Научная статья на тему 'ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ПЛАВАНИЮ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНТРОПОМЕТРИИ И КОНТРОЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ'

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ПЛАВАНИЮ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНТРОПОМЕТРИИ И КОНТРОЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРМАТОГЛИФИКА / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / АНТРОПОМЕТРИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / КОНТРОЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грицкевич Роман Алексеевич, Воскобойников Алексей Николаевич, Муринчик Евгений Сергеевич

Во введении актуализируется важность знания спортивной предрасположенности на раннем этапе спортивного отбора детей с нарушением слуха. Целью исследования явилось выявление и оценка различных способов спортивного отбора в плавание детей с нарушением слуха, в том числе экспериментальных. Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что дерматоглифический метод пригоден для выявления спортивной предрасположенности детей с нарушением слуха. Методика и организация исследования: Основными методами при проведении исследования были: анкетирование, психодиагностические методы; контрольно-педагогическое тестирование (тестирование задатков, способностей и различных сторон двигательной активности), анализ особенностей генетических маркёров (дерматоглифический метод). Исследование проходило в три этапа с 2018 по 2020 гг. Результаты исследования и их обсуждение: Для проверки гипотезы были сняты отпечатки пальцев у детей с нарушением слуха и пловцов высокой квалификации. Проведено комплексное обследование детей с нарушением слуха в рамках проекта «Стань Чемпионом!». В первой части представлены подробные результаты классических методов спортивного отбора - антропометрия и тесты двигательных качеств. Выводы: По результатам антропометрии и контрольнопедагогического тестирования дети показали различную предрасположенность к плаванию: дети, предрасположенные к плаванию как к основному виду спорта; дети, которым плавание подойдет как вид общей физической подготовки; дети, которым плавание не подходит как вид спорта. Так же выяснилось, что дети с нарушением слуха плохо проходят некоторые спортивные тесты. Это может быть связано с особенности их нозологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грицкевич Роман Алексеевич, Воскобойников Алексей Николаевич, Муринчик Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDISPOSITION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT TO SWIMMING ACCORDING TO THE RESULTS OF ANTHROPOMETRY AND CONTROL AND PEDAGOGICAL TESTING

The introduction highlights the importance of knowledge of sports predisposition at the early stage of sports selection of children with hearing impairment. The aim of the study was to identify and evaluate various methods of sports selection for swimming for children with hearing impairment, including experimental ones. Before the start of the study, a hypothesis was put forward that the dermatoglyphic method is suitable for revealing the sports predisposition of children with hearing impairment. Research methodology and organization: The main research methods were: questionnaires, psychodiagnosis methods; control and pedagogical testing (testing of inclinations, abilities and various aspects of physical activity), analysis of the characteristics of genetic markers (dermatoglyphic method). The study took place in three stages from 2018 to 2020. Research results and discussion: To test the hypothesis, fingerprints were taken from children with hearing impairments and highly qualified swimmers. A comprehensive examination of children with hearing impairment was carried out within the framework of the "Become a Champion!" Project. The first part presents detailed results of classical methods of sports selection - anthropometry and tests of motor qualities. Conclusions: According to the results of anthropometry and control and pedagogical testing, children showed different predisposition to swimming: children predisposed to swimming as the main sport; children for whom swimming is suitable as a form of general physical training; children for whom swimming is not suitable as a sport. It also turned out that children with hearing impairment do not do well on some sports tests. This may be due to the peculiarities of their nosology.

Текст научной работы на тему «ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ПЛАВАНИЮ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНТРОПОМЕТРИИ И КОНТРОЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ»

2. Grigorieva, E.V. (2020), "Pedagogical design of teaching materials in the framework of elementary science education", Theoretical, methodological and applied problems of the science of man and society in the context of digital transformation of life, materials of the international research conference on March 27, 2020, Chelyabinsk, pp. 116-119.

3. Zotova, N.K. (2005), "The essence of pedagogical design", Bulletin of the Orenburg State University, No. 2, pp. 78-89.

4. Romiszowski, A.J.(1990), Designing instructional systems : decision making in course planning and curriculum design, Kogan Page ; London.

