УДК 372.4:37.036
https://doi.org/10.24158/spp.2018.8.19
Арябкина Ирина Валентиновна
Aryabkina Irina Valentinovna
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова
Геворкян Валентина Владимировна
профессор кафедры вокального искусства Чувашского государственного института культуры и искусств
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
D.Phil. in Education Science, Professor, Pre-school and Primary Education Department, Ulyanovsk State Pedagogical University
Gevorkyan Valentina Vladimirovna
Professor, Vocal Arts Department, Chuvash State Institute of Culture and Arts
THE ASPECTS OF THE CULTURAL AND AESTHETIC PROJECT ACTIVITY ARRANGEMENTS IN PRIMARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION
Аннотация:
Культурно-эстетическое развитие младших школьников - многоплановый процесс, результатом которого является развитие личности ребенка, формирование у него нравственных качеств, потребности в творчестве. Как всякий педагогический процесс, культурно-эстетическое развитие младших школьников требует от педагога умения создавать оптимальные педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В этом документе подчеркивается значимость формирования у каждого учащегося необходимых для жизнедеятельности компетенций, чему в немалой степени способствует проектная деятельность. Раскрытию основных особенностей организации культурно-эстетической проектной деятельности в современной начальной школе посвящена данная статья. Рассматриваются актуальность и основные требования к использованию метода проектов в культурно-эстетической деятельности на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО; общие этапы проектной деятельности учащихся в сфере искусства; сложно-сти, которые могут возникнуть у учителя в процессе планирования, реализации и оценивания результативности культурно-эстетической проектной деятельности младших школьников.
Summary:
The cultural and aesthetic development of primary school students is a multi-faceted process resulted in the development of the child's personality, moral qualities, needs for creation. Like any educational process, the cultural and aesthetic development of this category of students requires teachers to create the favorable educational environment represented in the Federal State Educational Standard of Primary General Education in order to make this process effective. The Standard lays stress on acquiring the necessary competence by students that is greatly supported by project activities. The paper deals with the aspects of the cultural and aesthetic project activity arrangements in contemporary primary school. The authors consider the relevance of and the basic requirements for applying the project method to cultural and aesthetic activities at primary schools within the above-mentioned Standard. The common stages of students' project activities in the arts are reviewed. The research describes the challenges faced by teachers when planning, implementing and evaluating the progress of cultural and aesthetic project activities of primary school students.
Ключевые слова:
культурно-эстетическая проектная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, младшие школьники, потребность в творчестве, творческая активность, полихудожественный подход.
Keywords:
cultural and aesthetic project activities, Federal State Educational Standard of Primary General Education, primary school students, needs for creation, creative initiative, multi-artistic approach.
Анализ современных психолого-педагогических исследований в сфере теории и практики образования позволяет сделать вывод о постоянно растущем интересе к изучению компетенций личности в онтогенезе, и в том числе в младшем школьном возрасте, когда достаточно остро встает вопрос о том, соответствуют ли развитые к данному периоду качества ребенка требованиям современной школы и окружающей действительности.
Современная система начального общего образования в России опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт, который характеризуется обновленной структурой и содержанием, ориентацией на достижение необходимых результатов обучения и в целом акцентированием внимания на личностное развитие младшего школьника. В пункте 9 главы II Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) говорится о том, что одной из основных задач обучения в современной начальной школе является овладение ключевыми компетенциями [1], чему в немалой степени способствует проектная деятельность культурно-эстетического содержания. При организации данного вида деятельности младших школьников на уроках искусства и во внеурочное время необходимо помнить, что центральная роль в нем принадлежит учащимся, учитель же является лишь координатором и помощником.
В этом контексте заслуживает внимания идея К. Роджерса о свободном (личностно значимом) обучении. Ученый считает, что ученик должен обучаться сам, поскольку учение представляет собой не просто процесс усвоения знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта учащегося, связанного со всей его личностью. Если же внутренний опыт личности в процессе обучения не изменяется, механические знания быстро забываются и не играют никакой роли в жизни и личностном развитии ученика. Следовательно, основной задачей (или даже предназначением) учителя является предоставление ученикам всех возможных средств и условий для их самообучения, активного участия в образовательном процессе. Сам же учитель, по К. Роджерса, также выступает неким средством обучения, поскольку ученики могут консультироваться у него, спорить с ним [2]. Учитель в образовательном процессе выступает в роли консультанта, создающего комфортную атмосферу, которая дает ученику возможность организовать свой внутренний мир и достигнуть целостности собственной личности.
