УДК 069.44
Е. Е. Свердлова
ПРОБЛЕМЫ ХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ В ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ
Рассматривается проблема хранения произведений живописи. Анализируются факторы опасности этого процесса: нарушение режима температуры и влажности, освещения, наличие аэрозолей, механические повреждения. Даются рекомендации для летнего периода в условиях приморского климата.
Ключевые слова: пигменты, гигроскопичность, биодеструкторы, кракелюр.
The problems of keeping museum exhibits in the Primorye State Art Gallery. ELENA E. SVERDLOVA (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).
Древнегреческие живописцы, по свидетельству Плиния, пользовались четырьмя красками: белой, желтой, красной и черной. Во времена самого Плиния (I в.) ассортимент пигментов (красителей) доходил до 20 [1, с. 40].
Впервые химические исследования пигментов были проведены в XVIII в., когда при раскопке Геркуланума и Помпеи были обнаружены росписи настенной живописи. В этом веке и позднее изучение традиционных пигментов сопровождалось созданием новых красок. В 1815 г. английский химик и физик Г. Дэви опубликовал результаты своего исследования состава красок древности. Такие великие открытия XIX в., как микроскоп и фотография, позволили усовершенствовать дальнейшую работу в этой области. Изучение материалов и техники живописи старых мастеров проводилось также по письменным источникам античности, средневековья, Возрождения и Нового времени.
В XIX в. недостаток профессиональных знаний у европейских живописцев, главным образом в технике письма и в отношении используемых материалов, приводил к тому, что полотна стали преждевременно разрушаться. Луи Пастер, художник и ученый, первым стал применять способ химического анализа. Его знакомство со старинными руководствами по технике живописи позволило раскрыть «тайну старых мастеров» и заложило основу технологии живописи. Знание процесса ее развития необходимо и живописцу, и музейному хранителю, и реставратору, и историку искусства.
Благодаря открытию в первой трети ХХ в. исследовательских лабораторий в крупнейших музеях мира: Бостоне (Музей изящных искусств), музее Метрополитен, Лондонской национальной галерее - в технологии живописи произошли грандиозные изменения. Важным событием этого периода, подытожившим накопленные знания, стала созванная Международной службой музеев в 1930 г. Международная конференция по изучению методов, применяемых для исследования и консервации художественных произведений (фотографирование, люминесцентный анализ, микрохимический анализ пигментов, физикохимические анализы).
Не осталась в стороне от этих новаций и Россия. В 1920 г. в Москве была создана Художественнолабораторная секция, открыты исследовательские разделы при Государственной Третьяковской галерее, Русском государственном музее.
Техника живописи - понятие сложное, оно включает навыки, способы и приемы использования материалов определенного качества [1]. Имеются в виду используемый материал (связующее вещество) красок - энкаустика (воск), техника масляной живописи (масло) и способ нанесения красок: «многослойная» техника, техника «аля-прима». Можно обратить внимание на технику отдельных мастеров. Комплексные исследования, практический опыт, знание технологии данного вида искусства в историческом аспекте позволяют не только правильно проанализировать и составить описание картины, но и замедлить естественный процесс старения полотна.
Приморской государственной картинной галерее (ПГКГ) принадлежат уникальные произведения XIV, XVI, XIX вв. русских и западноевропейских художников. Украшением коллекции являются произведения
СВЕРДЛОВА Евгения Егоровна, старший научный сотрудник отдела хранения (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: [email protected]
© Свердлова Е.Е., 2009
знаменитого рубежа веков (конец XIX - начало ХХ в.), представленного именами И.Е. Репина, В.А. Серова,
Н.И. Фешина. Сохранить и продлить очарование прекрасных полотен старинных мастеров - живописцев и представителей современной художественной школы - благородная задача нашего музея. Вот почему хранению коллекции здесь уделяется большое внимание. Создание оптимально благоприятных условий, постоянный контроль над влажностью, освещением, чистотой воздуха, вентилируемостью помещений, микроклиматом (с помощью витрин) для иконописных произведений и ряд других мероприятий -немаловажная часть работы музейных хранителей.
Основные факторы, влияющие на сохранность полотен, - температура и влажность. Каждый структурный элемент живописи наряду с прочими физико-химическими свойствами обладает гигроскопичностью, т.е. способностью поглощать влагу из воздуха при одних условиях и отдавать ее при других [4]. Количество поглощаемой или отдаваемой материалом влаги определяется его свойствами, а также температурой и относительной влажностью воздуха. Содержание в материале влаги во многом определяет степень старения экспоната, интенсивность биоповреждений, деформации и разрушения живописи. Изменение влажности вызывает изменения линейных и объемных размеров материала (дерева, холста, картона), что приводит к возникновению так называемых внутренних напряжений (например, из-за того, что внизу полотна воды больше, чем в верхней части). Это особенно актуально в отношении пограничных участков, где соединяются разные по уровню гигроскопичности материалы, например на границах красочного слоя с грунтом или грунта с доской. Влажность ускоряет процессы деструкции материалов, ведет к выцветанию красителей, повышает газо- и паропроницаемость гидрофильных материалов, оказывая косвенное воздействие на скорость химических реакций.
Таким образом, изменения температуры и влажности среды представляют наиболее серьезную опасность для живописи. Поэтому основное правило, которое должно соблюдаться, - это сведение к минимуму процессов влагообмена, достижение термодинамического равновесия материалов для сохранения необходимого, присущего им количества влаги.