Контактная информация: mahmutovalg@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 27.11.2020

УДК 376.356

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ПЛАВАНИЮ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНТРОПОМЕТРИИ И КОНТРОЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Роман Алексеевич Грицкевич, ассистент, Алексей Николаевич Воскобойников, ассистент, Евгений Сергеевич Муринчик, ассистент, Владивостокский государственный

университет экономики и сервиса

Аннотация

Во введении актуализируется важность знания спортивной предрасположенности на раннем этапе спортивного отбора детей с нарушением слуха. Целью исследования явилось выявление и оценка различных способов спортивного отбора в плавание детей с нарушением слуха, в том числе экспериментальных. Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что дерматогли-фический метод пригоден для выявления спортивной предрасположенности детей с нарушением слуха. Методика и организация исследования: Основными методами при проведении исследования были: анкетирование, психодиагностические методы; контрольно-педагогическое тестирование (тестирование задатков, способностей и различных сторон двигательной активности), анализ особенностей генетических маркёров (дерматоглифический метод). Исследование проходило в три этапа с 2018 по 2020 гг. Результаты исследования и их обсуждение: Для проверки гипотезы были сняты отпечатки пальцев у детей с нарушением слуха и пловцов высокой квалификации. Проведено комплексное обследование детей с нарушением слуха в рамках проекта «Стань Чемпионом!». В первой части представлены подробные результаты классических методов спортивного отбора - антропометрия и тесты двигательных качеств. Выводы: По результатам антропометрии и контрольно-педагогического тестирования дети показали различную предрасположенность к плаванию: дети, предрасположенные к плаванию как к основному виду спорта; дети, которым плавание подойдет как вид общей физической подготовки; дети, которым плавание не подходит как вид спорта. Так же выяснилось, что дети с нарушением слуха плохо проходят некоторые спортивные тесты. Это может быть связано с особенности их нозологии.

Ключевые слова: дерматоглифика; спортивный отбор; дети с нарушением слуха; антропометрия; психодиагностика; контрольно-педагогическое тестирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p156-160

PREDISPOSITION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT TO SWIMMING ACCORDING TO THE RESULTS OF ANTHROPOMETRY AND CONTROL AND PEDAGOGICAL TESTING

Roman Alekseevich Gritskevich, the assistant, Alexey Nikolaevich Voskoboinikov, the assistant, Evgeny Sergeevich Murinchik, the assistant, Vladivostok State University of Economics

and Service

Abstract

The introduction highlights the importance of knowledge of sports predisposition at the early stage of sports selection of children with hearing impairment. The aim of the study was to identify and evaluate

various methods of sports selection for swimming for children with hearing impairment, including experimental ones. Before the start of the study, a hypothesis was put forward that the dermatoglyphic method is suitable for revealing the sports predisposition of children with hearing impairment. Research methodology and organization: The main research methods were: questionnaires, psychodiagnosis methods; control and pedagogical testing (testing of inclinations, abilities and various aspects of physical activity), analysis of the characteristics of genetic markers (dermatoglyphic method). The study took place in three stages from 2018 to 2020. Research results and discussion: To test the hypothesis, fingerprints were taken from children with hearing impairments and highly qualified swimmers. A comprehensive examination of children with hearing impairment was carried out within the framework of the "Become a Champion!" Project. The first part presents detailed results of classical methods of sports selection - anthropometry and tests of motor qualities. Conclusions: According to the results of anthropometry and control and pedagogical testing, children showed different predisposition to swimming: children predisposed to swimming as the main sport; children for whom swimming is suitable as a form of general physical training; children for whom swimming is not suitable as a sport. It also turned out that children with hearing impairment do not do well on some sports tests. This may be due to the peculiarities of their nosology.

Keywords: Dermatoglyphics; sports selection; children with hearing impairment; anthropometry; psychodiagnosis; control and pedagogical testing.

ВВЕДЕНИЕ

По мере взросления ребенка, у родителей возникает достаточно сложный вопрос по выбору вида спорта. Нужно чтобы ребенок преуспел в выбранном виде спорта, и не только преуспел, но и получал удовольствие от спортивной деятельности. Поэтому важно знать предрасположенность детей к определенным видам спорта, как родителям, так и тренерам. Родителям - для того, чтобы сделать правильный выбор, тренерам - для того, чтобы знать психофизиологические и спортивные особенности занимающегося.

Примером высокого интереса общественности к данной тематике может служить проект «Стань Чемпионом!» (АНО «Стань Чемпионом», https://sportchampions.ru/), запущенный в 9 субъектах нашей страны. Отдельным аспектом актуальности хотелось бы выделить важность правильного выбора двигательной активности для детей с различными врожденными и приобретенными нозологиями. Как известно, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья является вектором адаптации и реабилитации. Поэтому важно выбрать подходящий вид спортивной активности для конкретного ребенка, тем самым облегчив жизнь, как самому ребенку, так и его родителям.

