ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ «МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА» В ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Елена Власова, главный хранитель фондов
АННОТАЦИЯ: Статья посвящена технологическим аспектам организации и хранения предметов музейных коллекций, образующих исторический интерьер в объектах культурного наследия. На примере коллекций усадьбы Талицы купцов Аигиных раскрываются особенности хранения произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, создания оптимального температурно-влажностного, светового и биологического режима.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музейная коллекция, режим хранения, температурно-влажностный режим, световой режим, биологическая защита, реставрация ОКН.
ABSTRACT: The article is devoted to the technological aspects of the organization and storage of objects of museum collections, forming a historical interior in the objects of cultural heritage. An example of the collections of the Talitsi manor of merchants Aigins reveal the features of storing works of visual and decorative-applied art, creating an optimal temperature-humidity, light and biological regime.
KEYWORDS: museum collection, storage mode, temperature and humidity conditions, light conditions, biological protection, restoration of the objects of cultural heritage.
Возросшее внимание к охране и сохранению памятников, составляющих культурное наследие страны, является следствием государственной политики, исходящей из приоритета историко-культурного потенциала как одного из главных ресурсов консолидации общества. В последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется внимание на всех уровнях государственной власти. Как и любой музей, Международный институт антиквариата занимается сохранением объектов культурного наследия в теоретическом и практическом аспектах. Масштаб научного обеспечения и организации проведения практических мероприятий по сохранению объектов культурного наследия Института и Инвестиционной группы компаний АБС в целом нагляднее всего проявляется в восстановлении зданий исторического центра Казани и усадеб Подмосковья.
Так, в рамках программы губернатора Московской области «Наше Подмосковье» и проекта
«Усадьбы Подмосковья» в ноябре 2013 года ЗАО «Торговый центр «Мегга Парк» на правах льготной аренды с обязательством реставрации была приобретена усадьба В.И. Аигина (вторая половина XIX в.), расположенная в селе Талицы Пушкинского района. Реставрационное задание и разрешение на исследования данного объекта были выданы Министерством культуры Московской области 19 декабря 2013 года, разрешение на первоочередные противоаварийные мероприятия - 27 января 2014 года, разрешение на проведение реставрационных работ - 11 апреля 2014 года (Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. - 2014. - № 2. - С. 54).
Проведенные исторические изыскания, в том числе архивная работа, выявили, что из обширного комплекса усадьбы сохранились главный дом, флигель, конюшни и часть регулярного парка (ил. 1). На момент старта губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья» главный дом
Ил. 1. Сохранившиеся главный дом, флигель, конюшня и часть регулярного парка. Общее фото усадебного комплекса, состояние на ноябрь 2013 года
усадьбы и флигель несколько лет не использовались и находились в аварийном состоянии: отсутствовали дверные и оконные заполнения, наблюдались провалы кровли и т.п. Однако в интерьерах сохранились лепные украшения потолков, инкрустированные филенчатые двери, угловые печи в рабочем состоянии, фрагментарно - мозаичные и паркетные полы (ил. 2.).
В проекте научной реставрации и приспособления усадьбы В.И. Аигина были учтены результаты архивных, архитектурных, инженерных и геодезических исследований. На их основе системно разрабатывались решения по реставрации отдельных объектов и всей усадьбы в целом (там же, - с. 59). Результатом проведенной работы должны были стать не только вос-
становление архитектурного и ландшафтного исторического облика усадебного комплекса, но и воссозданные исторические интерьеры с использованием предметов искусства из Большого собрания изящных искусств АБС. Следовательно, необходимо было создать условия по обеспечению сохранности музейных ценностей. Здание, в котором их планировалось разместить, должно было соответствовать общим правилам хранения, а именно: быть изолированным, каменным, с железобетонными перекрытиями, железной или черепичной кровлей, центральным водяным отоплением и приточ-но-вытяжной вентиляцией, а также отвечать всем требованиям противопожарной безопасности. Исключение могут составлять интерье-
Ил. 2. Сохранившиеся интерьеры усадьбы, состояние на ноябрь 2013 года
8ез1мжмЕждондаоднао институт/отп*в№ияа
(Чир искусств
Ил. 3. Таким главный дом и флигель были через год после начала работ - в ноябре 2014 года
ры «музейного пространства», размещенные в памятнике архитектуры, каким усадьба В.И. Аигина и является. Поэтому, исходя из сложившихся обстоятельств, основным условием, гарантирующим правильное хранение предметов искусства, является хорошее состояние здания в целом, а также его отопительной и вентиляционной систем, что учитывалось в процессе разработки планов по проведению всех необходимых восстановительных работ на объекте. Особое внимание уделялось мерам предохранения внутренних помещений от проникновения в них влаги, предупреждения отсыревания наружных стен здания, для чего проложенные вдоль здания дорожки, мощеные кирпичом или залитые асфальтом, имели уклон, водосточные трубы имели желоба для отвода воды и т.п.