Суть культурно-эстетической проектной деятельности - вовлечение учащихся в процесс познания через активную творческую деятельность, в ходе которой происходят анализ различных проблем и поиск путей их решения. При организации такой деятельности необходимо учитывать ее специфику, определяющую, по мнению Л.П. Печко, следующие «основания для занятий по культуре и искусству» [3]:
- развитие художественно-толерантных ориентаций личности и перенесение интолерант-ных отношений к искусству в целом или отдельным произведениям в позитивные отношения к миру в целом;
- расширение спектра знаний в области искусства;
- развитие эстетического вкуса на основе личного опыта, освоения прекрасного и выразительного в искусстве, формирование ценностных представлений, позволяющих учащимся развить способности к рефлексивным действиям, сознательному выбору предпочтений и попытаться понять, объяснить, и, быть может, даже преобразовать свое негативное, интолерантное отношение к конкретному культурно-эстетическому феномену в противоположное, для чего необходимо пройти ряд ступеней личностного развития при педагогической поддержке педагога.
При определении культурно-эстетического содержания проектной деятельности младших школьников следует учитывать основополагающие идеи полихудожественного подхода к обучению и воспитанию как одного из самых действенных подходов педагогики искусства на современном этапе ее развития. Данный подход был разработан Б.П. Юсовым во второй половине XX в. и в последующие годы интенсивно развивался представителями его научной школы (Е.П. Кабко-вой, Е.П. Олесиной, Л.Г. Савенковой, Н.Г. Тагильцевой и др.). Свою концепцию Б.П. Юсов строит на основе представлений об искусстве как продукте возвышенной человеческой духовности [4], развивая идеи П.А. Флоренского. Последний характеризовал отдельные виды искусства как восходящие потоки, высшей задачей которых является достижение синтеза, слияния в единое искусство где-то в сияющих высях небесных, в «пневмосфере» (термин П.А. Флоренского). Нечто подобное находим в трудах Тейяра де Шардена, описывающих некую религиозно-мистическую точку «омега», в которой сливаются воедино все «филы» - чудесные проявления жизни на Земле: геологическое, растительное, животное, человеческое, духовное.
Суть полихудожественного подхода Б.П. Юсова состоит в том, что в его основу положено последовательное формирование эстетического сознания личности ребенка по мере его взросления через освоение общих закономерностей разных видов искусства. Ученый обращает внимание на то, что при прежних подходах к обучению искусству растущему человеку предлагалась «жесткая профессионально-художественная логика знаний, умений и навыков» [5], хотя и учитывающая в некоторой степени его возрастные особенности. Однако интересы, мотивы, способности и потребности ребенка, на которые влияет быстро меняющаяся общественная жизнь, вовлечение его в новые круги занятий и общения, смена характера его отношений с окружающим миром требуют концептуального изменения системы формирования культуры детской личности [6, с. 47]. Весьма актуальным для организации общения подрастающего поколения с искусством в XXI в. является то, что в основе этой системы лежит разнообразное художественное творчество,
которое, по мысли Б.П. Юсова, высказанной еще в 1970-е гг., должно проходить через самостоятельные творческие усилия ребенка: поиск литературы, подбор материала, выполнение индивидуального или коллективного проекта или реферата, создание иллюстраций, моделей и т. п. Полихудожественный подход при этом может осуществляться в двух направлениях: в программах полихудожественного типа, объединяющих в себе все виды искусства (аналогия мХк), и в монохудожественных программах - для занятий отдельными видами искусства, интегрированными с другими видами художественной деятельности. Последнее позволяет наполнить более глубоким содержанием дисциплины эстетического цикла, предусмотренные ФГОС, и создает новые возможности и перспективы для разработки дополнительных факультативных курсов.
Для достижения максимальной результативности культурно-эстетической проектной деятельности младших школьников необходимо, чтобы помещение для проведения занятий, помимо музыкальных инструментов и оборудования, необходимого для занятий другими видами искусства, было оснащено компьютером, интерактивной доской или доской для проецирования, мультимедийным проектором, колонками для воспроизведения звука, принтером (по возможности цветным), доступом к сети Интернет.
Основными требованиями ФГОС НОО к использованию метода проектов на уроках в начальной школе являются следующие:
1) наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы,
2) значимость (теоретическая, познавательная, практическая) предполагаемых результатов,
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта,
4) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов,
5) использование исследовательских методов [7].
