Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты подготовки будущих учителей к проектной деятельности в начальной школе'

Теоретические и практические аспекты подготовки будущих учителей к проектной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ / SCHOOL PROJECT / PROJECT ACTIVITIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / BACHELOR'S AND MASTER'S DEGREE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Евгения Витальевна, Махмутова Лариса Гаптульхаевна

В статье раскрываются теоретические основы создания школьных проектов и рассмотрены практические аспекты подготовки бакалавров и магистров педагогического вуза к организации проектной деятельности в начальной школе. Выделены отличия школьного проекта от воспроизводимого педагогического процесса, этапы осуществления проектной деятельности и определено противоречие, доказывающее необходимость подготовки будущих учителей начальной школы к организации проектной деятельности. Авторами представлен опыт разработки программ учебных дисциплин для бакалавриата и магистратуры: «Внеурочная деятельность по математике и естествознанию в начальной школе», «Организация исследовательской деятельности по естествознанию», «Инновации в начальном естественно-математическом образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Евгения Витальевна, Махмутова Лариса Гаптульхаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical aspects of future teachers’ training for project activities in primary school

The article reveals the theoretical basis for the creation of school projects and considers the practical aspects of training of bachelors and masters of pedagogical universities to organize project activities in primary school. The authors highlight the differences between the school project and the reproduced pedagogical process, the stages of implementation of project activities. The contradiction proving need of future primary school teachers’ training for the organization of project activities is defined. The article presents the experience of developing programs of academic disciplines for baccalaureate and magistracy: "Extracurricular activities in mathematics and science in primary school", "Organization of research activities in natural science", "Innovations in primary natural and mathematical education".

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты подготовки будущих учителей к проектной деятельности в начальной школе»

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 122-126.

2. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Ustinova, O.N. (2018), "Character of management of physical quality depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 126-130.

3. Yarchikovskaya, L.V., Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Kovalenko V.N., Ustinova O.N. (2018), "Healthy lifestyle promotion in academic physical education process", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 85-87.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.10.2019

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент,

Лариса Гаптульхаевна Махмутова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск

Аннотация

В статье раскрываются теоретические основы создания школьных проектов и рассмотрены практические аспекты подготовки бакалавров и магистров педагогического вуза к организации проектной деятельности в начальной школе. Выделены отличия школьного проекта от воспроизводимого педагогического процесса, этапы осуществления проектной деятельности и определено противоречие, доказывающее необходимость подготовки будущих учителей начальной школы к организации проектной деятельности. Авторами представлен опыт разработки программ учебных дисциплин для бакалавриата и магистратуры: «Внеурочная деятельность по математике и естествознанию в начальной школе», «Организация исследовательской деятельности по естествознанию», «Инновации в начальном естественно-математическом образовании».

Ключевые слова: школьный проект, проектная деятельность, профессиональные компетенции, учебные программы бакалавриата и магистратуры.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF FUTURE TEACHERS' TRAINING FOR PROJECT ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOL

Evgenia Vitalievna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Gaptulkhaevna Makhmutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article reveals the theoretical basis for the creation of school projects and considers the practical aspects of training of bachelors and masters of pedagogical universities to organize project activities in primary school. The authors highlight the differences between the school project and the reproduced pedagogical process, the stages of implementation of project activities. The contradiction proving need of future primary school teachers' training for the organization of project activities is defined. The article presents the experience of developing programs of academic disciplines for baccalaureate and magistracy: "Extracurricular activities in mathematics and science in primary school", "Organization of research activities in natural science", "Innovations in primary natural and mathematical education".

Keywords: school project, project activities, professional competencies, bachelor's and master's degree programs.

Реформирование современной школы обусловлено стандартизацией образовательной системы нашей страны. Одним из значимых инновационных процессов, отраженных в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), является организация проектной деятельности школьников. Цель проектной деятельности в

начальной школе - вооружение ученика инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в ситуациях, максимально приближенных к жизни ребенка. В основной школе она должна способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучаемых.

Вместе с тем в школьной практике мы часто наблюдаем подмену понятий. Учителя иногда называют проектной любую самостоятельную работу обучаемых, в том числе и ту, которая не направлена на создание проекта. Вероятно, мы можем назвать проектом любой продукт, созданный школьником, но при этом теряется сама сущность проектной деятельности.

Во ФГОС проектной деятельностью называется совместная исследовательская, творческая или игровая деятельность обучаемых, имеющая общую цель и согласованные методы работы. Ее непременным условием является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапах его достижения [3].

Школьный проект отличается от регулярно воспроизводимого педагогического процесса следующими признаками:

1) направленностью на достижение четко определенной конечной цели;

2) координированностью выполнения взаимосвязанных действий;

3) фиксированными временными рамками;

4) определенной степенью уникальности.

Реализация проекта начинается с потребности создания чего-то нового или необходимости совершенствования существующего продукта. В то же время, если мы знаем, как удовлетворить эту потребность, не прибегая к новому способу действий, то проектная деятельность не нужна. Реализация проекта необходима в том случае, если возникла определенная проблема. Проблема - это область неизвестного. Она обычно отождествляется с вопросом, представляющим для обучаемых интерес. Ставя проблему, нужно вместе со школьниками ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было (нами) изучено?». Источником проблемы обычно являются затруднения, возникающие в практике (противоречия).

Таким образом, проект можно рассматривать как особый способ постановки и решения проблем, требующих планирования достижения желаемого результата [5].

Следует выделить несколько этапов осуществления школьного проекта.