Целью исследования явилось выявление и оценка различных способов спортивного отбора в плавание детей 9-12 лет с нарушением слуха, в том числе экспериментальных. Гипотеза исследования: Предполагалось, что путем выявления дерматоглифических маркеров двигательной активности у детей с нарушением слуха 9-12 лет будет возможно определить их предрасположенность к плаванию, что (в свою очередь) позволит повысить эффективность спортивного отбора. Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы по определению предрасположенности к спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе ранней ориентации и начального спортивного отбора.

2. Выявить основные признаки пальцевой дерматоглифики у пловцов высокой квалификации с нарушением слуха и у детей 9-12 лет с нарушением слуха, а так же провести сравнительный анализ.

3. Определить предрасположенность к спортивному плаванию детей 9-12 лет с нарушениями слуха с помощью комплекса тестирований в ходе работы федерального проекта «Стань Чемпионом».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными методами при проведении исследования являлись: 1. Анкетирование; 2. Антропометрия; 3. Психодиагностические методы; 4. Контрольно-педагогическое тестирование (тестирование задатков, способностей и различных сторон двигательной ак-

тивности); 5. Анализ особенностей генетических маркеров (дерматоглифический метод).

Исследование проходило в три этапа: Первый этап (сентябрь 2018-декабрь 2018) -анализ литературы и сбор информации по теме [1-7]. Второй этап (январь 2019- июль 2019) был посвящен сбору всесторонней информации о респондентах: анкетирование, сбор отпечатков пальцев, антропометрия (длина тела, масса тела, прогноз роста, биологический возраст, оценка уровня развития, соматотип, длина руки, длина ноги, размах рук (оценка), обхват грудной клетки в покое, обхват талии, обхват бедра, обхват голени, различные толщины кожно-жировых складок и диаметры тела), психодиагностика (тест Шульте, реакция выбора руки, тест на выбор фигуры, тест на память, тест на тип темперамента), контрольно-педагогическое тестирование. Так же в рамках второго этапа была проведена работа по анкетированию и сбору отпечатков пальцев пловцов высокой квалификации с нарушением слуха. На третьем этапе (сентябрь 2019 - май 2020) проводилась обработка полученных результатов.

В исследовании приняло участие 20 детей с нарушением слуха 9-12 лет, из которых 13 мальчиков и 7 девочек (рисунок 1).

30% 20% 10% 0%

25%

20%

15% 15%

10%

5% 5% 5%

1 1 1

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

□ Девочки □ Мальчики Рисунок 1 - Возрастно-половая структура участников исследования

Все респонденты, принявшие участие в исследовании, являются слабослышащими- с частичной потерей слуха.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После изучения и анализа литературных источников [1-7] началась практическая работа по сбору всесторонней информации об исследуемых.

Были проведены антропометрические измерения детей с нарушением слуха. В большинстве случаев длина (75%) и масса (80%) тела соответствует норме, биологический возраст соответствует паспортному в 70% случаев, 10% - ретарданты, 20% - акселераты (рисунок 2). Рост прогнозировался в соответствии с данными о родителях - от 162,3±4,2 до 190±6,2. Размах рук в большинстве случаев (70%) меньше собственного роста, в 25% случаев - равен росту. У 30% эндо-мезоморфный тип телосложения; 30% - ме-зо-эктоморфный; 25% - экто-мезоморфный; 15% мезо-эндоморфный (рисунок 3)

20%

10%

15%

.70%

Ретардант ■ Медиант ■ Акселерат Рисунок 2 -Соотношение развития детей

30%

25%

.30%

Эндо-мезоморфный тип ■ мезо-эктоморфный тип экто-мезоморфный тип ■ мезо-эндоморфный тип Рисунок 3 - Соотношение типов телосложения

Толщина кожно-жировых складок в 80% соответствует норме: Над трицепсом -вертикальная складка (от 7 до 17); Над бицепсом - вертикальная складка (от 7 до 16); Под лопаткой - горизонтальная складка (от 5 до 15); Над осью подвздошной кости - горизон-

тальная складка (от 5 до 11); На голени (сидя) (от 5 до 13). В общей сложности было проведено 31 антропометрическое измерение.

Далее было проведено контрольно-педагогическое тестирование - тестирование задатков, способностей и различных сторон двигательной активности.

Тесты на вестибулярную устойчивость показали различные результаты. Так, например, результаты пробы Уемуры (рисунок 4) оказались в диапазоне от 0 до 4, где 0 -отлично, 4 и выше - плохо. При отличных результатах вестибулярной устойчивости детям рекомендуются стрелковые виды спорта и синхронное плавание.