Предпочтение в создании исторического «музейного пространства» из всех сохранившихся построек усадебного комплекса было отдано главному дому усадьбы, поскольку флигель имел деревянный второй этаж (ил. 3).
В процессе реставрации главного дома усадьбы В.И. Аигина был проведен целый комплекс мероприятий по обеспечению сохранности «музейного пространства» согласно «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей», предупреждающей возникновение чрезвычайных ситуаций:
- проведено электрическое освещение как центрального электроснабжения, так и автономной системы аварийного освещения централизованно-группового включения; для дежурной охраны оборудовано дежурное освещение;
- обеспечен круглосуточный противопожарный надзор (под наблюдением пожарной охраны района); оборудован внутренний противопожарный водопровод, снабженный пожарными рука-
вами и брандспойтами; каждое помещение дома оснащено углекислотными (сухими) огнетушителями; назначены ответственные лица за пожарную безопасность, регламентирован перечень их обязанностей; смонтирована электрическая противопожарная сигнализация;
- организована комбинированная охрана «музейного пространства», а также проведена и подключена охранная сигнализация, гарантирующая круглосуточную охрану коллекций и помещений, связанную с городскими организациями УВД; в дневное время задействована специальная служба охраны: смотрители, полиция и т.п. Передача экспозиции от дневной охраны ночной (при закрытии) и наоборот (при открытии) производится ответственным дежурным или материально ответственным лицом (смотрителем);
- все экспозиционные залы снабжены топографическими описями (перечнем экспонатов), схемами их расположения и фотографиями, составленными хранителем и хранящимися у смотрителя, который осуществляет непосредственную охрану залов.
Внешнее и внутреннее обеспечение сохранности и охраны главного дома В.И. Аигина с интерьерами, включающими ценные предметы искусства, является первостепенной задачей, в то время как гарантирование целостности непосредственно самим экспонатам - второстепенной, но не менее важной, так как предметы искусства из БСИИ АБС как предметы материального мира подвержены старению и разрушению. В этом смысле свойство предметов искусства стареть и разрушаться находится в диалектическом противоречии с миссией музея - хранить такой предмет и передавать его будущим поколениям. Замедлить процессы старения и разрушения, по возможно-
сти прекратить их или даже повернуть вспять - небрежное обращение с предметом, веду-
(обновить предмет в процессе реставрации) по- щее к механическим повреждениям;
могает такое направление музейной работы, как - неправильное хранение и использование
хранение музейных фондов. этих предметов до поступления в музей и в са-
Хранение музейных фондов - направле- мом музее.
ние научно-фондовой работы, осуществляе- Разрушение музейных предметов может быть
мое на основе режима хранения и системы также следствием неумелой или неосторожной
хранения с целью обеспечения физической реставрации или несвоевременного ее проведе-
сохранности и доступности для использова- ния.
ния предметов музейного фонда. Задачи музейного хранения состоят в обеспе-
Важнейшие внешние причины разрушения му- чении сохранности музейных ценностей, в защите
зейных предметов (кроме разрушений, вызван- памятников от разрушения и заболевания, защи-
ных техническими авариями и стихийными бед- те от возможных хищения и порчи, а также в соз-
ствиями): дании благоприятных условий для их изучения,
- резкие колебания и нарушение норм темпе- показа и популяризации [1]. Поэтому наиболь-ратуры и влажности; ший интерес представляет для нас обеспечение
- вредное воздействие света или недостаток его; сохранности предметов Большого собрания из- засорение воздуха вредными газами, копо- ящных искусств АБС, размещенных в интерьерах
тью, пылью; объектов культурного наследия - памятниках ар- биологические вредители; хитектуры.
- использование непрочных материалов при Создание интерьеров усадьбы Аигиных для изготовлении предметов (нестойкие краски, не- Международного института антиквариата ста-прочные ткани и т.п.); ло первым опытом такой деятельности. Усадьба
8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа
(Чир искусств
была построена во второй половине XIX века, в этот период в русском и европейском искусстве господствовал стиль историзма. В пользу выбора именно историзма как доминирующего стиля усадьбы Аигиных свидетельствует и то, что для этого купеческого рода, потомки которого были крепостными, эклектизм был более предпочтителен, поскольку производил впечатление на публику, выглядел эффектно и дорого.