На всех этапах выполнения проекта необходимо применять предусмотренный ФГОС НОО системно-деятельностный подход к обучению, способствующий эффективному развитию творческих способностей учащихся и предусматривающий выбор школьниками проблемы исследования и решение конкретных задач, исходя из их интересов и степени подготовленности. Нельзя не согласиться с мнением Р.В. Гуриной и Н.А. Горбуновой, которые считают, что «такой подход обеспечивает каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс» [8].
Анализируя различные учебно-методические комплексы (в том числе по дисциплинам эстетического цикла), мы выявили общие этапы проектной деятельности учащихся в сфере искусства:
1) определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования,
2) выдвижение гипотезы,
3) обсуждение методов исследования,
4) обсуждение способов оформления результатов проекта,
5) сбор, систематизация и анализ полученных данных,
6) подведение итогов, оформление результатов и их презентация,
7) формулирование выводов и выдвижение новых проблем.
Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта) [9].
Чтобы создать условия для результативной самостоятельной культурно-эстетической проектной деятельности учащихся, необходимо следующее.
1. Проведение подготовительной работы.
Для выполнения проекта каждому учащемуся требуются развитые умения и способности к проектированию. Работу в данном направлении следует целенаправленно проводить не только в процессе выполнения того или иного проекта, но и в рамках всех остальных занятий (в том числе приближенных к традиционным по форме и содержанию).
Формированию необходимых для культурно-эстетической проектной деятельности младших школьников умений и навыков способствуют: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке (в том числе с ролевым распределением работы в группе), самоанализ и самооценка, рефлексия.
В процессе работы над проектом в области освоения искусства нужно формировать у учащихся следующие умения и навыки, необходимые для культурно-эстетической проектной деятельности:
а) организационно-регулятивные: выдвижение идеи, постановка цели и задач, формулировка предположений, обоснованный выбор метода или способа, пути выполнения проекта, планирование собственной работы, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: создание устного доклада (сообщения) о проведенной работе и полученном в результате культурно-эстетической проектной деятельности «продукте», выбор методик и форм его образной демонстрации окружающим;
в) коммуникативные: умение выслушивать и воспринимать одноклассников, презентовать себя, отыскивать компромисс, вести взаимодействие в своей группе;
г) поисковые: нахождение нужной информации по картотеке, осуществление поиска необходимой для проекта информации в гипертексте, в интернете;
д) информационные: выделение основного, прием и передача информации, презентаций в разных видах и формах, организационное хранение и поиск.
2. Учет интереса учащихся к тематике культурно-эстетической проектной деятельности и доступность задач, которые следует решить в процессе ее выполнения.
При организации культурно-эстетической проектной деятельности младших школьников важно помнить: желательно, чтобы проблемный вопрос по освоению искусства или творческая тема были предложены самими учащимися. Однако в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь учащимся во время его формулирования.
3. Обеспечение мотивации младших школьников к работе над проектом.
Мотивация является постоянным источником активности учащихся в коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Для достижения высокого уровня мотивации младших школьников учителю необходимо на начальных этапах работы педагогически компетентно обеспечить их «погружение» в проект, привлечь проблемным вопросом, возможностью практической и общественной пользы.
4. Внимательное отношение к выбору основополагающего вопроса проекта.
Как правило, проект содержит какой-либо основной вопрос. Если данный вопрос интересен учащимся, проект становится успешным и даже возникающие при его реализации трудности преодолеваются легче. При необходимости основной вопрос следует корректировать.
5. Создание групп для работы над проектами, содержащих не более 5-6 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из так называемых проблемных вопросов.
6. Учет особенностей и возможностей учебных предметов эстетического цикла для реализации проектной деятельности в начальных классах.
Сама специфика таких школьных дисциплин, как музыка, изобразительное искусство, технология, литературное чтение, представляет широчайшие возможности для развития воображения, творческого мышления младших школьников, раскрытия их разнообразных способностей к деятельности в сфере искусства. Данный факт обусловливает целесообразность применения культурно-эстетической проектной деятельности (в том числе полихудожественной, междисциплинарной) не только на уроках, но и во внеурочное время.
Приступая к работе над организацией культурно-эстетической проектной деятельности младших школьников, необходимо помнить о некоторых возможных «опасностях» [10].