30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

25%

20%

20%

20%

5%

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Рисунок 4 - Результаты пробы Уемуры

Определились весомые показатели координационных способностей у всех детей. Проводился тест «Бросок и ловля мяча после отскока в парах» и его оценка. У всех детей оценка 4 (45%) и 5 (55%) баллов по пятибалльной шкале. При этом уровень скоростных качеств у всех низкий и средний - время челночного бега 3*10 фиксируется от 8 секунд и дольше, хотя оценка бега у детей составляет, в основном, 4-5 баллов по пятибалльной шкале (рисунок 5).

15%

30%

55%

Оценка 5 ■ Оценка 4 ■ Оценка 3

Рисунок 5 - Оценка теста челночный бег 3*10 м

Показатели физической работоспособности у 30% умеренные, хорошие так же у 30%, удовлетворительные у 15% и у 25% отличные. Силовые способности у многих детей (35%) на низком уровне, на среднем уровне у 35% и у 30% на высоком уровне.

Показатели гибкости совершенно разнятся - у мальчиков и девочек оценка разная в силу физиологических особенностей. Мальчики: наклон вперед сидя - от -4 до 10 баллов, выкрут прямых рук - от 40 до 80; девочки: наклон вперед сидя - от 8 до 16, выкрут прямых рук - от 40 до 60.

Прыжок в длину соответствует, в основном, средним значениям для их возраста, в высоту - средне-высоким, приседания за 15 с. в высоком диапазоне (рисунок 6).

ВЫВОДЫ

Итак, согласно комплексу тестирования задатков, способностей и различных сторон двигательной активности 35% детей предрасположено к плаванию как к одному из циклических видов спорта. Так же были рекомендованы циклические виды спорта - академическая гребля, велотрековые гонки, легкая атлетика, шорт-трек; Командно-игровые -волейбол, гандбол, баскетбол, футбол; Сложно-координационные - спортивная и художе-

ственная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание на льду, парусный спорт; Стрелковые - стрельба из лука, стендовая стрельба, пулевая стрельба; Спортивные единоборства - самбо, бокс, греко-римская борьба; Общая физическая подготовка - ОФП с элементами легкой атлетики, ОФП с элементами бросковых единоборств.

100% 95%

60% 40% 20% 0%

Прыжок в длину Прыжок в высоту Приседания за 15 с.

Низкие показатели ■ Средние показатели ■ Высокие показатели Рисунок 6 - Скоростно-силовые способности испытуемых

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Бдудов, В.А. Плахти-енко. - Москва : Физкультура и спорт, 2006. - 192 с.

2. Давыдов В.Ю. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (Теоретические и практические аспекты), монография / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко. - Москва : Советский спорт, 2012. - 383 с.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев. - Москва : Спорт, 2005. - 615 с.

4. Евсеева О.Э. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта : дис. ... д-ра пед наук / Евсеева Ольга Эдуардовна. - Санкт-Петербург, 2018. - 420 с.

5. Масленников П.Ю. Содержание начального профессионального отбора в системе хореографического образования : дис. ... канд. пед. наук / Масленников Павел Юрьевич. - Санкт-Петербург, 2018. - 269 с.

6. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Носковой. - Москва : Просвещение, 1964. - 178 с.

7. Смекалов Я.А. Начальное обучение плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста, дис. ... канд. пед. наук / Смекалов Ярослав Александрович. - Санкт-Петербург, 2000. - 161 с.

REFERENCES

1. Balandin, V.I., Bdudov, Yu.M. and Plakhtienko, V.A. (2006), Forecasting in sports, Physical culture and sport, Moscow.

2. Davydov, V.Yu. and Avdienko, VB (2012), Selection and orientation of swimmers in terms of physique indicators in the system of long-term training (Theoretical and practical aspects), monograph, Soviet Sport, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Evseev, S.P. (2005), Theory and organization of adaptive physical culture, Sport, Moscow.

4. Evseeva, O.E. (2018), Organizational and pedagogical support of the development of the sports reserve training system in Paralympic sports, dissertation, St. Petersburg.

5. Maslennikov, P.Yu. (2018), The content of the initial professional selection in the system of choreographic education, dissertation, St. Petersburg.

6. Noskova, E.P. (2005), The program of education and training of deaf children of preschool age, Education, Moscow.

7. Smekalov, Ya.A. (2000), Initial teaching of swimming for hearing impaired children of primary school age, diss. candidate of pedagogical sciences, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: gritskevichroman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.