Большая часть отобранных предметов меблировки усадьбы Аигиных не является уникальной, однако есть здесь и топовые произведения мебельного искусства, которые могут составить конкуренцию не только отечественным музейным собраниям, но и мировым. В Европе подобных предметов мебели достаточно много и ими активно пользуются в быту по сей день, а вот в России вещи такого уровня чрезвычайно редки. Их можно наблюдать в экспозиционных залах музеев, но не пользоваться ими. Тогда как в усадьбе Аигиных каждый предмет мебели выполняет предназначенные ему функции, служит ее посетителям, а значит живет (ил. 4).
Жемчужинами музейной коллекции усадьбы Аигиных являются великолепные платяные шкафы работы рейнских мастеров XVN-XVШ столетия, аналоги которых можно обнаружить в Менши-
ковском дворце Санкт-Петербурга, в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Причем, один из этих шкафов, созданный в Аугсбурге, стоит прямо в аванзале усадьбы (ил. 5.), демонстрируя уровень художественного убранства главного дома (Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. -2016. - №1(13). - С. 56-66).
Совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания, заключается в режиме хранения, который включает в себя:
- температурно-влажностный режим;
- световой режим;
- мероприятия по защите от загрязнителей воздуха;
- биологический режим;
- мероприятия по защите от механических повреждений;
- защиту в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях [3].
Температурно-влажностный режим. Важнейшим условием правильного хранения музейных фондов является поддержание постоянной необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании. Для достижения
Ил. 5. Аванзала усадьбы Аигиных с платяным шкафом, созданным в Аугсбурге в XVII столетии
ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа «токацулгА 3
(Чир искусств Аг вернуться к содержанию
этих условий отопительный сезон начинается ранней осенью, постепенно увеличивая интенсивность топки, сообразуясь с погодой, и заканчивается поздней весной, постепенно уменьшая ее интенсивность. Перерывы в отоплении не допускаются в целях предупреждения резких колебаний температуры и влажности воздуха в экспозициях [1].
Температура и влажность - факторы, которые в состоянии существенно повлиять на ускорение старения предметов. Сила этого воздействия зависит от материала, из которого изготовлен предмет; сохранности предмета на момент включения в коллекцию; особенностей среды, из которой предмет извлекли в процессе комплектования.
Самый надежный способ обеспечения тем-пературно-влажностного режима - кондиционирование и обеспечение изоляции помещений от воздействий внешней среды (воздухо- и гидроизоляция), т.к. практически в условиях любого типа климата отмечаются сезонные и суточные перепады температуры и влажности. Согласно реставрационному заданию установка кондиционеров в залах с экспозициями и внешних блоков на фасаде здания не подразумевалась, это могло бы исказить внешний облик памятника архитектуры, поэтому были применены более лояльные средства: проветривание, увлажнители (сосуды с водным раствором перманганата калия) в случае пониженной влажности, адсорбенты (силикагель, шерстяная ткань) в случае повышенной влажности (ил. 6).
Ил. 6. Увлажнители для повышения влажности в сухом помещении
Органические материалы (дерево, ткань, кожа, бумага) - гигроскопичны, портятся и при повышенной, и при пониженной влажности: деформируются, химически изменяются и т.д. Повышенная влажность также опасна и для металлов, стекла. Температура вообще является важным фактором сохранности предметов. Так, олово при ^ ниже + 13°С заболевает «оловянной чумой», т.е. в нем происходят необратимые химические изменения, изделия из воска при ^ выше + 25°С необратимо деформируются.
Температура и влажность обычно рассматриваются в комплексе, поскольку они на самом деле взаимосвязаны. Для решения вопроса о подходящем именно данному предмету темпе-ратурно-влажностном режиме учитывается не только материал, из которого изготовлен предмет, но и его устройство, сочетание материалов, структура и сохранность. Например, хранение картин, натянутых на подрамник без крестовин и скосов, в условиях повышенной влажности более опасно, чем картин, подрамники которых имеют данные элементы, т.к. последние менее подвержены деформации. Наличие трещин, сколов усиливает негативное воздействие температуры и влажности. Важно учесть и среду, из которой извлекли предмет. Резкая смена среды бытования предметов из металла, дерева, стекла, цветного камня способна привести к их резкому старению и разрушению. Стекло, металл, извлеченные при археологических работах, следует хранить при пониженной влажности; дерево - при повышенной. В отечественном музееведении разработаны критерии оптимальной температуры и влажности для разных групп материалов (табл. 1) [3].
