d/50/ 20493.pdf#page=1&zoom=auto,-16,844 (дата обращения 10.07.2019).
Статья поступила в редакцию 05.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019
24
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)