1. Подмена творческой самостоятельной деятельности младших школьников выполнением задания по привычной, отработанной схеме, желание учителя выполнять некоторые действия за детей или перепоручить их выполнение родителям. Во избежание этого учителю следует помнить о необходимости работы в стиле педагогической поддержки, направляя и организуя деятельность детей, давая им советы и рекомендации.
2. Превращение проекта в реферат. Важно учитывать, что детский исследовательский проект предполагает изучение и грамотное изложение содержания разнообразных (в том числе научных) источников. Однако истинная ценность реализации проекта состоит в том, что у проектанта должна сформироваться собственная точка зрения на анализируемое им культурно-эстетическое явление или объект, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать и представлять получившийся «продукт».
3. Переоценка результата проекта и недооценка процесса его выполнения. Для достижения максимальной объективности и разносторонности оценки необходимо внимательно отнестись к анализу самим младшим школьником своей работы.
Приступая к созданию проекта, учащийся должен владеть:
- необходимыми знаниями, умениями и навыками относительно содержательной области проекта;
- специфическими умениями и навыками культурно-эстетической деятельности.
В связи с этим культурно-эстетическую проектную деятельность целесообразно осуществлять с 1-го класса, уделяя основное внимание формированию первичных умений и навыков исследовательской деятельности младших школьников, привитию интереса к познанию, расширению детского кругозора. Эти умения и навыки являются необходимой базой для совершенствования культурно-эстетической проектной деятельности на следующих этапах обучения, характеризующихся усложнением уровня заданий и техники их выполнения в соответствии с возрастными особенностями детей.
Следует начинать рассматриваемый в статье вид исследовательской деятельности младших школьников с реализации мини-проектов на один урок (выполненных индивидуально или в группе) и только затем предлагать учащимся проекты, охватывающие два урока и более, а также проекты, которые школьники выполняют самостоятельно в домашних условиях.
Помимо вопросов, касающихся организационно-смысловых моментов культурно-эстетической проектной деятельности в начальной школе, необходимо обращать внимание на критерии оценивания данного вида деятельности. Так, для создания бланка оценки необходимо:
1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам культурно-эстетической деятельности и в равной степени учитывать достижение заявленной цели, степень раскрытия темы проекта, качество выполнения работы, степень творческой самореализации участников проекта, степень сложности задания.
2. Определить шкалу оценки (к примеру, трех-, четырех-, пятибалльную).
3. Описать параметры и уровневые характеристики оценки задания.
Требования к описанию параметров и уровневых характеристик: язык описания должен быть понятен младшим школьникам и позволять определить количественные отличия одного параметра от другого. Для каждого из вышеизложенных критериев следует определить то или иное количество баллов, в сумме составляющих общую оценку творческого «продукта» культурно-эстетической проектной деятельности младших школьников (следует помнить при этом, что эта оценка всегда должна быть положительной, стимулирующей стремление к дальнейшей исследовательской деятельности ребенка). При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах).
Ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утв. Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 окт. 2009 г. № 373. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 15.08.2018).
2. Rogers C. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. Columbus, Ohio, 1969. 358 p.
3. Печко Л.П. Стили искусства: эстетические контексты. Елец ; М., 2010. 195 с.
4. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М., 2004. 253 с.
5. Там же.
6. Там же. С. 47.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
8. Гурина Р.В., Горбунова Н.А. Методические рекомендации к выполнению исследовательского проекта школьниками. Ульяновск, 2015. 38 с.
9. Савенков А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения // Начальная школа. 2012. № 9. С. 54-61.
10. Схабеньски Я. Проект как метод обучения. Самара, 2011. 64 с.
References:
Federal State Educational Standard of Primary General Education approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of October 06, 2009 No. 373 2018, viewed 15 August 2018, <https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf>, (in Russian).
Gurina, RV & Gorbunova, NA 2015, Instructions to school students' research project, Ulyanovsk, 38 p., (in Russian). Pechko, LP 2010, Art styles: aesthetic contexts, Yelets, Moscow, 195 p., (in Russian). Rogers, C 1969, Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, Columbus, Ohio, 358 p. Savenkov, AI 2012, 'Techniques of training research and design in the primary education', Nachal'naya shkola, no. 9, pp. 5461, (in Russian).
Skhabenski, J 2011, Project as a teaching method, Samara, 64 p., (in Russian).
Yusov, BP 2004, Relationship between cultural factors in the development of contemporary artistic thinking of a teacher of Arts, Moscow, 253 p., (in Russian).