Соблюдение этих условий возможно только при раздельном хранении предметов, изготовленных из разных групп материалов. При общем хранении применяется комплексный режим. Показатели комплексного режима: температура + 18°С (±1 °С), влажность - 55% (±5%).
В зарубежном музееведении приняты несколько иные нормы. В работе Б. и Г.Д. Лордов «Менеджмент в музейном деле» [2] для умеренного климата рекомендуется относительная влажность 50% (±3%), при допустимом изменении температуры в течение года (постепенном, не более чем на 0,5°С в месяц) зимой - 20-21 °С, летом - 21-24°С. При этом признается, что поддержание такого режима легче всего достижимо в умеренном морском климате в специально построенных новых зданиях с современной системой кондиционирования. В условиях континентально-
8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа
(Чир искусств
Таблица 1
Критерии оптимальной температуры и влажности для. разных групп материалов
Материал (группа материалов) Температура (в °С) Влажность (в %)
Металлы +18 - +20 до 50
Стекло, эмаль, керамика +12 - +20 55-65
Поделочные камни +15 - +18 50-55
Дерево +15 - +18 50-60
Ткань +15 - +18 55-65
Кожа, пергамен, мех +16 - +18 50-60
Кость, рог, черепаха +14 - +15 55-60
Бумага +17 - +19 50-55
Масляная живопись +12 - +18 60-70
Черно-белая фотография +12 40-50
Цветная фотография +5 40-50
го климата и в старых зданиях, используемых как музейные, соблюдение этого стандарта признается сложным. В таком случае рекомендуемые параметры влажности: от 55% летом, до 40% зимой (рекомендуется снижать влажность на 5% каждую весну и осень). В отдельные группы выделяются металл и бумага («несшитые бумажные листы»), которые следует хранить при влажности менее 40%; и объекты, поступившие из тропиков и имеющие высокую гигроскопичность, для которых параметры влажности могут достигать 65%. Отмечается, что по британским стандартам хранения несшитой бумаги рекомендуемая температура колеблется в пределах 13-18°С при влажности 55-65%. Авторы указывают, что в последнее время требования в музеях Великобритании становятся менее жесткими, что связано с политикой экономии энергоресурсов.
Отклонение температурно-влажностного режима от параметров, рекомендуемых для комплексного хранения материалов, в сторону повышения или понижения влажности вызывает следующие изменения: при повышенной влажности возникает набухание и загнивание клея в живописи; при пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т.д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно сильным разрушениям подвержены предметы, при создании которых использовались материалы, обладающие разными коэффициентами расширения: фанерованная и инкрустированная мебель, наборная кость, а также предметы, по-
¡ям;
Г ' " I :
Г Г -
ТТЛ 1
Ил. 7. Гигрометр психрометрический
крытые грунтом и красочными слоями (живопись, скульптура, мебель, деревянная резьба).
Обязательным требованием является постепенность и замедленность происходящих в музее сезонных изменений температурно-влажност-ного режима. Допустимые суточные колебания относительной влажности не должны превышать 5%. Для регистрации температуры и влажности в каждом помещении главного дома с экспозицией установлены психрометры (ил. 7), за показаниями которых следит смотритель, записывая данные в специальную книгу два раза в сутки в одно и то же время. В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях для его увлажнения используются открытые сосуды с водой, помещенные вблизи отопления, благодаря которым при естественном испарении воздух насыщается необходимой влажностью.
Световой режим. Его главная цель - регулирование доступа к предметам световых и ультрафиолетовых лучей. Свет способен вызывать физические и фотохимические изменения. Степень воздействия света на предмет зависит от материала, из которого сделан предмет, окрашен ли предмет искусственно или имеет природный цвет, свето- и цветостойкости красок, использованных для окрашивания, продолжительности и интенсивности воздействия светового излучения.
По светостойкости материалы делят на три группы:
1) с высокой светостойкостью (низкой светочувствительностью): металлы, нецветной камень, гипс, неглазурованная керамика, бесцветное стекло, неокрашенная синтетическая ткань и т.п.;
2) со средней светостойкостью (средней светочувствительностью): кость, кожа, мех, неокрашенные и небеленые натуральные ткани, окрашенная синтетическая ткань, дерево, глазурованная керамика, эмаль, масляная и темперная живопись и т.д.;
3) с низкой светостойкостью (высокой светочувствительностью): фотография, главным образом цветная, а среди цветных - особенно выполненная на фототехнике «Polaroid», акварель, пастель, бумага, беленая и окрашенная натуральная ткань [3].