На первом этапе проводится анализ ситуации, относительно которой возникает необходимость создания нового продукта, т.е. определяется идея проектирования. В процессе конкретизации проблемы формулируется замысел и цели деятельности. Ученики предполагают, как можно разрешить проблему, выдвигая свои гипотезы. При этом проблема переводится в задачу.

На втором этапе проект реализуется через планирование последовательности действий, которые необходимо выполнить; подбор соответствующих методов и средств решения поставленных задач.

Третий этап характеризуется подготовкой итогового продукта проектной деятельности. На этом этапе происходит сбор, систематизация и анализ полученных результатов; обсуждение способов оформления конечного продукта; подведение итогов и презентация результатов. Таким образом, для реализации школьного проекта необходимо прохождение всех этапов проектной деятельности. В противном случае можно говорить о псевдопроектировании [4].

Все вышесказанное объясняет необходимость совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов. С учетом требований Профессионального стандарта педагоги должны обладать готовностью осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса [1].

На факультете подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета введено несколько учебных

дисциплин, призванных подготовить будущих учителей к организации проектной деятельности младших школьников. Теоретические основы проектной деятельности в начальной школе бакалавры получают в курсах педагогики и предметных методик. Практическая подготовка осуществляется в процессе освоения студентами дисциплин по выбору вариативной части образовательной программы.

На кафедре математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию реализуется несколько таких дисциплин. Среди них «Внеурочная деятельность по математике и естествознанию в начальной школе», «Организация исследовательской деятельности по естествознанию». В результате их изучения бакалавры овладевают компетенциями, связанными со способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития; готовностью руководить проектно-исследовательской деятельностью обучаемых [2].

В рамках данных дисциплин студенты изучают особенности внеурочной проектной и исследовательской деятельности младших школьников. Знакомятся с основными направлениями проектной деятельности и видами проектов, выделяют этапы работы над проектом в начальной школе. Бакалавры составляют банк направлений проектной деятельности младших школьников, список рекомендуемых источников.

Формирование компетенций, связанных со способностью педагога использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики, происходит в магистратуре. На нашей кафедре реализуются следующие магистерские программы, относящиеся к дисциплинам по выбору: «Инновации в начальном естественно-математическом образовании», «Педагогическое проектирование учебных материалов по математике и естествознанию».

Остановимся подробнее на программе дисциплины «Инновации в начальном естественно-математическом образовании». Цель ее изучения -содействовать формированию у магистров профессиональной компетентности в области планирования и осуществления инновационных процессов в естественно-математическом образовании. В результате изучения дисциплины магистры должны знать новые инновационные процессы, отраженные во ФГОС НОО; уметь применять инновационные технологии в естественно-математическом образовании младших школьников; владеть проектированием инновационных форм начального естественно-математического образования.

В рамках данного курса рассматривается проектная технология как инновационное направление начального естественно-математического образования. На практических занятиях у магистров формируются навыки создания школьных исследовательских проектов естественно-математической направленности. Они составляют научный аппарат учебного исследования: овладевают технологией постановки проблемы, определения цели, задач, объекта и предмета исследования, формулировки гипотезы. Опираясь на требования стандарта, магистры определяют темы исследовательских проектов для младших школьников, этапы работы над проектом естественно-математической направленности, рассматривают систему оценки проектов по математике и естествознанию в начальной школе. Эта деятельность способствует развитию у будущих учителей умения предвидеть результаты и возможные последствия различных вариантов решения проблемы, овладению способами оценки качества проектов младших школьников.

На наш взгляд, представленная выше многоуровневая подготовка будущих учителей к организации школьной проектной деятельности служит эффективным средством реализации требований профессионального стандарта педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL : https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 27.09.2019).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121. - URL : http://www.edu.ru/file/docs/2018/02/m121.pdf#page=3 (дата обращения: 27.09.2019).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). - URL : https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.09.2019).

4. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе / В.С. Лазарев. - Сургут : [б.и.], 2014. -

135 с.

5. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.

REFERENCES

1. The order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation from 10/18/2013 № 544n "About the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)", available at: https://base.garant.ru/70535556/.

2. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 02/22/2018 № 121 "Federal state educational standard of higher education - the bachelor, direction of training 44.03.01 teacher education", available at: http://www.edu.ru/file/docs/2018/02/m121.pdf#page=3.

3. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 10/06/2009 № 373 "Federal state educational standard of primary general education", available at: https://base.gar-ant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.

4. Lazarev, V.S. (2014), Project activity at school, Surgut.

5. Polivanova, K.N. (2011), The project activity of schoolchildren, Prosvescheniye, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.10.2019

УДК 796.1

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ ЖЕНЩИН 20-35 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ SUP-BOARD

Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Вадимовна Мазитова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Александрович Красников, доктор медицинских наук, профессор, Равиль Мысавилович Исламов, доцент, Людмила Павловна Акимова, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация

В данной статье представлены материалы законченного исследования по разработке и экспериментальной проверки разработанных комплексов упражнений с использованием средств Sup-board, направленных на повышение показателей физического и эмоционального состояния женщин 20-35 лет. Методической целью применения разработанных упражнений явилось снижение боязни падения в воду занимающихся и выхода из экстремальной ситуации самостоятельно. Так же в структуру занятий были включены игровые и анимационные задания, что существенно повышало эмоциональный фон тренировок. Тестирование и анкетирование после эксперимента показали прирост результатов физического состояния, физической подготовленности, испытуемых женщин, а также повышение их самочувствия, активности, настроения и эмоционального состояния.

Ключевые слова: физическая рекреация, Sup-board, женщины 20-35 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.