В живописи на холсте используют клеевые, масляные и эмульсионные грунты. Наиболее гигроскопичен клеевой грунт, а наиболее гидрофобен - масляный [4].
Помимо температуры и влажности существует немало факторов, влияющих на сохранность картин, например свет. Без света в темном помещении живописные полотна сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. Особенно интенсивно темнеют картины, содержащие свинец (свинцовые белила). Свет восстанавливает цвет почерневших свинцовых красок. Кроме того, в темном помещении интенсивнее происходит развитие биодеструкторов (т.е. различных микроорганизмов, например плесени) [2]. Поэтому крайне важно размещать живописные произведения в достаточно светлых помещениях.
Отрицательную роль в сохранности экспонатов может играть источник света. В помещениях с непрямым, рассеянным светом, с лампами накаливания и люминесцентными наибольшим разрушительным воздействием обладают естественный свет (прямой) и люминесцентные лампы. Поэтому важно соблюдать световой режим.
На сохранность музейных экспонатов влияет также состав воздуха. Загрязненный газами, дымом и пылью воздух, проникая в музейные здания, отрицательно сказывается на сохранности музейных предметов. Различные газы: сернистый (802), аммиак (МЫ3), озон, и двуокись азота (М02) - обесцвечивают пигменты, а также разрушают нестойкие лаки из натуральных смол [1].
Крошечные твердые частицы, находящиеся в неподвижном воздухе во взвешенном состоянии, -аэрозоли, соприкасаясь с живописной поверхностью, пристают к ней, образуя слой грязи, который очень трудно удалить. Содержащаяся в воздухе пыль состоит из мелких частиц почвы и других веществ органического и неорганического происхождения. Она попадает в помещение через двери, окна, отверстия вентиляторов и заносится на подошвах обуви посетителями. Пыль проникает сквозь щели в шкафы и витрины, а более крупные частицы, оседая на живописной поверхности, вызывают мельчайшие, вначале незаметные царапины. Пыль, что скапливается на обороте картины, может способствовать развитию плесневых грибов и различных бактерий. А под действием тепла в отопительный сезон она становится клейкой и очень трудно удаляется.
Близость моря также негативно сказывается на коллекции, так как в морской воде содержится хлористый натрий и другие соли, которые, попадая на живописную поверхность, приводят к повышению влажности полотна.
Опасны и различные механические повреждения - последствия неосторожного обращения с картинами. В музеях постоянно происходят перемещения экспонатов: перевеска, перевозка, упаковка, поэтому всегда присутствует риск нанесения механических повреждений, особенно для картин на холсте. Даже от толчка, грубого прикосновения, резкого удара могут остаться вмятины, продавленности, а иногда и разрывы холста. Результатом подобных явлений становится образование сферического или паутинообразного кракелюра (поверхностное нарушение живописного слоя в виде трещин различной конфигурации) на месте удара, осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Типичным видом повреждения красочного слоя живописи
являются царапины. Подобные повреждения возникают и при неправильном размещении картин в запасниках, в частности когда картины составлены штабелями [3].
Сломы красочного слоя могут быть результатом непрофессиональной натяжки холста на подрамник или небрежного изготовления самого подрамника.
В целом, как мы убедились, хранение живописных произведений требует обеспечения многих условий, немаловажных для комфортного местопребывания экспонатов в музее.
В 2002 г. Приморская государственная картинная галерея перевела часть коллекции (живопись и графика) - примерно 1200 единиц - в филиал, так как головное здание ремонтировалось. Помещения филиала уже были отремонтированы, снаружи проведены дренажные работы, что позволило отвести грунтовые воды от фундамента, а хранилища и экспозиционные залы оборудованы кондиционерами и оснащены приборами для осушения и увлажнения воздуха.
Шпалерная развеска, которую мы в данное время из-за ремонта вынужденно используем (она позволяет вместить большое количество произведений) для экспозиции классического искусства, обеспечивает должное хранение (в частности, естественную вентиляцию экспонатов) и доступность для посещений.
В зале классического искусства, который не оснащен автоматической системой обеспечения микроклимата, для поддержания нормального режима необходимо строго регулировать количество посетителей (каждый человек является дополнительным источником тепла и влаги) и время их пребывания в зале, особенно в летний период, сезон дождей, для которого характерна повышенная влажность (критической для холстов является 74-процентная влажность).
Степень сохранности всех экспонатов фиксируется в музейной документации. Реставратор регулярно проводит осмотры произведений, находящихся в хранениях и экспозиционных залах. Если картину выдают на выставку или иные цели, то составляют акты с подробным описанием состояния музейных предметов в этот момент и после возвращения [3].
Хранение музейных экспонатов включает комплекс мер различного характера. Это не только контроль состояния предметов, но и возможность его защиты от негативных физико-химических реакций, процесс которых можно замедлить, тем самым продлив жизнь шедевру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи / под ред. Ю.И.
Гренберга. М.: Изобразит. искусство, 1987. 392 с.
2. Реставрация и хранение музейных художественных ценностей: реферат. сб. Вып. 2. М., 1974. 118 с.
3. Актуальные проблемы фондовой работы музеев: сб. тр. М.: Полиграфист, 1978. 202 с.
4. Проблемы хранения и реставрации экспонатов в художественном музее: науч.-практ. семинар. СПб., 2000. 95 с.