Чем темнее предмет, тем выше его способность поглощать световые лучи и, следовательно, быть подверженным воздействию света. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый - выцветание (изменение цвета) и невидимый - разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности (ил. 8) [1].
Так как коллекция предметов БСИИ АБС для усадьбы В.И. Аигина состояла в основном из предметов декоративно-прикладного творчества, а именно мебели и масляной живописи, относящихся ко второй группе материалов со средней светостойкостью, то такие материалы требовали особого режима - уменьшение освещенности. Поэтому расположение мебели по отношению к окнам устраивалось таким образом, чтобы предметы не подвергались действию прямых солнечных лучей, для чего все окна здания были оснащены двумя рядами штор: внешним - из плотных тканей темного цвета и внутренним - из тонкой светлой ткани (ил. 9). Во избежание нагрева экспонаты, и прежде всего предметы из органических материалов, расставлялись не менее чем на полтора-два метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием, но при этом не нарушая эстетического убранства самого интерьера.
Ил. 8. Будуар, обставленный мебелью из красного дерева, которая может быть подвержена негативному воздействию прямых солнечных лучей
VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА
(Чир искусств
Ил. 9. Окна, обрамленные двумя рядами штор, препятствующими воздействию прямых солнечных лучей на предметы антиквариата
Для масляной живописи было организовано систематическое искусственное освещение в виде подсветки для предупреждения потемнений покровных слоев и тонировок живописи. Лампы накаливания крепились на таком расстоянии, чтобы также не нагревать поверхности экспоната (ил. 10).
Мероприятия по защите от загрязнителей воздуха. Старение и разрушение музейных предметов происходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от загрязнителей воздуха: пыли, газов (сероводород, аммиак, сернистый газ), озона, сажи, копоти, хлоридов и прочих загрязнителей воздуха - важных факторов окружающей среды, влияющих на сохранность экспонатов. Особенно это касается районов с высокой плотностью транспортных потоков, индустриальных объектов и т.п. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой участка, окружающего музейное здание, и характером засорителей, выбрасываемых в воздушный бассейн близлежащими промышленными предприятиями.
Загрязнение поверхностей предметов сажей, копотью, пылью не только искажает их вид, но и работает как естественный абсорбент (притягивает к себе влагу) и задерживает вредные газы, проникающие в поры и естественные повреждения де-
рева, тканей, бумаги, красочного слоя, что активизирует химические реакции, которые могут привести к разрушению поверхности вещи. Пыль, кроме того, прекрасная среда для размножения биологических вредителей.
Музейные помещения очищаются от пыли с помощью пылесоса, полы протираютсяхорошо отжатой мокрой тряпкой. Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. также регулярно очищается от пыли.
Биологический режим. Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения вызывают микроорганизмы, грибки, насекомые и грызуны.
Микроорганизмы (бактерии и плесень) повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь изделия, выполненные из органических материалов (живопись различных техник, бумага, ткани, кость, дерево и др.). Главным условием предотвращения появления плесени является соблюдение рекомендуемого температурно-влажностного режима. Основная причина появления плесени - повышенная влажность, температура влияет лишь на скорость роста грибков. Особенно энергично грибки развиваются при температуре +20°С - +25°С и относительной влажности воздуха выше 70%. Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени.
Ил. 10. Подсветка живописных произведений
Загрязнение поверхности предметов создает благоприятную среду для развития микроорганизмов. Микроорганизмы на предметах из мрамора, гипса, камня и др. развиваются за счет поверхностных загрязнений, содержащих органические вещества, поэтому следить за чистотой музейных предметов является немаловажным в обеспечении сохранности экспонатов.
Такие насекомые, как жуки-точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики-трухляки, кожееды, моли, сахарные чешуйницы, жуки-притворяшки, а также комнатные мухи и их личинки, повреждают, прежде всего, органические материалы (бумагу, дерево, акварель (в хорошей акварели используется натуральный мед), кожи, пергамент и т.д.), кроме металла, стекла и керамики. Для воспрепятствования появлению этих вредителей также важно соблюдать тем-пературно-влажностный и световоздушный режим.
Коллекции деревянных предметов, подрамники картин, деревянные части изделий и построек, деревянную скульптуру, мебель и плетеные изделия повреждают точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики-трухляки. Наиболее часто встречаются точильщики. Жуки-точильщики откладывают яйца в различные неровности, отверстия и щели в деревянном предмете (ил. 11.). Из яиц выходят личинки, которые вгрызаются в древесину. Из-за малого размера личинок их входное отверстие невооруженным глазом не видно. Личинка развивается внутри древесины несколько лет (не менее двух), не выходя на поверхность. Молодой жук, вышедший из куколки, прогрызает круглое летное отверстие диаметром от 1,5 до 3 мм и при этом выталкивает кучку буровой муки. При появлении на изделии свежих отверстий с кучками или струйками буровой муки его, а также близко стоящие предметы немедленно подвергают дезинфекции с целью уничтожения вредоносных личинок внутри экспоната и профилактических мер, соответственно.
Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой или частой металлической сеткой с ячейками не более 1 мм.
Мероприятия по защите от механических повреждений. Так как в усадьбе Аигиных каждый предмет мебели, не важно в каком столетии он был создан, выполняет предназначенные ему функции, осуществление мер по защите от механических повреждений носит обязательный характер. Так, при переноске картины берут только за подрамник, а подвешивают на прочных шнурах или на металлических полосах с передвижными крючками. Один конец шнура закрепляется на металлической штанге, прикрепленной к верху стены, другой конец пропускается через два кольца, ввинченных в раму картины, а затем завязывается на штанге (ил. 12).
Ил. 11. Личинки жука-точильщика
Ил. 12. Крепления для подвешивания картины
Произведения живописи подвергаются систематическому осмотру и уходу. Периодически с картин, экспонируемых в «музейном пространстве», удаляется пыль широким беличьим флейцем с длинным ворсом или сухой бархатной подушкой без нажима на живописную поверхность произведений. С оборота холста пыль удаляют пылесосом со щетками с длинным ворсом. Уборка помещения и особенно удаление пыли с картин во избежание каких-либо повреждений производится под руководством смотрителя.
Что касается предметов мебели, то недопустимо передвигать экспонаты, в особенности тяжелые, непосредственно по полу во избежание поломки ножек, деформации каркаса и повреждения паркетной доски. Не следует также переносить мебель, приподнимая ее за отдельные хрупкие части (спинки, локотники и т.п.). Ножки
8£С1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа
(Чир искусств
Ил. 13. Предупреждение механических повреждений на паркетной доске и блестящей поверхности полированных предметов
мебели, не имеющие роликов, должны быть подклеены байкой. При необходимости поставить на мебель какие-либо предметы (вазы, часы, настольные украшения, фотографию в рамке и т.д.) нижнюю часть устанавливаемого предмета изолируют от поверхности мебели также прокладкой из байки (ил. 13.). От механических повреждений страдают, главным образом, тонкие, хрупкие части разных работ, точеных предметов, позолота с левкасом и блестящая поверхность полированных предметов.
Удаление пыли с деревянных предметов, в том числе полированных, с резьбой, позолотой, по-лихромной росписью, производится только мягкими флейцами с обернутой марлей обоймой при одновременном использовании пылесоса. Наконечник пылесоса оснащается мягкой насадкой, которая не должна касаться поверхности предмета. Удаление пыли тряпками, подушечками
из замши не допускается. Уборка пыли с обивки производится пылесосом с насадкой в виде щетки с мягким волосом, которая должна касаться очищаемой мебели легко, без нажима.
Защита в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях являлась первоочередной мерой при воссоздании объекта культурного наследия -усадьбы В.И. Аигина при проведении противоава-рийных (от 27.01.2014) и реставрационных работ (от 11.04.2014) и включала разработку мер по противопожарной безопасности, наблюдению за системами водоснабжения и отопления, поддержанию в хорошем состоянии музейного здания, а также разработку схем действий в чрезвычайных ситуациях, оснащение музейных помещений противопожарным инвентарем, системами автоматического пожаротушения, противопожарной и охранной сигнализацией; режима охраны от хищений и иных посягательств на имущество музеев.
Список использованных источников:
1. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утверждена приказом Минкультуры СССР от 17 июля 1985 г. № 29017 июля 1985 г. №290//Музейные и околомузейные законы // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://museumlaw.ru/1037.html (дата обращения 12.03.2018)
2. Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле.-М.: Логос, 2002.-256 с.
3. Поправко Е.А. Музееведение: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://abc.vvsu.ru/books/ muzeebed/page0008.asp (дата обращения 12.03.2018)